Вексельберг яйца фаберже. Фаберже

Для российских олигархов и тех, кто интересуется их жизнью, на этой неделе есть две новости. Одна: Россия вошла в десятку стран, где наблюдался самый быстрый рост числа долларовых миллионеров (согласно результатам исследования банка Merrill Lynch, за последний год их количество увеличилось на 15,5 процента и достигло 119 тысяч). Другая: в России может появиться специальная налоговая инспекция №11 по работе с крупнейшими налогоплательщиками-физлицами – иными словами, «орган контроля за олигархами», призванный следить за расходами и доходами тех, кого все уже так привыкли наблюдать в списке «Форбса». В этой гонке состояний и контролеров в выигрыше останется, пожалуй, тот, кто укрепит свои позиции крупными публичными инвестициями в национальное достояние.

О том, что это по-прежнему актуально, стало ясно на днях, когда глава компании «Газпроминвестхолдинг» Алишер Усманов внезапно, и к удивлению многих, приобрел коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Новость о том, что миллиардер Усманов выкупил все 42 лота уникальной коллекции еще до начала аукционных торгов на Sotheby’s за 72 с лишним миллиона долларов, произвела поначалу эффект сенсации. Уникальная коллекция представлена 450 предметами изобразительного и прикладного русского искусства XVIII-XX веков. Это мебель, посуда, фарфор, живопись, собранная легендарным музыкантом и великой оперной певицей за 30 лет. В нее также вошли портрет Авроры Демидовой Карла Брюллова, «Сокровище ангелов» Николая Рериха, «Лики России» Бориса Григорьева. Сама Галина Вишневская выразила надежду, что Алишер Усманов «достойно выставит коллекцию для обозрения».

Но ключевые вопросы пока что остаются открытыми: насколько эта коллекция будет доступна всем желающим? Кто будет конечным бенефициаром (владельцем) коллекции – останется ли она в собственности господина Усманова, будет ли передана государству или же обоснуется в частном музее? Сведения о ее юридическом статусе скорее туманны и даже противоречивы. Так, Алишер Усманов телеканалу «Вести-24» говорит, что коллекция «твердо и бесповоротно будет принадлежать государству, потому что мое ощущение собственника в данном случае абсолютно не работает». Его пресс-служба добавляет, что все это «будет передано российскому государству и после экспонирования в аукционном доме Sotheby’s будет перевезено и выставлено в России». В это же время в различных СМИ со ссылкой на РИА «Новости» появляется противоположное заявление. Владелица галереи «Проун» Марина Лошак, представленная в СМИ как консультант Усманова по вопросам приобретения коллекции, говорит о том, что «коллекция точно останется у Усманова и речь о передаче ее государству не идет». Появившаяся после этого реплика главы Росохранкультуры Михаила Швыдкого прозвучала уже как серединный вариант или попытка смягчить возможные «углы» ситуации. На пресс-конференции он сказал, что это личное дело Усманова, как он распорядится коллекцией, но отметил, что независимо от формы собственности коллекция будет «входить в музейный фонд РФ, будет частью национального достояния страны».

В том, что коллекция Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской, приобретенная Алишером Усмановым, равно как и коллекция яиц работы Карла Фаберже, выкупленная три года назад у американского газетного магната Малкольма Форбса предпринимателем Виктором Вексельбергом – по сути своей часть культурного наследия России, – сомневаться не приходится. Чтобы понять, как может сложиться судьба приобретенной Усмановым коллекции, мы решили узнать, где же хранится уникальная ювелирная коллекция яиц Фаберже.

Покупка Вексельбергом коллекции из девяти императорских пасхальных яиц и еще 190 предметов – разнообразных брошей, табакерок и чернильных приборов сопровождалась шумной и помпезной кампанией в прессе. СМИ цитировали самого Вексельберга и его помощников, экспертов и музейных работников, воодушевленно сообщающих, что наконец-то уникальные предметы ювелирного искусства вернулись в Россию, что это национальное достояние и культурное наследие, за которое олигарх не поскупился заплатить круглую сумму. С тех пор популярность Виктора Вексельберга, главы группы компаний «Ренова», стала гораздо шире, чем раньше. Теперь, если в Интернете набираешь фамилию бизнесмена – выпадает «яйца Фаберже», а когда набираешь «Фаберже» – выпадает «Вексельберг».

Намерения относительно адресной прописки коллекции яиц выглядели оптимистичными. «Когда я узнал, что коллекция яиц Фаберже выставляется на аукцион, я понял, что речь идет об уникальной возможности вернуть моей стране одно из ее сокровищ», – говорил Виктор Феликсович. Яйца чуть было не стали символом рождения целого культурного мегапроекта – огромного частного музея, в котором российские олигархи могли бы выставлять выкупленные ими коллекции уже не только в качестве личной собственности, но и как часть национального достояния. Эта идея приписывалась лично Виктору Вексельбергу. Культурно-исторический фонд «Связь времен» (Виктор Вексельберг здесь председатель попечительского совета. – Прим. ред.) получил разрешение арендовать для этих целей Шуваловский дворец в Петербурге.

