Белые ночи достоевский мечтатель. Характеристика мечтателя из повести "белые ночи" достоевского

1. История создания романа.
2. Образ главного героя произведения.
3. Психологизм романа «Белые ночи».

Впервые роман «Белые ночи» Ф. М. Достоевского увидел свет в 1848 году в периодическом издании «Отечественные записки». Свое произведение писатель посвятил другу молодости — поэту А. Н. Плещееву. Возможно, этот человек явился и прототипом главного героя произведения, поскольку именно в это время он думал над своим вариантом повести о мечтателе. По мнению многих литературоведов, «Белые ночи» — это из самых светлых и поэтических произведений писателя. Более того, сам Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели». То есть в какой-то мере роман является автобиографичным, поскольку Федор Михайлович, как и его персонаж не раз вспоминал о своих «золотых и воспаленных грезах»: «Прежде в юношеской фантазии моей любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времен Нерона, то рыцарем на турнире, то Эдуардом Глянденингом из романа "Монастырь" Вальтер Скотта... И чего я не перемечтал в моем юношестве...». Действие произведения разворачивается в поэтической атмосфере романтической лирики, этим же овеяны и образы главных героев молодого чиновника-разночинца и юной девушки. Каждый из них обладает чистой душой. Все происходящее протекает на фоне петербургских каналов в период белых ночей.

Роман «Белые ночи» включает в себя пять частей, в четырех из которых описываются ночи, а в последнем утро. Главный герой произведения, молодой человек, мечтатель прожил в Петербурге уже восемь лет, однако так и не смог найти себе друзей. В один из летних дней он вышел на прогулку, и вдруг ему показалось, что весь город выехал на дачу. Будучи человеком одиноким, мечтатель еще более почувствовал свою оторванность от других людей. Это толкнуло его совершить пешую прогулку за город. Возвращаясь поздно вечером, главный герой увидел молодую женщину, которая рыдала у перил канала. Безусловно, он, как настоящий мужчина, да еще и романтик, не мог просто так пройти мимо. Он хотел подойти к девушке, однако та опомнилась и пошла быстрым шагом по набережной. Случай помог молодому человеку познакомиться и разговориться с незнакомкой, Девушка пообещала рассказать свою историю следующей ночью и попросила нового друга ни в коем случае не влюбляться в нее. Неожиданная встреча так поразила главного героя, что на следующий день он пришел на место встречи на два часа раньше. Пылкий юноша готов был пожертвовать, чем угодно, чтобы обезопасить Настеньку от беды, если бы та угрожала новой знакомой. Наконец ожидания главного героя были вознаграждены.

Молодые люди поближе познакомились друг с другом, причем герой представился, как мечтатель-чудак, который одновременно и боится, и стремится к общению с окружающими: «Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода. Садится он большею частию где-нибудь в неприступном углу, как будто таится в нем даже от дневного света, и уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу, как улитка...». В вечернее время главный герой любил бродить по городу и мечтать. Мечты придавали смысл его существованию, а также наполняли его радостью: «Он теперь уже богат своею особенною жизнью; он как-то вдруг стал богатым, и прощальный луч потухающего солнца не напрасно так весело сверкнул перед ним и вызвал из согретого сердца целый рой впечатлений... Теперь "богиня фантазия".. . уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой причудливой жизни...». Рассказ девушки не мог не затронуть душу мечтателя, тем более, что она испытывала серьезные чувства, и вся история была окутана ореолом романтики. Молодой человек стал успокаивать Настеньку и даже согласился передать письмо людям, которые доставят его адресату. Следующее свидание новых друзей было назначено на следующую ночь. Во время третьей встрече пылкому юноше на мгновение показалось, что девушка любит его, так она нежно о нем заботилась, однако благородное сердце не могло заподозрить Настеньку в проявлении чувств. Мечтатель довольно скоро одернул себя, осознавая, что «ее забота, ее любовь... была не что иное, как радость о скором свидании с другим».

