История музея. История музея Какой предмет домашней утвари основатель дарвиновского музея

Александр Федорович Кот c

1880-1964

Александр Федорович Кот c — известный ученый-эволюционист, создатель, хра­ нитель и бессменный директор Дарвиновского музея. Он был талантливым, целеустремленным и удивительно трудоспособ­ ным человеком. Интерес к животным и страсть к коллек­ ционированию проявились у него с раннего детства. В дальней­ шем он приходит к убеждению о необходимости систематизи­ровать коллекции на основе всеобщей идеи эволюции, а собранное многолетним трудом достояние сделать доступ­ ным для всех, кто хочет смотреть и изучать животных.

В личности Александра Федоровича сочетались пре­ красные качества: художественное восприятие природы и желание показать ее людям, умение систематизировать, везде видеть и находить подтверждение системности, жизненная стойкость и бескорыстие, презрение к личной выгоде и благожелательное отношение к людям.

Своего отца Александр Федорович не помнил. Он рано умер, не оставив вдове и двум детям никаких средств к существованию. Семья бедствовала. Еще одна смерть посетила ее: умер старший брат, и Александр Федорович занял его место в 1-й Московской классической прогимна­зии, ставшей потом 7-й гимназией. Выпускники гимназий имели право поступать в университет, так Александр Федо­ рович получил доступ к высшему образованию. Никакой биологии в гимназии не изучали, поэтому ему самому прихо­дилось добывать знания о любимых животных. Больше всего его интересовали птицы.

Первые уроки препарирования животных Александр получил от знакомого охотника Ф.Ю. Фельмана, долгое время бывшего единственным учителем начинающего так­сидермиста. Материал для препарирования он отыскивал на московских рынках и покупал на сэкономленные от завтра­ков деньги. Многие часы гимназист Котc проводил за изготовлением чучел животных, и его труды были замечены. Осенью 1896 г. пятнадцатилетнему гимназисту Александру Котсу была присуждена серебряная медаль Российского общества акклиматизации животных и растений за чучела, представленные на Птицеводческой выставке. Видимо, к этому же времени относится и его знакомство с профессором М.А. Мензбиром, автором его любимой книги «Птицы России».

В том же 1896 г. А.Ф. Котc познакомился с Ф.К. Лоренцом - художником, натуралистом, мастером пре­параторского искусства, владельцем Московской таксидер-мической мастерской, снабжавшей чучелами животных рос­сийские и европейские музеи. Здесь же, в мастерской, состоялось знакомство с В.Е. Федуловым, талантливым таксидермистом, создавшим за свою жизнь многие прекрас­ные экспонаты Дарвиновского музея. Это знакомство перешло в дружбу и многолетнее сотрудничество.

В 1899 г. при посредничестве Ф.К. Лоренца и М.А. Мензбира гимназист Александр Котc отправился в научную командировку на юг Западной Сибири от Московского общества испытателей природы. Напутствовал гимназиста перед поездкой молодой ученый П.П. Сушкин. Экспедиция продолжалась пять месяцев. Более сотни чучел, изготовлен­ных А.Ф. Котсом во время экспедиции, были представлены на выставку и удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и расте­ний. Это первое крупное собрание чучел послужило основой всех последующих поступлений и заложило основу будущего Дарвиновского музея.

После окончания гимназии в 1901 г. А.Ф. Котс посту­пил в Московский университет. Естественно, он становится учеником профессора М.А. Мензбира, знакомого ему еще в гимназические годы. Известно, что Ф.К. Лоренц поддержи­вал многих начинающих орнитологов. Известны его регу­лярные экскурсии в окрестностях Москвы с К.А. Сатуниным (Кожевников, 1916). Александр Котс усердно зани­мался сравнительной анатомией позвоночных. Занятия его были успешными. Он быстро осваивал новый материал и хорошо рисовал. Видимо, поэтому М.А. Мензбир познако­мил Котса с художником Н.А. Мартыновым. Вместе с А. Котсом студию Мартынова посещали М.Д. Езучевский и В.А. Ватагин, будущие известные художники, дружба и сотрудничество с которыми у Александра Федоровича продолжались всю жизнь.

Летом 1902 г. А.Ф. Котс принимает участие в экспедиции П.П. Сушкина в Минусинский край, Западные Саяны и Урянхайскую землю, в которой были собраны многочисленные коллекции птиц, зверей и насекомых. Это была последняя дальняя экспедиционная поездка А.Ф. Котса. Он не чувство­вал интереса к полевой зоологической работе, его все больше привлекала систематизация животных и музейное дело.

В 1905 г. во время перерыва в университетских занятиях, вызванного студенческими волнениями, Александр Федоро­вич Котс совершает поездку на Виллафранкскую зоологичес­кую станцию, посещает европейские университеты и музеи естественной истории.

Знакомство с музеями навело А.Ф. Котса на мысль «об устройстве у себя на Родине более цельного, продуманного и общедоступного музея, специально посвященного нагляд­ной иллюстрации учения эволюции и дарвинизма», писал он в своих «Воспоминаниях» (рукопись хранится в Дарвинов­ском музее, цит. по: Муцетони, 1987).

Весной 1906 г. университет был закончен, а Александр Коте был оставлен на кафедре М.А. Мензбира для подго­товки к профессорскому званию. Видимо, с этого времени начинается целенаправленная и активная работа А.Ф. Котса по подбору коллекций для доказательства эволюци­онного учения. Были восстановлены связи с мастерской Ф.К. Лоренца, который поддерживал начинания молодого ученого. Коллекции постепенно увеличивались. Теперь их объединяла общая прогрессивная идея эволюции органичес­кого мира.

В 1907 г. П.П. Сушкин и Н.К. Кольцов пригласили А.Ф. Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Мос­ковских высших женских курсов. С осеннего семестра он начал проводить занятия по эволюционному учению. А.Ф. Котс решает перенести свою разросшуюся коллекцию в помещение МВЖК в Мерзляковском переулке и исполь­зовать ее в учебном процессе. Александр Федорович считал 1907 г. временем основания Дарвиновского музея. Все внимание он теперь отдавал преподаванию, подбору необхо­димых примеров, четкому изложению.

Успеху в занятиях способствовало умелое использование коллекций, которые размещались теперь в небольшой биб­лиотечной комнате зоологической лаборатории. Александр Федорович продолжал пополнять коллекции на свои личные средства. Главным источником для этого продолжали служить мастерские Ф.К. Лоренца, постепенно установились связи с фирмами Германии, Франции, Англии.