Спустя три с лишним года дворец, по выражению одного из помощников Вексельберга, до сих пор «в руинах». План его реконструкции рассчитан как минимум еще до 2009 года. Где же тогда все это время находится прославленная коллекция яиц и ювелирных украшений? Судя по новостям на сайте фонда «Связь времен» о выставочном передвижении коллекции Фаберже, она достаточно много времени проводит в Европе. Открывающаяся в ближайшее воскресенье очередная выставка пройдет в культурной столице Хорватии – городе Дубровник, во дворце Rector Palace.

Вообще география прошедших выставок коллекции Виктора Вексельберга весьма обширна. Причем 8 из 14 выставок проходили не в России, а в США, Европе и Казахстане. Эту коллекцию видели жители Берлина, Нью-Йорка и Брюсселя, а так же швейцарских Лозанны и Цюриха и итальянского Бари. В России же повезло только Москве, Санкт-Петербургу, Екатеринбургу, Иркутску, Перми и Ханты-Мансийску.

Информация о постоянном месте приписки коллекции на сайте фонда не размещена. Лишь по отдельным сообщениям региональных СМИ становится понятно, что выставочные экспонаты прибывали в некоторые российские города из-за рубежа. Например, в Тюмень коллекция пасхальных яиц была доставлена на частном самолете из Лондона. О том, что именно в Лондоне вплоть до недавнего времени и базировалась коллекция Виктора Вексельберга, как ни странно, сообщил Первый канал. Главным героем этого телесюжета был Алишер Усманов, купивший коллекцию Ростроповича. Но корреспондент мельком обмолвился и о местонахождении экспонатов Фаберже: «Сокровища уже не раз возвращались на родину. Но чаще всего они так и оседали в закрытых коллекциях. Так, знаменитое собрание творений Фаберже, выкупленное Виктором Вексельбергом, получило после непродолжительного путешествия по галереям России прописку в Лондоне и так и осталось частным».

За разъяснением ситуации корреспонденты «Свободного пространства» обратились непосредственно к организатору выставок коллекции Фаберже, исполнительному директору фонда «Связь времен» Роману Такеру.

– Действительно ли коллекция находится в Лондоне?

– Я не знаю, откуда у вас такая информация. Дело в том, что коллекция все время находится в пути. Если она не выставляется. В Лондоне она не базируется, она там не живет. Из Ханты-Мансийска мы привезли, некоторые предметы для реставрации в Лондон. Это правда. А те предметы, которые не реставрируются там, они сейчас выставляются в Дубровнике в Хорватии. И уже в ноябре этого года вся коллекция снова воссоединится и будет выставляться в Тюмени.

– Вы сказали, что коллекция все время находится в пути. Наверно, это сложнее, чем хранить в музее? С точки зрения технической и финансовой?

– Безусловно, это сложнее. Это намного дороже. У Виктора Феликсовича (Вексельберга. – Прим. ред .) было принципиальное решение показывать эту коллекцию как можно больше, как можно более широкой публике. И просто ни один государственный музей не в состоянии показать эту коллекцию в том режиме, в котором показываем ее мы. Это очень дорого, это очень сложно, и специально созданный для этого фонд «Связь времен» занимается этим делом.

– А кто и по какому принципу выбирает следующее место, город, страну, где будет показана коллекция?

– На самом деле график выставок у нас определен на несколько лет вперед. Мы показываем выставку в регионах, в которых непосредственно, безусловно, интересы Виктора Феликсовича существуют и существуют интересы группы компаний «Ренова»…

– Интересы какого плана?

– Экономические интересы, безусловно. Потому что без тех людей, которые живут в этих регионах, покупка данной коллекции была бы просто невозможна. Мы понимаем это и выставляем коллекцию в тех регионах, где присутствуют экономические интересы.

– До какого года расписан график и можете ли вы назвать города, где это будет показано?

– График на пару лет вперед, но, к сожалению, назвать все города я не могу, потому что это довольно-таки кропотливая и тяжелая работа – с региональными властями, с музеями. И поэтому мы стараемся заранее не объявлять о тех городах, где у нас пока еще нет стопроцентной договоренности.

– А кто является конечным бенефициаром в данном случае этой коллекции? Корректно ли говорить, что эта коллекция принадлежит господину Вексельбергу? Или это коллекция, которая принадлежит его фонду «Связь времен»?

– То, что вы назвали первым, – более корректно. То, что она принадлежит непосредственно Вексельбергу, – будет более корректно.

–Юридически это таким образом все оформлено?

– А история с Шуваловским дворцом, который, как писали, тоже был арендован господином Вексельбергом и в котором, как обещали, уже на постоянной основе в частном музее будет выставляться данная коллекция? Почему это не получилось?

– Почему не получилось? В том состоянии, в котором этот дворец достался, – он практически в руинах находится, в аварийном состоянии. И сейчас ведется большая кропотливая работа по восстановлению этого дворца. Мы планируем потратить около миллиарда рублей на то, чтобы восстановить его. Это займет еще года три, не менее того. И это будет частный музей, частная коллекция.

– Эта коллекция Фаберже перейдет туда?

– Она не будет переезжать с места на место, как сейчас, но мы надеемся, что в крупных городах России люди смогут посмотреть эту коллекцию в тех музеях, которые мы откроем.

– В итоге, где это можно посмотреть, определяют господин Вексельберг и его помощники?

– Безусловно.

– У вас были выставки в Перми, в Иркутске? Сколько стоил билет на эту выставку?

