Франц йозеф гайдн краткая биография. Биография йозефа гайдна кратко

Гайдна справедливо считают отцом симфонии и квартета, великим основателем классической инструментальной музыки, родоначальником современного оркестра.

Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, в небольшом местечке Рорау, расположенном на левом берегу реки Лейты, между городками Брук и Хайнбург, вблизи венгерской границы. Предки Гайдна были потомственными австро-немецкими ремесленниками-крестьянами. Отец композитора, Матиас, занимался каретным делом. Мать - урожденная Анна Мария Коллер - служила кухаркой.

Музыкальность отца, его любовь к музыке унаследовали дети. Маленький Йозеф уже в пять лет обратил на себя внимание музыкантов. Он обладал прекрасным слухом, памятью, чувством ритма. Его звонкий серебристый голос приводил всех в восхищение.

Благодаря своим выдающимся музыкальным способностям мальчик попал сначала в церковный хор небольшого городка Гайнбурга, а затем в хоровую капеллу при кафедральном (главном) соборе Св. Стефана в Вене. Это было знаменательным событием в жизни Гайдна. Ведь иной возможности получить музыкальное образование он не имел.

Пение в хоре было для Гайдна очень хорошей, но единственной школой. Способности мальчика быстро развивались, и ему стали поручать трудные сольные партии. Церковный хор часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах. Приглашали хор и для участия в придворных торжествах. А сколько времени уходило на выступления в самой церкви, на репетиции? Всё это было тяжелой нагрузкой для маленьких певчих.

Йозеф был понятливым и быстро воспринимал всё новое. Он даже находил время заниматься игрой на скрипке и клавикорде и достиг значительных успехов. Только вот его попытки сочинять музыку не встречали поддержки. За девять лет пребывания в хоровой капелле он получил от её руководителя всего два урока!

Впрочем, и уроки появились не сразу. До того пришлось пережить отчаянное время поисков заработка. Понемногу удалось найти кое-какую работу, хотя и не обеспечивавшую, но всё же позволявшую не умереть с голода. Гайдн стал давать уроки пения и музыки, играл на скрипке на праздничных вечерах, а иногда и просто на больших дорогах. По заказу он сочинил несколько своих первых произведений. Но все эти заработки были случайными. Гайдн понимал: чтобы стать композитором, нужно много и упорно учиться. Он начал изучать теоретические труды, в частности книги И. Маттезона и И. Фукса.

Полезным оказалось содружество с венским комиком Иоганном Йозефом Курцем. Курц был в то время весьма популярен в Вене как талантливый актер и автор ряда фарсов.

Курц, познакомившись с Гайдном, сразу оценил его талант и предложил сочинить музыку к составленному им либретто комической оперы «Кривой бес». Гайдн написал музыку, которая, к сожалению, не дошла до нас. Мы знаем лишь, что «Кривой бес» исполнялся зимой 1751-1752 годов в театре у Каринтских ворот и имел успех. «Гайдн получил за него 25 дукатов и считал себя очень богатым».

Смелый дебют молодого, ещё мало известного композитора на театральной сцене в 1751 году сразу принёс ему популярность в демократических кругах и… весьма дурные отзывы ревнителей старых музыкальных традиций. Упреки в «шутовстве», «легкомыслии» и прочих грехах были позднее перенесены различными ревнителями «возвышенного» на остальное творчество Гайдна, начиная с его симфоний и кончая его мессами.

Последним этапом творческой юности Гайдна - перед тем как он вступил на самостоятельный композиторский путь - были занятия с Никола Антонио Порпорой, итальянским композитором и капельмейстером, представителем неаполитанской школы.

Порпора просматривал композиторские опыты Гайдна и делал ему указания. Гайдн, чтобы вознаградить учителя, был аккомпаниатором на его уроках пения и даже прислуживал ему.

Под крышей, на холодном чердаке, где ютился Гайдн, на старом разбитом клавикорде он изучал произведения прославленных композиторов. А народные песни! Сколько он их переслушал, бродя днём и ночью по улицам Вены. Тут и там звучали самые различные народные напевы: австрийские, венгерские, чешские, украинские, хорватские, тирольские. Поэтому произведения Гайдна пронизаны этими чудесными мелодиями, в большинстве своем весёлыми и жизнерадостными.

В жизни и творчестве Гайдна постепенно назревал перелом. Его материальное положение стало мало-помалу улучшаться, жизненные позиции крепнуть. Вместе с тем великое творческое дарование принесло свои первые значительные плоды.

Примерно в 1750 году Гайдн написал маленькую мессу (в Фа-мажоре), выказав в ней не только талантливое усвоение современных приёмов данного жанра, но и очевидную наклонность к сочинению «весёлой» церковной музыки. Более важным фактом является сочинение композитором первого струнного квартета в 1755 году.

Толчком послужило знакомство с любителем музыки, помещиком Карлом Фюрнбергом. Окрылённый вниманием и материальной поддержкой со стороны Фюрнберга, Гайдн написал сначала ряд струнных трио, а затем и первый струнный квартет, за которым вскоре последовало около двух десятков других. В 1756 году Гайдн сочинил концерт До-мажор. Меценат Гайдна позаботился также об упрочении его материального положения. Он рекомендовал композитора венскому аристократу из Чехии и любителю музыки графу Йозефу Францу Морцину. Зиму Морцин проводил в Вене, а летом жил в своем имении Лукавец около Плзеня. На службе у Морцина, в качестве композитора и капельмейстера, Гайдн получал даровое помещение, питание и жалованье.

