Таблица по истории культура просвещения. Основные принципы европейского просвещения

Автор: Боряев Артем, ученик 7б класса
МБУ лицея №19 г.Тольятти

Литература

В любом литературном произведении эпохи Просвещения
соблюдается три условия: занимательность сюжета,
поучительность и иносказательный характер
повествования.
Появился новый жанр романа - эпос частной жизни
отдельного человека. Человек интересует сам по себе, вне
его общественного положения
Расцвет жанра социально-бытового нравоучительного
романа воспитания.
Становление героя, который много ошибается, но всё же
делает выбор в пользу добра. Вера в человеческие силы.
Способность принимать ответственные решения и
добиваться поставленных целей
Первостепенная роль в восприятии мира отводится к
ощущениям.

Даниэль Дефо (1660-1731)

Талантливый английский писатель,
публицист и издатель, написал более 500
книг, памфлетов и журналов на разные
темы (политика, экономика, криминал,
религия, брак, психология, и др.)
Основателей английского романа и
экономической журналистики
Руководитель разведслужб Британии
Самая высокая степень
Делец с авантюристической жилкой
человеческой мудрости - это умение
приспособиться к обстоятельствам
Сидел в тюрьме и был у позорного
и сохранять спокойствие вопреки
внешним грозам.
столба за панфлет- издёвку над церковью
Пропагандировал буржуазное здравомыслие, выступал
в защиту веротерпимости, свободы вероисповедания и
свободы слова.

Роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Бессмертный роман в 3 частях
(успех имела только 1часть),
написан как вымышленная
автобиография, моряка из Йорка,
который, после крушения судна,
провёл 28 лет на необитаемом
острове, где столкнулся с
различными трудностями и
опасностями. События записаны в
форме воспоминаний и создают
реалистичную картину.
Главная идея романа: «Человек может всё»

Джонатан Свифт (1667-1745)

Англо-ирландский писательсатирик, публицист, поэт, философ и
общественный деятель.
Декан собора Святого Патрика
Защитник прав простых ирландцев
Критически относился ко многие
идеалам просветителей, видел, что
их благородные идеи не изменили
людей, не искоренили пороки, а
буржуазное общество далеко от
совершенства.

Роман «Путешествий Гулливера»

«Путешествия Гулливера» -
высшее достижение Свифта,
Подобно всем подлинным
сатирикам, Свифт – прежде всего
моралист, обличающий порочность
и глупость рода человеческого во
имя добродетели и здравого смысла.
Свифта раздражало буржуазное
благополучие, отсюда и
назидательность, нравоучительный
характер его произведений.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799)

Знаменитый французский драматург и
публицист.
В своих произведениях Бомарше
высмеивает:
Боролся со всеми формами угнетения,
несправедливости, тирании.
Доказывал насколько устарело и
несправедливо французское
Все выдающиеся люди
выходят из третьего сословия…»
судопроизводство
Обличал весь общественный строй, сословные
привилегии, законы, режим абсолютной монархии.
Его личный протест носил социальный характер

Афоризмы из произведений

Глупость и тщеславие - неразлучные подруги.
Жить - это бороться; бороться - это жить
А что, если я лучше своей репутации?
Честные люди любят женщин, обманщики обожают их.
Он честен ровно настолько, чтобы не быть повешенным.
Что такое дворянин? Это человек, который дал себе лишь
труд родиться.
Прежде я говорил вам все, а теперь я ничего от вас не
скрываю.
По моему разумению, если начальство не делает нам зла,
то это уже немалое благо.
Пить, когда никакой жажды нет, и во всякое время
заниматься любовью - только этим мы и отличаемся от
других животных.

