Фёдор Рокотов – биография и картины художника в жанре Рококо – Art Challenge.

Рокотов Федор Степанович (1735-1808), портреты.

Рокотов Федор Степанович (1735? - 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.

Родился в селе Воронцово (ныне - в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.
При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.
Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета - камерный интимный портрет - составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.

«Портрет Александры Петровны Струйской»
1772 г.
Холст, масло 59,8 x 47,5

Москва. “Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) - Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.
Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность - все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.



«Портрет Александра Даниловича Меншикова»
1727 г



«Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»
1780-е гг.
Холст, масло 67,5 x 52

Санкт-Петербург
В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.



«Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»
1760-е
Холст, масло. 62.7 x 51.8 см
Государственная Третьяковская галерея



«Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»
1763г



«Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»
1760г
Холст, масло 60 x 47,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет неизвестной в красном платье»
1760г

Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.
Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.
Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности - в них все более наблюдается правдивость портретных образов.
Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов.



«Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»
1760-e



«Портрет неизвестной в треуголке»
1770г
Холст, масло 58 x 47
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет неизвестной в розовом платье»
1770г
Холст, масло 58,8 x 46,7
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового - от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.



«Портрет неизвестной»
Холст, масло 57 х 46
Самарский областной художественный музей
Самара



«Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»
Конец 1760-х гг.



«Портрет Ивана Григориевича Орлова»
1762-1765г
Холст, масло 58,5 x 46,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Портрет Портрет А.И.Воронцова»
1765г
Холст, масло 55,8 x 46,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет И.И.Воронцова»
1765г



«Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»
~1770г
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет Н.Е.Струйского»
1772



«Портрет Е.Н.Орловой»
1779г



«Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»
1780г
Холст, масло 70,5 x 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»
~ 1790г
Холст, масло 74 x 53 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет князя И.И.Барятинского»
Начало 1780-х.



«Портрет А.П.Кутайсовой»
Начало 1780-х



«Портрет А.Г.Бобринского в детстве»
1760-е
Холст, масло 59,5 x 47
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Портрет И.Н.Тютчева»
1768
Холст, масло 141,9 х 106,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет П.И.Вырубова»
1768
Холст, масло 138 х 106
Государственная Третьяковская галерея
Москва



«Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»
1785
Холст, масло 72,5 x 56 (овал)
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
“Портрет графини Санти” - удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность.



«Портрет Петра III»
Холст, масло. 157 x 111 см
Нижегородский художественный музей



«Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»
Тверская областная картинная галерея
Тверь


«Портрет Екатерины II»
Конец 1770-1880-е гг.


«Портрет Екатерины II»
1763г
Холст, масло 155,5 x 139
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Портреты Рокотова Ф.С.. - это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи .

Правда, отмечается, что ещё было изображение Шуваловской галереи – единственная известная работа Рокотова в ином жанре, но оригинал её не сохранился (известна по копии крепостного художника А.Зяблова, Исторический музей, Москва).

Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735-1808)

Портрет молодого человека в гвардейском мундире (ок. 1757), вероятный автопортрет Рокотова
Рокотов родился в подмосковном имении князей Репниных Воронцово. Его происхождение не совсем выяснено. Первоначально считалось, что он из псковских дворян Рокотовых, поэтому «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» можно считать автопортретом художника. Но в середине 1950-х годов искусствовед А. И. Михайлов обнаружил челобитную Рокотова, датированную августом 1776 г., в которой тот просил об освобождении от крепостной зависимости своих племянников. В связи с этим возникла версия о происхождении его из крепостных. Есть и третья версия: Фёдор Рокотов мог быть незаконным ребенком – возможно, сыном князя П. И. Репнина, давшего ему вольную ещё в юные годы.
Судьба художника во многом определилась благодаря И. Шувалову.

Ф. Рокотов. Портрет И.И. Шувалова (1760)
Ива́н Ива́нович Шува́лов – русский государственный деятель, фаворит императрицы Елизаветы I Петровны, меценат, основатель Московского университета и Академии художеств.
В 1755 г. И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он увёз Фёдора Рокотова в столицу.

В Академии художеств

С 1757 г. Академия помещалась в доме Шувалова.

