Автором картины является п лосенко. Значение лосенко антон павлович в краткой биографической энциклопедии

Лосенко Антон Павлович (1737-1773)

Антон Павлович Лосенко родился в семье украинского казака. Рано осиротел и семилетним ребенком был отправлен в Петербург в придворный певческий хор. Однако в 1753 году, как "спавший с голоса", но проявлявший способности к искусству, был отдан к художнику И. П. Аргунову для обучения живописи. Пять с половиной лет, проведенных в мастерской Аргунова, послужили весьма основательной подготовке.

Зачисленный воспитанником в Академию художеств (АХ) (1758), Лосенко очень скоро стал помощником академических преподавателей и получил должность подмастерья. Оценив талант молодого живописца, в 1760 году его направили в Париж для совершенствования знаний и мастерства. Занимаясь под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет "Чудесный улов" (1762). В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В 1766-1769 годах художник жил в Италии, где изучал античность, копировал произведения Рафаэля, написал картину на античный сюжет "Зевс и Фетида" (1769). В этот период много внимания уделял он живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна "Авель" и "Каин" (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.

В 1769 году Лосенко возвратился в Петербург, где ему было предложено написать картину на звание академика исторической живописи. Художник создает произведение на тему из русской истории - "Владимир и Рогнеда" (1770). Согласно древней летописи, новгородский князь Владимир просил руки дочери полоцкого князя Рогвольда, но, получив отказ, напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды и силой взял ее в жены. В картине представлен кульминационный момент "прежалостной судьбы" Рогнеды, когда Владимир вторгся в ее покои и с нею "неволею сочетался". Однако Лосенко изобразил Владимира не вероломным завоевателем, а человеком, раскаявшимся в своих поступках, - в этом выразились высокие идеалы нравственности и гуманизма века Просвещения. Новым было и содержание: национальное прошлое становилось сюжетом исторической картины, приравниваясь к общепринятым античным и библейским сюжетам по статусу иерархии жанра.

Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. К тому же он вел практические занятия и создал учебный и теоретический курс "Изъяснение краткой пропорции человека...", ставший пособием для нескольких поколений художников.

В 1773 году Лосенко начал, но не успел закончить вторую свою историческую картину - "Прощание Гектора с Андромахой"; этим отчасти объясняется некоторая эскизность в живописной трактовке образов. Античный сюжет из "Илиады" Гомера воспевал героев, их патриотические чувства, готовность принести себя в жертву служению родине. Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного ребенка. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену, представленную художником. Однако подлинно патетичен лишь главный герой - Гектор, в образах остальных персонажей Лосенко соединяет сдержанно-величавое и естественно-суровое начало, гармонически организуя композицию и жаркий колорит картины.

Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта А. П. Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Ф. Г. Волкова (1763). Одухотворенностью и человеческим теплом пронизаны образы портретируемых.

Должность директора АХ, которую возложили на художника большого таланта, профессора, ежедневно преподававшего по многу часов в классах, была для Лосенко обременительна тем, что невольно вовлекала его в клубок академических и придворных интриг, которые ему были чужды по своей природе. Недаром скульптор Э. М. Фальконе, заступаясь за него, писал Екатерине II: "Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют..." Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. Силы художника были подорваны, он не смог справиться с обрушившейся на него тяжелой болезнью, которая и унесла его в могилу.

Картины художника

Авель.


Авраам приносит в жертву сына своего Исаака

Владимир и Рогнеда


Натурщик, сидящий на камне (этюд).


Портрет Л.Геннингера (эскиз).

Портрет актера Ф.Г. Волкова

Портрет актёра Я.Д.Шумского

Портрет императора Павла I в детстве

Украина - 23 ноября (4 января) 1773, Петербург) - русский художник, основоположник русской исторической живописи. Выходец из казацкой семьи Антон Лосенко рано осиротел, был отправлен в Петербург, где в 1744-1753 годах учился певческому искусству и служил в придворной капелле. Затем как «спавший с голоса», но проявивший способности в сфере изобразительного икусства, он был определен в живописную мастерскую И. П. Аргунова . С 1758 занимался в Академии художеств. Как «пенсионер» Академии жил в 1760-65 в Париже, где посещал мастерские Ж. Рету и Ж. М. Вьена. Затем изучал искусство античности, Ренессанса и барокко в Риме (1766-69). В свой зарубежный период написал картины «Чудесный улов» (1762) и «Зевс и Фетида» (1769), в которых продвинулся от риторической патетики барокко к более строгой композиционной гармонии классицизма. По возвращении в Петербург выставил в Академии художеств большой рисунок-копию с «Аллегории Правосудия» Рафаэля , а также композиции «Каин» (1768) и «Авель» (1769). Хотя это были лишь копия и два этюда с обнаженных натурщиков, проявленное здесь мастерство вызвало восторг современников, назвавших Лосенко «русским Рафаэлем».

