Какие есть обычаи? Обычаи.

Сотни тысяч лет назад, когда человек изъяснялся только жестами или отдельными звуками, люди придумывали различного рода действия, которые могли повлиять на исход событий. Так продолжалось тысячелетиями, менялись люди, ритуалов становилось больше, каждая община придавала любому обычаю определенный смысл, передавая их по наследству. Обряды незаметно вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью современного общества.


Поклонение идолам

В древнем мире большое значение придавалось ритуалу поклонения идолам. Идолов обожествляли, на них молились, им приносили жертву, у разных народов были свои божества, истуканы, божки в виде глиняных фигурок, но все они несли одинаковый смысл. Идолопоклонство берет свое начало после всемирного потопа, где первым божеством стала вавилонская башня. По прошествии лет, обычаи приобретали новую форму и появились традиции, приметы, суеверия, талисманы, обереги.


Самые распространенные суеверия и обычаи


Распространенные суеверия

Кто из вас хоть раз в своей жизни не плюнул через левое плечо или не постучал три раза по дереву? Все мы верим в определенные приметы, носим вещицы, оберегающие от сглаза, и боимся суеверий, однако, мало кто знает, откуда все это взялось.

  • Почему считается, что просыпать соль на стол к ссоре? В давние времена соль была одной из самых дорогих приправ, и добыть ее было почти невозможно. Люди отвоевывали соляные месторождения и использовали соль в качестве валюты.
  • Еще одно суеверие, дошедшее до наших дней: нельзя здороваться или передавать друг другу что-либо через порог. Он служит границей между внешним и внутренним миром жилища и может привлечь нечисть.
  • В новую квартиру или дом, по обычаю, первым должен войти пожилой человек или кошка. Считалось, в доме может подстерегать нечистая сила, а старик или животина послужат определенной платой. В современном мире стараются стариками не жертвовать, а обойтись домашним животным.
  • На долю кошек во многих культурах выпала участь быть исчадием всех бед, воплощением силы зла. По традиции то место, где черная кошка перешла дорогу, мы стараемся обходить стороной.
  • Обычный для нас знак приличия, прикрывать рот ладонью во время зевоты, раньше носил иной смысл. Считалось, что во время зевания человек оголяет свою душу и в ней может поселиться демон, залетевший через рот.
  • Примета, что «есть с ножа нельзя – станешь злым», известна в каждой семье. По
  • версии древних славян, нож считался оружием магическим и опасным.
  • Нельзя свистеть в доме – денег не будет. Эта примета берет свое начало в древности, когда считалось, что свист призывает ветер, который неизвестно откуда взялся, а значит он – злой дух.

Знаете ли вы, что являлось эталоном красоты у древних майя?

По традиции маленькому ребенку к волосам на веревочке крепили бусину или шарик из каучука, который свисала между глаз, чтобы развить косоглазие, что считалось главным признаком очарования.


Обычаи древней цивилизации


Древние цивилизации

Жизнь древних людей не была такой разнообразной, как сейчас. В основном обычаи и ритуалы были направлены на самые яркие события: рождение ребенка, смерть, изготовление одежды, добыча еды. Одеяние древних народов состояло из шкур и меха, украшением служили разного рода бусинки, выточенные руками из бивней мамонта. Когда умирал человек, ему связывали ноги и руки, и клали в могилу в форме эмбриона, дабы он не смог вернуться. Обычаем было и захоронение вместе с усопшим предметов его обихода, считалось, что после смерти он сможет всем этим пользоваться.


Сегодня букет цветов стал неотъемлемой частью нашей жизни. Но кто научил русских мужчин дарить цветы, и откуда пошел этот обычай? Мы дарим его, чтобы выразить свое признание, поблагодарить за услугу, поздравить с праздником или просто сделать приятное близкому человеку. Откуда же пошла эта традиция, и когда люди стали использовать цветы для эстетического наслаждения?


