Индоевропейцы. История расселения и миграции индоевропейцев из прародины по евразии

Традиционно древнюю историю начинают изучать с цивилизаций Древнего Египта, шумеров, Вавилона. Спору нет, эти цивилизации внесли немалый вклад в развитие человечества. Но параллельно с возникновением и развитием этих цивилизаций на севере, на территории современной России происходили события не менее, а вероятно, даже более важные для мировой истории. Связаны эти события были с древними индоевропейцами, о которых мы и расскажем в данном посте.

Почему индоевропейцы? Ещё в 18 веке европейцы, побывавшие в Индии, заметили явное сходство санскрита с европейскими языками. Санскрит был древним языком, положение которого в Индии напоминало положение латыни в Европе, некоторым текстам на санскрите более 3 тыс. лет. Сходство обнаруживалось не только в языке, но и в традициях, верованиях, так что стало понятно — древние индийцы и древние европейцы имели общих предков.

Последовали больше сотни лет споров и поисков, потраченных на то, чтобы надёжно установить, где же жили древние индоевропейцы, где была их прародина. Возникло немало спекуляций на эту тему. Германские нацисты, например, в своё время объявили, что древние индоевропейцы, или древние арии, жили на территории современной Германии и представляли собой особую высшую расу. Однако исследования показали совсем другую картину.

В глубокой древности индоевропейцы действительно представляли собой один народ. Проживали они сравнительно компактно в бассейне Дона и Волги, на территории современной России. Самая древняя археологическая культура, для которой доказано её индоевропейское происхождение — Самарская. Она относится к 5 тысячелетию до н. э., а ареал её распространения затрагивает территорию современных Самарской, Саратовской и Оренбургской областей. В последующее тысячелетие индоевропейские культуры расширяют свой ареал, на востоке захватывая Урал и казахские степи, а на западе доходя до Днепра. Вплоть до 3-4 тысячелетия до н. э. индоевропейцы представляли собой единую общность.

Кем были древние индоевропейцы? Они были воинственным народом, но при этом имели развитую мифологию и ценили знания. Согласно представлениям современных учёных, общество древних индоевропейцев делилось на три основные группы — жрецов, воинов и тех, кто занимался земледелием и скотоводством. Они поклонялись разным богам, главным из которых был бог грома и молнии (тот самый, который в Древней Руси был известен как Перун, а в Древней Греции как Зевс). Древние индоевропейцы верили в загробную жизнь и существование ада и рая. Также у них был культ героев, о подвигах которых слагали сказания.

Около 5-6 тыс. лет назад индоевропейцы сделали одной из важнейших открытий в истории человечества — изобрели колесо и научились запрягать лошадей в повозки. Это событие перевернуло историю Евразии. Вскоре воинственные индоевропейцы, которые к тому времени уже умели выплавлять медь и бронзу, двинулись по всем направлениям от своей прародины.

Расселение индоевропейцев (красным цветом показано распространение к середине III тыс. до н. э. и оранжевым - к I тыс. до н. э.)

Индоевропейцы разделились. Часть индоевропейцев двинулась в Европу, всё местное население, жившее там, было покорено и ассимилировано (считается, что единственный осколок доиндоевропейской культуры — это небольшой народ басков в Испании). Индоевропейские народы в Европе создали выдающиеся античные цивилизации Древней Греции и Рима, при этом жившие севернее «варвары» — славянские, германские и кельтские племена тоже были индоевропейцами. Часть пришла в Малую Азию (территория современной Турции). Индоевропейский народ хеттов создал мощное царство и первый в истории освоил выплавку железа. Часть индоевропейский племён, на некоторое время задержавшись на Южном Урале, двинулась на юг, придя сначала в Среднюю Азию, а затем в Индию и Иран. Именно эти народы называли себя ариями и самыми первыми записали свои мифы на санскрите. Самые древние «Веды», как считается, были записаны в 16 в. до н. э. Наконец, часть индоевропейских племён двинулась на восток, дойдя до Енисея и обосновавшись в северо-западном Китае. За сравнительно небольшой срок индоевропейцы заняли большую часть Евразии.