В историю изобразительного искусства Лосенко вошел полотном «Владимир перед Рогнедой» (1770), за которое он получил звание академика исторической живописи. Впервые русское национальное прошлое (эпизод с молодым новгородским князем Владимиром , будущим Владимиром Святым, добивающимся руки дочери полоцкого князя Рогволода) стало сюжетом столь выразительного, хотя и несколько наивно-мелодраматичного, но все же достаточно психологически сложного, картинного действа. В специальном «Изъяснении к картине» Лосенко выразил ключевой постулат классицизма о единстве места и времени («живопись может брать только один момент»). В качестве этого момента избран приход князя, захватившего Полоцк, к Рогнеде и проявляющего к ней не свирепость победителя, а нежное благородство (как бы предвещающее его будущую судьбу «крестителя Руси»). Именно благодаря вдохновляющему примеру этой картины отечественная история заняла позднее в системе академических программ (т.е. тех сюжетов, которые задавались учащимся) практически те же позиции, что греко-римская античность и Библия.

С 1770 Лосенко был профессором, а с 1772 - директором Академии художеств. Создал множество великолепных по технике рисунков с натурщиков, репродукции с которых до сих пор используются в качестве учебных пособий. Написал «Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй… для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное» (1772). В 1773 начал работу над «Прощанием Гектора с Андромахой», и здесь проявив талант патетически-пылкого компоновщика и колориста, но смерть помешала ему довести работу до конца. В состав его наследия входит также ряд выразительных классицистических портретов, среди которых наиболее известен портрет актера Ф. Г. Волкова (1763); основатель первого русского профессионального театра представлен тут в живой, «говорящей» позе: как бы рассуждая со зрителем о своем любимом искусстве, он держит в одной руке бутафорскую золоченую корону, а в другой маску.

Рогнеда на холсте тобой изображения,

С Владимиром, в своей прежалостной судьбе,

Не столько смертию отцовой поражена,

Как сильно, кажется, стенает о тебе...

... Все живо, что твоя рука изобразила,

И будет живо все, доколь продлится свет.

Единого тебя смерть в младости сразила,

Единого тебя, Лосенко, с нами нет!

Василий Майков

Антон Павлович Лосенко родился летом 1737 года в украинском городе Глухово, в семье крестьянина. В возрасте семи лет, обладая хорошим голосом и музыкальным слухом, маленький Антон Лосенко был взят в придворный хор города Санкт-Петербург певчим. В 1753 году ему с его друзьями Иваном Семеновичем Саблуковым и Кириллом Ивановичем Головачевским пришлось отказались от счастливой карьеры из - за спавших голосов. В этот же год он попадает под крыло и покровительство художника Ивана Петровича Аргунова.

Посещая класс живописи Аргунова, Лосенко с друзьями значительно выделялись среди остальных учеников Академии, и в 1759 году Иван Петрович представил работы молодых учеников царскому двору с рекомендацией: "...эти певчие могут как рисовать и раскрашивать красками, так делать копии портретов и исторических картин, так и рисовать с натуры. Они показали прилежное трудолюбие и честность в своих поступках". В качестве подтверждения Аргунов показал успешную работу молодого художника "Товий с ангелом " (1759), а так же портретную живопись с натуры придворного музыканта В. Степанова .

Решено было продолжить обучение в Академии трех знатнейших художеств, которая включала в себя отделения живописи, архитектуры и скульптуры. Академия была учреждена в Петербурге в 1757 году по инициативе М.В. Ломоносова и мецената графа И.И. Шувалова, который и стал возглавлять Академию, а так же пригласил из-за границы высококвалифицированных педагогов. Именно Лосенко стал одним из первых учеников престижной Академии. В 1760 году Лосенко пишет портрет графа Шувалова , затем последовали портреты поэта и драматурга Александра Сумарокова (1760) и талантливого актера Якова Шумского (1760).

Работа над портретом Шумского особенно примечательна. Характерный внешний вид сосредоточен и сконцентрирован на сложном и остром образе модели. Изображение великого жизненного поста художник достиг непосредственно путем освещения лица и рук, тем самым заставив их выделяться на темном фоне. Золотисто - коричневые оттенки гармоничны и приглушенны; движение кисти художника явно ощутима, особенно там, где он выявляет текстуру лица и рук.