Библейская версия появления цветов в жизни людей

Существует множество разнообразных версий, повествующих о том, как цветы вошли в жизни людей. Одна из них относит нас к сюжетам Библии. Согласно этой версии, Адам и Ева жили в Раю, окруженные красивыми и ароматными цветами. Совершив грех, они были выгнаны и этого великолепного места. На земле Ева постоянно грустила, находилась в подавленном состоянии, и Адам решил порадовать ее, вернув хотя бы часть знакомой и приятной обстановки. Он повсюду стал искать цветы, чтобы окружить любимую красотой и благоуханием ароматов. После длительных поисков он набрел на огромную поляну, которая была усыпана множеством разнообразных цветов. Адам сорвал и подарил Еве огромный букет. С тех пор пошел обычай дарить женщинам букеты и корзины цветов.


Языческая версия

Согласно языческой версии, появление цветов в жизни людей связано с обрядами жертвоприношения Богине-Матери. Она являлась символом женственности, любви, семейного благополучия и плодородия. В знак признания и почитания древние люди выстилали для нее своеобразные дорожки из трав и цветочных растений, украшали ими место поклонения. В разных культурах подобные божества носили разные имена, славяне совершали обряды жертвоприношения Ладе и Леле. А со временем этот языческий ритуал преподношения цветов во многих стран стал светским.

По другой версии, лечебные свойства цветов стали причиной появления их в домах наших предков. В давние времена, когда человек был очень близок к природе, люди наблюдали за ней и замечали, какими свойствами обладает то или иное растение. Наши далекие предки хорошо знали, что можно употреблять в пищу, чем можно отравиться, а что отлично подходит для лечения разных недугов.


В те времена, возвращаясь с удачной охоты в дом, мужчины-добытчики несли не только свои трофеи, но и разнообразные коренья, травы, цветы. Хозяйки все эти растения мыли и сушили, делая заготовки для целебных отваров и мазей. В один из таких дней женщине пришло в голову не просто использовать цветы для переработки, но и украсить ими свой дом. Позже так стали поступать все больше представительниц слабого пола. А со временем сухоцветы стали не только первым украшением в домах, но и первой женской бижутерией - из цветов плели венки на голову, делали браслеты на руки и колье на шею.

Значение цветов при дворах европейских королей и императоров

Одна из наиболее популярных версий появления цветов в жизни людей говорит о том, что все цветочные традиции зародились при дворах европейских правителей. При королях и императорах были специально обученные люди, которые отвечали за украшения всех помещений дворца. Они изучали значения каждого сорта цветов, знали, о чем говорят различные оттенки и в какие моменты нужно преподносить букеты монаршим особам.

В годы правления римского императора Нерона цветочные лепестки были неотъемлемым атрибутом всех торжеств. На территории дворца выращивали огромное количество цветов, с которых впоследствии срывали бутоны и лепестки и осыпали ими всех гостей императора.


При дворах восточных правителей в особом почете были пионы и хризантемы. Правящие династии нанимали специальных садовников и флористов, которые разводили огромные благоухающие сады. Со временем к тому, чтобы иметь свой цветник стали стремится не только правители стран, но и просто обеспеченные люди. Это увлечение стало своеобразной гонкой между представителями высших слоев общества - богатые старались превзойти друг друга, приобретая новые сорта дорогих и диковинных цветов или создавая из них невероятные композиции.

Как цветочные традиции попали к российскому императорскому двору

В России длительное время не было культа цветов. Все эти веяния пришли с Запада. Во дворцах правящих особ цветочное оформление стало использоваться со времен династии Романовых. Именно тогда, стремясь к тому, чтобы соответствовать лучшим западным императорским дворам, представители царской семьи стали принимать на работу садовников и разбивать на территории большие цветники. Модные веяния того времени диктовали использовать цветы в качестве украшений к торжествам, атрибутов различных церемоний или просто повседневного элемента оформления дворцовых помещений.


В оранжереях российских правителей садовники разводили розы, герань, тюльпаны и гвоздики.