Лучшие произведения
Безумный день, или
Женитьба Фигаро
Шедевр сценического
Севильский
цирюльник
Обвинительный
акт против
общества и
его устоев.
искусства.
Общественный
политическим акт
Людовика XVI сказал: «Если
быть последовательным, то,
чтобы допустить
постановку этой пьесы,
нужно разрушить Бастилию.
Этот человек глумится над
всем, что должно уважать в
государстве».
Преступная мать, или
Второй Тартюф
Высмеял аристократию и
развенчал ее, противопоставив
ей образ человека из народа,
который уже чувствует свою
силу и требует уважения к себе,
к своему достоинству
9

Фридрих Шиллер (1759-1805)

Немецкий поэт, философ,
историк, теоретик искусства и
драматург, представитель
романтического направления в
литературе, профессор истории
и военный врач
Вошел в историю мировой
литературы как пламенный
защитник человеческой
личности.

Лучшие произведения

1781- «Разбойники».
1784 - «Коварство и любовь»
1799 - драматическая
трилогия «Валленштейн»
1800 - «Мария Стюарт»
1801 - «Орлеанская дева»
1804- «Вильгельм Телль»

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832)

Немецкий поэт, основоположник
немецкой литературы Нового времени,
мыслитель и естествоиспытатель.
Лидер литературного бунта против
принципов теоретиков Просвещения.
Устроитель балов, маскарадов,
розыгрышей, любительских спектаклей,
охот и пикников, попечитель парков,
архитектурных памятников и музеев
Член герцогского Тайного совета
Государственный министром (ведал прокладкой дорог,
набором рекрутов, государственными финансами,
общественными работами, горнорудными проектами)

Лучшие произведения

Трагедия «Фауст»
Знаменитая трагедия,
классика поэтического жанра
Рассказывает о судьбе
Фауста, который влачит
пессимистическое
существование и глубоко
разочарован в жизни.
Потерявший всякий смысл
жизни Фауст продает душу
ради вкушения плодов мирских
удовольствий.
… Жизни годы
Прошли недаром; ясен предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!

Живопись

Для живописи первой половины XVIII в.
характерна стилизация под греческое искусство,
внесла в художественную палитру героизацию и
некоторое романтизм
Сюжеты - только любовные, эротические
Любимые герои - нимфы, вакханки, Дианы.
Венеры, осуществляющих свои бесконечные
"триумфы" и "туалеты"
Стили: барокко, классицизм, рококо,
сентиментализм

Франсуа Буше (1703-1770)

Один из самых ярких художников рококо
Главная тема творчества: удовольствие,
наслаждение прелестями жизни, ее
идиллическое восприятие
Академик, профессор, директором
Академии.
Иллюстратор, оформитель театральных
постановок, декоратор королевских
дворцов, первый живописец короля
Отразил вкусы и настроения эпохи Людовика XV
Его произведения полны света и воздуха, чувственности и
легкой загадочной иронии, наполнены ощущением неги и
наслаждения.

Пейзаж в окрестностях Бове
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Художник в мастерской.
Автопортрет

Мадам Помпадур
Старая Пинакотека, Мюнхен

Триумф Венеры
Национальный музей, Стокгольм

Антуан Ватто (1684-1721)

Французский живописец и рисовальщик,
основоположник и крупнейший мастер
стиля рококо
Главная тема: «галантные празднества»,
мир поэтических мечтаний, балов и
маскарадов.
Лучшие произведения:
«Савояр с сурком», Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Праздник любви», «Общество в парке», Дрезден
«Бивак», Государственный музей изобразительных искусств, Москва
«Затруднительное предложение»,
«Капризница», Эрмитаж, Санкт-Петербург
«Меццетен», Метрополитен-музей
«Паломничество на остров Киферу», «Жиль», Лувр, Париж
«Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена», Картинная галерея, Берлин-Далем.

Затруднительное положение
Танец
Радости жизни

Отдых на охоте
Венецианский праздник

Уильям Хогарт (1697 – 1764)

Английский художник, основатель и
крупный представитель национальной
школы живописи, иллюстратор, автор
сатирических гравюр, открыватель
новых жанров в живописи и графике.
Многие свои произведения художник,
испытавший на себе влияние идей
философов Просвещения, подчинил
задаче воспитания с помощью
художественного творчества
нравственного начала в человеке и
искоренения пороков.