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, индоевропейцев, ед. индоевропеец, индоевропейца, муж. Народности, нации, говорящие на индоевропейских языках. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, ев, ед. еец, ейца, муж. Общее название племён предков современных народов, говорящих на языках индоевропейской семьи. | прил. индоевропейский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

индоевропейцы - ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ, ев, мн (ед индоевропеец, ейца, м). Общее название племен предков народов, говорящих на языках индоевропейской семьи языков; люди, принадлежащие к этой группе племен. Индоевропейцы говорили на древних языках Азии и Европы, к которым … Толковый словарь русских существительных

Мн. Народы Европы, Передней Азии, Индостана, говорящие на родственных языках. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

индоевропейцы - индоевроп ейцы, ев, ед. ч. еец, ейца, твор. п. ейцем … Русский орфографический словарь

Индоевропейцы - (англ. Indo Europeans), языковая семья, происхождение которой, по видимому, связано со степями. Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов 2 го тысячелетия до н.э. в Европе, а также в Иране, Индии, временно также … Археологический словарь

Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские … Википедия

Индоевропейцы Индоевропейские языки Албанский · Армянский Балтийские · Кельтские Германские · Греческий Индоиранские · Романские Италийские · Славянские Мёртвые: Анатолийские · Палеобалканск … Википедия

Индоевропейцы Индоевропейские языки Анатолийские · Албанский Армянский · Балтские · Венетский Германские · Иллирийские Арийские: Нуристанские, Иранские, Индоарийские … Википедия

Книги

  • Индоевропейцы , О. Шрадер. Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого языковеда и историка Отто Шрадера, цель которой автор видел в том, чтобы собрать воедино все научные сведения в области…
  • Индоевропейцы , Шрадер О.. Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого языковеда и историка Отто Шрадера (1855-1919), цель которой автор видел в том, чтобы собрать воедино все научные сведения в области…

Расселение индоевропейцев

Основным занятием индоевропейцев было пашенное земледелие. Земля обрабатывалась с помощью упряжных пахотных орудий (рала, сохи). В то же время им, видимо, было известно садоводство. Существенное место в хозяйстве индоевропейских племен занимало скотоводство. Скот использовали в качестве основной тягловой силы. Животноводство обеспечивало индоевропейцев продуктами - молоком, мясом, а также сырьем - кожами, шкурами, шерстью и т.д.

На рубеже IV-III тыс. до н.э. жизнь индоевропейских племен стала преображаться. Начались глобальные климатические изменения: понизилась температура, повысилась континентальность - более жаркие, чем прежде, летние месяцы чередовались со все более суровыми зимами. В результате снизились урожаи зерновых культур, земледелие перестало давать гарантированные средства для обеспечения жизни людей в зимние месяцы, а также дополнительные корма для животных. Постепенно усилилась роль скотоводства. Увеличение стад, связанное с этими процессами, потребовало расширения пастбищ и поиска новых территорий, где могли бы прокормиться и люди, и животные. Взоры индоевропейцев обратились к бескрайним степям Евразии. Наступил период освоения соседних земель.

С начала III тыс. до н.э. открытие и колонизация новых территорий (что нередко сопровождалось столкновениями с коренным населением) стали нормой жизни индоевропейских племен. Это, в частности, нашло отражение в мифах, сказках и легендах индоевропейских народов - иранцев, древних индийцев, древних греков. Особые масштабы миграция племен, прежде составляющих праиндоевропейскую общность, приобрела с изобретением колесного транспорта, а также приручением и использованием для верховой езды лошадей. Это позволило скотоводам перейти от оседлого образа жизни к кочевому или полукочевому. Следствием изменения хозяйственно-культурного уклада стал распад индоевропейской общности на самостоятельные этносы.

Итак, приспособление к изменившимся природно-климатическим условиям заставило протогреков, лувийцев, хеттов, индоиранцев, индоариев и другие племенные объединения, сформировавшиеся в рамках праиндоевропейских племен, отправиться на поиски новых, более подходящих в хозяйственном отношении территорий. А продолжавшееся дробление этнических объединений вело к колонизации новых земель. Эти процессы заняли все III тыс. до н.э Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. - М.: Наука, 1965. с 127.