– Билет стоит столько же, сколько обычный вход для посетителя музея. И те деньги, которые мы выручаем от продажи билетов, остаются на развитие региональных музеев.

– Как вывосприняли новость о приобретении Алишером Усмановым коллекции Галины Вишнев¬ской и Мстислава Ростроповича?

– Считаю, что это замечательное событие, большой плюс для всех любителей искусства, для России в целом. Надеюсь, что в ближайшее время мы все будем смотреть на эту коллекцию. Но должен отметить, что тут подход немножко другой, насколько я понимаю. Как я слышал из СМИ, эта коллекция будет передана государству, которое уже потом будет отвечать за то, где она будет выставляться и как. Я просто знаю, что, к сожалению, государственные музеи в настоящий момент не в состоянии показывать коллекции такого масштаба полноценно и в том объеме, в котором хотелось бы это видеть, наверно, всем. Наш подход немножко другой. Все финансовые нагрузки, которые ложатся, они будут покрыты, как они стоят.

– Ваш фонд случайно не рассматривал возможность приобретения коллекции Ростроповича?

– Где сегодня непосредственно находится коллекция Фаберже?

– В Хорватии. Часть ее находится на реставрации в Лондоне, часть находится в Хорватии, где выставка начнется уже с 30 сентября – в Дубровнике.

Справка

Вексельберг и «Связь времен»

Правление учрежденного предпринимателем Виктором Вексельбергом фонда «Связь времен» возглавляет его земляк и коллега – бизнесмен Владимир Воронченко (оба родом из одного украинского городка Дрогобыч). В бизнес пришел из медицины. По данным биографического интернет-ресурса Whoiswho.Ru, Владимиру Воронченко приписывалось и председательство в совете директоров сети салонов по продаже предметов роскоши «Люкс-Холдинг», и руководство сетью розничных магазинов косметики компании «DouglasRivoli», и долевое участие в сети антикварных салонов «Мир искусства». Его имя упоминается и среди владельцев крупных личных собраний икон XIV–XVIII веков и русской живописи XIX века.

Вексельберг и Хорватия

Как могут быть связаны места проведения выставок коллекции яиц Фаберже и бизнес-интересы предпринимателя в Европе.

На днях влиятельный германский журнал «Шпигель» в очерке о богатых россиянах в Европе упомянул и о Викторе Вексельберге. По информации этого издания и по сообщениям российских туристов на интернет-форумах, в Хорватии у главы «Русала» и группы компаний «Ренова» находится резиденция: «Пока не завершена окончательная отделка его шикарной виллы в Хорватии, олигарх из России на полгода расквартировался в элитном отеле Sheherezad, что в Дубровнике. Стоимость апартаментов, по сообщениям СМИ, составляет 8500 евро в сутки». Болгарская пресса, в частности интернет-ресурс Novinite, дополняет, что Виктору Вексельбергу на 50-летний юбилей друзья подарили еще и остров в Адриатическом море площадью три тысячи двести квадратных метров – и тоже недалеко от хорватского города Дубровник. Именно там открывается очередная выставка легендарной коллекции Фаберже. Забавно, что в месте проведения другой выставки Фаберже в Цюрихе находится офис холдинга Вексельберга «Ренова». А в период проведения выставки Фаберже в Германии партнеры Виктора Вексельберга по компании «Ренова» сообщали о предстоящих инвестициях в немецкую экономику.

Мнение эксперта

Екатерина Гениева, гендиректор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, до 2001 года член Совета по культуре и искусству при президенте РФ. Находясь в Германии на международной конференции по проблемам культурного наследия, она согласилась прокомментировать «Свободному пространству» ситуацию с громкими приобретениями российских олигархов.

– Есть довольно большое количество представителей мировых аукционных домов и Christie’s, и Sotheby’s и других, которые сейчас этот аспект очень живо обсуждают. Мнение международных экспертов о покупке коллекции Алишером Усмановым – что это такой срыв рынка. Люди были намерены покупать по правилам аукциона всю эту замечательную коллекцию, пришли на прием, а им говорят – а брать-то нечего. Что стоит за поступком господина Усманова, я до конца не знаю. То, что это возвращается в Россию, меня радует. Пусть он свой музей создаст. Но в Англии все в оторопи от того, что сделал аукционный дом. Так себя не ведут. Кто там о чем договорился, не хочу обсуждать. К этому по-разному можно относиться. Если исходить из того, что нам дорого наше национальное достояние, оно было прекрасно собрано в коллекции этих двух великих людей, то, конечно, его возвращение в Россию – это замечательно. Но когда и куда оно вернется в Россию, хотелось бы знать. Вот, например, где находятся яйца Фаберже? Если это его (Вексельберга) собственность, как была собственность у Морозова, мы же ему не рассказывали, куда Морозову возить собственность? Он знал, куда он хотел ее возить. Ну, значит, и Вексельберг это может возить в Хорватию, в Англию, во Францию, в Таганрог, Псков, где у него есть какие-то, наверно, бизнес-интересы. Ничего плохого я в этом не вижу. Что касается доступности национального достояния, то у нас его столько недоступно народу, что это отдельная тема. Я могу привести свой пример. Есть господин Сорос, мультимиллионер, который столько сделал для культуры мира и для культуры России, вне зависимости от того, что он биржевой спекулянт. Он все время хотел сделать России какой-то еще подарок. Он собирался вернуть архивы Бродского и Пастернака и, конечно, вернул бы это не себе, а отдал бы государству. Но в случае с этими яйцами я не была бы столь уж категорична. Это новое явление.