Служба эта оказалась кратковременной (1759-1760 годы), но всё же помогла Гайдну сделать дальнейшие шаги в композиции. В 1759 году Гайдн создаёт свою первую симфонию, а вслед за ней в ближайшие годы четыре других.

Как в области струнного квартета, так и в области симфонии Гайдну предстояло определить и кристаллизовать жанры новой музыкальной эпохи: сочиняя квартеты, создавая симфонии, он проявил себя смелым, решительным новатором.

Во время пребывания на службе у графа Морцина Гайдн влюбился в младшую дочь своего приятеля, венского парикмахера Иоганна Петера Келлера, Терезу и всерьез собирался соединиться с ней узами брака. Однако девушка по причинам, оставшимся неизвестными, покинула родительский дом, и её отец не нашел ничего лучшего, чем сказать: «Гайдн, Вы должны бы жениться на моей старшей дочери». Неизвестно, что побудило Гайдна ответить положительно. Так или иначе, но Гайдн согласился. Ему было 28 лет, невесте - Марии Анне Алоизии Аполлонии Келлер - 32. Брак был заключён 26 ноября 1760 года, и Гайдн стал… несчастным мужем на долгие десятилетия.

Его жена вскорости проявила себя женщиной в высшей степени ограниченной, тупой и сварливой. Она абсолютно не понимала и не ценила великое дарование своего мужа. «Ей было всё равно, - выразился Гайдн однажды в старости, - кто её муж - сапожник или артист».

Мария Анна безжалостно истребила ряд нотных рукописей Гайдна, употребляя их на папильотки и подкладки под паштеты. Притом она была очень расточительной и требовательной.

Женившись, Гайдн нарушил условия службы у графа Морцина - последний принимал в свою капеллу только холостых. Впрочем, ему не пришлось долго скрывать перемену в своей личной жизни. Финансовое потрясение заставило графа Морцина отказаться от музыкальных удовольствий и распустить капеллу. Над Гайдном нависла угроза опять остаться без постоянного заработка.

Но тут он получил предложение от нового, более могущественного покровителя искусств - богатейшего и очень влиятельного венгерского магната - князя Павла Антона Эстергази. Обратив внимание на Гайдна в замке Морцина, Эстергази оценил его талант.

Недалеко от Вены, в небольшом венгерском городке Эйзенштадте, а в летнее время в загородном дворце «Эстергаз», провел Гайдн тридцать лет в должности капельмейстера (дирижёра). В обязанности капельмейстера входило руководство оркестром и певцами. Гайдн должен был также по требованию князя сочинять симфонии, оперы, квартеты и другие произведения. Нередко капризный князь приказывал написать новое сочинение к следующему дню! Талант и необычайное трудолюбие выручали Гайдна и здесь. Одна за другой появлялись оперы, а также симфонии, среди которых «Медведь», «Детская», «Школьный учитель».

Руководя капеллой, композитор мог прослушивать в живом исполнении создаваемые им произведения. Это давало возможность исправлять всё то, что недостаточно хорошо звучало, и запоминать - что получалось особенно удачным.

За период службы у князя Эстергази Гайдн написал большинство из своих опер, квартетов и симфоний. Всего Гайдн создал 104 симфонии!

В симфониях Гайдн не ставил перед собой задачи индивидуализировать сюжет. Программность композитора чаще всего основана на отдельных ассоциациях и изобразительных «зарисовках». Даже там, где она более цельна и последовательна - чисто эмоционально, как в «Прощальной симфонии» (1772 год), или жанрово, как в «Военной симфонии» (1794 год), - отчетливые сюжетные основы у неё все же отсутствуют.

Громадная ценность симфонических концепций Гайдна, при всей их сравнительной простоте и непритязательности - в очень органичном отражении и претворении единства духовного и физического мира человека.

Это мнение выражено, и очень поэтично, Э.Т.А. Гофманом:

«В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею».

Мастерство Гайдна с годами достигло совершенства. Его музыка неизменно вызывала восхищение многочисленных гостей Эстергази. Имя композитора стало широко известно и за пределами его родины - в Англии, Франции, России. Шесть симфоний, прозвучавших в 1786 году в Париже, получили название «Парижских». Но поехать куда-либо за пределы княжеского поместья, напечатать свои произведения или просто подарить их Гайдн не имел права без согласия князя. А князь не любил отлучек «своего» капельмейстера. Он привык, чтобы Гайдн вместе с другими слугами ожидал в определенное время его распоряжений в передней. В такие моменты композитор особенно остро чувствовал свою зависимость. «Капельмейстер я или капельдинер?» - с горечью восклицал он в письмах к друзьям. Однажды ему всё же удалось вырваться и побывать в Вене, увидеть знакомых, друзей. Сколько радости доставляли ему встречи с любимым Моцартом! Увлекательные беседы сменялись исполнением квартетов, где Гайдн играл на скрипке, а Моцарт на альте. С особым удовольствием Моцарт исполнял квартеты, написанные Гайдном. В этом жанре великий композитор считал себя его учеником. Но такие встречи были чрезвычайно редки.

