Филипп рунге картины. Рунге

Цветовое тело О.Рунге - это глобус, по экватору которого находится 12-тичастный цветовой круг.

Ф.О.Рунге Родной дом Рунге в Вольгасте, ныне - музей.

Родился в многодетной семье корабелов в Западной Померании, находившейся в тот период под управлением Швеции. Его школьным учителем был Людвиг Козегартен. С 1799 при финансовой поддержке брата (впоследствии его трудами были изданы статьи, письма и заметки художника) обучался живописи у Йенса Юэля в академии Копенгагена. В 1801 сблизился в Дрездене с К. Д. Фридрихом и Людвигом Тиком, углубился в мистические трактаты Бёме, на которые обратил его внимание Тик. В 1803 познакомился и подружился с Гёте, с которым разделял интерес к проблематике цвета, - натурфилософские и естественнонаучные поиски обоих, питаясь разными источниками, шли в сходном направлении: Гёте, всегда более чем сдержанно относившийся к романтизму, с неизменным одобрением высказывался о творчестве и теоретизировании Рунге. В 1804 женился и переехал в Гамбург. В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации Цветовая сфера (гётевское Учение о цвете появилось в том же году). Последние годы работал над большим мистико-философским живописным замыслом Четыре времени дня, работа осталась незавершенной. Умер от туберкулёза.

Филипп Отто Рунге (1777-1810 гг.), выдающийся живописец романтической школы, был современником Гёте. Он внес значительный вклад в учение о цвете. Он понимал, что все многообразие цветов нельзя представить в виде цветового круга или полосы спектра и предложил систему расположения цветов, напоминающую внешним видом глобус.

Цветовой шар Рунге.

На линии экватора Рунге нанес чистые цвета цветового круга. На северном полюсе он расположил белый цвет, а на южном - черный. На меридианах (используя градусы долготы) ему удалось представить все цвета, получающиеся при смешении чистых цветов с белым и черным. Внутри шара систематически располагались все замутненные цвета. Рунге впервые в истории увязал расположение цветов в пространстве с их эстетически-художественным использованием.

Схематическое изображение цветового тела Рунге

Как художника его занимал вопрос применения малонасыщенных цветов (с более или менее значительной примесью серого) при изображении цветовой перспективы. Он использовал в своей системе в качестве типичных цветовых рядов так называемые ряды цветов для дальнего плана. Это поперечные линии, которые проходят по продольному разрезу цветового глобуса от чистых цветов на поверхности шара к серым цветам в области ахроматической оси. Размещение цветов в пространстве, предложенное Рунге, впоследствии претерпело ряд усовершенствований, однако основной принцип размещения всего многообразия цветов в трехмерной системе был признан правильным и заимствован всеми его последователями.

Из переписки Рунге с Гёте видно, что их взгляды на воздействие цвета на человека совпадали.

Современник Гёте художник Отто Рунге первым построил цветовое тело. Мне известно, что его теория появилась одновременно с гётевской, что они переписывались и обсуждали целый ряд вопросов. Не могу сказать по какой причине Рунге в основу своей модели включил всё же круг, построенный на синем–красном–желтом. Интересно, что по схеме Рунге, смесь этих трех цветов дает тоже серый. Мой собственный опыт смешивания аналогичен, равно как и образование серого из циана–пурпурного–желтого. А вот черному и белому цветам Рунге отводит совсем иную роль, превращающую плоский цветовой круг в объемный шар.

Модель строится уже не на шести цветах, а на 12-и, т.е. Рунге использует 3 основных цвета, их смеси 1-го порядка и попарные смеси 6-и цветов знакомого нам уже круга, которые образуют новые 6 цветов 2-го порядка. Шар Рунге иногда называют «глобусом».

Если в сферическом теле Рунге цветовой круг – «экватор», то черная и белая точки – два полюса, в направлениях к которым получаются новые оттенки спектральных цветов. Двигаясь к белому полюсу, цвета постепенно осветляются, разбеливаются, теряя свою исходную яркость (левый верхний шар). Приближаясь к черному – сгущаются, затемняются (правый верхний шар).

Нижние рисунки иллюстрируют происходящее в центре шара. Для этого он разрезан по экватору, в результате чего мы снова попадаем в плоский круг. В горизонтальном сечении по экватору пары противоположных (комплиментарных, дополнительных) цветов, устремляясь навстречу друг другу (смешиваясь в разных пропорциях), теряют свою цветовую насыщенность и в центре, при равных долях в смеси, образуют серый. Если распилить шар вертикально, от полюса к полюсу, то полярные цвета (черный и белый), сближаясь (или смешиваясь), дадут в центре тот же серый. Модель тем самым отражает универсальный принцип и может рассматриваться как в достаточной мере целостный закон цветовой гармонии.

