Васнецов аполлинарий. Младший васнецов

Мастера исторической живописи Ляхова Кристина Александровна

Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933)

Аполлинарий Михайлович Васнецов

В отличие от своего знаменитого брата, Виктора Васнецова, Аполлинарий Васнецов гораздо больше времени и внимания уделял пейзажу. И если старшего брата привлекали человеческие образы (богатыри, полководцы, князья, витязи, боярышни), то младший преуспел в области исторического пейзажа.

Русский художник Аполлинарий Михайлович Васнецов родился в селе Рябово Вятской губернии. Первым его учителем стал брат, В. М. Васнецов, а затем уроки живописи и рисунка художник получил у мастера Эльвиро Андриолли, расписывавшего в Вятке новый собор. Живя вместе со старшим братом в Петербурге, Аполлинарий увлекся идеями народничества и, вернувшись в Вятскую губернию, некоторое время работал учителем в одной из сельских школ.

Выросший в северном селе, Васнецов с детства любил и понимал природу, ставшую главной темой его творчества. Художник писал: «Природа, окружавшая меня в детстве, воспитала во мне пейзажиста. Местность моей родины, с. Рябово, была живописна и разнообразна».

При создании пейзажей молодой художник пользовался советами своего земляка, знаменитого живописца И. И. Шишкина. Позднее он обращался за консультациями к таким известным мастерам, как И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов.

Ранние произведения Васнецова, отразившие впечатления художника от поездок по стране (в 1880–1890-х годах он побывал на Украине, в Крыму, на Кавказе, путешествовал по Уралу), передают его увлечение монументальными, обобщенными образами природы («Родина», 1886; «Тайга на Урале. Синяя гора», 1891; «Кама», 1895 - все в Третьяковской галерее, Москва).

Поэтическое восприятие природы отразилось в зрелых работах мастера - таких, как пронизанное тонким лиризмом полотно «Лесное озеро» (1902, Третьяковская галерея, Москва). Умение чувствовать и понимать красоту природы сказалось и в произведениях Васнецова с исторической тематикой.

В 1897 году Аполлинарий занимался созданием эскизов декораций к опере М. П. Мусоргского «Хованщина». В этих работах («Красная площадь», «Стрелецкая слобода», «Скит» - все в Третьяковской галерее, Москва), очень точно передающих стилистику музыкального произведения, Древняя Русь предстала именно такой, какой видел ее знаменитый композитор.

А. М. Васнецов. «Новгородский торг», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Возможно, именно вступление к опере Мусоргского («Рассвет на Москве-реке») и навеяло замысел исторической картины Васнецова «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот» (1900, Третьяковская галерея, Москва). Удивительно точно художник воссоздает облик города, величественную красоту древнего Кремля, башен, колокольни Ивана Великого, торжественно возвышающихся над низкими деревянными домами горожан. Лунный свет, падающий на ночной город и спокойную гладь воды, придает изображению поэтический вид.

Заинтересовавшись историей, Васнецов начал изучать все, что относится к прошлому России. Он познакомился с документами, археологическими открытиями, сделанными на территории Московской Руси, изучал старинную утварь, исторические костюмы XVII столетия.

Картины Васнецова очень достоверно и в то же время эмоционально и лирично отражают облик старинной Москвы. Название картины точно передает место действия: «Старая Москва. Улица в Китай-городе начала XVII века» (1900, Русский музей, Санкт-Петербург), «Москворецкий мост и Водяные ворота» (1900, Третьяковская галерея, Москва). На многих своих исторических картинах мастер изобразил и людей, живших в ту эпоху. Человеческие фигуры - не просто дополнение к пейзажу, его украшение. Герои полотен Васнецова живут своей жизнью, занимаются обычными, будничными делами.

А. М. Васнецов. «Монастырь в Московской Руси», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913

Не менее выразительны акварели и иллюстрации Васнецова. Они еще более наглядно, чем картины, передают контраст между белокаменными кремлевскими постройками и деревянным московским зодчеством: «Книжные лавки на Спасском мосту», «Площадь Ивана Великого в Кремле» (1903, Исторический музей, Москва).

