А. Островский "Снегурочка": описание, герои, анализ произведения

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

Действующие лица

Описание

Мороз бас отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил
Весна меццо-сопрано мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы
сопрано дочь холода и тепла, красавица, не способная любить
Лель контральто пастух и поэт-певец, восхищающий сердца
Купава сопрано подружка Снегурочки
Мизгирь баритон жених Купавы, заморский купец
Берендей тенор правитель царства берендейского
Бобыль тенор приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом
Бобылиха меццо-сопрано
Народ (берендеи), царские слуги

Краткое содержание


В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

  • Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.
  • Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.
  • В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.
  • Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.
  • Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.
  • В 1952 году был снят мультфильм на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

Знаменитые арии и номера из оперы:

ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить» (пролог) - слушать

третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась» (III действие) - слушать

хор «Ай, во поле липенька» (III действие) - слушать

дуэт Снегурочки и Мизгиря «Постой, постой!» (IV действие) - слушать

заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» (IV действие) - слушать

Музыка

С раннего детства Николай Андреевич Римский-Корсаков очень любил русскую народную музыку, ее особенный ритм, близкий разговорному, выразительные интонации, певучую мелодику. В «Снегурочке» он выразил эту любовь с мастерством зрелого композитора. Он практически не использует прямых цитат народных песен, но очень точно стилизует, создавая свои песни, потрясающе похожие по духу на народные.

Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.

Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Для композитора свойственно особое отношение к женскому лирическому образу. Его Снегурочка, Марфа из «Царской невесты» , Ольга из «Псковитянки» являются образцами трогательной, возвышенной, трепетной женственности, воплощением пленительной идеальной красоты. Трансформация образа Снегурочки отражается и в ее вокальной партии. Если в начале оперы ее мелодика близка к инструментальной (и сопровождается переливами флейты), то чем больше она тянется к людям, тем больше появляется в музыке напевности, мелодичности, пылкости (в оркестре теперь больше струнных).

Вообще, полный музыкальный анализ оперы композитор предоставил сам в книге «Летопись моей музыкальной жизни» и статье «Разбор «Снегурочки». В ней автор подробно рассказал о художественном замысле и его воплощении. Стоит отметить, что потребность в подобных документах была вызвана неудовлетворением автора первыми постановками. Как и сама пьеса Островского, оперная постановка не встретила первоначально отклика у исполнителей, дирижера, критиков. Позднее, после появления объяснений, состоялось более успешное исполнение, близкое к авторской трактовке.

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

История создания

К работе над оперой Николай Андреевич приступил летом 1880 года. За основу сюжета он взял стихотворную пьесу Александра Островского «Снегурочка», которая была издана в 1873 году. Сама пьеса вызвала большой резонанс в обществе. Оценили по достоинству ее немногие. Сказкой восхищались Ф.М. Достоевский, А.И. Гончаров, И.С Тургенев. Молодого в ту пору Петра Ильича Чайковского по просьбе автора пригласили написать музыку к театральной постановке «Снегурочки».

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Островского обвинили в том, что он прельстился декоративными образами и легким сказочным предметом, «фантастическим» и «бессмысленным». Осложнял восприятие также поэтический слог, которым была написана пьеса. Гениальный русский драматург объездил самые дальние губернии, собирая мотивы и ритмы народных песен и сказаний, в пьесе много старославянских слов и оборотов. По-настоящему понять и оценить красоту слога этих стихов может только истинный ценитель и знаток русского фольклора.

Да и сам Римский-Корсаков при первом знакомстве с пьесой не слишком проникся ею. Лишь спустя время при повторном прочтении (зимой 1879-1880 г. г.) он вдруг «прозрел», ему открылась вся глубина и поэтичность произведения. Он моментально зажегся желанием написать оперу на этот сюжет. Это желание привело его сначала к Островскому – испросить разрешения писать музыку на его волшебное произведение, а затем – в имение Стелёво, где и была написана опера в едином порыве.

Композитор сам выступил либреттистом, внося изменения в оригинальный текст Островского. Вся работа была завершена за считанные месяцы. К концу марта 1881 года опера была завершена, а уже в январе 1882 года состоялась премьера. Сам Римский-Корсаков описывал период создания оперы как творчески наполненный, писал он чрезвычайно быстро и легко, вдохновенно. «Снегурочка» стала для него самой любимой оперой.

Иносказания в сказке и опере


О музыке Римского-Корсакова чаще всего говорят, что она светлая, чистая, возвышенная. Сказка «Снегурочка» имеет поистине наивный сюжет, чем она и привлекла композитора. В ней есть описание бытоустройства идеального общества, берендеев, с удивительно мудрым и необычным правителем – царем Берендеем, который учит свой народ жить по сердцу, хранить нравственную чистоту и благородство. Это утопичная картина даже для жителя 19 века. Однако в русском древнем эпосе она была не редка.

Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами - и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.


Аллегории в сказке:

  • Мороз – противопоставление Солнцу, божество, приносящее гибель и разрушение. Их противостояние обострилось, когда у Весны и Мороза появилось дитя – Снегурочка, прекрасная дева с холодным сердцем, не способным любить. Солнце отвернулось от людей в наказание за их холод друг к другу. А Снегурочка стала символическим воплощением конфликта тепла и холода души.
  • Когда в конце сказки она просит Мать-Весну даровать способность любить, и получает ее, и погибает от солнечного жара, это символизирует жертву, которую приносит героиня во имя людей. Она осознанно шла на этот путь. С ее смертью Ярило вернет благосклонность народу, а сами люди, узрев жертвенность и пламенность ее поступка, вернутся к своим этическим идеалам.
  • Показательно имя купца Мизгиря. В переводе со старославянского оно означает «паук», «тарантул». Сам род занятий купца чужд крестьянскому образу жизни, его воспринимают как чужака, несущего смутную угрозу. А по древнему поверью, тот, кто убьет паука, получит при жизни прощение семи грехов. Само появление Мизгиря в слободе взбудоражило селян. И его погибель от тоски по Снегурочке стала символическим искуплением для берендеев.
  • Пастушок Лель, пробуждающий своими поэтическими песнями и сладким голосом все живое к любви и чувствам – несомненно, уникальный персонаж для всего оперного искусства. Силой своего дарования он воздействует на людей, заставляя преображаться. По одной из версий, Лель в русском былинном эпосе – божество, олицетворяющее Любовь. К этому склоняются некоторые исследователи, усматривающие в часто встречающихся фразах «Ой, Ладо-Лель», «Лада Лель-люли» обращение к нему.
  • Но противники этой версии считают, что Лель (Ляля) – сын Лады, богини плодородия. Он не романтический герой, он пробуждает в женщине желание материнства. Плодородие для женщины – это возможность родить. По древнеславянскому верованию, заслужить внимание Леля означает получить ребенка. И это для славян - высшее благо.

Первые постановки

Несмотря на то, что Островский высказался о музыке Римского-Корсакова к своей «Весенней сказке» очень восторженно, но гораздо ближе ему была музыка Чайковского, написанная для пьесы. А тот трепет, который испытывал сам Николай Андреевич к своей опере, не поддержали музыканты и зрители первых спектаклей. Так что первые исполнения были пропитаны разочарованием.

Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

Лица:

Царь Берендей . Снегурочка . Мизгирь . Лель . Весна-Красна . Все берендеи, свита Весны, цветы.

Ярилина долина: слева (от зрителей) отлогая покатость, покрытая невысокими кустами; справа — сплошной лес; в глубине озеро, поросшее осокой и водяными растениями с роскошными цветами; по берегам цветущие кусты с повисшими над водой ветвями; с правой стороны озера голая Ярилина гора, которая оканчивается острою вершиной. Утренняя заря.

Явление первое

Призрак Снегурочки несется, едва касаясь земли. Мизгирь идет за ним.

Всю ночь в глазах мелькает милый образ.
Снегурочка, постой одно мгновенье.

(Убегает за призраком в лес.)

Снегурочка сходит с горы.

Явление второе

Снегурочка , потом Весна .

Снегурочка

(обращаясь к озеру)

Родимая, в слезах тоски и горя
Зовет тебя покинутая дочь.
Из тихих вод явись — услышать стоны
И жалобы Снегурочки твоей.

Из озера поднимается Весна , окруженная цветами .

Снегурочка, дитя мое, о чем
Мольбы твои? Великими дарами
Могу тебя утешить на прощанье.
Последний час Весна с тобой проводит,
С рассветом дня вступает бог-Ярило
В свои права и начинает лето.

(Подходит к Снегурочке.)

Чего тебе недостает?

Снегурочка

Любви!
Кругом меня все любят, все счастливы
И радостны; а я одна тоскую;
Завидно мне чужое счастье, мама.
Хочу любить — но слов любви не знаю,
И чувства нет в груди; начну ласкаться
Услышу брань, насмешки и укоры
За детскую застенчивость, за сердце
Холодное. Мучительную ревность
Узнала я, любви еще не зная.
Отец-Мороз, и ты, Весна-Красна,
Дурное мне, завистливое чувство
Взамен любви в наследство уделили;
В приданое для дочки положили
Бессонные томительные ночи
И встречу дня без радости. Сегодня,
На ключике холодном умываясь,
Взглянула я в зеркальные струи
И вижу в них лицо свое в слезах,
Измятое тоской бессонной ночи.
И страшно мне: краса моя увянет
Без радости. О мама, дай любви!
Любви прошу, любви девичьей!
Дочка,
Забыла ты отцовы опасенья.
Любовь тебе погибель будет.

Снегурочка

Весна садится на траву, Снегурочка подле нее. Цветы окружают их.

Смотри, дитя, какое сочетанье
Цветов и трав, какие переливы
Цветной игры и запахов приятных!
Один цветок, который ни возьми,
Души твоей дремоту пробуждая,
Зажжет в тебе одно из новых чувств,
Незнаемых тобой, — одно желанье,
Отрадное для молодого сердца;
А вместе все, в один венок душистый
Сплетясь пестро, сливая ароматы
В одну струю, — зажгут все чувства разом.
И вспыхнет кровь, и очи загорятся,
Окрасится лицо живым румянцем
Играющим, — и заколышет грудь
Желанная тобой любовь девичья.
Зорь весенних цвет душистый
Белизну твоих ланит,
Белый ландыш, ландыш чистый,
Томной негой озарит.
Барской спеси бархат алый
Опушит твои уста,
Даст улыбку цветик малый —
Незабудка-красота.
Роза розой заалеет
На груди и на плечах,
Василечек засинеет
И просветится в очах.
Кашки мед из уст польется
Чарованием ума,
Незаметно проберется
В душу липкая Дрема.
Мак сердечко отуманит,
Мак рассудок усыпит,
Хмель ланиты нарумянит
И головку закружит.

(Надевает венок на голову Снегурочки.)

Снегурочка

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.
Снегурочка, прощай,
Дитя мое! Любовным ароматом
Наполнилась душа твоя. Кипучий
Восторг страстей тебя охватит скоро;
Красой лугов и озером зеркальным
Дотоле ты любуешься, пока
На юношу не устремятся шары.
Тогда лишь ты вполне узнаешь силу
И власть любви над сердцем. С первой встречи
Счастливца ты даришь любовью, кто бы
Ни встретился тебе. Но, радость-дочка,
Таи любовь от глаз Ярила-Солнца,
Спеши домой, не медля: не любуйся
Багряными потоками рассвета, —
Вершины гор покрылись позолотой,
И скоро царь светил осветит землю.
Беги домой тропинками лесными
В тени кустов и избегая встречи;
Предчувствие тревожит сердце мне.
Прощай, дитя, до нового свиданья,
И матери советов не забудь.