Ожидание растянулось на несколько часов. Сначала Настенька была весела и даже шаловлива, однако вскоре стала грустна. Как не успокаивал мечтатель девушку, она становилась все печальнее и печальнее. Главный герой так искреннее успокаивал свою новую подругу, что ей в голову пришла мысль: «Я вас » обоих сравнила. Зачем он — не вы? Зачем он не такой, как вы? Он хуже вас, хоть я и люблю его больше вас». Молодые люди расстались, так и не дождавшись Настенькиного избранника.

Слова девушки настолько взволновали мечтателя, что он еле дождался утра, чтобы найти ее дом. Он искренне полюбил девушку: «Я было пошел в их переулок, но мне стало стыдно. И я воротился, не взглянув на их окна. Не дойдя двух шагов до их дома. Я пришел домой в такой тоске, в какой никогда не бывал». Он мучился из-за того, что ничего уже не мог с этим поделать. Четвертое свидание было назначено на девять часов вечера, однако когда мечтатель пришел, девушка была уже там. Она надеялась, что новый знакомый принесет ей письмо от ее возлюбленного, когда же ожидания не подтвердились, то девушка залилась слезами. Ради Настеньки молодой человек готов был сам отправиться к ее избраннику и потребовать у него ответа, однако девушка остановила его. Вскоре мечтатель не мог не признаться ей в любви. Несчастная девушка спросила только, не мог бы ее новый знакомый подождать, пока ее сердце освободится от старой любви. Безусловно, мечтатель был готов ждать, сколько понадобится. Молодые люди тут же стали прогуливаться по набережной строить планы на будущее. Они решили, что мечтатель, не мешкая, переселится в дом девушки, где ее бабушка сдает освободившийся мезонин. Настроение Настеньки постоянно менялось, она не могла забыть свое унижение и отвергнутую любовь. Молодой человек, как мог, старался отвлечь ее.

Вдруг им навстречу попался мужчина, который пристально посмотрел на девушку, назвал ее по имени. Настенька узнала в нем своего возлюбленного и кинулась к нему Мечтатель не посмел ее остановить. Утром он получил письмо, в котором девушка благодарила его за поддержку и рассказывала, что выходит замуж за своего избранника. Мечтатель вдруг увидел свое будущее, когда он постаревший лет на пятнадцать находится все в той же комнате с теми же полинявшими стенами и полами.

В своем проникновенном романе Федор Михайлович старался осмыслить тему Петербурга с философско-исторической точки зрения. Ему в полной мере удалось раскрыть образ одинокого интеллигентного человека, ощущающего себя чужим и в большом городе. В поисках выхода из сложившейся ситуации « главный герой погрузился в себя, он ушел от реальности с помощью мечтательности.

В своем творчестве Достоевский не раз обращается к этой теме. В последующих произведениях писателя проявляется причина подобной мечтательности. Автор рассматривал ее как следствие «разрыва с народом огромного большинства образованного сословия». Он проводит серьезнейший психологический анализ человеческих отношений. Мечтатели Достоевского жаждали живой жизни, они мучитель но искали точки соприкосновения с ней. Многие литературоведы были уверены, что в художественном плане «Белые ночи» значительно совершеннее предшествующих произведений Федора Михайловича.

«Белые ночи» характеристика Мечтателя

Мечтатель — 26-летний молодой человек. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.

Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.

Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах. Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения «Белые ночи» характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю. Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.

Характеристика Настеньки «Белые ночи»

Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя – сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем – это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.

И вот к ним заехал жилец – молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.

В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке. Мечтателю открывается причина слез Настеньки.

Настенька не слишком умна, но и не слишком глупа. У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу. И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених не появился, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена.

Мечтатель хочет помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.

Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она – понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.

На третье встрече мы узнаем, что друг девушки не отвечает на переданное письмо. Мечтатель понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.