Индоевропейская проблема

Термин "индоевропейские языки" был введен в научный оборот в начале XIX века основателем сравнительно-исторического языкознания Фр. Боппом. Позднее, немецкие ученые стали употреблять в том же значении термин "индогерманские языки", а также термины "арийские языки" (А.А. Потебни) и "ариоевропейские языки" (И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, В.А. Богородницкий). Сегодня термин "арийские" употребляется применительно к индоиранским языкам, а термин "ариоевропейские" вышел из научного употребления. Термин "индогерманские языки" также продолжает использоваться. Несмотря на то, что ни время и пути расселения индоевропейских протоплемен ни место их первоначального проживания остаются неизвестными, исследователи, придерживающиеся индоевропейской теории, относят к этой языковой семье следующие группы языков:

· Индийская группа. Древнеиндийский язык, являющийся языком ведийских текстов. Хотя ведийские тексты не датированы, период их возникновения принято относить к II тыс. до н.э. Древнейшие же датированные тексты относятся к III веку до н.э. и принадлежат периоду и месту правления царя Ашоки, т.е. территориально это южная и восточная части Индии. При этом, согласно некоторым представлениям, первоначальное расселение древних ариев на территории Индии происходило в северной и западной ее частях. Такое расхождение датировок те, кто придерживается мнения о глубокой древности вед, склонны объяснять существовавшей длительное время брахманистской традицией их устной передачи. Устная передача вед производилась с целью охраны их содержания от глаз "низкорожденных" (представителей неарийских варн). Санскрит - литературная и нормализованная форма древнеиндийского. Между языком вед и санскритом имеются хронологические и диалектные различия, т.е. эти языки восходят к разным диалектам древнеиндийской речи. Современные языки, относимые к индийской группе - хинди, бенгали, урья, гуджарати, пенджаби, синдхи, маратхи, сингалезский и др. Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. - М.: Наука, 1965. с 150

· Иранская группа. В раннюю эпоху была представлена древнеперсидским (VI-V вв. до н.э., клинописные надписи ахеменидских царей) и опять же точно не датированным, но считающимся еще более древним, авестийским. К этой группе, на основе нескольких сохранившихся слов и имен собственных (надгробные надписи), относят язык скифов северного Причерноморья. Древнеперсидский сменился так называемыми языками среднеиранского периода (с III века до н.э. по VII-XIII века н.э.) - среднеперсидским, парфянским, согдийским, хорезмийским и сакским, в основном принадлежащими народам Средней Азии. К новоиранским относят таджикский, новоперсидский, курдский, белуджский, талышский, татский, пушту и некоторые памирские языки - ягнобский, шугнанский, рушанский и др. На Кавказе, к иранской группе относят осетинский.

· Тохарский язык. Общее обозначение двух загадочных языков - турфанского и куганского, тексты на которых были найдены в начале XX века в Синьцзяне. Несмотря на то, что эти языки не принадлежат ни к одной из известных групп, они были включены в число индоевропейских.

· Славянская группа. Древнеславянский лучше всего зафиксирован в памятниках старославянского или "церковнославянского". В основу перевода Евангелия и других богослужебных текстов, сделанного Кириллом и Мефодием в IX веке, был положен южнославянский диалект города Солунь (Македония). Предполагают, однако, что этот диалект был понятен всем славянским племенам того времени, поскольку древнеславянский не имел серьезных различий. По поводу древнеславянского А. Мейе, утверждая его архаичность и близость к древнейшим индоевропейским, указывает на отсутствие в нем большого числа таких форм, которые могут быть отождествлены с общеиндоевропейским. К современным славянским языкам причисляют русский, белорусский, украинский (восточная группа), болгарский, македонский, сербохорватский, словинский (южная группа), чешский, словацкий, польский, кашубский, лужицкий (западная группа). К западной группе относят также исчезнувший язык, германизированных в XVIII веке, полабских славян, живших по нижнему течению реки Эльбы (Лабы).

· Балтийская группа. Включает в себя современные литовский и латышский языки. Древнейшие найденные памятники относятся к XVI веку н.э.

· Германская группа. Древнейшие памятники зафиксированы с III века н.э. (древнескандинавские рунические надписи). Имеются памятники на англосаксонском (VII век н.э.), древнесаксонском (VIII век н.э.), древневерхненемецком (VIII век н.э) и готском (перевод Евангелия IV века) языках. Есть также более поздние рукописные памятники на древнеисландском, древнешведском и древнедатском языках, хотя предполагают, что ряд зафиксированных в этих текстах черт относится к более архаическому периоду. К числу современных германских языков относят немецкий, английский, голландский, шведский, норвежский, датский и исландский.

