Дунгане, происхождение этого народа. Русский Туркестан

На фото: Счастливая дунганская семья в 90-тые годы 20 столетия в Масанчи


Центральная Азия и Китай соединяются веками и великим шелковым путём. На древнейшей земле Киргизстана, Казахстана и Узбекистана компактно проживает молодая и трудолюбивая нация - дунганский народ. Они прилежно работают и растят своё потомство. Откуда они пришли? Когда? Почему судьба их постоянно связана с Китаем?

В начале июля 1994 года над этими вопросами я начал работать с главным корреспондентом ведущей китайской газеты "Жэньминь жибао" в центральной Азии. Неоднократные встречи и общение с дунганами помогли мне приблизиться к почти забытой истории о судьбе дунганского народа. И оказалось, что многие не проясненные вопросы потихоньку выясняются, как лёд тает к приходу весны.

На фото: Молодая дунганка с детими
Во второй половине 19 века с Хуэйцзу, одно из многих национальных меньшинств Поднебесной, произошло антицинское крестьянское восстание, которое распространялось по провинциям Шэньси и Ганьсу. Потерпев поражение, группа повстанцев во главе с предводителем Бый Янху из провинции Шэньси были вынуждены перейти на территорию Российской империи (сегодняшняя Киргизия, Казахстан и Узбекистан). Спустя 130 лет после этого дунгане из поколения в поколение занимаются овощеводством и земледелием, ведут скромный образ жизни, хранят обычаи китаеязычных мусульман-хуэйцев «исторической Родины» Шэньси и Ганьсу.


На фото: Автор статьи с дунганским фермером
За 4-летний период журналисткой работы в Центральной Азии я подружился со многими дунганами. И я часто вспоминаю те встречи и то общение с ними.

В 1862-1877 годах в провинции Шэньси, Ганьсу и Нинься произошло масштабное антицинское крестьянское восстание предков дунган–хуэйцзу. Оказалось, что восстание жестоко подавили цинские войска. Остатки повстанцев дунган проходили несколько тысяч километров труднопроходимых дорог, пересекали границу между цинской империей и царской Россией. Местные жители спрашивали их, откуда они пришли, - "С востока", "дунган!"-так звучит ответ на шэньсийском диалекте. Со временем слово “дунган” распространялось и стало названием китайских мусульман-хуэйцев в царской России.

Первыми среди дунган были 3 тысячи дунганских переселенцев во главе с Бый Янху, пришедших из северо-западной провинции Шэньси. Они поселились на берегу реки Чу, и позже перебрались в другие места Центральной Азии, затем во многие районы СССР. В Алма-Ате расположена деревушка дунган -"Заря Востока; в пригороде Бишкека стоит деревня дунган, именуемая "Благородная земля"; много дунган в Тарасе (Джанбыл) –город на юге Казахстана. Так же есть местечко "Масаньчи" в Казахстане, которое дунгане в шутку называют "столицей дунган РК".


На фото: Дунганские ветераны труда перед музеем дунганского народа в Масанчи
Дунгане в основном занимаются овощеводством, наполняя корзину овощей в любое время года. Дунгане до сих пор бережно охраняют обычаи своих предков с Лессового плато. На пример, в чрезмерно трудные дни обретения независимости РК, к свадьбе они, как и прежде, готовят большое приданое: кроме одеял, ковров, тканей, необходимы и импортный цветной телевизор и другие бытовые электроприборы. Как и в северных китайских деревнях, во время свадебной церемонии всё приданое обязательно выставляется во дворе невесты, чтобы показать соседям и присутствующим гостям богатство новобрачных.


На фото: Дунганские народные пляски на деревне «Заря Востока» под Алматы
В рационе у дунган сохраняются особенности китайской кухни. Продукты из пшеничной муки употребляются каждый день. В гостях у Ма Губая, заместителя председателя общества дунган в Казахстане, хозяин мне пояснил, что в семье дунган почти ежедневно едят лапшу. Посетив несколько дунганских семей, я увидел в их дворах чугунные котлы. Хозяйки готовят блюда следующим образом: сначала растапливают масло, затем добавляют кусочки мяса и ломтики овощей; без добавления соевого соуса, уксуса, (желтодревесника) и других приправ.