Под текст

Зачем Вексельбергу «Фаберже»

В апреле этого года газета «Коммерсантъ» сообщала о намерении Виктора Вексельберга выпускать ювелирные изделия под маркой Faberge. Совместно с его партнером по «Суал-холдингу» Брайаном Гилбертсоном (выходец из ЮАР, известный менеджер в мировой металлургической промышленности . – Прим. ред. ). Суть сообщения сводилась к тому, что Виктор Вексельберг заинтересован в приобретении крупной доли зарегистрированного на Каймановых островах инвестфонда Pallinghurst Resources, которому, по данным издания, и принадлежит бренд Faberge: «Конечным покупателем бренда Faberge является Виктор Вексельберг, получивший в итоге за 30-40 миллионов долларов права на выпуск восьми классов продукции, в том числе ювелирных изделий, косметики и одежды». Опровержений этой информации в СМИ со стороны Виктора Вексельберга или его представителей до нынешнего момента не последовало.

ВСЕ ФОТО

Точная сумма сделки сохраняется в тайне. Известно, что оценочная сумма яиц - 90 млн долларов, однако представитель Вексельберга в среду признался, что было "заплачено намного больше 90 миллионов". - Насколько больше?" - "Намного больше"
Sotheby"s

Коллекция императорских пасхальных яиц работы Карла Фаберже возвращается в Россию.

В Нью-Йорке совершена беспрецедентная сделка: российский бизнесмен Виктор Вексельберг приобрел уникальную коллекцию ювелирных изделий Карла Фаберже у семьи Форбс. В коллекции - девять императорских пасхальных яиц. Господин Вексельберг заплатил за коллекцию более 100 млн долларов и пообещал вернуть ее на родину: до 1 апреля коллекция должна быть перевезена в Россию.

Виктор Вексельберг - председатель совета директоров и совладелец ЗАО "Ренова". Компания является крупным акционером "СУАЛа" и ТНК-BP, владеет контрольным пакетом акций порта Восточный (Приморский край) и 50% акций Первого контейнерного терминала в Санкт-Петербурге, Коломенским заводом (тепловозы, двигатели к ним) и рядом более мелких активов .

Императорские пасхальные яйца оптом еще никто не покупал, отмечает газета "Коммерсант" . Даже в безумные 1920-1930-е, когда большевики взялись распродавать царские сокровища, западные коллекционеры приобретали их по одному. И вот теперь Виктор Вексельберг купил девять императорских, самых лучших и дорогих пасхальных яиц Фаберже и еще около 190 предметов - брошей, табакерок и чернильных приборов.

Причем купил не просто оптом, а буквально увел из-под носа сотен коллекционеров Фаберже, которые с вожделением ожидали аукциона Sotheby`s .

Аукционный дом Sotheby"s планировал выставить коллекцию изделий Карла Фаберже, принадлежавшую семье Форбс, на аукционе в Нью-Йорке в конце апреля . Основу коллекции из 200 предметов составляют девять пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже по заказу российской императорской семьи. В их числе самое знаменитое произведение ювелира - Коронационное яйцо, сделанное для Николая II. Это крупнейшая частная коллекция императорских пасхальных яиц.

Снятие лота с торгов - беспрецедентное явление для аукциона Sotheby`s

"Продажа лотов до аукциона - это очень необычный шаг. Чтобы заставить Sotheby"s сделать это, нужно было предложить им сумму, которая превысила бы все возможные ожидания", - объясняет сотрудник Министерства культуры.

Один из коллег Андрей Шторх говорит, что Вексельберга впечатлили уникальность и ценность этой коллекции.

"Могу сказать только, что он потратил на покупку весьма значительную часть своего состояния", - сказал Шторх.

В связи с продажей коллекции президент Sotheby`s Билл Рупрект выступил с заявлением, в котором назвал это событие "неожиданным и исключительным".

По его словам, Sotheby`s готовился к аукциону, когда получил столь необычное предложение со стороны российского предпринимателя. Этот факт, а также то, что императорские пасхальные яйца Фаберже вернутся в Россию, заставили, по его словам, "серьезно" отнестись к этому вопросу.

Рупрект выразил благодарность Вексельбергу за то, что он согласился провести выставку работ Фаберже в Нью-Йорке, чтобы "люди получили последнюю возможность увидеть эти работы перед их возвращением в Россию".

С заявлением по поводу продажи коллекции выступила также семья Форбсов. "Семья Форбсов рада, что наступление новой эры в России сделало возможным возвращение этих выдающихся произведений, - говорится в заявлении. - Это - изумительное по своей романтичности завершение одного из величайших событий в истории искусств".

Место постоянного хранения коллекции еще не определено: это может быть Оружейная палата Кремля, Эрмитаж или храм Христа Спасителя.

Об этом сообщил в четверг руководитель департамента сохранения культурных ценностей Минкультуры РФ Анатолий Вилков, передает "Интерфакс".

"Право на выбор музея для предоставления коллекции в экспозицию, разумеется, за ним. Если он обратится к нам за рекомендацией, то мы взвесим все обстоятельства и условия и предложим наш вариант. Учитывая исторически сложившуюся традицию хранения яиц Фаберже в Кремле, конечно, наиболее эффектно было бы представить коллекцию именно там", - сказал Вилков.