Довелось Гайдну испытать и другие радости - радости любви. 26 марта 1779 года в капеллу Эстергази были приняты супруги Польцелли. Антонио, скрипач, был уже не молод. Его жене - певице Луидже, мавританке из Неаполя, было всего девятнадцать лет от роду. Она была очень привлекательной. Луиджа жила с мужем несчастливо, также как и Гайдн. Измученный обществом своей сварливой и вздорной жены, он влюбился в Луиджу. Эта страсть продлилась, постепенно слабея и тускнея, до старости композитора. По-видимому, Луиджа отвечала Гайдну взаимностью, но всё же в её отношении проявилось больше корысти, чем искренности. Во всяком случае, она неуклонно и очень настойчиво выманивала у Гайдна деньги.

Молва даже называла (неизвестно, справедливо ли) сына Луиджи Антонио сыном Гайдна. Старший сын её Пьетро стал любимцем композитора: Гайдн по-отечески заботился о нем, принимал деятельное участие в его обучении и воспитании.

Несмотря на зависимое положение, уйти со службы Гайдн не мог. В то время музыкант имел возможность работать только в придворных капеллах или руководить церковным хором. До Гайдна ещё ни один композитор не решался на независимое существование. Не рискнул расстаться с постоянной работой и Гайдн.

В 1791 году, когда Гайдну было уже около 60 лет, умер старый князь Эстергази. Его наследник, не питавший большой любви к музыке, распустил капеллу. Но и ему было лестно, чтобы композитор, ставший известным, числился его капельмейстером. Это вынудило молодого Эстергази назначить Гайдну пенсию, достаточную для того, чтобы «его слуга» не поступал на новую службу.

Гайдн был счастлив! Наконец-то он свободен и независим! На предложение поехать с концертами в Англию он дал согласие. Совершая путешествие на корабле, Гайдн впервые увидел море. А сколько раз он мечтал о нём, стараясь представить себе безбрежную водную стихию, движение волн, красоту и изменчивость окраски воды. Когда-то в молодости Гайдн даже пытался передать в музыке картину разбушевавшегося моря.

Необычной была для Гайдна и жизнь в Англии. Концерты, в которых он дирижировал своими произведениями, проходили с триумфальным успехом. Это было первое открытое массовое признание его музыки. Университет в городе Оксфорде избрал его своим почетным членом.

Гайдн дважды посетил Англию. За эти годы композитор написал свои знаменитые двенадцать «Лондонских симфоний». «Лондонские симфонии» завершают эволюцию симфонизма Гайдна. Талант его достиг наивысшего расцвета. Глубже и выразительнее зазвучала музыка, серьёзнее стало содержание, богаче и разнообразнее краски оркестра.

Несмотря на огромную занятость, Гайдн успевал слушать и новую музыку. Особенно сильное впечатление произвели на него оратории немецкого композитора Генделя, его старшего современника. Впечатление от музыки Генделя было так велико, что, возвратившись в Вену, Гайдн написал две оратории - «Сотворение мира» и «Времена года».

Сюжет «Сотворения мира» чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть - о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.

Характерен ряд суждений современников и ближайших потомков о «Сотворении мира» Гайдна. Эта оратория имела при жизни композитора огромный успех и очень приумножила его славу. Тем не менее прозвучали и критические голоса. Естественно, наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и эстетиков, настроенных на «возвышенный» лад. Серов восторженно написал по поводу «Сотворения мира»:

«Что за гигантское создание - эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом «какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!» - это решительно выше всякого сравнения». Ораторию «Времена года» следует признать ещё более значительным произведением Гайдна, чем «Сотворение мира». Текст оратории «Времена года», как и текст «Сотворения мира», был написан ван Свитеном. Вторая из больших ораторий Гайдна более многообразна и глубоко человечна не только по содержанию, но и по форме. Это целая философема, энциклопедия картин природы и патриархальной крестьянской морали Гайдна, славящей труд, любовь к природе, прелести деревенской жизни и чистоту наивных душ. К тому же сюжет позволил Гайдну создать очень стройную и законченную, гармоничную музыкальную концепцию целого.

Сочинение громадной партитуры «Времён года» далось дряхлеющему Гайдну нелегко, стоило ему многих волнений и бессонных ночей. Под конец его мучили головные боли и неотвязность музыкальных представлений.

«Лондонские симфонии» и оратории были вершиной творчества Гайдна. После ораторий он уже почти ничего не написал. Слишком напряженно прошла жизнь. Силы его иссякли. Последние годы композитор провел на окраине Вены, в маленьком домике. Тихое и уединенное жилище посещали почитатели таланта композитора. Беседы касались прошлого. Особенно любил вспоминать Гайдн свою молодость - тяжёлую, трудовую, но полную смелых, настойчивых поисков.

Умер Гайдн в 1809 году и похоронен был в Вене. Впоследствии его останки перенесли в Эйзенштадт, где он провёл так много лет своей жизни.

Франц Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn). Родился 31 марта 1732 - умер 31 мая 1809 года. Австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии.

Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в имении графов Гаррахов - нижнеавстрийской деревне Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье каретного мастера Маттиаса Гайдна (1699-1763).

Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора святого Стефана. Рейттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет (с 1740 по 1749 годы) пел в хоре (в том числе несколько лет - вместе со своими младшими братьями) собора святого Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах.