В 1900-х годах Аполлинарий Васнецов вместе с другими художниками принял участие в создании «Картин по русской истории» издательства И. Кнебеля. Одна из композиций серии, получившая название «Новгородский торг», изображает торговую площадь в Великом Новгороде в эпоху его могущества. Художник показал храм Иоанна Предтечи на Опоках (в его подвалах бережно хранились самые важные документы Новгородской республики, городская казна, ценные товары), торговые лавки и склады, расположенные по краям площади.

Здесь вели свой торг русские и заморские купцы. Рядом с храмом Иоанна Предтечи стояли весы, служившие эталоном для всех новгородских земель. На заднем плане картины автор изобразил детинец - огражденную центральную часть города с боярскими теремами и собором Св. Софии, куда от площади через реку Волхов вел деревянный мост.

Интересна и композиция «Монастырь в Московской Руси», также выполненная для издательства И. Кнебеля. Васнецов знакомит зрителей с историей создания на Руси монастырей, ведущих начало от маленьких скитов, выстроенных монахами-отшельниками на севере и востоке Московского государства.

К отшельникам присоединялись монахи и послушники, а вместо небольшой часовни строился красивый деревянный храм с колокольней. Монахи жили собственным трудом, они сеяли и обрабатывали землю, несли знания и давали советы мирскому населению, завоевывая уважение окружающих.

Со временем князья отдавали монахам в пользование земли, крестьян, и таким образом из маленького скита монастырь превращался в большое феодальное владение.

Художник прекрасно знал историю Древнерусского государства. В 1901 году вышла в свет книга «История русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря, в которой была напечатана статья Аполлинария Васнецова «Облик старой Москвы». В ней рассказывалось не только об архитектуре, но и о жизни городского населения.

В 1901 году Васнецова пригласили преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник играл активную роль в организации выставок «36 художников», являлся учредителем Союза русских художников. С 1918 года живописец стоял во главе Комиссии по изучению старой Москвы.

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги Фантики автора Генис Александр Александрович

Русская троица Васнецов Виктор ВаснецовБогатыри.1881–1898Холст, масло. 295,3 х 446 смГосударственная Третьяковская галерея,МоскваБудь я конем, картина “Три богатыря” была бы мне иконой. Кони у Васнецова вышли лучше людей. Первые занимают на холсте больше места, чем вторые, и

Из книги Мастера и шедевры. Том 2 автора Долгополов Игорь Викторович

Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич

Из книги Тайный русский календарь. Главные даты автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Русские живописцы автора Сергеев Анатолий Анатольевич

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Из книги 100 шедевров русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Из книги автора

Виктор Васнецов 1848-1926 В 1858 году десятилетний Виктор Васнецов, сын сельского священника, отправился на учебу в Вятское духовное училище. Его деды и прадеды были священнослужителями, старший брат, также посвятил свою жизнь служению Богу.«Будущая ваша жизнь принадлежит и

Из книги автора

Михаил Врубель 1856-1910 Валентин Серов говорил о Врубеле: «Вот художник, который, как никто, может делать все одинаково хорошо: картину, декорацию, иллюстрацию к книге». Девочка на фоне персидского ковра«Девочка на фоне персидского ковра» написана совсем молодым художником

Из книги автора

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) В 1867 году, оставив Вятскую духовную семинарию, Васнецов приехал в Петербург поступать в Академию художеств. На экзамене ему предложили сделать рисунок с гипсовой модели. Юноша быстро справился с заданием, но усмешку одного из

Из книги автора

Франц Алексеевич Рубо (1856–1928) В преддверии столетней годовщины Бородинской битвы, ставшей переломным моментом Отечественной войны 1812 года, художник-баталист Франц Рубо начал работу над грандиозной панорамой «Бородинская битва». Тогда же был создан и специальный

Из книги автора

Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) Едва ли не самый лучший портрет великого русского певца Ф. И. Шаляпина был создан Кустодиевым. Тяжело больной художник писал его, сидя в кресле, и холст приходилось все время наклонять, чтобы мастер мог достать до него кистью. Кустодиев

