Как называется скульптура на большом театре. О большом театре

Говорят, первое впечатление бывает только одно, однако с Большим театром у меня сложилось как-то иначе. Занимаясь в театральной студии, я всерьез начала интересоваться постановками, и посетить балет в Большом стало настоящей мечтой, которой было суждено осуществиться в один Новый год. Подарком от родителей стали билеты на «Щелкунчика», и магия балета покорила меня. Мы сидели довольно высоко, однако я отчетливо различала всех танцоров, с наслаждением рассматривала декорации: снежный покров из летящей блестящей ткани, гигантские живописные ветви ели, сказочные морозные узоры.... Настоящим новогодним сюрпризом стало то, что партию Щелкунчика исполнял Николай Цискаридзе, и мы действительно наслаждались каждым па в его исполнении. Это был первый раз, когда я побывала в Большом и навсегда заполнила его как волшебный мир классического театра.

Только взявшись за этот текст, я вдруг поняла, что это воспоминание – «Щелкунчик», новогодняя сказка – не первое мое впечатление о Большом театре. Дело в том, что я видела его раньше, гуляя по Москве в свои 7 или 8 лет. Правда, мы не заходили внутрь театра и осматривали его просто как архитектурный памятник. Он меня тогда совсем не впечатлил: «ну подумаешь, Большой, только размерами он и отличается от нашего городского театра», – решила тогда я про себя, и осталась к театру совершенно равнодушна. Действительно, до сих пор не могу сказать, что здание Большого театра особенно красиво или уникально, однако это – один из самых узнаваемых архитектурных памятников в Москве. Хотя бы потому, что каждый из нас регулярно видит его на 100-рублевой купюре.

Архитектура Большого театра

Большинство туристов тоже видит Большой только снаружи, так что давайте разберемся, что делает его таким значимым с архитектурной точки зрения. Своим сегодняшним обликом театр обязан двум архитекторам – Осипу , который создал классицистический ансамбль всей Театральной площади в 1820-е годы, и Альберту Кавосу, который руководил восстановлением здания театра после пожара 1853 года.

Фасад театра до сих пор остается одним из ярчайших образцов классицизма в московской архитектуре: идеальная симметрия во всем, многочисленные заимствования из классической античной архитектуры, в том числе восемь колонн, треугольный портик, скульптурная композиция с Аполлоном на колесницей, запряженной четверкой лошадей. Здание подчеркнуто торжественно, и выглядит еще более внушительно благодаря большому открытому пространству площади. Оно напоминает древние храмы, и неслучайно: предполагал, что эта площадь станет композиционным центром столицы, как когда-то главными центрами городов были культовые и религиозные сооружения.

При восстановлении здания после пожара Кавос не вносил сильных изменений в фасад, однако доработал некоторые декоративные элементы, сделал театр выше и украсил боковые фасады чугунными галереями. Это здание было открыто в 1856 году, а с 2005 по 2011 гг. было полностью реконструировано. Внешних изменений не произошло, зато появились новые значительные пространства под землей, переработали интерьеры залов и холлов театра. Полюбоваться зданием Большого особенно любопытно в период городского фестиваля «Круг света», который проводится ежегодно осенью. На лицевой фасад театра проецируются различные свето-визуальные работы художников из разных стран мира, так что фасад действительно оживает, претерпевая метаморфозы. Узнать о датах проведения фестиваля в этом году можно на его официальном сайте , а на видео можно полюбоваться отрывком шоу 2016 года.

Театральные интерьеры

Основной зал Большого театра

Интерьеры Большого театра представляют куда больший интерес. На момент открытия в 1825 году этот театр был одним из самых больших и роскошных в мире, уступая по богатству отделки и вместительности залов только Ла Скалле в Париже. После реконструкции театра в 2000-х годах многие элементы первоначального декора были возвращены, так что сегодня мы можем оценить всю пышность убранства. Наиболее знаменита историческая сцена Большого. Красный бархат и золото – вот главные материалы, использованные в оформлении зала и сцены. Партер, амфитеатр, ложи-бенуар, бель-этаж и 4 яруса позволяют 2500 зрителям свободно разместиться в зале.

