Динамика культуры. Основные модели динамики культуры

Культурная динамика представляет собой изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (увеличение или уменьшение числа носителей культуры).

Культурная динамика описывается с помощью следующих понятий.

1. Культурная диффузия – это проникновение черт одной культуры в другую культуру, либо взаимный обмен культурными чертами. Диффузия происходит только при условии культурного контакта. Культурный контакт же, напротив, не всегда предполагает диффузию, так как может завершаться без каких-либо последствий. Окончится ли культурный контакт диффузией культурных черт в качестве результата, во многом зависит от того, к какому типу принадлежит общество, является ли оно закрытым или открытым. Естественно, что открытое общество более подвержено заимствованию культурных черт, чем закрытое. Кроме того, это зависит и от «внутреннего устройства» культуры: если культура полистилистична, то есть допускает множество ценностных систем, множество способов организации жизни и придания ей смысла, то она будет более расположена и более терпима к заимствованию из другой культуры; если же она моностилистична, то неприятие «инородных тел» будет более сильным.

Как выявил X. Ортега-и-Гассет, взаимодействия культур могут быть:

Нейтральными, когда они сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются;

Альтернативными, или контркультурными, когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты;

Конкурентными, состязательными, когда в процессе саморазвития и борьбы культуры могут смещаться в область альтернативности и конфликтных отношений.

2. Селективность культур – это отбор определенных культурных черт для заимствования и не принятие других черт. Селективность осуществляется в процессе культурной диффузии. Выделяется несколько факторов селективности:

· культура еще недостаточно развита для того, чтобы воспринять то или иное явление, ту или иную черту другой культуры;

· культура посредством ценностной системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры;

· носители культуры полагают, что новые явления не нужны им;

· с точки зрения культуры, любые нововведения или какое-то определенное нововведение способно разрушить существующее положение вещей.

3. Культурный лаг – понятие, введенное У.Огборном, которое обозначает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие.

По мнению У.Огборна, сфера нематериальной культуры развивается медленнее, чем сфера материальной, и, следовательно, первая как бы «запаздывает». П.Сорокин, напротив, полагал, что быстрее развивается нематериальная культура, что препятствует развитию духовной культуры.

4. Культурная трансмиссия – процесс трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому. Именно благодаря культурной трансмиссии культура является непрерывным феноменом, основанном на преемственности. Культурная трансмиссия предполагает некоторые искажения, которые вносятся особенностями тех, кто ее передает и получает.

5. Культурная инновация – это создание или признание новых элементов культуры.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

1) Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).

З) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике; б) сами виды культуры развиваютcя неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим об отсyтcтвии политической культуры или катастрофическом состоянии культуры экологической.

4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Межкультурная коммуникация и диалог культур.

Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 1920-х гг. Наряду с общенаучным значением - как средство. связи любых объектов в какой-либо системе - он приобрел широкий социокультурный смысл и активно применяется во всех областях человеческой деятельности. «Коммуникация» происходит от лат. communication - сообщение, передача;communicare - делать общим, связывать, беседовать. Данный термин используют и для описания многообразных процессов, связанных с передачей информации, и для констатации присутствия либо отсутствия некой связи между двумя субъектами (системами).

Первоначально коммуникация в социальных науках, в том числе и в дисциплинах, изучающих культуру, рассматривалась в контексте общетеоретических построений бихевиоризма, где считалось, что основой коммуникативных процессов является не язык как система, но непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада. Не в меньшей степени на трактовку этого понятия оказали влияние и сторонники символического интеракционизма, полагавшие, что социокультурная структура как микро-, так и макроуровней является результатом стабилизации процессов межличностного или межкультурного общения, а процессы развития следует рассматривать как эволюцию коммуникативных форм.

