От перемены владельцев доля не меняется. Владелец «Галереи» планирует продать торговый комплекс Владельцы галереи

Американский фонд Morgan Stanley Real Estate Fund VII покупает торговый центр «Галерея» в Санкт-Петербурге за 1,1 млрд долларов. Это крупнейшая инвестиционная сделка в истории российского рынка недвижимости

Один из самых крупных торгово-развлекательных центров Санкт-Петербурга - «Галерея» - будет продан американскому фонду Morgan Stanley Real Estate Fund VII, сообщило агентство Bloomberg. Собственник центра казахстанская компания Meridian Capital (ею владеют бывшие топ-менеджеры «Казкоммерцбанка» Евгений Фельд и Аскар Алшинбаев) продает его за рекордную сумму в 1,1 млрд долларов.

О переговорах по поводу продажи стало известно летом прошлого года. Теперь стороны договорились о цене и намерены закрыть сделку до конца месяца. Консультантом сделки, по данным участников рынка, выступила международная компания Jones Lang LaSalle.

ТЦ «Галерея» - относительно новый объект, он был открыт в ноябре 2010 года. Торговый центр расположен в центре Санкт-Петербурга, на пересечении Лиговского и Невского проспектов, рядом с Московским вокзалом.

По словам директора отдела инвестиций компании Praedium Oncor International Светланы Кара, «Галерея» - крупнейший торгово-развлекательный центр Санкт-Петербурга. В нем представлены практически все известные мировые бренды.

Общая площадь объекта составляет 192 тысячи кв. метров, арендная - 93 тысячи кв. метров. В торговом центре расположено около 250 магазинов, подземный паркинг на 1,2 тысячи автомобилей, боулинг на 27 дорожек и большой многозальный кинотеатр. Инвестиции в проект составили более 380 млн долларов.

Торговые центры дороже еще не стоили

«Такому объекту вряд ли возможно создать ощутимую конкуренцию, - рассказал сайт генеральный директор Colliers International Санкт-Петербург Николай Казанский. - По нашим данным, ставка капитализации по этому объекту составляет 9%, что позволит ему окупиться через 8 лет».

Казанский считает цену вполне адекватной, а сам объект - уникальным и очень выгодным для инвестиций: он практически полностью заполнен арендаторами, годовая доходность составляет 100 млн долларов.

«Инвестора в этом случае удовлетворило сочетание качества и доходности, - пояснил Казанский. - Подобных объектов не только в России, но и в Европе мало, поэтому для иностранного инвестора покупка этого объекта, возможно, была наилучшим вложением средств».

Эксперты рынка отмечают, что покупка ТЦ «Галерея» станет крупнейшей сделкой на российском рынке недвижимости. По данным Jones Lang LaSalle, прежде крупнейшими сделками на рынке коммерческой недвижимости в России считались покупка портфеля объектов Horus Capital компанией Lenmar Capital и покупка торговых центров «Макромира» компанией Fort Group. Объем каждой из сделок составил около 800 млн долларов. Сделка по покупке отеля Ritz Carlton в Москве оценивается в 600-700 млн долларов.

Светлана Кара отметила, что в 2011 году в сегменте торговой недвижимости наиболее крупной была сделка по продаже компанией МТЗ «Рубин» двух крупных торговых центров в Москве: ТЦ «Горбушкин Двор» и ТЦ «Филион» за 600 млн долларов.

«Покупка «Галереи» - не только самая крупная сделка в России, но и одна из крупнейших в Европе за последние годы, причем она окажет влияние на интерес инвесторов к Петербургу, - отметил Николай Казанский. - Если до 2008 года большая часть сделок осуществлялась с участием международных фондов, то последние два года перевес по сделкам находился на стороне российских компаний. И мы прогнозируем возвращение интереса международных инвесторов, в частности, в Петербурге активность будет на стороне скандинавских инвестфондов».

Американский банк сделал ставку на Россию

О том, что один из крупнейших инвестиционных банков США Morgan Stanley интересуется вложениями в российскую недвижимость, стало известно еще в 2009 году, когда банк и российская управляющая компания Marshall Capital Partners создали совместное предприятие Mayak Corporate Real Estate («Маяк»). Компания была создана для предоставления услуг по управлению объектами частным и государственным компаниям - владельцам крупных портфелей непрофильных активов в сфере недвижимости.