Цветы - знак признания таланта актрис

Одними из первых женщин, которые стали получать цветочные букеты, были актрисы. На подмостках восхищенные поклонники их таланта вручали им цветы, стремясь выразить свой восторг и признание. Интересно, что и эта традиция пришла с Запада, а в России она появилась благодаря французской актрисе Марии Тальони, которая, выступая со своими спектаклями, приучила и русскую публику к вручению цветов. Существует мнение, что эта традиция постепенно трансформировалась, и букеты стали вручать всем женщинам, желая показать особенное отношение.


Доподлинно неизвестно, какая именно из версий послужила причиной столь прочного вхождения цветов в нашу жизнь. Одно ясно наверняка - без них не обходится ни одно значимое событие. Цветы сопровождают человека с момента выписки из родильного дома до момента ухода его в мир иной - дни рождения, предложения руки и сердца, поздравления с профессиональными и тематическими праздниками, признания в любви, извинения за ошибки и причиненные обиды - букеты всю жизнь идут рядом с человеком, помогая выразить чувства и эмоции в тех моментах, когда одних слов становится недостаточно.

А ещё цветы - это источник вдохновения. И доказательством тому могут стать .

Слушать: Эфир от 18.08..html

- Для чего Господь показал Свою небесную славу и светлость Божества Своего?

Все, что мы читаем в новозаветной евангельской истории, божественно и таинственно, и не следует думать, что всякий вопрос найдет свое разрешение. «Что Бог творит, никому не говорит», - размышляли наши благочестивые предки. Церковные песнопения, тропарь, кондак праздника, служба, составленная святым Иоанном Дамаскиным, свидетельствует нам, что прежде Своего восстания из гроба, Господь уверяет апостолов, укрепляет их веру в Свое Богосыновство. И собственными ушами, духовным слухом сердца эти трое избранных – Иоанн, Иаков и Петр слышат голос Отца, как, может быть, они еще не слышали Его на Иордане. Спаситель сияет. Слава Божества. Это сияние Божественной Благодати.

В этот праздник в России осень начинается, потому мы так радуемся духом, потому что на это сияние фаворского света отзывается наше сердце, а ведь в нем горит, мерцает огонек Божественной благодати, сообщенный и нам в крещении. Мы, по Божьей милости, призванию, сыны Царства, чада Света. Мы призваны ходить в этом свете, и он воистину озаряет, освящает наши чувства, весь круг земного бытия, если мы к правой вере прилагаем смирение, чистоту и милосердие. Когда в нашем сердце прорастут эти зеленые росточки добродетелей, тогда воссияет Свет Присносущный и мы духом удостоверимся, что Царь Неба и Земли Иисус почивает на престоле нашего сердца.

Преображение - это праздник, который говорит нам о том, что рай есть, существует. И это является ответом тем, кто говорит, что с того света никто не возвращался.

Не только Преображение, но и пребывание Христа с Петром в лодке, когда едва не прорвался невод от обилия рыб, и Сионская горница, в которой апостолы вечеряли со своим Учителем - все это преддверия рая. Где Господь, где Его мир и любовь - там и рай. Слава Божественная действительно до Преображения никогда в такой полноте не являлась, не открывалась апостолам. И Петр, забыв самого себя, сказал: «Поставим три сени - Моисею, Илии и Тебе, хорошо нам здесь быть». Он действительно вкусил, как и обещал ученикам Спаситель шестью днями ранее, вкусил силы Царства Божия. Дух его изнемогал от того блаженства, которого апостолы в своем сердце ощущали, и Петр не хотел, чтобы это когда-то прекратилось. Поэтому и предложил Спасителю остаться.

С чем связана разница: в Евангелии от Марка написано «и по прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна». А в Евангелии от Луки почему-то идет разговор, что через 8 дней взял?

- «Дней шести» не сказано определенно, что именно шесть дней. Апостолы, часто говоря о временах и сроках, во-первых, называют условный промежуток времени, а, во-вторых, нужно памятовать, что в иудейском восприятии день не вполне совпадает с нашим о нем представлении. Так вот, и воскресение Иисуса Христа из мертвых, совершившееся на третий день, понять можно только, если мы будем учитывать, что и часть дня могла браться за целое. Поэтому, если вы раскроете Толковую Библию Лопухина, вы найдете там очень подробное изъяснение, согласующее оба этих Евангельских повествования. И противоречий между учениками Христовыми нет, как в этом случае, так и во всех других.

