Ф лист жизненный и творческий путь. Биография ференца листа

Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.

Среди литературных работ - книга о Шопене , книга о музыке венгерских цыган , а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лучшее из Ференца Листа

    ✪ Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2

    ✪ Ференц Лист – Грезы любви

    ✪ Ferents (Franz) Liszt in Russia - Ференц Лист - Absolute pitch

    ✪ ФЕРЕНЦ ЛИСТ - Венгерская рапсодия №2, S. 244/2. (Franz Liszt)

    Субтитры

Биография

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городке Доборьян (австрийское название Райдинг), комитат Шопрон (ныне - австрийская земля Бургенланд) и был единственным ребёнком в семье.

Родители

Его отец, Георг Адам Лист (1776-1826) служил чиновником в администрации князя Эстерхази . Князья Эстерхази поощряли искусство. До 14 лет Адам играл на виолончели в оркестре князя, руководимом Йозефом Гайдном . После окончания католической гимназии в Прессбурге (ныне Братислава) Адам Лист поступил послушником во францисканский орден , но спустя два года решил из него уйти. По некоторым сведениям, он на всю жизнь сохранил дружбу с одним из францисканцев, что, как предполагают некоторые исследователи, вдохновило его назвать сына Францем, а сам Лист, также поддерживая связи с францисканцами, в поздние годы жизни вступил в орден. Адам Лист сочинял, посвящая свои произведения Эстерхази. В 1805 году он добился своего назначения в Айзенштадт , где располагалась резиденция князей. Там в 1805-1809 годах в свободное от основной работы время он продолжил играть в оркестре, имея возможность работать со многими приезжавшими туда музыкантами, включая Керубини и Бетховена . В 1809 году Адам был отослан в Райдинг. В доме у него висел портрет Бетховена, который был кумиром отца и впоследствии стал кумиром сына.

Мать Ференца Листа, Анна-Мария, урождённая Лаггер (1788-1866), дочь пекаря из Кремса-на-Дунае . Осиротев в 9 лет, она была вынуждена переехать в Вену, где была горничной, а в 20 лет переехала в Маттерсбург к брату. В 1810 году Адам Лист, приехав в Маттерсбург навестить отца, познакомился с ней, а в январе 1811 года они поженились.

В октябре 1811 года родился сын, ставший их единственным ребёнком. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. В русскоязычных источниках чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист - игре на органе. После трёхлетних занятий Ференц в возрасте восьми лет впервые выступил в публичном концерте. Отец возил его в дома знатных вельмож, где мальчик играл на рояле, и сумел вызвать среди них благожелательное отношение. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везёт его в Вену.

С 1821 года Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни , который согласился учить мальчика безвозмездно. Великому педагогу мальчик поначалу не понравился, так как был слаб физически. Школа Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист, также безвозмездно, занимался у Антонио Сальери , который 25 августа 1822 года писал Николаю (Миклошу) Эстерхази: «После того как я случайно услышал мальчика Франческо Листа, прелюдирующего и играющего с листа на фортепиано, я был так поражён, что мне казалось, будто всё это я вижу во сне» . Выступая на концертах, Лист произвёл сенсацию среди венской публики. Во время одного из них Бетховен после блестящей импровизации Ференца в каденции одного из своих концертов поцеловал его. Лист об этом вспоминал всю жизнь.

Париж

Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы» , сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки» . В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время достигла пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включал множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта , органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 году были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне , он же внёс недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору.

Однако через некоторое время Лист разочаровался в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекратилась.

В это время Лист познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн , женой Николая Петровича Витгенштейна (1812-1864). В 1847 году они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм . Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и папа римский.

Веймар

В Веймар к Листу приезжали молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки. Совместно с Каролиной Лист писал статьи, эссе. Начал книгу о Шопене.

К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х годов был создан Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам» (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточённые конфликты.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно растаяла, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умер сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усилились мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решили ехать в Рим замаливать грехи.

Поздние годы

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселились в Рим, но жили в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал церковнослужителем, и в 1865 году он принял малый постриг в аколиты . Творческие интересы Листа лежали теперь преимущественно в области духовной музыки : это оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse ). Кроме того, появился третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.

В 1866 году Лист ездил в Веймар , начался так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжали молодые музыканты - среди них Григ , Бородин, Зилоти.

В 1875 году деятельность Листа сосредоточилась преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподавал, среди его учеников - Эмиль фон Зауэр , Александр Зилоти , Карл Таузиг , д’Альбер, Мориц Розенталь , Софи Ментер и многие другие. Написал «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» (о фигурах венгерского освободительного движения).

Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын - известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте . На одном из фестивалей в 1886 году Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление лёгких . Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отёков ног он передвигался лишь с посторонней помощью.

19 июля 1886 года состоялся его последний концерт. Умер Лист 31 июля того же года в гостинице на руках камердинера.

Факты

Память

  • Имя было присвоено Национальной венгерской музыкальной академии (Будапешт).
  • Имя Ференца Листа носит Международный аэропорт Будапешта - главная воздушная гавань Венгрии.

Произведения

Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina commedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851-1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклор­ные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий.

Жанр инструментальной рапсодии является своего рода «новацией» Листа.

Рапсодии создавались в следующие года: № 1 - около 1851 года, № 2 -1847 год, № 3-15 - около 1853-го, № 16 - 1882 год, № 17-19-1885 год.