Кроме того, у банка есть структура Morgan Stanley Real Estate, которая управляет активами в сфере недвижимости общей стоимостью более 70 млрд долларов. До 2010–2011 годов Morgan Stanley владела различными по объему пакетами акций работающих на российском рынке девелоперских компаний «Росевродевелопмент» и RGI International. Затем эти акции были проданы. По данным газеты «Коммерсантъ», сейчас Morgan Stanley Real Estate владеет 24,99% компании RBI, которая строит жилье в Санкт-Петербурге, портфель проектов - около 850 тысяч кв. метров.

Фонд Morgan Stanley Real Estate Fund VII, который покупает ТЦ «Галерея», был сформирован в 2009 году - это последний из серии фондов недвижимости американского инвестбанка. По данным «Ведомостей», его размер - 4,7 млрд долларов, при этом уже проинвестировано 1,9 млрд долларов. Среди инвесторов фонда - China Investment Corporation (800 млн долларов) и канадская CPP Investment (360 млн долларов).

Александр Шаров.

Галерея 11.12 находится в самом сердце "Винзавода". Здесь можно найти самые разные работы - от реализма до абстракционизма. А еще в 11.12 постоянно проходят выставки, вход на которые традиционно свободный.

11.12 - это не только помещение в Москве, но и галерея в Сингапуре. Она была открыта немногим больше года назад и официально стала первой русской галереей в этом городе-государстве.

12 Александром Шаровым. Он рассказал нам, почему современное искусство нельзя сравнивать с классическим, чем сингапурский арт-рынок отличается от отечественного и как сделать из зрителя покупателя.

Эльвира Шарова и Александр Шаров. Фото предоставлено пресс-службой галереи

Александр, расскажите, как вы выбираете художников для своей галереи – по душевному порыву или из коммерческих соображений?

Нельзя сказать однозначно. Конечно, душевный порыв присутствует, но когда много участвуешь в выставках, путешествуешь, смотришь разные работы, складывается определенный взгляд, включается особое чутье. Ты начинаешь понимать, какие именно произведения тебе близки, что конкретно тебе нравится.

К тому же, в работах должно быть что-то помимо техник и красок – смысл, энергия, вложенные автором. Попадаются художники с совершенно выдающимися идеями. Чтобы я сказал, да, это то, что мне интересно, и то, что может быть интересно другим людям, должны сложиться вместе все факторы.

То есть, идеи все же важнее? Но вы ведь думаете о том, что будет продаваться, а что – нет?

Конечно, я ориентируюсь на то, будет ли работа продаваться. Мы ведь не музей, нам нужно как-то выживать. Поэтому отбор художников идет и с позиций коммерческого интереса. А еще – с позиций выставочного: важно, чтобы людям было интересно просто прийти и посмотреть работы, представленные в нашей галерее.

Кроме того, для меня важный знак того, что нужно начать сотрудничество с тем или иным художником – это мое личное желание приобрести его картину. Есть работы, которые нравятся мне, но все равно не входят в состав галереи. Возможно, они продавались бы, но лично я не готов покупать их.

В вашей галерее 29 апреля откроется выставка Натальи Залозной под названием Present Continuous. Как вы познакомились с этой художницей?

Я встречал ее работы на многих выставках, и мне очень нравился материал. Но поскольку Наташа постоянно проживает в Европе, лично мы с ней познакомились не сразу – сначала общались через Facebook.

Потом она приехала в Москву, мы увиделись, и оказалось, что Наташа очень приятна мне и как человек. Это ведь очень важно: можно сколько угодно переписываться, смотреть картинки, ставить лайки, но личная встреча не всегда оправдывает ожидания. А для меня человеческий фактор имеет большое значение.

То есть, подобный контакт у вас налажен почти с каждым художником?

Да. Когда мы готовим выставки, приходится обсуждать многие важные моменты. Люди должны быть адекватными, готовыми к тому, что, к примеру, их попросят сделать часть работ под определенную выставку.

Например, вот у нас скоро будет коллективная выставка Anglomania. Мы обсуждали с каждым художником, что лично он может предложить нам на эту тему (и может ли). Кто-то сказал, что одну работу сделает, кто-то – что две. Идет процесс. Причем мы не ставим никаких рамок: проект посвящен году России и Британии, а вот что именно это должно значить, каждый художник для себя решает сам.

Фото предоставлено пресс-службой галереи

Часто проводите такие групповые выставки?

Нет, в году может быть две, максимум – три. У нас есть ежегодная Mixed Media, которая проходит с середины декабря по середину или конец января. Тема у нее каждый год новая. Первая выставка была "Mixed Media: На черном" (в работах должен был присутствовать черный цвет), вторая - "Mixed Media: Christmas". В этом году мы сделали просто Mixed Media-3. Не стали придумывать особого названия.

А с Натальей Залозной вы впервые делаете выставку?