На четвертую ночь девушка уже отчаялась, а Мечтатель признался в любви. Они друг другу говорят всякие «сладости», и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.

На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся. Главному герою остается только вспоминать события, которые произошли под бледный свет белых ночей, и тосковать.

«Белые ночи» цитатная х арактеристика Настеньки

«…теперь мне семнадцать…» (Настенька о своем возрасте)

«… умница: это при красоте никогда не мешает…» (Мечтатель о Настеньке)

«…У меня тоже никого нет, с кем бы мне можно было слово сказать, у кого бы совета спросить…» (Настенька о себе)

«…я вчера поступила, как ребенок, как девочка, и, разумеется, вышло так, что всему виновато мое доброе сердце…» (Настенька о себе)

«…я сама мечтатель! <…> Ну, вот и начнешь мечтать, да так раздумаешься – ну, просто за китайского принца выхожу…» (Настенька о себе)

«…Я простая девушка, я мало училась, хотя мне бабушка и нанимала учителя…» (Настенька о себе)»

…за ее детским смехом…»

«…Настенька, которая слушала меня, открыв свои умные глазки, захохочет всем своим детским, неудержимо веселым смехом…»

Рассмотрим краткое содержание повести "Белые ночи" Достоевского. Жанр этого произведения был определен самим писателем как "сентиментальный роман". Однако по форме "Белые ночи" - повесть. Она принадлежит к циклу повестей и рассказов, которые были созданы в Петербурге до того, как Федор Михайлович был осужден по делу петрашевцев.

Композиция повести

Состоит произведение "Белые ночи" Достоевского из 5 глав, которые имеют названия: "Ночь 1", "Ночь 2" и т. д. В повести всего описано 4 ночи. Пятая глава имеет название "Утро". Это отражает динамику развития в произведении сюжета - от сна к пробуждению.

Первая ночь

Герой произведения "Белые ночи" Достоевского восемь лет проживает в Петербурге. Он при этом не смог завести в городе ни одного знакомства. Герою известен практически весь Петербург. Он знает многих людей в лицо, видит каждый день на улицах. Старичок является одним из таких знакомых. Герой его встречает на Фонтанке в определенный час. Если оба находятся в хорошем настроении, они друг другу кланяются. Знакомы Мечтателю и дома. Он даже порой воображает, что они разговаривают с ним, равно как и сам герой общается с ними с удовольствием. У него имеются среди домов любимцы, есть также короткие приятели. Мечтателя мучит беспокойство вот уже три дня. Причиной является боязнь одиночества. Опустел город, поскольку жители отправились на дачи. Мечтатель готов поехать вместе с ними, однако никто его не приглашал, как будто все забыли его, как будто он совсем чужой для них.

Возвращаясь после прогулки в поздний час, герой повести "Белые ночи" Достоевского увидел девушку на набережной. Она смотрела пристально в воду канала. Эта девушка плакала, и она прошла по тротуару мимо него, пока Мечтатель пытался найти слова утешения. Он не решился последовать за ней. Вдруг недалеко от этой незнакомки оказался нетрезвый господин, который поспешил за ней вслед. Тогда герой бросился на него с сучковатой палкой. Тот оставил в покое даму. Мечтатель рассказал ей, что создает в своем воображении целые романы. Однако на самом деле он даже ни разу не был знаком с женщинами, поскольку очень робок. Девушка отвечает, что ей даже нравится такая скромность. Герой надеется увидеть ее вновь и просит девушку прийти следующей ночью снова на набережную. Та обещает быть здесь в девять часов, однако умоляет героя в нее не влюбляться и рассчитывать лишь на дружбу. У девушки имеется тайна, о которой ей не хочется рассказывать. Мечтатель ощущает себя настолько счастливым, что бродит всю ночь по городу и никак не может вернуться домой. Этим заканчивает описание первой главы произведения Достоевский. "Белые ночи", краткое содержание которых нас интересует, продолжаются следующими событиями.

