Батальный жанр рисунки детей. Школьная энциклопедия

(от франц. bataille - битва)

жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого; Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром (См. Исторический жанр). Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью армии и флота, способствовала расширению рамок Б. ж., дополняемого сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях), которые одновременно относятся и к бытовому жанру (См. Бытовой жанр), а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками и т.д. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19-20 вв. связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств.

Формирование Б. ж. относится к 16-17 вв., но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев; уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4-3 вв. до н. э.). Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на тканях («Ковёр из Байё» со сценами завоевания нормандцами Англии, около 1073-83), в европейских и восточных книжных миниатюрах («Лицевой летописный свод», Москва, 16 в.), иногда на иконах; многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японских живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа - 15 в.); героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц, и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504-06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537-38), а Тинторетто - неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634-35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. ван де Велде в Голландии). В 18 в. условным официальным баталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Ватто во Франции), а позднее - картины американских живописцев (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. - картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего и драматически страстное напряжение массовых битв, и жестокость завоевателей, и воодушевление борцов за свободу. Освободительными движениями навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, Я. Чермака в Чехии, Дж. Якшича в Сербии и др. Во Франции романтическая легенда о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. Шарле и О. Раффе. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Берне) националистические концепции и ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839-43) создать народно-героическую эпопею. Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф.Тимма на темы Крымской войны 1853-56.

Развитие реализма во 2-й половине 19 - начале 20 вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в Б. ж., внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Во Франции реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали Э. Детай и А. Нёвиль; но в больших композициях и Панорамах сохранялась ходульность официальной концепции. В России в связи с развитием пейзажной и жанровой живописи расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Н. Филиппов, П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов), отразившая под влиянием демократического движения тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата. Особенно сильно и всесторонне, с бесстрашной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин, обличавший милитаризм, бездушную жестокость завоевателей и запечатлевший мужество и страдания народа. Верещагин решительно ломал традиционные схемы Б. ж. и в батально-исторических картинах, так же как Передвижники - И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. Реализм передвижников повлиял и на академическую Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-04; «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий.

В 20 в. социальные и национально-освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили сложившиеся принципы Б. ж. В буржуазных странах традиционные батальные композиции приобрели преимущественно шовинистический смысл, особенно в странах фашистской диктатуры, где в бездушных ложно монументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкий художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, протестуя против империалистических войн и насилия, создали ярко эмоциональные символические образы народной трагедии. У многих художников военные сцены окрашены настроениями мрачного отчаяния, а зачастую несут печать экспрессионизма или сюрреализма.

В советском искусстве Б. ж. получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Отправляясь от реалистических традиций Б. ж., советские баталисты выдвинули на первый план героический образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский Б. ж. формировался в графике периода Гражданской войны 1918-20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников (См. Студия военных художников) имени М. Б. Грекова (П. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы (См. Диорама)), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Борьба с империалистической реакцией и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие Б. ж. - в изображениях антифашистских и революционных битв (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободительной борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).

Лит.: Садовень В. В., Русские художники баталисты XVIII-XIX веков, М., 1955: Бродский В., Советская батальная живопись, Л.-М., 1950; Alexandre A., Histoire de la peinture militaire en France, P., 1890.

А. М. Комаров .

  • - ЖАНР - определенный вид литературного произведения...

    Словарь литературных терминов

  • - исторически сложившийся и развивающийся тип художественного произведения, который определяется на основе: 1) принадлежности произведения к тому или иному литературному роду...

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений и военных походов современности или прошлого...

    Большая Советская энциклопедия

  • - БАТАЛЬНЫЙ жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни...

    Большой энциклопедический словарь

  • - бата́льный прил. 1. соотн. с сущ. баталия 1., связанный с ним 2. Изображающий сражения, битвы и другие военные события...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - БОН ЖАНР * bon genre. 1. Хороший тон. Ср. Bon ton. - Мои отношения к Прасковье Алексеевне вы знаете? Она сама губернаторше ни ботонностью и ничем не уступит, такая comme il faut и bon genre, что чудо! И. Аксаков в его письмах 2 168. 2...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - БАТА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое. Изображающий войну. Батальная живопись. Батальные сцены...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БАТА́ЛЬНЫЙ, батальная, батальное. Изображающий военные сцены...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - бат"...