Да. Мы с ней общаемся с лета прошлого года – тогда и начали думать о том, что надо бы сделать этот проект.

Полноценной персональной выставки на "Винзаводе" у Наташи еще не было. А мне хотелось, чтобы люди увидели, насколько большой диапазон возможностей у нее есть как у автора. В рамках Present Continuous ведь будут представлены не только живописные работы, но и арт-объекты. Будет большая инсталляция.

Признаюсь, мне самому очень интересно узнать, какая получится выставка, что выйдет в результате нашей подготовки к ней.

У этой выставки, кстати, очень интересная идея – о том, что настоящее не может быть продолженным... Этот проект рассказывает о достаточно своеобразном ощущении времени. Вы разделяете мысль автора?

Для того, чтобы решить, разделяю ли я эту мысль, нужно сначала увидеть, что получится, посмотреть выставку. Я ведь пока даже не знаю полного списка работ, которые будут на ней представлены - только те, которые мы отбирали. Но часть работ еще не закончена, и Наташа уже ближе к выставке привезет их сюда. В общем, все пока в процессе подготовки.

Сама по себе идея выставки очень примечательная – о продолженности, оконченности. Конечно, у каждого свое мнение, но Наташина точка зрения по этому вопросу мне интереса. И я хочу сам прийти на выставку, когда будет монтаж, чтобы ощутить это состояние. Любопытно узнать, почувствую ли я то, что чувствует автор? Это ведь всегда интересно.

Художники в 11.12 – только российские?

Есть отечественные, есть украинские, есть белорусские. Для меня не очень важна национальность – как и возраст, кстати. Важно состояние – что и как человек делает.

Бывает, нам художники пишут примерно следующее: знаете, я заходил на ваш сайт, увидел у вас такое-то направление, а вот такого, как у меня, не увидел. У вас его нет, и я считаю, что вам просто необходимо взять мои работы. Вот как на такое реагировать?

Им же тоже нужно как-то выживать.

Да, но такой взгляд – раз у нас на сайте такого нет, значит, у нас пробел, который нужно срочно восполнить, – это не совсем правильно. Ведь, наверное, это просто не наше, раз мы этим не занимаемся.

А бывало такое, чтобы вам вдруг приглянулся кто-то из этих ребят?

Редко. Хотя мы отсматриваем все письма и отвечаем на каждое. Это правило галереи, и я заставляю всех своих сотрудников реагировать на сообщения, которые нам приходят от художников.

Не могу сказать, что мы разрастаемся быстро. Это сложный процесс – найти среди огромного количества художников того, кто тебе подходит.

Да, я видела, у вас на сайте не так много художников.

Да, их немного. Но почти все ребята, которые представлены на сайте, работают только с галереей 11.12. Лишь одно-двух вы, может быть, увидите в других. Это наше кредо: мы стараемся показывать тех художников, которых найти вы сможете только у нас.

Фото предоставлено пресс-службой галереи

Персональные выставки тоже только для "своих" делаете?

Да, только для тех, кто с нами сотрудничает, и для тех, кому мы сами сделали приглашение. То есть, не бывает такого, чтобы появилось какое-то "окно", и мы быстренько разместили объявлению о том, что сдаем галерею под проведение выставки.

У нас есть экспозиционно-выставочный график, по которому мы работаем. Он, как правило, пишется на год. Нынешний план прописан до ноября. Большинство выставок делаем долго: создаются работы, идет подготовка, запускается реклама. Для этого нужно время.

Наташу Залозную, к примеру, мы делаем уже с декабря – то есть, почти четыре месяца. Она постепенно привозит сюда свои работы. Хотя бывают у нас и более "стремительные" выставки.

Александр, как вы думаете, есть ли способ как-то "привить" любовь к современному искусству человеку, который по тем или иным причинам его не признает, не понимает? Допустим, он образованный, интеллигентный, но ценит только классику и все тут.

Конечно, есть. Современное искусство ведь совсем не такое страшное, каким его пытаются представить.

Тут нужно смотреть в корень: почему человеку не нравится современное искусство? Либо рядом не было людей, которые могли привести его на соответствующую выставку, либо была еще какая-то причина, по которой возник этот пробел в восприятии современного искусства. Может, кто-то "напугал" в свое время, а человек так и живет с мыслью о том, что современное искусство – это что-то страшное.

Если зритель не знает, что сказать по тому или иному поводу, он всегда будет говорить что-то плохое, ведь лучшая защита – это нападение.

Но есть ведь умные и начитанные зрители, которые воспринимают исключительно классику.