Ту же операцию рассечения по экватору можно совершить с помощью компьютерной модели CMY с тем же результатом:

Сечения цветового шара по экватору

На картинке две проекции шара, из которых вырезаны четвертинки. Слева – вид сверху (со стороны белого полюса), справа – вид снизу (со стороны черного), что и зафиксировано в левых полукругах обеих проекций. Правые же полукруги в черных рамках – сечения, "внутренности" шара, где можно увидеть серую "точку" в самом центре и постепенное "угасание" (потеря хроматичности) цвета от экватора к этой сердцевине. Все смеси получены фактически математически, так как в этом процессе полностью использовались возможности компьютерного моделирования цвета.

И в шаре Рунге, и в компьютерной модели спектральные пары, смешиваясь между собой, образуют серый. Надо еще учесть, что в компьютерной модели цвета практически совпадают со спектральными, в отличие от красок, которые использовали и Гёте, и Рунге, и многие другие исследователи цвета. А если это учтено, то –

На мой взгляд, можно сделать два вывода:

Либо компьютерный CMY создавался таким образом, что «по замыслу» смеси основных цветов складываются в серый, а не в черный. Тогда, правда, не понятно, зачем повсеместно используемая модель должна заведомо противоречить той теории, на которой она и построена?

Либо черный из трёх основных цветов вовсе не может быть получен, а теория все-таки вновь не вполне соответствует практике. И эта версия звучит для меня намного убедительнее.

Филипп Отто (Runge, Philipp Otto) 1777, Ваольгаст, Померания - 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799-1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене (1801-1803). С 1804 работал в Гамбурге. В раннем произведении Рунге Триумф любви (1801, Гамбург, Кунстхалле) обращение к монохромной композиции в виде рельефа с путти, строгая академическая манера рисунка свидетельствуют о влиянии манеры его учителя профессора копенгагенской Академии Альбигора. Как и в рисунках Альбигора, сюжет трактуется молодым художником глубоко эмоционально. Под воздействием Альбигора, знатока античного искусства, бывавшего в Италии, сформируется интерес художника к классическому наследию. В 1800 Рунге знакомится с копиями рисунков Дж. Флаксмена к произведениям Гомера и Эсхила, которые прислал ему в Копенгаген из Германии брат Даниэль, читает о них статью А. В. Шлегеля в журнале Атенеум (1799). Влияние линейного рисунка Флаксмена, а также иллюстраций Корнелиуса к Фаусту Гёте (1808) ощутимо в исполненных Рунге иллюстрациях к Илиаде Гомера и произведениям на темы песен Оссиана. Однако художник создает свой стиль рисунка пером и кистью, в котором значительная роль отведена эффектам светотени. Рисунки Рунге отразили предромантические настроения рубежа XVIII-XIX вв. Значительное место в творчестве Рунге занимал портрет. В портрете Мы втроем (1805) и двух автопортретах художника (1805, 1806, все - Гамбург, Кунстхалле) выражена концепция романтического портрета. Он изображает себя в момент различных душевных движений - глубокой взволнованности или меланхолии, погруженным в мир мыслей, как бы наедине с собой. Собственно автопортретом с братом Даниэлем и женой Полиной является и портрет Мы втроем, где ощущение меланхолической гармонии общего настроения портретируемых усиливается поэтическим горным пейзажем, на фоне которого изображены три фигуры. Как художник-романтик, Рунге часто избирает и форму парного портрета (Мои родители, 1806, Гамбург, Кунстхалле), позволяющую передавать мир человеческих чувств в сопоставлении характеров, темпераментов, настроений. Портреты художника с изображением детей (Дети семьи Хюльзенбек, 1805-1806; Портрет сына, Отто Сигизмунда Рунге, 1805, оба - Гамбург, Кунстхалле) непосредственностью образов, конкретностью воспроизведения натуры и пейзажного фона предвосхищают работы немецких мастеров раннего реализма - бидермайера. Для немецких церквей были созданы художником полотна Отдых на пути в Египет (1805-1806) и Христос, идущий по водам (1806-1807, оба - Гамбург, Кунстхалле). В плавном абрисе фигур, скрупулезном воспроизведении деталей яркого пейзажного фона с фантастическими растениями, сдержанном, но глубоком внутреннем настрое персонажей ощущается влияние искусства мастеров Северного Возрождения, изучение произведений Дюрера. В поздние годы художник под влиянием учения немецкого мистика Я. Бёме увлекается символикой цвета, проблемой связи цветовой и музыкальной гармонии. Эти идеи Рунге выразил в трактате Цветовой круг. Полотна задуманного в 1807 четырехчастного цикла (Утро, Полдень, Вечер, Ночь) должны были демонстрироваться под музыку и чтение стихов. Художник предполагал выразить в них волновавшую романтиков идею непрерывного движения в жизни природы и человека, гармонию их сосуществования. В созданном Рунге полотне цикла (Утро, 1808, малый вариант; Утро, 1808-1809, большой вариант, оба - Гамбург, Кунстхалле) голубые, белые и розовые цвета спектра символизируют пробуждение природы. Парящие женские фигуры в окружении путти и весенних цветов создают иллюзию танцевальных движений под музыкальное сопровождение. Этой же романтической теме посвящены и многие рисунки художника (Гамбург, Кунстхалле). Творчество Рунге как крупнейшего художника-романтика оказало значительное влияние на последующее развитие немецкого и европейского искусства XIX в.