"Если эта выставка состоится, то она будет фантастической: мы воссоединим 10 яиц, хранящихся у нас, с девятью, возвращенными в Россию", - подчеркнул Вилков.

В получении в постоянную экспозицию коллекции яиц Фаберже заинтересован также и Эрмитаж. Об этом заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" в четверг директор Государственного музея Эрмитажа Михаил Пиотровский.

"Всякий музей хотел бы иметь эти вещи у себя. У Эрмитажа есть все условия для экспонирования коллекции яиц Фаберже. Именно в Зимнем дворце они дарились, функционировали и жили", - сказал он.

Директор Эрмитажа подчеркнул, что "в России есть два музея, которые по своей традиции, стилю и характеру коллекции для этого подходят - это Оружейная палата и Эрмитаж".

"У Оружейной палаты самая большая коллекция пасхальных яиц Фаберже, а в Петербурге нет ни одного пасхального яйца Фаберже: так получилось, что после революции все они оказались в Москве, часть осталась, часть была продана", - сказал Пиотровский.

"Есть идея создать специальный музей Фаберже, который мог бы быть или в здании Главного штаба на Дворцовой площади или, еще лучше, на Большой Морской, в доме Фаберже, где были его фирма и магазин", - рассказал Пиотровский.

Российскими бизнесменами, покупающими произведения искусства, движет желание повлиять на общественное мнение

Российскими бизнесменами, приобретающими предметы искусства для возвращения их в Россию, во многом движет желание повлиять на общественное мнение, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" главный редактор "Еженедельного журнала" Михаил Бергер, комментируя покупку коллекции императорских пасхальных яиц работы Фаберже.

По мнению Бергера, "российский бизнес хочет, чтобы общественное мнение более терпимо относилось к их материальному статусу, чтобы люди перестали говорить, что бизнесмены тратят деньги только на себя".

Но, кроме того, "этими людьми движут вполне благородные мотивы: вернуть в Россию то, что ей когда-то принадлежало, что является неотъемлемой частью исторического и культурного наследия страны, - подчеркнул Бергер. - Думаю, это достаточно серьезный мотив, и его нужно принимать во внимание".

В свою очередь в Министерстве культуры полагают, что не последнюю роль в решении бизнесмена сыграла и возможность получения выгоды.

"Инвестиции в искусство - одно из самых надежных вложений капитала, приносящих от 5 до 15% годовых. Тот, кто сделает это долговременным бизнесом, рано или поздно не прогадает. А Фаберже сейчас в моде", - сказал чиновник министерства газете "Ведомости".

Покупка коллекции Фаберже и ее возвращение в Россию стали возможны благодаря новому таможенному кодексу

В Министерстве культуры покупку Вексельбергом коллекции Фаберже считают результатом изменений в Таможенном кодексе, инициированных министерством.

С 1 января 2004 в России действует новый Таможенный кодекс. В нем предусмотрено полное освобождение от налогов и таможенных платежей на ввоз культурных ценностей - разумеется, при условии их специальной регистрации. И при подтверждении Минкульта, что предмет действительно является произведением искусства.

Раньше такое было невозможно из-за высокого НДС. Если человек ввозил картину или иное произведение искусства, он обязан был предъявить чек и заплатить 30% стоимости (для физических лиц) , либо Комитет по культуре правительства Москвы присылал своего контролера, который оценивал картину на месте.

Такое положение вещей, конечно, коллекционеров не устраивало. Те, кому никак не хотелось расстаться с любимой картиной, вынуждены были искать поддельные чеки у знакомых галерейщиков на Западе, либо прибегать к взяточничеству "на месте", пишет "Независимая Газета" .

Остальные выбирали для себя третий путь: купленные вещи покупатели оставляли на Западе. Особую трудность составляли предметы, приобретенные на знаменитых аукционах: цена лотов объявлялась во всеуслышание, умалить ее было уже нельзя. Аукционные шедевры почти все оставались в банковских сейфах, в хранилищах аукционных домов и галерей. В итоге никто ничего не платил и никто ничего не получал. За незаконный вывоз по российскому законодательству полагалось только изъятие, а "неправильный" ввоз подпадал под уголовную статью.

В Петербурге открылся частный Музей Фаберже Виктора Вексельберга, посвященный прикладному искусству 18-19 веков.


Музей открылся в Шуваловском дворце, на реставрацию которого у фонда «Связь времен» ушло более 10 лет.

"Для меня сегодняшний день - это праздник. Праздник, потому что проект начался не вчера и не позавчера, а замысливался более 10 лет назад. Тот, кто видел в то время Шуваловский, а изначально он назывался Нарышкинский дворец, наверное бы ужаснулся. Представить себе, что здесь может разместиться музей, было невозможно. Только на реставрационные работы и укрепление здания мы потратили 5 лет,за каждый рисунок, каждую линию шла борьба.
Интерьеры Шуваловского дворца - неразрывная, неотъемлемая часть всего Музея Фаберже. Коллекция вписалась очень гармонично».