Список сочинений

Фортепианные произведения

  • Этюды высшего исполнительского мастерства / Трансцендентные этюды (1-я редакция - 1826,2-я 1836,3-я 1851)
  1. C-dur (Preludio / Прелюдия)
  2. a-moll (Fusées)
  3. F-dur (Paysage / Пейзаж)
  4. d-moll (Mazeppa / Мазепа)
  5. B-dur (Feux follets / Блуждающие огни)
  6. g-moll (Vision / Видение)
  7. Es-dur (Eroica)
  8. c-moll (Wilde Jagd / Дикая охота)
  9. As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
  10. f-moll (Appassionata)
  11. Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
  12. b-moll (Chasse-neige / Метель)
  • Этюды по каприсам Паганини S.141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen - (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини - Grandes Etudes de Paganini, 1851):
    1. Tremolo g-moll;
    2. Octaves Es-dur;
    3. La campanella gis-moll;
    4. Arpeggio E-dur;
    5. La Chasse E-dur;
    6. Theme et variations a-moll.
  • 3 концертных этюда (около 1848)
  • 2 концертных этюда (около 1862)
  • «Альбом путешественника» (1835-1836)
  • «Годы странствий»
    • 1-й год - Швейцария S.160 (9 пьес, 1835-1854) / Annees de pelerinage - Premiere annee - Suisse
      • I. La chapelle de Guillaume Tell / Часовня Вильгельма Телля
      • II. Au lac de Wallenstadt / На Валленштадском озере
      • III. Pastorale / Пастораль
      • IV. Au bord d’une source / У родника
      • V. Orage / Гроза
      • VI. Vallee d’Obermann / Долина Обермана
      • VII. Eclogue / Эклога
      • VIII. Le mal du pays / Тоска по родине
      • IX. Les cloches de Geneve / Женевские колокола
    • 2-й год - Италия S.161 (7 пьес, 1838-1849), в т. ч. "Фан­тазия-соната по прочтении Данте" (Apres une lecture du Dan­te, 1837-1839), доб. - «Венеция и Неаполь», 3 пьесы, 1859 / Annees de pelerinage - Deuxieme annee - Italie, S.161
      • I. Sposalizio / Обручение
      • II. Il penseroso / Мыслитель
      • III. Canzonetta del Salvator Rosa / Канцонетта Сальватора Розы
      • IV. Sonetto 47 del Petrarca / Сонет Петрарки № 47 (Des-dur)
      • V. Sonetto 104 del Petrarca / Сонет Петрарки № 104 (E-dur)
      • VI. Sonetto 123 del Petrarca / Сонет Петрарки № 123 (As-dur)
      • VII. Apres une lecture du Dante, fantasia quasi una sonata / По прочтении Данте (соната-фантазия)
    • Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162
      • I. Gondoliera / Гондольера
      • II. Canzone / Канцона
      • III. Tarantella / Тарантелла
    • 3-й год S.163 (7 пьес, 1867-1877) / Annees de pelerinage - Troisieme annee
      • I. Angelus. Priere aux anges gardiens / Молитва к ангелу хранителю
      • II. Aux cypres de la Villa d’Este I / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия I
      • III. Aux cypres de la Villa d’Este II / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия II
      • IV. Les jeux d’eau a la Villa d’Este / Фонтаны виллы д’Эсте
      • V. Sunt lacrymae rerum (en mode hongrois) / В венгерском стиле
      • VI. Marche funebre / Похоронный марш
      • VII. Sursum corda / Вознесём сердца́
  • «Поэтические и религиозные гармонии» (1845-1852)
  • «Утешения» (1849)
  • «Венгерские исторические портреты» (1870-1886)
  • 2 легенды S. 175 (1863)
    • I. Saint François d’Assise: La prédication aux oiseaux / Святой Франциск Ассизский, Проповедь птицам
    • II. Saint François de Paule marchant sur les flots / Святой Франциск из Паолы, идущий по волнам
  • 2 баллады (1848-1853)
  • «Мефисто - вальс» (около 1860, сначала - оркестровая редакция)
  • Венгерские рапсодии (1-я редакция - 1840-1847, 2-я - 1847-1885), S 244
  1. cis-moll
  2. cis-moll
  3. B-dur
  4. Es-dur
  5. e-moll («Héroïde-élégiaque»)
  6. Des-dur
  7. d-moll
  8. fis-moll
  9. Es-dur («Пештский карнавал»)
  10. E-dur («Preludio»)
  11. a-moll
  12. cis-moll
  13. a-moll
  14. f-moll
  15. a-moll («Ракоци-марш»)
  16. a-moll («Празднества Мункачи в Будапеште»)
  17. d-moll
  18. fis-moll («Венгерская выставка в Будапеште»)
  19. d-moll (на тему чардаша

Ф. Лист – гравюра 19 века

Ференц (Франц) Лист жил и творил в одном из наиболее сложных для игры и непростом для восприятия, романтизме девятнадцатого века. Это был очередной виток эволюции музыки, который обернулся появлением плеяды знаменитых музыкантов и исторических личностей в музыкальной сфере, таких как Шопен, Рахманинов, Римский-Корсаков, Франц Шуберт и многие другие музыканты тех времен.

В свое время музыка эпохи романтизма стала ответом на начало эпохи Просвещения и научно-технического развития. Люди начинали чувствовать себя значительно свободнее, воображение рисовало самые небывалые и незабываемые картины… Человечество достигло своего Золотого Века, хотя еще и не совсем это осознавало.

Чтобы вам было проще понимать, в какое время жил и творил Ференц Лист, стоит упомянуть и даже подчеркнуть, что только-только начиналось развитие феномена объединения с природой, люди (да-да, это начало происходить именно в этот период) стали устраивать пикники, заниматься альпинизмом и прокладывать новые маршруты для путешествий. В немалой степени развитию этой точки зрения по отношению к окружающему миру стало появление транспортных средств, таких как паровоз, пароход и многих других.

Человек еще не совсем понял, что ему со всем этим делать, вот и впал в излишний романтизм, который обернулся классицизмом в живописи, культом чувств и естественного в поэзии (все тот же Пушкин) и в музыке (как у героя нашего сегодняшнего повествования).

Молодые годы

Родился Ференц Лист в Венгрии 22 октября 1811-го года. Он был единственным ребенком в семье. Его отец, Георг Адам Лист, служил в администрации князя Эстерхази. Эстерхази – это были крупнейшие землевладельцы Венгрии, они быстро обогатились и считались ровней прочим европейским монархам.

Но вернемся к родителям знаменитого пианиста и композитора. До 14 лет отец будущей знаменитости играл в оркестре князя. Он был виолончелист. Потом молодой Адам решил стать послушником францисканского ордена, но через два года передумал и вышел из этого ордена, хотя и продолжал испытывать к нему теплые чувства и в честь него назвал своего сына Францем.

Сам Франц (Ференц) Лист тоже всю жизнь поддерживал связь с францисканцами, а в конце своего жизненного пути стал одним из них. Но вернемся к отцу композитора. Тот тоже активно писал музыку, посвящая ее венгерским монархам. Так он добился выгодного назначения, а в свободное от работы время продолжил играть в оркестре. Он играл со многими приезжими музыкантами, а среди них были и такие знаменитости, как Керубини и . Последний стал кумиром Адама, а потом и его сына, Франца.

Мать Франца была дочерью пекаря, в детстве работала горничной, так как очень рано осиротела (в девять лет), а в двадцатилетнем возрасте переехала в Маттерсбург к своему брату. Там она и познакомилась с Адамом, который как раз посещал своего отца. Спустя недолгое время после своего знакомства они решили пожениться.

Спустя десять месяцев после свадьбы у них родился сын, которого они нарекли Францем. Странно, что чаще всего используется его венгерская версия Ференц. А странно потому, что сам Лист слабо владел своим родным, казалось бы, языком.

Адам с самых ранних лет стал усердно учить своего сынишку музыке. Кроме того, ребенок пел в церковном хоре, а еще брал уроки у местного органиста.

Проучившись в течение трех лет, Франц, а ему тогда было восемь, дал свой первый публичный концерт. После этого события отец возил ребенка к знатным вельможам, у которых тот играл на рояле. Те относились к малышу весьма благожелательно, но Адам понимал, что Францу следует продолжать учиться. И они отправились в Вену.