Конечно, самыми дорогими являются места в партере и ложе-бенуар, однако мне кажется, сидеть на балконе намного интереснее. Осматривая театр сверху, вы наверняка увидите много других интересных деталей: все перила и колонны, отделяющие ложи и балконы внутри ярусов, украшены изящной резьбой, а над каждой ложей висят ряды светильников-канделябров. Сегодня это лишь имитация свечей, но только представьте, как великолепно выглядел зал в мягком мерцающем свете настоящих свечей.

С верхних этажей открывается отличный вид и на огромную люстру: хрустальные ярусы поражают своими размерами – 6,5 метров (это в три раза больше высота потолка в стандартной квартире!) и буквально сияют благодаря искусственным свечкам. Потолок в основном зале тоже примечателен и подчеркивает схожесть театра с храмом. Как в настоящем храме искусств, он расписан: на небесно-голубом фоне вокруг люстры в хороводе кружатся музы-покровительницы различных искусств.

Особые ложи

Особого внимания заслуживает и царская ложа: расположенная в самом центре зала и занимающая высоту двух этажей, она сразу же приковывала к себе взгляды всех посетителей театра. Величественный балкон с пышными шторами «держат» на своих плечах атланты, а венчает эту ложу греб Российской империи – двуглавый орел. Однако сидеть на этих почетных местах доводилось не только и не столько правителям, сколько почетным гостям и иностранным дипломатам и политикам. Такое выгодное место позволяло важным гостям и спектаклем насладиться, и зал рассмотреть, и себя показать, ведь на спектакли раньше собиралось самое блистательное общество, и каждый хотел выделиться своим нарядом, подчеркнуть свое богатство и социальное положение.

Две другие значимые ложи расположились с двух сторон от сцены. Слева находится правительственная ложа, которую занимала императорская семья, а позднее советские лидеры. Любопытно, что в советские годы ложа была немного изменена: Сталин любил посещать театр, однако желал оставаться незамеченным, так что специально для него в ложе была достроена перегородка, позволявшая ему с комфортом разместиться вблизи сцены, оставаясь незамеченным. Ложа справа традиционно отведена для директора театра и преподавателей, которые могут следить за работой актеров (и видимо, делать им замечания после выступлений).

Любопытно, что при царской ложе есть и специальная комната отдыха. Такие небольшие зоны раньше были устроены возле всех лож для знатных гостей театра. Чтобы гости из высшего сословия не находились в одних помещениях с простой публикой, при наиболее выгодно расположенных (а по совместительству и при наиболее дорогих) ложах были обустроены небольшие комнаты отдыха: здесь дамы и кавалеры могли расположиться на диванчиках, чтобы обсудить увиденное или принять посетителей.

В фойе театра

Из партера и верхних ярусов мы попадаем в коридоры, где все выглядит просто и без притязаний: однотонные стены, аккуратные канделябры, небольшая лепнина вдоль потолка. Во время антракта можно прогуляться до Белого фойе, после реконструкции был восстановлен его исторический облик: стены приобрели персиково-розовый оттенок, вернулись росписи и порталов, и потолка.

Отсюда лестница ведет в Бетховеновский зал, также созданный во время последней реконструкции театра. Подземное помещение, созданное по новейшим технологиям, оснащено сценой-трансформером, что позволяет менять ее форму в зависимости от типа мероприятия и увеличивать число посадочных мест до 330. Важная технологическая особенность этого зала – специальная система звукоизоляции, позволяющая проводить здесь концерты одновременно с представлениями на исторической сцене. Когда площадка не используется для представлений, она служит еще одним фойе для гостей, но во время наших последних визитов вход сюда всегда был закрыт, так что осмотреть это новое пространство нам удалось лишь с порога.

Отличный виртуальный тур по исторической сцене и фойе Большого театра создали журналисты Московских новостей. Посмотреть 3d-модель помещений Большого можно .

Цена вопроса: билеты, экскурсии, буфет

Покупаем билеты

Вопреки популярному мифу о дороговизне Большого театра, его посещение доступнее, чем многим кажется. Цены на билеты в верхние ярусы исторической сцены начинаются от 1200 рублей, при этом на сайте театра можно проверить, насколько ограниченный обзор открывается с того или иного места (схема с обозначением ограниченя обзора доступна по ссылке). Но следует поспешить: недорогие билеты раскупают почти моментально, так что даже за два-два с половиной месяца самых дешевых билетов в продаже может уже не быть. И учтите, что балеты почти всегда оказываются значительнее популярнее опер, так что на них дешевые билеты раскупают очень быстро.