Вторая ночь

Дама просит при встрече Мечтателя рассказать ей свою историю. Он отвечает, что у него нет никакой истории. У девушки же имеется слепая бабушка, которая не отпускает ее никуда. После того как девушка нашалила 2 года назад, бабушка пришила ее платье к своему. Теперь собеседница Мечтателя вынуждена читать вслух старушке и сидеть дома. Герой отвечает, что считает себя мечтателем, и лишь тогда вспоминает о том, что не знает до сих пор имени своей спутницы. Девушка представляется Настенькой. Мечтатель рассказывает ей о своих грезах. Он дожил в своих мечтах до 26 лет, справляет даже "годовщину своих ощущений". Настенька рассказывает герою историю своей жизни.

Отец и мать девушки очень рано умерли, и поэтому она осталась с бабушкой. Однажды, когда эта старушка уснула, Настенька уговорила Феклу, глухую работницу, сесть на свое место, а сама отправилась к подруге. Когда старушка проснулась и спросила о чем-то, Фекла убежала, испугавшись, поскольку не могла понять, о чем бабушка ее спрашивает. Однажды в мезонин бабушкиного дома переехал новый жилец. Он стал снабжать Настеньку книгами, приглашал ее вместе со старушкой в театр на пьесу "Севильский цирюльник". Они втроем после этого посещают театр еще несколько раз. Затем жилец говорит, что должен уехать в Москву. Тайком от бабушки Настенька собирает вещи, так как хочет отправиться вместе с ним. Жилец говорит, что не может пока жениться на девушке. Но он обязательно приедет за ней через год, когда устроит свои дела. Сейчас он уже три дня находится в городе, однако все еще не приходил к Настеньке. Мечтатель предлагает ей написать любимому письмо и обещает через знакомых девушки передать его. Настенька дает ему давно уже написанное и запечатанное письмо. Герои прощаются. Произведение "Белые ночи" Достоевского продолжается уже в следующей главе.

Третья ночь

В ненастный и пасмурный день герой произведения осознает, что любовь к нему Настеньки была только радостью о близком свидании с другим. Девушка пришла на встречу с героем на час раньше, поскольку хотела увидеть любимого и надеялась на то, что он непременно придет. Однако тот не явился. Мечтатель успокаивает девушку, делая различные предположения: он мог не получить письмо, возможно, ему нельзя сейчас прийти или же он ответил, но письмо придет несколько позже. Девушка надеется на следующий день увидеть любимого, однако ее не покидает чувство досады. Настенька сокрушается, что возлюбленный ее совсем не похож на Мечтателя, столь доброго к ней. Так заканчивается очередная глава произведения "Белые ночи". Повесть продолжается описанием четвертой ночи.

Четвертая ночь

В 9 часов следующего дня герои уже были на набережной. Но мужчина не появляется. Герой признается девушке в любви, говорит о том, что понимает ее чувства к своему любимому и относится с уважением к ним. Настенька отвечает, что ее предал этот человек, и поэтому она попытается всеми силами разлюбить его. Если Мечтатель сможет подождать, пока совсем улягутся прежние чувства, то любовь и благодарность Настеньки достанется ему. Молодые люди мечтают радостно о совместном будущем.

Вдруг в минуту их прощания показывается жених. Настенька, задрожав и вскрикнув, вырывается из рук Мечтателя и бросается навстречу к нему. Она исчезает вместе со своим возлюбленным. Долго глядел им вслед Мечтатель из произведения "Белые ночи"... Достоевский по главам описывает, как менялось внутреннее состояние главных героев, которые как будто совершают в повести переход от сна к пробуждению. Происходит это в следующей главе, которая называется "Утро".

