Известные ирландцы в истории. Кланы и фамилии ирландии

Известная русская поэтесса Зинаида Гиппиус когда-то давно, хотя никогда не видела Ирландию, назвала ее «туманной страной с острыми скалами». Сейчас остров Ирландия, на котором, собственно, и находится Республика Ирландия, называют «Изумрудным островом», т.к. деревья и растения там зеленые практически круглый год. Однако, туристам в Ирландии будет интересна не только природа, но и многочисленные средневековые замки, а также другие достопримечательности, традиционные фестивали и местные алкогольные напитки (ирландское виски, пиво и эль).

География Ирландии

Республика Ирландия расположена на острове Ирландия, на северо-западе Европы. Эта страна имеет сухопутную границу только с Северной Ирландией, которая является частью Великобритании. Остров Ирландия омывается со всех сторон Атлантическим океаном (Кельтское море на юге, канал Св. Георгия – на юго-востоке и Ирландское море на востоке). Общая площадь этой страны – 70 273 кв. км. Самая высокая вершина Ирландии – гора Карантуилл, чья высота достигает 1041 м.

Столица

Столицей Ирландии является Дублин, население которого сейчас насчитывает около 550 тыс. человек. Историки утверждают, что кельтское поселение на месте современного Дублина существовало уже в II веке н.э.

Официальный язык Ирландии

В Ирландии два официальных языка – ирландский и английский. Однако, только 39% населения Ирландии знает ирландский язык.

Религия

Около 87% жителей Ирландии – католики, относящиеся к Римско-католической церкви.

Государственное устройство

Согласно Конституции, Ирландия – это парламентская республика, главой которой является Президент, избираемый на 7-летний срок.

Исполнительная власть принадлежит двухпалатному Парламенту – Ойряхтасу, состоящему из Сената (60 человек) и Палаты представителей (156 человек).

Основные политические партии – «Лейбористская партия», «Фине Гэл», «Фианна Файл», «Шинн Фейн», «Рабочая партия Ирландии», и «Социалистическая партия».

Климат и погода в Ирландии

На климат в Ирландии определяющее влияние оказывает Атлантический океан и теплое течение Гольфстрим. В итоге, климат в этой стране умеренный морской. Среднегодовая температура воздуха - +9,6С. Самые теплые месяцы в Ирландии – июль и август, когда средняя температура воздуха достигает +19С, а самые холодные – январь и февраль (+2С). Среднее количество осадков – 769 мм в год.

Средняя температура воздуха в Дублине:

  • январь - +4С
  • февраль - +5С
  • март - +6,5С
  • апрель - +8,5С
  • май - +11С
  • июнь - +14С
  • июль - +15С
  • август - +15С
  • сентябрь - +13С
  • октябрь - +11С
  • ноябрь - +7С
  • декабрь - +5С

Моря и океаны

Остров Ирландия омывается со всех сторон Атлантическим океаном. На юге Ирландию омывает Кельтское море, а на востоке – Ирландское море. На юго-востоке канал Св. Георгия разделяет Ирландию и Великобританию.

Реки и озера

По территории Ирландии протекает много рек. Самые большие из них – Шаннон, Барроу, Шур, Блэкуотер, Банн, Лиффи, и Слэни. Что же касается озер, то из них, прежде всего, следует назвать следующие: Лох-Дерг, Лох-Маск, Лох-Ней, и Килларни.

Отметим, что в Ирландии есть разветвленная сеть каналов, большинство из которых были построены еще более 100 лет назад.

История

Первые люди на острове Ирландия появились 8 тысяч лет назад. Затем во время неолита в Ирландию прибыли кельтские племена из Пиренейского полуострова. Распространение христианства в Ирландии связывают с именем Святого Патрика, прибывшего на этот остров примерно в середине V века.

С VIII века Ирландия подвергается столетнему нашествию викингов. В это время страна разделена на несколько графств.

В 1177 году значительную часть территории Ирландии захватывают английские войска. В середине XVI века англичане пытались навязать ирландцам протестантизм, но окончательно это сделать так и не смогли. Таким образом, до наших дней жители острова Ирландия разделены на две религиозные концессии – католики и протестанты (в республике Ирландия большинство населения – католики).

В 1801 году Ирландия вошла в состав Великобритании. Только в 1922 году, после ирландской войны за независимость, большая часть Ирландии отделилась от Великобритании, образовав Ирландское Свободное государство (но которое входило в Содружество Великобритании). Только в 1949 году Ирландия стала по-настоящему независимой. Однако, Северная Ирландия, где большинство населения – это протестанты, все еще входит в состав Великобритании.

В 1973 году Ирландию приняли в ЕС.

Культура Ирландии

Несмотря на то, что англичане на протяжении многих веков пытались включить Ирландию в состав своей империи, ирландцы все-таки сумели сохранить свое национальное самосознание, а также традиции и верования.

Самые популярные фестивали в Ирландии – фестиваль и парад во время дня Св. Патрика, Galway Oyster Festival, джазовый фестиваль в Корке, фестиваль Bloomsday, и Марафон в Дублине.

Кухня

Традиционные продукты в Ирландии – мясо (говядина, свинина, баранина), рыба (лосось, треска), морепродукты (устрицы, мидии), картошка, капуста, сыр, молочные продукты. Самое известное ирландское блюдо – это ирландское рагу, которое готовят из баранины, картошки, моркови, петрушки, лука и тмина.