Как сэкономить

Попробовать сэкономить на билетах можно несколькими способами:

  1. Во-первых, Большой театр стремиться привлекать молодых зрителей, так что ими запущена программа «Большой – молодым», в рамках которой на ряд спектаклей выделяются билеты по специальным ценам – от 100 рублей для людей в возрасте от 18 до 25 лет. С условиями программы можно ознакомиться .
  2. Второй вариант – студенческие билеты на стоячие места по 100 рублей. Приобрести их можно день в день при предъявлении студенческого билета лично в кассах театра. При этом учитывайте, что продажа билетов на утренние спектакли открывается в 10:00, дневные – в 12:00, а вечрние – в 15:00. Уже за час-полтора у касс начинает формироваться очередь, ведь на каждый спектакль на исторической сцене выделяется не более 84 билетов. Сразу отмечу, что если вы решите воспользоваться этим вариантом, не поленитесь прийти раньше и занять очередь так, чтобы получить билеты в первый-второй стоячие ряды, иначе видимость упадет почти до нулевой. Хотя стоячие ряды и организованы ярусно, для людей небольшого роста возвышение третьего-четвертого ряда недостаточно велико, так что головы впередистоящих закрывают весь обзор.
  3. Третий вариант – для тех, кому везет: периодически за пару дней до спектакля в кассу театра попадают нереализованные распространителями, а также возвратные билеты. Их продают по сниженной цене, так что кто знает, может именно вам повезет оказаться на премьере в Большом в партере за смешные 500 рублей?

Прогулка по театру с гидом

Кстати, помимо билетов на спектакли, в Большом продаются билеты на экскурсии по театру, так что если вы не любитель оперы или балета, но мечтаете побывать в главном театре страны, не упустите шанс заглянуть во все залы, за кулисы и в гримерки.

Билеты на экскурсии продаются день в день:

  • русскоязычный тур стоит 500 рублей – 250 рублей для студентов и школьников от 14 лет и старше,
  • экскурс на английском языке будет стоить 1300 рублей.

Прогулки по театру проводятся три раза в неделю – по понедельникам, средам и пятницам, начало в 11:10 утра. Почитать об экскурсии и правилах покупки билетов можно .


Антракт – время буфета

Последний финансовый аспект в посещении Большого – цены в буфете. Часто шутят, что здесь можно оставить всю зарплату, однако на поверку местный буфет оказывается далеко не самым дорогим в Москве. Чай здесь обойдется всего в 80 рублей, кофе – от 100, пирожные от 120, примерно в ту же цену и бутерброды. Самый дорогой пункт в меню театрального буфета – тарталетки с черной икрой – 850 рублей. Может, и недешево, зато солидно.

Как добраться до Большого театра

Большой театр расположился в самом центре Москвы, в нескольких минутах хотьбы от Красной площади, здания Правительства, ЦУМа. Добраться сюда проще всего на метро – станция «Театральная» (цифра 1 на карте) выходит прямо на театральную площадь. Она соединяется со станциями «Охотный ряд» и «Площадь революции», так что к вашим услугам сразу три ветки метрополитена. Из наземного транспорта можете воспользоваться автобусами 144, 101 или 904, маршрутками м2 или м10 до остановки Театральная площадь (цифра 2 на карте). Для тех, кто добирается в театр на собственном автомобиле, приложу в этом районе Москвы, цена – от 100 рублей в час, но найти место может быть проблематично как в будни, так и в выходные дни.

***

Большой театр – главный театр нашей страны, так что не зависимо от того, являетесь ли вы поклонником балета или оперы, побывать здесь хотя бы однажды непременно стоит. Если не хотите смотреть представление, загляните сюда на экскурсию, и может быть, магия театра покорит вас, когда вы прогуляетесь по этим прекрасным залам, загляните в закулисье и познакомитесь с некоторыми театральными секретами!

Сложно пройти мимо Большого и не остановиться хотя бы на минуту - настолько впечатляют портик с восемью колоннами и гордая квадрига бога искусств Аполлона. Больше 150 лет эта колесница украшает историческое здание театра. Она стала визитной карточкой не только Большого, но и российской столицы. В1856 году архитектор Императорских театров Альберт Кавос восстановил сгоревшее здание . Новая квадрига Аполлона украсила портик театра - та самая, которая до сих пор «несется» над Театральной площадью.