· Кельтская группа. Свидетельства древнего состояния этой группы крайне скудны и представлены, главным образом, в остатках галльского языка (краткие надписи на надгробных памятниках) и в ирландских огамических надписях IV-VI веков н.э. Современные языки кельтской группы - ирландский, шотландский, валлийский, бретонский, мэнкский.

· Италийская группа. Древние - латинский, оскский, умбрский. Древнейший памятник латинского языка - Пренестинская фибула (датирована 600 годом до н.э.). Большая часть памятников на латыни относится к III-II векам до н.э., незначительное число памятников на оскском и умбрском относят к пограничному периоду (I век до н.э.- I век н.э.). Современные италийские (романские) языки - французский, итальянский, румынский, молдавский, испанский, португальский, каталонский, ретороманский и др.

· Древнегреческий. Найдены памятники письменности начиная с VII века до н.э. Новогреческий является потомком общего греческого языка (койнэ) эллинистической эпохи, сложившегося в IV веке до н.э.

· Албанский язык. Самые ранние памятники письменности датированы XV веком н.э. Некоторые исследователи предполагают, что албанский - это единственный сохранившийся до наших дней представитель древней группы иллирийских языков. По другим мнениям - это потомок древнефракийской речи.

· Армянский язык. Древнейшие памятники датированы V веком н.э.

· Хеттский (несийский) язык. Язык доминировавшей народности Хеттского государства (II тыс. до н.э.). Каргер М.К. История древней Руси. АН СССР. М - с 94

Из классификации хорошо виден временной разрыв между сохранившимися письменными памятниками в различных группах, относимых к индоевропейской языковой семье. Фрагментарность имеющегося материала представляет собой серьезную проблему для лингвистов и, с нашей точки зрения, вносит значительную погрешность в результаты исследований. Постоянно возникает вопрос, где архаическое родство, а где поздние наслоения.

Современное состояние проблемы примерно таково. Сложились три точки зрения. Согласно первой, индоевропейский праязык - это реально существовавший исторический языковой "индивид", характеризовавшийся минимальной диалектной расщепленностью. Согласно второй - это существовавшее когда-то языковое единство, характеризовавшееся значительной диалектной дифференциацией. Согласно третьей - за построенными праязыковыми моделями стоит некоторая группа родственных языков, представляющая собой определенную конфигурацию языковой семьи в прошлом. Следует помнить, что во всех случаях речь идет лишь о гипотетических построениях, о моделях, а не об исторических фактах. Не следует забывать также и о том, что в каждом из языков, относимых к индоевропейской семье, присутствует огромный языковой материал, не сводящийся к какой бы то ни было общности, но имеющий веские основания претендовать на исконность. Напротив, большая часть языковых сопоставлений, приводящихся в доказательство языкового родства, хотя и кажутся родственными по корню, тем не менее, не сводятся к одному оригиналу Каргер М.К. История древней Руси. АН СССР. М - с 96

индоевропеец язык лужицкий культура

Происхождение индоевропейцев

Лысенко Николай

Индоевропейцы, как социально-культурная общность, вызывают неподдельный интерес уже не одно десятилетие. Но остаётся множество неразрешённых проблем, порождающих острые споры. Идут дискуссии об их происхождении, путях расселения. Нет даже общепринятого определения термина "индоевропейцы".

Суммируя накопленные знания, можно лишь постулировать, что под определение индоевропейцев попадает большая группа людей, говорящая на близкородственных языках (возможно имеющих единое происхождение), относящаяся к европейской или кавказской расе. Для данного сообщества характерны гаплогруппы R1a и R1b, его представители используют определённые стратегии выживания и жизнеустройства, а их религиозные взгляды имеют общее прошлое и сходную эволюцию. Только по совокупности всех этих признаков можно выделить индоевропейцев в некую отдельную общность. Нельзя забывать, что их этногенез длится уже тысячелетия, продолжается и в настоящее время. Массовые миграции, культурный обмен, завоевания казалось бы должны навсегда стереть контуры того первоначального ядра, которое и породило данную этническую группу. Но нет. Без использования этого понятия невозможно развитие социальных, исторических и иных наук.

