Для всех и обо всем. Премия, конечно, ушла на обмыв премии

График, карикатурист, скульптор, человек с безграничной фантазией — все это о художнике Вячеславе Почечуеве. Выставка к его 80-летию открылась в Палатах Владимиро-Суздальского музея. Выдающийся мастер резьбы по дереву начинал с графики и карикатур. Был успешен, печатался в «Крокодиле», но в один момент решил изменить все.

— Тайной его страстью были акварели и гуаши, и он решил принять участие в выставке на Кузнецком мосту. Человек он был неорганизованный, пришел поздно, и хороших мест на стенах не осталось, и он разместил свои картины на полу. И когда народ пустили в зал он увидел, что его картины валяются, и стекла раздавлены, и он решил, что это знак судьбы, — рассказала вдова художника Наталья Киселева.

Решив, что никогда не будет художником, Вячеслав Почечуев отправился на Камчатку, где работал лаборантом в составе технологической экспедиции. Именно там он и обрел свое призвание. Обычное для северных широт дерево — каменная береза — поразила художника своей корявостью и причудливыми наростами, из которых, казалось, сами рождались невероятные сказочные образы.

— О таких людях, как Вячеслав Почечуев, можно сказать, что это соль земли, то есть люди, которые познали глубину бытия, мироздания, целей в жизни. Я думаю, что каждый, кто посмотрит эту выставку, найдет что-то родное и близкое, вспомнит свое детство, как нам читали сказки, былины, — считает мастер резьбы по дереву Валерий Киселев.

Образы, созданные художником, сложны и многоплановы, порой ироничны. Около каждой скульптуры можно подолгу стоять, размышляя о насущном и вечном, о жизни и смерти, о добре и зле. Кстати, один из важнейших циклов работ художника так и называется «Добро и зло». По словам Натальи Киселевой, эта тема более других волновала Вячеслава Почечуева, ведь в жизни добро и зло всегда рядом, как говорится, в одной упряжке.

— Вот светлое лицо — это лицо добра, и вот темной маской на него наползает зло, но у зла пуста глазница, и на мир через пустую глазницу смотрят глаза добра, — так интерпретирует смысл этой скульптурной композиции вдова художника.

Имя Вячеслава Почечуева известно не только по карикатурам и скульптурам из дерева. Именно ему принадлежит авторство знаменитой машины времени из фильма Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Этот необычный агрегат художник соорудил в короткие сроки после того, как сотрудники научного института не смогли сконструировать фантастическое приспособление, отвечающее замыслу режиссера.

На Владимирской земле, в деревне Сергеево Собинского района мастер проработал около 20 лет. После его смерти вдова художника, Наталья Киселева, передала часть работ во Владимиро-Суздальский музей.

— Работы этого автора долгое время находились на постоянной экспозиции, в Суздале, потом хранились в фондах. Это замечательный скульптор, своеобразный, ироничный, который все свое отношение к жизни выражал в своих работах. Я уверен: для многих, кто сюда пришел, эти работы неизвестны и станут премьерой. Тем радостнее, что мы открываем большую выставку, посвященную памяти Вячеслава Почечуева, — отметил генеральный директор ВСМЗ Игорь Конышев.

На выставке представлено 56 скульптурных композиций из собрания музея и частной коллекции Натальи Киселевой. Познакомиться с творчеством Вячеслава Почечуева можно до третьего марта.

Последние новости:

На пожаре во Владимире погибла женщина

Этой ночью в доме № 109-а по улице Большая Нижегородская во Владимире произошел пожар. Сообщение о возгорании поступило в центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Владимирской области в 1:40. Прибывшие на место пожарные вывели из задымленной квартиры женщину, однако медикам не удалось ее спасти.