Утро

В дождливый и унылый день Матрена, работница, принесла письмо от Настеньки Мечтателю. Девушка извинялась и благодарила его за любовь. Она обещает сохранить навсегда его в памяти, а также просит Мечтателя не забывать ее. Несколько раз герой перечитывал письмо, слезы наворачивались на его глаза. Мечтатель мысленно благодарит Настеньку за минуту блаженства и счастья, которую девушка подарила ему. На днях Настенька выходит замуж. Однако чувства девушки противоречивы. Она пишет в письме, что хотела бы "любить вас обоих". Однако Мечтатель вынужден оставаться вечно лишь братом, другом. Он опять оказался один в комнате, вдруг "постаревшей". Однако и через 15 лет Мечтатель вспоминает с нежностью свою недолгую любовь.

Несколько фактов о произведении

Итак, мы описали событийную канву произведения, которое создал Достоевский. "Белые ночи", краткое содержание которого, конечно, художественных особенностей повести не передает, было написано Федором Михайловичем в 1848 году. Сегодня произведение включено в школьную программу по литературе наряду с другими творениями этого писателя. Очень интересны в этой повести, как и в других произведениях Федора Михайловича, герои. "Белые ночи" Достоевский посвятил А. Н. Плещееву, поэту и другу своей молодости.

Критика

Что касается критики, отметим следующее. Произведение "Белые ночи" (Достоевский) отзывы вызвало положительные практически сразу же после первой публикации. На него откликнулись такие известные критики, как А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, А. А. Григорьев, Н. А. Добролюбов, Е. В. Тур и другие.

В своей повести «Белые ночи» Достоевский неслучайно даёт подзаголовок «сентиментальный роман». Этот подзаголовок указывает на своеобразие не жанра, а содержания повести: этот роман действительно оказался сентиментальным благодаря главному герою произведения. В центре повести молодой человек, который приехал в Петербург работать. Повествование идет от его лица и укладывается в рамки нескольких ночей - главных, как он считает, в его жизни.

Юноша, имени которого не называется, встречает на улице девушку, спасает её от назойливых приставаний, узнает её историю, и, несмотря на то, что эта история плотно связана с другим молодым человеком, вызывается помочь девушке. Влюбившись в Настеньку, Мечтатель рыцарски выполняет то, на что подписался и в финале препоручает её в руки жениху. Наступает утро, и оно отрезвляет, подчеркивает одиночество и светлую грусть героя.

Характеристика героя

(Олег Стриженов в роли Мечтателя в фильме "Белые ночи", 1959 )

Бледное измятое лицо, открытая и «созерцательная» улыбка, бедность, которая сквозит в образе Мечтателя - пожалуй, это весь портрет, который приводится в повести, ведь Мечтатель не описывает сам себя, зато с огромным удовольствием и любовью описывает окружающий мир. 26-летний чиновник, он, как и многие в городе, живет от получки до получки, а основное его занятие - мечтательство. Гуляя по улицам города, он погружается в грезы, в его воображении оживают дома и будто разговаривают друг с другом, а сам он путешествует в мирах, воображая себя кем-нибудь, но не собой.

Чистый душевно, невинный и добрый, Мечтатель не находит ни одной родственной души, постоянно ощущая свою постороннесть в этом мире и ища того, к кому будет душевный отклик. Неудивительно, что он влюбляется в Настеньку - во-первых, его душа жаждала контакта с похожей на его душу («хотел полюбить ту, которая приснится во сне»), во-вторых, искренний и бескорыстный, способный не только на размышления, но и на поступки, Мечтатель просто не мог не прийти на помощь девушке, а затем был покорен ею, словно рыцарь из собственных фантазий. И по законам сентиментального жанра.

Образ героя в произведении

(Кадр из фильма "Белые ночи", в ролях Олег Стриженов и Людмила Марченко, 1959 )

Главный герой, которому автор отказывает даже в имени, оказывается человеком чувствующим и сопереживающим. Не давая герою имени, автор намекает на его типичность. Это типичность уже хорошо знакомого нам маленького человека. Одновременно с этим, мечтатель — это новый образ «лишнего человека», который впоследствии будет воспет другими авторами.