После Второй мировой войны оформились два основных подхода к изучению процессов коммуникации. Первый представлен кон цепциями технологического детерминизма, наиболее влиятельной из которых можно считать теорию информационного общества, представители которой, в частности Д. Белл и 3. Бжезинский, считают, что средства информации являются единственным стимулом и источником социокультурного развития. Информация здесь трактуется очень широко: она - основа культуры и всех культурных ценностей. Второй подход представлен «понимающей социологией», где утверждается, что основным результатом коммуникации следует считать понимание человеком другого человека, т.е. взаимное понимание двух субъектов общения. Сегодня наибольшее внимание процессам коммуникации уделяется в рамках исследований современного информационного и постинформационного обществ. В культурологии коммуникация рассматривается с нескольких позиций и является важнейшим аспектом изучения многих процессов, происходящих в культуре. Коммуникации в культуре, социокультурные коммуникации, внутрикультурные коммуникации, межкультурные коммуникации - все это может быть как темой отдельного разговора, так и предметом обобщающего анализа, целью которого является комплексное и систематическое исследование взаимодействия и взаимовлияния различных субъектов культуры.

Культурная модернизация.

Модернизация (от английского modern - современный) - изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям1. С точки зрения философов, изучающих данную проблему, сутью модернизации как особой формы развития является переход от традиционного общества к современному.

Традиционные общества является исторически первыми. Данный тип общества возник в глубокой древности, распространен он и сейчас. Это общество, воспроизводящие себя на основе традиции и имеющее источником легитимации активности прошлое, традиции, опыт. Традиционные общества отличаются от современных рядом особенностей:

Доминирование традиции над новацией;

Зависимость в организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений;

Цикличность развития;

Коллективистский характер общества и отсутствие выделенной персональности;

Предэкономический, прединдустриальный характер;

Отсутствие массового образования и др.

Современное общество по большинству ведущих признаков противоположно традиционному. Данный тип общества можно представить как систему следующих определяющих черт:

Преобладание инноваций над традицией;

Светский характер социальной жизни;

Поступательное (нециклическое) развитие;

Выделенная персональность;

Преимущественная ориентация на инструментальные ценности;

Демократическая система власти;

Индустриальный характер;

Массовое образование;

Активный деятельный психологический склад;

Предпочтение мировоззренческому знанию точных наук и технологий (техногенная цивилизация) и т.д.

Поскольку современные общества по существу противоположны традиционным обществам, то модернизация общества - это сложный, длительный и драматический процесс, который разными странами проходится по-разному в зависимости от исторической и культурной специфики данных стран.

Исторически первыми на путь модернизации встали западные страны, именно поэтому до середины XIX века модернизация понимается как вестернизация. М.Вебер, стремясь выявить духовные предпосылки современных социальных изменений, создает концепцию становления капитализма из духа протестантской этики. С точки зрения протестантизма, божественное предназначение человека заключается в честном, добросовестном выполнении им его обязанностей в мирской жизни. Поэтому богатство - показатель того, что человек добился успеха в своей земной жизни и тем самым выполнил предначертания бога. Богатство понималось как способ спасения души, а не как средство удовлетворения собственных желаний. Протестантизм воспитывал такие черты личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, ответственность. Таким образом, по М.Веберу, главным источником модернизации, является протестантская религия с ее особой этикой, системой ценностей.

Многие философы видят истоки западной ментальности (а следовательно, и модернизации) в античности, когда сформировался активный деятельный субъект, утверждающий себя в воздействии на внешний мир, рассматривающий весь мир как объект приложения своих знаний и сил. Этот тип человека и создал уникальную западную цивилизацию. А следовательно, эволюция Запада в направлении к современности была результатом последовательного воздействия античности, Ренессанса, Реформации и Просвещения, победы их принципов, которая не могла не состояться.

Путь западной цивилизации не был безоблачным.

В XX веке все чаще звучат идеи о кризисе, о «закате» европейской цивилизации. Причинами самокритики Запада были усиливающееся социально-политическое неравенство, классовая борьба, национализм, расизм, шовинизм, отчуждение человека, превращение его в придаток машины, дегуманизация общественной жизни, появление технологий массового уничтожения, отрицательные последствия научно-технического прогресса.