- Для чего на горе Фавор явились пророки древние, и почему они тоже явились в Небесной Славе?

Когда апостолы пробудились, вы помните, на них снизошло некое таинственное светлое облако, которое как будто обняло собой Спасителя, и голос, пришедший свыше «сей есть Сын Мой возлюбленный», был произнесен над одним из них их Учителем. Ильи и Моисея уже не было рядом, но те беседовали со Христом о Его страдальческой кончине, об исходе, об этом упоминают евангелисты, до того, как прозвучал голос Небесного Отца. Очевидно, что именно эти, а не другие ветхозаветные пророки беседовали с Господом не случайно. Потому что Илия, как вы помните, еще не вкусил смерти и он из небесных хранилищ был силой Божьей перенес сюда на гору Фавор. А законодавец, то есть тот пророк, через которого был заключен тот самый завет с Израилем на горе Синай, был возвращен из преисподнии, где томились, конечно, не в таких муках как жители Содома, но все-таки лишены были до Креста Господня, до Воскресения, блаженства райского. Таким образом, и преисподняя, и Небо оказались в лице Илии и Моисея у стоп Христа. Апостолом дано было понять, что Иисус Христос - истинный Сын Божий, коль скоро, почитавшийся более других пророков у иудеев, Моисей беседует с Ним как раб с владыкой. Значит, Иисус Христос воистину не противник Моисея, и пришел Он восполнить древний закон, обновить его. А Илья - ревнитель, более всего пекся при жизни о Славе Божьей. Если бы Иисус Христос был противником Отца, Илия Пророк никогда бы не преклонил перед Ним колена и главу. Таким образом, события Преображения Господня нам подсказывает в этом троичном собрании Христа и Его пророков, что Иисус Христос воистину Отчее Сияние.

- Почему ученики испугались, услышав глас Бога?

Как вы думаете, что может чувствовать творение, когда слышит голос Отца? Давайте вспомним другую гору – Синай. И вспомним, как у подножия его ветхозаветные иудеи молили своего вождя – «пусть Бог не говорит с нами, а говорит только с тобой, мы не можем слышать голос Его». Еще тогда человечество не обрело искупителя, Бог еще не воплотился, и поэтому Моисей вынужден был круговой чертой окаймить Синайскую гору, дабы ни зверь, ни птица, ни человек не перешли этой черты, ибо они могли умереть. Нельзя было тогда ни возрожденным, ни обновленным Духом Святым, простолюдину видеть славу Его. Поэтому апостолы и изображаются на иконе Преображения падшими вниз, как будто стремглав они летят с этой горы, прикрывают глаза и уши, не в силах ни лицезреть, ни слышать голос Небесного Отца. И так всегда было, и так всегда будет. Давайте перенесемся мысленно в события Апокалипсиса, и вы вспомните, что один из свидетелей Преображения Господня, любимый ученик, взятый на гору, потому что он был девственник, его сердце было чистым зеркалом богословия, уже на острове Патмос, увидев воскресшего Христа тоже в сиянии, Иоанн упал к ногам Спасителя тогда как мертвый. Если бы Спаситель не возложил десницу на уже престарелого ученика и не восставил его, то и дух бы вышел из апостола. Поэтому-то благоговение, тот страх и трепет, которыми были наполнены сердца учеников, хотя бы в малом мире, пусть коснется и наших сердец, чтобы мы по крайней мере беседовали об этих высоких предметах не на ходу, но укоряя себя, что наши уста недостаточно чисты, равно как и сердца, чтобы в полной мере понять и подняться до того, что явилось умам, ушам апостолов.

Есть ли какое-то объяснение, почему Господь не разрешил ученикам рассказывать о том, что они видели на Фаворе?