Капелла была для маленького Гайдна единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.

В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой и некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и других восполнило Йозефу Гайдну отсутствие систематического музыкального образования. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора святого Стефана.

В 50-х годах XVIII века Йозеф написал целый ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль (опера) «Новый Хромой бес» (поставленная в 1752, Вена и другие города Австрии - не сохранилась до наших дней), дивертисменты и серенады, струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга, около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).

В период с 1754 года по 1756 Гайдн работал при венском дворе на правах свободного художника. В 1759 году композитор получил должность капельмейстера (музыкального руководителя) при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.

В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень холодно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. Это был крайне несчастливый брак, а законы того времени не позволили им разойтись. Оба завели себе любовников.

После расформирования музыкального проекта потерпевшего финансовый крах графа фон Морцин (1761), Йозефу Гайдну была предложена аналогичная работа у князя Павла Антона Эстерхази - главы крайне богатой семьи Эстерхази. Поначалу Гайдн занимал должность вице-капельмейстера, однако он сразу же был допущен к руководству большинством музыкальных учреждений Эстерхази, наравне со старым капельмейстером Грегором Вернером, сохранившим абсолютные полномочия только для церковной музыки.

В 1766 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие - после смерти Грегора Вернера он возведён в капельмейстеры при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.

1779 год становится переломным в карьере Йозефа Гайдна - был пересмотрен его контракт: в то время как ранее все его композиции были собственностью семьи Эстерхази, то теперь ему было разрешено писать для других и продавать свои работы издателям.

Вскоре с учётом этого обстоятельства, Гайдн переносит акцент в своей композиторской деятельности: меньше пишет опер и больше создаёт квартетов и симфоний. Кроме того, он ведёт переговоры с несколькими издателями, как австрийскими так и зарубежными. О заключении Гайдном нового трудового договора Джонс пишет: «Этот документ подействовал в качестве катализатора на пути к следующему этапу карьеры Гайдна - достижение международной популярности. К 1790 году Гайдн находился в парадоксальном, если не сказать странном положении: будучи ведущим композитором Европы, но связанный действием подписанного ранее контракта, тратил своё время в качестве капельмейстера в отдалённом дворце в венгерской деревне».

За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстерхази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с . Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.

11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.

На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» - в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.

Таким образом, годы службы (1761-1790) у венгерских князей Эстерхази способствовали расцвету творческой деятельности Гайдна, пик которой приходится на 80 - 90-е годы XVIII века, когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских (1785-86) симфоний, оратории, мессы и другие произведения. Прихоти мецената нередко заставляли Йозефа поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в том числе получившая широкую известность «Прощальная», (1772)) и опер композитора. Поездки Гайдна в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с Вольфгангом Амадеем Моцартом.

В 1790 году умер князь Николай Эстерхази, а его сын и преемник, князь Антон Эстерхази, не будучи любителем музыки, распустил оркестр. В 1791 году Гайдн получил контракт на работу в Англии. Впоследствии он много работал в Австрии и Великобритании. Две поездки в Лондон (1791-1792 и 1794-1795) по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Заломона, где он для концертов Заломона написал свои лучшие симфонии (12 Лондонских (1791-1792, 1794-1795) симфоний), расширили кругозор, ещё более упрочили славу и способствовали росту популярности Гайдна. В Лондоне Гайдн собирал огромные аудитории: на концерты Гайдна собиралось огромное количество слушателей, что повышало его известность, способствовало сбору больши́х прибылей и, в конечном итоге, позволило стать финансово обеспеченным. В 1791 году Йозефу Гайдну присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.

Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.

Гайдн вернулся и поселился в Вене в 1795 году. К тому времени принц Антон умер и его преемник Николай II предложил возродить музыкальные учреждения Эстерхази под руководством Гайдна, выступающим снова в роли капельмейстера. Гайдн принял предложение и занял предлагаемую вакансию, хотя и на неполный рабочий день. Он провёл своё лето с Эстерхази в городе Айзенштадт, и в течение нескольких лет написал шесть месс. Но к этому времени Гайдн становится общественным деятелем в Вене и проводит бо́льшую часть своего времени в своём собственном большом доме в Гумпендорфе (нем. Gumpendorf), где написал несколько работ для публичного исполнения. Среди прочего, в Вене Гайдн написал две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя. Оратории Йозефа Гайдна отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство композитора как колориста.

Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, однако не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он справедливо считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Йозефа Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях - «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью. В последующие годы этот успешный для творчества Гайдна период сталкивается с началом старости и пошатнувшимся здоровьем - теперь композитор должен бороться, чтобы завершить свои начатые работы. Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет oпус 103 (1802). Примерно к 1802 году, его состояние ухудшилось до такой степени, что он стал физически не в состоянии сочинять. Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

Скончался композитор в Вене. Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года, вскоре после нападения на Вену французской армии под предводительством Наполеона. Среди его последних слов была попытка успокоить своих слуг, когда в окрестностях дома упало пушечное ядро: «Не бойтесь, дети мои, ибо там, где Гайдн, никакого вреда быть не может». Две недели спустя, 15 июня 1809 года, в церкви Шотландского монастыря (нем. Shottenkirche) состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта.