Дворец Шувалова (современная фотография)
Рокотов учился здесь у иностранных мастеров Луи Ле Лоррена и Пьетро Ротари стилю рококо , а собрание картин Шувалова помогало ему расширять свой кругозор и изучать мастерство других художников. В 1760 г. Рокотов был зачислен в Академию художеств.

Парадные портреты петербургского периода

В парадных портретах петербургского периода Рокотов заявил о себе как художник, знакомый с приёмами западноевропейской живописи того времени. Это уже знакомый нам портрет И.И. Шувалова, а также портреты Д.М. Голицына, И.Г. Орлова, И.Г. Голенищева-Кутузова, Г.Г. Орлова, А.Г. Бобринского и др.

Ф. Рокотов. Портрет Алексея Бобринского в младенчестве
Алексе́й Григо́рьевич Бо́бринский (1762-1813) внебрачный сын императрицы Екатерины II и Г.Г. Орлова, владелец имения Бобрики, родоначальник графского рода Бобринских, генерал-майор.

Портреты московского периода

В 1763 г. Ф. Рокотов был приглашён в Москву для написания коронационного портрета Екатерины II. Портрет польстил императрице, и она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.

Ф. Рокотов. Коронационный портрет Екатерины II (1763)
В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Луки Джордано «Венера и Амур». В 1766 г. художник навсегда перебрался в Москву.
Здесь он получал очень много заказов, стремился точно воспроизводить черты лица портретируемого. Не увлекался внешними эффектами, но умел передавать состояние внутреннего мира модели.

Ф. Рокотов. Портрет А.И. Воронцова
Граф Артемий Иванович Воронцов (1748-1813) – сенатор, действительный тайный советник, владелец усадьбы Вороново. Крёстный отец А. С. Пушкина.

Портреты последнего периода жизни

Поздние московские портреты Рокотова ближе к стилистике классицизма . Более тщательно в них изображены детали одежды, особое внимание уделено игре светотеней. Женские портреты – в основном овальной формы.

Ф. Рокотов. Портрет И.И. Барятинского
Князь Ива́н Ива́нович Баря́тинский (1767-1825) – известный в своё время агроном, крупный землевладелец, создатель усадьбы Марьино под Рыльском. В 1806-1812 гг. – русский посол при дворе короля Баварии в Мюнхене.

Фёдор Рокотов создал огромную галерею портретов. При этом известно, что работал он не очень быстро. Возможно, многие из этих портретов были выполнены вместе с учениками или самими учениками.
Последние известные работы художник написал в начале 1790-х годов; краски на них скупы, почти монохромны. Возможно, у художника слабело зрение. О последних двадцати годах его жизни известно мало. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру.
Ф.С. Рокотов скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 г. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря. Могила его затерялась.
До начала XX в. творчество художника было почти забыто. В 1905 г. Сергей Дягилев устроил в Петербурге в Таврическом дворце «Историко-художественную выставку русских портретов». Именно С. Дягилев вывел этого замечательного портретиста из забвения. В это время в Русском музее не было ни одной его работы, а в Третьяковской галерее находился только «Портрет Г. Г. Орлова». Но уже в 1920-х годах в государственные музеи стали поступать картины Рокотова из национализированных частных коллекций.

Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской

У этого портрета кисти Рокотова особая судьба. И самая большая известность.
В 1953 г. Николай Заболоцкий написал стихотворение на портрет А. П. Струйской, ставшее не только хрестоматийным, но и полным романтического очарования, как и сам портрет. Это стихотворение вызвало новую волну интереса к портретисту.

Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук...

Ф. Рокотов. Портрет А.П. Струйской (1772). Холст, масло, 59,8 х 47,5 cм. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Обаятельная юная женщина, полная пленительной грации, смотрит на зрителя с этого портрета. Всё в ней тонко, изящно и неуловимо, даже взгляд, через который сквозит душевная чистота. Портрет написан переливами цвета и света. Тени неуловимо переходят в свет, пепельно-серые тона перетекают в голубые, а розоватые – в бледно-золотые.

Кто эта женщина?