(Опускается в озеро.)

Снегурочка

Какое я сокровище храню
В груди моей. Ребенком прибежала
Снегурочка в зеленый лес — выходит
Девицею с душой счастливой, полной
Отрадных чувств и золотых надежд.
Снесу мой клад тропинкой неизвестной;
Одна лишь я по ней бродила, лешим
Протоптана она между болотом
И озером. Никто по ней не ходит,
Лишь лешие, для шутки, горьких пьяниц
Манят по ней, чтоб завести в трясину
Без выхода.

(Идет в лес.)

Навстречу ей выходит Мизгирь .

Явление третье

Снегурочка , Мизгирь .

Снегурочка!

Снегурочка

Ах, встреча!
Снегурочка, мои слабеют силы,
Всю ночь ловлю тебя. Остановись!
Боишься ты?

Снегурочка

О нет, Мизгирь, не страхом
Полна душа моя. Какая прелесть
В речах твоих! Какая смелость взора!
Высокого чела отважный вид
И гордая осанка привлекают,
Манят к тебе. У сильного — опоры,
У храброго — защиты ищет сердце
Стыдливое и робкое. С любовью
Снегурочки трепещущая грудь
К твоей груди прижмется.

(обнимая ее)

Жадным слухом
Ловлю твои слова, боюсь поверить
Блаженству я, Снегурочка.

Снегурочка

О милый,
Прости меня! Чего-то я боялась, —
Смешно самой и стыдно, берегла
Какое-то сокровище, не зная,
Что все, что есть на свете дорогого,
Живет в одном лишь слове. Это слово:
Любовь.
Еще отрадных слов, еще
И счастию не будет меры.

Снегурочка

Милый,
Позволь взглянуть в твое лицо, в огонь
Твоих очей вглядеться! Слушай, прежде
Считала я девичью миловидность,
Сребристый пух ланит и нежность кожи
За лучшую красу. Не понимаю,
Слепа, глупа была. Да разве можно
Красу девиц равнять с твоей красою?
Незрелый цвет девичьей нежной кожи
Равнять с мужским румянцем загрубелым?
Снегурочка твоя, бери в свой дом
Жену свою, — любить и нежить буду,
Ловить твой взгляд, предупреждать желанья.
Но, милый мой, бежим скорее, спрячем
Любовь свою и счастие от Солнца,
Грозит оно погибелью! Бежим,
Укрой меня! Зловещие лучи
Кровавые страшат меня. Спасай,
Спасай свою Снегурочку!
Дитя,
Спасать тебя? Любовь твоя — спасенье
Изгнаннику. На солнечном восходе
Мизгирь тебя супругою покажет,
И царский гнев правдивый укротится,
И, милостью богатый, Берендей
Младой чете свою окажет ласку.

Снегурочка

(на коленях)

Завет отца и матери, о милый,
Не смею я нарушить. Вещим сердцем
Почуяли они беду, — таить
Велели мне мою любовь от Солнца.
Погибну я! Спаси мою любовь,
Спаси мое сердечко! Пожалей
Снегурочку!
Покорными сердцами
Привыкла ты владеть, привыкла тешить
Угодами обычай прихотливый.
Но сердцем я не мальчик — и любить,
И приказать умею; оставайся!

Снегурочка

Не прихоть, нет. В руках твоих погибнет
Снегурочка!
Оставь ребячьи страхи
Неведомой беды! Но если вправду
Беда придет — тогда погибнем вместе.

Снегурочка

Смотри, смотри! Все ярче и страшнее
Горит восток. Сожми меня в объятьях,
Одеждою, руками затени
От яростных лучей, укрой под тенью
Склонившихся над озером ветвей.

(Становится под тень куста.)

Из лесу по горе сходит народ ; впереди гусляры играют на гуслях и пастухи на рожках, за ними царь со свитой , за царем попарно женихи и невесты в праздничных одеждах, далее все берендеи . Сойдя в долину, народ разделяется на две стороны.

Явление четвертое

Снегурочка , Мизгирь , царь Берендей , Лель и весь народ . Все с ожиданием смотрят на восток и при первых лучах солнца запевают.

Общий хор

Одна сторона:

А мы просо сеяли, сеяли,
Ой Дид-Ладо, сеяли, сеяли.

Другая сторона:

А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой Дид-Ладо, вытопчем, вытопчем.
А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ой Дид-Ладо, вытоптать, вытоптать?
А мы коней выпустим, выпустим,
Ой Дид-Ладо, выпустим, выпустим.
А мы коней переймем, переймем,
Ой Дид-Ладо, переймем, переймем.
А мы коней выкупим, выкупим,
Ой Дид-Ладо, выкупим, выкупим.
А чем же вам выкупить, выкупить,
Ой Дид-Ладо, выкупить, выкупить?
А мы дадим девицу, девицу,
Ой Дид-Ладо, девицу, девицу.
А нашего полку прибыло, прибыло,
Ой Дид-Ладо, прибыло, прибыло.
А нашего полку убыло, убыло,
Ой Дид-Ладо, убыло, убыло.

При пении обе стороны сближаются медленными шагами под размер песни. При конце песни женихи берут невест и кланяются царю.

Да будет ваш союз благословен
Обилием и счастием! В богатстве
И радости живите до последних
Годов своих в семье детей и внуков!
Печально я гляжу на торжество
Народное: разгневанный Ярило
Не кажется, и лысая вершина
Горы его покрыта облаками.
Недоброе сулит Ярилин гнев:
Холодные утра и суховеи,
Медвяных рос убыточные порчи,
Неполные наливы хлебных зерен,
Ненастную уборку — недород,
И ранние осенние морозы,
Тяжелый год и житниц оскуденье.