Модный брак.
Заключение брачного контракта
The fishing party
Дети Грэхэм

Автопортрет с собачкой
Галерея Тейт, Лондон
Девушка с креветками
Национальная галерея, Лондон

Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779)

Французский живописец
Мастер натюрморта и жанровых
композиций, советник и казначей
Академии художеств
Главная тема его работ
повседневная домашняя жизнь
парижских обывателей, переданная
в спокойной, задушевной,
реалистической манере.

С рынка
Лувр, Париж
Кухарка
Национальная галерея искусств,
Вашингтон

Прачка
Серебряный кубок
Натюрморт с атрибутами
искусств
Прачка

Жак Оноре Фрагонар (1732-1806)

Французский художник, яркий
представитель рококо.
Тонкий колорит, остроумная
образность и лёгкое,
непринуждённое письмо придают
его работам неотразимую
живость; при этом даже самые
эротические сюжеты никогда не
кажутся вульгарными

"Поцелуй украдкой.
Девушка с сурком

Качели
Читающая молодая женщина

Жан Батист Грёз (1725-1805)

Знаменитый французский
живописец-жанрист и портретист
В жанре семейного быта ему нет
равных во французской живописи.
Хотя картинные сцены банальны,
сентиментальны и театральны, но
фигуры на них сгруппированы
в совершенстве
Его портреты полны сходства,
жизни, выразительности, чувства.
Женские головки хотя и носят
печать слишком искусственной,
преувеличенной выразительности,
но они необыкновенно грациозны.

Портрет мальчика
Маленький мальчик

Гитарист
Балованное дитя
Отцовское проклятие
Лувр, Париж

Жан-Антуан Гудон (1741-1828)

Французский скульптор,
выдающийся мастер
психологического портрета
Умел передать характер своей
модели посредством тщательно
выбранной позы, экспрессивного
выражения лица и прямолинейного
взгляда. Для большей
непосредственности впечатления
отказывался от тщательной отделки
статуй, сохраняя следы своего резца
Среди характерных деталей его
скульптурных портретов - красивые
и эффектные складки одежды.

Вольтер
Б.Франклин
В мастерской скульптора
Портрет жены
Жан Жак Руссо

Рейнольдс Джошуа (1723-1792)

Английский исторический и
портретный живописец
Теоретик искусства
Первый президент Королевской
академии художеств
Член лондонского королевского
общества.
Член Общества дилетантов,
созданного с целью изучения
античного искусства.

де Бофор
Возвращение крестьян с рынка
Портрет Джорджианы,
герцогини Девонширской

Музыка

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет
музыкального искусства.
Опера становится синтетическим искусством,
соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное
драматическое действие.
На высшую ступень классического искусства вышла
инструментальную музыку.
Расцвет комической оперы.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791)

Величайший гений мирового
музыкального искусства
Обладатель феноменального
музыкального слуха, памятью и
способностью к импровизации
Во всех музыкальных формах своего
времени достиг наивысшего успеха
(симфония, концерт, дивертисмент и
квартет, опера и месса, соната и трио).
Создателем более 600 произведений
Серенада №13 Творчество Моцарта явилось высшим
выражением прогрессивных достижений
музыкальной культуры его времени.

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)

Австрийский композитор
Представитель венской
классической школы
Один из основоположников
симфонического жанра и
струнный квартет.
Его музыкальное наследие
включает более 100 крупных
произведений и сотни небольших
работ.
Серенада

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Немецкий композитор,
представитель эпохи барокко
Органист-виртуоз
Музыкальный педагог
Написал более 1000 произведений
При жизни его произведения
казались светскому обществу
слишком серьёзными, а церковь
отвергала их из-за недостаточно
богобоязненного характера
Токката и фуга ре минор

Людвиг ван Бетховен (1770-1827)