В XX веке возникают политические силы, предлагающие альтернативы западному пути и западным ценностям. Одной из таких сил был социализм, который можно рассматривать как отражение и порождение главных противоречий западного пути, а опыт строительства социализма в СССР как один из вариантов модернизации. Поскольку социализм отрицал основные ценности западной цивилизации: рынок, демократию, индивидуализм, то основной акцент в развитии общества был сделан на индустриализации. Такой тип модернизации как организации масс для индустриализации получил название догоняющей модернизации (Б.П.Вышеславцев).

Фундаментальными достижениями социалистической модернизации

1) осуществление индустриализации и достижение других черт современности - массовое образование, развитие науки, урбанизация и пр.;

2) сохранение собственной культурной основы развития, а именно таких особенностей, как коллективизм, антирыночный подход, коммунистическая идеология, которая играла роль духовного фундамента социалистических преобразований;

3) идеал всесторонне-развитого, гармонического человека - идеал, несомненно, утопический, но все же инициировавший развитие образования, науки, культуры.

В 60-80-ые годы XX века в модернизационный процесс включаются страны Юго-Восточной Азии, сначала Япония, которая успешно конкурирует со странами Запада в экономической и технологической сфере, затем и другие страны этого региона. Специфика данной модернизации состоит в том, что она осуществлялась на собственной культурной основе. Страны Юго-Восточной Азии поняли, что на пути вестернизации их вряд ли ожидает успех, и в процессах модернизации стали опираться на собственные традиции. Таким образом, страны Азии реализуют совершенно новый путь развития, в основе которого лежит не индивидуализм, а коллективизм.

Такая модернизация имеет ряд положительных аспектов:

Она не имеет предзаданной модели развития и использует уникальные особенности своей страны;

Она избавляет страны от многих противоречий и духовных проблем, связанных с конфликтом традиционных и индивидуалистических ценностей.

Таким образом, существует несколько вариантов модернизации: вестернизация, догоняющая модернизация, модернизация на собственной культурной основе. Сегодня в мире утверждается идея многообразия путей модернизации: поскольку культура каждого народа уникальна и неповторима, то нет и не может быть универсальной модернизации, ее темпы, характер и последствия будут различными в разных странах. А следовательно, важнейшим фактором модернизации общества является его культура.

Циклическая модель

Исторически первые представления о динамике культуры в форме временною круга (цикла) возникли еще в Древнем мире, в рамках мифологических моделей мира в Древнем Китае, Индии, Греции. Они основаны на идее вечного круговорота событий и вечного возвращения к своим истокам, а также на периодическом повторении явлений в природе и культуре.

Первое систематизированное изложение этой модели культурной динамики принадлежит Гесиоду и другим античным мыслителям. В его модели история человечества разделяется на четыре эпохи - золотой, серебряный, медный и железный века - и представляет собой движение во времени, которое понимается как вечность. Для каждой эпохи характерно свое состояние культуры. Смысл истории - в постоянном повторении, воспроизведении общих законов, не зависящих от особенностей конкретного общества.

Инверсия - вариант циклической модели динамики культуры, при которой изменения происходят не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось прочное ядро или структура. Поэтому чем менее стабильно общество и чем слабее отношения между его компонентами, тем больший размах у поворотов в его духовной или политической жизни - от жесткой нормативности до распущенности нравов, от бессловесной покорности к беспощадному бунту.

Концепции локальных цивилизаций

Рассмотренные выше концепции локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби также являются вариантами циклической модели динамики культуры. Отрицая понятие всемирной истории, единого исторического процесса, они выдвигают идею развития отдельных народов и культур, происходящего по циклическим законам, инвариантным для всех культур. Отдельные цивилизации или культурно-исторические типы развиваются и последовательно, и параллельно и переживают стадии возникновения, развития, расцвета и упадка - возвращения к исходному состоянию. Динамику развития отдельной локальной цивилизации можно сравнить с многолетним однократно цветущим растением, которое растет и набирается сил многие годы, чтобы один раз расцвести, отдать этому все силы и затем погибнуть.