(подводя Снегурочку к царю)

Великий царь, твое желанье было
Законом мне, и я его исполнил:
С Снегурочкой на брак благослови,
Прости вину мою и гнев на милость
Перемени!
О, диво, полюбила
Снегурочка.
Охотой ли, девица
Снегурочка, вручаешь жениху
Судьбу свою? С твоей рукою вместе
Даешь ли ты любовь ему?

Снегурочка

О царь!
Спроси меня сто раз, сто раз отвечу,
Что я люблю его. При бледном утре
Открыла я избраннику души
Любовь свою и кинулась в объятья.
При блеске дня теперь, при всем народе,
В твоих глазах, великий Берендей,
Готова я для жениха и речи
И ласки те сначала повторить.

Яркий луч солнца прорезывает утренний туман и падает на Снегурочку.

Но что со мной: блаженство или смерть?
Какой восторг! Какая чувств истома!
О мать-Весна, благодарю за радость,
За сладкий дар любви! Какая нега
Томящая течет во мне! О Лель,
В ушах твои чарующие песни,
В очах огонь... и в сердце... и в крови
Во всей огонь. Люблю и таю, таю
От сладких чувств любви! Прощайте, все Снегурочка в объятиях горячих:
Тепла была; и чуял я у сердца,
Как сердце в ней дрожало человечье.
Любовь и страх в ее душе боролись,
От света дня бежать она молила.
Не слушал я мольбы — и предо мною
Как вешний снег растаяла она.
Снегурочка, обманщица не ты;
Обманут я богами; это шутка
Жестокая судьбы. Но если боги
Кого карать и миловать. Свершился
Правдивый суд! Мороза порожденье —
Холодная Снегурочка погибла.
Пятнадцать лет она жила меж нами,
Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.
Теперь, с ее чудесною кончиной,
Вмешательство Мороза прекратилось.
Изгоним же последний стужи след
Из наших душ и обратимся к Солнцу.
И верю я, оно приветно взглянет
На преданность покорных берендеев.
Веселый Лель, запой Яриле песню
Хвалебную, а мы к тебе пристанем.
Палящий бог, тебя всем миром славим!

На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило в виде молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой — ржаной сноп. По знаку царя прислужники несут целых жареных быков и баранов с вызолоченными рогами, бочонки и ендовы с пивом и медом, разную посуду и все принадлежности пира.

(допевает)

Даруй, бог света,
Теплое лето.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.
Краснопогодное,
Лето хлебородное.
Красное Солнце наше!
Нет тебя в мире краше.

Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Народные сказки занимают довольно серьёзное место в русском этносе. В них выражаются чаяния, надежды, опасения, а то и просто людей. Большинство русских сказок пронизано добротой и верой в справедливость. Иногда мы сталкиваемся с тем, что литератор берет за основу сюжет какого-то народного сказания и развивает его по-своему. В качестве примера можно привести произведение такого писателя, как Николай Островский. «Снегурочка», краткое содержание которой всем известно с детства, под пером автора получила новый и поучительный виток.

Любовь Мороза и Весны

Давайте рассмотрим подробней, о чем же пишет Н. Островский. «Снегурочка», краткое содержание которой можно передать несколькими предложениями, наполнена массой поучительных посылов читателям. Представьте себе древнюю мифическую страну берендеев. И вот однажды в ней произошло невиданное доселе событие. На Красную горку возле Берендеева посада (царской столицы) приходит Весна. Да не одна, а со всей своей великолепной свитой. Свита у нее знатная - журавли и лебеди. Однако страна берендеев неласково встречает Весну (как ей кажется, виной тому - их взаимоотношения со старым Морозом). Ведь отец ее дочки по имени Снегурочка - Мороз.

Не только в стране берендеев недовольны таким ходом вещей. Солнце тоже выражает недовольство, грозится больше не греть землю. Поэтому Весна, чтобы хоть как-то помочь согреться животным, предлагает им петь и плясать. Однако, как только они начинают двигаться, тут же поднимается злая холодная вьюга. Весна собирает всех птиц и прячет их в кусты в надежде, что следующий день принесет долгожданное тепло.

Отцовское предостережение

Ко всему прочему, из лесу появляется старый Мороз, напоминая Весне о заботе об общем ребенке. Он предлагает укрыть Снегурочку в глубине леса, где расположен теплый терем. Мать-Весна тоже по-своему проявляет заботу - она хочет, чтобы ее ребенок жил среди людей, радовался вместе с ними жизни. Встреча переходит в ссору. Мороз знает, что горячий Ярило, хочет погубить Снегурочку, сделав так, что когда у той в сердце зажжётся огонь любви, она просто растает. Все это он рассказывает Весне. Но та не верит аргументам Мороза.

Уже с самого начала мы видим разницу в сюжетах народной сказки и той, что написал Островский. «Снегурочка», краткое содержание по главам которой мы рассматриваем, продолжается так. После долгого спора родители решили отдать девочку на воспитание бездетному Бобылю. Дескать, там нет парней, а значит, сердце Снегурочки будет в безопасности. Сама девушка признается, что давно мечтает жить с людьми, петь песни и водить веселые хороводы. К тому же выясняется, что Снегурочка не совсем равнодушна к молодому пастуху Лелю. Это особенно насторожило Мороза. Он предупреждает дочь со всей отцовской строгостью, чтобы она держалась подальше от пастуха, общение с которым может ее погубить.