Лунная соната
Немецкий композитор и пианист
Представитель «венской
классической школы»
Писал во всех жанрах, включая
оперу, музыку к спектаклям,
хоровые сочинения
Самым значительным в его
наследии считаются
инструментальные произведения:
фортепианные, скрипичные и
виолончельные сонаты, концерты
для фортепиано, для скрипки,
квартеты, увертюры, симфонии.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МИР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение Ельнинская средняя школа №1 имени М.И. Глинки Презентация к уроку по ВЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ для 7 классаучителя истории Орловой М.В. г. Ельня, 2016г. Мир художественной культуры Просвещения. ТИП урока: комбинированный.Цели урока: образовательная. 1. Учащиеся узнают, что 18 век - яркая страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы стремились к просвещению людей, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы, с помощью своих произведений они утверждали могущество Разума, веру в способность человека выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. 2. Познакомить учащихся с великими личностями и их творчеством. 3. Показать развитие идей гуманизма на примерах литературы, живописи, музыки. Развивающая цель урока Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и мотивацию к самоанализу Развивать гуманистическое мировоззрение. 3.Развитие эстетических чувств. Воспитательная цель урока ПРОДОЛЖИТЬ формировать у учащихся основы культуры учебного труда. Использовать потенциал искусства как средства духовно –нравственного развития личности. Оборудование и литература. 1. Интернет.2. Интерактивная доска или проектор3. Сотовый телефон.4.Учебник. А. Я. Юдовская, ПА Баранов,Л.М.Ванюшкина ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ НОВОГОВРЕМЕНИ 1500-1800, 7 класс, Москва «Просвещение» 2014г. ХОД УРОКА. I. ЭТАП. Проверка домашнего задания.Фронтально(постараться ответить как можно больше раз и наиболее полно, работа за баллы и наоборот, если ответ не верный, то балл отнимается), приветствуются дополнения ответов учеников.1.Дать понятие «ПРОСВЕЩЕНИЕ», какие идеи отличали эту эпоху от средневекового мировоззрения?2.Что объединяет ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ И ГУМАНИСТОВ эпохи Возрождения? 3.Какое место они отводят человеку на земле?4.Назовите Просветителей 18 века.5.Вывод: почему ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ называют наследниками гуманистов эпохи Возрождения? Индивидуальное задание. 1.В чем мыслители эпохи Просвещения видели причину всех бед и несчастий?2.А путь к их преодолению они видели в………….. ………… …….. 3.Они требовали ………….. перед законом, неприкосновенности………, невмешательства………..в светскую жизнь, ………..печати. Ответить на вопрос класса.Оценка. Проверка домашней таблицы: «Великие просветители Европы» Оценить ответ по памятке оценки ответа(дополнить, исправить, дополнительный вопрос)Сдать на проверку Доклады и Рефераты(по желанию)Переход к новой теме: Мыслителей 18 века отличала вера в неисчерпаемые возможности человека. Сегодня на уроке мы сможем решить какие задачи на ваш взгляд? ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ УЧЕНИКАМИ: 1)как звали новых деятелей, в какой стране они жили и как выражали свои идеи нового времени?2)как музыканты, живописцы и писатели учили людей поверить в собственные силы, стать ответственным, добиваться поставленных целей? II ЭТАП. ПИСАТЕЛИ. Даниель Дефо (1660 -1731), Англия. Узнаёте героя на необитаемом острове? Задание: стр. 195. Какими качествами наделил автор Даниель Дефо своего героя, благодаря чему, Робинзон стал очень известным? ДЕФО НАДЕЛИЛ СВОЕГО ГЕРОЯ ДЕЛОВИТОСТЬЮ, ТРУДОЛЮБИЕМ, ВЕРОЙ В СОБСТВЕННЫЕ СИЛЫ. Джонатан Свифт (1667-1747). Ирландия. Задание: с.196 