Владельцы галереи. От перемены владельцев доля не меняется

Покупателями стали Алексей и Юрий Хотины. Керимов продолжает избавляться от активов в России и хочет продать 40% акций «Полюс Золота»

Forbes удалось выяснить, кто приобрел галерею «Модный сезон» в бывшей гостинице «Москва» (теперь — Four Seasons Hotel Moscow) у члена списка Forbes и владельца «Нафта Москва» Сулеймана Керимова 31. Как рассказали Forbes два источника на рынке недвижимости, покупателями стали отец и сын Юрий и Алексей Хотины. В приемной Сулеймана Керимова не стали давать комментарии. С Хотиными связаться с ними не удалось. Ранее галерея оценивалась Керимовым в $350 млн.

В начале лета ФАС разрешила кипрской Sulena Holdings приобрести 93,35% другого офшора — Iolernico Investments, владеющего компанией «Торговая галерея». Этой компании принадлежит галерея «Модный сезон» между Кремлем и зданием Госдумы на Охотном ряду. Посещаемость галереи составляет около 6 млн человек в год, общая площадь — 41 000 кв. м, из них арендуемая — 28 500 кв. м. Часть галереи отдана в аренду бутикам — Chanel, Escada, Canali . По оценке Forbes, годовой доход от аренды галереи «Модный сезон» составляет около $80 млн.

Хотины, по неофициальной информации, владеют ТК «Горбушкин двор», ТЦ «Филион» и многими другими объектами в столице. Также, по оценке знакомого бизнесменов, Хотины владеют 2 млн кв.м недвижимости в Москве, но объекты неконсолидированны. «Их доходы без процентов по кредитам составляют порядка $300 млн в год», - знает один из игроков на рынке недвижимости. Еще один человек отмечает, что Хотины - редкие по нынешним временам люди, у которых есть свободные деньги.

Сулейман Керимов спешил со сделкой. «Он продает все в России», - говорит источник, близкий к Керимову.

Помимо гостиницы Керимов продал 4% пакета ВТБ, еще в 2013 году были проданы 21,75% «Уралкалия» и 47% ПИК. Как объясняет источник, продолжаются переговоры по продаже 40% пакета акций «Полюс Золота». В «Нафте Москва» это не комментируют. Значительная часть активов покупались на заемные средства и по итогам расчетов с кредиторами и в частности с ВТБ может получиться, что стоимость активов Керимова будет не так далека от объема кредитов. «Если говорить про net asset value (стоимость чистых активов — прим.Forbes), то Керимов, возможно, перестанет быть миллиардером», - считает источник Forbes.

Распродажу Керимовым активов источник объясняет двумя причинами - ослаблением влияния бизнесменов, близких к правительству Дмирия Медведва, а также судом с бывшим депутатом Госдумы Ашотом Егиазаряном, который пытался наложить обеспечительные меры на активы Керимова. Вердикт Лондонского международного арбитражного суда обязал Керимова в 2014 году выплатить Егиазаряну $250 млн. Эти средства Керимов ранее вложил в строительство гостиницы «Москва».

Построенная в 1930-х гг. гостиница «Москва» была снесена в 2004 году. Новый отель на ее месте строила компания «Декмос»: 51% ее акций принадлежал ЗАО «Декорум», 49% — столичной мэрии. Считалось, что «Декорум» контролируется Егиазаряном. Сам Егиазарян это отрицал, заявляя, что всего лишь курирует строительство отеля как депутат, избранный от Москвы.

В 2010 году стало известно, что 50% «Декорума» (эквивалентны 25,5% в гостинице «Москва») принадлежат Аркадию Ротенбергу и его партнеру Константину Голощапову. Информация об этом обнаружилась в судебных исках, которыми начали обмениваться акционеры «Декмоса». В конце 2010 г. Егиазарян и его представители подали иски в лондонский международный арбитраж на Кипре, ответчиками по которым оказались Керимов, Ротенберг и Голощапов, а также тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков и его жена Елена Батурина. Егиазарян обвинял Керимова и Ротенберга в захвате его доли в «Москве» и оценивал ущерб примерно в $2 млрд. В России Егиазарян является фигурантом уголовного дела по статье «Мошенничество» по факту присвоения бюджетных $87,5 млн. Госдума лишила заподозренного в мошенничестве депутата неприкосновенности, он был объявлен сначала в федеральный, а затем международный розыск.

Американский фонд недвижимости Morgan Stanley Real Estate Fund VII договорился о покупке ТЦ «Галерея» в Санкт-Петербурге за $1,1 миллиарда. Окончательно сделка будет завершена позднее в этом месяце. Приведет ли смена владельца к каким-либо изменениям в ТЦ, рассуждали наши эксперты.

Почему Meridian Capital решила продать ТЦ?

Александр Волошин, директор по развитию ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate

В данном проекте Meridian Capital выступил как классический девелопер. Компания построила объект, заполнила его арендаторами, стабилизировала и спустя год продала.

Екатерина Марковец, директор департамента консалтинга и оценки АРИН

С самого начала проект был достаточно сложным и рискованным, учитывая, что яма на этом месте существовала уже много лет. На мой взгляд, продажа готового объекта с такой доходностью западной компании достаточно успешное завершение проекта. Эта сделка позволит продавцу получить средства для реализации новых проектов.

Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG

Ничего удивительного в том, что Meridian Capital решила продать ТРЦ «Галерея» нет. Это нормальный девелоперский цикл: построить объект, привлечь в объект арендаторов, стабилизировать работу ТЦ, достигнув максимальных показателей, и продать его на «пике». Вырученные деньги девелопер, как правило, вкладывает в другой проект, что, скорее всего, и будет делать Meridian Capital.

Павел Пикалев, директор Penny Lane Realty Saint Petersburg

Meridian Capital действовала можно сказать по «классической» схеме, включающей строительство, запуск проекта и последующую реализацию.

Илья Андреев, управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге

В настоящее время наиболее привлекательным с точки зрения инвестиции является торговая недвижимость. Безусловно, у западных фондов есть интерес к объектам класса «А», которые являются наименее рискованными и приносят высокий по западным меркам доход.

Насколько оправдана предложенная цена с точки зрения рынка?

Александр Волошин

Годовой доход ТРК Галерея можно оценить в 90 млн. долларов в год при 100% заполненности комплекса, исходя из средней ставки аренды 1000 долларов за кв. м в год. Высокий уровень средней арендной ставки обусловлен отсутствием крупных якорных арендаторов, за исключением операторов развлечений. Стоимость объекта рыночная и позволяет новым собственникам рассчитывать на доходность 8,5-9%.

Екатерина Марковец

При условии, что средняя арендная ставка в «Галерее» составляет порядка 100 дол. за кв. м в месяц, с учетом всех операционных расходов, среднегодовой доход ТРК находится на уровне около 7% годовых. Подобную сделку может себе позволить только западный инвестор, поскольку у него есть доступ к дешевым кредитным ресурсам. В то же время «Галерея» идеально подходит в качестве объекта для инвестиций, что в первую очередь обусловлено идеальным местоположением и качественной концепцией. Кроме того, заполняемость комплекса близка к 100%.

Денис Колокольников

Озвученная стоимость в 1,1 миллиард долларов адекватна сегодняшним реалиям рынка. Ведь ТРЦ «Галерея» - это знаковый проект, он один из лучших в России и, на мой взгляд, лучший в Санкт-Петербурге. При его появлении понесли убытки многие ТЦ, расположенные в зоне охвата, и даже сегмент стрит-ритейла на Невском проспекте не остался в стороне. ТРЦ «Галерея» - это «качественный» проект с хорошей концепцией в «вечном» месте и вследствие этого с хорошей стабильной доходностью.

Павел Пикалев

Насколько нам известно, первоначальная цена была снижена в ходе переговоров. Итоговая сумма в 1,1 млрд. долларов, несмотря на беспрецедентность для российского рынка недвижимости, оправдана для данного объекта - из-за его уникальности, размеров, общей успешности.

Илья Андреев

Точно не зная финансовую составляющую данного проекта, можно говорить только об общих экспертных оценках. Учитывая общую и арендопригодную площадь данного комплекса, а также возможные средние ставки, сумма, предложенная за ТРК «Галерея», выглядит вполне справедливой, особенно с точки зрения иностранных инвесторов, которые менее требовательны к уровню доходности.