Линеарная модель динамики культуры.

С возникновением христианства и осмыслением его идей в рамках теологии связано появление линеарной (эволюционной) модели динамики культуры. Она основана на одной из главных парадигм христианства - стреле времени, размыкающей вечность, разрывающей круг вечного возвращения циклизма, вводящей понятия начала и конца истории, которая продолжается от сотворения мира до Страшного суда и конца света. В рамках этой модели впервые поставлены проблемы прогресса в истории и культуре, смысла и цели культурного развития, меры совершенства культуры. Эта модель развивалась в рамках французского и немецкого Просвещения (А. Кондорсе, И. Гердер), немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель), в марксизме, эволюционизме, социальной и культурной антропологии (Э. Тайлор, Д. Фрэзер, Л. Морган), а также в неоэволюционистском направлении культурологии (Л. Уайт, К. Клакхон). Вид линеарной модели зависит оттого, что признается источником и целью развития общества и культуры. Так, у Канта - это развитие самого человека, у Гегеля - саморазвитие абсолютного духа, в марксизме - развитие материального производства. Важным элементом линеарных концепций является понятие прогресса, который определяется как количественное и качественное улучшение жизни человека и общества, как движение общества вперед, как глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении истории, его восхождение от состояния дикости и варварства к вершинам цивилизации. При этом различают постепенный (реформистский) социальный прогресс и скачкообразный (революционный).

Реверсивная модель

Реверсивная модель является вариантом линеарной (эволюционной) модели динамики культуры и представляет собой стрелу времени, обращенную в прошлое.

По сути данная модель не является чистым вариантом линеарной модели, так как помимо идеи эволюции она использует ценностную детерминанту циклизма - идею возвращения к «золотому веку», который находится в прошлом человечества.

Концепция Ж.Ж. Руссо является примером реверсивной модели динамики культуры. Для него развитие культуры, рост материального благосостояния человека несут не счастье, а отчуждение человека от продуктов своего труда, общества, других людей.

Девиантная модель динамики культуры

Девиантная модель динамики культуры была сформулирована в рамках неоэволюционизма, на основе линеарной модели динамики культуры. Графически ее можно представить в виде сильно ветвящегося дерева, где ствол - генеральная линия развития общества и культуры, а ветви - отклонения от нее, позволяющие объяснить специфику отдельных культур, отошедших в своем развитии от главного направления, предписанного открытыми законами.

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

(или культурная динамика)

1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к-рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер; 2) раздел теории культуры, в рамках к-рого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.

Понятие Д.к. тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, к-рые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие “культурные изменения” шире, чем понятие Д.к.; вместе с тем оно менее определенно.

Процессы Д.к. следует интерпретировать как проявление способности сложных социальных систем адаптироваться к меняющимся внешним и внутр. условиям своего существования. Т. о., фундаментальным “побудителем” К.д. выступают не идеи, не интересы, страсти и желания людей, а объективная, слабо осознаваемая людьми необходимость адаптации общества и культуры к меняющейся вне и внутри ситуации.

Наряду с фундаментальной необходимостью выделяют и некие общие предпосылки, или своеобразные “несущие конструкции”, детерминирующие в своей основе динамич. трансформации культуры. Структура и природа этих детерминант приобретает в разных аналитич. парадигмах разные познават. модусы выражения.

Так, в гуманитарном знании выдвигаются такие полюсы противоречии Д.к., как “аполлоническое и дионисийское начало” (Ницше) , творч. порыв (мыслители школы философии жизни) , жизнь, порождающая новые культурные формы, к-рые окостеневают и тормозят развитие самой жизни (Зиммель) .