Почему Джонатан Свифт решил написать пародию? Свифт критически относился ко многим идеалам просветителей, видел, что их благородные идеи не изменили людей к лучшему, не искоренили пороки. Свифт решил написать пародию и высмеять пороки того общества. Страна Лилипутия –карикатура на современнуюписателю Англию Пьер Огюстен Карон де Бомарше(1732-1799). Франция. «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену» Вот так сильно Людовик Х\// возненавидел«Женитьбу Фигаро», ведь автор в уста героя вложил острые словечки, «вышучивал глупцов,не робел перед злыми, смеялся своей нищете», но никогда не предавал человеческого достоинства.Острые словечки героя высмеивали аристократов и парижская театральная публика разносила их по городуА через несколько лет рухнули стены ненавистной тюрьмы Бастилии. Памятник Ф. Шиллеру и И.В. Гёте. Неудовлетворенность достигнутым в раздробленной Германии, борьба за идеалы 1.Что их объединяет? На с 198 найдём ответ. Живопись. Отправляемся на экскурсию в картинную галерею. У.Хогарт Ж.Давид Ж. Шарден Ф.Буше А.Ватто Франсуа Буше(1703-1707).Франция. «Пейзаж в окрестностях Бове» Задание: стр. 199 .Как звали короля, для которого он писал эти легкие пейзажи? Они были далеки от реальной жизни, нонеплохо украшали интерьер с золоченой мебелью. Это время Франсуа Буше, «первого живописца короля», отразившего вкусы и настроения аристократического общества эпохи Людовика XI Антуан Ватто (1684 -1721) . Франция. «ЗатруднительноеПредложение».Между дамой и её кавалером произо-шла размолвка икрасавица вот-вотуйдёт. Юноша в сто-роне -над ними под-смеивается. Картинуприобрела Екатерина // Уильям Хогарт (1697-1764). Англия. «Автопортрет» безо всяких прикрас, в халате. Заключение брачного контракта. О нравах того общества картина о заключении брака. Критика брака по расчету между обедневшей знатью и купечеством- вот основная идея Хогарта.Хотя на стенах помещения дорогие картины, в наследство сыну- лишь долги.Брак по расчёту стал в Англии очень модным: между представителями обедневшей или разорившейся знати и купечества Одни получали богатство, другие-породнится с аристократическим родом. Лишь молодых не спросят, какого их мнение, главное-быстрее состряпать контракт. Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779). Франция. «Возвраще-ние с рынка». Картина о быте. Натюрморт с атрибутами искусств. По заказу Екатерины II. Создан дляПетербургской Академии художеств. ЗАДАНИЕ: С.201-202 Что изображено на столе художника? Меркурий, медаль, чертежи,палитра, кисти-всё со смыслом, но каким? Жак Луи Давид (1748-1825)Франция. Задание:с.202. Как называется картина? Исторический сюжет? Музыкальные перекрёстки Европы. Тест. Слушаем музыку, которая специально звучала перед началом урока. С.203 в помощь. Установить соответствие. 1. «Лунная соната» о несчастной любви. 1. Моцарт.2. «Страсти по Матфею»на сюжет о последних днях Иисуса. Матфей-апостол, евангелист. 2.Бетховен.3. «Реквием» о жизни и смерти исполняется в церкви в память умер- шего. Первого его испол- нения автор так и не дож- дался. 3. Бах. 1-2 2-3 3-1 Домашнее задание. Давайте зачитаем последнее предложение-вывод, обратим внимание на вопросы на с.204 и запишем задание: параграф 21, вопросы, а рефераты, доклады - по желанию. III ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ЗАДАЧИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ УЧЕНИКАМИ ПЕРЕД ИЗУЧЕНИЕМ НОВОЙ ТЕМЫ: 1)как звали новых деятелей, в какой стране они жили и как выражали свои идеи нового времени?2)как музыканты, живописцы и писатели учили людей поверить в собственные силы, стать ответственным, добиваться поставленных целей?3) НАСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫЙ БЫЛ УРОК ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ ВАС?