Что мы можем сказать о классике? Тут все уже сказано. Максимум, можем обсудить, где цвет насыщенней, а где мазок сочнее. Имена есть имена.

С современным искусством сложнее. Оно заставляет поразмыслить о чем-то более глубоком. Оно либо нравится, либо нет, но редко кого-то может оставить равнодушным. Ведь просмотр выставки современных художников не похож на плавный переход от одного пейзажа к другому (почти такому же, но созданному другим автором).

Я ни в коем случае не умоляю значение классики, просто нужно понимать, что искусство может (и должно) быть разным. А мы зачастую пытаемся запихнуть все в один автобус. Надо разделять разные стили, причем не в форме конфронтации. Надо быть толерантным и уважать искусство, каждый вид которого имеет право на существование.

Да, есть люди, которым нравятся, например, только пейзажи. Ну и что, им теперь никуда не ходить?

Получается, нужно просто расширять кругозор и посещать больше выставок.

Да. В том числе и по этой причине все выставки, которые проходят в нашей галерее, открытые – мы работаем на посетителя.

Я знаю, что в Сингапуре у вас тоже есть галерея.

Да, и она тоже называется 11.12. Та галерея, конечно, чуть-чуть поменьше.

Нам пока всего год и четыре месяца, но мы уже стали там достаточно заметной единицей. Кроме того, 11.12 – это официально первая русская галерея в Сингапуре.

Фото предоставлено пресс-службой галереи

Чем сингапурский рынок отличается от нашего?

Азия – это совсем другое. Они мало знают о наших художниках и не имеют практически никакого представления ни о России, ни о том, что здесь происходит. До них доходят только политические новости в основном.

Сейчас наша галерея там напоминает школу ликбеза. Жители Сингапура не привыкли относиться к искусству как к чему-то, о чем нужно говорить, думать. Картина, которую они захотят купить, должна быть либо очень симпатичной, либо очень смешной, либо очень яркой. Серьезными, философскими вещами они интересуются реже.

К тому же, у азиатов в приоритете – свое искусство. Малазийцы покупают малазийских авторов, индонезийцы – индонезийских и так далее. Это очень ярко видно на международных выставках: приходят группы туристов и направляются конкретно к стендам своих стран. Всегда удивляешься, почему русские никогда так не делают (смеется ).

В общем, в Сингапуре картины приобретают обычно экспаты – иностранцы, которые там живут. Они и там являются нашими покупателями, и здесь, и на выставках. Те же немцы, американцы, австралийцы.

У нас, то есть, тоже в основном иностранцы покупают?

В основном да. Москвичи тоже покупают, но редко. Иногда покупают коллекционеры, но их можно по пальцам перечесть.

Чтобы привлекать людей, мы как раз и делаем внутренние выставки. В первый раз человек пришел и что-то не понял, а во второй раз вернулся, и ему уже что-то понравилось. Это длительный процесс. Есть люди, которые ходят к нам на протяжении двух лет, и только потом что-то покупают.

Вот вы задавали вопрос – можно ли переманить людей из одного "стада" в другое. Можно, но это процесс не быстрый.

То есть, бывают зрители, которые "вырастают" до покупателей.

Некоторые – да. Бывает, сначала не могут купить картину, но берут контакты, смотрят, приходят еще, переписываются с нами.

Тем не менее, такое случается не часто?

Иногда мы ведем статистику по посетителям. В прошлую субботу, к примеру, у нас было около 320 посетителей, в воскресенье – 400. Это очень хорошая проходимость, если учесть, что мы – лишь одна из галерей "Винзавода".

Но из этих 700 человек всего один приценился – спросил у нас о стоимости одной из работ. Все остальные воспринимают галерею как музей. Не понимают, что все представленное на наших выставках можно купить.

Дамир Муратов и Александр Шаров. Фото предоставлено пресс-службой галереи

Есть ли какой-то способ это исправить?

Можно, к примеру, писать на входе "все работы продаются". Или "выставка-продажа".

Это, конечно, слишком радикально…

Да! И писать под каждой работой ее стоимость – тоже совсем не то. Мы сразу превратимся в магазин и станем никому неинтересны.

Тот факт, что, придя на выставку, можно не только посмотреть, но и приобрести понравившиеся работы, для многих так и остается неизвестным. Но мы всегда стараемся реагировать на поведение посетителей и отслеживать ситуацию в галерее. Ресепшн расположен так, чтобы было видно, кто к чему присматривается. Плюс камеры. Иногда если видим, что посетитель заинтересовался какой-то работой, вступаем с ним диалог.

Вы участвуете во многих международных выставках. Это помогает найти новых покупателей-иностранцев?