Александра Петровна Струйская – урожденная Озерова. О ней известно мало. В 18-летнем возрасте она вышла замуж за богатого вдовца Николая Еремеевича Струйского. Она была музой своего мужа-поэта. Супруг посвятил ей множество стихов – он слыл чудаком-стихотворцем.
Но ей пришлось пережить мужа на 40 с лишним лет. У них было 18 детей, 10 из них умерли в младенчестве. Известный поэт А. И. Полежаев – её внук.
Известному живописцу Федору Рокотову к свадьбе были заказаны парные портреты – самого Струйского и его невесты.

Ф. Рокотов. Портрет Н.Е. Струйского (1772). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Образам, созданным Рокотовым в эти годы, присуща особая одухотворенность, сдержанность и нечто сокровенное, значительное, что открывается не сразу. При этом художник остается верен натуре. Портрет Струйского плохо сохранился, но ясно видны его нервное лицо, большие беспокойные темные глаза. Во взгляде этих глубоко посаженных глаз художник сумел передать неуравновешенность натуры Струйского.
Струйский был известен своей несколько маниакальной литературной деятельностью. Он печатал собственные произведения в своем имении Рузаевка, где создал первоклассную типографию. Екатерина II даже хвалилась перед иностранцами книгами, отпечатанными в типографии Струйского.
В Рузаевке он построил дом-дворец, проект которого приписывается Растрелли, имел большую библиотеку русских и французских книг, картинную галерею. Он был человеком начитанным, знавшим языки.
На портрете ему примерно 23 года.
Рокотов хорошо знал Струйского и поэтому можно считать, что он создал правдивый образ вспыльчивого, увлекающегося и крайне неуравновешенного человека, в котором удивительным образом уживалось поклонение Вольтеру и Екатерине II (он скончался, узнав о ее смерти) с дикими привычками барина-самодура.
А в образе Александры Струйской художник подчеркнул ту красоту, которая несёт в мир добро и любовь. Возможно, именно поэтому её портрет, созданный почти 250 лет назад, притягивает к ней до сих пор. Её образ – словно воздушный полунамек. Ничего не вырисовывая до конца, художник передает прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос по моде того времени, светлое лицо с затенёнными глазами.
Князь И. М. Долгорукий писал о ней в своих воспоминаниях: «Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней».
Но... юность проходит быстро. Свадебное настроение тоже, и вот наступают будни. Хозяйкой Александра Петровна слыла замечательной. Но она была человеком своего времени. При доме у неё была ткацкая мастерская, где работали 7-8-летние девочки. А один из её гуляк-сыновей погиб от руки крепостного... Другие дети тоже не всегда радовали.
Но в невесте Струйского художник увидел эту пока ещё ничем не замутненную красоту.

Николай Заболоцкий

Портрет

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича Рокотова не сохранилось.
«Важный барин»,состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились материалы, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину.
То, что талантливый мальчик благодаря покровителям быстро «выбился в люди» и стал знаменитым художником, в общем-то, никого не смущало. Удивляло одно обстоятельство: где и как он получил такое широкое образование и у кого и когда учился живописи?

Исследования последних лет обнаружили следующие подробности: Рокотов родился в селе Воронцове, которое по нынешнему территориальному делению находится в черте Москвы., и числился вольноотпущенным, хотя его брат Никита с семьей были крепостными. Вероятно, он был незаконным «хозяйским ребенком» и к крестьянской семье был только причислен, а вырос в барском доме.
Тогда становится понятна опека над ним со стороны семейств Репниных, Юсуповых, Голицыных. К 50-ым годам его портреты были уже известны в Москве, хотя не известно ни об учителях художника, ни о раннем периоде его творчества.

В 1755 году в Москву приехал граф И.И.Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Екатерининский вельможа, образованный человек своего времени, поборник русской художественной школы И.И.Шувалов, заметил молодого живописца и поддержал его.
Он стал главным покровителем юноши, в его доме Рокотов обучался живописи под руководством Пьетро Ротари.

В Государственном Историческом музее сохранилась копия картины Рокотова «Кабинет И. И. Шувалова» (около 1757). Помимо художественной она представляет и ценность историческую как первое изображение русской портретной галереи, сделанное русским художником.
Кстати, это, вероятно, одна из очень немногих, если не единственная из работ, не относящихся к богатейшему портретному наследию Рокотова.