Хотя дунгане поселились в ЦА уже больше 130 лет назад, они бережно хранят свои национальные традиции, и одновременно они активны в общественной жизни. Они дружно живут с казахами, киргизами, русскими и другими национальностями. Сегодня во всех странах Центральной Азии проводится политика межнационального согласия, которая пользуется массовой поддержкой всех народов. Деревня "Масаньчи" часто отправляла свою делегацию в провинцию Шэньси и Ганьсу. К тому же дипломаты посольств КНР в РК и в КР ежегодно навещают своих дунганских соотечественников, предоставляя школьные учебники китайского языка, компьютеры и оказывают щедрую поддержку. Руководители и общественные деятели стран ЦА стремятся к тому, чтобы местные дунгане стали звеном понимания и дружбы с Китаем.


На фото: Главный вход в Масанчи
Незабываемое время моей 4-летней журналисткой карьеры в Центральной Азии еще раз показывает, что у дунган и хуэйцов-их братьев, живущих в Китае, имеется единый и общий исторический корень.-о-

(город Биш-кек, се-вер Чуй-ской и Ис-сык-Куль-ской об-лас-тей, Ош-ская область), на юго-вос-то-ке Ка-зах-ста-на (Ал-ма-Атин-ская область и город Джам-бул) и вос-то-ке Уз-бе-ки-ста-на (Фер-ган-ская до-ли-на).

Чис-лен-ность в Кир-ги-зии 58 тысяч человек, Ка-зах-ста-не 36 тысяч человек, Уз-бе-ки-ста-не 1,8 тысяч человек (2007 год, оцен-ка). В Рос-сии 0,8 тысяч человек (2002 год, пе-ре-пись). Го-во-рят на дун-ган-ском язы-ке, рас-про-стра-не-ны так-же киргизский, ка-захский, узбекский, уй-гур-ский, русский язы-ки. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не- сун-ни-ты ха-на-фит-ско-го маз-ха-ба.

Дунгане - по-том-ки ху-эй, пе-ре-се-лив-ших-ся в Среднюю Азию и Ка-зах-стан из Ки-тая по-сле по-дав-ле-ния Дун-ган-ско-го вос-ста-ния 1862-1877 годов. Вы-ход-цы из провинции Гань-су се-ли-лись пер-во-на-чаль-но в селе Ыр-дык под Ка-ра-ко-лом и в Оше; позд-нее часть ош-ских дунгане уш-ла на се-вер и ос-но-ва-ла поселок Дун-га-нов-ка (ны-не Джал-пак-Тю-бе) под городом Аулие-Ата (ны-не Та-раз); вы-ход-цы из провинции Шэнь-си по-се-ли-лись в сё-лах Ка-ра-ку-нуз (пер-во-на-чаль-но Инь-пань, буквально - вре-мен-ный ла-герь) и Шор-Тю-бе на пра-вом бе-ре-гу реки Чу, на-про-тив города Ток-мак; из провинции Синь-цзян - в селе Алек-сан-д-ров-ка на реке Со-ку-лук, город Джар-кент (дун-ган-ское - Са-мыр, ны-не Пан-фи-лов), сё-лах Чи-лик и Или, близ города Вер-ный (ны-не Ал-ма-Ата). В начале XX века воз-ник дун-ган-ский по-сё-лок в Сред-не-чир-чик-ском районе под Таш-кен-том. В 1884 году на-счи-ты-ва-ли около 8,8 тысяч человек.

Основное тра-диционное за-ня-тие - па-шен-ное, в основном по-лив-ное, зем-ле-де-лие. В Ка-зах-ста-не и Кир-ги-зии дунгане вве-ли в куль-ту-ру ри-со-вод-ст-во (сорт дун-ган-ша-ла) и ви-но-гра-дар-ст-во, в Ис-сык-Куль-ской кот-ло-ви-не (город Ка-ра-кол) - бо-бо-вые и ле-кар-ст-вен-ный мак, в Ош-ской до-ли-не вос-при-ня-ли у уз-бе-ков хлоп-ко-вод-ст-во; по-все-ме-ст-но раз-ви-то ого-род-ни-че-ст-во. Зем-лю об-ра-ба-ты-ва-ли китайским плу-гом (шао лихуа), при об-мо-ло-те ис-поль-зо-ва-ли ка-мен-ный 8-гран-ный ка-ток (гун-за). Раз-во-ди-ли круп-ный ро-га-тый скот, пти-цу. Бы-ли ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны из-воз-ный, шор-ный и другие про-мыс-лы, по-сред-ни-че-ская тор-гов-ля. Дун-ган-ские сло-бо-ды воз-ник-ли в го-ро-дах Вер-ный, Пиш-пек, Джар-кент, Ток-мак, Ка-ра-кол, Ош, Ау-лие-Ата.