Индоевропейцы как единое целое стали восприниматься в 19 веке, когда стало ясно, что языки многих народов, разбросанных по всему миру, имеют сходную грамматику, фонетику и т. д. Стали искать лингвистическую прародину этого сообщества. Детально анализировались структура и строй языков, закономерности их развития и взаимодействия с иными этническими группами. Привлекались археологические, климатические и генетические данные. Изучались литературные источники и устное творчество. Использовались даже математические программы, описывающие расселение вирусов. Оказалось, что патогенные организмы и языки распространяются одинаково. В настоящее время большинство учёных сошлось во мнении, что индоевропейский праязык сформировался в Передней Азии в конце последнего оледенения. Именно здесь должна была сконцентрироваться значительная часть населения, вытесненная ледником из Европы. Сюда же прибывали и пастушеские племена с юга, в том числе и из Сахары. Постепенное потепление меняло воздушные потоки, иссушая север Африки, а потом и Ближний Восток. Всё это гнало животных и людей на север, вдоль побережья Средиземного моря. Этому же способствовал и подъём уровня Мирового океана. В частности, покрывались водой земли, ставшие дном Персидского залива. Таким образом, на территории современной Турции скопилось большое количество пастушеских и охотничьих племён. Европа тогда была малопригодна для жизни, а оазисы в Междуречье и в соседних регионах прочно освоили оседлые народы. Лишь сочные пастбища и леса Анатолии могли дать приют стадам крупнорогато скота и большим диким животным. Здесь сформировался "плавильный котёл" где и возникли индоевропейские языки. Найдены и вторичные центры лингвистического этногенеза: Балканы, Среднестоговская культура.

В указанный период складывался и характерный для индоевропейцев антропогенный тип людей. Самые древние пласты мифологии многих индоевропейских народов свидетельствуют о борьбе и последующем объединении двух могучих этносов. Чаще всего это богоподобные Асы и Ваны. Асы были воинами и охотниками, Ваны - хлеборобами, животноводами и рыбаками. Первые поклонялись солнцу, вторые - воде. Эти персонажи присутствуют в германских сагах, индоиранских ведах, в самоназваниях многих народов и топонимах. В качестве одного из многочисленных примеров можно привести название озера Ван, берега которого считаются родиной в преданиях многих народов. Здесь часто встречаются вишапы - каменные рыбы или драконы. Эти ритуальные объекты олицетворяли плодородие. А вся индоевропейская символика основана на вечном противостоянии солнечного божества в виде спирали или свастики и владыки подводного мира.

Кем же были эти легендарные первопредки? Здесь мы можем лишь строить гипотезы, основанные на многочисленных фактах, полученных наукой в последние годы. Об индоевропейцах известно, что у них ещё в глубокой древности возникло скотоводство. Причём и археология, и мифология свидетельствует о том, что они отдавали предпочтение крупнорогатому скоту. У них же возникла и мутация, позволяющая потреблять молоко во взрослом состоянии. Обладали они и навыками земледелия. Следовательно, в этногенезе индоевропейцев должна присутствовать группа людей, участвовавшая в неолитической революции. Известно, что доместикация животных и освоение навыков растениеводство происходило одновременно в разных местах. Установлено, что одним из мест приручения крупнорогатого скота была Сахара в период её высыхания. И люди, и животные скапливались у всё более редких водоёмов, жажда сближала. Позже пастушеские племена неизбежно должны были мигрировать либо к экватору, либо в северном направлении. Группы пастухов достигали Малой Азии и оседали здесь. Можно проследить цепочку культур, генетически связанных между собой: Тассилин-Аджер; Гёбекли-Тепе; Чатал-Хююк - от Сахары до окрестностей современного турецкого города Конья. Сходство проявляется в религии, искусстве, организации быта. Даже в сказках имеются аналогичные сюжеты. Герой, целующий принцессу, сидящую высоко в тереме имеется как в древнеегипетском, так и в современном европейском эпосе. Именно эти культурные общности большинство исследователей соотносят с предками индоевропейцев. Проблема лишь в том, что их представители по большей части относились к средиземноморскому типу людей. Одновременно на тех же территориях формировались предки хурритов и хаттов. Попутно следует отметить то, что пастухи со стадами крупнорогатого скота из Сахары двигались и на юг. Среди кочевников-животноводов Центральной Африки сохранилась традиция создавать гекатомбы - забивать и хоронить скот с умершим хозяином. Тот же обычай мы обнаруживаем у древних греков, скифов и других индоевропейских народов. У эфиопского племени хамер популярны игры с быком. Здесь обнаруживаются прямые аналогии со средиземноморскими культурами.