Композитор создал 24 оперы, написал 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 фортепианные (клавирные) сонаты, 126 трио для баритона, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и других инструментов, оратории, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию). Среди сочинений 3 оратории («Сотворение мира», «Времена года» и «Семь слов Спасителя на кресте»), 14 месс и другие духовные произведения.

Самые известные оперы Гайдна:

«Хромой бес» (Der krumme Teufel), 1751 г.
«Истинное постоянство»
«Орфей и Эвридика, или Душа философа», 1791 г.
«Асмодей, или Новый хромой бес»
«Аптекарь»
«Ацис и Галатея», 1762 г.
«Необитаемый остров» (L’lsola disabitata)
«Армида», 1783 г.
«Рыбачки» (Le Pescatrici), 1769 г.
«Обманутая неверность» (L’Infedeltà delusa)
«Непредвиденная встреча» (L’Incontro improviso), 1775 г.
«Лунный мир» (II Mondo della luna), 1777 г.
«Истинное постоянство» (La Vera costanza), 1776 г.
«Вознаграждённая верность» (La Fedeltà premiata)
«Роланд-паладин» (Orlando Раladino), героико-комическая опера на сюжет поэмы Ариосто «Неистовый Роланд».

Наиболее известные мессы Гайдна:

малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.)
большая органная месса Es-dur (1766 г.)
месса в честь св. Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.)
месса св. Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.)
малая органная месса (В-dur, 1778 г.)
Мариацелльская месса (Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.)
месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.)
месса Heiligmesse (B-dur, 1796 г.)
Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.)
месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.)
месса с темой из оратории «Сотворение мира» (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.)
месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.).

Й. Гайдна по праву считают родоначальником сразу нескольких направлений: современного оркестра, квартета, симфонии и классической инструментальной музыки.

Краткая биография Гайдна: детские годы

Родился Йозеф в небольшом австрийском городке Рорау. Все его предки были ремесленниками и крестьянами. Родители Йозефа тоже были простыми людьми. Отец промышлял каретным делом. Мать служила кухаркой. Музыкальность мальчик унаследовал от отца. Еще будучи пятилетним ребенком, он обратил на себя внимание, так как обладал звонким голосом, отличным слухом и чувством ритма. Сначала его взяли петь в церковный хор в городке Гайнбург, а оттуда он попал в капеллу при соборе С. Стефана в Вене. Это была прекрасная возможность для мальчика получить музыкальное образование. Он пробыл там 9 лет, но как только голос его стал ломаться, юношу безо всяких церемоний уволили.

Й. Гайдн. Биография: композиторский дебют

С этого момента для Йозефа началась совершенно иная жизнь. Восемь лет он перебивался, давая уроки музыки и пения, играя на скрипке на праздниках, а то и просто на дороге. Гайдн понимал, что без образования дальше не пробиться. Он самостоятельно изучал теоретические труды. Вскоре судьба свела его со знаменитым комическим актером Курцем. Тот сразу оценил талант Йозефа и предложил ему написать музыку к либретто, которое он составил к опере «Кривой бес». Сочинение до нас не дошло. Но зато точно известно, что опера прошла успешно.

Дебют сразу же принес молодому композитору популярность в кругах, настроенных демократически, и плохие отзывы приверженцев старых традиций. Немаловажными для становления Гайдна-музыканта оказались занятия с Никола Порпорой. Итальянский композитор просматривал сочинения Йозефа и давал ценные советы. В дальнейшем улучшилось материальное положение композитора, появились новые сочинения. Существенную поддержку оказал Йозефу помещик Карл Фюрнберг, любитель музыки. Он рекомендовал его графу Морцину. Гайдн пробыл у него на службе в качестве композитора и капельмейстера всего год, зато при этом имел бесплатное помещение, питание и получал жалованье. К тому же столь удачный период вдохновил композитора на новые сочинения.

Й. Гайдн. Биография: женитьба

Во время службы у графа Морцина Йозеф подружился с парикмахером И. П. Келлером и влюбился в его младшую дочь Терезу. Но до женитьбы дело не дошло. По неизвестным доселе причинам девушка покинула дом отца. Келлер предложил Гайдну взять в жены его старшую дочь, и тот согласился, о чем потом не раз жалел.

Йозефу было 28 лет, Марии Анне Келлер - 32. Она оказалась очень ограниченной женщиной, нисколько не ценящей талант своего мужа, к тому же была слишком требовательной и расточительной. Вскоре Йозефу пришлось уйти от графа по двум причинам: он принимал в капеллу только холостых, а потом, разорившись, был вынужден и вовсе ее распустить.

Й. Гайдн. Биография: служба у князя Эстергази

Угроза остаться без постоянного жалованья недолго висела над композитором. Почти сразу он получил предложение от князя П. А. Эстергази - покровителя искусств еще более богатого, чем прежний. Гайдн провел у него в должности дирижера 30 лет. В его обязанности входило управление певцами и оркестром. Также он должен был сочинять симфонии, квартеты и прочие произведения по требованию князя. Большинство своих опер Гайдн написал именно за этот период. Всего же он сочинил 104 симфонии, главная ценность которых заключается в органичном отражении единства физического и духовного начала в человеке.