В более строгих понятиях анализируется Д.к. сторонниками структурно-функционального подхода. В теории действия Парсонса социальные и культурные изменения выводятся из процессов обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) или информации, или энергии при обмене между системами действия. В теории синергетики фундаментальным свойством эволюции выступает неустойчивость, характерная и для стационарных структур, и, в большей степени, для диссипативных - пульсирующих, усложняющихся или деградирующих структур.

Ряд концепций и идей в основу Д.к. закладывают принципы неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц культуры; обращают внимание на неравновесие между знанием и незнанием, между разными уровнями и способами понимания человеком окружающего мира (П. Сорокин и др.) .

От общих предпосылок, универсальных детерминант Д.к., следует отличать факторы, обусловливающие ее конкр. проявления и характеристики.

Так, фактор времени определяет разл. проявления Д.к. Процессы длител. действия (100 лет и более) свидетельствуют об истор. динамике, имеющей свои закономерности развития, и изучаются в рамках истор. культурологии, теории цивилизаций. Микромасштабные изменения в культуре (от 25-30 лет, периода активной жизни в культуре одного поколения, до 100 лет) свидетельствуют об актуальной Д.к. Эти процессы, помимо культурологов, представляют интерес и для конкр. гуманитарных дисциплин. Наблюдение проявлений актуальной динамики доступно не только ученым, но и каждому человеку,.к-рый в течение жизни способен переживать подобные проявления в индивидуальной практике. Однако быстропреходящие изменения в культурной практике (напр., сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры) , не способные закрепиться в глубоких пластах культурной жизни, не могут рассматриваться в качестве проявлений Д.к.

Ряд факторов, определяющих Д.к., связан с опр. областями культурной активности и социального взаимодействия, в рамках к-рьк создаются предпосылки и для появления нестабильности, отклонений, дисбалансов, противоречий и конфликтов, и для их разрешения и преодоления: взаимодействие об-ва и природы; пространств, размещение культурных форм; взаимодействие разных культур (в т. ч. нац.) ; система жизнеобеспечения и хозяйственно-экон. деятельности; социальные институты, социальная организация, социальные нормы деятельности; область ценностно-символич., образного понимания; область научно-познават., информац. и управлен. активности. В рамках указанных областей формируется также совокупность условий, способов и состояний, через к-рые проявляются процессы Д.к. Взятые в целом, факторы, конкр. условия проявления и способы осуществления К.д. выступают механизмами ее реализации. К наст. времени достаточно подробно описаны механизмы К.д., действовавшие в опр. периоды истории или продолжающие действовать в наст. время в ряде конкретных областей культурной практики, напр. , в совр. хозяйственно-экон. культуре (Н. Кондратьев) , в области взаимодействия нац. культур, в области распространения и потребления материалов средств массовой информации в худож. культуре и др. Анализ, осуществленный М. Вебером на примере влияния религ. представлений протестантизма на развитие рыночных отношений, выступает классич. примером изучения механизмов ускорения Д.к. под влиянием взаимодействия двух типов факторов - ценностно-символических с хозяйственными.

Лит.: Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Г.А. Аванесова

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

Динамика культуры

культурная динамика

1) изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для к-рых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер;

2) раздел теории культуры, в рамках к-рого изучаются процессы изменчивости в культуре, их обусловленность, направленность, сила выраженности, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям, факторы, определяющие изменения в культуре, условия и механизмы, реализующие эти изменения.

Понятие Д.к. тесно связано с широко используемым в теории культуры понятием “культурные изменения”, но не тождественно ему. Культурные изменения предполагают любые трансформации в культуре, в т. ч. такие, к-рые лишены целостности, ярко выраженной направленности движения; понятие “культурные изменения” шире, чем понятие Д.к.; вместе с тем оно менее определенно.

В более строгих понятиях анализируется Д.к. сторонниками структурно-функционального подхода. В теории действия Парсонс а социальные и культурные изменения выводятся из процессов обмена информацией и энергией между социальными системами. Источником культурного изменения может быть избыток (либо недостаток) или информации, или энергии при обмене между системами действия. В теории синергетики фундаментальным свойством эволюции выступает неустойчивость, характерная и для стационарных структур, и, в большей степени, для диссипативных - пульсирующих, усложняющихся или деградирующих структур.