Так ведь и в других случаях часто не разрешал, велел умалчивать тем, кто был Им исцелен, тем, кто был свидетелем замечательных чудес, например, воскрешения девицы умершей. Почему? Все Спаситель делает премудро. В одних случаях учит нас скромности, чтобы мы не величались перед людьми, когда Бог нам влагает в уста или в руки свершить нечто, достойное Его святого Имени. А вот в случае Преображения Своего, очевидно потому запрещает апостолам делиться до времени увиденным, что еще не взошел на крест. Ибо надлежало сначала Спасителю усвоить вину, тяготевшую над согрешившим человечеством, надлежало искупить Своей кровью адамов грех, надлежало пройти от уничижений к славе Воскресения и Вознесения. И если множество людей соблазнилось крестом, вы помните фарисеев и книжников, которые цинично с жестокосердием невероятным глумились над Агнцем, распятом на древе. Если иные из тех, кто следовал за Господом, из апостолов усомнились, увидев Его воскресшим, то что же говорить о славе Преображения?! Не поверили бы многие. Вот почему Спаситель учит апостолов не метать бисера, но сокрыть эту жемчужину фаворского света. И лишь после сошествия Духа Святого, когда народы были покоряемы вере благодаря апостольской вере, подтверждающейся чудесами и знамениями, только после этого Петр запечатлел письменно все, что он видел и слышал. И сегодня мы можем в одном из двух его посланий об этом прочитать.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет в проповеди на Преображение, что в этот пресветлый праздник мы празднуем не только преображение Господа на горе Фавор, но и прославление человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Батюшка, не могли бы Вы пояснить, что имеется в виду?

Господь нам свидетельствует, к какой славе, чести мы призваны. Ибо Он взял на Свои плечи овечку, усвоил себе нашу природу, и в Нем, в Христе прославлено и наше естество. Это значит, что и мы сегодня - чада Церкви, получаем от Господа по Его милости, по Его дару, по Его благодати то, что Он имеет по естеству как Богочеловек. Действительно, мы находим у апостола Петра свидетельство, что мы, верующие в Сына Божия, становимся причастниками Божеского естества в Таинстве Причащения, а я знаю, что на праздник Преображения большинство наших слушателей причащаются. Они вместе с Живоносной Кровью и Плотью Искупителя воспримут и благодать Духа Святаго. Благодать заполнит наш внутренний мир. И об этом мы должны всегда помнить. Вот почему никто из здравомыслящих христиан никогда не воспримет ложную богохульную мысль, что человек может заимствовать свою природу от каких-то приматов (обезьян). Человеческое тело - это киот, служащий обрамлением души. Наше естество уникально.

- Откуда появился обычай не вкушать яблок до Преображения? Ведь урожай гибнет!

Совсем недавно я прочитал размышления одного батюшки, который не без некоторого резона говорит: «Друзья, но сколько можно повторять эти формулы?! Не очень-то это благочестиво. Слово Спас – Спаситель употреблять в таком словосочетании – Яблочный Спас, Медовый Спас. Ну, как-то это не хорошо». Был бы прав батюшка, если бы мы вкладывали в это словосочетание такой смысл, что он соотносится с личностью Спасителя. В данном случае не будем переносить языковые явления на самые реалии, которые за ними стоят. Потому что тогда нужно было наш благочестивейший народ, патриархальный обвинять чуть ли не в кощунстве – «Петр и Павел час убавил, Илья пророк два уволок». Ну как это уволок? Стащил, взял без спроса? Это, знаете ли, молнией можно получить от Ильи Пророка, если действительно эти фразеологизмы так прямолинейно соотнести с самими лицами, которые стоят за этими выражениями. За этим не стоит панибратство, нужно видеть другое - тысячелетнюю русскую культуру, такое знакомство с месяцесловом, которое подразумевает вхождение самого календаря в трудовую жизнь русского народа. Это традиционные для русского уха словосочетания.