Тогда, в 1856 году, было решено выполнить композицию из листовой меди - чтобы на века. В большинстве книг по истории здания Большого театра указывается, что квадрига выполнена из красной меди. «Над портиком - Аполлон в колеснице, запряженной четырьмя конями. Эта прекрасная группа выбита из штамповой меди на Санкт-Петербургском гальванопластическом заводе» («Русский художественный листок», №15 от 20 мая 1857 года). На самом деле, исследования, проведенные в начале 1990-х годов, выявили, что скульптурная группа исполнена в смешанной технике: гальванопластические детали спаяны с выколотными деталями оловянно-свинцовым припоем. Основная часть деталей выполнена методом выколотки меди, а в углублениях деталей сложных форм толщина оболочки часто не превышает 0,3 мм. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной обшивки, прикрепленной к каркасу.

ИСПЫТАНИЯ ВЕКА ХХ-го

Несмотря на то, что квадригу делали из прочных материалов, в XX веке она не раз могла быть утрачена. Немногие знают, что колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой В начале прошлого века скульптурная группа пострадала из-за осадки фундамента. На довоенных фотографиях отчетливо видно, что поверхность скульптурной группы повреждена. В 1941 году при налете фашистской авиации квадрига Аполлона была существенно искорежена осколками бомб. От полного уничтожения скульптурную группу уберегло лишь то, что взрыв произошел в толще фасадной стены, - это во многом ослабило ударную волну.

Тем не менее, кони и колесница понесли серьезный урон, осколок от бомбы попал в голову Аполлона. Реставраторы сразу же приступили к восстановлению композиции. Кроме того, скульптурная группа была окрашена маскировочной краской на основе казеинового клея - чтобы не бликовала на солнце и не привлекала внимание вражеских пилотов. Вероятнее всего, тогда медная композиция и приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Прошли годы - и уже не война, но время предъявляет квадриге свой суровый счет. Стареет здание Большого, стареет и колесница Аполлона. В 1 958 году известный мастер литейных дел Владимир Лукьянов начинает работу по реставрации квадриги. Работа имела чисто косметический характер и не касалась конструктивной части скульптурной группы - ее каркаса и металлических балок подиума.

Только в 1987 году комиссия из представителей научно-исследовательских институтов и проектных организаций констатировала, что металлические балки, на которых покоятся чугунные плиты основания скульптурной группы Аполлона, настолько разрушились, что требуется их безотлагательная замена. За дело взялись реставраторы Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый из коней был опоясан специальной сбруей и укреплен на фасадной стене здания, а для защиты всей группы от атмосферных осадков соорудили специальный фонарь. Однако результаты этой реставрации также быстро сошли на нет. Уже в 2007 году при натурном обследовании были выявлены деформации во многих местах по всей поверхности композиции, в том числе трещины и вмятины на оболочках скульптур. Несущие конструкции подиума имели значительные коррозионные повреждения, особенно в местах заделки балок несущего каркаса в стену.

Большой театр в Москве, расположенный в центре столицы, на Театральной площади, является одним из символом России, блестящего мастерства ее артистов. Его талантливые исполнители: вокалисты и артисты балета, композиторы и дирижеры, балетмейстеры известны во всем мире. Более 800 произведений было поставлено на его сцене. Это и первые русские оперы и оперы таких знаменитостей как Верди и Вагнер, Беллини и Доницетти, Берлиоз и Равель и других композиторов. Здесь прошли мировые премьеры опер Чайковского и Рахманинова, Прокофьева и Аренского. Здесь дирижировал великий Рахманинов.

Большой театр в Москве – история

В марте 1736 года губернский прокурор, князь Петр Васильевич Урусов начал строительство театрального здания на правом берегу реки Неглинки, на углу Петровки. Тогда он и стал называться Петровским. Но строительство Петру Урусову завершить не удалось. Здание сгорело. После пожара завершил постройку театрального здания его компаньон, английский предприниматель Майкл Медокс. Это был первый профессиональный театр. В его репертуаре были драматические, оперные и балетные спектакли. В оперных спектаклях принимали участие и певцы и драматические актеры. Петровский театр был открыт 30 декабря 1780 года. В этот день был показан балет-пантомима «Волшебная лавка» в постановке Я. Парадиза. Особой популярностью у зрителей пользовались балеты с национальным колоритом, такие как Деревенская простота, Цыганский балет и Взятие Очакова. В основном, балетная труппа формировалась воспитанниками балетной школы московского Воспитательного дома и крепостными актерами труппы Е. Головкиной. Это здание прослужило 25 лет. В пожаре 1805 года оно погибло. Новое здание, построенное под руководством К. Росси на Арбатской площади, также сгорело в 1812 году.