Произойдут ли какие-либо изменения в ТЦ в связи со сменой владельца?

Александр Волошин

Скорее всего, смена собственника не приведет к изменениям самого объекта, так как на сегодняшний день ТРК Галерея относится к числу наиболее удачных проектов. ТРК Галерея это высококлассный объект институционального уровня. ТРК заполнен международными брендами, в том числе, впервые вышедшими на рынок Петербурга именно в этом комплексе. Еще одним неоспоримым преимуществом ТРК является его локация в самом центре города, на пересечении крупных торговых магистралей, в пешеходной доступности от станций метрополитена, рядом с Московским вокзалом.

Екатерина Марковец

Без комментариев

Денис Колокольников

Я не думаю, что новые владельцы ТРЦ «Галерея» будут что-то менять в столь успешном проекте. ТРЦ уже потеснил своих конкурентов, очень популярен среди покупателей и для получения хорошего дохода собственникам будет достаточно только поддерживать этот уровень.

Павел Пикалев

ТРЦ «Галерея» полностью заполнена арендаторами, имеет современную концепцию, мощную развлекательную составляющую (кинотеатр, боулинг), свои «фишки» (детский учебно-развлекательный центр, рестораны высокого ценового сегмента). Новому собственнику сегодня нет смысла что-либо менять. Тем не менее, тенденции на рынке торговых центров меняются стремительно, конкуренция высокая и Morgan Stanley будет внимательно следить за тем, чтобы своевременно корректировать концепцию объекта.

Илья Андреев

Без комментариев

Спасли акционеры

Gallery последний раз раскрывала финансовые показатели за 2013 год: по итогам девяти месяцев того года были зафиксированы 132 млн руб. чистой прибыли при выручке 4,6 млрд руб.

В том же году группа приняла участие в прошедших в Москве торгах на наружную рекламу и столкнулась с финансовыми проблемами. На аукционе Gallery выиграла 760 мест под рекламные щиты, пообещав перечислить за них в следующие десять лет 13,5 млрд руб. Для участия в торгах группа привлекла кредит Сбербанка на 1,5 млрд руб. Уже в конце 2014 года Gallery нарушила один из ковенантов по кредиту, после чего Сбербанк снизил размер кредитной линии с 1,5 млрд до 900 млн руб., а срок погашения перенес с 2019 года на апрель 2015-го, сообщало тогда рейтинговое агентство Standard & Poor’s. Оно указывало, что по итогам 2014 года долг Gallery должен в 21 раз превысить ее EBITDA, тогда как в 2013-м это соотношение равнялось всего 2,5.

На помощь Gallery в 2015 году пришла часть ее акционеров, которые, как сообщала сама группа, в апреле того года погасили ее задолженность перед Сбербанком. Тогда же, как РБК, изменилась структура собственников Gallery: структуры Baring Vostok увеличили свою долю в операторе наружной рекламы с 23,15% минимум до контрольной (точный размер пакета не известен). Оставался на тот момент совладельцем группы и один из ее основателей Анатолий Мостовой. На начало 2015 года ему принадлежало 6,85% группы.

Мостовой сообщил РБК в понедельник, 16 июля, что несколько лет назад продал свой пакет Gallery и «больше ее судьбой не интересуется». На самом деле доля была продана бывшему финансовому директору концерна «Калина» Александру Петрову, утверждают два источника РБК, но Мостовой эту информацию не подтверждает. Связаться с Петровым на момент публикации не удалось.

Сбербанк до сих пор остается кредитором Gallery, следует из материалов Единого федерального реестра значимых сведений о фактах деятельности юрлиц. В частности, сейчас в залоге у госбанка по открытой еще в 2014 году кредитной линии находятся векселя ООО «Гэллэри Сервис», основной операционной компании группы, а также 100% долей дочернего ООО «Гэллэри Диджитал».

Иван Таврин согласовал со Сбербанком покупку мажоритарного пакета Gallery, отмечает один из собеседников РБК. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

Подвела Москва

Собеседники РБК в отсутствие финансовых показателей затруднились оценить текущую стоимость Gallery. По их мнению, группа, скорее всего, в последние два года убыточна. Основная причина этому — высокие ежегодные выплаты по итогам столичного аукциона 2013 года. Их базовый размер составляет почти 1,4 млрд руб. в год, но последний раз, в декабре 2017-го, Gallery перечислила только 772 млн руб. — сумма может быть снижена, если победителю торгов не удалось по не зависящим от него причинам установить конструкции.

У Russ Outdoor, которая в 2013 году на торгах выиграла за 27,2 млрд руб. почти 2,2 тыс. мест под щиты и конструкции небольшого формата, ежегодные отчисления в бюджет Москвы составляют почти треть всех доходов, свидетельствует последняя доступная отчетность компании за 2016 год. Тогда Russ Outdoor зафиксировала 1,2 млрд руб. чистого убытка при выручке почти 9 млрд руб. В 2015 году лидер рынка был вынужден реструктурировать кредит перед своим кредитором и основным акционером — ВТБ (госбанку принадлежит 26,3% Russ Outdoor).

Фото: Валентина Свистунова / Интерпресс / ТАСС

Чтобы снизить операционные издержки, владельцы Russ Outdoor и Gallery хотели объединить бизнес, но против слияния, как РБК, выступает французская JCDecaux, которой принадлежит 25% Russ Outdoor.

Таврин вел переговоры и с владельцами Russ Outdoor, рассказывают источники РБК, уточняя, что в этом случае в отличие от Gallery никаких договоренностей пока нет. РБК направил запрос в Russ Outdoor.

Вера в «цифру»

Ивану Таврину сейчас полностью принадлежит телевизионный холдинг ЮТВ, который управляет каналами «Ю», «Муз ТВ», Disney и выступает владельцем 75% «СТС Медиа» (СТС, «Домашний», «Че», «CTC Love» и «CTC Kids»). До декабря 2017 года 58,3% ЮТВ у Алишера Усманова, но деловые партнеры разошлись. По словам источников, близких к Усманову, тот отказался от телевизионных активов, а Таврин, в свою очередь, потерял свою минимум трехпроцентную долю в USM Holdings Ltd, головной компании для активов Усманова. Представитель USM отказался комментировать эту информацию.

Таврин — также основной владелец холдинга «Выбери радио», управляющего 79 региональными радиостанциями. За последний год бизнесмен новые станции в Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Вологде, поскольку, как рассказывают его знакомые, верит в этот бизнес: локальные радиостанции меньше всего конкурируют с интернетом за бюджеты рекламодателей.

В наружной рекламе Таврина привлекают перспективы получающих распространение цифровых форматов, объясняют источники РБК. По данным «Эспар-Аналитик» на конец 2017 года, у Gallery было 158 подобных конструкций, у Russ Outdoor — 105. При этом «цифра» обеспечила более 22% всей возможной выручки Gallery и 15% Russ Outdoor.

Компания хочет выручить за него не менее 1 млрд долларов.

Фонд Morgan Stanley Real Estate Fund (MSREF) VII рассматривает возможность продать торгово-развлекательный центр «Галерея» в Петербурге. Об этом пишут «Ведомости».

Источники издания полагают, что это связано с завершением срока работы компании. Срок продлят, если покупатель не найдется. Отмечается, что MSREF VII хочет продать ТРЦ за миллиард долларов.

ТРЦ «Галерея» открылся на Лиговском проспекте в 2010 году. В строительство комплекса вложили 500 млн долларов. Общая площадь одного из крупнейших торговых центров Петербурга - 192 тыс. кв. метров, а арендная площадь достигает 93 тыс. кв. метров.

В 2012 году «Галерея» принадлежала компании ООО «Строительная компания „Бриз“». Ее продали MSERF VII за рекордные 1,1 млрд долларов. Тогда сделка стала крупнейшей на российском рынке коммерческой недвижимости.

В феврале стало известно, что группа компаний Renaissance из Турции на Васильевском острове в Петербурге торгово-развлекательный центр. В проект хотят инвестировать 150 млн долларов.

Прошлое и настоящее городской магистрали в фотопрогулке «Карповки».

сайт: 17.07.2019

У компании остались 6000 обманутых дольщиков.