И вот, начиная с 1821-го года, Франц Лист начинает учиться у знаменитого , который развил его универсальность в фортепианном искусстве. Теорию он изучал у Антонио Сальери, после чего стал приводить венских слушателей в восторг. Даже Бетховен остался в великом удовлетворении от игры Листа.

Годы в Париже

В 1823-м году молодой Франц переезжает в Париж. Он собирался учиться в Парижской консерватории, но его туда не приняли, так как Франц был не французского происхождения. Материальное положение отца и сына становилось все более сложным, но, несмотря на такие очевидно мешающие обстоятельства, они решили остаться в Париже.

С Францом иногда занимались педагоги из Парижской консерватории, но больше никто его не учил игре на пианино. Последним его учителем стал Карл Черни.

Францу было примерно четырнадцать лет, когда он стал сочинять этюды. Он даже написал оперу «Дон Санчо, или Замок любви», которая была поставлена в 1825-м году.

1827-й год. Умер Адам Лист. Франц очень тяжело переживал это происшествие. Он почти три года оставался в подавленном состоянии. К тому же ему надоела роль иностранной диковинки, какой он считался в местных светских салонах.

И Франц настолько плотно завязал тогда с мирской жизнью, что был опубликован его некролог. Естественно, что тот не умирал, но некролог напечатан и опубликован уже был, и вокруг Листа стала нарастать мистическая атмосфера.

В обществе он стал появляться лишь в 1830-м году. Как раз произошла Июньская революция, шум, гам и призывы к справедливости увлекли юношу. И он решил написать «Революционную симфонию».

С ним стали общаться такие известные музыканты, как Паганини, Берлиоз (он только что написал свою «Фантастическую симфонию») и прочие. Вот первый и раззадорил Листа своим совершенством техники. Франц решил оттачивать свое мастерство игры на пианино.

Поэтому он на некоторое время опять ушел в тень, перестал выступать с концертами и переложил каприсы Паганини для фортепиано. Вот с этого момента и начался его блистательный опыт в переложении музыки.

В 1835-м году он решает разнообразить свою деятельность и начинает публиковать свои статьи, а также преподавать музыку. Познакомился он и с Мари д’Агу, которая была подругой его знакомой Жорж Санд. Мари публиковала свои произведения под псевдонимом Даниель Стерн, Лист писал статьи и музыку. В конце концов они влюбились друг в друга, и молодую барышню не останавливало даже ее замужество. В итоге в 1835-м году она бросила своего мужа, и они вместе с Листом уехали в Швейцарию.

Странствия

Следующий период жизни Листа длился ни много ни мало, а целых тринадцать лет, с 1835-го по 1849-й годы. Тогда же он создал и свой знаменитый сборник пьес, который назвал «Годы странствий».

Так они и жили с Мари в Женеве, время он времени переезжая в какое-нибудь живописное селение. Лист стал преподавать в Женевской консерватории, делал наброски для своего сборника пьес и время он времени гастролировал с концертами. Но Париж увлекся другой музыкальной диковинкой, Тальбергом, и на Листа уже мало обращали внимания.

Вместе с Мари он продолжал публиковать статьи, среди которых была и «О роли искусства и положении художника в современном обществе». Они продолжали жить активной европейской жизнью, да и к ним регулярно приезжали друзья из Парижа, например, все та же Жорж Санд.

1837-й год. У Мари и Франца уже был ребенок, и они решают переехать в Италию. Там они посещают Рим, Неаполь, Венецию и Флоренцию, а Франц активно пишет очерки о музыкальной жизни в этих городах. Он их оформляет в виде письма и публикует в Париже, адресуя Жорж Санд. Та отвечала ему в том же духе, публикуя свои ответы в тех же журналах.

Там же, в Италии, Франц впервые в истории дает сольный концерт без какого бы то ни было участия музыкантов, кроме его самого. Так концертные выступления окончательно отделились от салонных.

В это время Лист переложил много симфоний Бетховена, которые играл на фортепиано.

Франц хотел побывать в Венгрии, но Мари была категорически против этой поездки, и поэтому, когда в Венгрии случилось наводнение, а Франц посчитал своим долгом помочь свои соотечественникам, то он порвал со своей возлюбленной, и сам уехал в Венгрию.

Что Венгрия, что Австрия – эти страны приняли Листа просто превосходно. Он к тому времени был уже знаменитостью, и его встречали с триумфом. После одного из концертов пианиста в Вене к нему подошел Тальберг и перед всеми признал превосходство Листа.

В Венгрии Лист стал воплощением патриотического подъема нации, а заодно и национальной гордостью. На его концерты дворяне приходили в национальных костюмах и приносили подарки. Все средства, вырученные от концертов, Лист отдавал пострадавшим от наводнения.

Между 1842-м и 1848-м годами был пик деятельности Листа, он объехал всю Европу, в том числе и Россию, Турцию. Он понравился не всем русским композиторам (например, его никак не хотел признавать), но с некоторыми из них он завязал переписку. Например, с композиторами из «Могучей кучки». Он перекладывал произведения некоторых русских композиторов для фортепиано, а потом издавал их в виде сборников.

В этот период своей жизни Лист прежде всего ставил на первое место просветительскую деятельность. Он играл как фортепианные композиции великих композиторов, так и их симфонии в собственном переложении для фортепиано.

Каролина так и нестала законной супругой, но позже заставила Листа принять постриг и стать священнослужителем

Примерно в это же время он познакомился с Каролиной. Та была замужем за русским генералом, но когда это вообще его останавливало? В 1847-м году они добились ее развода и стали добиваться своего собственного венчания.

И в 1848-м году пара обосновалась в Веймаре. Там Лист мог всецело осуществлять руководство над музыкальной жизнью города, и он просто не мог этим не воспользоваться.

Франц вплотную занялся репертуаром местного оперного театра. В концертной деятельности и ее эффективности он напрочь разочаровался, а потому решил попробовать себя в качестве постановщика. Он вписал в репертуар произведения классиков, вроде Моцарта и Глюка, а также более современных авторов.

Но зрителям репертуар не нравился, и как группа, так и сами зрители стали регулярно жаловаться. Поэтому главным итогом веймарского периода все-таки следует считать напряженную композиторскую работу Листа. Он наконец-то смог привести в порядок свои записи, переработал многие из своих сочинений и опубликовал знаменитые «Года странствий». Как и с Мари, Франц писал с Каролиной различные эссе и статьи. Кроме того, именно в это время он стал давать свои знаменитые бесплатные уроки музыки, на которые приезжали музыканты со всей Европы.

Он вплотную сблизился с Вагнером, разделяя его убеждения. Вместе они в пятидесятых годах девятнадцатого века создали союз немецких музыкантов, к которому также принадлежал Шуман, Мендельсон и Брамс. Впрочем, это не мешало композиторам конфликтовать между собой в средствах массовой информации, доступных в то время.