Лит.: Einem H. Philipp Otto Runge. Das Bildnis der Eltern. Stuttgart, 1957; Fraeger I. Philipp Otto Runge und sein Werk. Munchen, 1975; Jensen J. Ch. Philipp Otto Runge. Leben und Werk. Koln, 1977; Betthausen P. Philipp Otto Runge. Leipzig, 1980.

  • - одношаговый метод численного решения задачи Коши для системы обыкновенных дифференциальных уравнений вида Основная идея Р.- К. м. была предложена К. Рунге и развита затем В. Кутта и др....

    Математическая энциклопедия

  • - область Рунге первого рода,- область G в пространстве комплексных переменных, обладающая тем свойством, что для любой голоморфной в Gфункции f существует последовательность многочленов сходящаяся в G к f...

    Математическая энциклопедия

  • - , немецкий живописец, график и теоретик искусства. Один из основоположников романтизма в немецкой живописи. Учился в АХ в Копенгагене и Дрездене...

    Художественная энциклопедия

  • - Филипп Отто 1777, Ваольгаст, Померания - 1810, Гамбург. Немецкий живописец, рисовальщик. Учился в 1799-1801 в копенгагенской Академии художеств у Н. Альбигора, затем в Дрездене. С 1804 работал в Гамбурге...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - в нем. труппе Мире, в СПб. 1799-1800...
  • - арт. оперы и камерная певица. Пению обучалась в Петербурге у З. Греннинг-Вильде. В 1892- 1901 солистка петерб. Мариинского т-ра. Позднее выступала в частных оперных антрепризах. 1-я исп. партий: Бригитты, Тани...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Академик РАЕН; родился 24 июня 1937 г. в Московской области...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - скульптор, работал в Зимнем дворце в 1838 г....

    Большая биографическая энциклопедия

Перевод с немецкого Сергея Аверинцева

Были дни мои унылы,
В безнадежной думе дух коснел,
У души не оставалось силы,
И никто расслышать не хотел,
Как темно и томно сердце трепетало,
Как оно в тоске последней застывало,
Как, удручено,
Чуяло оно
Для всего живого нестерпимый зрак:
Морок преисподней, тлен, распад и мрак.
Но выстояла воля; в самой бездне бед
На боль мою пролился благодатный свет.

В час, когда надежд крушенье
Стынущую леденило кровь,
Милый образ был мне в утешенье;
Нелюбим, я все хранил любовь, –
Вплоть до той поры, когда в душе унылой
В мутный, мертвый хаос канул образ милый
И недужный дух
Стал и.нем и глух;
Бездонный зев разверзся; пустота окрест:
В крови моей – ни искры, нет для ока звезд.
И сколько сердце свет и небо ни молило,
Участия себе оно не находило!

Точка роста, завязь всех цветений,
Огнь чистейший, радость бытия!
Приоткрыта для предвосхищений,
Будущность являлась мне моя.
Но живое пламя очага остыло,
Холодеет пепел, все окрест немило,
И. разверстый зев
Пустоты узрев,
Я спросил себя: на то ли я рожден,
На такой ли жребий в свете осужден?

Боже, нет мне мира, нет мне утоленья;
Сократи же сроки моего томленья!
Или вправду я оставлен богом,
Я, роптать дерзавший и пенять,
Не возмогший в приговоре строгом
Благо непостижное принять?
Не сумел святить я каждый миг блаженства1
Не затем ли отнят образ совершенства,
Милый образ мой
Больше не со мной?
Отними же с ним сужденное мне время,
Вечность отними; душе несносно бремя.
Словом ты меня из хаоса воззвал,
Все ты дал, и все, и все ты взял!

