История квиллинга. История техники "квиллинг"

Искусство, которое на русском языке называют "бумагокручением", на Западе называют словом quilling (квиллинг). Английское слово «quilling» происходит от слова «quill» - «птичье перо». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце XIV - начале XV века.

В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но из-за того, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством только для дам из высших слоев общества.

Итак, в XV веке это считалось искусством. В XIX - дамским развлечением. Большую часть XX века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - она не развалится и не сломается. Одним словом, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда его переняли на Востоке. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

Квиллинг не теряет своей популярности, а в сегодняшнее время получил второе дыхание. Кратко об этапах происхождения и создания этого вида искусства описывается в древних летописях, это является прямым доказательством многовековых техник и традиций.

История возникновения квиллинга приходит из Древнего Египта, а в переводе с английского языка, означает – перья птиц, ведь все элементы будущих творений напоминают небольшое перо, вместе создающие гармоничное изделие.

Работая с бумагой, не только ребенок, но и взрослый человек расслабляется и получает релаксационное удовольствие.

Получив в результате шедевр – загорается еще больший интерес, и увлечение перерастает в настоящий творческий процесс.

Об этом искусстве упоминается:

  • В древних рукописях;
  • Рассказах предков;
  • Исторических очерках.

Из-за своей недолговечности и хрупкости, до сегодняшних дней сохранилось очень мало старинных изделий, поэтому в музеях очень дорожат этими древними экспонатами.

Интересная история квиллинга: коротко о первых изделиях

Первыми работами, созданными умельцами, являлись небольшие позолоченные кулоны, изготовленные из бумаги и перьев, мастерски скрученных между собой.

Даже рассмотрение вблизи вызывало восхищение.

Не удивительно, что подобная техника сохранилась и до наших дней.

Отличительными особенностями квиллинга разных времен являются:

  1. В древнем Египте это были небольшие иллюстрации, техникой создания которых коротко владели монахи и небольшое количество приближенных к ним людей.
  2. Европа отличилась в создании открыток, картин и имела в своих изделиях небольшую численность деталей.
  3. Азиатские страны превзошли своих предков, и довели технику квиллинга до полного совершенства. Они создавали разнообразные изделия, не ограничиваясь книгами или украшениями, добавляли большое количество мелких и крупных деталей, научились делать объемные предметы из бумаги.

Квиллинг получил восхищение и признание лучшими мастерами своего дела.

Незамысловатая история появления квиллинга в Англии

Дойдя до Европы, это искусство немного утратило популярность, ведь там, в качестве украшений преобладали драгоценные металлы и камни.

Благодаря принцессе Елизавете, которая всерьез увлеклась этим видом мастерства, произошло его повторное возрождение. Много ее работ сохранилось и до наших дней, в музеях в качестве эксклюзивных экспонатов.

После появления и стремительного возрождения квиллинга, стали проводиться не только выставки, но и фестивали, организовывались также и сообщества, на которых можно было не только показать себя в качестве мастера, но и научиться этому интересному виду рукоделия. Наиболее масштабными были 2 выставки – в Лондоне и Нью-Йорке. Они собрали вокруг себя огромное количество людей, и показали миру, как можно овладеть небольшими полосочками бумаги, превращая ее в произведения искусства.

Но наибольшего совершенства квиллинг достиг в странах восходящего солнца:

  • Японии;
  • Китае;
  • Корее.

Люди этих стран обладают большим терпением, усидчивостью, имеют совершенно отличительное от европейского типа мышление, и привносят частичку своей культуры в этот вид искусства. Именно в этих далеких странах стали превращать бумажную технику в совершенные изделия, значительно большей сложности и невероятной красоты.

Изделия из истории квиллинга

На сегодняшний день в подобной технике можно легко создать разнообразные изделия любой сложности.

А именно:

  • Открытки;
  • Шкатулки;
  • Картины.

Чтобы сделать подобные вещи, не потребуется много инструментов и времени, необходимо только запастись разноцветными полосками бумаги, также понадобится металлический или пластмассовый стержень с небольшой прорезью на его конце.