Ряд концепций и идей в основу Д.к. закладывают принципы неравновесного развития разных областей, уровней и структурных единиц культуры; обращают внимание на неравновесие между знанием и незнанием, между разными уровнями и способами понимания человеком окружающего мира (П. Сорокин и др.).

От общих предпосылок, универсальных детерминант Д.к., следует отличать факторы, обусловливающие ее конкр. проявления и характеристики.

Так, фактор времени определяет разл. проявления Д.к. Процессы длител. действия (100 лет и более) свидетельствуют об истор. динамике, имеющей свои закономерности развития, и изучаются в рамках истор. культурологии, теории цивилизаций. Микромасштабные изменения в культуре (от 25-30 лет, периода активной жизни в культуре одного поколения, до 100 лет) свидетельствуют об актуальной Д.к. Эти процессы, помимо культурологов, представляют интерес и для конкр. гуманитарных дисциплин. Наблюдение проявлений актуальной динамики доступно не только ученым, но и каждому человеку, к-рый в течение жизни способен переживать подобные проявления в индивидуальной практике. Однако быстропреходящие изменения в культурной практике (напр., сезонные изменения моды, жаргон молодежной культуры), не способные закрепиться в глубоких пластах культурной жизни, не могут рассматриваться в качестве проявлений Д.к.

Ряд факторов, определяющих Д.к., связан с опр. областями культурной активности и социального взаимодействия, в рамках к-рых создаются предпосылки и для появления нестабильности, отклонений, дисбалансов, противоречий и конфликтов, и для их разрешения и преодоления: взаимодействие об-ва и природы; пространств. размещение культурных форм; взаимодействие разных культур (в т. ч. нац.); система жизнеобеспечения и хозяйственно-экон. деятельности; социальные институты, социальная организация, социальные нормы деятельности; область ценностно-символич., образного понимания; область научно-познават., информац. и управлен. активности. В рамках указанных областей формируется также совокупность условий, способов и состояний, через к-рые проявляются процессы Д.к. Взятые в целом, факторы, конкр. условия проявления и способы осуществления К.д. выступают механизмами ее реализации. К наст. времени достаточно подробно описаны механизмы К.д., действовавшие в опр. периоды истории или продолжающие действовать в наст. время в ряде конкретных областей культурной практики, напр., в совр. хозяйственно-экон. культуре (Н. Кондратьев), в области взаимодействия нац. культур, в области распространения и потребления материалов средств массовой информации в худож. культуре и др. Анализ, осуществленный М. Вебером на примере влияния религ. представлений протестантизма на развитие рыночных отношений, выступает классич. примером изучения механизмов ускорения Д.к. под влиянием взаимодействия двух типов факторов - ценностно-символических с хозяйственными.

Г.А. Аванесова.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .



1. Культурная динамика как раздел теории культуры изучает:

1) процессы изменчивости в культуре, их обусловленность и направленность

2) этапы социального прогресса

3) языки культуры

4) происхождение культурных норм

2. К числу причин, обусловивших различия восточного и западного типа культур, не относит(-ятся)

1) природные условия

2) расовые различия

3) особенности динамики социально-экономического развития

4) геополитические условия

3. Сущность культурогенеза в

1) создании новых произведений искусства

2) зарождении культуры в рамках трудовой деятельности людей

3) возникновении новых орудий труда

4) постоянном самообновлении культуры

4. В структуру культурогенеза не входит такой частный процесс как

1) генезис культурных форм

2) развитие межэтнических культурных общностей

3) осмысление людьми своих интересов и потребностей

4) формирование новых культурных систем

5. На ранних стадиях культурогенез определялся

1) волей первобытного коллектива

2) необходимостью приспособления к меняющимся условиям существования

3) стремлением человека к творчеству

4) биологической программой, характерной для предков человека

6. Под воспроизводством культуры понимают

1) трансляцию культуры посредством социализации и инкультурации молодого поколения