А второй вопрос – не вкушать яблок. Это уже, несомненно, реалии русской церковной жизни. Вы знаете, какие русские были отчаянные грекофилы, и до сих пор, в известной степени, остаются, потому что мы от красавицы Византии восприняли церковные уставы и саму христианскую книжность, и типикон прописывал воздержание от винограда. А от усердия еще своего мы добавили традиционные для нас яблоки. Впрочем, тот ученый батюшка, который обиделся за Яблочный Спас на наш народ, он высказывает другую мысль, что если яблоки поспевают гораздо раньше, то нужно, по мнению этого священника, принести их в храм. «От избытка сердца поблагодарите Господа, - говорил батюшка, - и ешьте». Но это не я сказал, это тот ученый батюшка. Я бы сказал, что нужно варить компот, целую бочку и сотрудников радиостанции «Радонеж» пригласить на Преображение у этой бочки посидеть, поговорить о том о сем.

Обычай надевать страшные маски и пугать друг друга существует у многих народов. Славяне делают это на Святки, европейцы и американцы на Хэллоуин. Откуда же взялись столь странные традиции, и есть ли у них общие корни?

Истоки Святок в языческом прошлом славянских народов. Изначально они были посвящены встрече нового солнечного года, возрождению природы, началу цикла сельскохозяйственных работ. Ну и, естественно, поминовению и почитанию предков, которые, если ублажить, потустороннего мира поспособствуют хорошему урожаю. Одновременно люди прощались с холодной зимой и силами тьмы.

Хэллоуин происходит от кельтского праздника Саймон, тоже означающего окончание года. Однако кельты, отмечавшие его в конце октября, считали, что уходит светлое время и наступает темное. Впрочем, и они в этот день поминали усопших, веря, что на одну ночь стираются грани между мирами, и души удовлетворенных сородичей оградят их от нашествия нечистой силы.

Сегодня мало кто знает, что слово "колядовать" происходит от имени солнечного божка Коляды, сеющего вокруг себя мир и дружбу. Народы, почитающие его, всегда жили в согласии и добрососедстве. Но был у него и личный враг - Чернобог, распространявший злобу, агрессию и побуждавший постоянно ссориться.

Сладость или гадость

На Руси в первые дни после Рождества дети в костюмах ангелов или воинов ходили по домам, выпрашивая сладости, пироги и мелкие монетки.

Не угостившие детвору рисковали навлечь на себя всякие неприятности в наступившем году.

В Америке и Европе на Хэллоуин тоже существует обычай, называемый Trick-or-treat (сладость или гадость). Хозяева, не одарившие ребятишек конфетами, пирожными или деньгами, вполне могут обнаружить ручку двери или крыльцо вымазанные сажей, а то и чем похуже. Однако если у нас дети всегда изображали лишь светлых героев, то на Западе до сих пор, наряду с костюмами ангелов и добрых фей, распространены одежды вампиров, ведьм, оборотней и прочей недобрых персонажей.

Уходи, Бука!

После принятия в нашем отечестве христианства появилось поверье, что Бог, радуясь рождению сына, выпускает из преисподней всякую нечисть и дает ей возможность несколько дней свободно гулять по свету. Первыми появляются святочницы - безобразные, с ног до головы покрытые волосами, они не умеют говорить, только поют и пляшут. Встречи с ними крайне опасны: длинными острыми ногтями они могут "заколупать" человека до смерти. Однако святочницы - существа женского пола, им не чуждо кокетство, потому ночной путник, попавшийся им в лапы, имеет реальный шанс откупиться бусами, яркими лентами, серьгами и другими украшениями.

Не менее грозен уродливый Бука, он замучает загадками, не ответишь на них, останешься в его сетях навсегда, разгадаешь - Бука тут же исчезнет.

В Германии, Австрии и северной Италии перед Рождеством по улицам ходят крампусы. Вид их ужасен, однако они, оказывается, первые помощники Санта Клауса. Своими страшными одеяниями и масками эти существа отгоняют призраков зимы. Непослушных детей крампусы наказывают розгами, вместо подарков вручают уголь, да еще так и норовят вымазать им лицо озорника, чтобы все вокруг видели, какой он непослушный. В России на Святки тоже принято было мазать лица углем, делалось это, чтобы колядующих никто не узнал, ни соседи, ни злые духи.