Повенчаться с Каролиной Францу так и не удалось. Умер сын Листа, самого Франца окончательно достало непонимание веймарской публикой его просветительских потуг, и они поехали с Каролиной замаливать свои грехи в Рим.

На закате жизни

В шестидесятых годах Франц и Каролина поселились в Риме, но рассчитывать хоть на какое-то подобие супружеской жизни незадачливому композитору уже не приходилось. Мало того, что Каролина настояла на том, чтобы они жили в разных домах, так она еще и заставила его принять постриг и стать священнослужителем.

Отныне Лист писал все больше духовную музыку, в его творчестве все чаще проявлялись философские мотивы. В 1866-м году он возвращается в Веймар, где продолжает давать уроки музыки молодым людям. Дочь Листа стала женой Вагнера.

В 1886-м году Лист сильно простудился на одном из фестивалей. Его здоровье продолжало ухудшаться, и вскоре он умер.

Творческое наследие

Как его воспринимать, решать даже не нам, а истории. Лист стал воплощением эпохи романтизма, музыканта, который максимально подробно описывал внутренний мир человека. Он воплотил в себе все, к чему стремился концертный пианизм. Его технические возможности игры на пианино были попросту безграничны. И по сей день виртуозность его игры и его произведений остаются маяком для прочих пианистов. Как для тех, кто лишь начинает свой творческий путь, так и для тех, кто уже познал вкус искусства.

Но стоит отметить, что активно гастролировал и выступал Лист лишь в эпоху своей молодости. Например, его турне с тенором Джованнии Батистом Рубини 1843-го года вошло в историю, а уже в 1848-м он перестал так активно выступать, лишь изредка радуя слушателей своей непревзойденной техникой.

Изобретатель в музыке

Лист любил экспериментировать со смешениями музыкальных стилистик

Сейчас такие музыкальные жанры, как рапсодия и симфоническая поэма кажутся классическими, но в свое время они были диковинной новинкой, которую открыл Ференц Лист. Также он развил тему одночастно-циклической формы, над которой начинали работать Шуман и Шопен.

Кроме того, Лист любил экспериментировать со смешениями музыкальных стилистик. В 1850-году он уже на полном серьезе утверждал, что время чистых искусств осталось в прошлом, что стало причиной появления музыкальных произведений, тесно связанных со знаменитыми образцами живописи.

Так, Лист по картине Рафаэлло написал «Обручение», а по скульптуре Микеланджело – «Мыслитель». Как и множество других программных произведений.

Кстати, стоит немного рассказать о том, что же такое программная музыка. Строго говоря, программная музыка – это чисто инструментальное произведение, без вокального сопровождения. Вместо голоса певца оно сопровождается пояснительным трактатом, в котором словесно передается основной замысел мелодии. Своим пристрастием к подобному жанру искусства был известен Генрих Игнац Франц фон Бибер, ну и Ференц Лист тоже, хотя и в меньшей степени.

Он верил в просветительную силу искусства, как и в то, что музыка действительно может изменить человечество.

Кроме того, Ференц вел педагогическую деятельность, давал открытые уроки, никогда не беря за них денег. К нему же съезжались пианисты со всей Европы.

Также он написал несколько книг, среди которых была и книга о Шопене, а также книга о музыке венгерских цыган и огромное число публицистических статей.

Но в конце концов, Лист, хоть и продолжал творить, но был безнадежно разочарован плодами своего творчества. Каким бы он великим музыкантом ни был, своей цели он все-таки не достиг. Хотя изменить мир ему удалось.

В плеяде имен великих деятелей музыкального искусства XIX века особое место занимает имя Ференца Листа. Его уникальный талант проявился еще в раннем детстве, был вовремя замечен и поддержан заботливыми родителями, благодаря чему мир стал богаче на одного композитора, пианиста, критика.

Вся судьба Листа была теснейшим образом связана с музыкой, буквально каждый шаг его жизни неотделим от творчества. Он не просто воспроизводил великие музыкальные шедевры, но и выступил новатором в деле их адаптации для любимого им фортепиано. Ференц Лист создавал и собственные произведения, абсолютно неповторимые и узнаваемые с первых нот, заставляющие душу замирать и трепетать, поддаваясь настроению автора, навсегда запечатленному в его композициях. Выходец из небольшого венгерского селения, он покорил всю Европу своим талантом и харизмой, его выступления сопровождались неизменными аншлагами.

Краткую биографию Ференца Листа и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Листа

Ференц Лист был единственным сыном в семье Анны-Марии и Георга Адама Листа, смотрителя за овечьим стадом, служившего в поместье князя Эстерхази. Ребенок, которому суждено было стать великим музыкантом, появился на свет 22 октября 1811 года. Должность Адама была довольно респектабельной по тем временам, ведь именно поголовье овец было главным показателем богатства. Но круг его интересов отнюдь не ограничивался загонами и пастбищами. Благодаря тому, что князь благоволил любым видам искусства, Адам приобщился к музыке, играя на виолончели в его оркестре.


Отец очень рано начал приобщать Ференца к музыкальным занятиям, что находило живой отклик в душе мальчика. Помимо собственных занятий, Адам устроил сыну обучение игре на органе и церковному пению. Он делал большие успехи, а отец вскоре озадачился вопросом публичных выступлений. Ему удалось организовать и это: 8-летний Ференц начал давать небольшие концерты в домах знатных вельмож, мгновенно завоевывая сердца слушателей. Именно тогда появилось утверждение, что мир вскоре получит нового Моцарта .

Отец принял решение круто изменить жизнь семьи для того, чтобы дать Ференцу шанс получить хорошее музыкальное образование, и в 1821 году перевез жену и сына в столицу Австрии. Талант и увлеченность своим делом помогали Листу покорять не только зрителей-обывателей, но и уже состоявшихся мэтров музыкального искусства. Его взялись обучать абсолютно бесплатно Карл Черни и Антонио Сальери. Выступления Ференца становились яркими событиями, после одного из которых мальчика поцеловал сам Бетховен . Такое признание подарило Листу еще большую уверенность в себе и вдохновило на покорение новых вершин. В 1823 году он предпринял попытку поступить в консерваторию в Париже. У Ференца были все шансы, но препятствием стало его происхождение - на обучение принимали исключительно французов.


Неудача не сломила самого Листа и его родных - они остались в Париже, а Ференц стал зарабатывать своим творчеством и выступлениями. Успех сопутствовал начинающему музыканту, его поклонниками становились лучшие представители высшего света. Ференц был удостоен чести играть для членов французской королевской семьи, что еще больше укрепило славу удивительного ребенка, одаренного невероятным талантом.