Из портретов тех лет сохранился только "Портрет неизвестного(1757г)", предположительно единственный автопортрет художника, остальное утеряно.

Рокотову повезло. Он нашел себе покровителя в высшем свете. Однако, главными его покровителями были талант и огромный труд с юных лет. Не прошло и пяти лет, как Рокотов приехал в Петербург, а о нем уже знали при дворе.

На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов. По протекции И. И. Шувалова и рекомендации М. В. Ломоносова в 1757 г. художнику было поручено исполнение мозаичного портрета императрицы Елизаветы Петровны (с оригинала Л. Токке), заказанного для Московского университета.
Эта работа имела успех. Так что к 1760 г., когда «по словесному приказанию» И. И. Шувалова, первого президента Академии художеств, Рокотова зачислили в ее стены, он был уже подготовленным мастером, о котором знали при дворе.


Фёдор Степанович Рокотов, обладающий редким , принадлежит к числу портретистов восемнадцатого столетия. Его неповторимое чувство цвета, виртуозное владение кистью передавать «души изменчивой приметы» были оценены современниками и продолжают восхищать и пленять зрителей, приходящих в музейные залы сегодня.


Фёдор Степанович родился примерно в 1735 – 1736 году, происходил из крепостных князя П.И. Репнина. Детство Рокотова прошло в усадьбе князя, в селе Воронцово. Исследователи жизни Рокотова, о котором крайне мало известно, обнаружили, что ещё в раннем возрасте Рокотов был освобождён от крепостной зависимости, занимал в доме князя особое положение, получил для того времени весьма приличное образование.


Возможно, он был незаконным ребёнком из семейства Репниных?? Скорее всего, это так, поэтому у него с раннего возраста были покровители среди придворного круга. Благодаря графу И.И. Шувалову Рокотов был зачислен в Академию художеств, куда он попал уже подготовленным мастером живописи.


Стремительный успех Рокотова в дальнейшем объясняется его участием в коронационных торжествах по случаю восхождения на императорский трон Екатерины II. Композиция его парадных портретов знатных особ, в том числе и царицы Екатерины II, совершенно не похожи на предшествующие царские изображения.



В портрете Рокотова Екатерина II сидит свободно, слегка повернувшись в кресле, будто ведёт с кем-то доброжелательную беседу. В этом портрете Екатерина II воспринималась зрителями того времени как надежда просвещённых людей, идеал правосудия. Ведь в начале своего царствования сама Екатерина поддерживала идеи просветительства и свободолюбия. Этот портрет принёс художнику славу.


В рокотовских портретах запечатлены многие просвещённые люди его времени. Он был знаком с М. В. Ломоносовым, архитектором В.И. Баженовым, А.П. Сумароковым, В.И. Майковым. Свои изображения стремились заказать талантливому художнику многие знатные люди того времени.


Прочные дружеские связи установились у Рокотова с семействами Обресковых, Воронцовых, Струйских, его опекали со стороны Репниных, Голицыных, Юсуповых.


Заказов у него всегда было много. Он создавал буквально картинные галереи портретов представителей одного рода, среди которых были персонажи разных поколений. нарисовал почти всю дворянскую Москву.



Картина сверху и картина снизу - портрет неизвестной
Художник Фёдор Степанович Рокотов


Под многими портретами Рокотова стоят надписи «неизвестный» или «неизвестная», но все они привлекают своим обаянием, внутренним миром, загадочностью, в которой ощущаются затаённые чувства и переживания. По-видимому, эти люди были для Рокотова близкими по духу.


Одним из интереснейших портретов можно назвать парный портрет Струйских. Николай Еремеевич Струйский с огромным уважением относился к Рокотову. На портрете мы видим человека немного напряжённого, с лихорадочным горящим взглядом и кривой улыбкой. В нём сочетались благородство, жестокость и страсть до фанатизма к поэзии.


В 1771 году он вышел в отставку и поселился в своём имении Рузаевка, где полностью предался сочинению стихов. Писал он «денно и нощно», даже завёл собственную типографию, в которой печатал свои стихи. Но в том же зале искусства, где он восторгался литературой и поэзией, подчас собственной, происходили жестокие судилища над своими крепостными, порой с применением пыток.


