Этическое учение альберти превозносит. Биография

И до своей кончины жил в Риме.

Гуманистическое мировоззрение Альберти

Гармония

Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти - яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения . Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики , занимался математикой и картографией . Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.Творение себя самим,физическое совершенство - становятся целью,как и духовное.

Человек

Идеальный человек, по Альберти, гармонично сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармоничной личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета . Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина , Пьеро делла Франческа , Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре , что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум - свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца - благоволение и милосердие. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам... Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье.
(Леон Баттиста Альберти)

Творчество и труд

Исходная посылка гуманистической концепции Альберти - неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов - гармонии и совершенства. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко - от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора - устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти - не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъёма, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными », к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. «Искусство жить постигается в деяниях », - подчёркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме.

Леон Баттиста Альберти

Семья

Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберти отводил семье. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье » и «Домострой ». В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми, имея в виду главную цель - укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.

Семья и общество

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма , Альберти полагал возможным в определённых обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств.

Общество

Само общество Альберти мыслит как гармоничное единство всех его слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей. Обдумывая условия достижения социальной гармонии , Альберти в трактате «О зодчестве » рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом. Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам - кварталы ремесленников и мелких торговцев. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий - школ, терм, театров.

Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете , учёный и художник Леонардо да Винчи , авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

Нравственное совершенствование

Как и многие гуманисты, Альберти разделял представления о возможности обеспечить социальный мир путем нравственного совершенствования каждого человека, развития его активной добродетели и творчества. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека » во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Сомнения Альберти нашли яркое выражение в его «Моме » и «Застольных беседах », но не стали определяющими для главной линии его размышлений. Ироничное восприятие реальности человеческих деяний, характерное для этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.

Творчество

Литература

Первые работы Альберти написал в 20-е гг. - комедии «Филодокс » (1425), «Деифира » (1428) и др. В 30-е - начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке - «О преимуществе и недостатках учёных » (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс » (1437); диалоги на вольгаре на этические темы - «О семье » (1434-1441), «О спокойствии души » (1443).

В 50-60-е гг. Альберти написал сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы » - свои главные сочинения в области литературы, ставшие образцами латинской гуманистической прозы XV в. Последние произведения Альберти: «О принципах составления кодов » (математический трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой » (1470).

Альберти одним из первых выступал за использование итальянского языка в литературном творчестве. Его элегии и эклоги - первые образцы этих жанров на итальянском языке.

Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону , Аристотелю , Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика Альберти - светская по характеру - отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творческие возможности, разум человека. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.

Зодчество

Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения . Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456-1470), церквей Сан-Франческо в Римини , Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе - здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто .

Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве » (De re aedificatoria) (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе » (1464).

Библиография

  • Альберти Леон Баттиста . Десять книг о зодчестве: В 2т. М., 1935-1937
  • Мастера искусств об искусстве. Т.2. Эпоха Возрождения/Под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М., 1966
  • Ревякина Н.В . Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV-первой половины XV века. Новосибирск, 1975.
  • Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти / Отв. ред. член-корр. АН СССР З. В. Удальцова . Академия наук СССР .. - М .: Наука , 1979. - 176, с. - (Из истории мировой культуры). - 75 000 экз. (обл.)
  • Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в)/Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985
  • История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001
  • Зубов В. П. Архитектурная теория Альберти. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. ISBN 5-89329-450-5 .
  • Аникст А. Выдающийся зодчий и теоретик искусства // Архитектура СССР, 1973 № 6. С. 33-35
  • Маркузон В. Место Альберти в архитектуре раннего Возрождения // Архитектура СССР, 1973 № 6. С. 35-39.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Генуе
  • Умершие в Риме
  • Архитекторы Италии
  • Культура Средневековья
  • Ренессансные гуманисты
  • Учёные Средневековья
  • Теоретики архитектуры
  • Математики XV века
  • Писатели по алфавиту
  • Писатели Италии
  • Родившиеся в 1404 году
  • Родившиеся 14 февраля
  • Умершие в 1472 году
  • Умершие 25 апреля
  • Выпускники Болонского университета

Wikimedia Foundation . 2010 .

» идею многоалфавитного шифра.

Биография

Родился в Генуе, происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе. Учился гуманитарным наукам в Падуе и праву в Болонье . В 1428 г. закончил Болонский университет, после чего получил должность секретаря у кардинала Альбергати , а в 1432 г. - место в папской канцелярии, где прослужил более тридцати лет. В 1462 г. Альберти оставил службу в курии и до своей кончины жил в Риме.