Еще одно традиционное ирландское блюдо – вареный бекон с капустой. Также Ирландия знаменита своим традиционным хлебом на соде и чизкейком.

Повседневные безалкогольные напитки в Ирландии – чай и кофе (вспомните, знаменитое кофе по-ирландски, в состав которого входит виски, коричневый сахар и взбитые сливки). Что же касается алкогольных напитков, то ирландцы предпочитают виски, пиво и эль.

Достопримечательности Ирландии

Несмотря на то, что Ирландия – это маленькая страна, в ней все равно есть очень много интересных достопримечательностей. В десятку лучших из них, на наш взгляд, входят следующие:


Города и курорты

Самые большие города Ирландии – Корк, Лимерик, и, конечно же, Дублин. Самым большим из них является Дублин, в котором сейчас проживают около 550 тыс. человек. В свою очередь, население Корка составляет более 200 тыс. человек, а Лимерика – около 100 тыс. человек.

Сувениры/покупки

Туристы из Ирландии обычно привозят традиционные ирландские свитера из острова Аран (рекомендуем покупать белые аранские свитера, а не цветные), посуду из хрусталя Waterford Crystal, твидовые костюмы, льняное белье, компакт-диски с ирландской музыкой, рыболовные снасти, и, конечно же, ирландское виски.

Часы работы учреждений

Irish Численность и ареал Всего: 8 500 000 чел. (учитывая по происхождению - 80 000 000) Язык Английский , ирландский Религия Католицизм , реже протестантизм Входит в Кельтские народы Родственные народы гэлы , шотландцы , валлийцы , бретонцы

История

История Ирландии
Доисторическая Ирландия
Раннее средневековье (400-1169)
Средневековые ирландские Королевства:
Лейнстер Коннахт Мунстер Ульстер Дал Риада Айлех Миде Брега Осрайге Айргиалла Тирконнелл
Десмонд Томонд
Нормандское завоевание (1169-1536)
Манор Ирландия
Пейл Тир Эогайн
Британское правление (1536-1916)
Королевство Ирландия (1541-1801)
Конфедеративная Ирландия (1642-1651)
Соединённое королевство Великобритании и Ирландии (1801-1922)
Новейшее время
Пасхальное восстание (1916)
Война за независимость Ирландии (1919-1921)
Гражданская война в Ирландии (1922-1923)
Южная Ирландия (1921-1922)
См. также:Северная Ирландия
Портал «Ирландия»

Начало заселения острова

Исследования историков утверждают, что первые люди поселились на острове Ирландия около 9000 лет назад. Самые первые поселенцы практически неизвестны. Они оставили после себя несколько уникальных мегалитических сооружений. Дольше всего доиндоевропейское население удерживалось на юго-западе острова. Ирландское название провинции Манстер - Мума не объясняется из кельтского языка и есть мнение, что в нём сохраняется этноним ранних жителей острова.

Античные авторы не оставили подробных сведений об Изумрудном острове. Понятно только, что к началу н. э. остров был полностью заселён кельтами. Ирландская средневековая литература, напротив, содержит огромное количество мифических и легендарных сведений о различных волнах мигрантов: фоморах , фир болгах , племенах дану и т. д. Согласно мифологии последняя волна пришельцев - милезианцы , прибыла под предводительством Миля с Иберийского полуострова. Косвенно это подтверждается современными генографическими проектами, действительно ирландцы и баски имеют наибольшее число представителей гаплогруппы R1b .

Ранняя история

В начальный период истории вся территория Ирландии была разделена на независимые туаты , области заселённые одним племенем. Туат приблизительно соответствует современному баронству (в Ирландии существует такое неофициальное административное деление, баронство - это часть графства, объединяющая несколько приходов. Как правило каждое графство включает 10-15 баронств). Вожди кланов были связаны друг с другом сложной системой вассальных взаимоотношений. В раннем средневековье туаты Ирландии объединялись в пять пятин во главе с верховным королём «ард-риагом»: Лагин (совр. Ленстер с королевской династией МакМурроу/Мэрфи), Муман (совр. Манстер с королевской династией О’Брайенов), Улад (совр. Ольстер с королевской династией О’Нейлов), Миде (совр. графства Мит и Вестмит с прилегающими территориями, королевская династия МакЛафлинов) и Коннаут (королевская династия О’Конноров).

В IV-V веках н. э. предки ирландцев предпринимали активные пиратские набеги. От них очень страдал Уэльс. В ходе экспансии ирландского королевства Дал Риада были покорены пикты и стратклайдские бритты, что положило начало переселения ирландского племени скоттов в Шотландию и стало отправной точкой формирования шотландской нации. В результате одного из пиратских набегов в Ирландию попал святой Патрик .

На протяжении V века Ирландия приняла христианство. Этот процесс протекал достаточно мирно, видимо, в силу того, что жреческое сословие друидов после многочисленных поражений кельтов от римлян на континенте и в Британии во многом утратило авторитет. В результате такого ненасильственного процесса принятия христианства Ирландия оказалась одной из немногих культур, где языческое наследие не было отвергнуто, а бережно собиралось в христианских монастырях. Именно благодаря этому до нас дошли древние мифы и саги кельтов. Сама же Ирландия на несколько веков превратилась в центр учености.