Нет! Любовь без меры и предела,
Боже, вправду ль мой услышан стон?
Вправду ль слепота моя прозрела:
Все отдав, я встану ль исцелен?
То, о чем молил я, мне ль дано изведать?
Милости твои, Благой, хочу поведать.
Дал ты духу свет,
Дал ты оку цвет!
В злые дни, когда стесняла ум тоска,
Темен стал ему прозрачный смысл цветка,
Но теперь я вижу: преломляясь в краске,
Явлен луч и вещи в божьей тонут ласке.

Чернота ли сердце омрачала
И страшила, как виденье зла?
Предо мной возлюбленная стала,
И душа в очах ее жила.
В час, когда небесный луч мне открывался,
С полнотой земного дух мой сочетался.
Всё едино: дар
Горний, дольний жар.
Тот, кому неведом высшей жизни свет,
Для того и в этой жизни смысла нет.
Темны твои очи: почерпая влагу
Кладезей, впиваю силу и отвагу.

Мир, лучами тайными живимый,
Весь в цвету передо мной лежит.
Вижу взор огнистый, взор любимый,
И нежнейший жар твоих ланит,
Кровь быстрей струится, оживают жилы,
Весь состав телесный вмиг исполнен силы!
Ока твоего
Крепко волшебство;
Руку ли пожмешь – журчит живой родник,
В тайну вечности воспринят беглый миг.
Так за то, что вере верен был без веры,
Я любовью днесь любим без меры.

Поэзия немецких романтиков / Сост., предисл. и коммент. А. В. Михайлова. – М.: Худож. лит., 1985. – С. 247-249.

Комментарий А. В. Михалова:
«ФИЛИПП ОТТО РУНГЕ
Замечательный северонемецкий художник Филипп Отто Рун-то (1777-1810) родился в городе Вольгасте в Померании, в те времена шведской территории. Его учителем был Г.-Л.-Т. Козегартен, поэт-сентименталист и «оссианист», имевший сильное влияние и на Каспара Давида Фридриха. Знакомство с Тиком оказало впоследствии некоторое воздействие на умонастроение Рунге, однако еще раньше художник, учившийся живописи в Гамбурге и в Копенгагене, настолько проникся романтическими, как бы носившимися в воздухе настроениями и так своеобразно преломил их, что Тик при встрече был поражен его рисунками, стремившимися к графической лаконичности и иероглифичности в передаче самых отвлеченных романтических фантазий. Графический цикл «Времена дня» был разобран Гёрресом во вдохновенной рецензии (1808), ничуть не напоминающей обычные образцы этого жанра; исследования Рунге в области теории цвета были одобрены и высоко оценены Гете, искрение симпатизировавшим Рунге и тепло отзывавшимся о нем. Перед самой смертью скончавшегося от туберкулеза художника ему написал длинное, проникновенное письмо Брентано, которого также занимала проблема графически-скупого и глубокого по смыслу образа, – почти и те же дни художник сам написал письмо Брентано, их письма встретились в пути, однако письмо поэта уже не застало Рунге в живых. Рунге постоянно влекла потребность высказаться и в слове, разъяснить в нем суть своих образов, и он но без успеха проявил себя в литературном творчестве. Одна из его (написанных на нижненемецком диалекте) сказок – «О миндалевом Дереве» - появилась в «Газете для отшельников» Арнима, вместе с другой – «О рыбаке и его жене» - она вошла в состав «Сказок» братьев Гримм. Обе остались в памяти немецких читателей Вторая из сказок – источник пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке». Рунге написал много стихов, но не стремился их печатать. Они вошли в капитальное издание его писем и литературных сочинений, изданных его братом Даниэлем в 1840-1841 годах» (с. 476).

Ф. О. Рунге. Утро (малый вариант). Масло. 1808. (см. приложение 63).В 1800-е годы немецкий романтик Филипп Отто Рунге работал над серией "Времена суток". Сначала, появились рисунки, потом на основе их дважды были изданы четыре гравюры "Утро", "День", "Вечер" и "Ночь". Затем художник намеревался создать по этим мотивам большие живописные панно. Рунге исходил из идеи близости всех искусств, особенно живописи, литературы и музыки. Замысел его легче понять из собственного авторского комментария, так как в изображениях традиционные аллегорические фигуры сочетались с образами, порожденными фантазией художника, и каждый элемент, включая любой цветок или былинку, имел символическое значение. Более того, в живописных панно предполагалось, что и краски будут иметь определенное символическое значение. Программа Рунге свидетельствовала о том, что времена суток понимались им не просто как смена утра и дня, вечера и ночи, но как отражение божественного Универсума, его совершенства, всепроникающей и созидающей силы. Таким образом, картины имели некоторое "иконное" начало, перед ними необходимо было предстоять и молитвенно прислушиваться к таинственным звукам, идущим из высших, небесных сфер.