Гуманистическое мировоззрение Альберти

Гармония

Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти - яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения . Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики , занимался математикой и картографией . Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке. Творение себя самим, физическое совершенство - становятся целью, как и духовное.

Человек

Идеальный человек, по Альберти, гармонично сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармоничной личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета . Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина , Пьеро делла Франческа , Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре , что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум - свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца - благоволение и милосердие. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам... Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье.
(Леон Баттиста Альберти)

Творчество и труд

Исходная посылка гуманистической концепции Альберти - неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов - гармонии и совершенства. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко - от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора - устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти - не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъёма, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными », к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. «Искусство жить постигается в деяниях », - подчёркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме.

Семья

Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберти отводил семье. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье » и «Домострой ». В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми, имея в виду главную цель - укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.

Семья и общество

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма , Альберти полагал возможным в определённых обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств.

Общество

Само общество Альберти мыслит как гармоничное единство всех его слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей. Обдумывая условия достижения социальной гармонии , Альберти в трактате «О зодчестве » рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом. Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам - кварталы ремесленников и мелких торговцев. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий - школ, терм, театров.

Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете , учёный и художник Леонардо да Винчи , авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

Нравственное совершенствование

Как и многие гуманисты, Альберти разделял представления о возможности обеспечить социальный мир путём нравственного совершенствования каждого человека, развития его активной добродетели и творчества. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека » во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Сомнения Альберти нашли яркое выражение в его «Моме » и «Застольных беседах », но не стали определяющими для главной линии его размышлений. Ироничное восприятие реальности человеческих деяний, характерное для этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.

Творчество

Литература

Первые работы Альберти написал в 20-е гг. - комедии «Филодокс » (1425), «Деифира » (1428) и др. В 30-е - начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке - «О преимуществе и недостатках учёных » (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс » (1437); диалоги на вольгаре на этические темы - «О семье » (1434-1441), «О спокойствии души » (1443).

В 50-60-е гг. Альберти написал сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы » - свои главные сочинения в области литературы, ставшие образцами латинской гуманистической прозы XV в. Последние произведения Альберти: «О принципах составления кодов » (математический трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой » (1470).

Альберти одним из первых выступал за использование итальянского языка в литературном творчестве. Его элегии и эклоги - первые образцы этих жанров на итальянском языке.

Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону , Аристотелю , Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика Альберти - светская по характеру - отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творческие возможности, разум человека. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.

Зодчество

Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения . Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451), перестроены церковь Сантиссима-Аннунциата , фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456-1470), церквей Сан-Франческо в Римини , Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе - здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто .

Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве » (De re aedificatoria) (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе » (1464).

Библиография

  • Альберти Леон Баттиста. Десять книг о зодчестве: В 2 т. - М., 1935-1937.
  • Альберти Леон Баттиста. Книги о семье. - М.: Языки славянских культур, 2008.
  • Мастера искусств об искусстве. Т. 2: Эпоха Возрождения / Под ред. А. А. Губера , В. Н. Гращенкова . - М., 1966.
  • Ревякина Н. В. Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV - первой половины XV века. - Новосибирск, 1975.
  • Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти / Отв. ред. член-корр. АН СССР З. В. Удальцова . Академия наук СССР . - М .: Наука , 1979. - 176, с. - (Из истории мировой культуры). - 75 000 экз. (обл.)
  • Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.) / Под ред. Л. М. Брагиной . - М., 1985.
  • История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / Под ред. Л. М. Брагиной . - М.: Высшая школа, 2001.
  • Зубов В. П. Архитектурная теория Альберти. - СПб.: Алетейя, 2001. - ISBN 5-89329-450-5 .
  • Аникст А. Выдающийся зодчий и теоретик искусства // Архитектура СССР. 1973. № 6. С. 33-35.
  • Маркузон В. Ф. Место Альберти в архитектуре раннего Возрождения // Архитектура СССР. 1973. № 6. С. 35-39.
  • Леон Баттиста Альберти: Сб. статей / Отв. ред. В. Н. Лазарев ; Научный совет по истории мировой культуры, Академия наук СССР . - М .: Наука , 1977. - 192, с. - 25 000 экз. (обл.)
  • Данилова И.Е. Альберти и Флоренция. М., 1997. (Чтения по истории и теории культуры. Выпуск 18. Российский государственный гуманитарный университет. Институт высших гуманитарных исследований). (Перепечатано с приложением: Данилова И.Е. «Исполнилась полнота времен...». Размышления об искусстве. Статьи, этюды, заметки. М., 2004. С. 394-450).
  • Зубов В.П. Альберти и культурное наследие прошлого // Мастера классического искусства Запада. М., 1983. С. 5-25.
  • Эненкель К. Происхождение ренессансного идеала «uomo universale». «Автобиография» Леона Баттисты Альберти // Человек в культуре Возрождения. М., 2001. С. 79-86.
  • Зубов В.П. Архитектурная теория Альберти. СПб., 2001.
  • Павлов В.И. Л.-Б. Альберти и изобретение живописной линейной перспективы // Итальянский сборник 3. СПб., 1999. С. 23-34.
  • Ревзина Ю. Церковь Сан Франческо в Римини. Архитектурный проект в представлении Альберти и его современников // Вопросы искусствознания. XI(2/97). М.,1997. С. 428-448.
  • Венедиктов А. Ренессанс в Римини. М., 1970.