Золотой век в культурной и экономической жизни Ирландии прервали массированные вторжения викингов в -XI веках . Викинги захватили прибрежные города. Владычество викингов удалось скинуть после битвы под Клонтарфом в 1014 году . Этой победы добился верховный король Бриан Бору , прародитель О’Брайенов, павший в этом знаменательном сражении. В 1169 году началось второе массовое норманнское (викинги) нашествие в Ирландию. Экспедиция графа Ричарда Стронгбоу , прибывшая по просьбе короля Ленстера Дермотта МакМурроу, изгнанного верховным королём Рори О’Коннором, высадилась около Уэксфорда. За несколько последующих веков норманны стали большими ирландцами, чем сами ирландцы. Норманны полностью усвоили ирландскую культуру и слились с коренным населением острова.

Хотя формально Ирландия находилась в составе Английского Королевства со времён Генриха II, активная колонизация ирландских земель началась после завоевания Ирландии Оливером Кромвелем в 1649 году. В ходе английской колонизации владельцами почти всех земель на острове стали английские лендлорды (которые как правило даже не жили в Ирландии), а ирландцы-католики превратились в бесправных арендаторов. Ирландский язык преследовался, кельтская культура уничтожалась. Богатое культурное наследие народа сохранялось в основном бродячими поэтами-бардами.

«Великий голод»

Великий Голод имел решающее значение в исторической судьбе ирландского народа. Неурожай картофеля, ставшего основным продуктом питания неимущих ирландцев, привёл к гибели порядка 1 млн человек. Люди умирали от голода, а из поместий, принадлежащих англичанам, продолжали экспортировать продовольствие: мясо, зерно, молочные продукты.

Массы ирландцев-бедняков ринулись в США и заморские колонии Великобритании. Один иммигрант, худо-бедно обосновавшийся на новом месте, перетягивал за собой всю семью. Со времени Великого Голода население Ирландии постоянно сокращалось, этот процесс шёл с разной интенсивностью вплоть до 70-х годов 20-го века. От голода наиболее пострадали гэльскоговорящие районы, заселённые ирландской беднотой. В результате повышенной смертности и массовой эмиграции ирландцев сфера применения гэльского языка значительно сузилась, большое число активных носителей языка переселилось за океан.

В то же время на восточном побережье США сложилась многочисленная ирландская диаспора. Например, в Нью-Йорке проживает больше потомков ирландских иммигрантов, чем ирландцев собственно в Ирландии.

Современное состояние

В XX веке территория исконного проживания ирландского этноса была политически разделена, большая часть острова вошла в состав Ирландской Республики, а часть Ольстера (за исключением графств Донегол, Ферманах и Монахан) была оставлена в составе Соединённого Королевства. В этой части Ольстера английская колонизация проводилась иначе, земельные наделы раздавались мелким фермерам английского и шотландского происхождения, что привело к тому, что в процентном отношении число колонистов-протестантов превысило число ирландцев-католиков. Ирландцы Ольстера вели длительную освободительную борьбу против английского правительства, не избегая террористических приёмов. Накал противостояния в Ольстере стал спадать только к концу XX века.

Ирландская культура оказывает заметное влияние на массовую общемировую культуру. Этому, в частности, способствует американский кинематограф, охотно касающийся тем, так или иначе связанных с Ирландией. Во многих странах отмечают день Святого Патрика, жанр фэнтези впитал в себя многие пласты ирландской мифологии, танцевальная и музыкальная культура ирландцев широко известны. Среди людей, серьёзно увлекающихся ирландской культурой, появился даже термин кельтомания.

Что касается ирландского языка, то им свободно владеет только порядка 20 % жителей Ирландии. Доминирует английская речь. Родным ирландский язык является только для небольшого количества уроженцев Гэлтахтов (гэльскоговорящих районов на западных окраинах страны). Большинство носителей ирландского языка - горожане, освоившие его сознательно в зрелом возрасте. Гэлтахты не представляют собой единого массива, и в каждом из них употребляются весьма отличные друг от друга диалекты. Около 40 % ирландцев с материнским гэльским языком проживает в графстве Голуэй, 25 % в графстве Донегол, 15 % в графстве Мэйо, 10 % в графстве Кэрри.

Существует стандартизированный литературный язык «кайдон». Его словарный запас сформирован в основном на основе коннаутских диалектов. Однако у кайдона есть одна занимательная особенность: язык не имеет стандартной формы произношения. Поэтому носители литературного языка могут иметь манстерское, коннаутское или ольстерское произношение, в зависимости от того, на какой основе поставлено произношение конкретного носителя языка, одинаково написанный текст произносится по-разному.

Католическая вера является определяющей для ирландца. В течение долгого времени принадлежность к католической церкви была как бы одной из форм пассивного сопротивления английским захватчикам. Поэтому даже сегодня ирландец, исповедующий иную конфессию, кажется экзотичным.

Ирландцы на протяжении 2-й половины XX века имели самый высокий естественный прирост среди аборигенных наций Западной Европы, который во многом нивелировался не ослабляющейся эмиграцией.

Культура

Национальные танцы

Традиционные ирландские танцы, сформировавшиеся в XVIII-XX веках, включают сольные танцы , Ирландские кейли , Сет-танцы (социальные танцы), Шан-нос. Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии : рилы, джиги и хорнпайпы.

Национальный костюм

Ирландский народный костюм - оранжевый килт до колен, длинный жакет, рубашка без ворота и берет. Костюм практически утрачен. Его носят лишь музыканты.

Кухня

Ирландские фамилии

Ирландская фамильная система сложна и хранит в себе следы бурных исторических событий. Абсолютное большинство ирландцев носят в качестве фамилий древние родовые имена, идущие от наименований гэльских кланов. Этим объясняется то, что под одной фамилией объединены десятки и даже сотни тысяч человек, потомки клана, заселявшего на ранних стадиях истории обособленную племенную территорию - туат.