Приемные родители

Краткое содержание рассказа «Снегурочка» (Островский великолепно описывает проводы Масленицы) продолжим тем, что берендеи радуются приходу Весны, встречая ее песнями и плясками. Бобыль встречает в глухой чаще прекрасную, богато одетую девушку, которая просится в приемные дочери. Непросто живётся Снегурочке. Все дело в том, что, будучи излишне стыдливой, она, по мнению Бобылей, отвадила всех потенциальных женихов. А ведь им так хотелось разбогатеть за счет семьи, в которую возьмут девушку замуж.

Неожиданно на постой к Бобылям приходит пастух Лель. Красивого и обаятельного парня никто не хотел брать к себе в дом, опасаясь, что хозяйские дочери не устоят перед ним. А что взять с бедного пастуха? Очень невыгодная партия. Поэтому односельчане собирают деньги и отдают их Лелю, чтобы он где-нибудь, только не у них, подыскал себе жилье. Соблазнившись деньгами, Бобыли пускают юношу в дом.

Неискушенность Снегурочки

Как точно и глубоко раскрывает своих персонажей Островский! «Снегурочка» - пьеса, краткое содержание которой не может передать всю палитру характеров. Разберемся в отношениях красавца-пастуха и невинной, скромной Снегурочки. Несмотря на то что песни Леля, да и сам парень, ей нравятся, врождённая стыдливость девушки явно мешает молодым людям сблизиться.

Да и пастух оказался не совсем бескорыстным. Просто так петь для услады слуха он не хочет. Он просит более материальных подарков. Например, поцелуев. Но Снегурочка не понимает стремлений Леля. Она от всего сердца подарила юноше цветок за исполненную песню. Пастух же, устав объяснять очевидное, выкинул его и удалился к другим девушкам, которые, по его мнению, могли лучше оценить талант и красоту.

Красота - предмет зависти и обид

Что еще подчеркивает Островский? «Снегурочка» (краткое содержание сказки невозможно оставить без некоторых деталей) написана давно, но и сегодня мы находим множество поучительных моментов. Так, Снегурочка, несмотря на свою популярность среди молодежи, не может найти подруг. Ведь все парни заглядываются на нее, и девушки не желают общаться с дочкой Весны.

Единственной проявившей к Снегурочке доброту оказалась Купава, дочь богатого селянина. Она настолько откровенна с девушкой, что делится своим счастьем - к ней посватался богатый купец Мизгирь из царского посада. Скоро быть свадьбе. Спустя некоторое время появляется и сам жених. Он приезжает со множеством подарков, которыми хочет одарить родственников Купавы и приближенных людей в честь своей женитьбы.

Купава знакомит Снегурочку со своим возлюбленным и зовет ее на девичник, устроенный по случаю скорого замужества. Но Мизгирь влюбляется в Снегурочку с первого взгляда, напрочь позабыв о Купаве. Он официально заявляет девушке о расторжении помолвки, аргументируя это своей неожиданной любовью к Снегурочке. Купава настолько потрясена, что решает покончить с жизнью, утопившись в реке, однако пастух Лель успевает спасти ее. Конечно, и Купава, как и все прочие девушки деревни, затаила обиду.

Немилость бога Ярилы

Продолжим изучать краткое содержание. Сказка «Снегурочка» (Островский построил ее на базе древних народных верований) переносит нас в те времена, когда люди поклонялись естественным, природным богам. Так, царю Берендею кажется, что в последнее время бог Ярило немилостив к его царству. Мало греет, не позволяет вызревать урожаю, да и вообще редко появляется.

Об этом он говорит своему приближенному Бермяте. Царь уверен, что Ярило гневается на его поданных за отсутствие в их сердцах тепла любви. Как светлому и теплому божеству, ему это неприятно.

План Берендея: краткое содержание

Островский Н., «Снегурочка» которого «оголяет» все человеческие страсти, приводит в разгневанную Купаву. Она просит покарать изменника. Оправдываясь, Мизгирь объяснил царю, что больше не считает Купаву своей невестой, а жениться без искренней любви не хочет. Выслушав купца, до этого молчавший Бермята предложил царю силой заставить его жениться на Купаве. Однако тут воспротивилась сама девушка, заявив, что такой изменник ей и даром не нужен. Мизгирь же ответил, что отныне считает своей невестой Снегурочку.

Все это мешает плану Берендея, по которому его подданным нужно заключить максимальное количество браков. И чем скорее, тем лучше. Это должно задобрить Ярилу. Бермята скептически отнесся к царским замыслам, сославшись на то, что в последнее время все больше слободских девушек ссорятся со своими парнями. Те покорены красотой Снегурочки.

Знакомство царя со Снегурочкой

Разгневанный Берендей приговаривает купца к изгнанию из страны. Мизгирь согласен с наказанием, но предлагает царю самому взглянуть на красавицу, из-за которой столько разговоров. Вскоре Бобыли вместе с приемной дочерью предстали перед царем.

Берендей поразился красоте и целомудренности Снегурочки, сразу же прикинув, что если выдать ее удачно замуж, Ярило точно удовлетворится. Однако здесь опять встал вопрос о женихах. Сердце Снегурочки холодно, и замуж она не хочет. Озадаченный Берендей просит совета у своей жены - Елены Прекрасной. Царица, разобравшись в ситуации, пояснила мужу, что сердце девушки может растопить только пастух Лель.

Волшебный подарок Весны

Казалось бы, развязка не за горами. Но страсти только накаляются. Именно так задумал Островский. Снегурочка (краткое содержание по действиям этой сказки точно передает либретто к опере Римского-Корсакова) не интересует Леля. Он очень увлечен Купавой, причем настолько, что хочет петь свои песни только для нее. Приглашая Снегурочку на ночной праздник, пастух вовсе не собирается отдавать ей свое сердце, намекая на то, что девушка уже один раз не оценила его устремлений. Она не понимает плотских чувств, и Лель отвергает девицу.