Участие в выставках, естественно, дает возможность привлечь новых покупателей. Кроме того, они приносят и упоминания в прессе, что тоже важно, потому что иностранцы редко бросаются без разбора покупать все, что увидят. А вот если имя галереи уже упоминалось где-то, это говорит о том, что мы – серьезные игроки на рынке. Это позволяет потенциальным покупателям узнать, что у нас есть такие-то авторы, что мы уже участвовали в таких-то выставках. Так мы формируем доверие к себе как к галерее.

Что чаще всего покупают в 11.12?

Живопись. Чаще более реалистичную. Люди, как правило, берут вещи, с которым смогут жить, которые удастся удачно вписать в интерьер.

Я читала в одном из интервью, что у вас есть и именитые покупатели – Ева Польна, Марианна Максимовская, например. А они чем интересуются?

Разброс большой: это и Леша Алпатов, и "Студия 30". У Алпатова работы, с которыми, опять же, можно жить – у них есть настроение, они реалистичны. Но это и не чистый реализм. У него особенные картины, в которые хочется вглядываться.

А с музеями вы сотрудничаете?

Да. Музеи иногда приобретают у нас работы в свои фонды.

Я читала, что у вас была галерея и в Америке.

Да, был такой опыт. Но из-за тяжелой экономической ситуации ту галерею в Аризоне пришлось закрыть. Продажи упали, стало нецелесообразно расходовать большие средства на аренду помещения и зарплату сотрудников.

В вашей галерее представлены и работы скульпторов. Многие художники сейчас относятся к этому виду искусства как к "мертвому". А вы?

У нас есть несколько скульпторов, но скульптуры и малые формы приобретаются редко. Нет, интерес, конечно, есть, но не такой, как живописными работами.

Впрочем, наши скульптуры – это скорее арт-объекты. Скульптуру в классическом виде вы у нас не найдете.

Раньше ваша галерея называлась "Арт-Квартал". Почему решили сменить название?

Мы поменяли локацию. На новом месте частично обновили состав художников. Кроме того, закрыли галерею в Аризоне. Нужно было выходить на новый уровень. У нас был слишком слабый выставочный "багаж", и пришлось уйти от многих вещей.

Анна Теплицкая

Надежда Степанова и Эльвира Тарноградская — владелицы московской галереи современного искусства Triangle, открытой в 2014 году. За полтора года хозяйки «Треугольника» нашли подход к московским и швейцарским коллекционерам, установили тесную связь с австрийской художественной публикой и научились зарабатывать на работах молодых авторов.

Степанова - вдохновитель проекта и галеристка с опытом, живет в Италии и в Москве бывает наездами. Тарноградская - юрист и специалист по антиквариату из потомственной «антикварной» семьи, постоянно работает в галерее. «Иногда коллекционер видит какую-то работу дистанционно - нашел на сайте галереи картинку, присылает запрос, переводит деньги. Но такие случаи редкость. Для того чтобы галерея работала и зарабатывала, в ней надо присутствовать», - поясняет она.

Перед запуском собственного бизнеса, в 2014 году, галеристки решили, что заниматься современным искусством интереснее и выгоднее. Работы признанных мастеров уже разобраны по музеям и дорогим частным коллекциям, открытия случаются крайне редко. «А вот современное искусство - как раз тот рынок, где можно найти самое лучшее и предложить клиенту», - объясняет Тарноградская свое стремление к молодым талантам.

В «Треугольнике» сейчас представлено девять художников. Ровно то количество, которое и должно быть у молодой галереи, считают основательницы. Источник дохода для галереи - продажи работ. От проданной картины художник и галерея получают по 50%. Некоторые работы галерея выкупает и оставляет себе - те, что имеют перспективы стать со временем дороже.

Законы ценообразования на этом рынке довольно четкие. Например, работа молодого художника, выполненная маслом на холсте размером 40 на 60 см, в США или Европе не может стоить меньше чем €1500, у нас начинающий художник может быть оценен и дешевле, но не намного. «Эта сумма включает плату и за труд, и за материалы, а также обеспечивает художнику возможность жить за счет искусства, а не идти в официанты или учителя», - поясняет Степанова. Ценовой разброс на работы, которые представлены в «Треугольнике», широкий - от €100 за небольшие по формату рисунки до €20 000-30 000 за более масштабные и трудоемкие работы.

Эксклюзивный договор между галереей и молодым художником — редкость. Чаще всего галерея берет работы на реализацию, а выручка делится 50 на 50. Знаменитости, работающие с крупными галереями, получают более существенную долю вознаграждения. Если галерея покупает несколько работ непосредственно из студии художника «оптом», то ее процент увеличивается до 70-80% от стоимости работ.