Традиционно ирландскими считаются фамилии, начинающиеся с «О"» и «Мак». «О"» происходит от гэльского Ó «внук, потомок», а Maк переводится как «сын». При англоязычной записи гэльские префиксы зачастую опускаются. Например такие распространённые фамилии как Мерфи, Райан, Галлахер практически не встречаются в формах О’Мерфи, О’Райан или О’Галлахер. Напротив фамилии королевского достоинства почти всегда употребляются в своей исконной, полной форме: О’Брайен, О’Коннор, О’Нейл. Другие, менее знатные фамилии, одновременно существуют в разных записях: О’Салливан - Салливан, О’Рейли - Рейли, О’Фаррелл - Фаррелл. Утрата префикса Мак значительно менее распространена. Этот тип фамилий не принадлежит ирландцам монопольно и свойственен также горцам Шотландии. Фамилии на Мак доминируют в Ольстере и скромнее представлены в Манстере (хотя самая частая ирландская фамилия на Мак, МакКарти из Корка и Керри). Соответственно, фамилий на О" больше в юго-западной части острова.

Огромное число кланов образовалось вокруг потомков норманнских завоевателей: Батлеры, Бэрки, Пауэры, Фицджеральды и т. д. Патронимический префикс Фиц - считается признаком норманнских фамилий, но ФицПатрики, древние короли Оссори , - кельты, чье изначальное имя МакГилпатрик. Были и обратные случаи, когда норманнские роды принимали чисто кельтские наименования. Пример тому род Костелло (Mac Oisdealbhaigh) (от гэльского os - «молодой олень», «оленёнок» и dealbha - «скульптура»). Так было переосмыслено норманнское имя Jocelyn de Angulo. Норманны, изначально говорившие на старофранцузском языке, привнесли в Ирландию выглядящие совсем по-французски фамилии: Lacy, Devereux, Laffan (от французског l’enfant «дитя»). Поскольку первые норманнские завоеватели явились в Ирландию с территории Уэльса, самая частая фамилия норманнского происхождения Уолш (валлиец).

В раннем средневековье все приморские городские центры Ирландии находились под властью викингов. Многие ирландские кланы несут в себе кровь северян: МакСуини (сын Свена), МакОлиффы (сын Олафа), Дойлы (потомок датчанина), О’Хиггинсы (потомок викинга).

Ирландская диаспора

Сегодня в мире проживает от 70 до 80 миллионов людей с ирландскими корнями. Большинство потомков переселенцев из Ирландии проживают в странах английского языка: США, Австралии, Великобритании. Несколько меньшее участие ирландцы приняли в формировании населения Канады и Новой Зеландии.

В США и Австралии ирландцы являются вторым по значимости этническим компонентом, в США после немецких иммигрантов, в Австралии после англичан. Предки американского президента Джона Фицджеральда Кеннеди Че Гевара, отличился в Примечания

(3, 6 млн. человек). Ирландцы и их потомки составляют крупнейшую этническую общину в США , где к ним относят около 40 млн. человек; также они живут в в Северной Ирландии, Австралии (4 млн.)Великобритании (3 млн.), Канаде (2, 2 млн.), Новой Зеландии (0, 5 млн.). Общую численность людей, имеющих ирландские корни, оценивают в 54 млн. (2006). Ирландцы относятся к атланто-балтийской расе большой европеоидной расы. Ирландский язык распространен на западе и юге Ирландии, в североирландских графствах Ферманаг и Армаг, в некоторых районах США и Канады. Большинство ирландцев пользуются английским языком. Верующие ирландцы - преимущественно католики.

Этническую основу ирландцев составили кельтские племена гэлов, переселившиеся с Европейского континента в 4 веке до н.э. После принятия христианства (5 в.) и образования на острове самостоятельных государств сложилась ирландская этническая общность. С 12 века Ирландию стали осваивать английские переселенцы. Особенно интенсивно протекала колонизация Ирландии с 17 века. Англичане подвергали гонению язык, культуру коренного населения, стремились ассимилировать ирландцев. Однако ирландцы сумели отстоять культурную самостоятельность и сохранить национальное самосознание. В результате массовой эмиграции с середины 19 века население Ирландии неуклонно сокращалось. Если в 1845 году на острове проживало 8, 5 млн. человек, то в 1911 - только 4, 4 млн. Основными направлениями эмиграции были США, Канада, Австралия, Великобритания. Ирландцы покидали родину не только из-за экономических причин, но и стремясь избежать притеснений, в том числе и на религиозной почве. В результате Освободительной войны ирландцев (1919-1921) был заключен компромиссный британо-ирландский договор (1921) о предоставлении Ирландии статуса доминиона. Северная Ирландия (Ольстер) осталась под контролем Великобритании. В 1949 году Ирландия была провозглашена республикой. Тем не менее, эмиграционные процессы продолжались вплоть до 1960-х годов. В 1961 году население Ирландии уменьшилось до 2, 82 млн. человек, и только затем стало возрастать.