Из книги автора

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) Аленушка Васнецов вольно интерпретирует сказку о сестре Аленушке и братце Иванушке, создавая собирательный сказочно-поэтический образ. Одинокая грустная крестьянская девочка в цветастом сарафане присела на камень, склонила голову

Из книги автора

Врубель Михаил Александрович (1856–1910) Царевна-лебедь Эта картина – сценический портрет Н. Забелы в роли Царевны-Лебедь в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Павою она проплывает мимо нас по сумрачному морю и, обернувшись, бросает тревожный прощальный

Из книги автора

Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927) Портрет Ф. И. Шаляпина Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Шаляпин. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве… Нельзя без волнения думать о величии

Таких удивительных художников, как Аполлинарий Васнецов, наберется немного среди всех живописцев конца XIX - начала XX века. Он нашел тему, которая дорога и близка сердцу многих русских людей - тему исторических преобразований средневековой Москвы.

Детство

Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856 - 1933) родился в маленьком селении под Вяткой. Он рано осиротел, брат уехал учиться в Москву. Уже к этому времени было ясно, что подросток очень талантлив и ему надо учиться живописи. Но он занимался в духовном училище и просто брал уроки рисования у польского художника, который находился в ссылке.

Годы учебы

В 1872 (в 16 лет) Аполлинарий Васнецов переехал в Петербург и начал по-настоящему учиться живописи. Его первыми учителями были брат Виктор и выдающиеся художники-передвижники. Он интересуется литературой, минералогией, астрономией, но более всего Аполлинарий Васнецов в 19 лет увлекается идеями народников, Он оставляет живопись. Васнецов уезжает учительствовать в в самую глубинку. Но идеи народничества его разочаровали, и повзрослевший Аполлинарий Васнецов в 21 год возвращается в Москву. Теперь он всерьез относится к живописи, как к призванию.

Как формируется под воздействием И. Шишкина и А. Куинджи. Но он не стал простым подражателем великих мастеров. Он выработал свою манеру письма.

Первые удачи

С 1882 молодой художник подолгу живет на даче у брата, входит в кружок С.И. Мамонтова, а с 1883 года начинает выставлять свои картины на выставках передвижников. И вот первый успех: П. Третьяков на выставке приобретает его картину «Серенький день».

По лугу одиноко вьется тропинка между двух деревьев, приглашая следовать по ней вдаль.

Изучение истории

Постепенно (этому способствуют исторические знания) художника начинают притягивать драматические, эпические мотивы. Первой такой картиной была «Родина» (1886), а следующей «Сумерки» (1889). На ней одиноко кое-где стоят в поле отдельные широко раскинувшиеся дубы. Вдали сгущается синяя ночь. На первом плане все покрыто дымкой, и сероватые тени уже легли на траву. Древние дубы предлагают зрителю задуматься о прошедшем времени. Так, через пейзаж, проявляются эпические мотивы в творчестве А. Васнецова, утверждается вечность природы.

Урал

Позже, в 90-х годах, он поедет на Урал. Вдохновленный увиденным пишет величественные, показывающие мужественные и суровые характеры людей, выросших здесь. Детство как будто стало оживать перед ним. Все напоминало ему родную Вятку. В 1891-м он пишет картину «Тайга на Урале. Синяя гора». Нагромождение стоящих и поваленных деревьев, таинственное озеро завораживают и пугают своей мощью. А вдали голубеет в дымке гора. В этом пейзаже отражается характер живущего в этих краях народа.

Художник успевает в 1898-м посетить Францию, Италию, Германию. Под влиянием импрессионистов в его палитре произошли изменения. Его работы посветлели.

Певец древней столицы

Новая тема появилась в творчестве такого художника, как Аполлинарий Васнецов. Картины теперь изображают средневековую Москву, ее мосты, какими они были в древности, меняющийся со временем Кремль и, конечно, московский люд.