Струйский восхищался талантом Рокотова. В 1772 году он заказал два портрета – свой собственный и любимой жены Александры. Сашеньке было в ту пору 18 лет.


Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Портрет А. Струйской восхищает своей красотой, сдержанностью, гармонией. Сквозь дымку рокотовской кисти перед нами открывается волшебное видение с нежным взглядом, с полуулыбкой и печалью.


Александра Петровна Струйская вдохновила на поэтические строки не только своего мужа, но благодаря живописному мастерству Рокотова, и других поэтов своего времени. Она стала воплощением женского очарования, которым любовались и современники художника, и его потомки. А спустя почти два столетия после ее смерти, Николай Заболоцкий написал:


...Ты помнишь, как «из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С пopтpeтa Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Эта женщина своей красотой и загадочностью пленяла поэтов. Была ли счастлива она? Этим вопросом невольно задаёшься, когда смотришь на портрет Струйской. Одни современники утверждали, что брак был их счастливым, другие отрицали это. Среди друзей и знакомых Струйский прослыл не только чудаком и оригиналом, но и самодуром.


Его первая жена прожила недолго и умерла от родов, через некоторое время он потерял и двух дочек-близняшек, родившихся в этом браке. Струйский был безутешен в своём горе и уехал в свое поместье Рузаевку, где и произошла встреча с юной Александрой.


Сашенька еще не успела выйти в свет, когда в поместье ее отца, помещика Нижнеломовского уезда Пензенской губернии Озерова, заехал богатый сосед. Увидев Сашеньку, Струйский позабыл о своей скорби и немедленно посватался. Помещик Озеров даже и не смел мечтать о таком богатом женихе, поэтому согласие на брак не замедлило.



Портрет А.П. Струйской


Поженились они в 1772 году. В этом же году и заказал Н. Е. Струйский портреты – свой и любимой жены. Рокотов, изображая свои модели, не старался приукрасить ни душевные качества, ни внешность. И поэтому мы замечаем, какие же они разные – Струйский и Александра Петровна. В отличие от неврастеничного и лихорадочного Струйского портрет его жены поражает своей сдержанностью и гармонией.


Несомненно, Рокотов находился под влиянием красоты и обаяния её личности. Задумчивые, выразительные и грустные глаза, взгляд направлен куда-то вдаль, будто она всматривается в своё будущее. Именно полуулыбка» и «полуплач» заставляет нас думать - а было ли оно это счастье?


Современники утверждали, что жила она в созерцании красоты, которую создал вокруг неё Струйский. Для неё он построил дворец в поместье, похожий на шкатулку для драгоценностей, посвящал ей свои поэтические оды. В его стихах, где она звалась Сапфирой, он выражал свою любовь и поклонение. В их браке родилось восемнадцать сыновей и дочерей, из которых десять умерли в младенчестве.


Красота и загадочность портрета пленяет нас до сих пор. Возможно, по причине влюблённости художника в свою модель. А может быть, Рокотов изобразил Александру Струйскую, наделив её душевными качествами своего идеала?


Портрет, написанный великим живописцем, сохранил для нас красоту и является одним из лучших женских портретов XVIII века.


Художник прожил свою жизнь в полном одиночестве, не испытывая нужды или недостатка в чём-то. Фёдор Степанович помогал своим племянникам, выкупив их из крепостной зависимости, и покидая свою земную жизнь, оставил им наследство. Художник умер 12 декабря 1808 года и был похоронен в Новоспасском монастыре, но время не сохранило его могилу. Однако сохранились его портреты, перед которыми мы стоим задумчиво, вглядываясь в лица давно ушедших и оставшихся известными или неизвестными.


Поместье в Рузаевке не сохранилось до наших дней и исчезло, как и многие сотни других дворянских гнёзд в пламени революции. Но память о нём осталась благодаря тому, что в Рузаевке жила одна из самых красивых женщин XVIII века – Александра Струйская. Её портрет кисти Рокотова до сих пор притягивает посетителей Третьяковской галереи.