Мизгирь тоже не теряет времени и стремится завоевать свою возлюбленную. Но Снегурочку не интересуют и богатства купца. Разгневанный Мизгирь пытается взять девушку силой, но волшебные обитатели леса защищают дочь старого Мороза. Как написал Островский, Снегурочка (очень краткое содержание не позволяет полноценно раскрыть все нюансы сюжета) все время находится под опекой Лешего.

В отчаянии она просит Весну научить ее человеческой любви. Мать в последний день своего владычества (ведь утром всходит Ярило) не может отказать дочке. Но она все же напомнила, что эти чувства «смерти подобны». Снегурочка согласна на все, лишь бы познать любовь. Весна надевает на голову девушки волшебный венок: первый мужчина, которого встретит дочка, станет ее избранником.

Губительные лучи солнца

Снегурочка встречает Мизгиря, которому и отдает свою любовь. Купец счастлив и не верит в опасения Снегурочки насчет первых лучей Солнца. Он торжественно приводит девушку на Ярилину гору, где собрались все берендеи, и царь благословляет все пары, которые собираются пожениться.

К сожалению, трагически заканчивает сказку Островский. Снегурочка (краткое содержание не вмещает в себя всех переживаний девушки) погибает с первыми лучами солнца. Купец настолько потрясен, что бросается прямо с горы в омут, где и тонет. Однако их смерть не произвела впечатления на царя Берендея. Он считает, что Ярило получил большую жертву, и теперь жизнь у них в царстве наладится.

Александра Николаевича Островского по праву можно считать создателем репертуара для национального русского театра. Несмотря на то, что прославился он больше всего своими произведениями о нравах русского купечества (которое критик Николай Добролюбов очень метко прозвал «темным царством»), среди мрачных и немного страшных сюжетов из жизни замоскворецких купцов есть очень светлое и сказочное произведение«Снегурочка» , написанное в 1873 году.

В основе сюжета пьесы драматург использовал русскую народную сказку из сборника Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу». Именно поэтому в пьесе действуют славянские высшие и низшие божества: Ярило, Мороз, Весна, Леший. Особенность и в том, что пьеса «Снегурочка», в отличие от всех предыдущих, написана в стихах, но без рифмы. Однако единый ритм произведения позволил положить его на музыку. Вся пьеса – своеобразная поэтическая стилизация под русский фольклор, которым Островский тогда был увлечен.

Объясняется это тем, что в 1873 году труппа Малого театра вынуждена была переехать в Большой театр на время ремонта. Так под одной крышей оказались оперная, балетная и драматическая труппы. Тогда и решила комиссия управления московскими императорскими театрами поставить спектакль-феерию с участием всех артистов. Островский сочинил пьесу в короткий срок, закончив в день своего пятидесятилетия. А музыку к спектаклю написал молодой и малоизвестный тогда композитор Петр Ильич Чайковский.

Таким образом, лирическая пьеса Островского стала многоуровневым, многослойным произведением, так как воплотила в себе и народную сказку о девушке-снегурочке, и народное предание о древнем племени берендеев, и мифологические черты славянских легенд, и старинные обряды и песни. А еще «весенняя сказка» Островского дышит такой чистотой поэзии, что напоминает сказки Пушкина. Да и по смыслу в ней много пушкинского: жизнь предстает как волшебство красоты и трагедия одновременно, и добро в человеке оказывается природной основой.

Поэтому жизнь природы в пьесе выглядит как царство суровых контрастов холода и тепла, безжизненности и цветения. Островский пишет о природе как о человеке. Пейзаж напоминает портрет, в который вглядывается художник. Обилие эмоциональных эпитетов, сравнения, которые ставят природные явления в один ряд с человеческими чувствами, подчеркивают близость природного и человеческого начал в сознании драматурга.

Действие пьесы происходит в царстве Берендея. Оно больше напоминает этакое утопическое государство, в котором люди живут по законам чести и совести, боясь вызвать гнев богов: это некий идеал общественного устройства, созданный Островским. Даже царь, который на Руси был единоличным правителем, самодержцем, в произведении воплощает народную мудрость. Он беспокоится о своем народе по-отечески: ему кажется, что его подданные перестали замечать красоту природы, а больше испытывают тщеславие и зависть. Вот за это и рассердился на берендеев Ярило, который с каждым годом все больше и больше морозит людей. Тогда Берендей открывает один из главных законов природы: «Все живое должно любить» . И просит своего помощника Бермяту в Ярилин день собрать как можно больше женихов и невест, чтобы, освятив их брак, принести жертву богу Солнца.

Однако основной драматургический конфликт связан как раз с противоборством любви и «сердечной остуды» в душе Снегурочки, которая живет в холодной чистоте одиночества, а душой стремится к пожару любви, отчего и должна погибнуть. Отец-Мороз предупреждает об этом мать Весну-Красну: он говорит, что Ярило поклялся отомстить ему, используя их дочь Снегурочку. Дескать, когда она по-настоящему полюбит, Ярило растопит ее своими горячими лучами.

Не сразу Снегурочка познала, что такое настоящая любовь. Оказавшись в семье бездетного Бобыля, девушка ждет той же любви, что от матери с отцом. Но Бобыль и Бобылиха воспринимают приемную дочь в качестве своеобразной приманки для богатых женихов. Только женихи все не те: многие парни перессорились со своими девушками из-за Снегурочки, но ни она не готова отдать свое сердце, ни приемных родителей обычные берендеи не устраивают.

Самой же Снегурочке нравится пастушонок Лель, щедро одаривающий своими песнями всех девушек в округе. Это и задевает героиню: ей хочется, чтобы любили только ее. Когда же находится богатый жених, «торговый гость» Мизгирь, готовый ради Снегурочки отдать все богатства, не может она найти в своем сердце чувства к нему. Несчастны все: Купава, несостоявшаяся невеста Мизгиря, Мизгирь, который не может больше думать ни о ком, кроме Снегурочки, пленившей его своей красотой, да и сама Снегурочка страдает, так как не знает, что такое настоящая любовь.