В 1900-х годах он так заинтересовался жизнью старой Москвы, что принимал участие в раскопках. Все это сказалось на его творчестве. Историко-бытовой жанр привлек надолго внимание Васнецова. Сначала он пишет картину «Улица в Китай-городе. Начало XII века». В его тесных, узких извилистых улицах беспокойно мечутся горожане, стрельцы. Эти волнения погружают зрителя в период Смуты. Шумит Москва («На рассвете у Всехсвятского моста. Конец XII века»).

Ясным зимним днем веселятся скоморохи. И создана поразительная по зрелищности картина и Кремля, и моста. Колорит картины - насыщенный и яркий, как того требует изображаемый праздник или просто веселье.

На картине «Московский застенок. Конец XVI века» изображена пристроенная к башне Кремля пыточная камера, которой пользовались и во времена Ивана IV, и в правление царя Бориса Годунова. На улицу выброшены трупы замученных в застенках, за ними пришли родственники, чтобы забрать и похоронить.

И снова перед зрителем предстает картина Смуты («Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века»). Самозванцы, пестрота царей, семибоярщина, в целом очень мрачная и тревожная атмосфера того времени передана через стремительную скачку двух всадников: инока и дружинника. Но вопреки всему незыблемо стоит сердце Москвы - ее Кремль, куда устремляются гонцы зимой на рассвете.

В эти годы (1901 - 1918) Васнецов Аполлинарий Михайлович, уже академик, руководит классом ваяния и живописи в Москве.

По произведениям художника можно изучать, как менялась Москва от века к веку. Он работает маслом, пишет акварели, делает глубоко изучает работы историка Москвы И. Забелина. Вникает в научные работы В. О. Ключевского. Имея такие глубокие знания и творческую фантазию, художник достигает все более полной достоверности в своих картинах.

В 1925 г. была создана «Красная площадь во второй половине XVII века». На картине изображен яркий и праздничный день.

Очень много (около ста двадцати картин) посвятил Аполлинарий Васнецов Москве. И почти на всех его работах присутствует Кремль в разное время и в разных видах. Везде видна динамика его изменений.

Васнецов Аполлинарий, художник, был мужественным человеком. В 75 лет, в 1931-м, написав письмо в газету «Известия», он стал единственным человеком, который выступил против сноса храма Христа Спасителя.

Вот так прожил жизнь Аполлинарий его вся - в картинах, которые он оставил. Умер художник в Москве в возрасте 76 лет.

Принято, чтобы художники больше всего любили живопись, хорошо бы — видели в ней смысл жизни, с детства пытались рисовать на всём, что под руку попадет. Аполлинарий Васнецов, младший брат знаменитого Виктора Васнецова, главной своей страстью считал вовсе не живопись. Он честно признавался, что больше всего любит науку: «собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значения».

Аполлинарий Васнецов

6 августа 1856 г., село Рябово, Вятская губерния, Российская империя
23 января 1933 г. (76 лет), Москва, СССР
И в этом Аполлинарий Васнецов был профессионалом. Впрочем, началось всё вполне классически для художника — с того самого рисования на всём, до чего добирался. Когда маленький Аполлинарий разрисовал мелом стены, мел у него забрали, тогда он перешел на кусок мыла — им тоже получалось! И рисовал, кстати, отлично — это и хорошо рисующий отец в состоянии был оценить, а чуть позже понял старший брат Виктор.


Всехсвятский каменный мост

Художники Васнецовы произошли из старинного рода священнослужителей Вятской губернии. Аполлинарию было 13 лет, когда он остался круглым сиротой.


Васнецов Аполлинарий работа Виктора Васнецова
Все заботы о нем взял на себя Виктор Васнецов, к тому времени уже поступивший в Академию художеств. Аполлинарий на тот момент четыре года проучился в Вятском духовном училище, о чем вспоминал с гримасой отвращения.

Юнгфрау
Это старшему брату тоже было хорошо знакомо — он и сам там начинал свое обучение. Виктор Васнецов отвел брата к польскому ссыльному художнику Эльвиро Андриолли. Когда-то и самому Виктору поляк помог определиться с выбором пути. Два года спустя Васнецов-старший забрал Аполлинария в Петербург.