Напишите отзыв о статье "Альберти, Леон Баттиста"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Альберти, Леон Баттиста

– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно!..
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.

От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.
Князь Андрей командовал полком, и устройство полка, благосостояние его людей, необходимость получения и отдачи приказаний занимали его. Пожар Смоленска и оставление его были эпохой для князя Андрея. Новое чувство озлобления против врага заставляло его забывать свое горе. Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили. Но добр и кроток он был только с своими полковыми, с Тимохиным и т. п., с людьми совершенно новыми и в чужой среде, с людьми, которые не могли знать и понимать его прошедшего; но как только он сталкивался с кем нибудь из своих прежних, из штабных, он тотчас опять ощетинивался; делался злобен, насмешлив и презрителен. Все, что связывало его воспоминание с прошедшим, отталкивало его, и потому он старался в отношениях этого прежнего мира только не быть несправедливым и исполнять свой долг.
Правда, все в темном, мрачном свете представлялось князю Андрею – особенно после того, как оставили Смоленск (который, по его понятиям, можно и должно было защищать) 6 го августа, и после того, как отец, больной, должен был бежать в Москву и бросить на расхищение столь любимые, обстроенные и им населенные Лысые Горы; но, несмотря на то, благодаря полку князь Андрей мог думать о другом, совершенно независимом от общих вопросов предмете – о своем полку. 10 го августа колонна, в которой был его полк, поравнялась с Лысыми Горами. Князь Андрей два дня тому назад получил известие, что его отец, сын и сестра уехали в Москву. Хотя князю Андрею и нечего было делать в Лысых Горах, он, с свойственным ему желанием растравить свое горе, решил, что он должен заехать в Лысые Горы.
Он велел оседлать себе лошадь и с перехода поехал верхом в отцовскую деревню, в которой он родился и провел свое детство. Проезжая мимо пруда, на котором всегда десятки баб, переговариваясь, били вальками и полоскали свое белье, князь Андрей заметил, что на пруде никого не было, и оторванный плотик, до половины залитый водой, боком плавал посредине пруда. Князь Андрей подъехал к сторожке. У каменных ворот въезда никого не было, и дверь была отперта. Дорожки сада уже заросли, и телята и лошади ходили по английскому парку. Князь Андрей подъехал к оранжерее; стекла были разбиты, и деревья в кадках некоторые повалены, некоторые засохли. Он окликнул Тараса садовника. Никто не откликнулся. Обогнув оранжерею на выставку, он увидал, что тесовый резной забор весь изломан и фрукты сливы обдерганы с ветками. Старый мужик (князь Андрей видал его у ворот в детстве) сидел и плел лапоть на зеленой скамеечке.
Он был глух и не слыхал подъезда князя Андрея. Он сидел на лавке, на которой любил сиживать старый князь, и около него было развешено лычко на сучках обломанной и засохшей магнолии.
Князь Андрей подъехал к дому. Несколько лип в старом саду были срублены, одна пегая с жеребенком лошадь ходила перед самым домом между розанами. Дом был заколочен ставнями. Одно окно внизу было открыто. Дворовый мальчик, увидав князя Андрея, вбежал в дом.
Алпатыч, услав семью, один оставался в Лысых Горах; он сидел дома и читал Жития. Узнав о приезде князя Андрея, он, с очками на носу, застегиваясь, вышел из дома, поспешно подошел к князю и, ничего не говоря, заплакал, целуя князя Андрея в коленку.
Потом он отвернулся с сердцем на свою слабость и стал докладывать ему о положении дел. Все ценное и дорогое было отвезено в Богучарово. Хлеб, до ста четвертей, тоже был вывезен; сено и яровой, необыкновенный, как говорил Алпатыч, урожай нынешнего года зеленым взят и скошен – войсками. Мужики разорены, некоторый ушли тоже в Богучарово, малая часть остается.
Князь Андрей, не дослушав его, спросил, когда уехали отец и сестра, разумея, когда уехали в Москву. Алпатыч отвечал, полагая, что спрашивают об отъезде в Богучарово, что уехали седьмого, и опять распространился о долах хозяйства, спрашивая распоряжении.
– Прикажете ли отпускать под расписку командам овес? У нас еще шестьсот четвертей осталось, – спрашивал Алпатыч.