Й. Гайдн. Биография: путешествие в Англию

Композитор, имя которого стало известно далеко за пределами родины, до сих пор никуда, кроме Вены, не выезжал. Он не мог этого сделать без разрешения князя, а тот не терпел отлучек личного капельмейстера. В эти моменты Гайдн чувствовал свою зависимость особенно остро. Когда ему было уже 60 лет, князь Эстергази умер, и его сын распустил капеллу. Чтобы его «слуга» имел возможность не поступать на службу к кому-то другому, он назначил ему пенсию. Свободный и счастливый Гайдн отправился в Англию. Там он давал концерты, в которых был дирижером при исполнении собственных произведений. Абсолютно все они проходили с триумфом. Гайдн стал почетным членом Оксфордского университета. Он побывал в Англии дважды. В этот период он сочинил 12 «Лондонских симфоний».

Биография Гайдна: последние годы

Эти произведения стали вершиной его творчества. После них не было написано ничего значительного. Напряженная жизнь забрала его силы. Свои последние годы он провел в тишине и уединении в маленьком домике, расположенном на окраине Вены. Иногда его посещали почитатели таланта. Умер Й. Гайдн в 1809 году. Похоронили его сначала в Вене, а позже останки перенесли в Эйзенштадт - город, в котором композитор провел немало лет своей жизни.


Имя: Йозеф Гайдн (Franz Joseph Haydn)

Возраст: 77 лет

Место рождения: Rohrau, Австрия

Деятельность: Австрийский композитор

Семейное положение: вдовец

Йозеф Гайдн - биография

Детство, семья


Деревенский мальчик родился в семье, где любили музыку. Отец его без посторонней помощи освоил арфу, мать часто пела и музицировала. Франц рано продемонстрировал своим любящим родителям прекрасный слух и замечательные вокальные способности. Его музыкальная биография началась уже с 5 лет. Сначала для него это было игрой, он просто пел вместе с отцом, потом его любимым музыкальным инструментом стала скрипка.


Став старше, он пел в церковном хоре. С 6 лет отец отправил своего талантливого сына на обучение и попечение к своему родственнику Франку, которые был в одной из школ ректором. Мальчик усвоил азы грамматики и математики, учился играть на многих инструментах. Его увлекали и струнные, и духовые, он продолжал осваивать скрипку и упражнялся в пении.

Начало успеха

Приехавший из Вены композитор Рейтер отбирал для капеллы певцов. Францу было тогда 8 лет, его талант был замечен, и на пару лет он уехал в столицу Австрии, чтобы петь и учиться мастерству вокала в крупном соборе города. Там впервые Гайдн начал сочинять свои произведения. Вскоре Франц Йозеф был вынужден самостоятельно зарабатывать на своё существование.


Он давал уроки музыки, пел во многих церквах и храмах, играл в ансамблях, используя своё умение играть на разных инструментах. Всё, что удавалось заработать, он оставлял композитору Ноколо Порпоре за предоставленные уроки. Гайдн увлечённо занимался музыкой, уже сочиняя свои самые разножанровые пьесы. Начинающий композитор написал оперу «Хромой бес», её поставили в одном из театров Вены. Затем он создал струнный квартет и симфонию.

Музыка

Гайдн в самом начале своей карьеры был зависим от своего материального состояния, поэтому он вынужден подписать на 30 лет договор с князем Эстергази. Композитор должен был работать капельмейстером при княжеском дворе. Зимой Гайдн жил в столице, в остальные месяцы, а потом и 6 лет полностью, в загородном имении князя.


Князь был привередлив, потому Гайдн сочинял то, что заказывалось, количество музыкантов в придворном оркестре было ограничено. Основным любимым жанром для композитора на долгие годы стала симфония, он впервые создаёт симфонии для детей. Гайдн получает заказы из Парижа, Испании и создаёт прекрасные симфонии, которые стали издаваться во многих городах Англии и Франции.

Дружба

Гайдн подружился с . Их дружба не знала зависти, они учились друг у друга. Как раз к этому времени контракт закончил своё действие, Франц получил свободу, уехал в Вену и почти сразу же принимает приглашение из Лондона. Был большой музыкальный заказ, работа с оркестром, концертные выступления. Композитор работает с сорока музыкантами. Полтора года работы сделали его биографию весьма успешной.


За этот период Гайдн смог создать 280 пьес, опер, симфоний и других произведений. Ему присвоили звание доктора музыки в Оксфордском университете. Имя композитора упоминается в одном ряду с , Иоганном Себастьяном Бахом, Георгом Фридрихом Генделем.

Йозеф Гайдн - биография личной жизни

Гайдн смог улучшить своё финансовое благополучие, что делало его выгодной партией. В 28 лет он влюбился в одну из дочерей парикмахера, который тоже служил, как и композитор, при дворе. Девушка решила отправиться в монастырь. Йозеф сделал предложение старшей сестре своей возлюбленной. Мария Келлер была старше Франца на четыре года. В этом союзе Гайдн не познал счастья. Мария была плохой женой для композитора, она устраивала скандалы, тратила деньги, не разделяла то, что было всей жизнью Йозефа.