Поиск талантов предполагает посещение большого количества выставок разного масштаба, и не только в России. Галерею «Треугольник», например, интересуют художники из постсоветского пространства. Некоторые художники работали с Эльвирой Тарноградской еще до основания галереи как с арт-дилером. Надежда отвечает за культурный обмен. Общается с европейскими и американскими галереями, привозит работы интересных молодых художников в Москву и организует выставки «своих» за границей.

«Недостатка в новых именах нет, скорее избыток», - признаются галеристки. Их компания, например, постоянно получает письма и предложения от начинающих живописцев. «Попасть к нам очень непросто, наше решение основывается исключительно на качестве работ, таланте художника и стадии его карьеры - он должен быть действительно молодым, до 35 лет, и действительно начинающим», - поясняет Степанова.

Отбирая художников в свою галерею, Степанова и Тарноградская руководствуются собственным художественным вкусом и коммерческим чутьем. Специально «под коллекционера» или какого-то конкретного покупателя подбор работ никто не ведет, - поясняет Надежда. Если художник интересен самим галеристкам, значит, он заинтересует и покупателей.

Молодые авторы не значит совсем безвестные. У «Треугольника» есть художники, уже любимые зрителями. Начинающая галерея для них - более интересная площадка, чем именитая. Например, художники Валерий Чтак и Кирилл Кто покинули почтенные московские галереи из-за недостатка внимания. «Мы познакомились с Валерой Чтаком, когда он шел из галереи «Риджина», с которой он как раз расстался», - рассказывает Степанова. Там за несколько лет сотрудничества у художника была единственная выставка. «Треугольник» успел за полтора года выставить работы Чтака трижды и показать его работы на четырех ярмарках, в том числе европейских. Сейчас галерея готовит очередную выставку художника, которая пройдет весной.

Кирилл Кто пришел в «Треугольник» из галереи XL - еще одной старейшей московской галереи. «За последние годы у него там была только одна выставка графики и ready made. Кирилл приходил к нам в галерею, и мы прекрасно общались. Я предложила выставить у нас его холсты, и он с радостью согласился», - рассказывает Надежда. С XL художник расстался мирно, владелица галереи Елена Селина оказалась не прочь расстаться с автором, до которого у нее не доходили руки.

После того как Triangle впервые представила холсты Кто, интерес к его творчеству заметно вырос. После выставки одну работу приобрел Владимир Овчаренко, основатель галереи «Риджина» и аукциона современного искусства Vladey. Он включил ее в эпохальную выставку своей коллекции «Борщ и Шампанское», которая прошла этим летом в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре, кроме того, стал активно продавать его графику на Vladey. Надежда рассказывает, что в конце октября маленький рисунок Кирилла Кто формата А4 по стартовой цене €100 ушел за €1400. Художник решил, что может сотрудничать с Овчаренко в графике, но эксклюзив на живописные работы на холстах он отдал «Треугольнику». Недавно Степанова продала два небольших холста Кирилла Кто коллекционеру из Милана. Он увидел его работы на ежегодной художественной ярмарке в Вене Vienna Contemporary.

Международные амбиции и участие в ярмарках, в том числе за пределами России, необходимы и галерее, и ее художникам для того, чтобы приобрести известность и вес на рынке. К участию допускаются только галереи, имеющие свою международную программу. Часть такой программы для Triangle станет выставка молодого американского художника с русскими корнями Стефана Черепнина, который экспонируется в известной Нью-Йоркской галерее The Real Fine Art. Прадедушка Черепнина писал музыку для балетов Дягилева, а его род восходит к известной фамилии Бенуа. Надежда и Эльвира уверены, что работы художника и его история заинтересуют московскую публику.

В Вене «Треугольник» успешно представил молодого российского художника . От коллекционеров поступило несколько запросов на приобретение его работ. Тарноградская: «Алексей Мандыч идеально ложится в австрийскую тему - его «Черный квадрат» выполнен собственной кровью художника. Мы помним, что знаменитый австрийский художник Герман Нич также использовал кровь. Получилась культурная аллюзия и в сторону русского авангарда, и в сторону венского акционизма».

Сейчас «Треугольник» вывозит и показывает за границей 20-25 произведений в год. За полтора года галеристки уже «освоили» две Венские ярмарки и одну московскую Cosmoscow. «Треугольник» подает заявки и на участие в ярмарках BRAFA в Брюсселе, Art Basel в Базеле и Art Cologne в Кельне. Но приглашения пока не получает, что, впрочем, неудивительно. Крупнейшие международные ярмарки доступны для только именитым галереям с устойчивой репутацией. К таким пока относятся две отечественные галереи - московско-лондонская «Риджина» и московская XL.