2) отторжение культурного опыта

3) изменчивость культурных явлений

4) процесс адаптации способов обмена информацией к новым условиям

7. Изменения в культуре связаны с появлением в ней …

1) инноваций

2) культурного шока

3) стратификации

4) социализации

8. Понятие антропогенез означает:

1) начало неолитической революции

2) процесс возникновения и развития человека

3) период древней истории человечества

4) процесс возникновения и развития общества

9. Термин «культурогенз» означает:

1) период упадка и кризиса культуры

2) процесс освоения индивидом норм и ценностей культуры

3) период застоя в культурном развитии

4) процесс порождения новых культурных форм и систем

10. Термин, означающий процесс возникновения, становления культуры:

1) культурогенез

2) семантика

3) морфология

4) синергетика

11. Эволюционизм представляет собой разновидность … модели культурной динамики

1) циклической

2) линейной

3) реверсивной

4) регрессивной

12. Примером циклического подхода к динамике культуры не является концепция

1) О. Шпенглера

2) А. Тойнби

3) Н.Я. Данилевского

4) К. Ясперса

13. Примером линейного подхода к динамике культуры не является концепция

1) К. Маркса

2) Г. Гегеля

3) К. Ясперса

4) О. Шпенглера

14. Инновация - это:

1) совокупность смыслов, заключённых в любом предмете культуры

2) процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления

3) появление и распространение ранее не имевшейся черты

4) нормативный образец

15. Не является традиционной культура

1) первобытных обществ

2) средневековой Европы

3) древних цивилизаций Египта, Китая, Индии

4) Европы Нового времени

16. Культура, в основе которой лежат традиции предков, которая связана с особенностями природной среды региона и характеризуется преемственностью, называется:

1) древней

2) массовой

3) потребительской

4) этнической

17. Консерватизм, стремление к замкнутости характерны для … культуры.

1) национальной

2) этнической

3) популярной

4) массовой

18.Традиционную культуру отличает

1) ярко выраженный конфликт поколений

2) интернациональный характер

3) предельно устойчивый характер

4) ориентация на новации и прогресс

19. Особенностью западного типа культуры является …

1) страсть к самоанализу и самоуглубленность

3) подавление индивидуального «Я»

4) вера в безграничные возможности человека

20. Возможности неограниченного накопления и обработки информации стало возможным в условиях культуры:

1) раннегородских цивилизаций

2) средневековья

3) постиндустриального типа

4) первобытного общества

21. Особенностью западного типа культуры является:

1) признание человека абсолютной ценностью

2) самоизоляция человека от внешнего мира

3) самоуглубленность

4) подавление индивидуального «Я»

22. Для восточного мировоззрения не характерно:

1) уход во внутреннюю духовную жизнь

2) подчинение своих устремлений интересам семьи или общины

3) преемственность традиций и обычаев

4) стремление к преобразованию внешнего мира

23. Особенностью западного типа культуры является:

1) самоуглубленность

2) подавление индивидуального «Я»

3) клановость

4) рационализм

24. Для человека западной культуры не характерно:

1) стремление к самореализации в реальной жизни

2) стремление познать и преобразовать окружающий мир

3) подчинение своих интересов интересам общины

4) признание свободы как одной из высших ценностей

25. Особенностью западного типа культуры является:

1) подчинение своих устремлений интересам семьи или общины

2) стремление к самовыражению и самореализации

3) растворение индивидуального мира культуры личности в культурном целом

4) подчинение человека обычаям и традициям

Лекция 7.

Мухлынкина Ю.В.

План лекции:

1) Динамика культуры.

2) Источники культурной динамики.

3) Модели (формы) динамики культуры.

1. Динамика культуры и её источники.

Культура представляет собой постоянно развивающуюся систему. В ней непрерывно происходит множество всевозможных изменений и трансформаций. Культура зарождается, сохраняется, распространяется, разрушается и т.п. Поэтому, исследуя культуру, невозможно обойти тему её динамики.