Тра-диционные по-се-ле-ния ре-гу-ляр-ной пла-ни-ров-ки. Жи-ли-ще кар-кас-ное сыр-цо-вое или ка-мен-ное, отап-ли-ва-лось ка-ном (кон), ори-ен-ти-ро-ва-но вы-хо-дом на юг, име-ло муж-скую и жен-скую по-ло-ви-ну; ком-на-ты вы-хо-ди-ли на кры-тую на-руж-ную га-ле-рею. Муж-ская и жен-ская оде-ж-да близка к северо-ки-тай-ской: пра-во-за-паш-ные (у муж-чин так-же пря-мо-за-стёж-ные) ха-ла-ты и курт-ки, ши-ро-кие шта-ны, ма-тер-ча-тые туф-ли без каб-лу-ка; пре-об-ла-да-ют чёр-ный и си-ний цве-та, жен-ская одеж-да ук-ра-ша-ет-ся вы-шив-кой. Го-лов-ные убо-ры - со-ло-мен-ные шля-пы, ме-хо-вые и вой-лоч-ные шап-ки. Мо-ло-дые жен-щи-ны хо-ди-ли с не-по-кры-той го-ло-вой, по-жи-лые но-си-ли плат-ки. Тра-диционна пи-ща - ча-ще ва-рё-ная или при-го-тов-лен-ная на па-ру: лап-ша из пше-нич-ной (ла-мян), го-ро-хо-вой или бо-бо-вой му-ки (фын-тяо), рис с при-пра-ва-ми из мя-са и ово-щей, пам-пуш-ки; в от-ли-чие от ки-тай-цев, дунгане упот-реб-ля-ют жи-вот-ные жи-ры. Так-же пе-кут в тан-ды-ре сред-не-ази-ат-ские ле-пёш-ки. Едят па-лоч-ка-ми, тра-пе-зу на-чи-на-ют с чая, обед за-кан-чи-ва-ют су-пом.

По-се-ле-ния дунгане об-ра-зо-вы-ва-ли замк-ну-тые об-щи-ны, управ-ляв-шие-ся вы-бор-ны-ми стар-ши-на-ми и объ-е-ди-няв-шие-ся в са-мо-управ-ляю-щие-ся во-лос-ти. Ре-шаю-щее влия-ние имело вы-бор-ное му-сульманское ду-хо-вен-ст-во: имам, со-вер-шав-ший пят-нич-ное бо-го-слу-же-ние; му-дар-рси--ахун, обу-чав-ший де-тей в ду-хов-ной шко-ле; ха-тип-ахун, со-вер-шав-ший об-ре-за-ние, и др. До середины XX века со-хра-ня-лись боль-шие се-мьи, по-ли-ги-ния, слож-ный сва-деб-ный об-ряд (сва-тов-ст-во, об-мен по-дар-ка-ми, де-виш-ник с оп-ла-ки-ва-ни-ем не-вес-ты, сва-деб-ный по-езд, ри-ту-аль-ная борь-ба и иг-ры с тре-бо-ва-ни-ем вы-ку-па и т. п.; до 1930-х годов бы-то-ва-ло умы-ка-ние). Жен-щи-ны поль-зо-ва-лись в се-мье ав-то-ри-те-том.

Современный ареал расселения и численность

Всего: 110000
Киргизия : 58409 () , 59994 ()

Казахстан : 51577 ()

Россия : 1651 ()

Язык Религия Родственные народы
Дунгане
Китай
традиционный китайский : 東干族
упрощённый китайский : 东干族
Dunganese name
Dungan: Хуэйзў
Xiao"erjing: حُوِ ذَو
Romanization: Huejzw
Hanzi: 回族

Дунгане - народ, проживающий в Киргизии , южном Казахстане и Узбекистане . Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу , которых часто относят к той же национальности. Дунгане являются потомками хуэйцзу , часть которых, как и более многочисленные уйгуры , переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае. Самоназвание дунган в записи современной дунганской кириллической письменностью - хуэйхуэй (ср. кит. 回回 ), хуэймин (кит. 回民 ) «народ хуэй», лохуэйхуэй (кит. 老回回 ) «почтенные хуэйхуэй » или җун-ян жын (кит. 中原人 , «люди Центральной равнины»). Свой язык (см. дунганский язык) они именуют соответственно «языком народности хуэй » (дунг. хуэйзў йүян ; ср. кит. 回族语言 ) или «языком Центральной равнины» (җун-ян хуа , ср. кит. 中原话 ). В СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. В Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу , которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. В китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань » употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

Один из многих ресторанов на Дордойском рынке в Бишкеке, рекламирующих «дунганскую кухню»

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г. ), а также в северной Киргизии , где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г. ) В России , согласно переписи 2002 года , проживает 800 дунган.