Мозалёва обвинили в незнании регионального медицинского законодательства

Директора департамента здравоохранения Алексея Мозалёва уличили в том, что он не согласовывает с главами органов местного самоуправления назначение главных врачей. Председатель Законодательного Собрания Владимирской области Владимир Киселёв обвинил директора регионального департамента…

Владимирская тяжелоатлетка взяла три «бронзы» на первенстве России

Владимирская тяжелоатлетка Юлиана Опекунова выиграла три бронзовые медали на первенстве России. Спортсменка выступала параллельным зачетом за Московскую область в весовой категории « 76 кг ». Юлиана стала третьей в рывке (74 кг), толчке (91 кг) и сумме двоеборья (165 кг), сообщает пресс-служба областного департамента физической культуры и спорта.

18 февраля 2016 года в Выставочном зале «Тушино» состоялось открытие редкого по художественному наполнению экспозиционного проекта «С природой наедине ». Концептуальной основой этой выставки является многожанровость, оригинальность, философский подход в художественном замысле представленных работ, их неповторимая самобытность, приобщающие зрителя к тайнам природы нашей многоликой и необъятной России и загадкам русской души.

В проекте представлены: работы известного скульптора — резчика по дереву Вячеслава Почечуева и его ученика и продолжателя Османа Шайдулина , лирические пейзажи художника Владимира Бандова из цикла «Россия заповедная», выполненные в технике многослойной классической акварели.

Объединяющей основой проекта является стремление показать неразрывное единство природы и внутреннего мира человека. Заповедные таинственные уголки Заполярья, Урала, Камчатки, средней полосы, представленные в акварели, – это удачный фон для сказочных, трогательных, призывающих к размышлению сюжетов, созданных в соавторстве с природой резцом скульпторов из удивительного природного материала — дерева. Любовью к окружающему нас миру природы, стремлением к единству с ней и призывом к ее защите проникнуты работы художников.

25 февраля (четверг) с 12:00 на выставке будет присутствовать автор — Бандов Владимир Петрович


Бандов Владимир Петрович

Родился в городе Оренбурге 28 апреля 1939 года.
Свою трудовую жизнь начал после окончания средней школы рабочим в геологоразведочной партии. Получил высшее образование в Свердловском горном институте по специальности горный инженер-геофизик. 35 лет проработал в Волго-Уральском филиале ВНИИГеофизика, затем во Всесоюзном научно-исследовательском институте скважинной геофизики АО НПП «ВНИИГИС» (г. Октябрьский, Башкирия), занимая должности от начальника отряда до заместителя генерального директора по науке. Является одним из ведущих разработчиков промышленной сейсмоакустической аппаратуры и технологий в области геофизических исследований скважин, широко используемых в России и за рубежом. Кандидат технических наук. В настоящее время проживает в Москве.
Рисунком и живописью увлекался с детства. Не имея специального художественного образования, самостоятельно, на высоком профессиональном уровне овладел сложной техникой многослойной акварели и стал художником-пейзажистом, создав галерею лирических пейзажей России.
В работах В. Бандова заложено глубокое знание окружающего нас мира природы, ее многообразие и глубокий тайный смысл, умноженные на мастерство и реализм отображения. Откровения художника притягивают внимание зрителя и позволяют ему вместе с автором совершать маленькие открытия в пространстве картины.
С 1977 г. его работы периодически демонстрировались на городских и республиканских художественных выставках. В период с 1985 по 2013 г.г. работы выставлялись на 15-и персональных выставках в городах Октябрьский, Уфа, Оренбург, Обнинск и других городах России, а также на 9-и персональных выставках в Москве.
Акварели В. Бандова находятся в частных собраниях любителей живописи в США, Германии, Польше, Болгарии, на Кубе, Республиках Казахстан и Белоруссия, в разных городах России.
Любовью к окружающему нас миру природы, стремлением к единству с ней и призывом к ее защите проникнуты работы художника. Быть другом природы, а не ее хозяином – вот девиз этих работ.