Неожиданная смерть отца подкосила Ференца, и несколько лет он провел в состоянии подавленного одиночества, перестал появляться в свете и почти не выступал. Но в 1830 году революционные события заставили Листа очнуться и продолжить концертную деятельность. В это период в его окружении появляются личности, чьи имена до сих пор символизируют цвет культуры того времени: Жорж Санд, Гюго, Делакруа, Бальзак. Особое влияние на становление Листа-композитора оказали Берлиоз, Шопен, Паганини. Сферу его интересов дополняют литература и театр. Ференц живет активной и яркой жизнью, подтверждая, что талантливый человек талантлив во всем. Но самая большая часть его души принадлежит исключительно музыке, именно к ней он неизменно обращался, даже уделяя время другим видам искусства.

Путешествие по Европе


Далее в жизни Ференца наступил один из самых интересных периодов: он на несколько лет оставил Францию и посетил почти все европейские страны. В 1835 году он занялся преподавательской деятельностью в консерватории в Женеве, параллельно писал статьи для публицистических изданий, работал над сборником музыкальных произведений «Годы странствий ». Лист несколько раз приезжал в Париж, но его выступления там уже не имели той популярности, как раньше: публика находила новых кумиров. Однако его имя уже стало довольно известным, чтобы обеспечить безбедное существование даже за границей.

Из биографии Листа мы узнаём, что в 1837 году путешествие композитора приводит его в Италию. Здесь он изучает местные мотивы народной музыки в разных регионах, создает о них литературные очерки, которые затем публиковались в парижских изданиях. Он проводит еще несколько успешных выступлений, в том числе и первых в своей карьере сольных.

Несколько раз за свой «европейский» отрезок жизни Ференц Лист приезжал на родину, в Венгрию. Там его встречали с большими почестями, а поклонники гордились своим талантливым соотечественником. Часть средств, полученных от концертов, Лист пустил на создание Венгерской консерватории, чтобы дать шанс выйти в люди таким же одаренным юношам, каким когда-то был он сам. Лист успел посетить не только европейские державы, но и Российскую империю.

В течение десяти лет продолжалось это путешествие, и оно принесло замечательные плоды в виде множества музыкальных и литературных шедевров. В 1848 году Ференц наконец определился, где хочет продолжать жить, и остановился в немецком городе Веймар. Помимо композиторской деятельности, Лист стал принимать учеников, приезжавших в Веймар со всего мира. Здесь же композитором были закончены и приведены в порядок все ранее начатые произведения.

Последние годы

После мистической неудачи в любви, Лист ударился в религию. В 60-е годы он даже перебрался в Рим, где получил сан католического церковнослужителя, стал проводить некоторые службы. На музыкальном творчестве это не могло не отразиться: отныне Лист создавал произведения исключительно духовной тематики.

Согласно биографии Листа в 1875 году он получил предложение стать руководителем Венгерской Высшей школы музыки, вернулся на родину и продолжил преподавать.

В 1886 году Лист празднует свое 75-летие, ведет активную концертную деятельность, но обычная простуда неожиданно валит композитора с ног в буквальном смысле: воспаление легких дало осложнение на сердце, ноги стали отекать, и вскоре он не мог самостоятельно передвигаться. Ференц Лист умер 31 июля 1886 года, дав последний концерт меньше чем за две недели до смерти.



Интересные факты о Ференце Листе

  • Главный девиз, которому Ференц лист следовал на протяжении всей своей жизни, звучал так «Либо хорошо, либо никак».
  • Лист создал свою единственную оперу в 14 лет, и уже тогда произведение имело успех, было тут же поставлено. Партитура была утеряна, но ее обнаружили в 1903 году. Опера называется «Дон Санчо».
  • Взлет карьеры музыканта начался в Вене 1 декабря 1822 года, а в течение жизни Лист стал не просто исполнителем и композитором, но и публицистом, дирижером, педагогом.
  • Руки Ференца были словно созданы для фортепиано - его кисть имела большую растяжку, он мог брать практически две октавы. Это и послужило виртуозной игре пианиста и стало эталоном в мире фортепианной музыки.


  • Лист настолько сильно поддавался эмоциям во время исполнения, что мог в процессе сломать инструмент - не выдерживали струны и молоточки.
  • Манера выступления маэстро была уникальной: Лист любил играть на сцене на нескольких инструментах, переходя к ним по очереди в ходе концерта. Именно такую сцену наблюдали зрители в Петербурге в зале Дворянского собрания.
  • Биография Листа гласит, что во время посещения Англии композитора пригласили сыграть для самой королевы Виктории в ее резиденции. Когда она появилась в ложе, концерт был уже в разгаре. Появление монаршей особы вызвало шум в зале, к тому же она довольно громко переговаривалась с сопровождавшими ее дамами. Тогда Ференц прекратил играть, а на замечание одного из приближенных королевы, ответил, что не хотел мешать Её величеству разговаривать.
  • Виртуозность исполнения Листа поражает до сих пор. К удивлению публики, он мог играть на рояле так, что создавалось впечатление выступления целого оркестра.


  • Имя композитора - венгерский вариант немецкого имени Франц, а при крещении на латыни было записано как Франсискус. В некоторых источниках используется немецкий вариант, хотя общепринятым является именно «Ференц».
  • Бетховен , поцеловавший Листа в детстве, являлся кумиром Ференца задолго до той встречи. Когда мальчика спрашивали, кем он хочет стать, когда вырастет, он указывал на портрет Бетховена и отвечал, что желает быть как он.
  • Будущий король Франции Луи-Филипп, еще будучи герцогом, организовал для Листа выступление в оперном театре в Италии. Во время концерта музыканты из оркестра были настолько зачарованы игрой молодого дарования, что пропустили место, где должны были вступить сами.

  • Творчество Паганини настолько восхищало Листа, что он создал несколько этюдов, имитирующих соревнование между виртуозом-скрипачом и не менее гениальным пианистом. Адаптировав произведения Паганини для фортепиано, Лист назвал их трансцендентными – «выходящими за пределы», «переступающими», из-за невероятной сложности. Их исполнение требует от пианиста истинного таланта, и не каждый способен воспроизвести задуманное великим композитором.

Мистическая история любви Ференца Листа

Первой серьезной любовью Ференца Листа стала Мари д Агу, светская львица, блиставшая в салонах того времени. С ней музыканта познакомила Жорж Санд. Мари, обожавшая современное искусство и писавшая любовные романы, была покорена молодым дарованием. Она сопровождала композитора в его путешествии по Европе, оставив дом и семью. На протяжении нескольких лет совместной жизни у Мари и Ференца родилось трое детей - две девочки и мальчик. Однако Мари не смогла выдержать образа жизни, который вел ее супруг - ей, как и любой матери, хотелось иметь собственный постоянный дом, осесть где-то и перестать переезжать с места на место. В 1841 году она вернулась к матери вместе с детьми.