Виктор Вексельберг, меценат, президент фонда «Сколково», председатель совета директоров группы компаний «Ренова»

Интересная история здания: первоначально дом строился для семьи Воронцовых, но в XIX веке он перешел во владении Нарышкиных. После свадьбы С. Л. Нарышкиной и графа П.П. Шувалова, дом был передан супругам и стал называться «Шуваловским».
После революции 17 года дом использовался для нужд различных общественных организаций. Сначала там разместился музей, в котором демонстрировались вещи дворянского быта, потом во дворце располагался Дом печати, Дом дружбы народов и прочие организации.
Пока уникальное здание переходило из рук в руки, оно успело изрядно поизноситься и разрушиться. В 2006 году дворец был выкуплен фондом под руководством В. Вексельберга.















Коллекция создавалась более 10 лет и продолжает пополняться до сих пор. Всего в ней насчитывается около 4000 произведений, включая живопись, фарфор и изделия из бронзы.












Центральной частью экспозиции являются, конечно, произведения ювелирной фирмы Карла Фаберже. Вексельберг приобрел их в 2004 году у наследников американского газетного магнтата Малкольма Форбса. Коллекцию планировали продавать на аукционе по частям, но ее удалось спасти от распыления по всему миру.

В синем зале дворца представлены 9 императорских пасхальных яиц. среди которых есть даже первое яйцо, изготовленное Фаберже по заказу императора Александра III для его супруги Марии Федоровны в 1885 году. А также любимое яйцо императрицы Александра Федоровны под названием «Ландыши»: из глубины по очереди выдвигаются три портрета Николая II и дочерей Ольги и Татьяны.
Коллекция музея - не самая большая по количеству экспонатов работы Фаберже, но по своему разнообразию, отмечают эксперты, одна из лучших в мире.





Среди других исторических пасхальных подарков в коллекции есть яйца работы Фаберже для герцогини Мальборо, золотопромышленницы Кельх, миниатюрная конфетница в вице яйца, принадлжеавшая когда-то греческому королю Георгу I, а также, например, золотые часы в виде ширмы, украшенные акварельными портретами сыновей принца Вальдемара Датского - брата императрицы Марии Федоровны.























Также в экспозиции можно увидеть изделия из серебра и эмали, предметы обихода и интерьера 18-19 и начала 20 веков. Выставочный, рыцарский и другие залы дворца украшают полотна Айвазовского, Коровина, Маковского, Брюллова, Ренуара. А кабинет князя Шувалова, именуемый Готическим залом, превратился в собрание икон и коллекцию церковной утвари.









Роскошь, блеск и великолепие - те слова, которыми можно сопровождать разговор о яйцах Фаберже. Удивительная коллекция, созданная именитыми ювелирами для императорского двора, сегодня известна во всем мире. История яиц Фаберже, насчитывающая более 100 лет, окутана тайной, и содержит в себе немало фактов, секретов и загадок.

Кто такой Фаберже?

Появился на свет в 1846 году в Санкт-Петербурге. В юном возрасте он переехал с семьей в Германию, где и нашел свое призвание. Он получал уроки ювелирного мастерства у самых знаменитых мастеров Германии, Англии и Франции. В возрасте 26 лет Фаберже вернулся на родину, где женился и начал работу в семейной ювелирной фирме. В то время его компания занималась реставрацией различных экспонатов из Эрмитажа. Карл задумал расширить деятельность своей компании и решился на изготовление оригинальных украшений. В 1882 году он изготовил запонки по заказу а еще через три года - и первое яйцо, сделавшее его знаменитым на весь мир. В 1918 году, опасаясь ареста, мастер сбежал из России сначала в Ригу, а затем в Германию. Великий ювелир не смог оправиться от тех потрясений, которые ему пришлось пережить, и в 1920 году умер от болезни сердца.

Как возникла знаменитая коллекция?

Коллекция яиц Фаберже началась с создания в 1885 году первой модели. В те времена было принято преподносить дорогие презенты в день воскресения Христа. И уж, конечно, правители Российской империи делали своим супругам царские подарки. Заказана первая работа была Александром III в качестве подарка на Пасху жене Марии Федоровне. Исполнителем работы стал Карл Фаберже, известный в то время петербургский ювелир немецкого происхождения. Очаровательное яйцо с желтком из золота, внутри которого была спрятана курочка с рубиновой короной, пришлась по душе императрице, и Фаберже был оставлен при дворе в качестве придворного ювелира. С тех пор ежегодно мастер изготавливал новое яйцо с сюрпризом. После смерти Александра III традиция пасхальных подарков сохранилась, и вплоть до 1917 года Николай II каждую весну дарил яйца Фаберже своей жене и матери. До сегодняшнего дня сохранилось немало таких изделий в сокровищницах различных частных коллекций и музейных фондов. По различным документальным источникам, всего был изготовлен 71 экземпляр этих оригинальных реликвий. Из них 52 - для членов императорской семьи. Однако сколько их на самом деле, пока остается загадкой. Дело в том, что работы, изготовленные по заказу императора, вносились в официальные документы. Изделия же, выполняемые для частных коллекций, сохранялись незапротоколированными. Поэтому многие работы автора долгое время оставались неизвестными. Подобная история связана с «яйцом Ротшильдов», хранящимся более 100 лет среди семейного имущества заказчиков. Весь мир узнал о новой работе известного мастера лишь в 2007 году, когда оно было выставлено на продажу.

Где сегодня находятся раритеты?