Вячеслав Валентинович Почечуев

Родился 24 сентября 1937 года в Москве. После окончания художественной школы начал свой путь в мир искусства как живописец и график-карикатурист. Поступив в Московский полиграфический институт (1958 год), работал параллельно старшим техником-оформителем во Всесоюзном институте минерального сырья, затем художником-декоратором Московского театра имени Ленинского комсомола, потом руководителем художественного кружка в Клубе юного техника. Колыбелью первых произведений из дерева стала Камчатка, на которую Почечуева забросила судьба в 1967-м году, и куда он возвращался потом неоднократно в команде сотрудников Института физики Земли Академии наук СССР. На Камчатке состоялись и первые выставки деревянной скульптуры Вячеслава. Там же пришла известность – телевизионный фильм «Камчатская палитра» о работах новоявленного скульптора демонстрировался в 60 странах мира. Двери выставочных залов открыла Почечуеву и столица. Один из первых показов состоялся в Кремле. В ряду особенно памятных стали выставки на Новом Арбате (1976-й год) и в Китай-городе (1982-й). Скульптуры мастера больших и малых форм экспонировались также в других городах России и за рубежом.
Неуемность фантазии, стремление к философскому обобщению, природный юмор Вячеслава привлекли к нему внимание ведущих кинематографистов страны. В частности, как скульптор он принимал участие в создании фильмов «Руслан и Людмила» и «Иван Васильевич меняет профессию» (знаменитая «Машина времени» — «внебрачное дитя» Почечуева, «проба сил в концептуальном искусстве»).
Диапазон деятельности ваятеля всегда был необычайно широк, включая и парковую скульптуру, и оформление интерьеров самого широкого назначения. С 1977 года по 1979-й Почечуев «кудесничал» в северном объединении «Мезеньлес»; а в 1984-м создал для детворы шахтерского Ленинска-Кузнецкого «Сказочный городок».
В последние двадцать лет своей жизни Вячеслав творил, в основном, в деревушке Сергеево, под Владимиром, почти не выставляясь. Заключительными аккордами стали вернисажи в Московской городской Думе(2000год) и в Выставочном зале администрации президента (2001-й год). Кинодокументалисты студии «Континент» успели снять о Почечуеве фильм «Древо жизни», увидеть который ему уже не пришлось. Он ушел за неведомый нам горизонт 28 ноября 2002 года. Умирал о н с абсолютной верой в бессмертие. И сегодня эта вера утверждает себя снова и снова. Его работы – в Государственном Историческом музее, в Государственном Дарвиновском музее, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Тверском государственном объединенном музее… Они радуют людей и на многочисленных выставках, заставляя задуматься о превосходстве Добра над Злом, о силе любви, о главном предназначении человека.


Шайдулин Осман Фатехович

Родился 27 октября 1936 года в д. Нижние Мочали Горьковской обл.
В 1940 г. семья переехала в Москву, и Осман закончил Московскую среднюю школу и Московский авиационный приборостроительный техникум.
С VII 1956 по VII 1959 г. служба в армии. С 1959 по 1961 г. работа в Радиотехническом институте АН СССР. С 1961 по 1971 гг. работал в составе экспедиций Института Физики земли АН СССР, которые проводили постоянные круглогодичных наблюдения практически по всей стране — от Карпат до Чукотки и от Таймыра до Памира. Весь 1972 г. О. Шайдулин зимовал в Антарктиде, где сделал первые шаги в своем творчестве, но это было в основном литье.
По возвращению из экспедиций в Москву в 1973 г. поступил в ЦГЭ, откуда, получив инвалидность I группы, уволился в III 2015 г. в связи со смертельной болезнью за четыре месяца до ухода в мир иной…
На Камчатке в конце 60-х годов в составе сейсмического отряда, начальником которого был О. Шайдулин, на станциях, расположенных на берегу Тихого Океана — «Шипун» и «Крутоберегово» — работал Вячеслав Почечуев. Когда они «пересекались» по времени и месту Осман с большим удовольствием помогал Славе в грубой первичной/обработке его работ: обжиг паяльной лампой, чистка щеткой, покрытие мастикой и пр.
Поступление в ЦГЭ по времени совпало с первыми пробами своих сил в резьбе по дереву. Сначала сама пластика дерева диктовала образность работ, что не требовало особого «рукоприкладства». Но вскоре пластика материала стали использоваться художником-любителем более широко и глубоко. В работах появилась некоторая философская позиция автора, окрашенная иронией, юмором, иногда сарказмом.
Работы Османа Шайдулина были представлены на нескольких персональных и совместных выставках в Москве, а так же в Дубне, Подольске, Зеленограде; демонстрировались по ТВ, освещались в прессе. В 80-е годы ХХ столетия две выставки били совместными с Вячеславом Почечуевым: в церквушках на Варварке и Калининском пр.
Участие О. Шайдулина в декабре 2010 г. в Всероссийском выставочном центре, где он представил несколько своих работ, было отмечено медалью «Лауреат ВВЦ».
С 2011 г. несколько выставок прошло совместно с Владимиром Бандовым: в Зеленограде, ЦДРИ в ЕС РАН (г. Обнинск) на выездной сессии международного симпозиума по сейсмологии и в РУДМ.
Много работ Османа Шайдулина находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
В его доме создана постоянная экспозиция его скульптур и фотографий.