Основной пласт аллегорий - воскрешаемые образы древних мифов, о которых говорил Винкельман. Там, где появилась одна аллегория, приходится ожидать и другую. Крылатый молодой человек изображен с глазами, завязанными лентой, у ног его рог изобилия. Это - Благосклонность, порождение счастья и красоты. Слово "фавор", то есть благосклонность, по-латыни мужского рода, потому и аллегория эта представлена фигурой отрока. Рог изобилия указывает на богатство, а завязанные глаза -- знак того, что благосклонность может быть и слепой. Молодая нимфа увенчана цветами, крылата, ее розовую колесницу влечет Пегас, в руках ее розы и догорающий факел. Мы видим Аврору - божество начала дня...

Еще сложнее обстоит дело с символами. Мир их намного шире. Это растения, животные, предметы, цветы, буквы и числа. Символичными могут быть складки одежд, поза, выражение лица. Вот несколько примеров. Анемон - цветок грусти и смерти. Его образ появился в легенде об Адонисе, скончавшемся на ложе из анемонов, на лепестках которых сами собой появились красные пятнышки. В сценах распятия Христа - это знак скорби Марии, его матери. Число один -источник других чисел, символ единства. Два - намек на человеческую и божественную природу Христа, указание на женский пол, который делим, то есть воспроизводит потомство.

Символы чаще возникают в те эпохи, когда получает распространение представление о двоемирии. Так было в романтизме, символизме. Аллегории появляются в эпохи Возрождения, классицизма. Как бы там ни было - они важнейшая часть нашего культурного наследия. Долгое время в нашем обществе к ним относились пренебрежительно или с подозрением. Казалось, что они противоречат необходимости реалистического отражения действительности, уводят сознание в чуждые нам миры. На самом деле и символы, и аллегории - иной путь и иной уровень осмысления действительности, и мастера самых разных эпох охотно к ним обращались.

немецкий художник-романтик, крупнейший - вместе с Каспаром Давидом Фридрихом - представитель романтизма в немецком изобразительном искусстве

Биография

Родился в многодетной семье корабелов в Западной Померании, находившейся в тот период под управлением Швеции . Его школьным учителем был Людвиг Козегартен . С 1799 при финансовой поддержке брата (впоследствии его трудами были изданы статьи, письма и заметки художника) обучался живописи у Йенса Юэля в академии Копенгагена . В 1801 сблизился в Дрездене с К. Д. Фридрихом и Людвигом Тиком, углубился в мистические трактаты Бёме, на которые обратил его внимание Тик. В 1803 познакомился и подружился с Гёте, с которым разделял интерес к проблематике цвета, - натурфилософские и естественнонаучные поиски обоих, питаясь разными источниками, шли в сходном направлении: Гёте, всегда более чем сдержанно относившийся к романтизму, с неизменным одобрением высказывался о творчестве и теоретизировании Рунге. В 1804 женился и переехал в Гамбург . В 1810 опубликовал трактат о цветоделении и цветовой классификации Цветовая сфера (гётевское Учение о цвете появилось в том же году). Последние годы работал над большим мистико-философским живописным замыслом Четыре времени дня, работа осталась незавершенной. Умер от туберкулёза.

Творчество

  • Triumph des Amor (1800)
  • Die Heimkehr der S?hne (1800)
  • Die Zeiten (1803)
  • Die Lehrstunde der Nachtigall (1803)
  • Die Mutter und Kind an der Quelle (1804)
  • Pauline im gr?nen Kleid (1804)
  • Wir drei (1805)
  • Die Ruhe auf der Flucht (1805-1806)
  • Die H?lsenbeckschen Kinder (1805-1806)
  • Der kleine Morgen (1808)
  • Der gro?e Morgen (1808)
  • Arions Meerfahrt (1809)

Помимо портретной и визионерской живописи, книжных иллюстраций к произведениям Л.Тика (1803), выступал как поэт и прозаик, обрабатывал народные сказки (две из этих обработок вошли в Сказки братьев Гримм). Большой историко-культурный интерес представляют письма Рунге к брату Даниэлю, Гёте, Тику, Клеменсу Брентано и другим адресатам.

Посмертная судьба

Большая часть наследия Рунге была уничтожена при пожаре