Доля городского населения постоянно увеличивается, в 1996 году горожане составляли 58% населения страны; крупнейшие города Дублин, Корк, Лимерик, Дан-Лаэре, Голуэй, Уотерфорд, Дандолк, Уэксфорд. В сельском хозяйстве преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцы). Ирландцы традиционно выращивают пшеницу, ячмень, овес, картофель, занимаются рыболовством. В пище традиционно большое место занимают блюда из картофеля, молочные продукты, овсяная каша, рыба. Наиболее популярный напиток - чай. Тип поселений хуторской, есть небольшие деревни кучевой планировки. На западе сохранились кельтские постройки - каменные дома с низкими потолками и покатыми тростниковыми или соломенными крышами. В других местностях они вытеснены каменными или каркасными (со стенами из бетонных блоков) домами, с двухскатными или четырехскатными черепичными крышами. Стены штукатурят внутри и снаружи и красят в яркие цвета. Национальная одежда - одноцветная (чаще оранжевая) юбочка (кильт), длинная куртка, светлая рубашка без воротника, большой суконный берет - практически не используется. В праздничной одежде преобладает зеленый цвет, который считается национальным.

В календарном цикле наряду обрядами и обычаями, общими с другими европейскими народами, отмечаются кельтские праздники, например Самхейн - начало года по кельтскому календарю (1 ноября). 1 августа, в праздник Лугназад, отмечается начало жатвы и других уборочных работ. Ирландские национальные виды спорта - харлинг (разновидность хоккея), гэльский футбол. Своеобразно устное творчество ирландцев, как на ирландском, так и на английском языке (исторические песни, в которых отражена национально-освободительная борьба ирландцев).

И других. Ирландская культура - одна из древнейших в Европе, и после 700 лет господства Англии страна восстановила свою национальную идентичность гораздо быстрее, чем это происходит в России после 70 лет существования Советского Союза. В рамках литературного проекта «Скрытое золото ХХ века» в скором времени будут изданы две книги ирландских авторов, которые ранее целиком не выходили на русском. В чем уникальность ирландской истории и культуры и почему ирландцы так похожи на русских, рассказала переводчик .

Сферический ирландец в вакууме

Примерно со времен Шекспира Ирландия - с посторонней помощью - начала создавать образ, который сейчас называется «сценическим ирландцем». Впервые он появился в «Генрихе V». Эту инициативу подхватили другие драматурги. Потом то, что начиналось в театре, выплеснулось с подмостков в народ, и образом ирландца, который сейчас обитает у людей в головах, мы в значительной степени обязаны английским драматургам, сложным отношениям между Англией и Ирландией и 700-летнему господству первой над второй.

В определении того, кто такой «сценический ирландец», я придерживаюсь позиции выдающегося ирландского мыслителя ХХ века Деклана Киберда, который посвятил свою жизнь (дай ему бог здоровья - он еще жив) изучению того, как мировая культура и история создали Ирландию. Этот «сценический ирландец» был придуман англичанами для того, чтобы у Англии появился «другой»: собирательная фигура всего того, что Англия не. Особенно он оказался востребован в викторианскую эпоху.

Примерно с того времени, как в Англии началась промышленная революция, английскому культурному пространству и менталитету было приятно считать себя эффективными, то есть не расходующими себя на эмоции, фантазии и грезы. Вся сновидческая реальность и связанные с ней чувства признаются неэффективными, ненужными и отставляются далеко в сторону. Постулируется, что англичане - это сдержанность, холодность, закрытость - то, что до сих пор стереотипически связывается с Англией. А ирландцы - это все, что противоположно.

Фото: Clodagh Kilcoyne / Getty Images

В этом смысле взросление культуры не очень отличается от человеческого взросления. Особенно в подростковом возрасте. Только взрослый человек может определить себя как самость без отрицания. Я есть это и это, умею то и то, добился того и того. Когда мы маленькие, у нас пока нет достижений и провалов, нам приходится определять себя через «я - не...»: я не Вася, не Петя и не Катя. А кто ты? Я не знаю. В этом отношении Англии был нужен «другой», и до этого другого было рукой подать - соседний остров. И он был все, что Англия вроде как не: недисциплинированный, ленивый, вздорный, взбалмошный, эмоциональный, сентиментальный. Похоже на классический конфликт физиков и лириков. Этот набор качеств и закрепился за ирландцами на определенное время.

Под маской ирландца скрывался ирландец

Где-то с середины XIX века и чуть далее, когда в индустриализованную Англию хлынул поток рабочих мигрантов из Ирландии, ирландцам даже выгоден был этот стереотип. Потому что когда человек приезжает из глухой деревни (а Ирландия - это в основном пространство не городское) в город, то он оказывается на другой планете, где нет ничего общего с той коммунальной жизнью, которую он вел в деревне. И тут ему предлагают готовую маску этакого деревенского дурачка - и он принимает ее на себя. Мы при этом понимаем, что даже деревенские ирландцы - сметливые, ушлые, наблюдательные, ехидные, демонстрирующие бытовую хватку и способность выживать в экстремальных обстоятельствах. Но этот образ был выгоден, и ирландцы, особенно перебравшиеся в Англию, его какое-то время поддерживали - сознательно или бессознательно.

Рисунок ирландского художника Джеймса Махони (1810–1879).

Великий голод середины XIX века - фантастическое по своей чудовищности событие в истории Ирландии, когда 20 процентов населения страны погибло или уехало. Понятно, что потом случилась Вторая мировая, и мир повидал еще не такое, но до изобретения оружия массового поражения и без всяких эпидемий потерять столько людей просто потому, что им кушать было нечего, - это было чудовищно. И надо сказать, что население Ирландии не восстановилось до прежних размеров до сих пор. Поэтому трагедия Великого голода актуальна для Ирландии и поныне влияет на представление ирландцев о самих себе, на их позицию относительно окружающего мира и тем более определяла накал страстей в период Ирландского возрождения рубежа XIX-XX веков, когда страна наконец обрела независимость от Англии.