Зимний сон

Хождение в народ и обратно.
Вообще-то Аполлинарий хотел поступить в Академию художеств, да и кто в то время не хотел в нее. Но сначала надо было предоставить свидетельство о получении среднего образования. Он усердно занимался по всем предметам и в процессе так увлекся, что думал было поступать в Геологический институт. Виктор Васнецов его отговорил


Чаша моря
В Питере сдать экстерном экзамены было сложнее, и молодой Васнецов отправился в Вятку, где его закрутило народническим вихрем. Мысли об Академии показались несущественными, Аполлинарий полностью отдался новым веяниям. В 1877 году он, сдав экзамены на народного учителя, отправился в деревню в Орловской губернии, чтобы обучать крестьянских детей. Через год на грани нервного срыва, убедившись, что реальность далека от прекрасных идей народников, приехал в Москву.


Ахтырка. Вид усадьбы

Туда после заграничной поездки переехал как раз Виктор Васнецов. Вскоре братья влились в Абрамцевский кружок. В имение Саввы Мамонтова в Абрамцево съезжались художники, писатели, музыканты, здесь кипели разговоры об искусстве, вспыхивали споры, бурлила жизнь. Как такового систематического образования Аполлинарий не получил, но при этом его негласными учителями были друзья старшего брата — Репин, Крамской, Поленов. Абрамцево для него стало своего рода академией.


Днепр перед бурей

Васнецов-младший активно участвовал в событиях художественной жизни. Был передвижником, а покинув Товарищество, стал одним из основателей Союза русских художников, налаживал контакты с «мирискусниками». Впрочем, от главного — собственно живописи — общественная деятельность его не отвлекала. Пейзажи его хвалили, их с удовольствием приобретал для своей коллекции Павел Третьяков, что было серьезным показателем успеха и таланта художника.

В 80-е годы он довольно много путешествовал, побывал в Украине, в Крыму, на Кавказе, в Сибири, на Урале, съездил в Европу. 1900-е Аполлинарий Васнецов встретил на вершине успеха: он известен, любим, удостоен звания академика в Академии художеств, возглавил пейзажную мастерскую в московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Педагогом он был великолепным — добрым, отзывчивым, увлеченным. Хорошо помня свои голодные годы, в случае нужды нередко поддерживал студентов материально.


Московский Кремль

Сказочники Васнецовы
Если Виктор Васнецов — зачинатель сказочного жанра, то Аполлинарий первым сделал главным героем своих картин архитектуру древней Москвы. «Кремль… принимал облик сказочного жилища Жар-птицы», — писал младший Васнецов в воспоминаниях

У Воскресенского моста
Может, именно отсюда особые сказочность, магия и волшебство его архитектурных пейзажей? Историей Москвы он увлекся с 1890-х годов, и за 20 лет создал ее уникальную художественную летопись

.
Старое устье реки Неглинной

Еще в 1900 году художника приняли в члены Комиссии по сохранению древних памятников при Московском археологическом обществе. С 1901 года он стал членом-корреспондентом этого общества, а в 1906 году за заслуги на научном поприще единогласно был избран действительным членом Московского археологического общества.

С 1918 по 1929 год Аполлинарий Михайлович был председателем, а потом почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Работал он в этой комиссии с огромным увлечением и любовью.

По свидетельству современников А. М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества "Старая Москва", он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы.


На крестце в Китай-городе

Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Изучая древние планы, летописи, свидетельства иностранных путешественников, А. М. Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.


Книжные лавочки на Спасском мосту

Археология была его настоящей страстью. Казалось, под взглядом Васнецова земля становилось прозрачной, а прошедшие годы словно растворялись, открывая ему «преданья старины глубокой». Как и его знаменитому брату, собственно, но в другом направлении.


Сад князя Жемчужного

Дела семейные, революционные и послереволюционные

Аполлинарий Васнецов женился в 1902 году. Избранница его, Татьяна Одоевская, была из орловских мещан. Она разделила с ним все радости и тревоги. В 1903 году родился их единственный сын Всеволод.