Новичкам можно попробовать самостоятельно изготовить подобный инструмент из шариковой ручки, чтобы понять, нравится ли им заниматься подобным видом рукоделия.

На Востоке предпочитают пользоваться тонким металлическим шилом, делая ровные и одинаковые закручивания.

Мастера более высокого уровня приобретают специальные линейки, позволяющие точно определить размер будущей детали, вставляя бумагу в требуемое отверстие. Также всем понадобится густой клей, находящийся в тюбике с длинным кончиком, ножницы небольшого размера и пинцет, для точного расположения всех необходимых деталей.

Бумага должна быть окрашенной с двух сторон и иметь правильную плотность. На сегодняшнее время любителям этого вида искусства так облегчили работу, что полоски любого размера, длины и ширины можно приобрести в магазинах для творчества или канцелярии.

Также специалисты прибегают к различным хитростям – разрезают полоски для получения более мелких деталей, склеивают между собой стандартные – получая крупные объекты. А если сделать постепенное соединение разных цветов, склеивая их между собой, можно достичь плавного перехода и эффекта амбре.

Существую наиболее простые и базовые элементы, выполнить которые может и ребенок:

  • Ролл – для его создания, конец бумаги просто вставляется в инструмент и накручивается, а свободный закрепляют впоследствии клеем;
  • Капля – делается таким же способом, только после фиксации клеем, ее конец сжимается пальцами;
  • Если сжать подобный элемент с двух сторон, можно получить лепесток или глаз, а прижав посредине – небольшое сердце.

Комбинируя между собой эти элементы и экспериментируя, можно достичь ошеломительных результатов в мастерстве. Если первое время трудно сложить в воображении готовый образ, то можно сделать небольшие наброски элементов на бумаге.

Всегда актуальными будут цветочные композиции, выполненные в подобной технике, они подарят радость любой маме или подруге в любой праздник. Потратив немного усилий и времени, можно сделать очень оригинальный и запоминающийся подарок, получив в результате массу комплиментов.

Подобный вид рукоделия очень положительно влияет на детский организм, он развивает усидчивость, прививает вкус, улучшает мелкую моторику пальцев. Специалисты рекомендуют занимать детей разными видами творчества с малых лет, прививая им эстетический вкус и отвлекая от компьютера и телевизора. В Восточных странах этот вид искусства получил широкое распространение и даже стал немного отличаться от европейского.

Увлекательная история квиллинга (видео)

Так как изделия ручной работы достаточно дорого ценятся на сегодняшнее время, то можно превратить подобное любимое увлечение в хороший заработок. Даже в школьную программу внедрили различные виды рукоделия, не ограничиваясь шитьем, рисованием и вязанием.

Квиллинг – это занимательное ручное творчество из бумаги для детей и взрослых, помимо получения эстетического наслаждения человек развивает творческое мышление, терпение, усидчивость, аккуратность, мелкую моторику рук. Бумага материал доступный каждому. Она дает большой простор для творчества. Дает возможность ощутить себя художником — безгранично творческим человеком.

История квиллинга не совсем обычна, он переходил с Запада на Восток и обратно, обогащаясь при этом национальными особенностями разных культур.

Это рукоделие возникло в конце XIV века – начале XV века в Европе. До XVI века он считался искусством. В XIV — XVI века в Европе монахинями создавались изящные медальоны в этой технике, из бумаги с позолоченными краями. При рассмотрении этих миниатюрных бумажных шедевров создавалась иллюзия тонких золотых полосок.

Но бумага материал недолговечный и от средневековых шедевров мало что сохранилось. В XIX столетии дамы высшего общества таким образом проводили свой досуг.

Затем в XX веке квиллинг, как искусство был предан забвению, но затем вновь возрожден. На сегодняшний день он очень распространен. Создана целая индустрия по производству материалов и инструментов для него. На русском языке это искусство называют «бумагокручением», в Европе «quilling», от слова «quill» что в переводе с английского обозначает «птичье перо». Одни считают, что название связано с птичьим пером, которое использовалось в качестве инструмента, другие проводят ассоциацию с одним видом элементов, который похож на перо птицы.