    Русский орфографический словарь

  • - БАТАЛЬНЫЙ ая, ое. bataille f. 1. устар. Отн. к баталиям, связанный с ними. БАС-2. Офицерам обучать прилежно солдат скорострельной пальбе, т. е. называемому батальному огню. 1787. Суворов. СВИМ 4 7...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - ДЕ ЖАНР * de genre. То же, что жанровая картина. Обращаясь к картинам de genre, укажем на замечательнейшия из них. БДЧ 1850 104 3 85. Что же касается до рода, так называемого de genre, то кто превзошел его <брюллова>...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - бата́льный изображающий военные сюжеты, напр, б-ая живопись...
  • - безостановочная пальба...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"Батальный жанр" в книгах

«Низкий» жанр

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

«Низкий» жанр 1980 год. Всесоюзный фестиваль телевизионных фильмов. В городе Ереване.Меня пригласили с «Местом встречи». Фильм уже два раза прошел по Центральному телевидению; страна вымирала, все сидели у телевизоров. «Ну, - думаю, - обязательно что-нибудь дадут! Не

Жанр

Из книги Ближний взгляд.Тексты этих лет автора Юрский Сергей Юрьевич

Жанр Нельзя сказать, что никогда ничего подобного не было на телевидении раньше. И все-таки жанр этих фильмов был особенный. Во-первых, УРОВЕНЬ ВСЕХ составляющих, во-вторых, ПОСТОЯНСТВО выхода и появления фильмов на экране, и в-третьих (это главное), СООТНОШЕНИЕ

ЖАНР

Из книги Чехов в жизни: сюжеты для небольшого романа автора Сухих Игорь Николаевич

ЖАНР Михаил Бахтин говорил о памяти жанра. У этого жанра короткая память: ему не исполнилось и ста лет. Книге «Пушкин в жизни» (1926–1927) В. В. Вересаев дал подзаголовок «Систематический свод подлинных свидетельств современников». Так появился биографический монтаж, жанр в

«Рваный» жанр

Из книги История русского шансона автора Кравчинский Максим Эдуардович

«Рваный» жанр В 1882 году Владимир Иванович Немирович-Данченко, родной брат будущего основателя МХТа, написал песню «Умирающий»: Отворите окно… отворите!.. Мне недолго осталося жить; Хоть теперь на свободу пустите, Не мешайте страдать и любить! Горлом кровь показалась…

Особый жанр

Из книги автора

Особый жанр Артистические байки – особый жанр. Занимательные истории, передаваясь из уст в уста, со временем обрастают новыми деталями и превращаются в отточенный анекдот. И уже не знаешь – было это на самом деле или нет, а если было, то, порой выясняется, иногда с

Как начинается жанр

Из книги Чертов мост, или Моя жизнь как пылинка Истории: (записки неунывающего) автора Симуков Алексей Дмитриевич

Как начинается жанр Приведу пример: к моему больному сыну ходила массажистка. Все, что было связано с моей жизнью, с ним, с ней, было миром стены, к которой я стоял лицом, - обычным, знакомым мне миром… Но как-то, кончив сеанс, массажистка вздохнула и сказала: «Бегу к своему

Новый жанр

Из книги Изнанка экрана автора Марягин Леонид

Новый жанр А. Довженко смотрел фильм С. Эйзенштейна «Иван Грозный» и после красно-черного эпизода плясок опричников изрек:- Опера.Его сосед по просмотровому залу напомнил:- Вы это уже говорили по поводу «Александра Невского».- То была опера днем, а это - опера

ЛЮБОВЬ КАК ЖАНР

Из книги Отрывки из Ничего автора Ванталов Борис

ЛЮБОВЬ КАК ЖАНР Одна знакомая рассказывала недавно несколько часов о несчастной любви.То есть любовь была взаимной, страстной, но в силу целого ряда обстоятельств не могла увенчаться браком.Оба действующих лица романа по сию пору понимают, что упустили главную удачу

Жанр

Из книги Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа автора Бенуа Александр Николаевич

Жанр Одновременно с расцветом барочного искусства, в Венеции же зародилась та форма живописи, которая должна была с течением времени сделаться доминирующей во всей Европе. Мы говорим о бытовой живописи, более известной под уродливым наименованием жанровой. Черты