Детей у них не было, но их супружеская пара прожила сорок лет. У Гайдна рождались симфонии, одних только опер композитора было поставлено девяносто штук. Всё же Франц познал настоящую любовь, встретив в Италии молодую певицу Луиджу Польцелли. Сильные чувства испытывал только мужчина, женщина была корыстна, высокомерна и не отвечала ему такой же пылкой взаимностью. Когда умерла жена композитора, он продолжал отношения со своей любовницей, но официально оформлять отношения с ней не захотел. Хотя упомянул певицу в завещании.

Последние годы жизни композитороа

Последние десять лет своей жизни Гайдн создаёт пьесы для хорового исполнения, теперь у него появились мессы и оратории. В день кончины композитора в 1809 году в столице Австрии находились войска армии

Александрова Мирослава 6 кл

Доклад ученицы МБУ ДО ДМШ "Лесные Поляны" Александровой Мирославы

(6 класс, специальность фортепиано, общеразвивающая программа) для лучшего восприятия музыки Й. Гайдна,

понимания особенности стиля композитора, звукоизвлечения, присущего эпохи композитора.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Характеристика творчества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

Сонатная форма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1

Биография

  1. Детские годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  2. Первые годы самостоятельной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  3. Период творческой зрелости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  4. Поздний период творчества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

История создания фортепиано. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Характеристика творчества

Франц Йозеф Гайдн – один из наиболее ярких представителей искусства эпохи Просвещения. Великий австрийский композитор, он оставил огромное творческое наследие – около 1000 произведений в самых разных жанрах. Основную, наиболее знáчимую часть этого наследия, определившую историческое место Гайдна в развитии мировой культуры, составляют крупные циклические произведения. Это 104 симфонии (среди них: «Прощальная», «Траурная», «Утро», «Полдень», «Вечер», «Детская», «Часы», «Медведь», 6 Парижских, 12 Лондонских и др.), 83 квартета (шесть «Русских», 52 клавирные сонаты, благодаря которым Гайдн завоевал славу основоположника классического симфонизма.

Искусство Гайдна глубоко демократично. Основой его музыкального стиля было народное творчество и музыка повседневного быта. Музыка Гайдна проникнута не только ритмами и интонациями фольклора, но и народным юмором, неиссякаемым оптимизмом и жизненной энергией. Большинство произведений написано в мажорных тональностях.

Гайдн создал классические образцы симфоний, сонат, квартетов. В зрелых симфониях (Лондонских) окончательно сформировалась классическая сонатная форма и сонатно-симфонический цикл. В симфонии – 4 части, в сонате, концерте – 3 части.

Симфонический цикл

1 часть - быстрая. Сонатное аллегро (человек действует);

2 часть - медленная. Анданте или Адажио (человек отдыхает, размышляет);

3 часть - умеренная. Менуэт (человек танцует);

4 часть - быстрая. Финал (человек действует вместе со всеми).

Сонатная форма или форма сонатного аллегро

Вступление – экспозиция – разработка – реприза - кода

Экспозиция - включает в себя главную и побочную партии, между которыми находится связующая, а завершает экспозицию заключительная партия.

Разработка - центральный раздел формы сонатного аллегро , а также некоторых свободных и смешанных форм , где разрабатываются темы экспозиции . Иногда разработка сонатной формы включает в себя эпизод, излагающий новую тему, или полностью заменяется эпизодом на новом музыкальном материале.

Реприза - раздел музыкального произведения, в котором излагается повторение музыкального материала, в исходном или изменённом виде.

Ко́да («хвост, конец, шлейф»)- дополнительный раздел, возможный в конце музыкального произведения и не принимающийся в расчёт при определении его строения.

Творческий путь Гайдна продолжался около пятидесяти лет, охватив все этапы развития венской классической школы – от ее зарождения в 60-х годах XVIII столетия и вплоть до расцвета творчества Бетховена.

  1. Детские годы

Гайдн родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау (Нижняя Австрия) в семье каретного мастера, мать его была простой кухаркой. С 5-летнего возраста он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.

Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене. Руководитель капеллы (Георг Ройтер) время от времени совершал поездки по стране для набора новых певчих. Слушая хор, в котором пел маленький Гайдн, он сразу оценил красоту его голоса и редкий музыкальный талант. Главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор (важнейшая предпосылка формирования классической школы).

Постоянное участие в исполнении музыки – не только церковной, но и оперной – более всего развивало Гайдна. Кроме того, капеллу Ройтера часто приглашали в императорский дворец, где будущий композитор мог слышать инструментальную музыку.

  1. 1749-1759 – первые годы самостоятельной жизни в Вене

Это 10-летие было самым трудным во всей биографии Гайдна, особенно поначалу. Без крыши над головой, без гроша в кармане, он крайне бедствовал. Купив у букиниста несколько книг по теории музыки, Гайдн самостоятельно занимается контрапунктом, знакомится с трудами крупнейших немецких теоретиков, изучает клавирные сонаты Филиппа Эммануэля Баха. Вопреки превратностям судьбы он сохранил и открытость характера, и чувство юмора, никогда ему не изменявшее.

Постепенно молодой музыкант приобретает известность в музыкальных кругах Вены. С середины 1750-х годов его часто приглашают для участия в домашних музыкальных вечерах в доме богатого венского чиновника (по фамилии Фюрнберг). Для этих домашних концертов Гайдн написал свои первые струнные трио и квартеты (всего 18).