«Что отвечать ему? – думал князь Андрей, глядя на лоснеющуюся на солнце плешивую голову старика и в выражении лица его читая сознание того, что он сам понимает несвоевременность этих вопросов, но спрашивает только так, чтобы заглушить и свое горе.
– Да, отпускай, – сказал он.
– Ежели изволили заметить беспорядки в саду, – говорил Алпатыч, – то невозмежио было предотвратить: три полка проходили и ночевали, в особенности драгуны. Я выписал чин и звание командира для подачи прошения.
– Ну, что ж ты будешь делать? Останешься, ежели неприятель займет? – спросил его князь Андрей.
Алпатыч, повернув свое лицо к князю Андрею, посмотрел на него; и вдруг торжественным жестом поднял руку кверху.
– Он мой покровитель, да будет воля его! – проговорил он.
Толпа мужиков и дворовых шла по лугу, с открытыми головами, приближаясь к князю Андрею.
– Ну прощай! – сказал князь Андрей, нагибаясь к Алпатычу. – Уезжай сам, увози, что можешь, и народу вели уходить в Рязанскую или в Подмосковную. – Алпатыч прижался к его ноге и зарыдал. Князь Андрей осторожно отодвинул его и, тронув лошадь, галопом поехал вниз по аллее.
На выставке все так же безучастно, как муха на лице дорогого мертвеца, сидел старик и стукал по колодке лаптя, и две девочки со сливами в подолах, которые они нарвали с оранжерейных деревьев, бежали оттуда и наткнулись на князя Андрея. Увидав молодого барина, старшая девочка, с выразившимся на лице испугом, схватила за руку свою меньшую товарку и с ней вместе спряталась за березу, не успев подобрать рассыпавшиеся зеленые сливы.
Князь Андрей испуганно поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им, что он их видел. Ему жалко стало эту хорошенькую испуганную девочку. Он боялся взглянуть на нее, по вместе с тем ему этого непреодолимо хотелось. Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного – унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками.
Князь Андрей освежился немного, выехав из района пыли большой дороги, по которой двигались войска. Но недалеко за Лысыми Горами он въехал опять на дорогу и догнал свой полк на привале, у плотины небольшого пруда. Был второй час после полдня. Солнце, красный шар в пыли, невыносимо пекло и жгло спину сквозь черный сюртук. Пыль, все такая же, неподвижно стояла над говором гудевшими, остановившимися войсками. Ветру не было, В проезд по плотине на князя Андрея пахнуло тиной и свежестью пруда. Ему захотелось в воду – какая бы грязная она ни была. Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот. Небольшой мутный с зеленью пруд, видимо, поднялся четверти на две, заливая плотину, потому что он был полон человеческими, солдатскими, голыми барахтавшимися в нем белыми телами, с кирпично красными руками, лицами и шеями. Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку. Весельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустно.
Один молодой белокурый солдат – еще князь Андрей знал его – третьей роты, с ремешком под икрой, крестясь, отступал назад, чтобы хорошенько разбежаться и бултыхнуться в воду; другой, черный, всегда лохматый унтер офицер, по пояс в воде, подергивая мускулистым станом, радостно фыркал, поливая себе голову черными по кисти руками. Слышалось шлепанье друг по другу, и визг, и уханье.
На берегах, на плотине, в пруде, везде было белое, здоровое, мускулистое мясо. Офицер Тимохин, с красным носиком, обтирался на плотине и застыдился, увидав князя, однако решился обратиться к нему:
– То то хорошо, ваше сиятельство, вы бы изволили! – сказал он.
– Грязно, – сказал князь Андрей, поморщившись.
– Мы сейчас очистим вам. – И Тимохин, еще не одетый, побежал очищать.
– Князь хочет.
– Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае.
«Мясо, тело, chair a canon [пушечное мясо]! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде.
7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее:
«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.
(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.)
Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска. Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило. Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну…

Баттиста Альберти, Леон Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista), (1404-1472), итальянский ученый, литератор, теоретик искусства, архитектор эпохи Раннего Возрождения Альберти появился на свет в семье влиятельного флорентийского купца. Семья Альберти, находившаяся в то время в изгнании, была вынуждена обосноваться в Генуе, где 14 февраля 1404 года и родился Леон Баттиста.

Жизнь Баттиста

Изучал древние языки и математику в Падуе у известного гуманиста Гаспарино де Барриццы, после чего продолжил образование в Болонском университете, изучая каноническое право, греческую философию и литературу. Проявил выдающиеся способности по всем дисциплинам и стал автором нескольких литературных произведений. По окончании университета в 1428 г. получил степень доктора канонического и гражданского права. Провел несколько лет во Франции в должности секретаря нунция (папского посла) кардинала Альбергати, посещал Германию и Нидерланды. По возвращении в Италию в 1432 г. получил место аббревиатора (своего рода секретаря) в папской канцелярии, которое и занимал до 1462 г. Покинув службу, Альберти вплоть до момента своей кончины в 1472 г. проживал в Риме. Творчество Альберти Многогранность интересов Альберти - классический пример универсальности и широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. Одаренность и разностороннее образование позволили ученому внести значительный вклад не только в литературу, теорию искусства и архитектуру - Леон Баттиста также занимался изучением проблем педагогики и этики, математики и картографии. Одно из главных положений в его гуманистической концепции - учение о гармонии как изначально присущей человеку неотъемлемой сущности. Каждое разумное существо должно не только воплощать гармонию в своем образе жизни, но и распространять ее вовне. Идея физического и нравственного самосовершенствования чуть ли не впервые была противопоставлена официальной церковной ортодоксальной доктрине. На протяжении большей части своей жизни Альберти уделял большое внимание литературе - первые из его известных произведений, комедии «Деифира» (1428) и «Филодокс» (1425), были им написаны в период обучения в Болонском университете. После римского восстания. В 1434 году влиятельный род Колонна поднимает в Риме восстание, в результате чего Альберти, находящийся при дворе папы Евгением IV, оказывается во Флоренции. Там были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат, посвященный скульптору Брунеллески - «Три книги о живописи». В то же время была начата работа над трактатом «О семье» (Della famiglia), законченное в 1441 г. Во время путешествий по Италии вместе с папским двором (1437-1443) Леоном Баттистой были созданы юридические сочинения «О праве», «Понтифекс» и этические диалоги «О спокойствии души». Примерно в 50-60-е гг. Альберти написал «Застольные беседы». Этот сатирически-аллегорический цикл является ярким образцом латинской гуманистической прозы периода Раннего Возрождения. К последним его произведениям относятся математический трактат «Трактат о шифрах» (1466) и диалог на вольгаре (народной латыни) «Домострой» (1470). Альберти первым смог изложить учение о перспективе на языке математики, его перу Альберти первым смог изложить учение о перспективе на языке математики, его перу принадлежит оригинальная концепция многоалфавитного шифра, послужившая заметным вкладом в развитие криптографии. Являлся активным сторонником использования народного итальянского языка в литературе - многие из его сочинений написаны на вольгаре, что способствовало популяризации его идей среди разных слоев общества.

Палаццо Ручеллаи. Каждый из трёх этажей здания декорирован пилястрами одного из 3-х классических ордеров - тосканского (1 этаж), коринфского (3 этаж); 2 этаж вместо ионического ордера содержит пилястры с оригинальной капителью, авторство которой принадлежит Альберти

Альберти и его влияние на архитектуру

В роли архитектора Альберти оказал немалое влияние на формирование стиля Высокого Возрождения, развивая вслед за Филиппо Брунеллески в зодчестве античные мотивы. Палаццо Ручеллаи (Флоренция), возведённый Бернардо Росселлино в 1446-1451 гг. по проекту Альберти, является одним из первых образцов светской архитектуры той эпохи.

Базилика Сант Андреа (Мантуя), «величайший, удивительный и вечный храм». Построен в форме латинского креста, главный фасад выполнен в виде древнеримской триумфальной арки, разделенной на три части велтенскими пилястрами.

По его проектам были перестроены и оформлены фасады церквей Санта-Мария-Новелла, Сан-Франческо (Римини), Сан-Себастьяно и Сант-Андреа (Мантуя). В них были использованы древнеримские архитектурные мотивы (триумфальные аркады и арки). Архитектурные идеи одного из крупнейших авторитетов в проектировании храмов «нового образца» Леона Баттиста Альберти оказали значительное влияние на формирование архитектуры эпохи кватроченто - раннего итальянского Возрождения.

Санта Мария Новелла (Chiesa di Santa Maria Novella) — церковь во Флоренции. Великолепный портал и верхняя часть церкви с её чёткой ритмикой квадратов инкрустированы мрамором. Композиция квадратов ограничена с трёх сторон геральдическими символами семьи Ручеллаи

Многообразная жизнь Альберти Не ограничиваясь архитектурой, Альберти занимался скульптурой и живописью. Сочинения «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452), и трактат «О статуе» (1464) были первыми трудами по теории итальянского искусства. Несмотря на то, что Альберти основную часть своей жизни провел в Риме, наибольшее влияние на его творчество и мировоззрение оказала культурная и художественная атмосфера Флоренции. Одаренный от природы и получивший блестящее образование, Альберти был сведущ во многих видах искусства - теоретик и практик зодчества был также и успешным литератором, занимался живописью и скульптурой, разбирался в музыке и умел играть на органе. Как гуманиста, Альберти интересовали самые разные аспекты личности и общества, он исследовал семейные устои и принципы хозяйствования, мораль и этику, вопросы психологии, права и политики. Альберти не ограничивался гуманистическими науками - он был автором трудов по математике и механике, графологии и криптологии, ему принадлежит изобретение различных приборов и инструментов. Следуя своей концепции гармонического развития личности, Альберти с трудолюбием и упорством занимался физическими и военными упражнениями, развивал и совершенствовал в себе лучшие человеческие черты - сдержанность, человеколюбие, способность к пониманию, щедрость.

Наиболее известные архитектурные проекты Леон Баттиста Альберти:

1. Палаццо Ручеллаи (Palazzo Rucellai) (1446-1451, Флоренция)

2. Фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456-1470, Флоренция)

3. Фасад церкви Сан-Франческо (Римини) 4. Церковь Сан-Себастьяно (Мантуя)

Леон Баттиста Альберти (итал. Leone Battista Alberti; 14 февраля 1404, Генуя - 25 апреля 1472, Рим) - итальянский учёный, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.

Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра.

«Должен был появиться человек, — писал Леонардо Ольшки, — который, владея теорией и имея призвание к искусству и практике, поставил бы стремления своего времени на прочную основу и придал бы им определенное направление, в котором им предстояло развиваться в будущем. Этим многосторонним, но в то же время гармоническим умом был Леон Баттист Альберти».

Леон Баттиста Альберти появился на свет в Генуе 18 февраля 1404 года. Образование, которое он получал сначала в Падуе, а потом в Болонье, было основано на идеях гуманизма. Уже в двадцать четыре года Леон Баттист Альберти получил звание доктора кононического права.

Леон Баттиста Альберти – человек, деятельность которого повлияло на всю эпохуВ студенческие годы художник увлекался языками, математикой, философией. Уже в эти годы появляются его сочинения, в которых он говорит о судьбе и о ее влиянии на жизнь человека. Тогда же Леона Баттиста Альберти наполняли тревожные, беспокойные настроения. Посмотреть на мир по-другому ему помогла флорентийская культура и знакомство с архитектурой разных стран во время заграничных поездок.

В начале 30-х годов Альберти начал изучать теорию живописи. Полученные знания он обобщил в своих теоретических трудах, посвященных живописи. Имея привычку применять теорию на практике, итальянский художник пробовал писать картины, однако в наше время известны только несколько его работ.

Дальнейший творческий и жизненный путь итальянского гуманиста связан с Италией и Флоренцией. Именно в этих городах появляются самые известные постройки этого выдающегося архитектора, появляются новые трактаты, которые посвящены человеку, обществу.

В этот же период Леон Баттист Альберти пишет много литературных произведений. Он пишет в различных жанрах, от классических форм которых очень часто отходит. Все свои произведения он создаёт на итальянском языке, тем самым пропагандируя его, и придавая ему большое значение. Существуют предположения, что автором первого учебника по грамматике итальянского языка является Леон Баттист Альберти.