Жанр

Из книги Паралогии [Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000 годов] автора Липовецкий Марк Наумович

Жанр Иногда спрашиваешь себя: «А как-нибудь еще возможно?», и кажется в тот момент, что вроде бы и возможно. Л. Рубинштейн, «Элегия» «Поэзия на карточках», картотека или «каталог» как жанр был придуман Рубинштейном, разумеется, в докомпьютерные времена. Оговорка эта - на

Барбой Юрий

9. Жанр Мы согласились с М.М. Бахтиным, что художественные произведения - это высказывания, и что в каждой сфере есть свои устойчивые типы таких высказываний. Бахтина нетрудно понять так, что жанры и являются этими типами. Так оно и есть, только надо принять во внимание, что

Жанр

Из книги Введение в Новый Завет Том II автора Браун Рэймонд

Жанр В предыдущем разделе я намеренно говорил несколько неопределенно о том, что «к форме письма было адаптировано произведение другого литературного жанра» (§1) и - о «вдохновляющем изложении некоторых аспектов учения Павла» (§3). Сходство с письмом здесь минимальное,

Исторический и батальный жанр в живописи и графике

Исторический жанр, которому свойственна монументальность, долгое время развивался в настенной живописи. С эпохи Возрождения до 19 в. художники использовали сюжеты античной мифологии, христианских легенд. Часто реальные исторические события, изображаемые на картине, насыщались мифологическими или библейскими аллегорическими персонажами. Исторический жанр переплетается с другими — бытовым жанром (историко-бытовые сцены), портретом (изображение исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем ("исторический пейзаж"), смыкается с батальным жанром. Исторический жанр находит воплощение в станковых и в монументальных формах, в миниатюрах, иллюстрациях. Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. В странах Древнего Востока даже существовали типы символических композиций (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством) и повествовательных циклов росписей и рельефов. В Древней Греции были скульптурные изображения исторических героев (Тираноубийцы, 477 до н.э.), в Древнем Риме создавались рельефы со сценами военных походов и триумфов (колонна Траяна в Риме, ок. 111-114). В средние века в Европе исторические события находили отражение в миниатюрах хроник, в иконах.
Батамльный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Игорь-князь с могучею дружиной
Мила брата Всеволода ждет.
Молвит буй тур Всеволод: "Единый
Ты мне брат, мой Игорь, и оплот!
Дети Святослава мы с тобою,
Так седлай же борзых коней, брат!
А мои, давно готовы к бою,
Возле Курска под седлом стоят.
2
А куряне славные -
Витязи исправные:
Родились под трубами,
Росли под шеломами,
Выросли как воины,
С конца копья вскормлены.
Все пути им ведомы,
Все яруги знаемы,
Луки их натянуты,
Колчаны отворены,
Сабли их наточены,
Шеломы позолочены.
Сами скачут по полю волками
И, всегда готовые к борьбе,
Добывают острыми мечами
Князю - славы, почестей - себе!"
Отрывок из "Слово о полку Игореве".
- В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII веке - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Это картины “Куликовская битва”, “Полтавская баталия” приписываемые И.Н. Никитину (ок. 1690-1750), гравюры А.Ф.Зубова с морскими сражениями.

Картина Сурикова "ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ"


Русский батальный жанр (картины батальная живопись) проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Победы Суворова и Кутузова вдохновляли русских художников живописцев на написание картин и полотен прославляющих мужество и героизм русских воинов.
Эту традицию сохранили и художники-баталисты XX века. Новый подъем батальный жанр пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и “Окнах ТАСС”, фронтовой графике, живописи, а позднее и в монументальной скульптуре.
Особо в батальном жанре и картины батальной живописи отечественной школы можно выделить создание диарам и панорам посвященных историческим битвам и сражениям.
История России наполнена и насыщена войнами и сражениями. В связи с этим русскими баталистами создано много прекрасных произведений искусства отечественного и мирового значения.
Картины батальная живопись одна из составляющих батального жанра. Прекрасные батальные картины написанные маслом на холсте выдающимися русскими художниками представлены в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Общий пафос работ отечественных художников на тему ратного подвига, выполненных в разных техниках и жанрах, можно выразить словами Н.К.Рериха: “Самые многочисленные враги земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа”.

- Но восходит солнце в небеси -
Игорь-князь явился на Руси.
Вьются песни с дальнего Дуная,
Через море в Киев долетая.
По Боричеву восходит удалой
К Пирогощей богородице святой.
И страны рады,
И веселы грады.
Пели песню старым мы князьям,
Молодых настало время славить нам:
Слава князю Игорю,
Буй тур Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил.
За христиан полки поганых бил!
Здрав будь, князь, и вся дружина здрава!
Слава князям и дружине слава!
(Слово о Полку Игореве)


Фаворский В. А.
к "Слову о полку Игореве". 1954. Гравюра на дереве

Батальный жанр (от франц. bataille - битва)

жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в Б. ж. занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого; Б. ж. присуще стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает Б. ж. с историческим жанром (См. Исторический жанр). Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с жизнью армии и флота, способствовала расширению рамок Б. ж., дополняемого сценами военного быта (в походах, казармах, лагерях), которые одновременно относятся и к бытовому жанру (См. Бытовой жанр), а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками и т.д. Прогрессивная тенденция в развитии Б. ж. 19-20 вв. связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли в них народа, с разоблачением несправедливых агрессивных войн, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах, с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств.

Формирование Б. ж. относится к 16-17 вв., но изображения битв известны в искусстве с древнейших времён. Рельефы Древнего Востока представляют царя или полководца, истребляющего врагов, осады городов, шествия воинов. В древнегреческой вазописи, рельефах на фронтонах и фризах храмов воспевается как нравственный образец воинская доблесть мифических героев; уникально изображение битвы Александра Македонского с Дарием (римская мозаичная копия эллинистического образца 4-3 вв. до н. э.). Рельефы на древнеримских триумфальных арках и колоннах прославляют завоевательные походы и победы императоров. В средние века сражения изображали на тканях («Ковёр из Байё» со сценами завоевания нормандцами Англии, около 1073-83), в европейских и восточных книжных миниатюрах («Лицевой летописный свод», Москва, 16 в.), иногда на иконах; многочисленны батальные сцены в рельефах Китая и Камбоджи, индийских росписях, японских живописи. К эпохе Возрождения в Италии относятся первые опыты реалистичного изображения битв (Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа - 15 в.); героическую обобщенность и большое идейное содержание оно получило в картонах для фресок Леонардо да Винчи («Битва при Ангьяри», 1503-06), показавшего яростное ожесточение схватки и «зверское безумие» междоусобиц, и Микеланджело («Битва при Кашине», 1504-06), акцентировавшего героическую готовность к борьбе; Тициан ввёл в сцену битвы реальную среду (так называемая «Битва при Кадоре», 1537-38), а Тинторетто - неисчислимые массы воинов («Битва при Заре», около 1585). В становлении Б. ж. в 17 в. большую роль сыграли острое разоблачение жестокости завоевателей в офортах француза Ж. Калло, глубокое раскрытие социально-исторического смысла военных событий в «Сдаче Бреды» испанца Д. Веласкеса (1634-35), драматическую страстность батальных полотен фламандца П. П. Рубенса. Позже выделяются баталисты-профессионалы (А. Ф. ван дер Мёлен во Франции), формируются типы условно-аллегорической композиции, возвеличивающей полководца, представленного на фоне битвы (Ш. Лебрен во Франции), небольшой батальной картины с эффектным (но равнодушным к смыслу событий) изображением кавалерийских стычек или эпизодов военного быта (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии) и сцены морского сражения (В. ван де Велде в Голландии). В 18 в. условным официальным баталиям противостояли правдивые изображения тягот походной и лагерной жизни (А. Ватто во Франции), а позднее - картины американских живописцев (Б. Уэст, Дж. С. Копли, Дж. Трамбалл), внёсших искренний пафос и свежие наблюдения в изображение военных эпизодов: родился русский патриотический Б. ж. - картины «Куликовская битва» и «Полтавская баталия», приписываемые И. Н. Никитину, гравюры А. Ф. Зубова с морскими сражениями, мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762-64), большие батально-исторические композиции Г. И. Угрюмова, акварели М. М. Иванова с изображениями штурмов Очакова и Измаила. Великая французская революция и наполеоновские войны породили крупные батальные полотна А. Гро (пришедшего от увлечения романтикой революционных войн к фальшивому возвеличиванию Наполеона и внешней эффектности экзотичности антуража), сухие документальные картины немецких художников А. Адама и П. Хесса, но вместе с тем и психологически верные романтические образы наполеоновской эпопеи в живописи Т. Жерико и потрясающие драматические сцены борьбы испанцев с французскими интервентами в живописи и графике испанского художника Ф. Гойи. Историзм и свободолюбивый пафос прогрессивного романтизма ярко выразились в батально-исторических картинах Э. Делакруа, показавшего и драматически страстное напряжение массовых битв, и жестокость завоевателей, и воодушевление борцов за свободу. Освободительными движениями навеяны романтические батальные композиции П. Михаловского и А. Орловского в Польше, Г. Вапперса в Бельгии, а позже Я. Матейко в Польше, Я. Чермака в Чехии, Дж. Якшича в Сербии и др. Во Франции романтическая легенда о Наполеоне окрашивает полужанровые картины Н. Т. Шарле и О. Раффе. В господствовавшей официальной батальной живописи (О. Берне) националистические концепции и ложноромантические эффекты сочетались с внешним правдоподобием. Русская академическая батальная живопись от традиционных условных композиций с полководцем в центре (В. И. Мошков) шла к большей документальной точности общей картины боя и жанровых деталей (А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде и особенно А. Е. Коцебу), но преодолеть традиционный для неё дух идеализации не смог даже К. П. Брюллов, пытавшийся в «Осаде Пскова» (1839-43) создать народно-героическую эпопею. Вне академической традиции Б. ж. стояли лубки И. И. Теребенёва, посвященные народному подвигу в Отечественной войне 1812, «казачьи сцены» в литографиях Орловского, рисунки П. А. Федотова на темы казарменного и лагерного быта, рисунки Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова, живо воссоздающие сцены войны на Кавказе, литографии В. Ф.Тимма на темы Крымской войны 1853-56.

Развитие реализма во 2-й половине 19 - начале 20 вв. привело к усилению пейзажных, жанровых, подчас психологических начал в Б. ж., внимания к действиям, переживаниям, быту рядовых воинов (А. Менцель в Германии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США, М. Герымский в Польше, Н. Григореску в Румынии, Я. Вешин в Болгарии). Во Франции реалистическое изображение эпизодов франко-прусской войны 1870-71 дали Э. Детай и А. Нёвиль; но в больших композициях и Панорама х сохранялась ходульность официальной концепции. В России в связи с развитием пейзажной и жанровой живописи расцветает искусство морской батальной картины (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов), появляется батально-бытовая живопись (К. Н. Филиппов, П. О. Ковалевский, В. Д. Поленов), отразившая под влиянием демократического движения тяготы солдатской жизни и повседневный героизм русского солдата. Особенно сильно и всесторонне, с бесстрашной правдивостью показал суровые будни войны В. В. Верещагин, обличавший милитаризм, бездушную жестокость завоевателей и запечатлевший мужество и страдания народа. Верещагин решительно ломал традиционные схемы Б. ж. и в батально-исторических картинах, так же как Передвижники - И. М. Прянишников, А. Д. Кившенко, В. И. Суриков, создавший в своих полотнах «Покорение Сибири Ермаком» (1895) и «Переход Суворова через Альпы» (1899) величественную эпопею мужества и богатырского подвига русского народа, В. М. Васнецов, вдохновлявшийся образами древнерусского народного эпоса. Реализм передвижников повлиял и на академическую Б. ж., особенно на творчество Ф. А. Рубо, стремившегося в панорамах («Оборона Севастополя», 1902-04; «Бородинская битва», 1911) и картинах к широте и объективной точности показа военных действий.

В 20 в. социальные и национально-освободительные революции, небывало разрушительные войны радикально изменили сложившиеся принципы Б. ж. В буржуазных странах традиционные батальные композиции приобрели преимущественно шовинистический смысл, особенно в странах фашистской диктатуры, где в бездушных ложно монументальных формах прославлялись грубая сила и жестокость. В противовес апологии милитаризма бельгиец Ф. Мазерель, немецкий художники К. Кольвиц и О. Дикс, англичанин Ф. Брэнгвин, мексиканец Х. К. Ороско, протестуя против империалистических войн и насилия, создали ярко эмоциональные символические образы народной трагедии. У многих художников военные сцены окрашены настроениями мрачного отчаяния, а зачастую несут печать экспрессионизма или сюрреализма.

В советском искусстве Б. ж. получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Отправляясь от реалистических традиций Б. ж., советские баталисты выдвинули на первый план героический образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский Б. ж. формировался в графике периода Гражданской войны 1918-20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников (См. Студия военных художников) имени М. Б. Грекова (П. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы (См. Диорама)), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, символизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Борьба с империалистической реакцией и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие Б. ж. - в изображениях антифашистских и революционных битв (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободительной борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).

Лит.: Садовень В. В., Русские художники баталисты XVIII-XIX веков, М., 1955: Бродский В., Советская батальная живопись, Л.-М., 1950; Alexandre A., Histoire de la peinture militaire en France, P., 1890.

А. М. Комаров .


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Батальный жанр" в других словарях:

    - (от франц. bataille битва), жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений (в том числе морских) и военных походов современности или прошлого. Стремление… … Художественная энциклопедия

    Батальный жанр - Батальный жанр. М.О. Микешин. Подвиг батареи полковника Никитина в сражении под Красным. 1856 г. Музей и Панорама Бородинской битвы. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от баталия), жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни современности… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от баталия) жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни … Большой Энциклопедический словарь

    Жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни. Мастеров этого жанра называют баталистами. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

    Битва на реке Воже. Вторая половина XVI века. Батальный жанр (от фр. bataille … Википедия

    Батальный жанр - (от франц. bataille битва) жанр изобр. иск ва, посвящ. теме войны и воен. жизни. Гл. место в произв. Б. ж. занимают сцены битв, походов, кавалерийских и морских сражений и т. д. Присутствует уже в иск ве Др. Руси, в кн. миниатюрах (Лицевой… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (от баталия), жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни. * * * БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР (от баталия (см. БАТАЛИЯ)), жанр изобразительного искусства, посвященный войне и военной жизни … Энциклопедический словарь

БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, или баталистика (от фр. bataille - битва) - жанр живописи, посвященный военной тематике. К батальному жанру относятся не только сцены непосредственно сражений, но и сцены воинского быта. Баталистика является разделом исторической живописи. Также она соприкасается с бытовым (сцены воинского быта), портретным (портреты военачальников, солдат), пейзажным, анималистическим (при изображении конницы) жанрами, а также с натюрмортом (изображение оружия и других атрибутов воинской жизни). Формирование батального жанра началось в ХVI веке, однако сцены битв и сражений встречаются уже в наскальных росписях, в античных фресках и мозаиках, средневековых книжных миниатюрах, на коврах и гобеленах. Подлинный расцвет жанра начинается в эпоху Возрождения, когда возрос интерес к истории и появилось стремление изобразить ожесточение схватки, прославить подвиг и совершившего его героя. Среди авторов, обращавшихся к баталистике в эпоху Возрождения, были такие художники как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто. В ХVII веке к задачам, стоявшим перед мастерами БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ, добавился интерес к человеческой психологии ("Сдача Бреды" Д.Веласкеса, 1634 г.), а в эпоху романтизма - негодование против жестокости завоевателей и сочувствие к борцам за свободу ("Резня на острове Хиос" Э.Делакруа, 1826 г.).
В России сцены сражений встречаются уже в иконах и книжных миниатюрах. В ХVIII веке очень популярными были гравюры, посвященные Северной войне, созданные А.Ф.Зубовым. Батальный жанр в России переживает расцвет во второй половине ХIХ века. В монументальных полотнах эпопеях В.И.Сурикова ("Покорение Сибири Ермаком", 1895 г.; "Переход Суворова через Альпы", 1899 г.) героем предстает весь народ. Несмотря на то, что основной целью БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ является воспевание воинской доблести, торжества победы, героической готовности сражаться, многие художники обращались и к другой стороне войны - бесчеловечной, забирающей жизни. Среди таких художников был и живописец В.В.Верещагин, сам принимавший участие в военных действиях. В его картинах Туркестанской (1871-74 гг.) и Балканской серий (1877 - 1880-е гг.) представлена не героика побед, а неприкрашенная правда о войне ("Апофеоз войны", 1871 г.). Мастерами батального жанра, изображающего морские сражения, в России были И.К.Айвазовский и А.П.Боголюбов. В ХХ веке традиции батального жанра продолжили М.Б.Греков и основанная им Студия военных художников, а также мастер панорам Ф.Рубо. Новый подъем БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ в России пришелся на время Великой Отечественной войны и послевоенные годы - в плакатах и "Окнах ТАСС", фронтовой живописи и графике.
В разделе картин, посвященных БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ, представлены предметы, касающиеся военной тематики, с изображением сцен сражений, войн, военных походов, а также портреты военных. В данном разделе Вы найдете не только живопись, но и плакаты, литографии и акварели на военные темы. Мы предлагаем Вам купить предметы из раздела БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ в нашем Комиссионном Антикварном Магазине. Раздел БАТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ постоянно обновляется, следите за новыми поступлениями.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни.

