Доходный дом щербатова. Доходный дом щербатова Доходный дом князя с а щербатова


Дом С.А. Щербатова на Новинском бульваре - одно из самых величественных зданий русского неоклассицизма ХХ века. По масштабу замысла и качеству воплощения оно может сравниться с такими замечательными постройками, как дворец Половцева И.А. Фомина в Петрограде и особняком Тарасова в Москве И.В. Жолтовского. Дом Щербатова принёс архитектору Александру Таманяну золотую медаль на конкурсе Городской управы на лучшее здание Москвы в 1914 г. За эту постройку и за заслуги в области искусства А.И. Таманян был избран академиком архитектуры по представлению академиков А. Щусева, О. Бернштама и Л. Бенуа.

"Главный фасад, - писал о доме художник Михаил Нестеров, - был обращён к Новинскому бульвару, задний - к берегам Москвы-реки, с перспективой на далёкие Воробьёвы горы. Стиль дома - модный тогда ампир... Тут был и дворик со львами, и античные статуи, и трельяж с вьющимся диким виноградом, и княжеский герб над аркой во внутренний дворик".


Хозяин дома князь Щербатов намеревался возвести дворец для размещения музея личных коллекций. С другой стороны, как писалось в советской литературе, "нищавшая знать стремилась найти практическое приложение для своих быстро оскудевших наследственных капиталов". Поэтому особняк решено было совместить с доходным домом. Это продиктовало композицию здания, состоящую из трёх частей, - центральной пятиэтажной и двух боковых трёхэтажных.


На верхнем этаже располагались покои владельца, включавшие 39 комнат и две террасы. Сдаваемые внаём квартиры (всего их было 28 по 8 комнат каждая) были расположены в четырёх нижних этажах; над ними находились приёмные комнаты. Для пластического обогащения фасада Таманян использовал ионический ордер внизу и коринфский наверху. Небольшие окна низа контрастируют с крупными окнами и остеклёнными террасами верха. Стена третьего и четвёртого этажей как раз объединяет контрастные элементы здания в единое целое.


В планировке здания Таманян был стеснён размерами участка, которые не позволяли ему развернуть широкий открытый двор, выходящий на бульвар. И всё же даже в трудных условиях заданного участвка архитектору удалось разместить объёмы так, чтобы создать два двора.

Доходный дом Щербатова

Дохо́дный дом Щерба́това (Новинский бульвар , 11). Выстроен для князя С.А. Щербатова в 1911—13 в стиле неоклассицизма А.И. Таманяном, при участии скульпторов А.А. Кудинова, В.В. Кузнецова, художника И.И. Нивинского; представляет собой оригинальную попытку соединить собственно доходный дом и особняк владельца. Здание с парадным двором, в глубине которого располагается главный корпус, и флигелями, выходящими на линию улицы, повторяет в укрупнённом масштабе композицию типичной московской городской усадьбы в стиле ампир . Фасады флигелей монументально и строго оформлены четырьмя пилястрами большого ордера с антаблементом, выше которого помещено полукруглое окно. В главном пятиэтажном корпусе верхний ярус занимает особняк владельца, наружная декоративная отделка которого выделяется богатой пластикой и изяществом; колоннада коринфского ордера, выступающие по её сторонам портики и скруглённые углы подчёркивают относительную архитектурную самостоятельность этой части здания, придавая одновременно выразительность всему решению главного фасада.

М.В. Нащокина.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Смотреть что такое "Доходный дом Щербатова" в других словарях:

    - (1875, имение Нара — 1962, Нью Йорк), князь, художник, меценат, коллекционер. Сын московского князя. Окончил (1898). В 1890 х гг. учился в художественной школе Л.О. Пастернака в Москве, в 1898—1901 — в Мюнхене. Участник выставки… … Москва (энциклопедия)

    У этого термина существуют и другие значения, см. Петровка. Петровка Москва Москва … Википедия

    Доходные дома в Москве - Доходный дом многоквартирный жилой дом, построенный с целью извлечения дохода путем сдачи квартир внаем. Как тип сложился в европейской архитектуре 1830 1840 х гг. и к XX веку стал одним из основных типов городского жилья. В конце XIX начале XX… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Моховая улица Санкт Петербург Общая информация Район города Центральный Прежние названия Хамовая или Хамовская дорога Маховая Протяжённость 920 м Ближайшие станции метро «Чернышевская» Почтовый индекс 191028, 191187 … Википедия

0

Архитектурная премьера, случившаяся на Новинском бульваре почти 100 лет назад, в 1913 году, произвела фурор. Князь Сергей Александрович Щербатов предъявил городу свой доходный дом, увенчанный особняком владельца.

Архитектурная премьера, случившаяся на Новинском бульваре почти 100 лет назад, в 1913 году, произвела фурор. Князь Сергей Александрович Щербатов предъявил городу свой доходный дом, увенчанный особняком владельца. Творцом этого чуда стал малоизвестный тогда молодой архитектор Александр Таманов — в будущем создатель советского Еревана Александр Ованесович Таманян.

Видео по темам

Собственное видео сайт! «Песня старого извозчика», неофициальный гимн московского метро, в исполнении камерного ансамбля «Анима» на ежегодной акции «Ночь в метро», май 2013 года.

Московский метрополитен , Москва

В 1935 году газета «Правда» провозглашает Москву портом пяти морей, отныне все главные водные артерии страны направлены к северному речному порту столицы.

Московская область , Москва

Удивительный и таинственный народ - бужские голендры - появились в Сибири больше ста лет назад. Сегодня в мире осталось лишь несколько сотен представителей этого народа, а поселения голендров сохранились только в Иркутской области.

Иркутская область , Пихтинск , Среднепихтинск , Дагник , Музей голендр

Победитель Всероссийского фестиваля «Байкальская волна». Фильм рассказывает о первом в Коми-Пермяцком округе доме учителя и молодых педагогах, которые обучают деревенских детишек. Центр их дома - небольшая обсерватория, где дети могут наблюдать звездное небо.

Новинский бульвар получил имя по Введенскому Богородицкому монастырю, также называвшемуся Новинским. Название Новинского монастыря происходит от новин - холстов, изготавливавшихся монахинями, и от названия пророка Иисуса Навина.

Широкая улица была местом народных гуляний с балаганами, каруселями, зверинцами, а в 1841г. здесь появилась настоящая увеселительная железная дорога с паровой тягой. Гуляния открывались на Пасху; первые 3 дня отводились простонародью, а с четвертого дня его посещала и «приличная» публика. При этом в течение XIX столетия бульвар оставался аристократическим районом. После посадки деревьев народные гуляния перенесли в самый центр города, на Красную площадь и Болотную площадь, а также на Девичье Поле.

Именно здесь коллекционер, художник-любитель, член-попечитель Императорского исторического, Румянцевского музеев, Третьяковской галереи князь Сергей Щербатов поставил свой особняк, в котором он мечтал открыть музей частных собраний. У Щербатова уже была большая коллекция работ современных русских художников, и фамильное собрание предметов европейского искусства. Также в 1909 году князь начал собирать коллекции древних русских икон.

П-образный особняк князя Щербатова - постройка известного архитектора Александра Таманяна, которая завоевала первое место на конкурсе городских фасадов, построенных в 1913 году. После покупки участка, князь сразу «выписал» из Петербурга Таманяна и заказал ему проект дома-дворца, сочетающего обычный доходный дом и жилище богатого собственника. Условия были поставлены жестко: доходные квартиры, особняк хозяина, классический стиль. Щербатов даже ставил в пример английские, норвежские и шведские интерьеры, как самые уютные.

Архитектор блестяще справился с задачей: в центре двора устроили курдонер, за ним возвышалась шестиэтажная часть с покоями хозяина на последнем этаже и трехэтажные корпуса по бока, позади дома были устроены конюшня и гараж. Особняк Щербатова прославился необычным планировочным решением, богатой лепниной, живописной отделкой. Анфилада комнат выходила окнами на парадный уличный двор. Всего в особняке насчитывалось 39 помещений, включая гобеленную, две библиотеки, портретную. Со двора в особняк Щербатова вели отдельная лестница и лифт. У входа были каменные львы и железные фонари с изысканным рисунком, которые были проданы на слом Московским Университетом.

В своем доме Сергей Щербатов разместил собрания книг, картин, икон. Он предполагал завещать все здание под городской музей частных собраний. Но грянула революция, и Щератов эмигрировал, а его коллекцию разделили между разными музеями.
А в особняке князя Щербатова поселились ткачи Трехгорной мануфактуры.