Обратившись за помощью к матери, героиня получает то, чего хотела больше всего на свете, - возможность любить. Весна-Красна говорит, что она полюбит первого встречного. По счастью, им оказывается Мизгирь, и читатель может представить, что теперь все закончится благополучно. Но нет, Мизгирь, опьяненный любовью Снегурочки, хочет всем показать, что смог добиться своего – взаимности красавицы. Не слушая просьб девушки, он буквально втаскивает ее на гору, где берендеи встречали рассвет, и под первыми лучами солнца Снегурочка растворяется. Уступив закону человеческому, она тает «от сладких чувств любви».

Таяние Снегурочки – это победа над «следами стужи» в сердце. Она была готова погибнуть за право любить всем сердцем. Мизгирь сказал об этом: «Любовь и страх в ее душе боролись» . Теперь страх отброшен, и Снегурочка в последние минуты своей недолгой жизни отдана только любви.

Бесстрашен и Мизгирь. Он сдержал свое обещание: «Беда придет – погибнем вместе» . Гибель Снегурочки для него беда, поэтому он бросается в озеро, чтобы соединиться с прохладной водой, в которую превратилась Снегурочка, еще недавно теплая в его горячих объятьях.

А вот Царь Берендей называет кончину Снегурочки «печальной» , потом «чудесной» . Различие этих эпитетов подсказывает читателю выход из трагедии в жизнеутверждение. Смерть Снегурочки и праздник берендеев оказываются рядом. Ее угасание несет в мир разлив света. Недаром царь говорит:

Снегурочки печальная кончина
И страшная погибель Мизгиря
Тревожить нас не могут; Солнце знает,
Кого карать и миловать …

Так трагедия личности растворяется в общем хоре природы. Говоря словами Пушкина, печаль автора светла, потому что светла человеческая душа: она оказывается свободной и бесстрашной в любви, она сильнее страха самосохранения.

Действие происходит в стране берендеев в мифические времена. Приходит конец зиме - леший прячется в дупло. На Красную горку вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея, прилетает Весна, а с нею возвращаются и птицы: журавли, лебеди - свита Весны. Холодом встречает Весну страна берендеев, а все из-за заигрываний Весны с Морозом, старым дедом, признается сама Весна. Родилась у них дочка - Снегурочка. Весна боится ссориться с Морозом ради дочери и вынуждена терпеть все. Рассержено и само «ревнивое» Солнце. Поэтому и зовёт Весна всех птиц согреться пляской, как поступают и сами люди в холода. Но только начинается веселье - хоры птиц и их пляски, - как поднимается вьюга. Весна прячет птиц в кусты до нового утра и обещает их согреть. Тем временем из лесу выходит Мороз и напоминает Весне, что у них есть общее дитя. Каждый из родителей по-своему заботится о Снегурочке. Мороз хочет спрятать её в лесу, чтобы жила она среди послушных зверей в лесном терему. Весна хочет другого будущего для дочки: чтобы жила она среди людей, среди весёлых подруг и ребят, играющих и пляшущих до полуночи. Мирная встреча переходит в cпop. Мороз знает, что бог Солнца берендеев, горячий Ярило, поклялся погубить Снегурочку. Как только в её сердце зажжётся огонь любви, он растопит её. Весна не верит. После ссоры Мороз предлагает отдать их дочь на воспитание к бездетному Бобылю в слободку, там и парни вряд ли будут обращать внимание на их Снегурочку. Весна соглашается.

Мороз вызывает из лесу Снегурочку и спрашивает, не хочет ли она жить с людьми. Снегурочка признается, что давно тоскует по девичьим песням и хороводам, что нравятся ей песни молоденького пастуха Леля. Это особенно пугает отца, и он наказывает Снегурочке больше всего на свете остерегаться Леля, в котором живут «палящие лучи» Солнца. Расставаясь с дочкой, Мороз поручает заботу о ней своим «лешуткам» лесным. И, наконец, уступает место Весне. Начинаются народные гулянья - проводы Масленицы. Берендеи песнями встречают приход Весны.

Пошёл Бобыль в лес за дровами и видит Снегурочку, одетую, как боярышня. Захотела она остаться жить у Бобыля с Бобылихой приёмной дочкой.

Непросто живётся Снегурочке у Бобыля с Бобылихой: названные родители сердятся, что она своей излишней стыдливостью и скромностью отвадила всех женихов и им не удаётся разбогатеть с помощью выгодного брака приёмной дочки.

К Бобылям приходит на постой Лель, потому что они одни за деньги, собранные другими семьями, готовы его пустить в дом. Остальные боятся, что их жены и дочери не устоят перед обаянием Леля. Снегурочка не понимает просьб Леля о поцелуе за песню, о подарке-цветке. Она с удивлением срывает цветок и дарит его Лелю, но тот, спев песню и увидев других девушек, зовущих его, бросает уже увядший цветок Снегурочки и убегает к новым забавам. Многие девушки ссорятся с парнями, которые невнимательны к ним из-за увлечения красотой Снегурочки. К Снегурочке ласкова только Купава, дочь богатого слобожанина Мураша. Она сообщает ей о своём счастье: к ней посватался богатый торговый гость из царского посада Мизгирь. Тут появляется и сам Мизгирь с двумя мешками подарков - выкупом за невесту для девушек и парней. Купава вместе с Мизгирем подходит к Снегурочке, которая прядёт перед домом, и зовёт её в последний раз поводить девичьи хороводы. Но увидев Снегурочку, Мизгирь страстно влюбился в неё и отверг Купаву. Он приказывает нести свою казну в дом Бобыля. Снегурочка сопротивляется этим переменам, не желая зла Купаве, но подкупленные Бобыль с Бобылихой заставляют Снегурочку даже прогнать Леля, чего требует Мизгирь. Потрясённая Купава спрашивает Мизгиря о причинах его измены и слышит в ответ, что Снегурочка завоевала его сердце своей скромностью и стыдливостью, а смелость Купавы кажется ему теперь предвестием будущей измены. Оскорблённая Купава просит защиты у берендеев и шлёт проклятия Мизгирю. Она хочет утопиться, но Лель останавливает её, и она без чувств падает ему на руки.