Лепреконы и прочая нечисть

Позже, уже в ХХ веке, на фоне того самого «сценического ирландца» - веселого остроязыкого раздолбая - возникает консьюмеристское общество со всем этим коммерческим хайпом вокруг лепреконов, радуг, горшков с золотом, танцев типа Lord of the Dance, которые имеют довольно косвенное отношение к народной традиции. Страна, которая долго была в нищете, наконец поняла, что богатство ее истории, темперамент (потому что без темперамента в их условиях не выживешь - и климат не фонтан, и история последних 700 лет не располагала к расслабленности) - это все можно коммерциализировать. Это нормальное занятие любой европейской культуры. Просто среди европейских стран Ирландия настолько богата гуманитарно, что богаче едва ли не любой культуры, не считая античной.

Так произошло, в частности, еще и потому, что Ирландия никогда не была под Римом. Городская культура пришла к ней не через те каналы, через которые ее получила континентальная Европа. И организация отношений между людьми была не такая, и иерархические взаимосвязи в обществе выстраивались не под давлением римского права и римского порядка.

Фото: Siegfried Kuttig / Globallookpress.com

Ирландия же вообще была очень дробная - такая Тверская область, разбитая на районы размером примерно с Чертаново. В каждом был свой король и свои взаимоотношения с соседями. При этом вплоть до прихода англо-норманнов в XII веке это все было единое культурное непрерывное пространство более или менее единого языка (диалектов было полно, но люди друг друга понимали), единого старого закона, едва ли не одного из самых старых из сохранившихся законодательных систем на земле. Основан он был на житейской логике, потому что в Ирландии не было ни карательной, ни законодательной власти в римском ее понимании.

Закон был традицией, а традиция - законом. Раз в какое-то время происходило собрание народа при верховном короле, вершился суд, вносились прецедентарные поправки. И эта древняя, непрерывная на протяжении тысячелетий традиция создала уникальную культуру, которую ирландцы - после того, как англичане оставили их в покое, - коммерциализировали, и мы сейчас имеем всех этих лепреконов, которые в массовом сознании связаны с Ирландией, как матрешка, балалайка, медведи и снег - с Россией. При этом мы понимаем, что «на здоровье» мы, выпивая, не говорим, матрешек друг другу дарим только очень по большому стебу, и нужно быть очень специфически имиджево ориентированным человеком, чтобы носить картуз с гвоздикой в повседневной жизни.

Ирландские писатели, которым пришлось отстаивать свою ирландскость

А теперь о том, почему мы взялись издавать на русском языке авторов, которые никому не известны. Во-первых, ирландские великие писатели уровня Уайльда, Шоу, Джойса, Беккета, О"Кейси, Йейтса, Хини - так или иначе, в большей или меньшей степени переведены на русский. Другое дело, что мало кто догадывается о том, что они ирландцы. А они ирландцы. При том что понятие ирландскости - оно очень, очень непростое.

Фото: Sasha / Hulton Archive / Getty Images

Почему? Потому что Ирландия - та же Америка, только в пределах Европы. Пока не началось завоевание того полушария, Ирландия была краем Европы. Дальше - большая вода. Волна за волной люди, которые шли на запад, в конечном счете упирались в предел - в Ирландию. И туда наприходила прорва народу, поэтому генетически ирландцы - это смесь иберийских кельтов, континентальных кельтов, англосаксов, скандинавов. Поэтому разумно считать ирландцами тех, кто сам считает себя ирландцем.

Внутри Ирландии с XII-XIV веков первая волна англо-норманнов очень быстро адаптировалась, ассимилировалась, и эти люди, которые были до Кромвеля, назывались «старыми англичанами» - Old English. Так вот они считаются абсолютными ирландцами, при том что в дремучем анамнезе у них не кельты, а англосаксы и норманны. Но они родили детей, эти дети уже говорили по-ирландски, носили ирландскую одежду, пели ирландские песни и были ирландцами, потому что их отцы женились на ирландских женщинах. А воспитывает ребенка мать, говорит с ним на своем языке, поэтому ребенок - ирландец, независимо от того, какие у него крови по папе. В этом смысле совершенно матриархальная история.

До той поры, пока Англия была католической, все, кто пришел в Ирландию, становились ирландцами. В эту старую, вязкую, завораживающую культуру люди падали с головой и растворялись в ней. Потому что англо-нормандской культуре к тому моменту было 100 лет. Эта смесь англосаксов и норманнов была таким вот чудищем Франкенштейна, которое еще не осознало себя как отдельную самость. А у Ирландии к тому времени уже семь веков была письменность, они были очагом европейской цивилизации, спасали от темного Средневековья всю католическую Европу, были центром просвещения. И в VI-VIII веках с севера Европы на юг пришла толпа католических просветителей.

Но в эпоху Тюдоров ситуация поменялась: Англия перестала быть католической, а ирландцы стали врагами, потому что остались католиками. И дальше это уже был конфликт национально-религиозный. На этой почве представления об ирландце изменились, и политика в XIX веке приравняла ирландскость к католицизму - то есть культурный аспект отпал, а религиозный остался, и англоязычным протестантам, считавшим себя ирландцами до мозга костей, пришлось нелегко - литераторам в особенности.