Леон Баттиста Альберти – человек, деятельность которого повлияло на всю эпохуНачиная с 40-х годов, все свое внимание Альберти концентрирует на математике и архитектуре. К этому времени личность этого человека настолько заслужила уважение, что сам Папа Николай V обращался к нему за советами, когда осуществлялся проект по перестройке Рима.

Леон Баттист Альберти намного превосходил своих современников и талантом, и любознательностью, и многосторонностью, и особой живостью ума. В нем счастливо сочетались тонкое эстетическое чувство и способность разумно и логично мыслить, опираясь при этом на опыт, почерпнутый от общения с людьми, природой, искусством, наукой, классической литературой.

Леон Альберти относился к тому типу людей, которые доводят начатое до конца, а работу, за которую берутся, делают очень качественно. Если он брался за какую-то проблему, тему, то изучал он полностью изучал ее, не проходя мимо даже самых незначительных вопросов.

Благодаря такому упорству, он создает новые приборы. Например, для того, чтобы удобнее было наблюдать за влажностью воздуха, Алберти изобретает гигрометр; стремясь достать с дна остатки затонувших кораблей, он проектирует подъемные механизмы.

Так же итальянского гуманиста интересовали способы шифровки слов, культивирование ценных пород лошадей, формы написания букв и многое другое.

Разнообразие его интересов настолько поражало современников, что один из них записал на полях альбертиевской рукописи: «Скажи мне, чего не знал этот человек?», а Полициано, упоминая Леона Альберти, предпочитал «молчать, нежели сказать о нем слишком мало».

По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451), перестроены церковь Сантиссима-Аннунциата, фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456-1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе - здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто…

Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра…

Первые работы Альберти написал в 20-е гг. - комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. В 30-е - начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке - «О преимуществе и недостатках учёных» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437); диалоги на вольгаре на этические темы - «О семье» (1434-1441), «О спокойствии души» (1443).
В 50-60-е гг. Альберти написал сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» - свои главные сочинения в области литературы, ставшие образцами латинской гуманистической прозы XV в…

«…Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум — свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца — благоволение и милосердие.»

Ровно 610 лет назад родился итальянский философ (а также писатель, гуманист и в целом — учёный) Леон Баттиста Альберти, ставший, по сути дела, виднейшим теоретиком эпохи Возрождения.

Биография Леона Батиста Альберти началась с рождения в знатной флорентийской семье, которая оказалась в изгнании в Генуе. Он изучал право в Болонье, а гуманитарные науки в Падуе. Болонский университет Альберти закончил в 1428 году, и после этого получил должность секретаря при кардинале Альбергати. А с 1432 года, на протяжении тринадцати лет, служил в папской канцелярии. Службу в канцелярии он оставил в 1462 году, и всю оставшуюся жизнь прожил в Риме.

***

Философия Леона Батиста Альберти.

Гармония.

Разносторонняя деятельность Альберти это яркий пример разносторонности интересов людей в Эпоху Возрождения. Всесторонне одаренный и образованный, он увлекался проблемами педагогики и этики, занимался картографией и математикой, а так же внес огромный вклад в теорию зодчества и искусства, в архитектуру и литературу. В эстетике Альберти основное место принадлежит учению о гармонии, которая рассматривается как важная природная закономерность. И человек должен не просто учитывать ее в своей деятельности, но и разнести своей работой и творчеством на различные грани собственного бытия.

Человек.

По Альберти идеальный человек согласовано сочетает в себе силы воли и разума, душевный покой и творческую активность. В своих действиях он руководствуется принципами меры. Человек мудр, и обладает чувством собственного достоинства. Все это вместе взятое придает сформированному образу черты величия. На развитие гуманистической этики, а так же на ренессансное искусство, в том числе и на жанр портрета, большое влияние оказал созданный Леоном Баттиста Альберти идеал гармоничной личности. Во многих образах итальянской скульптуры, графики и живописи того времени видно воплощение такого типа человека. Это можно увидеть в работах таких мастеров как Андреа Мантеньи, Пьероделла Франческа, Антонелло да Мессина и других известных мастеров.