Приложенные файлы

ТЕМА: Мир художественной культуры Просвещения.

Цель урока: знакомство с великими писателями, музыкантами, художниками Европы эпохи Просвещения.

Задачи урока:

    Закрепить мировоззренческие установки эпохи Просвещения;

    Формировать и развивать умение работать с различными информационными источниками, использовать их при подготовке ответов на вопросы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Педагогическая технология: технология проблемного обучения, кластер, групповая работа.

Планируемые результаты

Осмысливают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; проявляют способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Умеют самостоятельно определять цели и составлять планы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную деятельность, использовать различные ресурсы для достижения целей.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь своим соседям по группе, гостям, теперь садитесь и пожелайте своим одноклассникам успешной работы.

II . Этап мотивации.

XVIII век, историю которого мы начали изучать, историки назвали эпохой Просвещения и временем преобразований. На прошлом уроке мы говорили о переменах в обществе, которые были предупреждены мыслителями-вольнодумцами, впоследствии названных просветителями.

А теперь вспомните, кого называли просветителями? ( Просветитель - человек, занимающийся , распространением знаний)

- Назовите имя одного из просветителей?

Тему нашего сегодняшнего урока вам помогут определить три подсказки.

И первую подсказку даст нам Ершова Арина. (Стихотворение Пушкина «О сколько нам открытий чудных»+музыка)

Вторая подсказка: слайд с портретом Моцарта.

Третья: слайд с картиной.

Исходя из этого, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Дети формулируют тему урока и ставят задачи.

III. Изучение нового материала.

Групповая работа с различными источниками информации. Заполнить кластер «Деятели Просвещения». Каждая группа выполняет задание, по истечении 13 минут представляет отчет о проделанной работе.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Каждая группа представляет своего деятеля, остальные заполняют по нему табличку.

Взаимооценка:

- Исходя из того, что нужно было сделать в заданиях, как вы считаете вам удалось получить результат?

- Вы справились с поставленной задачей полностью?

Физкультминутка

(Да – хлопаем, нет – встаем и объясняем, почему нет)

    В Англии во время буржуазной революции существовало два движения протеста – левеллеры и диггеры (да)

    Случалось так, что солдаты силой сгоняли диггеров с земли и сжигали их дома (да)

    В ряды левеллеров – уравнителей – вступали в основном крестьяне (нет)

    Оливер Кромвель - это предводитель диггеров (нет)

    Установившаяся в Англии церковь стала называться англиканской (да).

    В Англии возникли две партии – тори и виги (да)

    Реформация не была одной из причин тридцатилетней войны, так как между католиками и протестантами не было противоречий (нет)

    Одной из причин тридцатилетней войны стал раздел колоний (да)

    Испанский король выступал за независимость национальных государств (нет)

    В тридцатилетней войне участвовали не отдельные государства, а коалиции государств (да)

IV. Работа с таблицей. Закрепление.

Обмен таблицами и заполнение (дети составляют пару, затем меняются партнерами, 2 минуты на каждую пару).

Давайте послушаем сообщения о еще двух деятелях эпохи Просвещения (опережающее задание).

Проверка д\з « Мыслители Эпохи Просвещения»

Задание: Соедини, ответ запиши в таблицу

Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

1 . Вольтер

1 . Англия

1 . Феодальный порядок нарушает права личной свободы и частной собственности

2 .Монтескье

2 . Швейцария

2 .Главный источник благосостояния народа - труд

    Смит

3 .Франция

3 .Не допускайте ни богачей, ни нищих»

4 .Тюрго

4 .Разделение властей на исполнительную, судебную, законодательную

    Руссо

5. Король должен быть просвещенным. Менять.общественный порядок можно мирным путем

Правильный ответ: Мыслители Эпохи Просвещения

Страна, где родился

Его идеи

Тестовое задание

2.А втор романа «Путешествие Гулливера»:

А)Даниель Дефо Б)Джонатан Свифт В)Жан-Жак Руссо

3.Жан Батист – это

А)художник Б)композитор В)писатель

А) Моцарт Б)Бах В) Бетховен

5.Кто написал картину «Девушка с креветками»:

А)Хогарт Б) Батист В) Ватто

Обмен карточками и взаимопроверка.

V . Рефлексия.

    Какая цель и задачи стояли перед нами в начале урока?

    Смогли ли вы их достичь?

- Теперь давайте вернемся к нашей проблеме, которая стояла перед нами в начале урока. Удалось ли нам узнать о деятелях эпохи Просвещения?