сайт: 17.07.2019

Доброе утро, Петербург! Сегодня, 17 июля, синоптики обещают и солнце, и облака, и дождь. Потеплеет до +20 градусов, но подует умеренный ветер. К ночи похолодает до +13, будет дождливо. Кстати, кому-нибудь удалось понаблюдать частное лунное затмение прошлой ночью? Фото дня: дождаться радугу.

Первый этаж галереи «11.12» в центре современного искусства «Винзавод» готовят к очередной выставке: светлое помещение пахнет свежей краской, на полиэтилене хаотично выставлены семь белых кубов, рядом на скамейке лежат инструменты, половина батона и бутылка кваса. Чей-то обед уберут, а на кубы водрузят объекты из ржавого металла - работы башкирского художника Рината Волигамси (настоящая фамилия - Исмагилов). Так за неделю до открытия выглядит его новая выставка «Деревня».

Галерея работает на «Винзаводе» с 2011 года и занимает здесь сразу три этажа: два - для выставок, а третий служит складом и используется для встреч с клиентами. К назначенному времени приходит владелец галереи Александр Шаров - в белых конверсах, джинсах и бирюзовом джемпере. Первым делом он здоровается за руку с рабочим, который красит кубы, что-то с ним обсуждает и только потом приглашает нас подняться на третий этаж.

Шаров увлёкся современным искусством десять лет назад. Сначала он открыл шоурум в Барвихе, затем две галереи: в Москве на «Винзаводе» и в Сингапуре (ей управляет супруга Эльвира). Была ещё неудачная попытка стартовать в США: галерея в Фениксе проработала лишь полтора года, но её пришлось закрыть из-за больших убытков.

Искусство - главное дело Шарова, но не основной его бизнес. С середины 1990-х он занимается продажей упаковочной бумаги. В 2015 году его компания «Бумагару», согласно данным СПАРК, заработала 138 млн рублей. Галерея зарабатывает $30 000 - 40 000 в месяц (в этом бизнесе расчёты принято вести в валюте) - этого едва хватает, чтобы её содержать.

«Секрет» рассказывает, как и почему преуспевающий торговец бумагой стал модным галеристом.

Первые деньги

По образованию Александр Шаров - связист. После учёбы в Московском техникуме связи он ушёл в армию (служил в литовском Каунасе), потом работал инженером, занимался настройкой шагающих экскаваторов в разных частях СССР. Когда в России появилась возможность заниматься бизнесом, он решил, что хочет работать на себя, открыл в Москве комиссионку «Хозяин и мастер» и стал торговать импортными джинсами, телевизорами, алкоголем и другими ходовыми товарами.

После Шаров использовал связи, чтобы переключиться на более перспективное направление - драгметаллы. Его компания поставляла золотые слитки на Бронницкий ювелирный завод, забирала готовые украшения и развозила их по магазинам. Всё складывалось как нельзя лучше до чёрного вторника 1994 года - как и многие, Шаров тогда многое потерял.

Новое дело появилось тоже благодаря связям - знакомый предложил вложиться в небольшую компанию с готовой клиентской базой, которая занималась оптовой продажей пищевой бумаги. Шаров согласился, дела пошли хорошо, и вскоре он смог выкупить этот бизнес целиком. Со временем в Московской области появился цех, где бумагу хранят, режут и упаковывают - заказчикам нужно было предоставить сервис. Сейчас среди клиентов - группа «Объединённые кондитеры», комбинаты «Черёмушки» и «Добрынинский», а также другие компании из разных регионов. Шаров и сейчас управляет своим бумажным бизнесом, но рассказывает о нём неохотно. Говорит лишь, что он позволяет ему заниматься любимым делом - галереей.

Художник и предприниматель

Как ни странно, когда бумажная компания Александра Шарова стала «серьёзным лидером», он не расслабился, а приуныл. Приходя на работу, предприниматель точно знал, что будет завтра, послезавтра, через неделю. День сурка закончился в 2006 году, когда Шаров познакомился с московским художником-реалистом Алексеем Алпатовым. Разговорились на одной тусовке, художник пригласил посетить свою мастерскую, Шаров от скуки согласился. Тогда он, конечно, не предполагал, что эта встреча затянет его в арт-бизнес.