Творчество и труд

Исходная точка гуманистического учения Альберти заключается в неотъемлемой принадлежности человека миру природы. Эту принадлежность писатель толкует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Люди включены в мировую систему и соответственно попадают во власть ее законов, совершенства и гармонии. Созвучие между человеком и природой определяет способность первого к познаванию мира, к здравому, направленному к добру бытию. По теории Альберти вся ответственность за нравственное совершенствование, независимо от значения (общественное или личное) возлагается только лишь на самих людей. Только от свободной воли человека зависит выбор между добром и злом. Главное предназначение человека Леон Батиста Альберти видел в творчестве. Это понятие для него было очень широко, от занятия простого ремесленника до вершин научной и художественной работы. Особое предпочтение гуманист отдавал труду архитекторов. Он считал их устроителями жизни людей, создателями прекрасных и разумных условий существования.

Семья.

Гуманист большую роль в формировании человека, активно приумножающего праведным трудом свои личные блага и блага всего общества и государства, отводил семье. Он считал ее основной ячейкой всего режима общественных порядков. Леон Баттиста Альберти весьма много внимания уделял семейным устоям. Это отчетливо видно в диалогах, написанных на вольгаре «Домострой» и «О семье». В этих произведениях он рассматривает проблему воспитания и начального образования подрастающего поколения, и предлагает решать их с гуманистических позиций. Согласно его теории главная цель во взаимоотношениях между детьми и родителями это укрепление семьи и ее внутренней гармонией.

Семья и общество.

В те времена большую роль в экономической практике играли фамильные торгово-промышленные и финансовые компании. В связи с этим семья по Альберти рассматривается как база хозяйственной деятельности. Он считал, что только накопительство и разумное ведение хозяйства, основанное на рачительной заботе о делах, основанное на принципах бережливости и трудолюбия могут привести семью к богатству и благосостоянию. Леон Баттиста Альберти считал недопустимым применение нечестных методов обогащения, в этом он частично расходился с купеческим менталитетом и практикой. Он полагал, что этим семья лишает себя хорошей репутации. Альберти отстаивал такие отношения человека и общества, при которых интерес отдельно взятой личности согласуется с интересами прочих людей.

Общество.

Общество гуманист видит как гармоничное единство всех его слоев, и этому должна оказывать содействие деятельность правителей. Немалую часть своей биографии Леон Батиста Альберти потратил на обдумывание условий для достижения общественной гармонии. В трактате «О зодчестве» он показал идеальный город, превосходный по разумной планировке и внешнему виду зданий, площадей и улиц. Все жизненное окружение здесь устроено так, чтобы оно соответствовало потребностям семьи, отдельных лиц, а так же общества в целом. Вся городская площадь разделена на отдельные зоны. Дворцы правителей и здания высших магистратур располагаются в центре города, а жилища мелких торговцев и ремесленников находятся на окраинах. Таким образом, высшее общество пространственно отделено от бедных кварталов. Альберти считал, что при таком способе градостроения можно предотвратить губительные последствия различных народных смятений. Совершенный город Альберти благоустроен одинаково для всех его жителей, независимо от их социального статуса. Общественные здания, театры, школы и др., должны быть доступны всем.

Нравственное совершенствование.

Философия Леона Батиста Альберти, как и у большинства гуманистов, указывала, что социальный мир можно обеспечить путем морального совершенствования каждой отдельной личности, развитием ее творчества и активной добродетели. В творчестве Леонардо да Винчи многие идеи Альберти обрели дальнейшее развитие.

Литература.

В 20-е годы Леон Баттиста Альберти написал свои первые работы, в 1425 комедию «Филодокс» а в 1428 «Деифира». В 30 – 40-х вышли работы на латинском языке; в 1430 «О преимуществах и недостатках ученых», в 1437 «Понтифекс» и «О праве», в 1443 «О спокойствии души».

В 50 -60-е годы он написал произведения, которые впоследствии стали образцами латинской гуманистической прозы 15 века. Речь идет о сатирически-аллегорическом цикле «Застольные беседы». Последние работы автора «О принципах составления кодов», и написанный в 1470 году на вольгаре «Домострой».

В числе первых Альберти ратовал за то, чтобы итальянский язык использовался в литературном творчестве. Первые примеры таких жанров это написанные им элегии эклоги.

Оригинальная концепция человека, основанная на идее гармонии, принадлежит Альберти. Его этика отличается вниманием к проблемам земного существования человека и его нравственным совершенствованиям. В своем учении он наиболее цельно выразил идеал гармонической личности. Альберти объединил все потенциальные понятия человека с таким понятием как virtu (способность, доблесть). Человек может развить свои природные способности и сам творить свою судьбу. По учению гуманиста образование и воспитание должны развивать в человеке свойства его натуры. В борьбе с богиней случая Фортуной человеку помогают выстоять такие качества как смелость, воля и разум.