Крест и шиповник

На Святки любое действие надо начинать благословясь, даже смотреть в окно лучше предварительно перекрестившись. А вдруг там караулит злая сила? Тогда, встретившись с ней взглядом, можно сойти с ума. Впрочем, на окнах, на дверях, на чердаках и в подвалах наши предки загодя, уже в Сочельник, рисовали кресты, чтобы препятствовать появлению всякой нечисти.

Крестом ограждают себя от злых сил и христиане-европейцы. Благодаря кресту избежал ада и кузнец-пьяница Джек, именем которого теперь назван знаменитый светильник из тыквы, указывающий в Хэллоуин путь заблудшим душам.

Удмурты, ограждая свой дом от неприятных сожителей, втыкали ветки рябины, пихты или можжевельника в оконные и дверные проёмы. Считалось, что нечисть в них застревала и не могла выбраться. Периодически эти обереги сжигали и развешивали свежие.

Вепсы и ненцы отгоняли потустороннюю силу клыками и когтями медведя. Поморы защищали себя поясами со специальным орнаментом. Как и украинцы, они считали, за очерченный круг никакая нечисть пробраться не в силах. Армяне сажали пионы, полагая, что злые духи убираются из тех мест, где растут эти прекрасные цветы. Марийцы отгоняли нечистую силу шиповником и чертополохом.

Кабардинцы, балкарцы, черкесы и карелы против демонологических существ использовали металлические предметы с острым наконечником - ножи или иголки. Клали крест-накрест две иглы под коврик при входе в дом, вбивали снаружи в дверь гвозди в форме треугольника, обращенного вершиной к небу. У окон и вентиляционных отверстий острием вверх устанавливалинож или шило. Считалось, что при попытке злых духов попасть внутрь помещения они уколются и непременно убегут.

Оберег - подкова

Железная подкова приносит не только благополучие, но и защищает от потусторонних жителей. А если нашли ее на дороге, точно к деньгам!

Существует почти интернациональная легенда: к кузнецу явился дьявол в облике лошади и стал соблазнять мастера на черные дела. Но тот не поддался и, более того, подковал "рогатого", а чтобы нечистый помнил науку, больше в кузню показываться не смел, на ворота повесил подкову. С тех пор стали люди прибивать их на двери своих домов, отпугивая нежить. Только защищаясь, вешают подкову рогами вниз, а приманивая удачу и благополучие - вверх.

Шуба на изнанку

Из дома на Святки особенно с наступлением темноты предки славян выходили в страшных масках и вывернутой на изнанку одежде, чтобы злые духи при встрече приняли прохожего за своего и не тронули. Особенно популярны были образы козы, медведя, кикиморы, покойника, старика или старухи, цыганки. Изготавливались они быстро, из подручных, имеющихся в любом хозяйстве материалов: бересты, картона, соломы, лоскутков. Маски эти никогда не хранили, их сжигали или выбрасывали сразу после Крещения, а на будущий год делали новые.

Обличия считались нечистыми, хранение их в избе наверняка привело бы к серьезным несчастьям, однако, закрывши лицо, можно было позволить себе поступки, невероятные в обычном костюме. "Ох уж эти святки, с них и взятки гладки"! Но в Крещенскую ночь бывший ряженный должен был обязательно искупаться в проруби или, на крайний случай, окропить себя святой водой, дабы смыть все святочные грехи.

Справедливости ради надо отметить, что маски было принято одевать не только на Святки. В них бегали за масленичным поездом, а еще носили в русальную неделю перед Петровым постом.

Самые смелые европейцы до сих пор на Хэллоуин отправляются в одежде на изнанку на перекресток дорог, надеясь повстречать там ведьму и попытать ее о своем будущем, а брюки, куртки, юбки выворачивают для того, чтобы нечистый дух не догадался, кто именно перед ним стоит.

Подготовила Татьяна Маковеева.