В 1759 году по рекомендации Фюрнберга Гайдн получил первую постоянную должность – место капельмейстера в домашнем оркестре чешского аристократа, графа Морцина. Для этого оркестра была написана первая гайдновская симфония – D-dur в трех частях. Это было началом становления венского классического симфонизма . Спустя 2 года Морцин из-за материальных затруднений распустил капеллу, и Гайдн заключил контракт с богатейшим венгерским магнатом, страстным поклонником музыки – Паулем Антоном Эстергази.

  1. Период творческой зрелости

На службе у князей Эстергази Гайдн проработал 30 лет: сначала – вице-капельмейстером (помощником), а спустя 5 лет обер-капельмейстером. В его обязанности входило не только сочинение музыки. Гайдн должен был проводить репетиции, следить за порядком в капелле, отвечать за сохранность нот и инструментов и т. п. Все произведения Гайдна являлись собственностью Эстергази; композитор не имел права писать музыку по заказу других лиц, не мог свободно покидать владения князя. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство Гайдновских симфоний (в 1760-е годы ~ 40, в 70-е ~ 30, в 80-е ~ 18), квартетов и опер. Всего 24 оперы в разных жанрах, среди которых наиболее органичным для Гайдна был жанр buffa . Большим успехом у публики пользовалась, к примеру, опера «Вознагражденная верность». В середине 1780-х годов французская публика познакомилась с шестью симфониями, получившими название «Парижских» (№№ 82-87, они были созданы специально для парижских «Концертов Олимпийской ложи»).

  1. Поздний период творчества.

В 1790 году умер князь Миклош Эстергази, завещав Гайдну пожизненную пенсию. Его наследник распустил капеллу, сохранив за Гайдном звание капельмейстера. Полностью освободившись от службы, композитор смог осуществить давнюю мечту – выехать за пределы Австрии.

В 1790-х годах он совершил 2 гастрольные поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Сáломона (1791-92, 1794-95). Написанные по этому случаю «Лондонских» симфоний завершили развитие этого жанра в творчестве Гайдна, утвердили зрелость венского классического симфонизма. Английская публика с энтузиазмом воспринимала музыку Гайдна. В Оксфорде ему была присуждена степень почётного доктора музыки.

Под впечатлением услышанных в Лондоне ораторий Генделя Гайдн написал 2 светские оратории – «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Эти монументальные, эпико-философские произведения, утверждающие классические идеалы красоты и гармонии жизни, единства человека и природы, достойно увенчали творческий путь композитора.

31 мая 1809 г. Гайдн ушел из жизни в самый разгар наполеоновских походов, когда французские войска уже заняли столицу Австрии. Во время осады Вены Гайдн утешал своих близких: «Не бойтесь, дети, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого» .

История создания фортепиано

Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль и пианино . На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Фортепианный репертуар является самым обширным. Для этого инструмента сочиняли музыку великие композиторы разных эпох.

В 1711 году Бартоломео Кристофори изобрел клавишный инструмент, в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Новый инструмент сначала получил название «Gravecembalo col piano e forte», позже сокращенное до «Piano forte». А еще позже обрел современное название « Фортепиано ».

Прямыми предшественниками фортепиано считаются клавесины и клавикорды . Фортепиано обладает огромным преимуществом перед этими музыкальными инструментами, это возможность варьировать динамику звучания, способность воспроизводить огромный спектр оттенков от pp и p до нескольких f. У старинных инструментов клавесина и клавикорда есть ряд отличий.

Клавикорд - небольшой музыкальный инструмент, с соответствующим его размерам тихим звучанием. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. При нажиме на клавишу клавикорда приводится в звучание одна, соотнесенная с этой клавишей, струна. В целях уменьшения размеров инструмента количество струн клавикорда было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала (посредством соответствующего механизма) несколько клавиш. Клавикорду не свойственны яркие оттенки и звуковые контрасты. Однако, в зависимости от характера нажима на клавишу, мелодии, исполняемой на клавикорде, может быть придана некоторая звуковая гибкость, и даже более того - тонам мелодии может быть придана известная вибрация. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу, или по две - такой клавикорд называется «связанный». Будучи весьма тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать крещендо и диминуэндо.

В отличие от тонкой и задушевной звучности клавикорда , клавесин обладает игрой более звучной и блестящей. При нажатии на клавишу клавесина может быть по желанию исполнителя приведено в звучание от одной до четырех струн. В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина. Клавесин , скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. В клавесине бывает один или два мануала (реже три), а звук извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино . Звук концертного клавесина - довольно резкий, но слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные

ноты могли звучать достаточно протяженно. Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.

Клавикорд

Клавесин

Список литературы

Е.Ю.Столова, Э.А.Кельх, Н.Ф.Нестерова «Музыкальная литература»

Л.Михеева «Энциклопедический словарь юного музыканта»

И.А.Браудо «Клавести и клавикорд»

Д.К.Салин «100 великих композиторов»

М.А.Зильберквит «Школьная библиотека. Гайдн»

Ю.А.Кремлев «Й.Гайдн. Очерк жизни и творчества»

Л.Новак «И.Гайдн. Жизнь, творчество, историческое значение»

МБУ ДО ДМШ Лесные поляны

Доклад на тему: Ф. Й. Гайдн

Выполнила: ученица 6 класса по

специальности фортепиано

Александрова Мирослава

Проверила: Елисова Нонна Львовна