В покоях царя Берендея происходит разговор между ним и его приближённым Бермятой о неблагополучии в царстве: уже пятнадцать лет Ярило немилостив к берендеям, зимы все морознее, весны все холоднее, а кое-где и летом лежит снег. Берендей уверен, что Ярило гневается на берендеев за охлаждение их сердец, за «стужу чувств». Чтобы угасить гнев Солнца, Берендей решает умилостивить его жертвой: в Ярилин день, назавтра, связать, брачными узами как можно больше женихов и невест. Однако Бермята сообщает, что из-за какой-то Снегурочки, объявившейся в слободе, все девушки перессорились с парнями и найти женихов и невест для бракосочетания невозможно. Тут вбегает брошенная Мизгирем Купава и выплакивает царю все своё горе. Царь приказывает найти Мизгиря и созвать берендеев на суд. Приводят Мизгиря, и Берендей спрашивает Бермяту, как покарать его за измену невесте. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на Купаве. Но Мизгирь смело возражает, что его невеста - Снегурочка. Купава тоже не хочет выходить замуж за изменника. У берендеев нет смертной казни, и Мизгиря приговаривают к изгнанию. Мизгирь лишь просит царя самого взглянуть на Снегурочку. Увидев пришедшую с Бобылём и Бобылихой Снегурочку, царь поражён её красотой и нежностью, хочет найти для неё достойного мужа: такая «жертва» наверняка задобрит Ярилу. Снегурочка признается, что сердце её не знает любви. Царь обращается за советом к своей супруге. Елена Прекрасная говорит, что единственный, кто сможет растопить сердце Снегурочки, - Лель. Лель зовёт Снегурочку до утреннего солнца свивать венки и обещает, что к утру в её сердце проснётся любовь. Но и Мизгирь не хочет уступать Снегурочку сопернику и просит позволения вступить в борьбу за сердце Снегурочки. Берендей позволяет и уверен, что на заре берендеи с радостью встретят Солнце, которое примет их искупительную «жертву». Народ прославляет мудрость своего царя Берендея.

На вечерней заре девушки и парни начинают водить хороводы, в центре - Снегурочка с Лелем, Мизгирь же то появляется, то исчезает в лесу. Восхищённый пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая наградит его поцелуем. Снегурочка хочет, чтоб Лель выбрал её, но Лель выбирает Купаву. Другие девушки мирятся со своими милыми, прощая им былые измены. Лель ищет Купаву, ушедшую домой с отцом, и встречает плачущую Снегурочку, но ему не жаль её за эти «ревнивые слезы», вызванные не любовью, а завистью к Купаве. Он говорит ей о тайных любовных ласках, которые ценнее публичного поцелуя, и только за настоящую любовь готов повести её утром встречать Солнце. Лель напоминает, как он плакал, когда Снегурочка прежде не ответила на его любовь, и уходит к парням, оставив Снегурочку ждать. И все же в сердце Снегурочки пока живёт не любовь, а только гордость за то, что именно её поведёт Лель встречать Ярилу.

Но тут Мизгирь находит Снегурочку, он изливает ей свою душу, полную жгучей, настоящей мужской страсти. Он, никогда не моливший у девушек любви, падает перед ней на колени. Но Снегурочке страшна его страсть, страшны и угрозы отомстить за унижение. Она отвергает и бесценный жемчуг, которым Мизгирь пытается купить её любовь, и говорит, что обменяет свою любовь на любовь Леля. Тогда Мизгирь хочет силой получить Снегурочку. Она зовёт Леля, но на помощь ей приходят «лешутки», которым отец Мороз поручил беречь дочку. Они уводят Мизгиря в лес, маня его призраком Снегурочки, в лесу он и плутает всю ночь, надеясь настичь Снегурочку-призрак.

Тем временем даже сердце жены царя растопили песни Леля. Но пастух ловко увёртывается и от Елены Прекрасной, оставляя её на попечение Бермяты, и от Снегурочки, от которой он убегает, завидя Купаву. Именно такой безоглядной и горячей любви ждало его сердце, и он советует Снегурочке «подслушивать» горячие Купавины речи, чтоб научиться любить. Снегурочка в последней надежде бежит к матери Весне и просит её научить настоящему чувству. В последний день, когда Весна может исполнить просьбу дочери, поскольку назавтра вступает в права Ярило и Лето, Весна, поднимаясь из воды озера, напоминает Снегурочке о предостережении отца. Но Снегурочка готова отдать жизнь за миг настоящей любви. Мать надевает на неё волшебный венок из цветов и трав и обещает, что она полюбит первого же юношу, которого встретит. Снегурочка встречает Мизгиря и отвечает на его страсть. Безмерно счастливый Мизгирь не верит опасности и считает желание Снегурочки спрятаться от лучей Ярилы пустым страхом. Он торжественно приводит невесту на Ярилину гору, где собрались все берендеи. При первых лучах солнца Снегурочка тает, благословляя любовь, несущую ей смерть. Мизгирю кажется, что Снегурочка обманула его, что боги над ним насмеялись, и он в отчаянии бросается с Ярилиной горы в озеро. «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут», - говорит царь, и все берендеи надеются, что гнев Ярилы теперь погаснет, что он дарует берендеям силу, урожай, жизнь.

Пересказала Е. П. Сударева.