В селе Милянфан

Дунгане в Киргизии

Известные дунгане

В формировании этого российского народа религия сыграла определяющую роль. Потомки арабов и китайцев, дунгане были глубоко верующими мусульманами – и это посреди конфуцианско-даосистского Китая! Благодаря Российской империи дунгане спаслись от истребления.

Оставшиеся

Основным местом проживания дунган являются бывшие среднеазиатские республики СССР - Казахстан, Киргизия и Узбекистан. В России, по данным переписи 2010 года, насчитывается более 1600 представителей этого народа. Ближайшие родственники дунган – хуэйцзу – живут на их общей исторической родине - в Китае, который почти все дунгане покинули еще во второй половине XIX века.

О происхождении и появлении в Китае дунган есть несколько легенд. Наиболее романтичная гласит, что однажды китайскому императору приснилось чудище, которое пыталось его убить. Победить его смог только юноша в зеленых одеждах. В этой фигуре толкователи увидели символ ислама, который должен был защитить императора и его страну от врагов. Тогда правитель пригласил три тысячи арабских воинов, а чтобы удержать их, женил на прекрасных китаянках. Массовая свадьба прошла по канонам ислама, но с учетом местных традиций, а от этих браков и пошли дунгане.

Более суровая версия легенды уверяет, что арабские воины сами пришли на китайскую землю и взяли самых красивых девушек, пользуясь тем, что никто не в силах их остановить. Впрочем, как бы ни оценивали авторы легенд родство с чужаками-арабами, сам его факт признают все.

Однозначной версии нет и у происхождения названия народа. Одни исследователи считают, что оно связано с тюркским словом "турган" - "оставшийся". Другие уверены: оно появилось, когда дунгане переселялись в Россию и рассказывали, что пришли с востока, а это, якобы, на одном из китайских диалектов звучит как "дунган". В любом случае это имя народ получил уже в Средней Азии. Сами дунгане употребляли самоназвание "хой-хой" - "мусульманин". Так же их называли и китайцы.

Дефицит невест

Путь дунган в Российскую империю был связан с трагическими событиями. В 1862 – 1877 году этот народ поднял восстание, которое было жестко подавлено китайскими властями. Спасаясь от истребления, они бежали под покровительство России. Из исторических документов известно, что китайские власти требовали от российских выдать беглецов, но получили отказ. Русские, как всегда, встали на защиту несчастных и обездоленных людей.

Впрочем, на новом месте не обошлось без проблем и недопонимания. Например, дунганам запретили заключать браки в раннем возрасте (в Китае они могли создавать семьи браки начиная с 10 лет), а мужчинам – носить длинную китайскую косу. Этим запретам дунгане сопротивлялись с присущей им резкостью и вспыльчивостью, могли оружием угрожать. Российская империя получила весьма эмоциональных и не очень законопослушных подданных.

Однако, как бы ни упорствовали дунгане, на новом месте им пришлось частично изменить свой уклад жизни. Они действительно стали жениться позже. Но связано это было не только с требованиями властей, сколько с демографической ситуацией. В среднеазиатских землях, куда они переселились, женщин было меньше, чем мужчин, и размер выкупа за невесту существенно вырос. Собрать такую сумму быстро мог не каждый. Из-за этого дунгане стали жениться не только на своих, но и на местных девушках и сокрушались, что "русская" свадьба обходится им гораздо дороже.

По старинным обычаям

Свадебный обряд у дунган проходит по старинным обычаям. Ему всегда предшествовали сватовство, обмен подарками, девичник и оплакивание невесты. Во время самого торжества за девушку требовали выкуп, проходили различные ритуальные игры и борьба. Почти до середины ХХ века дунгане практиковали и умыкание невесты. Допускалось многоженство, впрочем, как и развод (правда, по уважительной причине).

В дунганской семье женщина пользовалась авторитетом и ходила с открытым лицом. Незамужние женщины могли и вовсе не покрывать голову. Девочки обучались грамоте наравне с мальчиками, изучали ислам, арабский алфавит. Детей с малых лет учили во всем беспрекословно подчиняться взрослым. Старший мужчина – несомненный глава семьи.

В целом дунгане отличаются любовью к чистоте и порядку. Они ревностно соблюдают правила гигиены, употребляют в пищу много овощей, так что их можно смело назвать приверженцами здорового образа жизни. Еще в XIX веке исследователи отмечали, что дунгане отличаются от соседей крепким здоровьем и долголетием.

Объединяющий лагман

Еще одна отличительная черта народа, замеченная всеми этнографами, - это особый пиетет по отношению к пище. Дунгане любят и готовить, и есть. С пищей у них связано множество традиций и обрядов.

Так, кандидатуру невесты будущая свекровь утвердит только тогда, когда убедится в ее умении готовить. На четвертый день после свадьбы к молодоженам отправляются родители супруги с подарками – четырьмя связками лапши, мясом и овощами. Из всего этого сразу же надо приготовить лагман. Считается, что для дунганской женщины одна из самых страшных оскорблений - назвать ее плохой кухаркой и хозяйкой.

Еду дунгане готовят только в отдельном помещении – "жуэфон". Там необходимо соблюдать едва ли не хирургическую чистоту. Немытую посуду ни в коем случае не откладывают на утро: ее сравнивают с покойником, которого не похоронили и оставили дома.

Основа дунганской кухни – лапша, рис, мясо и овощи. Только теста существует шесть основных видов, которые также делятся на подвиды. Дунгане очень любят чай и начинают с него любой прием пищи, а заканчивают супом. Громко стучать палочками или звенеть ложками во время еды строго запрещается: это может отпугнуть богатство. Хозяин дома не может встать из-за стола первым, а гость – отказаться от еды, попробовав ее. А еще дунгане хранят сладости, принесенные с праздников: по поверьям, они привлекают в дом счастье.

Едва ли не культовым блюдом для дунган является лагман. Они утверждают, что именно их народ сделал это кушанье популярным на весь свет, а его название происходит от дунганского слова "люмян" или "ламян" - "растянутое тесто". Одна из любимых легенд этого народа – как раз о повялении лагмана: три случайно встретившихся голодных путника просто бросили в вок то, что было у каждого – муку, сушеное мясо, редьку и специи. Получившееся блюдо якобы так понравилось приходившему мимо вельможе, что он наградил их. С тех пор путники были друзьями, не знающими бедности.

Сегодня дунгане готовят лагман и в будни, и в праздники, и он снова объединяет их за одним общим столом.

Мария Андреева

Дунгане, происхождение этого народа. Дунгане - народ сложного этногенеза. Единого мнения о его происхождении у ученых пока не сложилось. Бесспорно, на наш взгляд, то, что первоначально он формировался на территории современного северо-западного Китая в Танскую (618-907 гг. н.э.), Сунскую (960-1279 гг.н.э.) и Юанскую (1271-1368 гг. н.э.) эпохи; то есть в VII-XIV вв. и под воздействием распространявшегося ислама. Среди самих дунган бытуют различные легенды об их происхождении, которые записывались дореволюционными исследователями В.П.Васильевым, В.Ф.Поярковым, а также советскими дунгановедами Г.Г.Стратановичем, Н.Н.Чебоксаровым, Х.Ю.Юсуровым и др. вот что рассказывает одна из наиболее распространенных легенд. В начале IX в. к китайскому императору Танской династии явился во сне человек с длинной белой бородой, в зеленом халате и чалме. Человек этот спас императора от напавшего на него чудовища и исчез. На утро, когда император вызвал придворного мага (суангуади) и рассказал ему о странном сновидении, тот, подсчитав на гадальных счетах, объявил, что императора выручил из беды великий пророк Ма (пророк Мухаммед), живущий далеко на западе, в Аравии. Выслушав суангуади, китайский император решил пригасить пророка к себе в Китай и с этой целью отправил в Аравию 300 своих людей. Пророк Мухаммед оставил их у себя, а взамен отправил 300 арабов (** согласно записанному указателю у сказителя Хия Ваахунова полному варианту было 3000 арабов) во главе с тремя своими учениками – Гэйсом, Вэйсом и Вангасом. Через них Мухаммед передал китайскому императору свое изображение, чтобы он посмотрел, но не вывешивал, иначе оно исчезнет. До столицы китайской империи посланцы Мухаммеда добрались во главе с Вангасом, а Гэйс и Вэйс погибли в пути из-за того, что сотворили чудо для спасения своих людей, которые должны были погибнуть без воды и топлива в пустыне. Китайский император с почестями принял посланцев пророка. Ему понравились их религия и обряды, и он разрешил распространять ислам в серединной империи. Через три года, когда пришельцы захотели вернуться домой, ссылаясь на то, что скучают по семьям, император устроил в столичном парке праздник, на который собрал самых красивых девушек со всех концов страны и велел арабам выбрать себе жен. Супружеский союз заключали по магометанской вере, а свадебные церемонии проводились по китайскому обычаю. Император велел своим сановникам в течении трех дней не принимать жалоб от родителей девушек, уведенных арабами. На четвертый же день, когда те пришли во дворец с жалобами, император объяснил им, что их дочери уже три дня являются женами арабов, и посоветовал родителям пойти проведать их. Родители девушек так и поступили. Видимо, оттуда пошел у дунган обычай сыдомян, по которому на четвертый день после свадьбы родители невесты идут в дом жениха и несут четыре пучка длинной нарезанной лапши, мяса, различные закуски. От этих браков, по легенде, и берут начало дунгане. Китаянки передали детям своим обычаи и язык, которые постепенно, в течении веков смешиваясь с традициями мусульман-арабов, сформировали дунганский национальный характер. Согласно другой легенде, распространенной среди тюркских народов, Чингисхан после возвращения из похода в Китай оставил там часть войска как опору своего владычества, поэтому их назвали «тургане» (оставшиеся), откуда и выводится этноним дунгане. По второму варианту той же легенды, которую сообщил русский исследователь А.К.Гейнс, Тамерлан после похода в Китай оставил часть своих войск охранять важный пункт по пути на Восток. Оставшиеся воины (монголы) обзавелись семьями, расселились по долинам рек Джунгарии и стали предками западных дунган. Южных и восточных дунган Гейнс считал более древними потомками уйгуров. Еще одно предание о происхождении дунган. Много лет тому назад в пределы Китая пришел отряд в две тысячи человек. Воины пришли с Запада. Одеты они были не так, как китайцы, были белы лицом и хотя знали по-китайски, но между собой говорили на никому не известном языке. Придя в город, они потребовали себе сначала земли, а потом китайских девушек в жены. Сильные воинственные пришельцы внушали китайцам страх, и они не посмели им отказать. Землю дали, но с девицами было труднее, так как ни одна из них добровольно не хотела выходить за них за- муж. Тогда начальник пришельцев отправился к китайскому губернатору и решительно заявил, что если им не дадут жен, они их сами добудут. Перепуганный губернатор подумал и сказал: «Скоро в городе будет большой праздник. На площади соберутся все женщины, которые займут три ряда стульев. В первом ряду будут девицы, их вы не берите, во втором будут сидеть замужние женщины, этих тоже не трогайте; наконец, в заднем - будут старухи и вдовы. Среди них вы найдете еще довольно много молодых и красивых. Вы их и хватайте, а потом будет уже ваше дело, как сохранить их за собой». Начальник воинов обещал так сделать. Настал день праздника. Весь город собрался на торжество. Женщины так и сидели, как сказал губернатор, Пришли и воины. У каждого под одеждой было спрятано оружие. Прогуливаясь перед зрительницами, они намечали себе невест. Самая красивая была