Несколько лет Ференц был одинок, полностью посвящая себя музыке. Давая концерты в Киеве в 1847 году, он узнает, что некая дама заплатила за билет 100 рублей вместо одного, и желает познакомиться с щедрой незнакомкой. Ею оказывается Каролина Витгенштейн. Супруга почтенного князя была поклонницей творчества Листа, посещала все его концерты, и ее обожание вскоре растопило сердце музыканта. Супруг Каролины не желал давать ей развод, несмотря на то, что вместе они не жили уже много лет. Тогда влюбленные уехали в Европу и стали жить гражданским браком. Они долго не оставляли попыток обвенчаться, обращались даже к самому Папе Римскому, но, к сожалению, всегда натыкались на непробиваемую стену. Когда в венчании им отказал понтифик, Каролина посчитала, что их отношениям противится сам Господь. С того момента они поддерживали общение лишь по переписке, наполненной огромной нежностью и признательностью друг к другу за счастливые годы. В течение их романа Лист создал множество прекрасных произведений, проникнутых романтическими мотивами, которые по сей день находят отклик в сердцах влюбленных.

Творчество и произведения Ференца Листа


В своем творчестве Лист вдохновлялся великими композиторами прошлого и своими знаменитыми современниками. От Бетховена, которому в то время буквально поклонялись, Лист взял драматическую напряженность и героику своих произведений, яркость эмоций и красок – от Берлиоза, а от Паганини – виртуозную сложность и мистический демонизм. Музыку Листа относят к течению романтизма, как и большинство произведений искусства того времени. Вообще, он очень глубоко проникался всеми впечатлениями своей жизни, перенося их в собственные шедевры и манеру исполнения. Везде, где побывал Ференц, он подмечал национальные черты музыки, и впоследствии гармонично использовал их. Французский романтизм привнес в музыку Листа невероятно яркие и противоположные образы. Итальянские оперные шедевры - чувственность и страсть, надрывный вокал. Немецкая школа - глубокие и выразительные средства изображения, необычные формы. Позже Лист проникся и русской музыкальной традицией. При этом общий строй музыкальных произведений Листа характеризуются как национально-венгерский, ведь именно музыкальные впечатления детства стали основой его творчества. В частности, Лист любил наблюдать за плясками и пением местных цыган на родине.

Творческое наследие Ференца Листа огромно и разнообразно. Он создал 300 переложений великих произведений для фортепиано, отличающихся невероятной точностью передачи всех особенностей оригинала. Более 60 шедевров создано Листом для оркестрового исполнения. Также из-под пера Листа вышли целые программы для фортепианных концертов, симфонии, симфонические поэмы. Наиболее известный шедевр Листа - его «Венгерские рапсодии », в основе которых лежат цыганские мотивы, впечатлявшие Ференца в детстве. Цикл создавался с 1847 по 1885 год, а жанр инструментальной рапсодии считается еще одной новацией Листа.

Фильмография


Фигура Ференца Листа часто привлекала внимание кинорежиссеров. В 1970 году вышла лента «Ференц Лист – Грезы любви» режиссера Мартона Келети. Совместная работа СССР и Венгрии пришлась по вкусу любителям классической музыки и почитателям творчества композитора. В фильме раскрывается на вся биография, а лишь небольшой отрезок из жизни Листа, когда он посетил Россию со своей концертной программой. Здесь он встречается гениальным русским композитором М. Глинкой. Кроме того, отдельная сюжетная линия посвящена его встрече с княгиней Каролиной Витгенштейн. Именно ей он и посвящает знаменитые «Грезы любви».

В 1975 году режиссер Кен Рассер представил постмодернистскую сказку о знаменитом композиторе. Ференц Лист предстает неким кумиром публики, настоящей суперзвездой. За ним гоняются толпы поклонниц, а его личная жизнь невероятно насыщенная.

Фильмы в которых звучит музыка Листа


Произведение Фильм
Грезы любви Сериал «Вражда» (2017)
Сериал «Мерли» (2016)
«Профессор Норман Корнетт» (2009)
«Коты» (2001)
Венгерская рапсодия №2 «Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)
Мультфильм «Том и Джерри»
Мультфильм «Багз Банни»
«Блеск» (1996)
«Республика» (2010)
«Мажестик» (2001)
Фаус-симфония «Нодаме Кантабиле» (2010)
«Мейерлинг» (2010)
«Блок» (2009)
«Метаморфозы: за экраном дверь» (1997)
Концерт для фортепиано №1 «Возмущение» (2016)
Утешение №3 «Один день» (2010)
«Время и город» (2008)

Несомненно, без Ференца Листа невозможно представить культурную жизнь Европы XIX века. Но и в современной действительности его произведения остаются интересными и актуальными, находят живой отклик в сердцах людей. А это значит, что не зря одаренный мальчик тянулся к пианино, не зря его отец шагнул однажды в неизвестность, надеясь на единственный шанс вывести сына в люди. Не прошли даром и личные страсти Листа, оставив свой отпечаток романтичности и чувственности в его произведениях. Ференц Лист прожил свою жизнь исключительно для музыки - он слушал ее, он создавал ее, он изучал и описывал ее, а также мастерски обучал других всему этому.

Видео: смотреть фильм о Ференце Листе

Дата рождения: 22 октября 1811
Место рождения: Доборьян (Райдинг)
Страна: Австрия
Дата смерти: 31 июля 1886

Ференц (Франц) Лист (венг. Liszt Ferenc, нем. Franz Liszt) — композитор, пианист, педагог, публицист, дирижёр, один из крупнейших представителей музыкального романтизма.

Ференц Лист родился 22 октября 1811 г. в Венгрии, в местечке Доборьян (австрийское название Райдинг). Он был единственным ребенком в семье. Имя, данное при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. Чаще используется венгерское имя Ференц, хотя сам Лист, слабо владея венгерским, никогда его не использовал.

Участие отца в музыкальном формировании сына было исключительным. Адам Лист рано начал учить сына музыке, сам давал ему уроки. В церкви мальчика учили пению, а местный органист — игре на органе. После трёхлетних занятий Ференц в возрасте восьми лет впервые принял участие в публичном концерте. Понимая, что сыну нужна серьёзная школа, отец везет его в Вену.

С 1821 г. Лист занимался в Вене игрой на фортепиано у Карла Черни. Школа Карла Черни дала Листу универсальность его фортепианного искусства. Теорией Лист занимался у Антонио Сальери.

После Вены Лист едет в Париж (1823 г.). Целью была Парижская консерватория, но Листа туда не приняли, так как принимали только французов. Однако отец решил остаться в Париже, несмотря на сложное материальное положение, из-за которого приходилось постоянно организовывать выступления. Так в раннем возрасте начинается профессиональная деятельность Листа. Занимались с Листом педагоги из той же Парижской консерватории (среди них были такие выдающиеся музыканты, как Фердинандо Паэр и Антонин Рейха), однако никто больше не учил его фортепианной игре. Черни был последним его педагогом по фортепиано.

В этот период Лист начинает сочинять — в основном, репертуар для своих выступлений — этюды . В 14 лет начал оперу "Дон Санчо, или Замок любви", которая даже была поставлена в Grand-Opera (1825 г.).