Шарову понравились картины Алпатова, и он предложил новому знакомому выпустить каталог и принять участие в выставке-ярмарке «Арт-манеж». В декабре 2006 года они арендовали небольшой участок и привезли десяток работ. Мероприятие полностью профинансировал Шаров - стенд, продакшен и транспортировка обошлись ему в $10 000.

Договариваясь об участии в ярмарке, Шаров и Алпатов решили, что художник, во-первых, заберёт свои работы из всех мест, где они продавались раньше (они были представлены в нескольких салонах и на Крымской набережной), а во-вторых, поднимет цены (примерно на 30%). Выручка должна была в первую очередь пойти на погашение затрат, а прибыль (если бы она была) партнёры договорились поделить поровну.

Три дня ярмарки прошли очень успешно. Четыре картины, которые удалось продать (самую дешёвую - за $1000, другие - за $5000 и дороже), закрыли все расходы и даже оставили компаньонов в небольшом плюсе. Сейчас Шаров говорит, что, если бы выставка закончилась менее удачно, он бы на этом и «притормозил».

Был бизнесмен, стал галерист

«Ярмарка оказалась мощным пиар-взрывом», - говорит Александр Шаров. До этого он общался в основном с такими же, как он, предпринимателями, но после участия в «Арт-манеже» начал больше времени проводить в кругу ценителей современного искусства. Не все, конечно, были готовы сразу покупать работы его протеже, но потенциал ощущался - на выставке удалось договориться о просмотрах.

В течение года на Алпатова через Шарова выходили корпоративные заказчики - компании, которым нужны были картины для украшения офисов. Работы в основном показывали в мастерской художника, но часто клиенты приходили и домой к Шарову. «У меня появился азарт, - вспоминает бизнесмен. - Я стал читать, общаться с художниками, они рассказывали, как, почему, зачем и что в этом мире происходит».

«Я никому не бросался в объятья - соответственно, и меня никто не ждал с распростёртыми»

За ярмаркой «Арт-манеж» последовала Art Moscow, постепенно Шаров начал работать с новыми людьми - продавать работы Василия Слонова, Рината Волигамси, Владимира Колесникова, «Студии 30». Сейчас 11.12 Gallery работает примерно с 30 художниками.

К 2008 году водить перспективных клиентов к себе домой Шарову надоело, и он открыл в Барвихе шоурум «Арт-квартал». Яркого старта не получилось. Посетителей было мало, и бизнесмен признаёт, что в течение двух лет галерея лишь высасывала деньги из основного, «бумажного» бизнеса - одна только аренда помещения площадью 42 кв. м на третьем этаже торгового центра Dream Hоuse стоила $10 000 в месяц.

Почему же Шаров не бросил дорогую игрушку? Говорит, что верил в опыт иностранных галерей, владельцы которых в своих статьях уверяли, что «для такого бизнеса три года - даже не юношеский возраст, а просто детство». И правда, через два год шоурум всё-таки вышел на самоокупаемость.

В 2008–2010 годах бюджет «Арт-квартала» составлял $150 000 в год. Это не считая расходов на выставки. Участие в каждой обходилось минимум в $12 000.

Василий Слонов. Велогриб. 2015. Инсталляция, металл, ткань. 130х140х73 см. €11 000.

Arizona dream

В январе 2009 года Шаров и Алпатов отправились в США - на выставку Art Expo New York. Бизнесмен решился на эту авантюру после знакомства на одной из ярмарок с коллекционером Сергеем Миндиргасовым, многократным чемпионом мира по фехтованию на саблях. Помимо большого интереса к искусству у Сергея были кое-какие связи в этой сфере в США. Расходы составили $120 000, и эту сумму вернуть не получилось - в Америке бушевал кризис («все ходили с закрытыми карманами»). Тем не менее, Шаров ещё несколько раз выставлял работы своих подопечных в Нью-Йорке и Чикаго. Чтобы вывести бизнес на новый уровень, нужно было перестать быть маленьким шоурумом.

«Это дорогой опыт, лучше бы его не было» - так Александр Шаров отзывается о попытке открыть филиал своего шоурума в Аризоне, которую он предпринял в 2010 году. Вдохновителем этой авантюры был тот же Сергей Миндиргасов, у которого была собственная галерея в арт-квартале Феникса. Он предложил Шарову стать партнёром и поделить помещение. Шаров согласился, потому что был убеждён: это должно принести доход - не могут же сотни галерей этого арт-квартала работать в минус. Но всё пошло не так.