Динамика культуры – любые изменения культурной системы, причинно обусловленные ее предыдущим состоянием, и имеющие определенную стадиальность и направленность. Это понятие описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве.

Первые научные представления о культурной динамике появились в XIX веке в рамках концепции эволюционизма . Сам термин «динамика культуры» ещё не употреблялся, но исследователи уже заговорили о постепенном закономерном развитии общества и культуры, об эволюции от первобытного состояния до цивилизованного общества. Правда, следует отметить, что эволюционисты понимали динамику культуры весьма ограниченно, т.к. абсолютизировали идею прогресса, считая его запрограммированным явлением.

Начиная с XX века, представления о характере и направленности изменений в культуре расширяются. Под изменениями понимают не только развитие (прогресс), но и любые трансформации внутри культуры: кризисы, возврат к старому, полное исчезновение культуры и др. Большую роль в становлении нового понимания динамики культуры сыграл П.Сорокин и его книга «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), благодаря которой и был введён в научный оборот термин «динамика культуры».

Широкое использование понятия «динамика культуры» приходится на вторую половину XX в., когда ученые столкнулись с острой необходимостью исследования проблем развития, изменения и распространения культурных институтов; инноваций, деградации, застоя и кризиса культуры; типов культурного развития; взаимодействия разных культур и культурных конфликтов. В итоге, сегодня под динамикой культуры понимают не только развитие, но и любое изменение культуры, устойчивый порядок взаимодействия составляющих её компонентов, ту или иную её периодичность, стадиальность, направленность к какому либо состоянию .

Учитывая принципиальное разнообразие процессов динамики культуры, современные культурологи выделяют несколько типов культурных трансформаций , описывающих качественные изменения культуры разного масштаба и уровня. Вот некоторые из них:

1) культурный застой (стагнация) – это состояние длительной неизменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, связанное с приверженностью общества неизменным традициям и резким ограничением или даже запретом нововведений. Как правило, это состояние характерно для небольших, устойчивых этнических культур, приспособленных к среде своего обитания, живущих в состоянии гомеостаза (равновесия) с ней. Сегодня это состояние может сохраняться только в изоляции от всего остального мира (племена и малые народы, проживающие в труднодоступных районах Азии, Африки, Латинской Америки).



Но застой может возникнуть и в высокоорганизованных цивилизациях, которые решили, что достигли пика своего развития, идеального состояния культуры и общества, и стремящихся сохранить это состояние. Примером может служить цивилизация Древнего Египта и Китая.

2) Упадок и деградация культуры , связанная с ослаблением и устареванием каких-то элементов культуры, упрощением системы культуры, исчезновением составляющих её частей, прежде устойчивых норм и идеалов. Такие процессы можно наблюдать в истории некоторых малых народов, попавших в орбиту влияния сильных культур (индейцы Северной Америки, коренные народы Сибири и Дальнего Востока).

3) Кризис культуры – разрыв между ослабленными или разрушенными прежними духовными структурами и институтами и формирующимися новыми, более отвечающими требованиям меняющегося общества.

Своеобразен подход сторонников постмодернистской парадигмы к интерпретации культурных изменений. Для них динамика культуры (анализ в рамках постмодернизма проводится обычно на примере духовных областей культурной активности, нередко – художественных практики, искусства) – не рост, не развитие, не целенаправленное распространение, а принципиально иной тип движения, который они обозначили термином, взятым из ботаники, «ризома » (беспорядочное распространение, «движение желания», лишенное направления и регулярности).

В целом для динамики культуры характерен устойчивый порядок взаимодействия ее компонентов, периодичность, стадиальность, направленность. Ряд её аспектов имеют симметричные по структуре механизмы, отличающиеся знаком направленности. Можно говорить об интеграционной или дезинтеграционной, восходящей или нисходящей культурной динамике, об эволюционном или революционном характере ее изменений деятельности и т.д.