Теперь о литературе. У Ирландии четыре нобелевских лауреата по литературе - Йейтс, Шоу, Беккет, Хини. И это у нации, в которой всего пять миллионов человек. Это во-первых. Во-вторых, в их тени, особенно в тени Джойса, выросла огромная литература, часть которой, к счастью, существует и по-русски. И это нам хотелось бы тоже подчеркнуть.

Почему О’Крихинь и Стивенз?

Ну и в этом году мы решили издать двух авторов, имевших прямое или косвенное отношение к ирландскому Возрождению. Первый - Томас О"Крихинь с книгой «Островитянин». Он писал по-ирландски, и Юрий Андрейчук перевел его с ирландского, что особенно ценно, потому что есть тенденция переводить ирландских писателей с английских переводов. Средневековая ирландская литература переводится на русский давно, но современная ирландская литература, написанная на ирландском языке, в русскоязычном пространстве почти не фигурирует. И мы решили начать этот поход - не то чтобы наполеоновский, но некоторые планы на десяток книг, переводимых с ирландского, у нас есть.

Больше двух книг в год мы делать не будем, потому что Юра [Андрейчук] больше не осилит: с ирландского переводить - это не баран чихнул, а у Юры еще преподавательская нагрузка. Но очень хочется показать русскому читателю, что ирландский язык не умер - это не латынь, и насколько богата литература на ирландском языке. И модернизм, и постмодернизм в ней есть. Ирландская литература в силу исторических причин больше склонна к малому жанру, нежели к романной форме. И «Улисс», в общем, не очень-то замаскированный сборник рассказов, что никак не умаляет его достоинств, но важно понимать, что вся традиция ирландского творчества в языке организует это литературное пространство как пространство малой формы: поэзия, рассказы, драматургия. Хотя, глядишь, представим читателям и некоторый набор привычных нам романов.

«Островитянин»

Томас О"Крихинь написал эпохальный биографический роман. О’Крихинь родился в середине XIX века, то есть примерно в Великий голод, и прожил довольно длинную жизнь уже в ХХ веке. Жил он на острове Бласкет. Это такой абсолютный заповедник в смысле культуры, языка, взаимоотношений и прочего. Бласкетцы, понятно, ездили на Большую землю - на основной остров - по своим делам, но у них специфическое все: одежда, походка, язык, они выделяются в толпе. И когда их спрашивали - ты что за ирландец такой, они отвечали: мы бласкетцы. Ирландия, с их точки зрения, опопсела, модернизировалась и вульгаризировалась, а они остались ветхозаветными.

Жизнь на Бласкете была жестокой, мрачной, таким непрерывным преодолением, когда на улицу можно было неделю не выйти, потому что ветер валил с ног. Потому что почва там - это камень, поросший травой, и нет ничего, кроме водорослей, чтобы эту почву удобрить. И люди на этом острове выживали. Их оттуда в середине ХХ века эвакуировали под тем предлогом, что там непригодные для жизни условия, а на самом деле - чтобы народ от налогов не уклонялся и вообще был подконтрольным. И сейчас эти острова потихонечку превращают в музеи-заповедники. В частности - Бласкет.

И житель этого острова с подачи одного своего приятеля неспешно, целой чередой писем составил автобиографию. И породил целое течение автобиографических свидетельств, которые призваны были зафиксировать уходящую реальность этого заповедника: на Бласкете таких мемуаристов возникло еще двое помимо О’Крихиня. В «Островитянине» очень сложный ирландский язык, специфический диалект, Юра с ним бодался почти год. И справочный аппарат большой.

«Островитянин» Томаса О"Крихиня - настоящая мемуарная, не беллетризованная Ирландия, уникальный документ. Есть еще один бонус: роман «Поющие Лазаря» Флэнна ОʼБрайена - в значительной мере кивок в сторону «Островитянина» и вообще мемуарного феномена Бласкета. Но это пародия не на самих островитян, а скорее на сентиментализацию этого пласта литературных высказываний. В целом это был популярный жанр, потому что ирландцы понимали: натура уходит; ее фиксация была ценна не только националистам, но и вообще интеллигентным людям - как память о прошлом.

«Ирландские чудные сказания»

Вторая книжка - «Ирландские чудные сказания» Джеймза Стивенза, такой образчик гэльского Ренессанса, с которым мы знакомы преимущественно по работам Йейтса, леди Грегори и, до некоторой степени, Джорджа Расселла. Это люди, которые занимались возрождением культуры, собиранием фольклора, перерождением и трансляцией собранного через театр. Стивенз одного поколения с Джойсом, тогда пересказы мифологического материала были модной штукой, занялся этим еще О"Грэйди-старший, и дальше - Йейтс, Грегори и Стивенз.

Но чем примечателен Стивенз - так это фантастическим чувством юмора. Если леди Грегори работала с текстами очень педантично, скрупулезно, то он взял десять сказаний и их переработал, пересказал, переложил. Он вытащил из этих текстов смешное, ироничное, хулиганское, живое, сдул с них патину вечности. К любому эпосу читатель нередко склонен относиться с благоговением и скукой, потому что там действуют люди с непонятной мотивацией, у них свои, отличные от наших ценности. Книга Стивенза может дать русскоязычному читателю возможность увидеть в мифологическом материале неустаревающую настоящую жизнь, живой смех и поэзию. Стивенз в этом смысле переводчик между временами.