В 1827 г. умер Адам Лист. Ференц тяжело переживал это событие, около 3 лет был в подавленном состоянии. В свете Лист появился только в 1830 г. Это год Июльской революции. Листа увлекла бурная жизнь вокруг него. Возникает идея "Революционной симфонии", в которой должны были быть использованы революционные песни. Лист вернулся к активной деятельности, с успехом концертирует. Складывается круг близких ему музыкантов: Берлиоз, Паганини. Игра гениального скрипача побудила Листа добиться ещё большего совершенства в исполнении. На некоторое время он отказался от концертирования, усиленно работал над техникой и переложил для фортепиано каприсы Паганини, вышедшие под названием шести этюдов. На Листа как на виртуоза имел также громадное влияние Шопен. Среди знакомых Листа также писатели Дюма, Гюго, Мюссе, Жорж Санд.

В 1835 г. выходят статьи Листа о социальном положении артистов во Франции, о Шумане и др. В это же время Лист начал и педагогическую деятельность, которую никогда не оставлял.

В начале 30-х гг. Лист знакомится с графиней Мари д’Агу, подругой Жорж Санд, которая увлекалась современным искусством, имела некоторые литературные способности и печаталась под псевдонимом Анри Стиль. Графиня д’Агу и Лист были в состоянии романтической влюбленности. В 1835 г. графиня ушла от мужа и вместе с Листом уехала в Швейцарию — так начинается следующий период жизни Листа (1835 - 1848 гг.), за которым закрепилось название "Годы странствий" (по названию сборника пьес).

В Швейцарии Лист и Мари д’Агу жили в Женеве и по временам в каком-нибудь живописном селении. Лист делает первые наброски пьес для сборника "Альбом путешественника", который впоследствии стал сборником "Годы странствий", преподает в Женевской консерватории, ездит в Париж с концертами. В это время Лист уже начинает придавать своим концертам просветительскую тематику — играет симфонии (в своём переложении для фортепиано) и концерты Бетховена. Вместе с д’Агу Лист пишет статью "О роли искусства и положении художника в современном обществе".

В 1837 г., уже имея одного ребёнка, Лист и д’Агу едут в Италию. Здесь они посещают Рим, Неаполь, Венецию, Флоренцию — центры искусства и культуры. Из Италии Лист писал очерки о местной музыкальной жизни, которые посылал в Париж для публикации. В Италии Лист впервые в истории сыграл сольный концерт, без участия других музыкантов, это окончательно обособило концертные выступления от салонных. К этому же времени относятся фантазии и парафразы на темы из опер (в том числе из "Лючии" Доницетти), переложения Пасторальной симфонии Бетховена и многих сочинений Берлиоза. Дав несколько концертов в Париже и Вене, Лист возвращается в Италию (1839 г.), где заканчивает переложение симфоний Бетховена на фортепиано.

Лист давно мечтал поехать в Венгрию, однако его подруга Мари д’Агу была против этой поездки. В это же время в Венгрии произошло большое наводнение, и Лист посчитал своим долгом помочь соотечественникам. Таким образом с д’Агу произошёл разрыв, и в Венгрию он уехал один.

Австрия и Венгрия встретили Листа триумфально. В Венгрии Лист стал выразителем патриотического подъема нации. Средства от концертов Лист перевёл в пользу пострадавших от наводнения.

Между 1842 и 1848 гг. Лист несколько раз объехал с концертами всю Европу, в том числе Россию, Испанию, Португалию, был в Турции. Лист интересовался русской музыкой, он издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время Лист активно занимается просветительской деятельностью. В свои концертные программы он включает множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта, органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 г. были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне, он же внес недостающую сумму для установки памятника гениальному композитору.

В это время Лист знакомится с Каролиной Витгенштейн, женой русского генерала. В 1847 г. они решили создать семью, но Каролина была замужем, она была католичкой. Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и Папа римский. В 1848 г. Лист и Каролина обосновываются в Веймаре. Этот выбор был обусловлен тем, что Листу были даны права руководить музыкальной жизнью города. Лист принялся за оперный театр, обновил репертуар, в репертуаре появляются оперы Глюка, Моцарта, Бетховена, а также современников — Шумана ("Геновева"), Вагнера ("Лоэнгрин") и других. В симфонических программах исполнялись произведения Баха, Бетховена, Мендельсона, Берлиоза, а также собственные. Главный итог веймарского периода — напряженная композиторская работа Листа. Он приводит в порядок свои наброски, заканчивает и перерабатывает множество своих сочинений. "Альбом путешественника" после большой работы стал "Годами странствий". Здесь же появляются фортепианные концерты, рапсодии (в которых использованы венгерские мелодии), Соната си минор, этюды, романсы, первые симфонические поэмы.
В Веймар к Листу приезжают молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки.

Совместно с Каролиной Лист пишет статьи, эссе. Начинает книгу о Шопене. В начале 50-х гг. создается Союз немецких музыкантов, так называемые "веймарцы", в противоположность "лейпцигцам", к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист. Нередко в печати между этими группами возникали ожесточенные споры.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно тает, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умирает сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усиливаются мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решают ехать в Рим.

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселяются в Рим, но живут в разных домах. Она настаивает на том, чтобы Лист стал монахом, и в 1865 г. он принимает малый постриг и звание аббата. Творческие интересы Листа лежат теперь преимущественно в области церковной музыки: это оратории "Святая Елизавета", "Христос", четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse). Кроме того, появляется третий том "Годов странствий", насыщенный философскими мотивами. С концертами в Риме Лист выступал чрезвычайно редко.

В 1866 г. Лист едет в Веймар, он живет в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжают молодые музыканты — среди них Григ, Бородин, Зилоти.

В 1875 г. деятельность Листа сосредоточивается преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподает, пишет "Забытые вальсы" и новые рапсодии для фортепиано, цикл "Венгерские исторические портреты".

На одном из фестивалей в 1886 г. Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление легких. Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце, из-за отеков ног он передвигался лишь с посторонней помощью.

Всех сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано, 14 симфонических поэм, симфонии "Фауст" и "Divina comedia", фортепианные концерты. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене, о "Бенвенуто Челлини" Берлиоза, Шуберте, большое сочинение о венгерской музыке.

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851—1886 гг.), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклорные источники, которые легли в основу Венгерских рапсодий. При этом следует заметить, что жанр инструментальной рапсодии является изобретением Листа. Рапсодии создавались в следующие года: № 1 - 1851 г., № 2 - 1847 г., № 3 - 15 - 1853 г., № 16 - 1882 г., № 17 - 19 - 1885 г.