Уличное движение на Воскресенском мосту

Вернувшись с «хождения в народ», Васнецов разочаровался в народнических методах, но не в демократических идеях. В 1905 году у них с Виктором Васнецовым произошло серьезное расхождение во взглядах. Аполлинарий был вдохновлен революционными призывами, Виктор же говорил, что они предрекают беду и ни к чему хорошему не приведут.

Московский Кремль при Дмитрии Донском


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль

В 1920-м году Аполлинария Васнецова уволили с должности преподавателя и отобрали мастерскую в Училище. Причем сделано это было в его отсутствие. Уже взрослый сын вспоминал пережитый ужас, когда во двор в Фурманном переулке, где они жили, въехала подвода с растерзанными вещами отца: сваленными горой картинами, инструментами, книгами… Этим не ограничились.


Коломенское. Ворота башни Часозвон, 1927

Вскоре к ним в квартиру подселили ярого представителя «низов», который кричал «выбрось ты эту дрянь!», указывая на развешенные везде картины, требовал отдать их истопнику, чтобы «хоть какой-то толк был»… Аполлинарий Васнецов переносил всё это очень тяжело. Из затяжной депрессии вытащил его сын. Всеволод, пытаясь растормошить отца, просил: «Вспомни о своем родном Рябове! Вспомни все то, что ты мне рассказывал, напиши это!»


Кирилло-Белозерский монастырь

Отец внял, и именно это помогло ему вернуть вдохновение. Как ни удивительно, его пейзажи тех лет получились особенно сияющими, наполненными солнцем


Оборона Москвы от хана Тохтамыша

В 1933 году, будучи уже сам при смерти, он непрестанно спрашивал: «Не взорвали ли храм Христа-Спасителя?» Аполлинарий Васнецов единственный открыто выступил в газете «Известия» с призывом не взрывать храм, поскольку он является несомненным культурным достоянием. Храм к тому времени уже взорвали, но жена отвечала: «Стоит на месте…»


Московский Кремль при Иване Ш

Необходимо отметить многогранность творчества художника, его универсальность - в области декоративно-прикладного искусства и архитектуры. В начале ХХ века А.М.Васнецов уделял особое внимание архитектурным проектам, принимая участие в архитектурных конкурсах. Все представленные работы было выполнены в «неорусском» стиле.


Московский Кремль. 1887 г.

На протяжении всей своей жизни А.М.Васнецов занимался литературной деятельностью. Его литературное наследие представлено разными жанрами: повести, рассказы, путевые очерки, воспоминания, автобиография. В 1929 он стал членом Всероссийского союза Советских писателей.


Красная площадь


Древнерусский город


Москва

В осадном сиденьи

Торг в Нижнем Новгороде


Иван Грозный. 1884


Преферанс

Особенно нужно отметить городские пейзажи Москвы, созданные Аполлинарием Михайловичем в последние годы его жизни


"Ротонда Миловида в Найденовском парке"
10.


На погосте. Демьяново


"Дом бывшего Археологического общества на Берсеневке" (построен в XVII веке)


"Облака и золотые купола. Бывший Симонов монастырь"


Памятник «Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед здание Кировского областного музея им. братьев Васнецовых. Скульптор Ю.Г. Орехов, архитектор С.П. Хаджибаронов, 1992


Введенское кладбище

Скончался А.М.Васнецов 23 января 1933 в Москве. Похоронен на Введенском (Немецком) кладбище. В тени столетних деревьев на гранитной плите его могилы высечена надпись: «Художнику, историку, мыслителю…». Эти слова как бы подводят итог многолетней деятельности Васнецова, направленной на прославление нашего отечества, его верного служения России.
В Москве действует мемориальный музей художника, который является частью Третьяковской галереи.

Музей-квартира А.М. Васнецова



Москва, Фурманный переулок, 6, кв.21-22 (домофон "22"), 3 этаж
Проезд: Ст.м. "Чистые пруды", "Красные ворота", "Курская"


Мемориальный музей-квартира академика живописи А.М.Васнецова является отделом Всероссийского музейного объединения "Государственная Третьяковская галерея".