Из 71 модели до наших дней сохранилось только 62. Остальные работы, известные по старым фотографиям, считаются утерянными. Большая часть знаменитых яиц хранится в государственных музеях различных стран мира: США, Монако, Швейцарии. После расстрела царской семьи многие работы Фаберже были перепроданы, попали в частные коллекции. Наибольшее количество ювелирных работ удалось выкупить за годы своей жизни американскому миллиардеру Форбсу. Позднее, в 2004 году, коллекцию яиц, собранную магнатом, приобрел россиянин Вексельберг. Сегодня яйца Фаберже в России можно увидеть в Москве, в Оружейной палате Кремля. Здесь можно встретить не только пасхальные подарки императора, но и другие изделия, созданные фирмой Фаберже: ювелирные украшения, часы, портсигары и разнообразные миниатюрные фигурки. Также вас ждет с выставкой работ известного мастера в Санкт-Петербурге Шуваловский дворец. Яйца Фаберже, представленные здесь, являются частью частной коллекции господина Вексельберга. Серия знаменитых яиц, выкупленных у Форбса, ежегодно пополняется олигархом.

Самые известные изделия

Работы знаменитого мастера хранятся в музеях различных стран, а также у частных лиц. Коллекционеры всего мира следят за аукционами, на которых выставляются работы популярного ювелира, а охотники за сокровищами мечтают найти утерянные императорские драгоценности. Посмотрим, какие работы Фаберже считаются самыми известными на сегодняшний день.

«Курочка»

Яйцо, изготовленное из золота, с оригинальным сюрпризом - курочкой и рубиновой короной - было заказано Александром III в дар на Пасху 1885 года царице. Фаберже создал копию модели, которую сама Мария Федоровна увидела, еще будучи в раннем возрасте. Датское яйцо было изготовлено из слоновой кости, а в качестве сюрприза внутри у него было кольцо. В память этих детских воспоминаний и была выполнена новая работа. Уникальная фигурка курочки Фаберже имеет сложный механизм, с помощью которого открывается доступ к сюрпризам, спрятанным внутри изделия. Первый - миниатюрная императорская корона, а второй - цепочка с кулоном. На сегодняшний день второй сюрприз считается утраченным. После смерти императорской семьи яйцо кочевало по Франции, Германии, Америке. Сегодня работа знаменитого мастера находится в коллекции Вексельберга, выкупленной им у Форбса. Таким образом, уникальный раритет вернулся на родину.

«Яйцо с бутоном розы»

Еще одна работа именитого мастера. Изготовлена она в необычном для того времени стиле - неоклассицизме. Внутри яйца спрятан Работа была выполнена Фаберже по заказу Николая II для его жены, Александры Федоровны, уроженки города Дармштадт. Ее родной город славился чудесным розарием, по которому скучала молодая императрица. В добрую память о близких сердцу образах и был задуман оригинальный пасхальный подарок. В лепестках бутона была спрятана миниатюрная корона и кулон с рубином. Оба сюрприза считаются утерянными. Яйцо вместе с остальными экземплярами коллекции Форбса были выкуплены Вексельбергом почти за 100 миллионов долларов.

«Ландыши»

Яйцо, выполненное в стиле модерн из розовой эмали, на золотой подставке, с ландышами из жемчуга и золота, было подарено императрице Александре Федоровне в 1898 году в качестве пасхального презента. Как и все работы популярного мастера, оно имеет свой оригинальный сюрприз. При нажатии на жемчужины из яйца появляются медальоны с изображением Николая II и его сестер: княжны Ольги и княжны Татьяны. Медальон императора венчает корона с рубином и бриллиантами. Яйцо, попавшее в коллекцию Форбса, было выкуплено также Виктором Вексельбергом. Сегодня «ландыши» и другие яйца Фаберже, выставка которых организована олигархом, может посмотреть любой желающий в Санкт-Петербурге.

«Московский Кремль»

Самое большое из яиц Фаберже. Выполнено по заказу Николая II в качестве подарка жене в 1906 году. Пасхальная фигура покрыта белой эмалью снизу, а сверху украшена золотым куполом. Подставка выполнена в виде Спасской башни Кремля, а через окошечки можно разглядеть интерьер собора. Сюрприз яйца представляет собой из золота, которая играет пасхальные мелодии. Эта музыка очень нравилась самому императору. «Московский Кремль» - одна из нескольких работ великого мастера, никогда не покидавших Россию. Сегодня шедевр можно увидеть в Оружейной палате Кремля.

«Александровский дворец»

Украшенное золотом, драгоценными камнями, а также миниатюрными портретами детей Николая II, было подарено жене императора в 1908 году. Над каждым портретом алмазами выложены заглавные буквы имен цесаревичей. Сюрприз подарка - миниатюрная модель Александровского дворца, загородной резиденции Николая II. Дворец, выполненный из золота, серебра и укреплен на золотом столике. Сегодня работа хранится в Оружейной палате Кремля.

Сколько стоит яйцо Фаберже?

Работы известного мастера постоянно дорожают. За более чем 100-летнюю историю ювелирных шедевров их цена «подскочила» в среднем в 1000 - 3000 раз. Например, из документальных источников известно, что «яйцо Ротшильдов» в 1902 году оценивалось в 6500 рублей. Через 106 лет, в 2008 году, оно было куплено за 12 миллионов долларов. Самым дорогим на сегодняшний день считается Коронационное яйцо. Выполненное из золота и алмазов, с сюрпризом в виде миниатюрной императорской кареты, оно было изготовлено для жены Николая II в 1896 году. Тогда его стоимость составляла 6700 рублей. В 2004 году яйцо было продано Вексельбергу за 24 миллиона долларов. Российский олигарх выкупил у семьи Форбс и другие яйца Фаберже, цена которых в общей сложности составила 100 млн долларов.