Фе ренц Лист (Franz Liszt, 1811–1886) - венгерский композитор, пианист, дирижёр, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель. Учился у К. Черни (фортепиано), А. Сальери, Ф. Паэра и А. Рейхи (композиция). В 1823–35 жил в Париже, где развернулся его талант пианиста-виртуоза (выступал с 9-летнего возраста) и началась педагогическая и композиторская деятельность. Общение с видными деятелями литературы и искусства - Г. Берлиозом, Н. Паганини , Ф. Шопеном , В. Гюго, Ж. Санд, О. Бальзаком, Г. Гейне и др. оказало влияние на формирование его взглядов. С энтузиазмом встретив Июльскую революцию 1830, написал «Революционную симфонию»; восстанию лионских ткачей 1834 посвятил фортепианную пьесу «Лион». В 1835–39 («годы странствий») Лист жил в Швейцарии и Италии. В этот период Лист достиг совершенства своего исполнительского искусства, создав концертный пианизм в его современном виде. Определяющими чертами стиля Листа стали синтез рационального и эмоционального, яркость и контраст образов в соединении с драматизмом выражения, красочность звучания, ошеломляюще-виртуозная техника, оркестрово-симфоническая трактовка фортепиано. В музыкальном творчестве Лист реализовал мысль о взаимосвязи различных искусств, особенно внутренние связи музыки с поэзией. Создал для фортепиано «Альбом путешественника» (1836; частично послужил материалом для цикла «Годы странствий»), фантазию-сонату «После чтения Данте», «Три сонета Петрарки» (1-я редакция) и др. С конца 30-х гг. до 1847 Лист гастролировал с большим триумфом по всем странам Европы, в т. ч. в Венгрии, где его чествовали как национального героя (в 1838–40 дал ряд благотворительных концертов в помощь пострадавшим от наводнения в Венгрии), в 1842, 1843 и 1847 в России, где познакомился с М. И. Глинкой, Мих. Ю. Виельгорским, В. Ф. Одоевским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым и др. В 1848, оставив карьеру пианиста-виртуоза, Лист поселился в Веймаре, с которым связан расцвет его творческой и музыкально -просветительской деятельности. В 1848–61 были созданы самые значительные произведения Листа, в т. ч. 2 симфонии, 12 симфонических поэм, 2 фортепианных концерта, соната h-moll, Этюды высшего исполнительского мастерства, «Фантазия на венгерские народные темы». Как дирижёр (придворный капельмейстер) Лист поставил на сцене Веймарского театра свыше 40 опер (в т. ч. оперы Р. Вагнера), из них 26 впервые, исполнил в симфонических концертах все симфонии Бетховена , симфонические произведения Г. Берлиоза, Р. Шумана , М. И. Глинки и др. В публицистических сочинениях выступал за прогрессивное начало в искусстве, против академизма и рутины эпигонов лейпцигской школы, в противовес которой объединившиеся вокруг Листа музыканты образовали веймарскую школу. Деятельность Листа встречала противодействие консервативно настроенных придворных и буржуазных кругов Веймара, и в 1858 Лист отказался от должности придворного капельмейстера. С 1861 жил попеременно в Риме, Будапеште и Веймаре. Глубокое разочарование в современной ему буржуазной действительности, пессимистические настроения привели Листа к религии, в 1865 он принял сан аббата. Вместе с тем Лист продолжал участвовать в музыкально -общественной жизни Венгрии: был инициатором создания в 1875 Музыкальной академии (ныне его имени) и её первым президентом и профессором, содействовал творчеству венгерских композиторов (Ф. Эркеля, М. Мошоньи, Э. Ременьи); способствовал росту молодых национальных музыкальных школ других стран, поддерживал Б. Сметану, Э. Грига , И. Альбениса и других композиторов. С особым интересом относился к русской музыкальной культуре: изучал и пропагандировал творчество русских композиторов, особенно «Могучей кучки»; высоко ценил музыкально-критическую деятельность А. Н. Серова и В. В. Стасова, пианистическое искусство А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и др. До конца жизни Лист продолжал бесплатные занятия с учениками, воспитав свыше 300 пианистов из разных стран. Среди учеников: Э. д’Альбер, Э. Зауэр, А. Рейзенауэр, А. И. Зилоти, В. В. Тиманова; его советами пользовались многие композиторы. Многогранная творческая деятельность Листа - яркого представителя романтизма - сыграла огромную роль в становлении венгерской национальной музыкальной школы (композиторской и исполнительской) и в развитии мировой музыкальной культуры. В его произведениях возник органический сплав народно-венгерских истоков (вербункош) и достижений европейской профессиональной музыки («Венгерские рапсодии», «Героический марш в венгерском стиле», «Погребальное шествие» для фортепиано, симфонические поэмы, оратории, мессы и другие сочинения). Непреходящее значение творчества Листа - в демократизме и действенном гуманизме идейного содержания, его главными темами являются борьба человека за высокие идеалы, стремление к свету, свободе, счастью. Определяющие принципы новаторского творчества композитора - программность и связанный с ней монотематизм. Программность обусловила обновление композитором жанра фантазии и транскрипции, создание нового музыкального жанра - одночастной симфонической поэмы, отразилась на поисках новых музыкально-выразительных средств, что особенно ярко проявилось в поздний период творчества. Идейно-художественные принципы Листа получили распространение в творчестве композиторов различный национальных школ, в т. ч. русской, высоко ценивших его творческий гений, что нашло отражение и в музыкально -критических статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова и др.

Сочинения: Опера Дон Санчо, или Замок любви (1825, Париж); оратории - Легенда о св. Елизавете (1862), Христос (1866) и др.; мессы - Эстергомская (Гранская, 1855), Венгерская коронационная (1867); кантаты; Реквием (1868); для оркестра - Фауст-симфония (по И. В. Гёте, 1857); симфония к «Божественной комедии» Данте (1856); 13 симфонических поэм (1849–82), в т. ч. Мазепа (по В. Гюго, 1851), Прелюды (по Ж. Отрану и А. Ламартину), Орфей, Тассо (все - 1854), Прометей (по И. Г. Гердеру, 1855); 2 эпизода из «Фауста» Ленау (1860) и др.; для фортепиано с оркестром - 2 концерта (1856, 1861), Пляска смерти (1859), Фантазия на венгерские народные темы (1852) и др.; для фортепиано - соната h-moll; циклы пьес: Поэтические и религиозные гармонии (по А. Ламартину), Годы странствий (3 тетради); 2 баллады; 2 легенды; 19 венгерских рапсодий; Венгерские исторические портреты; Испанская рапсодия; Этюды высшего исполнительского мастерства, концертные этюды, вариации, пьесы в танцевальной форме, в т. ч. 3 забытых вальса, марши и др.; для голоса с фортепиано - песни и романсы (около 90) на слова Г. Гейне, И. В. Гёте, В. Гюго, М. Ю. Лермонтова и др., инструментальные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли; транскрипции (главным образом для фортепиано) собственных произведений и сочинений других композиторов, в т. ч. Этюды по Каприсам Паганини.