Дом построен в начале ХХ века. С 1903 по 1933 годы в нем жил, работал и умер большой русский художник, историк Москвы А.М.Васнецов, внесший в историю города и в русское искусство значительный вклад.

Формирование музея и его коллекции происходило в течение многих лет: с момента возникновения идеи об организации музея в 1956 году до полной ее реализации в 1997 году.


В 1956 году исполнилось 100 лет со дня рождения Аполлинария Михайловича Васнецова.

Московская общественность ходатайствовала перед Министерством культуры РСФСР о воссоздании его домашней мастерской.


В 1960 году, благодаря стараниям сына художника Всеволода Аполлинарьевича и его супруги Екатерины Константиновны Васнецовых, была открыта для посещения мемориальная мастерская, в которой художник работал последние 15 лет.

В 1965 году Васнецовы передали большие комнаты под экспозицию музея, а сами переехали в маленькие.


Сын и невестка художника приняли решение завещать государству после своей смерти собрание живописи, графики, художественной мебели, семейный архив, библиотеку и предметы быта конца ХIХ - начала ХХ века.

В 1997 году по завещанию Е.К.Васнецовой все её имущество и квартира перешли в собственность Государственной Третьяковской галереи.

В настоящее время коллекция музея насчитывает около 8,5 тысяч единиц хранения.
Сегодня музей расширил свои площади, он занимает две квартиры на одной лестничной площадке. Экспозиция, развернутая в квартире напротив, представляет разные этапы и грани творчества художника.


В бывшей квартире художника восстановлены три мемориальные комнаты - кабинет, гостиная, мастерская. В них сохраняются не только вещи, но сама атмосфера дома. На мольберте в мастерской - последняя завершенная картина А.М. Васнецова "Шум старого парка".


Шум старого парка

В творчестве Аполлинария Михайловича кроме пейзажей и исторических картин встречаются произведения своеобразного философско-романтического характера. К ним принадлежит и его последняя картина "Шум старого парка" - романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника.

На переднем плане художник изобразил седовласого старика, сидящего на каменной скамье в глубоком раздумье. Налетевший порыв ветра шумит листвою деревьев старинного парка, рябит темная вода пруда. Последний луч заходящего солнца золотит верхушки деревьев, наступают сумерки, во всем грусть уходящей жизни. Свои грустные раздумья и настроения А. Васнецов передает через пейзаж, навеянный воспоминаниями о парках старинных подмосковных усадеб Абрамцево, Демьяново, Узкое. Но жизнь продолжается, ярко освещены окна дома, откуда как бы слышатся молодые голоса, льются звуки музыки... Этим произведением, исполненным в год семидесятилетия, художник как бы подводит итог жизненного пути. Так же картину восприняли и зрители, увидев ее на персональной выставке, экспонированной в 1929 году.

Всеволод Аполлинарьевич ВАСНЕЦОВ (1901-1989гг) - выдающийся русский,советский полярный исследователь, писатель. Сын Великого русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова


Работник Морского плавучего научного института. Штаб-квартира института находилась в Архангельске на улице Вологодская. Автор книги "Под звездным флагом "Персея".(1921—1933)
Родился в г. Москве. Окончил Высшую аэросъемочную фотографическую школу РКК Воздушного Флота.

Всеволод Аполлинарьевич и его жена Екатерина Константиновна Васнецовы в Москве
22.Затем работал в Государственном океонографи-ческом институте. Организатор в Москве квартиры-музея отца-художника Ал. М. Васнецова и один из инициаторов создания на родине отца в с. Рябове Зуевского р-на Кировской обл. музея-усадьбы В. М. и А. М. Васнецовых.



Васнецовские чтения. В президиуме Васнецовских чтений: Всеволод Аполлинарьевич Васнецов, сын художника (выступает). Рядом с ним сидят его жена Екатерина Константиновна Васнецова (заведующая мемориальной квартирой-музеем Ап. М. Васнецова в Москве) и директор Кировского областного художественного музея Алла Анатольевна Носкова, Виктор Михайлович Васнецов.
11 июня 1983 г.