Граф Шувалов, первый директор Российской академии художеств, был осведомлен в необходимости создания национальной художественной школы с хорошо квалифицированными русскими художниками. Это увеличивало доверие молодых студентов. В сентябре 1760 года особо талантливые ученики Академии - А.П. Лосенко, и в будущем известный архитектор Василий Баженов, были отправлены учиться за границу. В Париже А.П. Лосенко учился у Жана Рету, представителя позднего французского академизма. Первый плод его исследований был многофигурный холст "Чудесный улов рыбы " (1762).

Академией художеств были подмечены достоинства и недостатки картины: "все, что мы находим признаки правильного рассуждения и трудолюбие. . . и талант, который обещает исключительные результаты, если бы ему дали возможность попрактиковаться". По возвращении из Парижа в Академию, А.П. Лосенко был отправлен в Москву, где он написал известный портрет первого русского актера - создателя национального театра, блестящего исполнителя и педагога многих других актеров - Федора Волкова (1763). Лосенко не только достиг точного сходства с Волковым, но и показал труд, который был достаточно сложным и постигал глубокие знания для своего времени.

Он раскрыл призвания и духовные богатства актера, который, по словам Новикова, был "человеком проницательного ума, с основательным, разумным решением и редким талантом".

Летом 1763 года Лосенко вернулся в Париж, где его рисунки на темы из античной мифологии были награждены золотыми медалями. В это время художник много внимания уделял художественному жанру НЮ, а в 1764 году он послал в Санкт-Петербург три работы: "Венера и Адонис " или "Смерть Адониса " (1764), "Андрей Первозванный "(1764) и этюд "Изгнание из храма " (1764) (местонахождение этюда неизвестно).
В 1765 году Лосенко отправляется в Петербург с картиной "Авраам приносит в жертву сына своего Исаака " (1765), где краски наиболее выразительней по цвету, чем на картине "Чудесный улов рыбы " (1762).

В декабре того же года художник переехал в Рим, где прожил более трех лет, изучая изучая классиков, совершенствуя свои навыки рисования, копируя рисунки с картин Рафаэля . Высокий уровень владения техникой рисования и композиционная грамотность стало результатом последующих работ художника "Авель " (1768) и "Каин " (1768). Лишенные какого - либо контекста (имена были лишь предлогом для изображения великолепия моделей), эти два известные полотна стали важным этапом в творческом развитии для Лосенко .

В укороченных картинах "Каин " и "Авель " художник мастерски облекает изображенную человеческую фигуру свободными тканями. Обнаженные модели подчеркнуты мягкими ниспадающими складками драпировки. Поражает четкая организация пространства холста. В "Каине " гармонируют зеленоватые оттенки. В двух картинах искусно прорисованы тела моделей, особенно шеи и плеч. Здесь очевидно, что работая с натурой, художник не испытывает трудностей при изображении на плоскости пространство, цветового и тонального состояния изображаемого объекта.

"Каин " - это одно из ясных и лаконичных работ художника. "Зевс и Фетида " (1769), написанная по заказу графа Шувалова для графа Разумовского, завершила цикл картин на тему греко - римской древности.

Весной 1769 года Лосенко возвращается в Россию. Лучшие его произведения "Каин ", "Авель ", "Правосудие " (по картине Рафаэля) были удостоены высшей похвалы. И уже осенью 1769 года Лосенко пишет картину "Владимир и Рогнеда " (1770). Тема исторической живописи была предложена академией, оставляя за художником право уточнить детали сюжета. Отражая национальный характер персонажей, Лосенко одевает их, как это было принято, в условные одежды.

Эта картина была действительно первая работа, написанная когда - либо на тему из русской истории. Новгородский князь Владимир Святославич, получив отказ от Полоцкой княжны Рогнеды, захватил Полоцк, убил ее отца Рогвольда и братьев, и неволею сочетался с высокомысленной Рогнедою.

В своей картине Лосенко запечатлел момент, где Владимир говорит с Рогнедой о зверствах в Полоцке и настаивает на супружестве. Но, в отличие от исторических фактов, здесь Владимир изображен в образе полного раскаяния, которое передается в его жестах, выражении его лица и глазах, направленных в сторону Рогнеды. Художник доказывает, что человечность одерживает верх над тиранией.

Обладая живым воображением, Лосенко пишет картины, которые подкупают непосредственностью изображенных сцен, как бы увиденных художником собственными глазами. На фигуративной живописи главные герои Владимир и Рогнеда моделированы светом. Художник подчеркивает эмоциональность, жесты и позы, которые контрастируют со статной женской фигурой и Владимирской обременительностью воинов.

Произведение "Владимир и Рогнеда " положило начало национальной исторической теме в русском искусстве, к чему всегда призывали академию М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков. Кроме того, этот прецедент толкования исторических событий с моральной позиции, соответствовал наиболее прогрессивным взглядам в российском обществе, которое осуждало тиранию и насилие.