По проекту А. Михайлова в 1821-1825 гг. строится новое театральное здание на прежнем месте. Руководил строительством архитектор О. Бове. По своим размерам оно было значительно увеличено. Поэтому в то время оно и получает название Большой театр. 6 января 1825 года здесь было дано представление «Торжество муз». После пожара в марте 1853 года здание восстанавливали три года. Работой руководил архитектор А. Кавос. Как писали современники, вид здания «пленял глаз соразмерностью частей, в которых легкость соединялась с величием». Таким оно и дошло до наших дней. В 1937 и в 1976 гг. театр был награжден орденом Ленина. Во время Великой Отечественной войны он был эвакуирован в город Куйбышев. 29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена.

Большой театр – архитектура

Здание, которым мы можем сейчас любоваться, является одним из лучших образцов русской классической архитектуры. Построено оно в 1856 году под руководством архитектора Альберта Кавоса. В ходе восстановления после пожара здание было полностью перестроено и украшено белокаменным портиком с восемью колоннами. Архитектор заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, повторив по главному фасаду форму фронтона портика и убрав арочную нишу. Ионический ордер портика был заменен сложным. Были изменены все детали наружной отделки. Некоторые архитекторы считают, что изменения Кавоса снизили художественные достоинства первоначально созданного здания. Венчает здание известная на весь мир бронзовая квадрига Аполлона работы Петра Клодта. Мы видим двухколёсную колесницу с четырьмя запряжёнными конями, скачущими по небу и бога Аполлона, управляющего ими. На фронтоне здания был установлен гипсовый двуглавый орёл - государственный герб России. На плафоне зрительного зала помещены девять муз с Аполлоном во главе. Благодаря творчеству Альберта Кавоса, здание прекрасно вписывается в окружающие его архитектурные строения.

Пять ярусов зрительного зала вмещают более 2100 зрителей. По своим акустическим свойствам он считается одним из лучших в мире. Длина зала от оркестра до задней стены - 25 метров, ширина - 26,3 метра, высота - 21 метр. Портал сцены составляет 20,5 на 17,8 метров, глубина сцены - 23,5 метра. Это одно из прекрасных архитектурных сооружений столицы. Его называли «чертогом из солнечных лучей, золота, пурпура и снега». В здании также проводятся важные государственные и общественные торжества.

Реконструкция Большого театра

В 2005 году началась реконструкция театра и после 6 лет колоссальной работы 28 октября 2011 года прошло открытие главной сцены страны. Площадь Большого театра увеличилась в два раза и составила 80 тысяч квадратных метров, появилась подземная часть и была восстановлена уникальная акустика зала. Сцена сейчас имеет объем шестиэтажного дома, все процессы в котором компьютеризированы. Восстановлены росписи в Белом фойе. Жаккардовые ткани и гобелены в Круглом зале и Императорском фойе реставрировали в течение 5 лет вручную, восстанавливая каждый сантиметр. 156 мастеров со всей России занимались золочением интерьеров толщиной 5 микронов площадью в 981 квадратный метр, на что ушло 4,5 кг золота.

Появилось 17 лифтов с кнопками этажей от 10-го до 4-го и дополнительно 2 расположенных ниже этажа заняты механикой. Зрительный зал вмещает 1768 человек, до реконструкции – 2100. Театральный буфет переехал на 4 этаж и это единственное помещение, где окна расположены по обеим сторонам. Интересно то, что плитка в центральном фойе сделана на том же заводе, что и в 19 веке. Особенно красива люстра диаметром более 6 метров с позолоченными подвесками. На новом занавесе расшиты двуглавый орел и слово Россия.