В сухом остатке, как нам кажется, эти две книги дадут читателю возможность соприкоснуться со временем гэльского Ренессанса - то есть тем временем, когда Ирландия радикально переосмысляла себя и пересоздавала себя такой, какой мы сейчас ее видим, за пределами лубочных стереотипов.

Кланы и фамилии Ирландии

Кланы и фамилии Ирландии

Перевод книги Джона Гренама (John Grenham) "Кланы и фамилии Ирландии"

Вступительная статья - Геральдика

Гербы появились в Ирландии с приходом Норманов в Ирландию в 12-м веке. Гельским племенам гербовая символика и культура не была присуща. Норманская геральдика очевидно демонстрировала свое военное назаначение и была довольно бесхитростной и простой - исключительно для быстрого распознавания на поле боя. Примерами таких гербов являются гербы кланов de Burgos, de Clare, Fitzgerald и других фамилий норманского происхождения.

Существенно отличалась от норманской англо-ирландская традиция, которая может быть датирована серединой 16-го века, когда к власти пришел Tudor Плантатор и когда был основан (в 1552-м году) The Office of Ulster King of Arms, как часть владений администрациианглийского королевского представительства в Ирландии (Vice Regal Court) . Англо-ирландские гербы отличаются множетсвом деталей и делений внутри герба, что отражало их озабоченность семейными взаимоотношениями и статусом в обществе(а не военными предпосылками и европейскими традициями, как у норманских семей). Эти гербы были пожалованы английским двором в целях упрочнения английской власти в Ирландии и выражали деление на провинции и их правителей.

Третья традиция геральдики восходит к гельской-исконно ирландской части общества и ей присуще уникальное своеобразие. В ней заметна ведущая роль генеологий в гельском обществе, восходящим к героям мифов и символам царской власти животного и растительного мира в рамках исконно ирландской (кельтской) традиции. Гельская геральдика начала свое развитие в 15-м веке, но символы, используемые на гербах имеют древнейшие корни. Каждая семья возводила свой род к какому-либо мифическому предку и по закону клан или семья имели право на владение тем, что приличествует их мифичесокму предку. Таким образом ирландская геральдика отражала право на собственность и мифического предка. А так же одинаковыми гербами могли обладать не родственники, а люди, живущие на одной территории (племена). Что существенно отличается от двух предыдущих традиций.

Расскажем подробнее о кельтских символах, используемых в ирландских гербах .

Красная Рука О Нейлов O`Neill , которая сейчас ассоциируется с Олсьтером в геральдической терминологии имеет название: d dexter hand appaume gules . Ее происхождение восходит к имени сына Болга Bolg - Нуаду Nuadu , имеющему коннотации с солнечным божетсвом кельтов. Этот сын был известен как Labraid Lámhdhearg или Labraid of the Red Hand .

Олень - символ, часто появляющийся на гербах Мунстерских кланов MacCarthy, O1Sallivan, Healy и многих других - очень четко соотносится с которолевским мифом людей Érainn . Согласно этому мифу законность правящего дома подтверждается, когда на территорию клана во время охоты входит олень. Устраивается специальная охота на границе кланов, которая указывает чей дом будет правящим, согласно тому куда побежит олень и где и кем он будет убит. Правителем становится тот, кто убъет оленя.

То, что многие семьи используют этот символ говорит о том, что они имеют отношение к племени Eoghanacht , которое доминировало в Мунстере во времена Brian Boru .

В Коннахте (Connacht) герб правящего клана O`Conor и других, родственных ему фамилий, таких как Flanagan, O`Beirne и многие другие содержит Символ Дуба, который с древних времен ассоциировался у кельтских племен с королевской властью. Средневековые источники говорят, что правящие семьи Ирландии имели хотя бы одно священное дерево дуба за пределами кругового форта.

Отделы по генеалогиям и геральдике в Ольстере и Ирландии.

Как уже говорилось выше в 1552-м году был основан Королевский Ольстерский Отдел по Гербам the Office of Ulster King of Arms , наследником которого стал Отдел по Генеалогиям Genealogical Office , просуществовавший вплоть до 1943 года, когда его функции были разделены меджу Лондонским Колледжем Гербов и Главным Геральдическим Отделом независимой Ирландии Office of the Chief Herald of Ireland.

Отдел по Генеалогиям занимался вовсе не генеалогиями, а геральдикой, в основном англо-ирландских фамилий. Там происходила запись, регистрация, узаконивание разростающихся англо-ирландских потомков и их гербов.

С начала 18-го века этот отдел получил дополнительные права и обязанности: непосредственного представительства короны и английского правительства в Ирландии. В эти обязанности входило подбор и узаконивание кандидатов в Ирландскую палату Лордов, и все церемонии, связанные с этим. А так же решение по узакониванию орденов ирландского происхождения. Наример, Ордена Св. Патрика , который был разработан в замен хорошо известного английского ордена the Orders of the Bath and the Garter , был зарегестрирован и легализован в Ольстере. Геральдические и церимониальные обязанности Ольстера исполнялись вплоть до середины 20-го века.

В 1940-м году в Ирландии был основан Chief of the Name Эдвардом Мак Лизатом Dr Edvard MacLysaght . Это общество занималось расследованием древнейшик гельских корней современных потомков знаменитых ирландских кланов. По результатам этих исследований были назначены Главы Имен Chief of Name , которые не имеют никакого законного владения или прав, но существуют и по сей день.

В 1909 году в Дублине был создан Государственный Музей Геральдики , благодаря деятельности Сера Невила Уилкинсона Sir Neville Wilkinson из Генеалогического Отдела Ольстера.