Это искусство было распространено в Европе, но из-за дороговизны бумаги бумажная пластика была занятием только для высших слоев общества. Всерьёз увлекалась квиллингом английская принцесса Елизавета и многие ее работы находятся в лондонском музее Виктории и Альберта.

Бумага ассоциируется с непрочностью и недолговечностью.

Но, квиллинг с легкостью опровергает это – работы из бумажных элементов можно спокойно использовать в быту, например, конфетница выполненная в этой технике не сломается и не развалится.

Помимо Европы он известен и на Востоке. В Южной Корее есть даже Ассоциация любителей квиллинга. Но европейская и восточная техника имеют свои отличия. Европейская предполагает небольшое число деталей, лаконичность работ, мозаичность работ. Восточный же квиллинг — это шедевры ювелирного искусства из сотен мелких деталей. Корейские работы выполняются в течении огромного времени, отличаются величайшей тщательностью.

На данный момент в России много студий, где можно освоить этот вид рукоделия.


История квиллинга


На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.


Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

Инструменты для квиллинга



Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.


Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

Техника квиллинга.


На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почуствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скоректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга















Квиллинг (англ. quilling -- от слова quill "птичье перо")-- искусство изготовления композиций из скрученных в спиральки узких и длинных полосок бумаги.

Скрученным спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, их называют модулями. Уже они и являются «строительным» материалом (кирпичиками) в создании работ - открыток, альбомов, картин, рамок для фотографий, украшений, предметов декора и т.д.

История бумагокручения уходит корнями в Древний Египет, когда из папируса стали изготавливать различные элементы украшений. Также в древние времена этот вид искусства был известен на Востоке.

Широкое распространение искусство бумагокручения получило в конце XIV - начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали средневековые монахи. Они обрезали позолоченные края книг, затем накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill - в переводе с английского «птичье перо»), что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в небогатых церквях).

Старинные работы мастеров бумагокручения не дошли до наших дней, в связи с нестойкостью материала. Но иконы XVII века, оформленные в этом стиле можно увидеть во многих европейских музеях.

Квиллинг имел большую популярность в знатных домах Германии и Англии. В те времена даже выпускались специализированные журналы с описание техник и пошаговыми инструкциями по изготовлению различных бытовых мелочей - от коробочек для чая и «грелок» на чайники до шкатулок и корзин. Это был своего рода прообраз современных мастер-классов.

В XV--XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке -- дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам).

Ценительницами этого искусства считаются и коронованные особы, например, дочь Георга III Элизабет (принцесса Елизавета), которая, говорят, подарила своему врачу ширму, сделанную в технике квиллинга. Многие её творения до сих пор хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Другие почитатели бумагокручения - королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также писатели Джейн Остен и сестры Бронте.

На Востоке квиллинг также полюбился местным мастерам. Корейская школа бумагокручения немного отличается от европейской, как, в принципе, и отличаются эти культуры. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера в своем стиле создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей. Известные своим почтением к мелочам и кропотливостью, японцы и китайцы создают изящные произведения искусства, используя технику скручивания тончайшей бумаги.

Большую часть XX века квиллинг был забыт, и только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство, завоевывая новых поклонников по всему земному шару. Бумага различных цветов и фактур стала доступна многим слоям населения, и рукодельницы вновь открыли для себя это ажурное искусство.

Квиллинг любят во всем мире, а в Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Англии», настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, где можно было полюбоваться не только современными творениями, но и старинными изделиями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая -- в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры. Сейчас мастера квиллинга активно выставляют свои творения на выставках по рукоделию и прикладному творчеству по всему миру.

В Южной Корее тоже существует Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества, в том числе и бумагокручения.

В России данное искусство также стало популярным только лишь к концу XX века, сейчас же набирает обороты и становится все популярнее, тем более что наши мастера умело сочетают в своих работах точность и аккуратность европейской техники с хитросплетениями восточной.

Ежегодно проводятся выставки и мастер-классы, где можно научиться разным секретам у знаменитых мастеров.