Были месяцы, когда не продавалось ничего. Сначала Шаров объяснял это себе невыносимой жарой, которая в тот год стояла несколько месяцев, но потом признал, что картины российских художников, видимо, не вписываются в местный контекст. На работах, которые продавали по соседству, были индейцы, лошади, вигвамы и закаты над Большим каньоном. А у него - монохромные работы Алпатова, изображающие московские улицы. Галерею в Фениксе Шаров закрыл спустя полтора года. До этого только за аренду приходилось платить $7000 в месяц, общий же убыток превысил $100 000.

«Винзавод»

В итоге выйти на новый уровень в очередной раз помогло знакомство - на этот раз с Николаем Палащенко, экс-директором и одним из основателей «Винзавода». Когда в 2011 году в центре современного искусства освободилось помещение, он предложил его Шарову.

Одновременно с переездом решили провести ребрендинг - «Арт-квартал» переименовали в 11.12 Gallery (цифры - день рождения Шарова). Отсеялся ряд художников. На открытие понадобилось около $40 000. Начальная ставка по аренде составила столько же, что и в Dream House, но новое помещение было больше прежнего в несколько раз.

Присутствие на «Винзаводе» предполагало обязательное проведение выставок - не меньше десятка в год. Сейчас программа у галереи, по словам Шарова, расписана на 12 месяцев вперёд, но бывают и нестыковки - например, в августе сорвалась выставка Ани Жёлудь «Домашний ресурс»: художница попала в психоневрологический диспансер.

«Поначалу было сложно, потому что я был новичком в этой тусовке», - откровенничает Шаров. И вообще, когда заходит речь о «Винзаводе», он говорит, понизив голос, будто его кто-то подслушивает, стоя за дверью: «Я никому не бросался в объятья - соответственно, и меня никто не ждал с распростёртыми».

Лицами своей галереи он называет художников, которые работают с конца 1990-х. Прежде чем о чём-то договариваться с новым мастером, Шаров узнаёт, какие у него есть договорённости с другими галереями - переманивать авторов друг у друга в арт-бизнесе не принято. Условия сотрудничества для всех разные: может быть 30 на 70 или 40 на 60 - как в одну, так и в другую сторону.

Сейчас в лидерах держатся работы Рината Волигамси, Василия Слонова, Владимира Колесникова и Алексея Алпатова, с которого всё начиналось. Живопись пользуется большим спросом, чем скульптуры. Но современное искусство вообще продавать сложно. «Как только они клиенты слышат слово "совриск", сразу съёживаются, прячутся в панцирь и просят показать что-нибудь из учебников», - сетует бизнесмен.

«Как только клиенты слышат слово "совриск", сразу съёживаются»

В этом году самая большая выручка, $80 000, была в мае, самая скромная - в августе, когда получилось заработать всего $4000. Обычно пик продаж приходится на начало выставочного сезона - сентябрь-ноябрь. Бывает, что за пару дней галерея зарабатывает столько же, сколько потом за несколько месяцев. Годовой оборот достигает $500 000, расходы на содержание - до $160 000 (в эту сумму не входит проведение выставок за рубежом). Деньги из бумажного и арт-бизнеса Шаров сейчас не смешивает.

Картины - вещь не первой необходимости, и в кризис этот бизнес чувствует себя не лучшим образом. В результате Шарову пришлось снизить цены на работы на 20%. Как и многие галеристы, он не сторонится сотрудничества с дизайнерами интерьеров, которые за оговорённый процент рекомендуют своим клиентам работы его художников. Конфликта в этом он не видит: «Ты можешь сказать: "Нет, я гордый, я не плачу, я - за искусство". Ну и сиди тогда со своим искусством...»

Бумага и искусство

В конце интервью Александр Шаров всё-таки признаётся, что основному бизнесу он сейчас уделяет гораздо меньше времени, чем ему бы хотелось. Был момент, когда бумажную компанию попытались поглотить конкуренты (Шарову при этом обещали «высокую должность»), но сделка не состоялась.