Современный Большой театр включает в себя оперную и балетную труппы, сценно-духовой оркестр и оркестр Большого театра. Имена оперной и балетной школы – это достояние всей России и всего театрального мира. Более 80 артистов удостоены звания Народных артистов СССР в советский период. Звание Героя Социалистического труда получили восемь мастеров сцены - И. Архипова и Ю. Григорович, И. Козловский и Е. Нестеренко, Е. Светланов, а также известные всему миру балерины – Г. Уланова, М. Плисецкая и М.Семёнова. Многие артисты являются народными артистами Российской Федерации.

Большой театр в Москве представляет одну из главных мировых театральных сцен. Он сыграл выдающуюся роль в формировании русской музыкально-сценической школы и в становлении русского национального искусства, в том числе прославленного русского балета.

Оригинал взят у vladimirtan в Большой Театр, названный современниками Колизеем


Всего 13 фото

Строительство Большого Петровского театра архитектором Осипом Бове стало настоящим событием для Москвы начала XIX века. Большой театр был призван прославлять город, одержавший победу в войне 1812 года. Этому как нельзя лучше способствовал величественный классический стиль. На портике установили скульптурную группу, изображающую Аполлона на колеснице. Прекрасное восьмиколонное здание, по признанию современников, стало лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Его открытие состоялось 6 января 1825 года. Новое здание горожане называли "Колизей". Петровский театр «как феникс из развалин возвысил стены свои в новом блеске и великолепии».


02 Проект главного фасада Петровского (Большого) театра (построен О. И. Бове и А. А. Михайловым в 1821-1824 гг.)

03 Вид Петровского театра. 1825

По аналогии с крупнейшими театральными зданиями Европы (Большие театры в Бордо и Петербурге)

новый театр в Москве получил название Большого Петровского театра и считался воплощением

театральной архитектуры классицизма и одним из лучших сооружений в своем ряду.

04 Вид Петровского театра. 1827

1 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Осипа Бове, погибла при пожаре. Был объявлен конкурс на проект восстановления здания театра, в котором победил план, представленный Альбертом Кавосом.

06 Главный фасад Большого театра после перестройки, произведенной А. К. Кавосом в 1856 г



После пожара сохранились только стены и колонны портиков.

07 Колонны Бове

08 Колонны Бове - это единственный сохранившийся элемент здания с 1825 года

09

По приглашению Альберто Кавоса русский скульптор Петр Клодт создал известную ныне скульптурную группу с Аполлоном.

10 Скульптурная группа "Колесница бога Аполлона" -бронзовая квадрига работы Петра Клодта



Архитектор также расположил две статуи муз в прорубленные ниши фасада театра.

Скульптуры муз на фасаде Большого театра .

11 Муза танца Терпсихора

12 Муза лирической поэзии Эрато

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

13 Иллюминация Театральной площади в честь коронации Александра II, 1856. Вид на Большой Петровский театр. Литография с рисунка В.Садовникова из "Альбома"" А.Кавоса. 1859.


В день открытия давали торжественный пролог «Странники» А.Аблесимова и балет «Волшебная школа» Л.Парадиза на музыку Й.Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов. Что в XXI веке, что в веке XVIII, редкий частный театр может прожить без дотаций государства, вот и испытывающий финансовые трудности Медокс вынужден был расстаться со своим детищем. Переданный в госказну Петровский театр получил статус Императорского. Его труппа поскиталась по «арендным площадкам», выступала в Доме Пашкова, новом деревянном театральном здании на Арбатской площади, в доме Апраксина.

После изгнания наполеоновской армии город стал возрождаться из пепла пожаров и в 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра на Петровской площади, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. Проект лауреата конкурса Андрея Михайлова власти посчитали слишком дорогостоящим и чрезмерно крупным, не соответствующим окружающей застройке. Его переработку поручили Осипу Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров и внёс коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.

Открывшийся 6 января 1825 года театр впечатлил современников. Фасад монументального здания был украшен портиком на восьми колоннах со скульптурной композицией Аполлона на колеснице с тремя конями. Именно тогда к названию Петровского театра прибавился эпитет Большой. Литератор Сергей Аксаков писал: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».

Грамотная планировка внутренних помещений предусматривала галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Несмотря на то, что зал был рассчитан на 2000 зрителей, открытие театра вызвало переаншлаг. Пролог «Торжество муз» с хорами и танцами, посвящённый возрождению театра из руин под предводительством Гения России, был повторён и на следующий день при большом стечении публики.