- Скажите, чтобы вы хотели узнать об эпохе Просвещения в дальнейшем?

Выставление отметок.

- Исходя из своего уровня успешности, определите отметку, которую вы можете себе поставить.

Обведите на листочке свою левую руку. На каждом пальце записываем: «Я понял...», «Я не понял...», «Мне понравилось...», «Мне не понравилось...», на большом пальце оценка, которую вы себе ставите за урок, на ладони «Мое настроение» (рисуем смайлик).

VI . Домашнее задание (на доске)

Параграф 20, таблица. Подготовить сообщения об одном из просветителей 17–18 вв.

Область культуры Деятель культуры, страна Произведения и их главные идеи
Литература Даниэль Дэфо, Англия "Приключения Робинзона Крузо"
Литература Джонатан Свифт, Ирландия "Петешествие Гулливера"
Живопись Уильям Хогарт, Англия Автопортрет; серия гравюр "Модный брак", "Девушка с креветками", "Заключение брачного контракта"
Живопись Антуан Ватто, Франция "Затруднительное предложение"
Музыка Людвиг ван Бетховен "Соната в роде фантазии", "Лунная", "Аппассионата", "Крейцерова соната"
Музыка Вольфганг Амадей Моцарт Опера "Женитьба Фигаро", "Реквием"

2. Прочитайте отрывок из романа Даниеля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" и выполните задания: 1) Подчеркните одной линией доводы отца в пользу удела среднего человека, двумя линиями (курсив) - мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон. 2) Придумайте и напишите ответ Робинзона отцу. 3) После публикации романа Дефо пользовался большой популярностью, особенно читателям понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо.

  • Ответ:
  • 1) Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно... мой удел — середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов... Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие и низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия... умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия - его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом ... Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.
  • 2) Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало бы в невежестве, не зная великих географических открытий и т. д.
  • 3) Уважаемый читатель. В данном романе за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экзотических стран сделана попытка показать образ современника эпохи.

3. Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к роману Джонатана Свифта "Путешествие Гулливера". Определите, к каким путешествиям они относятся. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками.

4. Вниметельно рассмотрите первый лист серии "Модный брак" ("Брак по моде своего времени") художника Уильяма Хогарта. Выполните задания: 1) Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать, что автор изобразил заключение брачного контракта? 2) Что могло бы стать предметом беседы героев произведения? 3) Придумайте и запишите их диалог. 4) Вы рассмотрели только первый из четырех листов серии "Модный брак". Как могли бы развиваться события дальше? Дайте название каждой гравюре. 5) Нарисуйте вашу версию последнего листа серии "Модный брак". 6) Постарайтесь найти в книгах или альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Уильяма Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?

  • Ответ: 1) Присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ. 2) Условия брака и величина приданного. 3) "-У вас очень много долгов. Мое имя и положение дорого стоят. -И сколько же вы хотите? -Ну... 10 000 фунтов. -Позвольте, как можно столько требовать?" 4) Брачный контракт; Похождения графа; Будуар графини; Печальный конец.

5. Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите также иллюстрации учебника. Выполните задания: 1) Напишите номера тех произведений, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения. 2) Запишите несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: "Здесь изображены люди века Просвещения, потому что..."

  • Ответ: Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои мысли и переживания.

6. Перед вами два натюрморта. 1) Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено. 2) Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения?

  • Ответ: 1) На картине Класа мы видим сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображены простая еда и непритязательные предметы обихода. 2) Отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий.

7. В комедии Бомарше "Севильский цирюльник" есть такой диалог:

Розина. Вечно вы браните наш бедный век.

Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?

Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа.

  • Ответ: В комедии высмеивались неприглядные стороны французского аристократического общества и государственного устройства, замедлявшие современное развитие страны и служившие причиной социальных противоречий.

8. Современники сравнивали "Энциклопедию наук, искусств и ремесел" с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

  • Ответ: Авторами "Энциклопедии" были выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения. Для читателя становилось понятно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

9. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света. Напишите комментарии к своей эмблеме.