Мечтатель может являть собой символ - то, что читателю ничего не известно о нем, об его происхождении, истории, семье, образовании, - по заметкам критиков, это и есть показатель его нереальности, оторванности от настоящей жизни.

В образе мечтателя изображается человек, полный сил и молодой, но уже ощущающий себя чуждым окружающему миру. Это мечтатель, ушедший в мир романтической грезы, длительным отношениям противопоставивший образы, созданные его воображением. Этими образами полностью отклонил заслонился от окружающей действительности, так как она негуманна, враждебна, не может способствовать раскрытию чистых человеческих побуждений. Мечтатель - это романтик, видящий Петербург чистыми глазами и воспевающий его. писатели демократы утверждали в образе мечтателя скрыт протест против российской действительности, что в его образе выписана молчаливая борьба против насилия человечество преобразование действительности в духе социальной справедливости. Это не совсем так: Достоевский не вкладывает во внутренний мир мечтателя протест против больного общества, его жестокости.

(Настенька )

Так как образ Настеньки противопоставляется образу Мечтателя как образ живой и активный образу уставшему и отжившему, мы видим, что стремления Мечтателя обречены, тогда как счастье Настеньки вполне возможно. Мечтатель - это невозможность жить настоящей жизнью, невозможность воплотить идеал в реальности, только тихое одиночество, наедине только со своим потенциально сильным, творческим воображением.

Достоевский посвятил повесть А.Н. Плещееву, другу юности, и возможно, что именно друг стал прототипом главного героя. Некоторые исследователи видят в мечтателе образ самого молодого Достоевского. Также в герое видят истоки образа главного героя романа «Униженные и оскорбленные», который Достоевский напишет позже.

«Белые ночи» главные герои случайно встречаются и узнают друг друга.

«Белые ночи» Достоевский главные герои

В «Белых ночах» два героя: Мечтатель и Настенька.

Рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами, но главным персонажем является Настенька. Настенька — видение и реальность, олицетворение белой петербургской ночи.

Они оба молоды, чисты душой, добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда, с надеждой на счастье Они сдружились из-за схожести характеров.

«Мечтатель »: «Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.»

«Настенька ». «В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина, облокотившись на решётку… Она была одета в премиленькой жёлтой шляпке и в кокетливой чёрной мантильке.»

Настенька рассказывает подробно о своей жизни. А вот у героя своей истории нет…И на вопрос: « Кто же вы такой?» Герой отвечает: « …я тип — это оригинал, такой смешной человек!»

Мечтатель – 26-летний житель Петербурга. Он образован, но беден, имеет определенные перспективы, но не имеет житейских желаний. Он где-то служит, но не сходится с коллегами и прочими окружающими – например, женщинами. Его не интересует ни бытовая сторона жизни, ни деньги, ни девушки, он постоянно погружен в призрачные романтические мечты и в периоды контакта с окружающими миром испытывает болезненное ощущение чуждости этому миру. Он сравнивает себя с грязным котенком, не нужным никому в мире и испытывающим ответную обиду и вражду. Впрочем, он не был бы безответен, если бы в нем нуждались – ведь люди ему непротивны, он готов был бы помочь кому-нибудь, способен к сопереживанию.

Мечтатель типичный «маленький человек» (социальное положение, неспособность на поступок, неподвижность, незаметность существования) и «лишний человек» (он сам себя таковым ощущает, презирая лишь себя за свою ненужность).

Мечтатель благоговеет перед святыней любви, душа его переполнена ею. Любовь к Настеньке спасает его от «греха мечтательства» и утоляет жажду настоящей жизни.

Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь Настеньки – единственное, что он может получить от жизни.

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье. После ухода Настеньки герой вряд ли сможет измениться. Тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий, горестей и несчастий. Сам герой неспособен противостоять этой действительности, не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии. Он уходит в себя, замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний.