Айвазовский картины с названиями и описанием. Как правильно смотреть картины айвазовского

Страница посвящена Ивану Константиновичу Айвазовскому, настоящему певцу моря и его картинам о море. Среди картин Айвазовского есть самая знаменитая картина «Девятый вал».

«Девятый вал» вообще широко распространённый в жизни художественный образ, символ роковой и смертельной опасности. В народе есть древнее поверье в то, что именно девятая волна самая мощная опасная. Отсюда и название картины Айвазовского «Девятый вал»!

Но и в других замечательных картинах о море Айвазовский гениально выразил великий и могучий дух людей, противостоящих морской стихии! Нам не страшен девятый вал!

В интернете очень популярен запрос «картинки моря»! И приводит он к Айвазовскому!

На фото портрет Айвазовского.

Бурное море. Айвазовский. В суровый шторм попали корабли! Картины Айвазовского впечатляют! Суровые картинки моря!

Берег моря. Штиль. Айвазовский. Совершенно по разному море изображал художник Айвазовский. Здесь тишина и покой на берегу и на море. Вдали на море плывёт корабль.

Буря на море ночью. Айвазовский. Картины Айвазовского такие «говорящие», с фото их не сравнить!

Буря на море уже днём. Художник Айвазовский.

А это картина Айвазовкого «Буря на северном море». И везде море разное.

Венецианская ночь. Айвазовский. Идиллическая картина. Чудесная Венеция. Картинки моря у Айвазовского как с драмой, так и с идиллией! Борьба противоположностей!

Вечер в Каире. Айвазовский.

Иногда отвлекался художник от главной своей темы моря.

Взрыв корабля. Айвазовский. Страшная картина. Фото не отразит в полной мере того, что передал нам художник! Картины Айвазовского передают нам всё то, что волновало художника и при виде такой трагедии невозможно остаться равнодушным!

Волна. Айвазовский. Грозная волна! Вторая по известности картина после картины «Девятый вал».

Гибель Помпеи. Айвазовский.

Не был чужд художник и исторической темы, связанной с морем.

Девятый вал. Айвазовский. Самая знаменитая картина художника.

Корабля давно нет, он разрушен морской стихией. Осталась одна мачта корабля, на которой мужественно и стойко люди борются за свою жизнь. И тёплые тона картины вселяют в зрителя надежду на благоприятный исход. «Девятый вал» картина не столько трагическая, сколько героическая и вселяющая надежду.

Закат на море. Айвазовский.

Закат. Айвазовский.

Картина другого заката.

Итальянский пейзаж.

Италия морская страна. Какой покой! Красота! Картинки моря в интернете популярны!

Керчь. Айвазовский. Наше Азовское море.

Лунная ночь. Айвазовский.

Лунная дорожка. Айвазовский.

Море с розовым облаком. Красота! Идиллическая картинка моря!

Морской вид. Айвазовский. Мрачное море.

Наполеон на острове Святой Елены. Айвазовский. История и море.

Неаполитанский залив. Айвазовский. Италия и море.

Ниагарский водопад. Айвазовский. Грозное и величественное зрелище!

Ночь в Венеции. Айвазовский.

Публикации раздела Музеи

Дюжина морей Ивана Айвазовского: география по картинам

В споминаем известные полотна Айвазовского и изучаем по ним морскую географию XIX века .

Адриатическое море

Венецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо. 1844. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного, получило название в античности по древнему порту Адрия (в области Венеция). Ныне вода отступила от города на 22 километра, и город стал сухопутным.

В XIX веке об этом море в справочниках писали: «…наиболее опасный ветер - северо-восточный - борей, также юго-восточный - сирокко; юго-западный - сиффанто, реже и менее продолжителен, но часто очень силен; он в особенности опасен вблизи устьев По, когда внезапно изменяется в южно-восточный и переходит в сильный шторм (furiano). Между островами восточного берега эти ветры вдвойне опасны, ибо в узких каналах и в каждой бухте дуют различно; наиболее страшны борей зимой и горячий «юг» (словенск.) летом. Уже древние часто говорят об опасностях Адрии, а из многочисленных молитв о спасении и обетов моряков, сохранившихся в церквах итальянского берега, явствует, что издавна изменчивая погода была предметом жалоб каботажных пловцов....» (1890).

Атлантический океан

Наполеон на острове Святой Елены. 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Свое имя океан получил в античности, в честь мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод где-то у Гибралтара.

«…Время, употребляемое в последнее время парусными судами по различным указанным направлениям, выражается следующими числами: из Па-де-Кале в Нью-Йорк 25–40 дней; обратно 15–23; в Вест-Индию 27–30, до экватора 27–33 дня; из Нью-Йорка к экватору 20–22, летом 25–31 день; из Ла-Манша в Бахию 40, в Рио-де-Жанейро 45, к мысу Горну 66, в Капштадт 60, в Гвинейский залив 51 день. Конечно, продолжительность переправы меняется в зависимости от погоды; более подробные указания можно найти в «Passage tables», публикуемых лондонским «Board of Trade». Менее зависимы от погоды пароходы, в особенности почтовые, снабженные всеми усовершенствованиями новейшего времени и пересекающие теперь Атлантический океан по всем направлениям…» (1890).

Балтийское море

Большой рейд в Кронштадте. 1836. ГРМ

Море получило название либо от латинского слова balteus («пояс»), поскольку, по мнению античных географов, опоясывало Европу, либо от прибалтийского слова baltas («белый»).

«…Благодаря малому содержанию солей, малой глубине и суровости зимы, Балтийское море замерзает на большое пространство, хотя и не каждую зиму. Так, например, проезд по льду от Ревеля в Гельсингфорс возможен не каждую зиму, но в суровые морозы и глубокие проливы между Аландскими островами и обоими берегами материка покрываются льдом, и в 1809 году русская армия со всеми войсковыми тяжестями перешла здесь по льду в Швецию и в двух других местах через Ботнический залив. В 1658 году шведский король Карл Х перешел по льду из Ютландии в Зеландию…» (1890).

Ионическое море

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года. 1846. Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова

По античным мифам, море, являющееся частью Средиземного, получило название в честь возлюбленной Зевса царевны Ио, которая была превращена в корову его супругой богиней Герой. Вдобавок Гера наслала на Ио огромного овода, спасаясь от которого бедняжка переплыла море.

«…На Кефалонии есть роскошные оливковые рощи, но вообще Ионийские острова безлесны. Главные продукты: вино, масло, южные плоды. Главные занятия жителей: земледелие и овцеводство, рыболовство, торговля, корабельное дело; обрабатывающая промышленность в зачаточном состоянии…»

В XIX веке это море было местом важных морских сражений: об одном из них, запечатленном Айвазовским, мы рассказывали .

Критское море

На острове Крит. 1867. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Еще одно море, являющееся частью Средиземного, омывает Крит с севера и названо в честь этого острова. «Крит» - одно из древнейших географических названий, оно встречается уже в микенском линейном письме «Б» II тысячелетия до н. э. Смысл его неясен; возможно, на одном из древних анатолийских языков оно значило «серебро».

«…Христиане и магометане находятся здесь в страшной взаимной вражде. Промыслы в упадке; гавани, бывшие в цветущем состоянии при венецианском господстве, почти все обмелели; большинство городов в развалинах…» (1895).

Мраморное море

Бухта Золотой Рог. Турция. После 1845 года. Чувашский государственный художественный музей

Море, расположенное между проливами Босфор и Дарданеллы, соединяет Черное море со Средиземным и разделяет европейскую часть Стамбула с азиатской. Оно названо так в честь острова Мармара, где в древности находились знаменитые каменоломни.

«…Хотя Мраморное море находится в исключительном владении турок, но как топография его, так и физико-химические и биологические свойства исследованы преимущественно русскими гидрографами и учеными. Первая подробная опись берегов этого моря сделана на турецких военных судах в 1845–1848 годах гидрографом русского флота капитан-лейтенантом Манганари…» (1897).

Северное море

Вид Амстердама. 1854. Харьковский художественный музей

Море, являющееся частью Атлантического океана, омывает берега Европы от Франции до Скандинавии. В XIX веке в России его называли Немецким, позже название сменили.

«…За исключением вышеупомянутого очень узкого пространства больших глубин у берегов Норвегии, Немецкое море - самое мелкое из всех береговых морей и даже из всех морей, за исключением Азовского. Немецкое море вместе с Ла-Маншем - моря, наиболее посещаемые кораблями, так как через него идет путь из океана к первой гавани земного шара - Лондону…» (1897).

Северный Ледовитый океан

Буря на Ледовитом океане. 1864. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Нынешнее имя океана было официально утверждено в 1937 году, до этого его называли по-разному - в том числе и Северное море. В древнерусских текстах даже встречается трогательный вариант - Дышащее море. В Европе его называют Арктическим океаном.

«…Попытки достигнуть Северного полюса до настоящего времени успеха не имели. Ближе всего к Северному полюсу подошла экспедиция американца Пири, отправившаяся в 1905 году из Нью-Йорка на специально для нее выстроенном пароходе Roosevelt и возвратившаяся в октябре 1906 года» (1907).

Средиземное море

Порт Ла-Валетта на острове Мальта. 1844. ГРМ

«Средиземным» это море стало в III веке н. э. благодаря римским географам. В состав этого большого моря входят множество мелких - кроме названных здесь это Альборан, Балеарское, Икарийское, Карпафийское, Киликийское, Кипрское, Левантийское, Ливийское, Лигурийское, Миртойское и Фракийское.

«…Плавание по Средиземному морю в настоящее время, при сильном развитии парового флота, не представляет особых затруднений, вследствие сравнительной редкости сильных штормов и благодаря удовлетворительному ограждению отмелей и берегов маяками и другими предостерегательными знаками. Около 300 больших маяков распределено по берегам материков и островов, причем на последние приходится около 1/3, а из остальных 3/4 расположены на европейском берегу…» (1900).

Тирренское море

Лунная ночь на Капри. 1841. ГТГ

Море, являющееся частью Средиземного и располагающееся к северу от Сицилии, получило название в честь персонажа античных мифов, лидийского царевича Тиррена, который утонул в нем.

«…Все латифундии [большие имения] Сицилии принадлежат крупным собственникам - аристократам, живущим постоянно или в континентальной Италии, или во Франции и Испании. Измельчание земельной собственности доходит нередко до крайности: крестьянин владеет одной землянкой на клочке земли в несколько квадратных аршин. В приморской долине, где частная собственность заключается в плодовых плантациях, нередко встречаются такие собственники из крестьян, которые имеют только по 4–5 каштановых деревьев» (1900).

Черное море

Черное море (На Черном море начинает разыгрываться буря). 1881. ГТГ

Это имя, связанное, вероятно, с цветом воды во время бури, море получило только в Новое время. Древние греки, которые активно обживали его берега, называли его сначала Негостеприимным, а потом - Гостеприимным.

«…Срочное пассажирское и грузовое пароходное движение между портами Черного моря содержится русскими судами (преимущественно Русского общества пароходства и торговли), австрийским Ллойдом, французскими Messageries maritimes и Frayssinet et C-ie и греческой компанией Courtgi et C-ie под турецким флагом. Иностранные пароходы посещают почти исключительно порты Румелии, Болгарии, Румынии и Анатолии, тогда как пароходы Русского общества пароходства и торговли - все порты Черного моря. Состав судов Русского общества пароходства и торговли в 1901 году - 74 парохода…» (1903).

Эгейское море

Остров Патмос. 1854. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля

Эта часть Средиземного моря, располагающаяся между Грецией и Турцией, названа в честь афинского царя Эгея, который бросился в него со скалы, подумав, что его сын Тезей убит Минотавром.

«…Плавание по Эгейскому морю, лежащему на пути судов, идущих из Черного и Мраморного морей, в общем весьма приятно, благодаря хорошей, ясной погоде, но осенью и ранней весной нередки штормы, приносимые циклонами, идущими от Севера Атлантического океана через Европу в Малую Азию. Жители островов прекрасные моряки…» (1904).

29 июля 1817 года родился художник Иван Айвазовский. Сейчас, когда ценность картины легко измерить её ценой, Айвазовского можно смело назвать одним из самых значимых российских живописцев. Взглянем на 7 знаменитых картин феодосийского художника.

«Вид Константинополя и Босфора» (1856)

В 2012 году на британском аукционе Sotheby’s был установлен новый рекорд для картин российского мариниста. Полотно под названием «Вид Константинополя и Босфора» было продано за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.
Назначенный на пост художника Адмиралтейства в 1845 году, Айвазовский в составе Средиземноморской географической экспедиции посетил Стамбул и острова греческого архипелага. Столица Османской империи произвела на художника неизгладимое впечатление. За несколько дней пребывания он сделал десятки эскизов, многие из которых легли в основу будущих картин. Более чем через 10 лет по памяти, как и большинство своих полотен, Иван Айвазовский восстановил вид константинопольского порта и мечети Топхане Нусретие.

«Американские суда у скалы Гибралтара» (1873)

До апреля 2012 года самой дорогой из картин Ивана Айвазовского оставалась работа «Американские суда у скалы Гибралтара», проданная в 2007 году с аукциона Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов.
Эту картину Айвазовский также писал по памяти. «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину», — так художник формулировал свой творческий метод.
Гибралтарская скала была написана Айвазовским через 30 лет после того, как он побывал в британской колонии. Волны, корабли, моряки, борющиеся со стихией, сама розовая скала - плод фантазии художника, работавшего в своей тихой мастерской в Феодосии. Но, выдуманный, пейзаж выглядит донельзя правдиво.

«Варяги на Днепре» (1876)

Третье место среди коммерческих успехов Айвазовского занимает картина «Варяги на Днепре», ушедшая с молотка в 2006 году за 3 миллиона 300 тысяч долларов.
Сюжет картины - путь варягов по главной торговой артерии Киевской Руси, Днепру. Обращение к героическому прошлому, редкое для творчества Айвазовского, — это дань романтической традиции. На переднем плане картины - ладья, на которой стоят сильные и отважные воины, и среди них, судя по всему, сам князь. Героическое начало сюжета подчёркивается вторым названием картины: «Варяжская сага - путь из варяг в греки».

«Вид Константинополя» (1852)

Четвёртый миллионер кисти Айвазовского - «Вид Константинополя», ещё одна картина, написанная по впечатлениям от поездки 1845 года. Её цена составила 3 миллиона 150 тысяч долларов.
Вскоре после окончания Крымской войны Айвазовский возвращался из Парижа, где состоялось открытие его персональной выставки. Путь художника лежал через Стамбул. Там он был принят турецким султаном и пожалован орденом «Нишан Али» IV степени. С тех пор завязалась тесная дружба Айвазовского с константинопольцами. Он приезжал сюда не раз: в 1874, 1880, 1882, 1888 и 1890 годах. Здесь проходили его выставки, он встречался с правителями Турции и получал от них награды.

«Исаакиевский собор в морозный день» (1891)

Картина «Исаакиевский собор в морозный день» была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 125 тысяч долларов в 2004 году. Это один из редких городских пейзажей художника-мариниста.
С Петербургом была связана вся жизнь Айвазовского, хотя родился и большую её часть он прожил в Крыму. В Петербург он переезжает из Феодосии в 16 лет, чтобы поступить в Академию художеств. Вскоре, благодаря своим успехам, молодой живописец завязывает знакомства с ведущими художниками, писателями, музыкантами: Пушкиным, Жуковским, Глинкой, Брюлловым. В 27 лет он становится академиком пейзажной живописи Петербургской Академии художеств. И затем, в течение жизни, Айвазовский регулярно приезжает в столицу.

«Константинополь на заре» (1851)

Шестое место занимает ещё один вид Константинополя, на сей раз «Константинополь на заре». Он продан был в 2007-м за 1 миллион 800 тысяч долларов. Эта картина является самой ранней из «константинопольских миллионерш» Айвазовского.
Российский маринист довольно скоро получил признание в Европе и Америке как состоявшийся мастер пейзажа. Особенные отношения его связывали с извечными военными соперниками России, турками. Но дружба продолжалась до 90-х годов, когда султан Абдул-Гамид развернул в Константинополе и по всей стране геноцид против армян. Многие из беженцев скрывались в Феодосии. Айвазовский им оказывал всяческую помощь, а награды, полученные от турецкого правительства, демонстративно бросил в море.

«Девятый вал» (1850)

Главная тема творчества Айвазовского - противостояние человека и стихии. Самое знаменитое его полотно, «Девятый вал» — только седьмое по стоимости. В 2005 году оно было продано за 1 миллион 704 тысячи долларов.
В центре сюжета - несколько моряков, которые спаслись во время бушевавшей всю ночь бури. Она в щепки разметала корабль, но они, уцепившись за мачту, остались в живых. Четверо держатся за мачту, а пятый в надежде цепляется за товарища. Восходит солнце, но испытания моряков не окончены: надвигается девятый вал. Последовательный романтик, Айвазовский на этой ранней работе показывает упорство людей, сражающихся со стихией, но бессильных против неё.

Художник Иван Айвазовский (Ованнес Айвазян) ‒ один из величайших маринистов всех времён, поэт водной стихии, оставивший весомый след в истории российской живописи. «Море ‒ это моя жизнь», ‒ выражался с названиями морских просторов завораживают зрителя своим реализмом. Художника называют неподражаемым гением морских пейзажей, автором около 6 000 полотен, множество из которых перешли в благотворительность.

Жизнь неподражаемого художника-мариниста

Родился художник 17 июля 1817 г. в городе Феодосии в семье армянского предпринимателя, который вскоре разорился. Городские красоты пологих берегов предопределили все его будущее. Детство мальчика проходило в бедности, но в малом возрасте у Ивана проявлялись способности в музыке и рисовании. Изначально будущий художник учился в армянском приходском учреждении, затем в Симферопольской гимназии.

В 1833 году Айвазовский стал студентом где после обучался в пейзажном классе у М. Н. Воробьева. Предопределяющей ролью для художника стал приезд к Ф. Таннеру, владеющему особыми навыками изображения воды. Художник заметил одаренность юноши и взял его к себе, где поделился приемами и мастерством.

1837 год стал решающим в В это время часто стало звучать имя неповторимого мариниста ‒ Айвазовский. Картины с названиями «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839) и «Морской берег» (1840) были признаны педагогами академий, за что художник был награжден медалью.

С 1840 года он посетил множество стран, где активно работал, вследствие чего и стал популярным. После возвращения Айвазовского перевели в главный морской штаб, а также наградили званием академика Академии художеств. Позже он активно посещал европейские страны, где созерцал просторы мира и набирался новых впечатлений.

В 1847 году художника приняли в ряды почетных членов Петербургской академии художеств. На протяжении жизни Айвазовский открыл художественную школу, картинную галерею, провел более 120 выставок.

Мастерство и творчество гения морской стихии

В творчестве Айвазовского очень ярко выражается величественность и эмоциональность морских баталий. Пожалуй, это благодаря феноменальной наблюдательности художника, ведь он ни разу не написал картину с натуры, а лишь делал заметки и записи. «Движения живых струй неуловимы для кисти», ‒ говорил Айвазовский. Картины с названиями «Чесменский бой» и «Девятый вал», пронизанные круговоротом действий, как раз подчеркивают особенность художника наблюдать, а впоследствии воспроизвести события.

Поразительная скорость выполнения работы

Необычайность художника прослеживается не только в наблюдательности, но и в скорости выполнения. Выполнять немалые работы за столь короткое время мог только Иван Айвазовский. Картины с названиями «Черноморский пейзаж» и «Шторм» художник создал всего лишь за 2 часа, причем выполняя работу своеобразной техникой. Особенно впечатляют отображенные на полотне морские баталии, сюжет которых воспринимается на одном дыхании. Драматизм переходит в экспрессию душевной теплоты света, что подчеркивает необычность стиля. Взирая на создания мастера, буквально ощущаешь эту стремительность и водоворот волн. Передача настроения протекает с легкой двойственностью тишины и ярости. Весомый успех мастера заключается еще в передаче реализма происходящего, ведь только гений может так изобразить эмоциональную композицию морской стихии.

Самые популярные творения художника

Во время реформ шестидесятых и семидесятых годов искусство процветало. Это время принято считать расцветом как раз тогда, когда и творил Айвазовский. Картины с названиями «Буря ночью» (1864) и «Буря на Северном море» (1865) считают наиболее поэтическими. Рассмотрим две Айвазовского. Фото с названиями представлены ниже.

«Девятый вал» (1850)

Данной картине художник посвятил 11 дней. Первоначально Николай I приобрел работу для Эрмитажа. В 1897 году полотно передали в Государственный Русский музей. Работа «Облака над морем, штиль» также находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Облака над морем, штиль» (1889)

Глядя на морскую гладь, величественность облаков и воздушное пространство, мы можем увидеть, насколько многогранен световой спектр. Свет в его работах не что иное, как символ жизни, надежды и вечности. Мы видим, насколько уникальны творения мастера. Этот художник и по сей час остается знаменитейшим и любимейшим у зрителей.

Если вы любите морскую тему, предлагаем посмотреть картины Айвазовского — фото с названиями (самые знаменитые) представлены ниже.. Мы переплели вехи жизни с творчеством и лучшими картинами мариниста.

Черное море (1881)

Это зрелая работа, созданная им в 64-летнем возрасте. Сначала маринист назвал картину «На Черном море начинает разыгрывать буря», сократив позже до «Черного моря». Об этом полотне высоко отзывались даже самые ярые критики-современники творчества Айвазовского, считавшие, что романтизму пришел конец.

Айвазовский Иван Константинович (Гайвазовский) – сын армянского предпринимателя. Родился в Феодосии в 1817 году, там же и умер в 1900. Он учился в Академии Художеств Петербурга у М.Н. Воробьева и Ф.Таннера (французского мариниста). Работал в Крыму, как «пенсионер» Академии (1830-1840), в это же время посетил Англию, Францию и еще несколько стран.


Еще одна картина, написанная в лучшие годы творчества Айвазовского. Этот период искусствоведы называют «голубым». В серии работ художника читается особая манера исполнения, появившаяся у мариниста после 1870 года.

В каждом из произведений Айвазовского чувствуется романтизм. Это веяния того времени – отойти от обыденного и окунуться в мир за пределами серых будней. Айвазовскому удавались морские баталии и изображение стихии. Искусствоведы с твердостью в голосе заявляют, что полотна художника – самые эмоциональные шедевры 19 века.


Айвазовскому 81 год. Он отходит от привычных кораблей, мелких фигур. Сейчас все его внимание занимает море. Художнику заказывали еще несколько работ в эти его годы, но именно эту работу считают главным наследием Айвазовского. Он оставил картину любимой Феодосии, где она до сих пор и находится.

Художник много путешествовал не только по России, но и по Европе, бывал на Средиземноморье. С 1845 года преимущественно жил и работал в Феодосии. Еще в 1840-х годах, благодаря точности и быстроте кисти, а также эмоциональному настрою и тяготению к героике полотен, заслужил мировую славу. Стал академиком в 1845, профессором в 1847, почетным членом Академии Художеств в 1887.


Айвазовский родился и периодами жил в Феодосии, поэтому ей уделено столько внимания. Это одна из самых спокойных работ художника.

Не обошло его влияние французских мастеров морского пейзажа К.Верне и Е.Лоррена. Со временем, избавившись от резких контрастов и «кулисной» композиции, он обретает подлинную живописную свободу. Особенно это чувствуется в его изображении бескрайней и буйной мощи стихии моря, в его закатах и оживающем на волнах свете луны, в отваге людей, сражавшихся с морской стихией («Девятый вал», о чем мы поговорим немного позже).


Свои лучшие шедевры Айвазовский всегда создавал быстро – ему требовалось от силы 2 дня. Особенно, когда работа делалась по вдохновению, а не по заказу, получалось лучше всего. Маринист начинал с быстрого наброска с указанием главных элементов и источников света. А потом он отправлялся в мастерскую и уже по памяти восстанавливал каждый оттенок. Именно так и появилась работа «Море. Коктебельская бухта».

В его работах поразительное сочетание яркости и тонального единства, тонких решений светотени и, конечно, вечно живая чарующая вода. Айвазовский за свою жизнь написал немногим больше 6 000 картин, а еще много акварелей и рисунков.


Одна из самых лучших картин «голубого» периода.

Став с 1844 года живописцем при Главном морском штабе, принял участие в морских компаниях. Его полотна: «Буря на Черном море», «Георгиевский монастырь», «Чесменский бой», «Вход в Севастопольскую бухту» – овеяны духом величественной героики. Писал Иван Айвазовский и пейзажи, особенно интересны кавказские и украинские, и на религиозные темы, а ряд своих работ посвятил истории Армении.

Батальное полотно с изображением корабля русской флотилии. Несмотря на общий драматизм сюжетного момента, Айвазовский гордился русскими моряками, которым удалось победить в этом непростом бою. «Чесменский бой» относится к раннему периоду творчества мариниста.

Будучи человеком состоятельным, Айвазовский также известен как благотворитель, активно помогавший градоустройству Феодосии, где и можно наиболее полно познакомиться с его творчеством в картинной галерее, носящей его имя.


Айвазовский ненадолго покидал родную Феодосию. Даже когда Санкт-Петербург открыл перед ним все двери со званиями, славой и деньгами, маринист всей душой устремлялся домой, к морю.

Осев в доме на побережье, художник навсегда остался предан морю. Оно стало его музой и главным героем для картин. Постоянно общаясь с моряками, художник знал о суевериях, которые жили в их кругах. Знал о роковой девятой волне, которая несла судам только гибель.


С первых дней выставочных показов картина превратилась в шедевр. В тот же год ее купил для Эрмитажа сам Николай I. Сегодня «Девятый вал» — это и есть Айвазовский. Это лучшая и самая известная его работа.

На этом мы заканчиваем изучать картины Айвазовского. Фото с названиями (самые знаменитые) добавьте себе в закладки и поделитесь в комментариях, какая из работ вам понравилась больше всего.