в первом ряду, но некоторым нравились китаянки и из второго ряда. Когда выбор был намечен, начальник дал знак, и пришельцы бросились в ряды зрительниц. Китайцы пробовали их защитить, но отступили, увидев оружие. Тогда белые воины уже беспрепятственно схватили своих будущих жен и унесли их к себе. Пленницы скоро примирились со своей участью, примирились с похищением и их родственники. Потомки этих воинов почти совсем слились с китайцами, но все же их можно отличить даже и теперь - это дунгане. Они красивее и здоровее настоящих китайцев, и это происходит оттого, что белые пришельцы взяли только красивых и молодых. Китаеязычные мусульмане имеют разное происхождение. Ислам впервые проник в Китай при династии Тан (618-907 гг.) по двум не связанным друг с другом направлениям - северо-западному сухопутному, вдоль Великого шелкового пути, и юго-восточному морскому. В 742 г. императором Сюаньцзуном была основана мечеть в находившейся на Великом шелковом пути столице танской империи Чанъане - современном административном центре северо-западной пров. Шэньси городе Сиань (сейчас мечеть называется - Сиань цинчжэнь дасы, или «Большая сианьская мечеть»). Одновременно в портовых городах юго-восточного Китая, которые относятся к ареалу далеко отстоящих от современного пекинского диалекта южных диалектов китайского языка, начали селиться арабские и персидские торговцы. Позже, при монгольской династии Юань (1271-1368 гг.), выходцы из мусульманских стран (в числе т. н. «цветноглазые») занимали второе место в общественной иерархии после монголов и использовались на высоких государственных должностях. К середине или концу Минской эпохи китайский язык стал родным для мусульман почти повсеместно в империи (за исключением таких групп, как дунсяне или салары), и лишь ахуны (муллы) могли говорить и писать по-арабски и по-персидски. Чтобы передавать знания Корана и этих языков из поколения в поколение в китайскоязычной среде, была развита система исламских школ, с более или менее стандартной программой, получившие название цзинтан цзяоюй, то есть «образование в Доме Корана», формализацию которой обычно связывают с именем Ху Дэнчжоу, ахуна середины16 в. из Шеньси. Для облегчения обучения в исламских школах, появились две интересные системы письменности. С одной стороны, некоторые школы системы цзинтан цзяоюй (главным образом в Шэньси) стали использовать китайские иероглифы для объяснение произношения арабских слов ученикам, для которых китайская письменность была ближе, чем арабская. Это, однако, было сравнительной редкостью, так как большинство мусульман на северо-западе Китая были мало знакомы с китайской иероглификой, но обучались арабскому письму в медресе. В их среде получила распространение противоположная система, получившая название сяоэрцзин: использование арабского алфавита для фонетической транскрипции китайского языка. Начиная с середины XVII в., в первые десятилетия Цинского правления в Китае, суфизм начинает проникать в империю, под влиянием экспедиций кашгарского мюршида Аппак Ходжи в тогдашнюю провинцию Ганьсу (включавшую, в Цинские времена, и нынешний Цинхай). В XVIII в.духовные наследики Аппак Ходжи, ганьсуйские ахуны Ма Лайчи и Ма Минсинь провели годы в Аравии, и вернувшись на родину, создали суфийские братства, получившие названия «Куфия» и «Джахрия». Их названия происходят от арабских слов, отражающих наиболее заметное внешнее отличие их обрядности: повторение зикра про себя или вслух. Приверженцы Куфии и Джахрии играли большую роль в истории хуэйского (дунганского), дунсянского и саларского народа в течение последующих двух веков. Во время династии Цин хуэйцзу, как и другие мусульмане Китая, неоднократно участвовали в народных восстаниях, самым крупным из которых было Дунганско-уйгурское 1862-1877 гг. В результате разгрома восстания цинскими войсками во главе с Цзю Цзунтаном, карта расселения хуэйского населения претерпела значительные изменения. Хуэйцы некоторых районов понесло значительные потери (к примеру, более тысячи защитников Цзиньцзипу на севере Нинся, во главе со своим вождём, джахрийским мюридом Ма Хуалуном были убиты, после того как их крепость пала в 1871 г; подобная же резня около 7000 хуэйцев имела место и после падения Сучжоу) в 1873 г. Другие были переселены на новые места по соображениям государственной безопасности: например, повстанцы, отступившие из долины реки Вэй в южном Шэньси, были водворены на засушливые неплодородные возвышенности южного Нинся и прилегающих районов Ганьсу; мусульмане стратегически важного «Коридора Ганьсу», оставшиеся в живых после резни в Сучжоу, были перемещены в южное Ганьсу. Некоторые группы смогли найти приют в пределах Российской империи (дунгане). С другой стороны, руководители восстания в Хэчжоу - Ма Чжаньао и Ма Цяньлин - перешли на стороны цинских властей; впоследствии их дети и внуки играли немалую роль в управлении хуэйскими землями северо-западного Китая. В общем в любом случае происхождение дунган связано с проникновением ислама на территорию Северо-Западного Китая. Но если на территории Казахстана и Киргизии их называют дунганами, то на территории Китая их называют хуэйцзу (народ хуэй).