Степанова и Тарноградская стремятся к тому, чтобы со временем и «Треугольник» взошел на международный художественный олимп. Главное - усердно работать и не совершать ошибок. «Наша стратегия основывается на презентации молодых художников, работающих в области актуального искусства, поэтому мы не можем выставлять и более продаваемую «интерьерную» живопись или устраивать выставки известных художников со сложившимся рынком, хотя это может показаться более легким приемом с коммерческой точки зрения, - поясняет Степанова. - Чтобы выйти на международную арену, недостаточно думать о том, что легче продается.

Получить устойчивую репутацию, вывести своих художников не международный рынок, а затем продавать их работы за десятки или даже сотни тысяч евро - задача Степановой и Тарноградской на ближайшие годы.

Московские власти решили передать Столичной страховой группе (входит в топ-15 страховых компаний страны) 100% акций ОАО "Тверская, 16", владеющего галерей "Актер" по одноименному адресу, рассказал "Ъ" глава департамента имущества Москвы Владимир Силкин. Эту информацию подтвердил председатель совета директоров ССГ Юрий Горбатов. Сделка с "Актером" потребовалась правительству Москвы для сохранения своего пакета (25% плюс одна акция) в ОАО "Столичная страховая группа" после допэмиссии на 10,82 млрд руб., о проведении которой ССГ объявила 24 ноября. Для выкупа 2,705 млн акций допэмиссии властям необходимо заплатить 2,705 млрд руб. ($92,7 млн по текущему курсу). "Оценка показала, что стоимость всего пакета ОАО "Тверская, 16" составляет именно ту сумму, которая необходима нам на выкуп допэмиссии страховщика",- отметил господин Силкин. По словам одного из чиновников мэрии, из-за дефицита городского бюджета власти вынуждены пойти на безденежную сделку. Мэрии важно сохранить блокпакет в ССГ, так как в скором времени компания, по словам господина Горбатова, "войдет в десятку крупнейших страховщиков по сборам на рынке". В 2010 году внутри ССГ, контролируемой Банком Москвы, в единую компанию должны быть объединены крупнейшие страховщики группы. Об этом на прошлой неделе заявил первый вице-президент банка Дмитрий Акулинин. В объединенную компанию войдут Московская страховая компания (МСК, 19-е место по сборам в России, согласно данным Росстрахнадзора в первом полугодии 2009 года - 3,5 млрд руб.) и "МСК-Стандарт" (бывший "Стандарт-Резерв" - 20-е место по сборам в первом полугодии 2009 года, 3,5 млрд руб.). До 1990 года на месте галереи "Актер" базировалось Всероссийское театральное общество и известный в то время ресторан "Дом актера". Но после пожара внутренняя часть здания была полностью разрушена. В 1996 году здесь появился многофункциональный комплекс, который стал в постперестроечной Москве первым объектом европейского уровня. Крупными арендаторами торговой части "Актера" являются "Джамилько", Mercury, Douglas-Rivoli. Согласно "СПАРК-Интерфакс" на начало 2009 года, городу принадлежало всего 0,02% акций "Тверской, 16", остальные 99,98% - ООО "ПМД Сервис" ("дочка" Росбанка). Сейчас "ПМД Сервис" не является акционером ОАО "Тверская, 16", пояснили "Ъ" в Росбанке. Господин Силкин говорит, что еще в прошлом году прошла реорганизация ОАО "Тверская, 16", в результате которой власти столицы консолидировали весь пакет акций компании и получили в собственность торговые площади "Актера". Офисные площади остались у структур Росбанка, добавил чиновник. Общая площадь галереи "Актер" составляет 18,315 тыс. кв. м, из них 5,2 тыс. кв. м занимает торговый центр. Ритейлерам сдается в аренду только около 3 тыс. кв. м, говорит управляющий директор Praedium Oncor International Михаил Гец. По его подсчетам, сейчас рыночная стоимость торговых площадей в "Актере" может составить чуть более $40 млн. Объект возводился в тот период, когда у девелоперов не было понимания, как необходимо строить такие комплексы, говорит гендиректор "Магазина магазинов" в ассоциации CB Richard Ellis Анна Ширяева. В результате, по ее словам, в торговом центре происходит частая ротация арендаторов. По подсчетам Михаила Геца, средние арендные ставки в "Актере" сейчас составляют $1 тыс. за 1 кв. м и могут принести владельцам ТЦ по итогам этого года около $3 млн без учета НДС и эксплуатационных расходов. Но в посткризисный период эта сумма может увеличиться до $4,5 млн в год, прогнозирует эксперт. Источник www.kommersant.ru