Осенью 1909 г. умер Ф.К. Лоренц. Уникальная зооло­гическая коллекция, которую он собирал более 50 лет, и мастерские остались без хозяина. Им грозила продажа с аукциона. Наследники и родственники Ф.К. Лоренца пригласили Александра Федоровича для коммерческого и научного заведования фирмой. А.Ф. Котс договорился, что плату за свою работу он будет получать исключительно чучелами животных. За три года сложной и изнурительной работы ему удалось получить чучела сотен зверей и птиц из личных сборов Ф.К. Лоренца и охотничьих трофеев, посту­павших в мастерские из разных уголков России. Прекрасная коллекция Ф.К. Лоренца полностью переместилась на Высшие женские курсы. Это были самые крупные приоб­ретения Александра Федоровича.

В 1911 г. Александр Федорович женился. Женой его стала слушательница третьего курса отделения естествозна­ния МВЖК, его ученица Надежда Николаевна Ладыгина. Союз этих двух людей был счастливым и удачным, они были единомышленниками, красивыми и талантливыми людьми. Весь бюджет молодой семьи шел на приобретение экспона­тов для музея, даже деньги, собранные родственниками в подарок молодоженам, были потрачены на приобретение уникальных шкур волков-меланистов. Благодаря единоду­шию, моральной и материальной поддержке супругов Котс состоялся Дарвиновский музей, была организована при нем зоопсихологическая лаборатория, выполнены уникальные научные исследования Н.Н. Ладыгиной-Котс «Дитя шим­панзе и дитя человека в их инстинктах, привычках, вырази­тельных движениях» (1935), «Предпосылки человеческого мышления» (1965) и др.

Сохранился уникальный кинофильм, снятый оператором студии Ханжонкова об опытах Н.Н. Ладыгиной-Котс с четырехлетним шимпанзе по кличке Иони. Он положил начало собранию документальных биологических фильмов Дарвиновского музея.

Для пополнения коллекций и знакомства с музеями супруги Котс в 1913 г. совершили поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобре­тено около тысячи экспонатов. В этом же году в антиквар­ном магазине в Берлине А.Ф. Котс приобрел неопублико­ванные письма Ч. Дарвина, наиболее ценным из которых было последнее письмо, написанное незадолго до смерти.

В распоряжении Александра Федоровича было уже несколько тысяч ценнейших экспонатов. Он считал, и в этом его поддерживала жена, что такие обширные и ценные коллекции не могут принадлежать одному человеку. В 1913 г. они были подарены Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание на Девичьем Поле. С этого времени коллекции, собранные А.Ф. Котсом, смонтированные и расположенные по его плану, стали называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов.

В 1922 г. он становится самостоятельным научно-просвети­тельным государственным учреждением - Дарвиновским музеем.

Музей создавался с огромными трудностями. Денег всегда было мало. А.Ф. Котс и его супруга вкладывали в создание музея все свои средства, брали дополнительную работу, жертвовали отдыхом. Поддерживали музей друзья и знакомые. Постоянные пожертвования музею эволюцион­ной истории МВЖК делала графиня M .А. Бобринская.

Успешному развитию музея способствовала самоотвер­женная и талантливая работа таксидермистов Ф.Е. и Д.Я. Федуловых, поддержка многих друзей и единомышленни­ков. Вокруг музея и его директора всегда держалось много способных и увлеченных людей. Работали здесь ху­дожники-анималисты В.А. Ватагин, М.Д. Езучевский, А.Н. Комаров, В.В. Трофимов, ученый-палеонтолог и художник профессор К.К. Флеров. А.Ф. Котс умел находить и поддерживать талантливых молодых людей.

Со своими первыми рисунками пришел к А.Ф. Котсу Николай Кондаков, остался здесь, жил, работал, учился. Первые оригинальные акварели для Дарвиновского музея сделал А.Н. Формозов. Многие биологи, художники, музей­ные работники благодарны Дарвиновскому музею и его директору за бескорыстную поддержку их первых начина­ний. Вся жизнь и деятельность А.Ф. Котса были связаны с Дарвиновским музеем, пропагандой эволюционного учения, экскурсиями с демонстрацией бесценных сокровищ, много­численными занятиями, лекциями, беседами. Они не прекра­щались даже в самых суровых условиях гражданской и Великой Отечественной войн.

Вклад А.Ф. Котса в орнитологию, развитие эво­люционной теории, высшего биологического образования, музейного дела в нашей стране до сих пор не оценен полностью. Требует тщательного изучения большой архив (6 крупных томов) Александра Федоровича, включающий не только рукописи, но и редкие негативы и фотографии. Осенью 1995 г. в специально построенном для него здании был вновь открыт Дарвиновский музей. Уникальные экспо­наты, скульптуры, картины, книги заняли свои места в прекрасно смонтированных экспозициях. Исполнились сло­ва известного английского биолога Джулиана Хаксли, сказанные им в 1945 г. о том, что Дарвиновский музей находится в таком здании, какое заслуживают его бесценные коллекции.

В.М. Константинов

Александр Фёдорович Котс
Дата рождения:
Место рождения:

Борисоглебск , Тамбовская губерния , Российская империя

Дата смерти:

1964

Место смерти:

Москва , СССР

Страна:

Российская империя
СССР

Научная сфера:

зоология

Учёная степень:

доктор биологических наук

Учёное звание:

профессор

Альма-матер:

Физико-математический факультет МГУ

Научный руководитель:

Мензбир, Михаил Александрович

Известен как:

директор Дарвиновского музея

Награды ипремии:
Подпись:

Александр Фёдорович Котс (Alexander Erich Kohts), (1880-1964)- советский учёный, доктор биологических наук, профессор, музеевед, основатель и первый директор Дарвиновского музея.