Приоритетное место в репертуаре отводилось балету и опере (оперная труппа прибыла из Петербурга), на этой сцене состоялись премьеры опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Хотя регулярная пожарная служба была создана в Москве ещё до войны, эффективность огнеборцев оставляла желать лучшего и 11 марта 1853 года произошло очередное несчастье - театр сгорел, что называется, дотла. Огонь уничтожил все декорации, костюмы, ноты, да даже от самого здания уцелели лишь каменные стены и колонны портика.

Победу в новом архитектурном конкурсе одержал главный архитектор императорских театров Альберт Кавос, строители ударно потрудились и уже в августе 1856 года первые зрители перешагнули порог возрождённого театра. Как повелось, его открывали «к дате» - торжествам по случаю коронации императора Александра II. Именно это здание мы видим, проходя нынче по Театральной площади.

Большой театр стал символом театрального искусства Советского Союза. Прима-балерины Майя Плисецкая, Галина Уланова, Екатерина Максимова, танцовщики Владимир Васильев, Марис Лиепа, Юрий Григорович, участники оперной труппы Сергей Лемешев, Иван Козловский, Надежда Обухова, Елена Образцова, Галина Вишневская, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава и ещё десятки талантливейших артистов собирали аншлаги на гастролях в любой стране мира.

В театре работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.

Впрочем, популярность Большого была и поводом для шуток. Вспомните Юрия Визбора: «А также в области балета мы впереди планеты всей!» Или эпизод из комедии Леонида Гайдая про студента Шурика: «И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета... - Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр».


Копьевский переулок. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/326674


Здание бывшей гостиницы «Русь» построено в 1895 году по проекту архитектора В.Загорского. Сейчас здесь расположены репетиционные залы и оперные классы, это административно-вспомогательный корпус Большого театра.


29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра и можно было приступать к масштабной реконструкции исторического здания, износ которого составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Комплексные работы на Основной сцене продолжались с 2005 по 2011 год и производились по двум направлениям - научная реставрация интерьеров и создание новых служебных помещений под землёй.

В итоге зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. На фасад вернулись точные копии скульптур Эрато и Терпсихоры, а вот Аполлон, созданный некогда скульптором Петром Клодтом, обзавёлся новым аксессуаром - фиговым листком. Мужское достоинство Бога Солнца, покровителя музыки и искусств можно наблюдать на сторублёвой купюре.

С современным репертуаром можно ознакомиться на официальном сайте: http://www.bolshoi.ru
Пожалуй, самый познавательный пост об истории и реставрациях Большого театра: http://expertmus.livejournal.com/86418.html


Зрительный зал и сцена Большого театра. 1954 год: https://pastvu.com/p/456463


Большой театр. 1974 год: https://pastvu.com/p/266808 В центральной ложе Президент США Ричард Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.


Занавес в Большом театре. 1975-1982 гг.: https://pastvu.com/p/50048


Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова: «Для меня это необычный и очень любимый проект, где в течение вечера я с лучшими танцовщиками мира могу продемонстрировать, что искусство балета невероятно разнообразно. Три разных мини-спектакля, невероятные по эмоциональному накалу, но обьединенные общим чувством, имя которому - любовь. Именно поэтому мы и назвали программу «Amore».


Фестиваль «Круг света» (2013)

Учитывая плотность театров на квадратный метр земли, в 1820-е годы Петровская площадь вполне логично была переименована в Театральную и носила это название до 1919 года. Большевики спешно принялись избавлять Москву от старорежимных названий и создавать новый культ. По разным причинам творцы революции стали уходить один за другим и их память увековечивалась в названиях улиц и площадей. Театральной досталось имя Якова Свердлова, по официальной версии умершего во время эпидемии гриппа-испанки. В 1991 году название Театральная площадь вернулось на карты Москвы.

Кстати, о картах. Если на Плане Столичного города Москвы 1843 года Театральная площадь указана как небольшое пространство возле Большого, то на Нивелирном плане Москвы 1888 года она сместилась южнее практически к китайгородской стене, а пространство между театрами отмечено как Театральный плац.