Вячеслав Почечуев на съемках фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Фото из открытых источников.

Визитной карточкой замечательного художника-скульптора стало творение для фильма «Иван Васильевич меняет профессию»


Так уж распорядилась судьба, что визитной карточкой замечательного художника-скульптора Вячеслава Почечуева стала «машина времени», сотворенная им по случаю, а точнее, по заказу режиссера Леонида Гайдая для фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Случай оказался счастливым для обоих.

Не было бы счастья, да несчастье помогло... Ваяя деревянных идолов для киносказки режиссера Александра Птушко «Руслан и Людмила», художник Почечуев повредил правую руку. Он мрачно брел по коридору «Мосфильма», тяготясь обретенной вдруг свободой. Тут-то и догнал его давний знакомый из команды Гайдая с невероятным предложением: в наикратчайшие сроки необходимо изобрести: машину времени.

И это, представьте, не было бредом. Без малого полгода специальная группа «физиков и лириков» пыталась выполнить заказ Гайдая, но на выходе, как в известном анекдоте, получалось нечто среднее между телевизором и пулеметом. А режиссеру требовалось совсем другое! Что именно, он и сам толком объяснить не мог, хотя и очень старался. Все сроки вышли, съемки срывались...

В общем, послали за Почечуевым, поскольку слух о необузданности его фантазий в «Руслане и Людмиле» уже витал над коридорами «Мосфильма». Бросаться в омут с головой было вполне в его духе. Так что вместо похода в поликлинику с поврежденной рукой Вячеслав отправился на встречу с Гайдаем. Разговор вышел коротким. «Как скоро вы сможете показать наброски?» — с надеждой спросил режиссер. Почечуев не стал томить мастера: «Максимум через два дня». И помчался домой, в мастерскую.

Через два дня Вячеслав вновь предстал перед Гайдаем. На большом листе ватмана дрожащей левой (правая рука так и не смогла включиться в процесс созидания) была изображена невиданная абракадабра — какое-то хитросплетение трубок, колб, шариков и проводов. У присутствовавших при презентации свидетелей зашевелились волосы на головах. Но автор изображенной на ватмане чудо-машины был так красноречив и убедителен, что неожиданно для всех Гайдай сдался. В помощь Почечуеву пристегнули инженера и слесаря из штатов «Мосфильма».