Какой же этнос следует считать вторым "предком" индоевропейцев? От кого у большинства из них светлые глаза и кожа, высокий рост и многое другое. Лучше всего на эту роль подходят кроманьонцы. Но не следует думать, что эти древние охотники на крупную дичь жили исключительно в Европе. Следуя за стадами животными, они перемещались по степям Евразии. А в отдельные периоды Великого оледенения и вовсе вытеснялись на узкую полосу вокруг Средиземного моря. Расселялись эти люди не только в европейской, но в азиатской и африканской частях данного водоёма, основательно к этому времени мелевшего. О белом населении Ливийской пустыни упоминают древнеегипетские хроники, с ним столкнулись европейцы на Канарских островах, да и сегодня многие группы берберов несут в себе черты кроманьонцев. Недавно найденные в южном Египте близ деревни Курта наскальные рисунки каменного века поразительно напоминают аналогичные произведения из испанских и французских пещер. Недаром их назвали африканской Альтамирой. Подобные рисунки найдены на севере Ливии, на Сицилии.


Таким образом, по мере завершения ледникового периода охотники кроманьонского типа имели длительные контакты с первобытными земледельцами и скотоводами, близкими по происхождению с протохурритами и протохаттами. Причём, взаимодействие между ними происходило на территории Северной Африки, Ближнего Востока, Малой Азии и Европы. Так формировалась индоевропейская общность.

Данный вывод подтверждается и генетическими исследованиями. Среди индоевропейцев распространены субклады из гаплогрупп R1a и R1b. Следует подчеркнуть, что связь между языками и данными генетики можно обнаружить лишь в огромных массивах информации, собранных по определённым правилам. Частные примеры могут и противоречить общему мейнстриму. Так у карачаевцев, осетин - дигорцев и отдельных сообществ адыгов преобладает "хаттская" гаплогруппа G1, но говорят они на языках из совершенно разных языковых групп. Но в целом связь между этими показателями математически доказана. Первой около 16 тыс. лет назад в Малой Азии или на Ближнем Востоке появилась R1b. Точнее установить невозможно, так как генетическая информация в человеческих сообществах распространяется не всегда радиально. В настоящее время эта гаплогруппа чаще всего встречается вокруг Средиземного моря. Её распространение вглубь Азии, Африки и Европы, на другие континенты вторично. В целом это хорошо согласуется с предложенным ранее этногенезом индоевропейцев. Гаплогруппа R1a возникла из R1 несколько позже в Северном Причерноморье. Постепенно её носители расселились в Европе, достигли Китая, Индии, Ирана, Египта. Кто же из предков индоевропейцев изначально нёс в себе R1. Пока это установить невозможно. Но мы знаем, что кроманьонское население Евразии и Африки не просто кочевало за стадами животных. Оно создавало грандиозные культурные общности, отличалось воинственностью. Сталкиваясь с мирными земледельцами и животноводами неолита, эти люди неизбежно доминировали в возникающих синкретических сообществах. Их мужчины передавали свою генетическую информацию большему числу женщин. Поэтому гаплогруппу R1 c большой вероятностью можно связать с потомками кроманьонцев. Менее распространённые среди индоевропейцев I и J, возможно, были привнесены оседлым населением Передней Азии. В то же время ядро индоевропейских языков, скорее всего, сформировалось именно в среде малоазиатских племён, переживающих неолитическую революцию. Их мышление и речь, обогащённые всё усложняющимся социальным устройством, несомненно, оказывали значительное влияние на быт охотников. Это подтверждается примерами и из других эпох. Например, тюрки-болгары после завоевания славян постепенно забыли свой язык. индоевропеец раса общность эволюция