Планъ Столичнаго города Москвы. 1843 год: http://www.retromap.ru/


Нивелирный план Москвы. 1888 год: http://www.retromap.ru/


Действительно, этот труднопроходимый в распутицу немощёный участок в 1830-е годы был отдан военным для проведения плац-парадов. Смотр войскам московского гарнизона. 1904 год: https://pastvu.com/p/111155


Появление памятника Карлу Марксу и переименование Воскресенской площади в площадь Революции вызвали некую сумятицу и споры. На сайте http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=2989 можно ознакомиться с дискуссией горожан о современных границах Театральной и где установлен Маркс: на Театральной (Свердлова), в сквере у памятника Марксу или вообще на площади Революции? Можно предположить, что многие случайные прохожие ответили бы - конечно, на Революции.

Лев Кербель высек скульптурное изображение основоположника научного коммунизма из цельной глыбы граниты, подчёркивая фундаментальность учения Карла Маркса. Памятник был открыт в 1961 году.


Площадь Свердлова. 1936 год: https://pastvu.com/p/637892 Демонстрация по случаю годовщины Великой Октябрьской социалистической революции


Традиция ноябрьских коммунистических шествий сохранилась

Под площадью проходят поезда метро. Открытие станции «Площадь Свердлова» (современное название - «Театральная») состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова» (в память о профессиональном революционере Якове Свердлове), в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами - занавес. По словам архитектора И.Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».

Строительство метро в Москве продолжалось и во время войны, в сороковые годы «Площадь Свердлова» вошла в состав центрального пересадочного узла: 30 декабря 1944 года был открыт переход на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года - переход на «Площадь Революции». С годами направление пассажиропотоков несколько изменилось и не все горожане замечают два барельефа на темы балета - чтобы их увидеть, надо, поднимаясь по лестнице, оглянуться назад. А один мост перехода и вовсе закрыт, там на стене размещён скрытый от глаз третий барельеф.

В сквере сохранился один из старейших российских фонтанов, созданный архитектором Иваном (он же - Джованни) Витали, петербургским скульптором с итальянскими корнями. Фонтан сооружён в 1835 году и, хотя он украшен фигурами амуров, символизирующих разные жанры искусства, этот объект не декоративный, а вполне функциональный и построен как водоразборный фонтан Мытищинского водопровода. Вода из села Большие Мытищи поступала на Алексеевскую насосную станцию, затем в резервуар Сухаревской башни и оттуда распределялась между пятью фонтанами, из которых за плату можно было наливать воду, а для лошадей были предусмотрены поилки.



Отель «Континенталь». 1908 год: https://pastvu.com/p/17726

По обе стороны площади расположились гостиницы - «Континенталь» и «Метрополь». Первая была перестроена в 1887 году архитектором А.Белоярцевым из здания Сенатской типографии. Во время октябрьских боёв 1917 года в гостинице засели ожесточённо сопротивлявшиеся «белые» и в память о сражениях в окрестностях Кремля Воскресенскую площадь переименовали в площадь Революции.


В 1932-1935 годах по проекту архитекторов Л.Савельева, О.Стапрана и А.Щусева была возведена гостиница «Москва», но «Континенталь» тогда устоял, ибо к строительству второй очереди «Москвы» приступили гораздо позднее, уже в эпоху развитого социализма. В 1972 году дореволюционное здание было снесено, оставив лишь воспоминания старожилов о размещавшемся в нём экспериментальном стереокинотеатре «Восток-Кино».


Гостиница купца Челышева. 1882-1890 гг.: https://pastvu.com/p/60231

А напротив с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница купца Челышева, построенная по проекту всё того же Осипа Бове. В конце XIX века промышленник Савва Мамонтов выкупил здание и прилегающие участки земли для реализации своей задумки - возвести, так сказать «культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром» под названием «Метрополь». Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция и объединение общим фасадом с новыми корпусами.

Но что-то пошло не так, бизнес-планы Мамонтова рухнули, а сам предприниматель оказался под арестом. Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов и в первоначальный проект Вильяма Валькота были внесены существенные изменения. К примеру, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан.

Гостиница, оснащённая всеми техническими новинками начала века - электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами, приняла первых постояльцев 5 марта 1905 года. В революционные дни «Метрополь», как и «Континенталь», стал оплотом юнкеров и лишь артиллерийский обстрел вынудил их покинуть здание. В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией.

Весь советский период фешенебельная гостиница принимала самых почётных постояльцев, здесь жили Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек и многие другие мировые знаменитости. С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления. Подробнее о «Метрополе» можно прочитать в главе: http://www.yamoskva.com/node/41661

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: