Глинка михаил иванович биография для детей. История жизни

Михаил Иванович Глинка – один из величайших русских композиторов, творец самостоятельной русской музыкальной школы. Он родился 20 мая (старого стиля) 1804 г. в селе Новоспасском, Смоленской губернии и воспитывался в деревне у своих родителей, помещиков. Уже в детстве его сильно привлекали церковное пение и русские народные песни в исполнении крепостного оркестра его дяди. К 4-м годам он уже читал, а в 10 лет его стали учить игре на фортепиано и скрипке.

В 1817 г. семья Глинки переехала в Петербург, и мальчика отдали в пансион при Педагогическом Институте, курс которого и был окончен им через 5 лет. Тем временем Глинка успешно учился фортепианной игре у Вейнера, К. Майера, знаменитого Фильда, а пению – у Беллоли. 18-ти лет он стал сочинять: это были сначала вариации на модные темы, а затем, после занятий по композиции с К. Майером и Замбони, – романсы.

Михаил Иванович Глинка. Фото 1850-х гг.

В 1830 г. Глинка, всю жизнь отличавшийся слабым здоровьем, по совету врачей отправился в Италию, где и пробыл три года, изучая искусство писать для пения и немало сочиняя в итальянском духе. Здесь, под влиянием тоски по родине, в Глинке, по его собственному признанию, произошел душевный переворот, оттолкнувший его от итальянской музыки и направивший на новый, самостоятельный путь. В 1833 г. Глинка отправился в Берлин и там с известным теоретиком Деном в 5 месяцев прошел курс теории музыки, весьма обогативший и систематизировавшей его музыкальные познания.

Через год Глинка вернулся в Россию. В Петербурге он познакомился с М. П. Ивановой, на которой и женился в 1835 г. В это время Глинка часто бывал в известном кружке Жуковского , где весьма сочувственно встретили его мысль о русской опере и предложили для неё сюжет из сказания об Иване Сусанине . Глинка усердно принялся за работу; параллельно труду композитора барон Розен писал либретто. Прежде всего была набросана увертюра, а к весне 1836 г. уже была готова и вся опера – «Жизнь за Царя». После всевозможных затруднений она была наконец принята на казенную сцену, разучена под управлением Кавоса и 27 ноября 1836 г, с колоссальным успехом исполнена.

Гении и злодеи. Михаил Глинка

Глинка был после этого назначен капельмейстером придворной певческой капеллы, но в 1839 г. вследствие болезни бросил службу. К этому времени он особенно сблизился с «братией», – кружком, куда кроме него входили братья Кукольники, Брюллов, Бахтурин и др. Последним был набросан план новой оперы Глинки «Руслан и Людмила», по поэме Пушкина . Болезнь и семейные неурядицы (Глинка разошелся, а несколько лет спустя и развелся с женой) немного тормозили дело, но наконец 27 ноября 1842 г. новая опера была поставлена в Петербурге. Неразвитость большинства публики, не доросшей еще до понимания той музыкальной высоты и оригинальности, на которую поднялся в «Руслане и Людмиле» Глинка, была главной причиной сравнительного неуспеха этой оперы. Через год она была снята с репертуара. Огорченный и больной композитор в 1844 г. уехал в Париж (где высоко ценивший его Берлиоз с успехом исполнил в двух концертах некоторые из его сочинений), а оттуда в Испанию, где прожил три года, собирая испанские песни.

Вернувшись в Россию, Глинка жил в Смоленске, Варшаве, Петербурге; в это время им были написаны две испанские увертюры и «Камаринская» для оркестра. Почти все время, однако, удрученное состояние духа и недомогание не покидали его. Решив посвятить себя русской церковной музыке, Глинка в 1856 г. снова отправился в Берлин, где под руководством Дена, изучал около 10 месяцев древние церковные лады. Там он простудился, выходя с одного придворного концерта, слег и в ночь на 3-е февраля 1857 г. скончался. Прах его впоследствии был перевезен в Петербург, а в 1885 г. на средства, собранные всенародной подпиской, ему был поставлен в Смоленске памятник, с надписью «Глинке – Россия».

Кроме перечисленного, Глинка написал еще увертюру и музыку к драме Кукольника «Князь Холмский», торжественный полонез и тарантеллу для оркестра, до 70 романсов, из которых лучшими считается серия «Прощание с Петербургом» и другие сочинения. Заимствовав от французов разнообразие и пикантность ритма, от итальянцев – ясность и выпуклость мелодии, от немцев – богатство контрапункта и гармонии, Глинка сумел в лучших своих сочинениях, больше всего в «Руслане и Людмиле», претворить все это и пересоздать соответственно духу русской народной песни. Инструментовка Глинки для его времени совершенна. Благодаря всему этому, его сочинения, отличаясь художественной законченностью и высоким мастерством формы, запечатлены в то же время неподражаемой оригинальностью и глубиной содержания, свойственными лучшим образцам народной песни, что и дало им возможность сделаться основанием самобытной русской музыкальной школы.

Замечательна способность Глинки к музыкальной обрисовке национальностей: так в «Жизни за царя» сопоставлены русская и польская музыка; в «Руслане и Людмиле», рядом с русской музыкой мы встречаем персидский хор, лезгинку, музыку Финна и т. д. Любимая сестра Глинки Л. И. Шестакова побудила его написать свою крайне интересную «Автобиографию».

Очерки о других великих музыкантах – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»

Великий, талантливый русский композитор, положивший начало новому художественному языку в музыке. Именно он дал начало национальной русской опере, стал родоначальником русского симфонизма (художественный замысел раскрывается с помощью музыкального развития). Создал в камерной вокальной музыке один из важнейших жанров? классический русский романс.
Михаил Иванович Глинка родился в Смоленской губернии, в родовом имении в деревне Новоспасское, 1 июня (20 мая по старому стилю) 1804 года. Он был мальчик слабым и болезненным. До 10 лет его воспитанием занималась бабушка, женщина строгих правил и высокой морали. Самое первое образование Михаил получил в стенах родного дома. Слушая пение крестьян, оркестр крепостных музыкантов, мальчик рано начал проявлять интерес к музыке. Уже в десятилетнем возрасте он обучился игре на фортепиано, скрипке.
После смерти бабушки мать оформила ребёнка на учёбу Благородный пансион в Петербурге, воспитанниками которого были только дети дворян. Здесь юный Глинка знакомится Александром Пушкиным, навещавшим своего брата, Льва. Во время учёбы в пансионе Михаил берёт уроки музыки у пианиста К. Майера, повлиявшего впоследствии на формирование музыкальных пристрастий Глинки. В 1822г. учёба в пансионе была успешно закончена. К этому же периоду относится и начало музыкальной деятельности будущего композитора. Им были написаны первые романсы, среди которых «Не пой, красавица, при мне».
Жизнь и творчество
В 1823 г. Глинка уезжает на Кавказ для лечения. Во время этого путешествия композитор, помимо лечения, занимался изучением местного фольклора, легенд, любовался потрясающей красотой природы. После возвращения домой, под впечатлением от поездки, он начал сочинять оркестровую музыку. А в 1824г. устраивается на работу в Министерство путей сообщения в Петербурге. В это время он знакомится со многими творческими людьми, сочиняет произведения. Но спустя пять лет службы композитор понимает, что работа ограничивает его время на занятия музыкой. И поэтому он принимает решение уйти в отставку.
В 1830г. в связи с проблемами со здоровьем Глинка отправляется на лечение в Европу. Он посещает Италию, где параллельно с лечением берёт уроки композиции и вокала у знаменитых композиторов Беллини, Мендельсона, посещает оперу. К этому периоду относится написание романса «Венецианская ночь». В 1834г. композитор уезжает в Германию, где посвящает время изучению теории музыки у знаменитого учёного З. Дена. Именно тогда появляется идея создать национальную русскую оперу. Но обучение пришлось прервать (из-за смерти отца) и вернуться домой.
После возвращения в Россию все мысли композитора заняты музыкой. Он живёт в Петербурге, посещает поэтические вечера у В. Жуковского и мечтает сочинить свою первую оперу. Эта идея не давала ему покоя ещё в юные годы. Так родилась опера «Иван Сусанин», успешная премьера которой состоялась в Большом театре в 1836г. Эту дату можно смело назвать днём рождения русской патриотической оперы. А уже в 1842г. композитор окончил работу над второй оперой «Руслан и Людмила». Но это сочинение было менее успешным, подверглось критике. Не очень удачная премьера оперы и кризис в личной жизни сподвигнуло композитора на новое заграничное путешествие.
В 1845г. он поселился в Париже, где дал благотворительный концерт из своих произведений. После он отправился в Испанию, где прожил до 1847г. Здесь были созданы великолепные пьесы для оркестра «Арагонская Хота», «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Успокоившись эмоционально, композитор в 1851г. возвращается в Россию. Но в 1852г. слабое здоровье послужило поводом для отъезда в Испанию, потом в Париж. В 1855г. был сочинён романс «В минуту жизни трудную».
С 1856г. Глинка окончательно стал жить в Берлине, где занимался изучением творчества И. Баха и других знаменитых музыкантов. Скончался великий композитор в 1857г., 15 февраля в Берлине и похоронен на местном кладбище. Вскоре, благодаря его сестре, его перезахоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище.

Детские и юношеские годы

Творческие годы

Основные произведения

Гимн Российской Федерации

Адреса в Санкт-Петербурге

(20 мая (1 июня) 1804 - 3 (15) февраля 1857) - композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе - на членов «Новой русской школы», развивавших в своей музыке его идеи.

Биография

Детские и юношеские годы

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня н. ст.) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. До шести лет воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать Михаила от воспитания сына. Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою - «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер. В Петербурге Глинка берет уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда. В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

Творческие годы

1822-1835

По окончании пансиона в 1822 году Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучает вокальный стиль бельканто (итал. bel canto ) и сам много сочиняет в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляют пьесы на темы популярных опер, уже не остается ничего ученического, все композиции выполнены мастерски. Особое внимание Глинка уделяет инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.

1836-1844

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества. На следующий день Глинка писал своей матери:

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине. Там он отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную критику. Самым яростным критиком композитора был Ф. Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

1844-1857

Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринимает новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он уезжает во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию - «Ночь в Мадриде».

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское. Пребывание Глинки в родных местах было непродолжительным. Михаил Иванович снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию, став путешественником. Но в заграничном паспорте Глинке отказали, поэтому, доехав в 1848 году до Варшавы, он остановился в этом городе. Здесь композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Михаила Глинки:

В 1851 году Глинка возвращается в Санкт-Петербург. У него появляются новые знакомые, в основном молодежь. Михаил Иванович давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа. Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об инструментовке» (опубликованы в 1856 году). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.

В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору.

Память

  • В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское был открыт Дом-музей М. И. Глинки
  • Памятники М. И. Глинке:
    • в Смоленске создан на народные средства, собранные по подписке, открыт в 1885 году в восточной стороне сада Блонье; скульптор А. Р. фон Бок. В 1887 году памятник был композиционно завершён установкой ажурной литой ограды, рисунок которой составлен из нотных строчек - отрывков 24 произведений композитора
    • в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Городской Думы, открыт в 1899 году в Александровском саду, у фонтана перед Адмиралтейством; скульптор В. М. Пащенко, архитектор А. С. Лыткин
    • В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура М. И. Глинки
    • в Санкт-Петербурге сооружён по инициативе Императорского русского музыкального общества, открыт 3 февраля 1906 года в сквере у Консерватории (Театральная пл.); скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах. Памятник монументального искусства Федерального значения.
    • в Киеве открыт 21 декабря 1910 года (Основная статья: Памятник М. И. Глинке в Киеве )
  • Фильмы о М. И. Глинке:
    • В 1946 году на Мосфильме был снят художественный биографический фильм «Глинка» о жизни и творчестве Михаила Ивановича (в роли - Борис Чирков).
    • В 1952 году Мосфильм выпустил художественный биографический фильм «Композитор Глинка» (в роли - Борис Смирнов).
    • В 2004 году к 200-летию со дня рождения был снят документальный фильм о жизни и творчестве композитора «Михаил Глинка. Сомненья и страсти…»
  • Михаил Глинка в филателии и нумизматике:
  • В честь М. И Глинки названы:
    • Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга (в 1954 году).
    • Московский Музей музыкальной культуры (в 1954 году).
    • Новосибирская государственная консерватория (академия) (в 1956 году).
    • Нижегородская государственная консерватория (в 1957 году).
    • Магнитогорская государственная консерватория.
    • Минское музыкальное училище
    • Челябинский академический театр оперы и балета.
    • Петербургское Хоровое училище (в 1954 году).
    • Днепропетровская музыкальная консерватория им. Глинки (Украина).
    • Концертный зал в Запорожье.
    • Государственный струнный квартет.
    • Улицы многих городов России, а также городов Украины и Белоруссии. Улица в Берлине.
    • В 1973 году астроном Людмила Черных назвала открытую ей малую планету в честь композитора - 2205 Glinka.
    • Кратер на Меркурии.

Основные произведения

Оперы

  • «Жизнь за царя» (1836)
  • «Руслан и Людмила» (1837-1842)

Симфонические произведения

  • Симфония на две русские темы (1834, окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным)
  • Музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1842)
  • Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты» (1845)
  • «Камаринская», фантазия на две русские темы (1848)
  • Испанская увертюра № 2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде» (1851)
  • «Вальс-фантазия» (1839 - для фортепиано, 1856 - расширенная редакция для симфонического оркестра)

Камерно-инструментальные сочинения

  • Соната для альта и фортепиано (неоконченная; 1828, доработана Вадимом Борисовским в 1932)
  • Блестящий дивертисмент на темы из оперы Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса
  • Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета (1832)
  • «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано (1832)

Романсы и песни

  • «Венецианская ночь» (1832)
  • «Я здесь, Инезилья» (1834)
  • «Ночной смотр» (1836)
  • «Сомнение» (1838)
  • «Ночной зефир» (1838)
  • «В крови горит огонь желанья» (1839)
  • свадебная песня «Дивный терем стоит» (1839)
  • вокальный цикл "Прощание с Петербургом" (1840)
  • «Попутная песня» (1840)
  • «Признание» (1840)
  • «Слышу ли голос твой» (1848)
  • «Заздравный кубок» (1848)
  • «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст» (1848)
  • «Мери» (1849)
  • «Адель» (1849)
  • «Финский залив» (1850)
  • «Молитва» («В минуту жизни трудную») (1855)
  • «Не говори, что сердцу больно» (1856)

Гимн Российской Федерации

Патриотическая песня Михаила Глинки в период с 1991 по 2000 год являлась официальным гимном Российской Федерации.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 2 февраля 1818 - конец июня 1820 года - Благородный пансион при Главном педагогическом институте - набережная реки Фонтанки, 164;
  • август 1820 - 3 июля 1822 года - Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете - Ивановская улица, 7;
  • лето 1824 - конец лета 1825 года - дом Фалеева - Канонерская улица, 2;
  • 12 мая 1828 - сентябрь 1829 года - дом Барбазана - Невский проспект, 49;
  • конец зимы 1836 - весна 1837 года - дом Мерца - Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • весна 1837 - 6 ноября 1839 года - дом Капеллы - набережная реки Мойки, 20;
  • 6 ноября 1839 - конец декабря 1839 года - офицерские казармы лейб-гвардии Измайловского полка - набережная реки Фонтанки, 120;
  • 16 сентября 1840 - февраль 1841 года - дом Мерца - Глухой переулок, 8, кв. 1;
  • 1 июня 1841 - февраль 1842 года - дом Шуппе - Большая Мещанская улица, 16;
  • середина ноября 1848 - 9 мая 1849 года - дом Училища глухонемых - набережная реки Мойки, 54;
  • октябрь - ноябрь 1851 года - доходный дом Мелихова - Моховая улица, 26;
  • 1 декабря 1851 - 23 мая 1852 - дом Жукова - Невский проспект, 49;
  • 25 августа 1854 - 27 апреля 1856 - доходный дом Е. Томиловой - Эртелев переулок, 7.

РУССКИЙ МАЭСТРО МИХАИЛ ГЛИНКА

Вошел в историю мировой музыки как основатель русской национальной оперы. Его композиторский талант не всегда одобряли, иногда подвергали критике и насмешкам, но композитор выдержал все испытания с честью и занял заслуженное место в плеяде великих музыкантов.

Польский дворянин

Родиной Михаила Глинки была Смоленская губерния, где в селе Новоспасское жило его семейство со времен прадеда – польского шляхтича, который присягнул на верность царю и продолжил военную службу в России.

Родители Михаила приходились друг другу троюродными братом и сестрой. Поэтому отцу Глинки – Ивану Николаевичу нужно было получить разрешение архиерея на брак с троюродной сестрой. Молодых обвенчали и прожили они много лет в счастье и согласии, вырастив девятерых детей.

Потомственный польский дворянин Михаил Иванович Глинка родился в усадьбе своих родителей 1804 года. Отец, который был капитаном в отставке, не жалел денег на благоустройство своего села, за что крестьяне его безмерно любили. За несколько лет поселение буквально преобразилось, в нем появились улицы с мостами, парк в английском стиле, крестьянские дома были выбелены мелом, а сам господский особняк был двухэтажным и имел 27 роскошно обставленных комнат.

Однако никакое богатое убранство дома не помешало Михаилу проникнуться простым сельским бытом, общаться с крестьянами на равных, понимать их проблемы, почитать традиции и тяготеть к простому народному творчеству. По мнению критиков того времени, впечатления детских лет, проведенных в селе, нашли отражение в лучших произведениях Михаила Глинки . Композитор вел автобиографические записки, в которых и сам подтверждал, что услышанные в детстве песни стали причиной его глубокой любви именно к русской музыке. С детства он выучился игре на скрипке и фортепиано, уже тогда пробовал сочинять музыку, замечательно пел и так же хорошо рисовал.

Вскоре после Отечественной войны 1812 года родители отправили Михаила на учебу в Петербург. В столице молодому человеку выпала честь познакомиться со знаменитыми людьми своего времени. В первую очередь, это были Евгений Баратынский, Александр Пушкин и Василий Жуковский. А в институте куратором курса Глинки был друг Пушкина со времен лицея Вильгельм Кюхельбекер. Крепкая дружба завязалась тогда между Михаилом Глинкой и писателем и композитором Владимиром Одоевским.

Искушение музыкой

В те годы понял, что тяга к музыке – не простое увлечение. Он стал брать частные уроки у известных педагогов того периода – Джона Филда и Карла Цейнера. Глинка изучал европейскую классическую музыку, музицировал в знатных салонах, начал пробовать свои силы в композиторском искусстве. Вскоре его старания увенчались успехом, у него появились произведения в разных жанрах. Уже тогда в музыкальных кругах знали его романсы на слова Баратынского «Не искушай меня без нужды» и Пушкина «Не пой, красавица, при мне». Но сам композитор был недоволен тем, что у него получалось.

В 1823 году Михаил Иванович отправился на Кавказ, познакомился с музыкой разных народов, потом несколько лет проработал в управлении путей сообщения, а в 26 лет решил окончательно посвятить себя творчеству и поехал в колыбель музыкальной культуры – Милан.

Первая опера

Проникшись итальянским духом, композитор сочиняет пьесы на основе известных опер и пишет музыку для инструментальных ансамблей. В 1833 году он переехал в Германию, где под руководством Зигфрида Дена начал изучать неведомые ему страницы теории музыки. В Германии его застало известие о кончине отца, и Глинка срочно выехал на родину, имея уже в планах создание национальной оперы.

Когда он поделился мыслями и задумкой с Василием Жуковским, тот предложил ему взять за основу сюжет об Иване Сусанине. В это же время сделал предложение 17-летней Марье Ивановой (которой посвятил романс «Только узнал я тебя»), в апреле 1835 года они обвенчались и уехали в родную деревню композитора, где он принялся за будущую оперу «Жизнь за царя».

Через год произведение было готово, но поставить его на сцене оказалось делом совсем непростым. Препятствовал этому директор императорских театров Александр Гедеонов. Он передал партитуру на рассмотрение капельмейстера Кавоса, у которого была своя опера на аналогичную тему. Но тот поступил благородно, написал лестный отзыв о произведении Глинки и снял свою оперу с репертуара. Вот только Гедеонов отказался платить гонорар Михаилу Ивановичу за его оперу.

Национальная эпопея Михаила Глинки

Премьера прошла с грандиозным успехом в ноябре 1836 года. Глинка не мог поверить своему счастью. Сам император долго высказывал ему благодарные слова, а критики назвали «Жизнь за царя» национальной героико-патриотической эпопеей.

Не обошлось без интриг и на премьере оперы. Один из зрителей громко выкрикнул, что произведение это достойно лишь кучеров. В ответ на это в своих автобиографических записках Глинка отметил, что согласен с этой оценкой, поскольку кучера дельнее многих господ.

На фоне творческого успеха ухудшились семейные отношения Михаила с Марьей. Он понял, что влюбился в придуманный идеализированный образ и быстро разочаровался в жене, которую больше интересовали балы и наряды, нежели творческие планы супруга. Официальный развод затянулся на целых шесть лет. Марья за это время успела закрутить роман с неким корнетом, а сердце Глинки залечивала от душевных ран Екатерина Керн – дочь музы Пушкина Анны Керн.

Вдохновленный Пушкиным

Благодаря удачной постановке «Жизни за царя» стал капельмейстером при дворе, а через два года уехал в Украину отбирать самых талантливых певчих для капеллы. Среди тех, кто отправился назад с композитором, был и Семен Гулак-Артемовский, который впоследствии стал знаменитым композитором и автором первой украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

Михаил Иванович задумал новую оперу по сюжету пушкинской «Руслана и Людмилы». Он мечтал поработать с великим поэтом, но скоропостижная смерть Пушкина все перечеркнула. Глинка шесть лет работал над оперой «Руслан и Людмила», постоянно репетировал с артистами, совершенствовал свое творение и в ноябре 1842 года выдал на суд публики. Критики и бомонд были совсем неблагосклонны к произведению Михаила Глинки , а князь Михаил Павлович даже говорил, что отправляет провинившихся солдат слушать оперу Глинки в виде наказания.

Европейское признание Михаила Глинки

В защиту своего друга встал Владимир Одоевский, который назвал оперу роскошным цветком на почве русской музыки. Он же помогал Михаилу Ивановичу в создании декораций, в особенности для сцены Черномора. Глинка долго размышлял над тем, что же должно быть в сказочном саду, пока Одоевский не принес ему книгу одного немецкого натуралиста, в которой микроорганизмы были изображены в сильно увеличенном виде. Эта идея поразила композитора, а зрители были в восторге от увиденных декораций.

с сестрой

Будучи на гастролях в Петербурге в 1843 году, в театр на оперу Глинки «Руслан и Людмила» специально приходил венгерский пианист-виртуоз и композитор . Он давно проявлял горячий интерес к русской музыке, поэтому пришел проникнуться ею и понять еще глубже. Лист был настолько впечатлен увиденным и услышанным, что переложил для фортепиано «Марш Черномора» и блестяще исполнил его на одном из своих выступлений. Такое признание европейского композитора сыграло значительную роль в карьере Михаила Глинки . Вскоре композиторы познакомились лично и нередко встречались в музыкальных кругах. Ференц часто просил Михаила Ивановича спеть романсы, сам же аккомпанировал или играл свои произведения.

Сестра Глинки просила у Листа разрешения написать ему посвящение при публикации произведений своего брата, на что Ференц отозвался с искренней благодарностью.

Угасшее чудное мгновенье

Жизнь Глинки была наполнена не только творчеством, но и личными трагедиями и переживаниями. Пока шел бракоразводный процесс, он строил отношения с Екатериной Керн. Ей посвятил романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи Пушкина, которые были написаны для ее матери. Девушка ждала, что вот-вот они смогут создать семью. В 1841 году Екатерина забеременела, развод все никак не регистрировали, девушка страдала и требовала от Глинки решительных действий. Тогда композитор не смог позволить ей родить внебрачного ребенка и дал много денег на аборт, о котором позже очень сожалел. Чтобы вся ситуация не стала достоянием общества, девушка уехала почти на год в город Лубны Полтавской губернии. За это время пылкое чувство композитора к Екатерине угасло, и возобновить отношения они так и не смогли, хотя Керн сохранила любовь к Глинке до конца своих дней.

Русский классик

Михаил Иванович впал в отчаяние. Опера «Руслан и Людмила» почти провалилась, отношения с Керн потерпели фиаско, заказов на новые произведения не поступало, казалось, что родина просто отвернулась от своего композитора. Тогда он принял решение снова уехать в Европу. Путешествуя по Франции и Испании, он написал «Арагонскую хоту» и увертюру «Ночь в Мадриде». Тогда же была создана знаменитая оркестровая фантазия «Камаринская», в которой по меткому выражению Петра Чайковского была заключена вся русская симфоническая школа.

В феврале 1857 года его опера «Жизнь за царя» с успехом прошла в Берлине. Выйдя с премьеры на холодный зимний ветер, Михаил Иванович простудился и заболел воспалением легких. Умирал он мучительно, а на родине об этом даже никто не знал. Композитора не стало 1857 года. О его кончине в России узнали только через три месяца и перевезли прах в петербургскую Александро-Невскую лавру.

И только после смерти композитора к нему пришло всеобщее признание. На всех сценах империи стали ставить две его оперы, а Михаила Ивановича Глинку признали классиком русской музыки. Впервые на мировом музыкальном Олимпе появился русский автор, который сформировал композиторскую школу своей страны и стал громким именем в европейской культуре.

ФАКТЫ

На репетициях «Руслана и Людмилы» у исполнительницы партии Гориславы Эмилии Лилеевой никак не получалось воскликнуть «О!» перед фразой «мой Ратмир». Однажды Михаил Иванович тихо подкрался к певице и в нужный момент сильно ущипнул ее за руку, от этого девушка произнесла совсем неподдельное «О!». Глинка попросил ее и впредь так петь.

Однажды «тайно» аккомпанировал молодому певцу Николаеву. Тот узнал о том, что перед ним сам маэстро только после того, как исполнил почти все его романсы. Узнав, что пел самому автору, он смутился, но услышал от композитора замечательный совет: никогда не петь в обществе дилетантов, ибо они могут избаловать похвалой и засыпать никчемной критикой, а настоящие музыканты могут дать только полезные наставления.

Глинку по праву можно считать создателем русской музыкальной классики. Художественное совершенство и профессиональное мастерство его произведений вывели русскую музыку на мировой уровень. Им по-новому была решена проблема национального в музыке. Композитором были созданы образцы лучшей национальной русской лирики и в музыке выражен русский героический дух.

В творчестве Глинки оперой был приобретён характер сплошного развития. Им были написаны две оперы:

1. «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») является первой народной музыкальной драмой, первой русской драматической оперой. Самим Глинкой жанр этой оперы был определён как «отечественная героико-трагическая опера».

2. «Руслан и Людмила» является первой сказочно-эпической оперой. Она совершенно не похожа на оперу «Иван Сусанин». Глинкой она была названа «большой волшебной оперой».

Глинкой было написано более 70 романсов. Этот жанр был поднят композитором на новую высокую ступень. Глинка – певец, и поэтому при написании романсов он учитывал все особенности человеческого голоса, что делало мелодии естественными и удобными для пения. В них прослеживается соединение национальных черт и итальянского bel canto.

Считают, что Глинка создал русский жанровый симфонизм. Им были написаны такие увертюры на народные темы:

- «Камаринская»,

- «Ночь в Мадриде»,

- «Арагонская хота».

Глинка является родоначальником лирического симфонизма. По высказыванию Чайковского, из симфонической музыки Глинки появилась вся симфоническая русская школа.

Глинка и Пушкин были современниками и стали классиками. У них много общего:

Цельность,

Объективность,

Стройность,

Ясность взгляда на мир,

Гармоническое равновесие между добром и злом,

Светлое восприятие мира,

Уравновешенность форм.

Глинка проникал в сущность народной песни, посвятил много времени её изучению.

Глинка был очень образованный человеком своего времени. Он владел шестью языками, поэтому мог общаться со многими музыкантами мира, усвоить все достижения мировой музыки.

С детства Глинка изучал оркестр своего дяди. Кроме этого, он обучался оркестру у Зигфрида Дена, составившего учебники по полифонии и гармонии специально для Глинки.

Также Глинкой было написано множество камерных ансамблей, фортепианных произведений, альтовых сонат, музыки к спектаклям. Композитор также написал музыкальное сопровождение к трагедии «Князь Холмский».