Сколько стоят копии яиц Фаберже?

Существует немало поделок работ знаменитой фирмы. Некоторые из них сделаны талантливыми мастерами. Однако только именное клеймо Фаберже увеличивает рыночную стоимость изделия. В 1990 году в Нью-Йорке была даже организована выставка подделок ювелирных работ автора. Одна из подобных копий, яйцо «Курочка Кельха», была приобретена и Малькольмом Форбсом. Лишь через много лет исследователи смогли доказать истинное авторство работы. Сегодня копии работ известного мастера можно приобрести во многих интернет-магазинах. Визуально такие модели в точности повторяют работы Фаберже. Яйца, фото которых представлены здесь же, в этом случае можно приобрести гораздо дешевле. Стоимость копий «Курочки», «Ландышей» или «Московского Кремля», в зависимости от материала и сложности работы, колеблется от 1000 до 10 000 рублей. Интересен и тот факт, что в 2008 году было решено восстановить компанию Фаберже и начать производство новых коллекций знаменитых яиц. На данный момент новые изделия под знаменитой маркой выпускает талантливый французский мастер Фредерик Заави. Сегодня яйца Фаберже являются образцами высокого искусства и ценятся коллекционерами всего мира.

Коллекцию из 180 ювелирных изделий, в том числе девять пасхальных яиц, созданных по заказу русской императорской семьи знаменитым ювелиром Карлом Фаберже, предполагалось выставить на аукционе Сотбис 20-21 апреля по начальной цене 90 миллионов долларов. Однако затем, как заявил глава аукционного дома Билл Рупрехт, Sothbey"s получил "замечательное предложение" от Вексельберга.

Рассказывая о деталях сделки, российский эксперт, принимавший участие в сделке сказал, что она была заключена не с первой попытки. По словам эксперта Ружников, выполняя просьбу Вексельберга, он связался с одним из членов семьи Форбс, у которого поинтересовался возможностью приобретения коллекции напрямую.

"Сначала семья Форбс отказалась вести переговоры на эту тему, сославшись на подписанный контракт с Sothbey"s ", - сказал эксперт. Представители семьи рекомендовали все переговоры по этому вопросу вести с Sothbey"s, не исключив, тем не менее, вероятность продажи коллекции и без аукционных торгов.

Ружников рассказал, что после этого он вместе с адвокатом вышел на руководство Sothbey"s в Нью-Йорке. "Вначале предложенная нами цена прямого приобретения коллекции не вызвала энтузиазма у представителей Sothbey"s, и аукцион отказал в удовлетворении просьбы, сославшись на то, что семья Форбс не согласится с такой стоимостью продажи. Однако второе предложение было принято", - сообщил эксперт.

Ружников не назвал цену покупки, отметив лишь: "Цена сделки была справедливой для двух сторон и она соответствовала реальной ценности коллекции".

Ружников также отметил, что аукционная оценка Sothbey"s была максимальной для такого рода коллекции. И если раньше на предыдущих аукционах самая высокая цена одного пасхального яйца из коллекции Фаберже была в районе 8 миллионов долларов, то сейчас аукционная оценочная цена некоторых экземпляров, которые должны были пойти с молотка в Нью-Йорке, колебалась между 15 и 23 млн долларов.

По его словам, с момента получения им просьбы Вексельберга о выяснении возможности приобретения коллекции и до получения на это согласия Sothbey"s прошло всего две недели.

До отправки коллекции в Россию аукционный дом Sothbey"s намерен выставить коллекцию Фаберже в Нью-Йорке на всеобщее обозрение.

Эту акцию многие американские эксперты и коллекционеры окрестили так: "Прощайте, яйца Фаберже".

Среди ювелирных изделий коллекции - легендарное коронационное яйцо, которое император Николай Второй преподнес своей супруге Александре Федоровне в 1897 году в честь своего восхождения на престол. По подсчетам экспертов, это яйцо стоит примерно 18-24 миллионов долларов.

Глава аукционного дома Билл Рупрехт сказал: "Мы знали, что к возможности возвращения императорских пасхальных яиц Фаберже в Россию следует отнестись со всей серьезностью. Подобный поворот событий был "непредвиденным и исключительно редким".

Основатель популярного делового журнала Forbes Малкольм Форбс начал собирать коллекцию изделий Фаберже в 1960 году. 14 лет назад Малкольм скончался, оставив коллекцию в наследство своим сыновьям.

В нью-йоркской галерее Форбсов на Пятой авеню хранились девять из 42 сохранившихся до наших дней драгоценных пасхальных яиц, которые были изготовлены с 1885 по 1916 годы Карлом Фаберже для российской императорской семьи. Более крупная коллекция - десять пасхальных яиц Фаберже - находится в Московском Кремле.

До 1 апреля приобретенная Виктором Вексельбергом у аукционного дома Sothbey"s коллекция ювелирных изделий работы Фаберже должна быть перевезена в Россию.