  • 1 Биография
    • 1.1 Образование
    • 1.2 Научная деятельность
    • 1.3 Преподавательская деятельность
  • 2 Награды
  • 3 Библиография
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

Биография

Александр Федорович Котс родился в уездном городе Борисоглебске Тамбовской губернии. Его отец- Альфред (Фёдор Карлович) Котс, уроженец Берлина, филолог-лингвист, ботаник, доктор философии Гёттингенского университета. Мать- Евгения (Иоганна) Александровна Котс-Пупершлях, урожденная Грасман, дочь лесничего и учительницы.
В своих воспоминаниях А.Ф.Котс писал: С трёх лет я себя чувствую зоологом, с пяти- музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относится к животным. Эту мою любовь к Природе я считаю унаследованной от отца и матери. Образование

Начал учиться в 1-й Московской классической прогимназии, ставшей потом 7-й гимназией. Первые уроки препарирования животных и изготовлению чучел он получил от знакомого охотника Ф.Ю.Фельмана, долгое время бывшего единственным учителем начинающего таксидермиста. В 1896 году Александр Котс получил малую золотую медаль за представленные на выставках чучела птиц собственного изготовления.

В 1899 году при посредничестве Ф.К.Лоренца и М.А.Мензбира Котс был отправлен от Московского общества испытателей природы в научную командировку по югу Западной Сибири. Более сотни чучел, изготовленных им во время экспедиции, были удостоены большой серебряной медали Российского общества акклиматизации животных и растений и стали основой коллекции, заложившей основу будущего Дарвиновского музея. В сборнике трудов Общества испытателей природы появилась первая научная статья А.Ф.Котса: Заметки об орнитологической фауне Юго-Западной Сибири.

В 1901 году А.Ф.Котс поступил на физико-математический факультет Московского университета (естественное отделение). В 1905 году, во время вынужденного перерыва в занятиях, он совершил поездку на Виллафранкскую зоологическую станцию, посетил европейские университеты и музеи естественной истории. Весной 1906 года университет был закончен, а А.Ф.Котс был оставлен на кафедре М.А.Мензбира для подготовки к профессорскому званию. Научная деятельность

В 1907 году П.П.Сушкин и Н.К.Кольцов пригласили А.Ф.Котса для работы в качестве ассистента на отделении естествознания физико-математического факультета Московских высших женских курсов. Начав читать курс эволюционного учения, Котс перевёз в помещение курсов свою коллекцию чучел и естественнонаучных препаратов, чтобы использовать их для своих лекций. Этот факт и считается началом Дарвиновского музея. А.Ф.Котс с женой

В 1909 году, после смерти Ф.К.Лоренца, А.Ф.Котс приобрёл чучела сотен зверей и птиц из его коллекции. В 1913 году вместе с женой Котс совершил поездку по двадцати городам Европы. На собственные средства было приобретено около тысячи экспонатов; в антикварном магазине в Берлине были приобретены неопубликованные письма Ч. Дарвина; в Мюнхене слушал лекции Р. Штайнера. В этом же году коллекция А.Ф.Котса была подарены Московским высшим женским курсам, перевезены в новое здание на Девичьем Поле. С этого времени коллекция А.Ф.Котса стала называться Музеем эволюционной теории Московских высших женских курсов, а с 1922 года было образовано самостоятельное учреждение- Дарвиновский музей. Преподавательская деятельность

В 1920-х годах А.Ф.Котс преподавал в 1-м МГУ, Военно-педагогической академии, Педагогическом институте, читал научно-популярные лекции в многочисленных клубах; кроме того, был назначен директором московского зоопарка; почти два года, в 1922 и в 1923, он совмещал должности директора Дарвиновского музея и директора зоопарка. Награды

  • 1946- награжден Орденом Трудового Красного Знамени
  • 1953- Вторая премия МОИП в размере 15.000 за лучшие оригинальные работы в области естествознания по конкурсу 1952г..
Библиография
  • Котс А. Ф. Пути и цели эволюционного учения в отражении биологических музеев: . Ч.1: Настоящее и прошлое зоологических музеев с точки зрения общеобразовательной их ценности. К вопросу о реформе названных музеев в отношении научной и образовательной их роли А.Ф.Котс.- М.: Тип. В.И.Воронова, 1913.- 100 с.
  • Котс А. Ф. Этюды по теории эволюции.- 1913.
  • Котс А. Ф. Наука и мировоззрение в свете кризиса переживаемого времени.- М., 1915.
  • Котс А. Ф. Жизнь животных.- М., 1917.
  • Котс А. Ф. Государственный дарвиновский музей. Страницы истории. Основатели музея.- М: ГДМ, 1993.- 140 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Котс,_Александр_Федорович

В Москве много музеев. В Третьяковскую галерею и Музей изобразительных искусств имени Пушкина люди едут со всего света. Но там шедевры мирового искусства, а в Дарвиновском музее? Тоже шедевры. Это не просто чучела животных и птиц, выполненных величайшими мастерами своего дела. Это музей происхождения жизни и памятник любви.

Любое настоящее дело начинается с уникального человека, подобного которому не было раньше и не будет потом. Ведь вся история человечества состоит из частных историй отдельных людей. Таким «отдельным человеком» был и Александр Федорович Котс.

Александр Котс родился в Москве в 1880 году. Его отцом был немецкий эмигрант, доктор философии Геттингенского университета, ботаник и лингвист Альфред Карлович Котс. Мать — Евгения Александровна Котс, урожденная Грассман.

Мальчик с детства интересовался биологией. «Любовно-яростно-ожесточенно собирал я, будучи ребенком, и фарфоровых зверушек, и рельефные картинки со звериными изображениями, позднее — перья кур, образчики волос, украдкой выстригаемых из шуб, головки, ноги, крылья птиц из кухонных останков, мух навозных около помойных ям, еще позднее бабочек, жуков, еще позднее — чучела зверей и птиц... Науке о животных и любви к животным меня в детстве НЕ учили... Тем не менее с трех лет я себя чувствую зоологом, с пяти — музейцем, страстным собирателем всего, что хоть немного относилось к животным... Эту мою любовь к природе... я считаю унаследованной от отца-ботаника и матери — энтузиастической любительницы цветов». В 19 лет он отправился в свою первую экспедицию в Западную Сибирь. Вернувшись, Александр изготовил чучела птиц, которые представил на выставке Всероссийского общества акклиматизации. За них он получил Большую серебряную медаль. Позже именно эти произведения таксидермического искусства стали экспонатами коллекции, с которой началась история уникального музея.

В 1905 году Александр Котс отправляется в Европу. Он без устали изучает естественнонаучные музеи Берлина, Мюнхена, Дрездена, Штутгарта, Йены, Брюсселя, Парижа, Лондона. Но везде это были скучные ряды витрин, похожие друг на друга. В знаменитейшем Дарвиновском зале Британского музея его изумили «богатство фактов и скудость, недосказанность объединяющей идеи». А в России естественнонаучного музея не было. В Москву он вернулся, охваченный жгучим желанием создать его. Но кроме желания и крошечной коллекции, собранной на собственные скромные средства, нужны были помещения и основательный капитал.