Представленная картина вызвала живой отклик у современников. Совет академии признал Лосенко как художника с выдающимся талантом, избрали его академиком и даровали звание профессора. Как профессор, а впоследствии и директор академии, А.П. Лосенко много сделал для своих студентов. Он подготовил первый учебник русского искусства: "Изъяснения краткой пропорции человека, основанной на достоверном исследовании разных пропорций древних статуй, старанием Императорской Академии художеств Профессора живописи господина Лосенко для пользы юношества, упражняющегося в рисовании, изданное". Экспозиция и рисунки Лосенко были использованы в течение длительного времени в Академии, а затем и в московском училище живописи и ваяния.

Последняя картина художника - "Прощание Гектора с Андромахой " (1773). Тему работы он берет из древнегреческого эпоса Гомера о Троянской войне "Илиада".

Картина также была удостоена академической грамотой, в которой говорилось, что "истинная и благородная цель искусства состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительной, увековечить славу великих людей, которые заслуживают благодарности за свою страну, и пробуждают огонь в сердцах и разуме к исследованию".

Будучи в молодом возрасте 36 лет, Антон Лосенко умер от водянки 4 декабря 1773 года. На его похоронах присутствовали художники и артисты, писатели и поэты.

Картины Лосенко всегда принимались и принимаются с восторгом. Они высоко ценимы современниками. Их неизменно окружали и окружают толпы восхищенных зрителей.

Родился в украинской казачьей семье в 1737 г., рано осиротел. Когда ему было семнадцать его отправили в Санкт-Петербург в певческий хор при дворе. В 1753 году «спавший с голоса», со способностями к рисованию был взят в художественную мастерскую на обучение под руководством художника И.П. Аргунова, где А.П. Лосенко получил превосходную подготовку. Так, пять с половиной лет спустя А.П. Лосенко зачисляют в Академии художников. В Академии он получает должность подмастерья.

В 1760 г. направляется, как талантливый живописец в Париж для дальнейшего обучения. Здесь он учится у Ж. Рету и пишет историческую картину по евангельскому сюжету «Чудесный улов». В этой картине А.П. Лосенко сочетает классицизм с образом Христа, пронизанного мягкостью и человечностью.

Антон Павлович Лосенко создал галерею портретов современников: граф И.И. Шувалов, поэт А.П. Сумароков, актёр Я.Д. Шумский. Они были написаны в 1760 году. Позднее в 1763 году – портрет Ф.Г. Волкова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей.

В Италии в 1766-1769 годах русский художник изучал античность, копировал картины Рафаэля. Здесь его работой стало полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида». Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». Художник хорошо передал анатомию человеческого тела в живописных оттенках, которые свойственны только живой натуре.

После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию, как выпускник Академии, пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда» в 1770 году. По древней легенде данного сюжета Новгородский князь Владимир, просивший руки дочери полоцкого князя Рогвольда получает отказ. Князь Владимир напал на Полоцк, убил отца и братьев Рогнеды, силой взял её в жёны. Картина запечатлела кульминационный момент, когда князь Владимир вторгся в покои Рогнеды и «невольно сочетался»с нею. «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения.

Картина приносит ошеломительный успех, А.П. Лосенко становится не только академиком, а ещё получает назначение адъюнкт-профессором. В 1772 году – директором Академии художеств. Давал практические занятия ученикам, им был создан курс «Изъяснение краткой пропорции человека…» - пособие для следующих поколений художников.

Вторая историческая картина А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андрамахой», начал писать это произведение в 1773 году, к сожалению картина не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины. Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника. В картине – прощание сына троянского царя Приама с женой, с ребёнком на руках, перед сражением. Неизбежная гибель, трагический конец, предчувствие оного представлена художником. Патетичный образ Гектора и величавое суровое начало, гармоничная композиция и яркий колорит, наверное, так можно охарактеризовать произведение русского знаменитого художника.

Талантливый художник был вовлечён в академические и придворные интриги, что было чуждо А.П. Лосенко. Из письма скульптора Э.М. Фальконе Екатерине II: «Преследуемый, утомленный, опечаленный, измученный тьмою академических пустяков, <...> Лосенко не в состоянии коснуться кисти; его погубят несомненно. Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны, им жертвуют...»

Обещания императрицы перевести А.П. Лосенко в Эрмитаж не были исполнены. Художник погибает от бессилия и недуга.

  • Авель
  • Каин

  • Чудесный улов

  • Жертвоприношение Авраама

  • Смерть Адониса

  • Товий с ангелом