Из истории….. Формирование батального жанра началось в XVI в. В России активное развитие батального жанра начинается в XVIII в. - со времени грандиозных побед Петра I и его полководцев. Русский батальный жанр проникнут особым духом патриотизма, стремится выразить преклонение перед героизмом и мужеством воинов. Художники-баталисты, как правило, стремятся передать героическую готовность к борьбе, воспевают воинскую доблесть, торжество победы, они разоблачают античеловеческую сущность войны, проклинают ее.

Что главное в батальном жанре?

В.Суриков "Переход Суворова через Альпы».1899 « Главное в картине - движение, - говорил художник, - храбрость беззаветная - покорные слову полководца идут.» Пейзаж картины: уходящие ввысь вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском - позволяет зрителю острее ощутить трудности перехода, почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей.

Б.Греков. «Трубачи первой конной»

А. Дейнека. « Оборона Севастополя»

В.Верещагин. Конец Бородинского сражения

Информация " на земле. в небе. на море"

Боевой танк Средний танк Т-62 создавался как дальнейшее развитие танка Т-55. На танке установлена новая литая башня с гладкоствольной 115-мм пушкой 2А20 (У-5ТС) с боекомплектом 40 выстрелов и 7,62-мм пулеметом ПКТ с боекомплектом 2500 патронов. Танк оснащался дизельным двигателем В-55В мощностью 580 л.с., прицелом ГШ-2Б-41 (ТШС-41У), ночным прицелом ТПН-1-41-11, стабилизатором вооружения "Метеор" ("Метеор-М"), гирополукомпасом ГПК-59, радиостанцией Р-113 (Р-123). Серийно производился в 1961-1972 годах. С 1972 года на доработанной башне стали устанавливать зенитный 12,7-мм мулемет ДШК-М, с 1975 года разместили лазерный дальномер КТД-1 (КТД-2).

Трехкоординатная подвижная обзорная РЛС 1Л117М Предназначена для наблюдения за воздушным пространством и определения трех координат (азимут, наклонная дальность, высота) воздушных целей. РЛС построена на современных компонентах, обладает высоким потенциалом и низким потреблением энергии. РЛС имеет встроенный запросчик госопознавания и аппаратуру для первичной и вторичной обработки данных, комплект выносного индикаторного оборудования, благодаря чему может быть использована в автоматизированных и неавтоматизированных системах ПВО и Военно-воздушных силах для управления полетами и наведения перехвата, а также для управления воздушным движением (УВД).

Военно-транспортный самолет Ан-22 Самолет оснащен четырьмя экономичными турбовинтовыми двигателями НК-12МА мощностью по 15 000 э.л.с. конструкции Н.Д.Кузнецова. Он имеет двухкилевое оперение, наклонную трап-рампу, устанавливаемую на разных уровнях и позволяющую осуществлять погрузку техники как с земли, так и с платформы или кузова автомобиля с использованием двух мостовых кранов грузоподъемностью по 10 т. Многостоечное шасси с изменяемым давлением в пневматиках обеспечивает посадку на грунтовые и заснеженные аэродромы. Взлетная масса 225 т, максимальная грузоподъемность - 60 т, нормальная - 40 т, дальность полета с нормальной нагрузкой - 5250 км, крейсерская скорость полета - 560 км/ч. Обладая грузовой кабиной больших размеров, Антей способен перевозить до 290 солдат, средние танки, до четырех БМД или БМП, практически все типы самолетов и вертолетов фронтовой авиации