В 1907 году Котсу предложили вести практические занятия по анатомии животных на знаменитых Московских высших женских курсах (далее — МВЖК). Вскоре он начал читать лекции по дарвинизму. Это рядовое событие изменило жизнь молодого ученого. Дело в том, что его драгоценная коллекция была перенесена из крошечной студенческой квартирки, где все жизненное пространство было занято шкафами и препаратами животных, в зоологическую лабораторию курсов. И в том же году по приказу директора МВЖК С.Чаплыгина был создан Дарвиновский музей.

Александр Котс и Надежда Ладыгина-Котс.

А потом случилась встреча, которая могла бы стать сюжетом романа, поэмы, встреча, которые случаются раз в сто лет, а у многих людей не случаются никогда, — Александр увидел студентку 3-го курса, старосту биологического кружка Надежду Ладыгину. Красавицу с роскошной косой, как у сказочной царевны. Позже Александр Федорович напишет: «Появление этой девушки было решающим: „ОНА!“ Не обменявшись с ней дотоле ни одним глубоким словом, я всем существом оказался прикован к ней».

Отец Надежды был крепостным крестьянином, который откупился у помещика за несколько дней до обнародования указа об освобождении крестьян. Девочка сама выучилась чтению. Яркое впечатление детства: в дом пришел бродячий торговец халвой, у которого была дрессированная макака-резус. Ребенка поразили не фокусы, а лицо животного. Кто мог знать, что спустя двадцать лет Надежда начнет исследование познавательных способностей низшей обезьяны, той самой макаки-резус, а позже станет всемирно известным зоопсихологом.

В 1911 году они обвенчались. Первым подарком невесте вместо дамских часиков, которые ей очень нравились, оказалось чучело белого ястреба, а невеста подарила жениху чучело львенка. На деньги, подаренные к свадьбе, молодожены купили новые экспонаты для музея: чучела волков редкой окраски. Сохранилась фотография, на которой невеста в белом платье, с распущенными волосами, как у красавиц эпохи Возрождения, стоит рядом с чучелом белого волка. Сказочным людям нужны сказочные подарки. Ведь Александр Федорович, который до встречи со своей Надеждой два года заведовал таксидермическим музеем знаменитого Федора Лоренца, зарплату попросил платить не деньгами, а чучелами животных...

А.Котс вспоминал: «На последние рубли недоедающих хозяев в адрес курсов прибывали посылки с райскими птицами и прочими чужеземными редкостями». Сегодня — как, впрочем, вчера и завтра — такие истории возвращают стрелку нашего внутреннего компаса на то место, где она должна находиться. В эпоху белых свадебных «Мерседесов» со шлюховатыми Барби на капоте история про белого волка и посылки с райскими птицами — бесценное лекарство.

Надежда Ладыгина и тот самый знаменитый белый волк.

В 1913 году супруги отправились за границу, чтобы познакомиться с лучшими музеями, зоологическими институтами и препараторскими фирмами Западной Европы. Александр сравнивал новые впечатления с воспоминаниями о поездке 1905 года — ничего не изменилось. По-прежнему между большой наукой и ее популяризацией была непроходимая пропасть. В музеях было скучно! Им предстояло найти свой ответ на вопрос о том, как открыть непосвященным дверь в бездонный мир природы. Котсы наведывались в знаменитые фирмы, которые снабжали музеи зоологическими материалами. Это были ни на что не похожие учреждения. Из переписки с заказчиками: «Будьте любезны выслать парочку засоленных гиен!», «Какова теперь пометровая стоимость питонов и акул? Телеграфируйте!» И такие же ответы: «Имеются прекрасные засоленные сумчатые волки, крысы и куницы, но особенно рекомендуем квашеных морских слонов и замороженного бегемота!» Александр Федорович и Надежда Николаевна купили там множество чучел и гнезд тропических птиц — для музея, который им предстояло создать.

К 1913 году скромная коллекция Котса превратилась в уникальное собрание, и Александр Федорович принял непростое решение: он подарил свою драгоценную коллекцию МВЖК с единственным условием: что он будет безвозмездно заведовать музеем. Даже во время революции и Гражданской войны этот музей работал. Котс трудился как человек, которому не требуется сон и отдых: заботы директора он совмещал с чтением лекций в МГУ, в Пединституте и без устали читал научно-популярные лекции в клубах. А еще в 20-е годы Александра Федоровича назначили директором Московского зоопарка. Революция прервала его научную деятельность — теперь она возобновилась: он проводил экспериментальные исследования по зоопсихологии, генетике и межвидовой гибридизации. Котс был блестящим лектором. К началу Великой Отечественной войны, то есть за 30 лет существования музея, он лично провел экскурсии для полумиллиона человек.

А Надежда Николаевна была музой Александра Котса.

В отрочестве она мечтала поступить на медицинский факультет и посвятить себя психиатрии. Но на высших женских курсах ее поразили лекции по зоологии профессора Н.Кольцова и практические занятия по анатомии животных, которые вел ее будущий муж. Позже она напишет: «Решающим моментом, натолкнувшим меня на изучение поведения животных, была книга профессора В.Бехтерева „Психика и жизнь“, где им были освещены вопросы, относящиеся к изучению одноклеточных организмов. Меня особенно занимал вопрос, на каком уровне развития психики животных появляется сознание. С этих пор изучение поведения животных стало основной интересующей меня проблемой».


Надежда Ладыгина-Котс и шимпанзе Иони.

В один прекрасный день Александр Федорович подарил жене шимпанзе Иони. Обезьянка поселилась в квартире Котсов. Три года Надежда Котс вела наблюдения за поведением Иони, которые легли в основу ее работы «Новый метод исследования познавательных способностей шимпанзе». Эта работа получила известность не только в России, но и в мире. Надежда Николаевна получила приглашение в Институт психологии Московского университета и полностью посвятила себя работе в области экспериментальной психологии. В 1919 году она начала исследования 10 видов попугаев.

В 1925 году у Котсов родился сын. Через два часа после его появления на свет Надежда начала диктовать няне описание поведения новорожденного. Семь лет она вела круглосуточные наблюдения за его психическим развитием. Эти дневники составляют несколько тысяч страниц, проиллюстрированы тысячами фотографий и представляют собой беспрецедентное исследование. Его результаты были использованы в монографии «Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях». Книга получила известность во всем мире, а отрывки из нее были включены в учебники по зоологии и эволюционному учению для школы и вузов.

Музейная деятельность Надежды Николаевны началась в 1911 году, когда они с мужем приступили к систематизации коллекций, собранных Александром Федоровичем. 12 лет она проводила со слушательницами МВЖК занятия в музее. В 1923 году Надежда Николаевна стала сотрудником Дарвиновского музея и 20 лет проводила там экскурсии, не прекращая, разумеется, многогранной научной деятельности и чтения лекций в МГУ, в институте психиатрии и неврологии и т.д. В воспоминаниях о Надежде Николаевне коллега Котсов написал, что никогда не видел, чтобы она была занята домашними хлопотами. Быт для нее не существовал, она жила в другом мире. Более того: эту женщину никто и представить не мог на кухне или за рукоделием. А я поймала себя на том, что описание деятельности Котсов похоже на описание европейского университета в эпоху Ренессанса. Вдвоем они сумели отодвинуть непомерную глыбу, которая загораживала людям вход в царство природы.

И был еще один человек, которого Александр Федорович Котс торжественно именовал третьим сооснователем музея, «человек вымирающего цеха» Филипп Евтихиевич Федулов.

В 1896 году 16-летний Александр Котс впервые встретился с выдающимся препаратором-натуралистом Федором Карловичем Лоренцем. Лоренц сразу откликнулся на предложение создать новый музей. И дважды в неделю Александр стал приходить в мастерскую Лоренца для пересмотра его замечательной коллекций чучел и отбора экспонатов для будущего музея. Любимым подмастерьем Лоренца, с утра до ночи сидевшим у окошка мастерской за набивкой чучел, был Филипп Федулов.

Василий Ватагин.

Сын крепостной крестьянки Татьяны Дмитриевны Федуловой, Филипп выучился скорняжному делу и мальчиком пришел в крупнейшую в Москве мастерскую Лоренца, где уже работали препараторами двое старших сыновей Татьяны Дмитриевны. Вернувшись с Первой мировой войны, он целиком погрузился в работу Дарвиновского музея. Ему предстояло делать чучела из годами хранившихся звериных шкур, монтировать новые экспонаты и использовать для изготовления новых экспонатов материал из Московского зоопарка. Вот как описывал Александр Федорович «тот уголок, где в продолжение десятка лет бессменно занят был своей деятельностью Филипп Федулов. Небольшая комната в одно окно... снизу и доверху заставленная препаратами. Возможно (если накануне вашего визита в мастерской производилась съемка шкуры павшего животного), ваш нос захвачен будет ранее, чем зрение... тяжелый воздух, весь пропитанный густыми испарениями заквашенной звериной шкуры — льва или тигра, здесь же распростертой на полу... Мы застаем его за установкой чучела американского страуса... Только настойчивость и редкое терпение нашего искусника и столь же несравненный его опыт в обращении с такими безнадежными объектами всегда и неизменно обеспечивали максимальную успешность там, где подавляющее большинство коллег на Западе... заведомо и совершенно отказались бы от приступания к работе. Образец такого создавания чучела из лоскутов как раз и представляет данная работа... Полдюжины кусков от шкуры страуса, рваные лохмотья пышного когда-то одеяния прелестной птицы, беспорядочно разбросанные на полу, вот части туловища с сохраненными при них ногами, а тут же и вторая отделенная нога; там два оторванных крыла; там шея, вывернутая наружу... Но, как в древнем мифе о Титанах... так и в скромной мастерской музея все эти бесформенные лоскуты талантом нашего художника соединятся вновь в живом и стройном облике прелестной птицы...»

Александр Федорович называл Филиппа Федулова «подлинным Себастианом Бахом в этой области». Как истинный художник, он любил работать один и все делал сам. И по сей день визитной карточкой музея являются чучела двух слонов, выполненные Филиппом Евтихиевичем Федуловым. Африканский слон — подарок эмира бухарского Николаю II для цесаревича Алексея. Но летом 1918 года семья последнего российского царя была расстреляна, а слон в это же время умер при переезде из Гатчины в Москву. Индийский слон — ритуальный слон эмира бухарского. Незадолго до революции он был отправлен в Москву, где пережил все бури и обосновался в Московском зоопарке. Филипп Федулов умер в 1961 году. Сохранилась замечательная фотография, где он, уже убеленный сединами, сидит в старинном кресле. На груди два Георгиевских креста, полученных во время Первой мировой войны. Красивый был человек.

Четвертым сооснователем музея Александр Федорович Котс считал выдающегося художника-анималиста Василия Алексеевича Ватагина. Даже тот, кто никогда не был в Дарвиновском музее, знает его по великолепным иллюстрациям к книгам Киплинга, Джека Лондона и Сетона-Томпсона... Именно он запечатлел экспериментальных приматов, за которыми наблюдала Надежда Николаевна. В первых же рисунках так называемой обезьяньей серии проявилась уникальная особенность Ватагина: он умел передать неуловимые движения животных, кистью сделать «моментальный снимок». В фондах музея сохранились сотни зарисовок Ватагина, передающих всю палитру обезьяньих настроений. Художник создавал серии картин, которые давали возможность увидеть животное во всей полноте его существования. Вот что писал А.Ф.Котс о знаменитой «медвежьей серии», о картинах, выполненных Ватагиным в 1932 году: «Шесть картин! Медведь — властитель северной тайги, сваливший лося; медведь в овсе, и он же разгребает муравейник; тот же „мишка“ у дупла за добыванием меда; он же на Камчатке за рыбалкой; он же на Кавказе на плодовом дереве. Один и тот же зверь, но в разных ситуациях, в различных позах, за различным делом...»

А.Котс и «подлинный Себастиан Бах» Филипп Федулов.

Василий Алексеевич проработал в Дарвиновском музее сорок лет. Как и Филипп Евтихиевич Федулов, он не работал — он служил удивительному делу. Поэтому и получилось, что этих людей давно нет на свете, а созданные ими животные полны жизни. Они внимательно смотрят на нас, воспитывают потомство, охотятся, нежатся на солнце, дерутся, безобразничают — то есть живут.

В статье В.А.Удальцовой о жизни четы Котсов читаем: «Создатели музея были воистину настоящими „взрослыми детьми“! В то время как в холодной и голодной Москве 20-х годов люди, сбиваясь с ног, добывали мешок муки, эти чудаки разыскивали гипс для скульпторов. Сами они питались весьма скудно, довольствуясь мерзлой картошкой и кукурузой, но при этом ценой неимоверных усилий умудрялись добывать фрукты для экспериментальных животных — попугаев и обезьян». А по мне это называется не так: Александр Федорович и Надежда Николаевна были настоящими взрослыми, которые отвечают за все, что происходит вокруг них. Весь мир не переделаешь, но наведи порядок возле своего дома. А вот дома у Дарвиновского музея как раз и не было. После революции Александр Федорович ценой неимоверных усилий добился разрешения разместить драгоценные коллекции в нескольких тесных комнатах в здании бывших Московских высших женских курсов на Малой Пироговке. Вход в музей находился напротив входа в морг в Хользуновом переулке.

В сентябре 1952 года Александр Федорович и Надежда Николаевна отправили Сталину письмо с просьбой о строительстве здания для Дарвиновского музея. В августе 1953 года вышло распоряжение Совета Министров РСФСР «О строительстве здания школьного типа для размещения Государственного Дарвиновского музея». Котс был очень разочарован, ведь в школьном здании невозможно разместить такой музей. И снова началась борьба, на которую уходили все силы. Наконец, весной 1955 года вышло новое распоряжение Совета Министров РСФСР «О разработке специального проекта для строительства здания ГДМ». Но никто не собирался его выполнять. Котс упорно одолевал чиновников с просьбой начать работу над проектом, и, наконец, чиновникам это надоело. 1 июля 1962 года музей был закрыт на неопределенный срок «из-за крайней запущенности и антисанитарного состояния помещений». Музей практически перестали финансировать. А вскоре участок, выделенный для строительства музея, передали под строительство балетной школы Большого театра.

С этим предательством основатели музея справиться не смогли. В ноябре 1962 года умер Ф.Е.Федулов, в июне 1963 года после второго инфаркта ушла из жизни Надежда Николаевна Ладыгина-Котс, а в сентябре 1964 года скончался А.Ф.Котс.

Дарвиновский музей ждал своего здания 87 лет. Оно открылось лишь в сентябре 1995 года. А Александр Федорович Котс и Надежда Николаевна Ладыгина-Котс как будто и не уходили. И дело не в том, что сохранился письменный стол Александра Федоровича или рукописи Надежды Николаевны. Люди, которые прожили такую потрясающую жизнь, люди, которые знали цену истинным сокровищам и презирали поддельные, пребудут здесь вовек, потому что их дело продолжается. Слоны, возвращенные к жизни Филиппом Федуловым, животные, которых запечатлел Василий Ватагин, белый свадебный волк и множество других чудес не дают нам забыть о том, что все мы — дети этой истерзанной земли. Она по-прежнему прекрасна, а мы по-прежнему совершаем злые ошибки. И чтобы не пропасть, нужно хоть изредка приходить сюда, в Дарвиновский музей. Здесь все живые, вот в чем дело.

Первый посетитель музея - мэр города Ю.М. Лужков.Церемония открытия музея. 2 сентября 1995 г. "А на термитнике сидят стервятники..." Научный сотрудник научно-просветительского отдела В.С. Ионкина проводит экскурсию по залу "Многообразие жизни на Земле". "Как мало прожито, как много сделано!" Доклад заведующего отделом научной информатики К.А. Наседкина о компьютеризации ГДМ на конференции "Компьютеризация музеев" в апреле 1996 г. Узники компьютерных сетей. Сотрудники отдела научной информатики на рабочих местах. 1996 г. С высоты птичьего полета. Открытие новых залов ГДМ. Август 1996 г. Многолюдное многообразие. Посетители в зале "Многообразие жизни на Земле". 1996 г. "Что сказать? Известно всем - нет Москвы без ГДМ!" Слева направо: супрефект МО "Академический" Т.И. Поподько, директор ГДМ А.И. Клюкина и префект Юго-Западного административного округа П.Н. Аксенов на праздновании Дня города в ЮЗАО перед Дарвиновским музеем. 1996 г. "Многообразие работ директора". Директор ГДМ А.И. Клюкина на разгрузке оборудования для музейных хранилищ. 1996 г. Традиционный тост: "За процветание ГДМ!" Директор ГДМ А.И. Клюкина на новогоднем банкете. Декабрь 1995 г.

© В.А.Удальцова

Ремесло или искусство

В.А.Удальцова
Государственный Дарвиновский музей, Москва

В 2001 г. в Государственном Дарвиновском музее состоялась выставка, посвященная юбилеям двух замечательных таксидермистов* - Филиппа Евтихиевича Федулова (1881-1961) и Дмитрия Яковлевича Федулова (1896-1985) - дяди и племянника. По выражению основателя и первого директора Александра Федоровича Котса (1880-1964), эти выдающиеся мастера таксидермии всю свою жизнь “всецело и единственно проработали для Дарвиновского музея” .

* Таксидермия (от гр. taxis - приготовление, обработка и derma - кожа, шкура) - искусство изготовления чучел.
Желая реализовать на деле свою давнишнюю мечту о создании музея, Котс начал заниматься не только сбором зоологических коллекций (шкур, тушек, чучел, сухой натуры), но и поиском художника-таксидермиста высокой квалификации. “Решающим моментом для создания Дарвиновского музея было само наличие в Москве талантливых таксидермистов и художников”, - так писал о рождении своего любимого детища Котс (официально год создания Дарвиновского музея - 1907-й).
Основатели Дарвиновского музея - Ф.Е.Федулов, А.Ф.Котс, Н.Н.Ладыгина-Котс и В.А.Ватагин (слева направо) в здании МВЖК. 1912 г.
По замыслу Александра Федоровича, чучела животных и научные иллюстрации должны были оформляться как художественные произведения. Таким образом, в научную концепцию биологического музея впервые была заложена идея “синтеза науки и искусства”. При этом предполагалось иллюстрировать не разрозненные факты, случайно выхваченные из природы и представленные в виде традиционных “монотонных рядов звериных и птичьих чучел”, а обобщения, необходимые для понимания закономерностей развития живой природы, что в свою очередь требовало новых экспозиционных решений.

Заканчивался век иллюзий, надвигалось время крутых перемен. Сначала первая мировая война, затем революция, а за ней - гражданская война, голод и разруха. В своем дневнике в 1918 г. Котс написал: “Декабрьскую революцию я проводил за микроскопом и планированием своего музея. Социалистическую Октябрьскую - за организацией музея в отведенном мне впервые музейном помещении. И все же, эта внешняя моя далекостъ от политики не помешала мне с первых же месяцев Советской власти полностью включить себя в работу Комиссариата просвещения, а в последующем 1918 г. открыто выступить на 1-м Всероссийском учительском съезде, ознаменовавшем перелом в среде тогдашнего учительства”.

Русская интеллигенция начала XX в. была одержима и самонадеянна, свято верила в победу добра над злом. От XIX в. ей досталась в наследство уверенность в том, что человек по природе своей добр, и нужно всего-навсего изменить мир вокруг него, а далее все пойдет как нельзя лучше.

Основатели Дарвиновского музея были воистину настоящими “взрослыми” детьми! В то время как в холодной и голодной Москве 20-х люди, сбиваясь с ног, добывали мешок муки, эти чудаки разыскивали гипс для скульпторов. Сами они питались весьма скудно, довольствуясь мерзлой картошкой и кукурузой, но при этом ценой неимоверных усилий умудрялись добывать фрукты для экспериментальных животных - попугаев и обезьян.

Создатели музея не сомневались в том, что их работа в России, для которой настали самые трудные времена, необходима. Они остались здесь в надежде служить отчизне, своему народу и любимому делу.

Впервые Котс познакомился с препараторским искусством в возрасте 12 лет, а к окончанию гимназии он уже вполне овладел мастерством таксидермиста, о чем свидетельствуют полученные им награды - Малая серебряная (1896) и Большая серебряная (1899) медали от Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений за представленные на выставках чучела птиц собственного изготовления. Искусству таксидермии Котс обучался в домашних условиях (уроки давал приходящий мастер). Позже он познакомился с владельцем коммерческой таксидермической мастерской Федором Карловичем Лоренцем (1842-1909), “квалифицированным специалистом орнитологом и великолепным препаратором”. В то время это была лучшая мастерская не только в Москве, но и в России*. Продукция фирмы Лоренца - огромное количество чучел глухарей, куропаток, хищных птиц, белок, зайцев, медведей, которые распространялись по биологическим музеям России, а также попадали в коллекции состоятельных людей, удачно вписываясь в интерьеры роскошных кабинетов. Мастера фирмы первыми в России начали изготавливать биогруппы - композиции, в которых чучела животных располагались среди имитированных участков природы.

* У мастерской было много общего с фирмой Уорда в Рочестере (США), изготовлявшей музейные экспонаты. Обе существовали в одно и то же время (конец XIX - начало XX в.) и имели наиболее квалифицированных таксидермистов. Но методика создания чучел у Лоренца была поставлена на более высокий художественный и технический уровень.
Знакомство и дружба Котса с Лоренцем сыграли свою роль в создании уникального музея. В то же время “без Лоренца и его фирмы не было бы самого талантливого его ученика, неизмеримо превзошедшего его по мастерству - Филиппа Евтихиевича Федулова, создателя громаднейшего большинства всех препаратов Дарвиновского музея” . Именно там, в мастерской Лоренца, в 1896 г. Александр Котс познакомился с Филиппом Федуловым - одним из умелых препараторов-рабочих, трудившихся над созданием фирменных таксидермических образцов.

“Тогда щеголеватому робеющему гимназисту двери в мастерскую отворил один из подмастерьев Лоренца - бойкий черноглазый мальчик; тонкое интеллигентное лицо, немного вьющиеся волосы и быстрый взгляд острых, пронизывающих глаз. Не думалось тогда, что этот шустрый “Филька” станет главною опорой Дарвиновского музея, самым верным другом, сосоздателем его на многие десятки лет”, - так трогательно вспоминал об этой встрече Котс.

В 1907 г. “дядя Филя” (так называли молодого мастера другие служащие фирмы) с утра до вечера сидел у своего рабочего стола в лоренцевской мастерской и набивал чучела лисиц и глухарей, в то время как будущий директор Дарвиновского музея обучал анатомированию лягушек: днем - студентов университета, вечером - девиц на Высших женских курсах. Это был источник заработка для оплаты поступающих в музей коллекций - “тысячи распластанных лягушек претворялись в экзотические экспонаты бабочек и райских птиц, выписываемых из заграничных фирм”.

Основу сокровищ Дарвиновского музея составили собственные коллекции Котса (в том числе чучела, сделанные им самим), чучела, закупленные в мастерской Лоренца, а также выписанные из-за границы шкуры различных зверей и птиц. К концу 1912 г. определился состав сотрудников музея (А.Ф.Котс, Н.Н.Ладыгина-Котс, В.А.Ватагин и Ф.Е.Федулов) - четверка, силами которой создавалось будущее государственное учреждение. Уже в начале 1913 г. музей перерос себя как частное, любительское начинание, и молодой директор выполнил давно назревшее решение: пожертвовал свой музей Высшим женским курсам*, но на условиях, способных обеспечить его надлежащее развитие (в том числе зарплату препаратора - 100 руб. в месяц). С осени 1913 г. в музей начали приходить заграничные посылки со шкурами животных. Их приходилось складывать в подвалах нового здания Высших женских курсов и рабочем кабинете самого Котса. Приглашенный для изготовления чучел Федулов ютился поначалу в каморке в Криво-Никольском переулке, где делал чучела небольших зверей и птиц. Успехи в изготовлении крупных экспонатов были еще впереди.

* В здании МВЖК в Мерзляковском пер. Котсу были выделены помещения под музейные коллекции. В 1913 г. курсы переехали в новое здание на Девичьем поле (бывш. М.Царицынская - ныне М.Пироговская ул., д.1, здание МГПУ, аудиторный корпус).
Родился Филипп Евтихиевич в с.Иваново Калужской губ. В семье Федуловых было шестеро детей. Двое старших сыновей занялись скорняжным делом и подались на заработки в Москву. Профессия привела их в мастерскую Лоренца. Приобщившись к препараторскому искусству, они потянули за собой остальных. Так в Москве возникло “Федуловское племя” талантливых таксидермистов, усердием и дарованием которых были созданы сотни замечательных экспонатов для биологических музеев России. А самым талантливым из них был Филипп, ставший, по выражению Котса, “подлинным Себастьяном Бахом в этой области”. Его трудовая деятельность прерывалась лишь на годы службы в армии в первую мировую войну. В 1927 г. Федулов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. К этому знаменательному событию им уже были сделаны чучела жирафа, африканского слона, белого медведя, гориллы, райских птиц и многих других животных…

Федулов сооружает каркас для чучела африканского слона.