И вскоре «машина времени» предстала в павильоне во всей своей красе. В ней что-то сердито урчало и щелкало, перемигивались лампочки. Гайдай признал: именно на такой машине герой картины управдом Иван Васильевич Бунша вполне может перенестись в эпоху царя Грозного и благополучно вернуться. Воодушевленный столь высоким признанием, автор проекта сдал свои чертежи в отдел рационализации и изобретательства «Мосфильма» и получил премию в размере 40 рублей. На них тогда можно было купить подростковый велосипед «Орленок» или чудесно поужинать в ресторане «Узбекистан». А главное, к деньгам прилагалась справка: премия выдана В.В. Почечуеву за создание машины времени. Именно так, буднично и без всяких кавычек...

Фильм Гайдая, вышедший на экраны в 1973 году и имевший колоссальный успех, до сих пор усаживает за телеэкраны миллионы зрителей. Это действительно кино на все времена. «Машина времени», придуманная Почечуевым, нисколько не устарела и в нашу компьютерную эпоху.

Сам Вячеслав Валентинович потом с удовольствием вспоминал эту эпопею, назвав ее «пробой сил в концептуальном искусстве». Несмотря на успех в работе над «машиной времени», он остался верен своему главному призванию. Почечуев, прежде всего, скульптор по дереву. «Соавтор природы», как говорил он сам, выбирая в качестве первоосновы своих творений диковинные стволы и замысловатые корневища. Прижизненные и посмертные выставки мастера (он умер 15 лет назад) не оставляют посетителей равнодушными. Они видят в скульптурах и масках Почечуева материи глубинные, философские — противоборство Добра и Зла, поиски призвания и любви. Симпатичны юмор и ирония, с которыми художник касался разных аспектов нашей жизни (это легко объяснить тем, что Почечуев входил в искусство как график-карикатурист).

Он был, конечно же, Дон Кихотом своего времени, неслучайно Почечуев посвятил герою Сервантеса ряд работ. Одна из них находится в фондах Государственного Дарвиновского музея. Она-то и подсказала название выставки, которая сейчас открылась в музее в связи с 80-летием художника, — «Неуемный Дон Кихот». Здесь фотографии из жизни художника: Камчатка, где Вячеслав начал работать по дереву, город Ленинск-Кузнецкий, где создавал сказочный парк для детворы, деревушка Сергеево под Владимиром, где он провел последние 20 лет жизни... А еще почечуевские карикатуры, стихи, высказывания о наболевшем. И, конечно же, его «деревяшки» (так он сам называл свои творения из дерева). А под автопортретом Почечуева гордо встал его деревянный «Дон Кихот».

P.S. Спасибо устроителям выставки — научному сотруднику музея Марии Пузик, художникам-дизайнерам Марине Якубовской и Егору Лысенко и, конечно же, директору Государственного Дарвиновского музея Анне Клюкиной. Работы Вячеслава Почечуева можно увидеть также и в Государственном историческом музее, во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, в Тверском государственном объединенном музее.

Почечуев , скульптор ,
Когда бываю в Суздале, обожаю гулять на территории Спасо-Евфимиева монастыря.
Там работают около 10 музеев.
Каждый интересен по своему. Но самый необычный - музей наивного искусства.
Несколько лет назад в дар Владимиро-Суздальскому музею заповеднику вдовой замечательного художника, декоратора, резчика по дереву Вячеслава Почечуева была передана большая коллекция работ.

К наивному искусству, конечно, творчество Почечуева не имеет ни малейшего отношения, но отдельного помещения для его коллекции музей, очевидно, пока выделить не может.

ВЯЧЕСЛАВ ВАЛЕНТИНОВИЧ ПОЧЕЧУЕВ, преуспевающий график-карикатурист, в 1960-е годы едет на Камчатку.
Именно на Камчатке Почечуев увидел необыкновенное дерево - "каменную березу" и был потрясен её красотами и диковинными перевивами.
Опыт карикатуриста определил характер персонажей Почечуева.

Причудливый кап вдруг превращается в "Мыслителя местного масштаба", обхватившего туповатую физиономию руками и ногами.

В.В Почечуев "Мыслитель местного масштаба "

и гениально простой выглядит его работа "Думы, мои, думы"


"Думы мои, думы "


"Не грусти "

Необыкновенно позитивные работы


Двуликий весельчак


"Шибко мудрый "

Работы интересно рассматривать так: сначала внимательно посмотреть, оценить, попробовать придумать своё название, определить сюжет. И только потом прочитать какое название дал работе сам мастер.
Давайте попробуем.
Как бы вы назвали эту работу?

Называется она "Держи себя в руках"

Это знаменитый Икар.

А вот эта?


А эта называется "Там!"


Свобода слова ))


Ничего не вижу

В столицу Почечуев вернулся уже с именем. И тут - новый поворот в судьбе: его пригласил кинорежиссер Александр Птушко в свою картину "Руслан и Людмила". Сказочный лес, трон Черномора, идолы на поле брани - все это дело рук Вячеслава. Пушкинская сказка обрела художника, близкого по духу.

А когда съемки закончились, как с неба, свалился Гайдай с предложением в экстренном порядке "изобрести машину времени" для фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Полгода один из научных институтов работал над ней и представил очень серьезный и потому "завальный" проект.

Ясное дело - требовалось что-то несусветное. Почечуев не растерялся, и уже через две недели всем известное теперь "чудо" Вячеслава было вполне готово переносить героев в разные эпохи.

Более тысячи работ создал Вячеслав из дерева за свою жизнь.

Удивителен его цикл "Добро и зло". В работы Почечуева нужно всматриваться.
"Крылья добра и зла" можно рассматривать бесконечно. В едином порыве два лика. Один светел и открыт. Второй, как туча сбоку наползает на лик добра, как бездушно застывшая маска.

В музее работы расположены достаточно тесно. А жаль. Большинство шедевров Почечуева многомерны. Невозможно определить, где у них "лицо", где "затылок". Поэтому и фотографировать их было сложно - иногда доступен только один ракурс. А их интересно рассматривать со всех сторон.

Можно только гадать, а каким лицам, ликам, мордам, физиономиям суждено пока стоять, уткнувшись в стену в работах "Люди и звери".

Люди и звери


Люди и звери (фрагмент)

Какую тайну скрывает от нас повёрнутая к стене сторона многофигурной композиции, которая так и называется "Тайна"

Ещё немного работ:


Голова Молоха

Наверное каждого из нас хоть раз в жизни посещала мысль об ушедшем прошлом. Эх если бы вернуться в прошлое, исправить, поступить иначе… Заведомо неисполнимые мечты о возвращении в прошлое — они имеют право на жизнь.

Мы все куда-то мчимся, завелись, как ошпаренные — несемся на бешеной скорости — ничего и никого не замечаем. Мы стали быстро проживать свою жизнь. Не замечаем всей красоты, той мудрости и смысла, которыми озаряемся уже в преклонном возрасте.

Уверен, что даже когда твой горизонт так беспощадно близок, мысль или мечта о волшебном перемещении во времени, об этакой машине времени, не потеряет своей актуальности, не покажется столь безнадежной. Мечтать важно и нужно — в любом возрасте. Равно как надеяться и верить.

Так возможно ли — перемещение во времени, в прошлое? Существовала ли в действительности машина времени и какова вероятность ее в будущем?

Вы все еще читаете этот пост с серьезным выражением лица? :) Выдыхаем, улыбаемся — меньше грусти в мыслях, больше позитива! Расскажу Вам забавную историю, о советском изобретателе машины времени, получивший за своё детище премию — 40 рублей.

Однажды, в 1973 году, известный московский скульптор Вячеслав Почечуев, создал самую настоящую Машину Времени. Без всякой иронии.

Создал запросто, мимоходом, обеспечив бессмертие замечательной гайдаевской киноленте «Иван Васильевич меняет профессию». За что и получил в свое время премию от «Мосфильма» в размере сорока рублей (тех ещё, твердых). К деньгам - справку на бланке да с круглой печатью, гласившую: премия дана Почечуеву Вячеславу Валентиновичу не за красивые глаза, а за создание МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. Без всяких кавычек!

Премия, конечно, ушла на обмыв премии. А фильм смотрят и смотрят, легко переносясь с помощью той самой Машины от Иоанна Грозного к скучному, как моль, советскому бюрократу Ивану Васильевичу Буншу.

…Известного в ту пору карикатуриста и начинающего скульптора по дереву Вячеслава Почечуева в кино первым пригласил Алексондр Птушко. Он снимал «Руслана и Людмилу» и сбился с ног, отыскивая творца дуба с цепью златой и прочих пушкинских декораций. Почечуев взялся и прижился на Мосфильме.

Пошла о нём молва, как о большом умельце. Дошла до Гайдая, начинавшего съёмки «Ивана Васильевича». Съёмки начались, а машины времени не было. Полгода группа художников колдовала, но безрезультатно. С помощью того чудовища не только Грозного не вызовешь, но и Хрущёва…

Переговоры они вели на равных: Гайдай был на мели по времени, а Почечуев на мели финансовой. Так что к соглашению пришли быстро.

Через два дня (!) Вячеслав принес большой лист ватмана, на котором углем дрожащей левой (правая, как назло, отказала!) было изображено НЕЧТО: трубки, колбы, шарики, пружины, змейки. И - провода! Сплошная абстракция и невиданное нахальство. Гайдай в обморок не упал, потому что сидел на стуле. Сьемочноя группа онемела, на глаза» актрисы Селезневой появились слезы: съемки явно срывались… Но Почечуев был красноречив, артистичен и убедителен (ему надо было кормить семью). И Гайдай сдался, другого «изобретателя» искать не стал.

И засвистела работа. В помощники Почечуеву пристегнули двух слесарей. Вытащили со склада какие-то штуковины, оставшиеся после «Соляриса» Тарковского. Съездили в город Клин на стекольный завод, разместили заказ. Дирекция, идя навстречу, обещала выполнить его ударно - за пару месяцев.

Но дядя Вася из продувного цеха за две бутылки выдул три ящика невообразимых, причудливых загогулин на следующий день.

Накупили мигалок, вспышек, реактивов, посуды для химических реактивных опытов, и Машина предстала в павильоне во всей красе.

Весь творческий коллектив впал в эйфорию, когда она застучала и задымила с первой попытки. Её сразу полюбили. Что-то в ней таинственно ворчало, сверкало и булькало, и колыхалось. Потом, когда всё отсняли, Почечуев отмечал, что знаменитые чиновники, актёры, и не знаменитые чиновники, актёры и гримёры слегка слегка смущаясь, украдкой нажимали кнопочки, ожидая чуда.

Сказать по правде, перемещение во времени удалось только актеру Яковлеву. Но остальным хватало завораживающего волшебства огоньков, непредсказуемых вспышек, странного ворчания и чириканья этого нелепого сооружения. Все от Машины уходили чрезвычайно довольные…

Шкурный вопрос — Гонорары

Фильм был отснят за 71 съемочный день, гонорары за это время составили:

Леонид Гайдай - 7948 рублей (5948 руб. за съёмки плюс 2000 рублей за сценарий);

Юрий Яковлев - 4350 рублей;
Леонид Куравлёв - 2312 рублей;
Александр Демьяненко - 1663 рубля;
Савелий Крамаров - 1129 рублей;
Михаил Пуговкин - 788 рублей;
Владимир Этуш - 630 рублей;
Наталья Селезнёва - 362 рубля;
Наталья Крачковская - 347 рублей;
Сергей Филиппов - 258 рублей;
Наталья Кустинская - 168 рублей;
Анатолий Подшивалов - 139 рублей;
Нина Маслова - 101 рубль.

Фильм «Иван Васильевич меняет профессию» вышел в прокат 17 сентября 1973 года и принес Леониду Гайдаю новый оглушительный триумф: 3-е место в прокате, и более 60,7 миллиона зрителей.