Каждая этническая группа избирает собственную стратегию выживания и жизнеустройства. Проходят тысячелетия, меняются формы общественной организации и способы производства, но те же угрофины по своей сути остаются лесными жителями. Тюркские народы, сформировавшись в степной зоне, даже проживая в мегаполисах, по мировоззрению во многом являются кочевниками. Ещё более уникальны жители пустыни и тундры. Индоевропейцы издревле специализировались на крупных животных. Вначале они на них охотились, позже приручали. Конечно, попутно использовались овцы, козы, свиньи, птица и так далее. Просто данный этнос всегда выбирал такие экологические ниши, где свободно разводился крупнорогатый скот, лошади. Быки и коровы обожествляются во всех индоевропейских культурах. В архаичной Греции Гера, супруга Зевса, имела облик "бурёнки". Священный статус в Индии коровы приобрели с приходом туда ариев. Климатические изменения, демографические процессы часто заставляли индоевропейцев перемещаться со своими стадами на огромные расстояния. Они всегда были великими путешественниками. А это в свою очередь это стимулировало товарообмен, способствовало эволюцию техники и технологий. А вот земледелие у них иногда угасало. Это немыслимо для оседлых культур Междуречья, Инда, Меконга, Нила, Хуанхэ.

Наиболее ярко эти тенденции проявили на примере освоения лошади. Археологические данные свидетельствуют о том, что первыми это сделали индоевропейцы. Возможно, это были носители Среднестоговской культуры. Могли существовать и другие центры доместикации. Существовало мнение, что коня приручили в Междуречье или в горах Загроса. Но авторам подобных теорий следует задать вопрос, а существовали ли там эти животные. Там жили ослы, которых и освоили ранние цивилизации. А вот тарпаны водились в Великой степи от Центральной Европы до Монголии. Кроманьонское население этих пространств издревле охотилось на лошадей, некоторые группы даже специализировались на них. Естественно они неоднократно приручались людьми, но необходимость в их одомашнивании не возникала до прихода с юга оседлых животноводов и земледельцев. Именно хозяйственная целесообразность и потребность в перемещении на огромные расстояния способствовала доместикации лошади. Объединение жизненных парадигм различных этносов создавало совершенно новую социально-культурную реальность. Жители степей делились умением выживать на открытых пространствах, охотничьими и воинскими традициями. Они являлись донорами особого антропогенного типа - людей рослых и сильных, оптимально приспособленных к существованию в лесостепи. Южане приносили навыки оседлой жизни, агрокультуру, ремёсла, более совершенный язык.

Религиозные представления относятся к наиболее устойчивым категориям человеческого бытия. Их основы сохраняются тысячелетиями. И очень непросто выделить те пласты верований, которые объективно сопрягаются с индоевропейской общностью. Многие авторы считают богов индоевропейскими лишь на том основании, что их имена имеют общие корни в греческом, русском, санскрите и т. д. Но надо учитывать и то обстоятельство, что религиозная традиция, к которой относится то или иное божество, может быть очень древней. Она способна включиться в духовную жизнь самых различных народов, претерпевая лишь чисто внешние изменения. Необходимо выделить трансцендентную традицию, которая однозначно связана с индоевропейскими этносами. Изначально следует отбросить магию, анимизм, анимализм, обожествление сил природы. Эти воззрения возникли ещё в среднем палеолите, и в той или иной форме встречаются во всех культурах. Это должна быть религия, максимально соответствующая образу жизни и интеллектуальным исканиям индоевропейцев в течение длительного периода их этногенеза.

Индоевропейцы издревле занимали открытые пространства Евразии от зоны лесов до полупустынь. Эти территории подвержены постоянным климатическим изменениям, здесь активно протекают процессы в человеческих формациях. Такой образ жизни подразумевает постоянные перемещения, а, следовательно, и твёрдую привязку к пространственным и временным координатам. Лесной охотник следует за дичью, земледелец выполняет работы по мере наступления определённых фаз у растений. И лишь мигрирующему пастуху ежедневно необходимо иметь "календарь" и "компас". Мало того, он должен уметь предвидеть и будущее. Иначе его стада просто погибнут от засухи или холода. Лучшей точкой отсчёта является обращения Земли вокруг Солнца. Светило, в зависимости от времени года, всегда восходит и заходит в определённых точках земной поверхности. Вероятно, ещё охотники палеолита в Европе умели определять время летних и зимних солнцестояний. Ведь они зависели от крупных диких животных, которые весной уходили на север, а зимой возвращались обратно. Древняя живопись обнаруживается лишь в тех пещерах, которые освещаются в период солнцеворотов. Позже этот эффект использовался при строительстве тоннельных гробниц, храмов солнца. Алтарь там освещался лишь в определённые периоды года.