В 1914 г. на подмогу дяде в музей пришел его племянник - Дмитрий Яковлевич Федулов, начинавший свой трудовой путь также в мастерской Лоренца в 1910 г. Проработав в музее более полувека, он создал множество чучел самых различных животных, помог Ф.Е. Федулову в воссоздании облика индийского слона, чучело которого они изготовили вместе в 1937 г. Но особенно ярко проявил себя Дмитрий Яковлевич в области “филигранной” таксидермии, овладев искусством изготовления чучел самых миниатюрных птиц - колибри. Великий французский энциклопедист Ж.Бюффон писал: “Камни и металлы, отполированные нашими руками, не сравнятся с этой ювелирной драгоценностью природы, ее шедевром - маленькой колибри”. Представьте себе, каким же нужно обладать талантом, чтобы еще раз “повторить” совершеннейшие творения!

Котс ярко и убедительно описал нелегкий труд таксидермиста. Вот “перечень работ, единолично выполняемых Ф.Федуловым в его мастерской:

1. Препараторские - съемка шкур с животных.

2. Сырейные - кваска и дубление шкур.

3. Кузнечные - сооружение металлических станков для крупных чучел.

4. Столярно-плотничные - изготовление деревянных манекенов для крупных чучел.

5. Резные по кости и дереву - изготовление искусственных звериных черепов и зубов к ним.

6. Скорняжно-прошивные - сшивание звериных шкур.

7. Малярно-москательные - изготовление мастик и лаков, варка растворов мышьяка для протравки экспонатов.

8. Лепные и муляжные - реконструирование мягких тканей на звериных черепах или конечностях при имитации природной мускулатуры.

9. Собственно таксидермические - набивка чучел.

Нужно было иметь большое мужество, чтобы каждый раз не испытывать ужас и потрясение от вида окровавленного трупа животного, не чувствовать брезгливости от удушливого тяжелого воздуха, пропитанного густыми испарениями заквашенной звериной шкуры.

Но зато как приятно любоваться результатами таксидермических изысков - чучелами диковинных зверей и птиц. Описание одного такого импровизированного “ноева ковчега”, разместившегося в мастерской Федулова, оставил Котс: “Вот длинношерстная миниатюрная лошадка пони, взрослый экземпляр, напоминающий лохматого барбоса и размерами и мастью, вот - <…> лохматая обезьяна из Центральной Африки, так называемая гвереца, с белоснежной бахромой волос <…>, там - чучело американского ленивца в характерной его позе, брюхом кверху и спиною вниз, с конечностями наподобие крюков; там - лазающая форма кенгуру из австралийской области, а по соседству с ним - земляк его, лохматый казуар. Здесь - пара ящеров из Африки в их характерной лазающей и укрывающейся позе, белка-альбинос из-под Ярославля; светлый соболь с Забайкалья и десятки прочих, самых любопытных тварей, собранных со всех концов земного шара”.

В настоящее время большая часть всех этих замечательных шедевров таксидермического искусства заняла достойное место в музейной экспозиции. Остальные хранятся в запасниках и периодически экспонируются на выставках. Особая гордость музея - чучела слонов (африканского и индийского), которые являются лучшими образцами отечественной таксидермии. Они изготовлены старым традиционным методом - накруткой, но смотрятся ничуть не хуже тех, что выполнены лучшим из современных методов - скульптурным. Все это говорит о том, что создавали их виртуозы своего дела, и главная заслуга в этом принадлежит Ф.Е.Федулову.

Метод накрутки состоит из нескольких этапов: сооружение каркаса из проволоки и костей скелета; изготовление манекена по каркасу туловища, конечностей и головы (из стружки, соломы или пакли); оформление готового чучела путем натягивания и зашивания шкуры.

В мастерской Федулова.
Филипп Евтихиевич изготавливает чучело нанду методом накрутки. 30-е годы.

Метод скульптурный: лепка пластилинового эскиза (1:10); сооружение каркаса; лепка скульптурного манекена в глине; гипсовая формовка; выполнение слепка из папье-маше; оформление готового чучела путем натягивания шкуры и зашивания ее на слепке из папье-маше.

Два замечательных экспоната пережили своих создателей и увековечили их память. Многие современные художники-анималисты принимают чучела слонов за скульптуры. Это вполне объяснимо: автор эскизов - патриарх отечественной анималистики в.А.Ватагин . Оба чучела представляют большую историческую значимость, так как их живые “прообразы” были весьма известными “персонами”. Африканский слон - подарок эмира Бухарского последнему русскому царю Николаю II (для цесаревича Алексея). Но трагические события не позволили встретиться наследнику престола со своей живой игрушкой - все члены царской семьи погибли в 1918 г., а слон умер во время переезда из Гатчины в Москву в том же году. Индийский слон (точнее слониха по имени Джин Дау - Прекрасная дама) - ритуальный слон эмира Бухарского. Незадолго до революционных событий Джин Дау отправили из Бухарского эмирата в Москву, где она спокойно жила в зоопарке.

С чучелом индийского слона. А.Ф.Котс и Ф.Е.Федулов.

Котс в своих воспоминаниях о Ф.Е.Федулове пророчествовал: “Пройдут года. Наш Дарвиновский музей дождется своих стен, достойных содержания его. Раскроются перед десятками миллионов изумленных зрителей пока скрытые за недостатком места и охраны уникальные сокровища музея <…>. И пусть для памяти миллионов будущих восторженных и благодарных посетителей музея, созерцающих итоги почти полувековой работы главного сооснователя музея Дарвина - орденоносца-препаратора Ф.Е. Федулова, останутся сокрытыми усилия и жертвы, что стояли некогда за этим <…> служением родной культуре и родной стране”.

Литература

1. Фадеев И.В. Музеи эволюции живой природы // Природа. 1997. №9. С.46-59.

2. Котс А.Ф. Дарвиновский музей до Октябрьской революции (1907-1917) // Гос. Дарвин. музей. С.15-16.

3. Котс А.Ф. Люди вымирающего цеха // Гос. Дарвин. музей. С.132-134.

4. Астахова О.О., Портнова И.В. Музейный художник // Природа. 1997. №9. С.60-67.