Покупателями стали Алексей и Юрий Хотины. Керимов продолжает избавляться от активов в России и хочет продать 40% акций «Полюс Золота»

Forbes удалось выяснить, кто приобрел галерею «Модный сезон» в бывшей гостинице «Москва» (теперь — Four Seasons Hotel Moscow) у члена списка Forbes и владельца «Нафта Москва» Сулеймана Керимова 31. Как рассказали Forbes два источника на рынке недвижимости, покупателями стали отец и сын Юрий и Алексей Хотины. В приемной Сулеймана Керимова не стали давать комментарии. С Хотиными связаться с ними не удалось. Ранее галерея оценивалась Керимовым в $350 млн.

В начале лета ФАС разрешила кипрской Sulena Holdings приобрести 93,35% другого офшора — Iolernico Investments, владеющего компанией «Торговая галерея». Этой компании принадлежит галерея «Модный сезон» между Кремлем и зданием Госдумы на Охотном ряду. Посещаемость галереи составляет около 6 млн человек в год, общая площадь — 41 000 кв. м, из них арендуемая — 28 500 кв. м. Часть галереи отдана в аренду бутикам — Chanel, Escada, Canali . По оценке Forbes, годовой доход от аренды галереи «Модный сезон» составляет около $80 млн.

Хотины, по неофициальной информации, владеют ТК «Горбушкин двор», ТЦ «Филион» и многими другими объектами в столице. Также, по оценке знакомого бизнесменов, Хотины владеют 2 млн кв.м недвижимости в Москве, но объекты неконсолидированны. «Их доходы без процентов по кредитам составляют порядка $300 млн в год», - знает один из игроков на рынке недвижимости. Еще один человек отмечает, что Хотины - редкие по нынешним временам люди, у которых есть свободные деньги.

Сулейман Керимов спешил со сделкой. «Он продает все в России», - говорит источник, близкий к Керимову.

Помимо гостиницы Керимов продал 4% пакета ВТБ, еще в 2013 году были проданы 21,75% «Уралкалия» и 47% ПИК. Как объясняет источник, продолжаются переговоры по продаже 40% пакета акций «Полюс Золота». В «Нафте Москва» это не комментируют. Значительная часть активов покупались на заемные средства и по итогам расчетов с кредиторами и в частности с ВТБ может получиться, что стоимость активов Керимова будет не так далека от объема кредитов. «Если говорить про net asset value (стоимость чистых активов — прим.Forbes), то Керимов, возможно, перестанет быть миллиардером», - считает источник Forbes.

Распродажу Керимовым активов источник объясняет двумя причинами - ослаблением влияния бизнесменов, близких к правительству Дмирия Медведва, а также судом с бывшим депутатом Госдумы Ашотом Егиазаряном, который пытался наложить обеспечительные меры на активы Керимова. Вердикт Лондонского международного арбитражного суда обязал Керимова в 2014 году выплатить Егиазаряну $250 млн. Эти средства Керимов ранее вложил в строительство гостиницы «Москва».

Построенная в 1930-х гг. гостиница «Москва» была снесена в 2004 году. Новый отель на ее месте строила компания «Декмос»: 51% ее акций принадлежал ЗАО «Декорум», 49% — столичной мэрии. Считалось, что «Декорум» контролируется Егиазаряном. Сам Егиазарян это отрицал, заявляя, что всего лишь курирует строительство отеля как депутат, избранный от Москвы.

В 2010 году стало известно, что 50% «Декорума» (эквивалентны 25,5% в гостинице «Москва») принадлежат Аркадию Ротенбергу и его партнеру Константину Голощапову. Информация об этом обнаружилась в судебных исках, которыми начали обмениваться акционеры «Декмоса». В конце 2010 г. Егиазарян и его представители подали иски в лондонский международный арбитраж на Кипре, ответчиками по которым оказались Керимов, Ротенберг и Голощапов, а также тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков и его жена Елена Батурина. Егиазарян обвинял Керимова и Ротенберга в захвате его доли в «Москве» и оценивал ущерб примерно в $2 млрд. В России Егиазарян является фигурантом уголовного дела по статье «Мошенничество» по факту присвоения бюджетных $87,5 млн. Госдума лишила заподозренного в мошенничестве депутата неприкосновенности, он был объявлен сначала в федеральный, а затем международный розыск.