Все культуры, от глубокой древности до средневековья, достоверно связанные с индоевропейцами, обычно сопровождаются кромлехами определённого вида. Это установленные по кругу камни или брёвна. Они были ориентированы по солнечным периодам, служили и обсерваторией и храмом. Имеются грандиозные постройки, вроде знаменитого Стоунхенджа. А были и временные сооружения. Неизменно лишь одно - индоевропейские сообщества не могли существовать без них. Вся их религиозная жизнь была жестко привязана к календарю. Изображения календарей мы находим на сосудах, головных уборах и каменных плитах. Год начинался с летнего или зимнего солнцестояния, были отмечены осенние и весенние равноденствия, с ними соотносились праздники в остальные месяцы. Следы этих языческих торжеств впитали в себя даже христианство и ислам. Весь мир вовлекался в вечный круговорот (колесо Сансары). Каждое утро солнечное божество начинало свой путь по небу, даруя людям порядок и блага, а ночью уходило под океан, где билось с водным чудовищем. Были и годовые циклы, которые в умеренных широтах проявляются ярче. В трудные периоды люди помогали богу в его борьбе (отсюда и бурные зимние празднества у всех индоевропейских народов). В остальное время они сами обращались за помощью к высшему существу. Но самое главное заключается в том, что жрецы вступали в сотворчество с богом и, казалось, управляли временем. Ведь скотовод в степи сам решал, куда и когда ему идти. Общаясь напрямую с божеством, он быть, может впервые осознал себя хозяином своей судьбы. Понятно, что солнечному божеству поклонялись не только индоевропейцы. Но именно они понимали божественный промысел как вечный круговорот борьбы светлого и тёмного начал, как источник порядка, формализующего всю человеческую жизнь. Понятно, что в силу различных социальных процессов эти воззрения неоднократно становились достоянием и других этносов. Но именно в среде индоевропейцев они бытовали тысячелетия, стали основой их мировоззрения. На Руси христианство существует уже более 1000 лет, но Купала, солнечный праздник с корнями в палеолите по сию пору будоражат умы людей. Ему предшествует русалья неделя. А водные девы изначально были драконами.


Если проследить распространение кромлехов по миру, то самые древние из них располагаются в Северной Африке (Набта-Плая 15 тыс. лет назад). Через 5 тыс. лет они появились на Ближнем Востоке - Гёбекли-Тепе. Данная культура генетически связана с Чатал-Хююк, которую исследователи относят к протоиндоевропейской. На "гёбеклинских" стелах часто изображались орлы, терзающие людей на высоких башнях. Этот сюжет характерен для индоевропейцев и даже вошёл в религиозные практики иранских ариев в виде зороастризма. Дальнейшее распространение кромлехов по Европе и Азии связано с миграциями индоевропейских племён: Караундж (Армения); Гозекский круг (Германия); Аркаим (Россия); Стоунхендж (Великобритания). Получается, что ядро религиозных воззрений индоевропейцев сформировалось задолго до выделения их языка. И вероятно произошло это в северной Африке в период завершения последнего ледникового периода. Мигрируя на север, носители этой парадигмы приняли участие в формировании индоевропейской общности. Всё это согласуется с приведёнными ранее данными генетики, археологии, антропологии, мифологии.

Список используемой литературы

  • 1. Лысенко Н.Ф. Развитие сельского - хозяйства и перерабатывающей промышленности Кубани. - Краснодар: Кубанькино, 2006. C 54 - 156.
  • 2. Лысенко Н.Ф. Религии Северо - Западного Кавказа. Учебное пособие. - Майкоп: Полиграф Адыгея, 2007. С 12 -96.
  • 3. Лысенко Н.Ф. Древнее христианство Западного Кавказа (сборник статей) "Вопросы истории Поурупья". Выпуск 1.