Еще при жизни большую часть произведений своего отца передал государству, в т. ч. в музей-усадьбу Васнецовых в Рябове и Кировский областной художественный музей. Принимал активное участие в подготовке усадьбы-музея в Рябове к открытию в 1981. Автор книг о полярных исследованиях и воспоминаний о художниках Ап. и В. Васнецовых.


Рябово - это "родовое гнездо", семья прожила здесь более 20 лет. В Рябово будущие художники Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) и Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856-1933)



Увидели красоту родной земли, получили первые уроки живописи и жизни.


Прекрасны окрестности села, воспетые братьями Васнецовыми: сказочные леса, цветущие поля, заснеженные просторы. Тихие вятские пейзажи

Биография русского художника Аполлинария Васнецова

(1848 - 1926)

Аполлинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа (25 июля по старому стилю) 1856 года в селе Рябове Вятской губернии в семье священника. Уже в детстве он увлекся рисованием. Когда мальчику исполнилось десять лет, умерла его мать, а еще через четыре года он потерял и отца. В это время Аполлинарий учился в Вятском духовном училище, но к карьере священнослужителя не стремился. Его брат Виктор, в то время студент Петербургской Академии художеств, заметив влечение Аполлинария к искусству, определил его брать частные уроки у польского художника Эльвиро Андриолли (участника польского восстания 1863 года, сосланного в Вятку). После окончания в 1872 году духовного училища юноша отправился к брату в Петербург, где прожил три года. Для него это было время поисков и колебаний. Устремления молодого человека были разнообразными: его привлекали и изобразительное искусство, и литература, и геология, и астрономия, и преподавание. Тогда победило последнее. В 1875 году, после возвращения в Вятку, Васнецов сдал экзамен на звание народного учителя, решив просвещать народ и работать сельским учителем. Жизнь скоро развеяла его иллюзии. Он увидел бесплодность своей учительской деятельности, ощутил одиночество и оторванность от крестьян, которые не понимали его. Он тяжело переживал неудачу «хождения в народ», не понимая, почему правильные, казалось бы, идеи невозможно осуществить. Сам Васнецов позднее признавался: «У меня начались приступы тяжелой тоски и одиночества, каких ни до, ни после я не испытывал, тоска сопровождалась почти физическим ощущением душевной пустоты... Корабли народничества были сожжены, хотя, по-видимому, не без остатков: любовь к родине, к народу не сгорели... И детство, проведенное среди мужиков, и народничество семидесятых годов оставили во мне глубокие следы».
С конца 1870-х годов под руководством брата Аполлинарий Васнецов начал усиленно заниматься живописью и почти сразу достиг значительных успехов. Кроме брата, Виктора Васнецова, на формирование его как художника огромное воздействие оказали Иван Шишкин и Архип Куинджи. Это признавал сам Васнецов: «Одним из сильнейших внешних побуждений было, бесспорно, влияние брата Виктора, уже сложившегося художника»; «Вначале у меня были кумиры: Калам и И.И.Шишкин. Настолько мне нравились работы Шишкина - рисунки его пером и офорты - меня обвиняли даже в подражании ему. Причиной особенного предпочтения его перед другими художниками была вятская природа: леса, поля и дали; они общие для нас обоих: и я и он выросли в вятских лесах»"; «Когда появились пейзажи Куинджи, то обаяние Шишкина отошло на второй план... В пейзажах Куинджи меня поражали свет и пространство - одно из первых основных начал пейзажа, которое он так ясно сумел поставить».
Начиная с 1882 года, вместе с братом, Аполлинарий принимал активное участие в жизни Абрамцевского художественного кружка Саввы Ивановича Мамонтова, где он познакомился и подружился с Ильей Репиным, Василием Суриковым, Василием

Поленовым, Валентином Серовым, Константином Коровиным, Михаилом Врубелем, Михаилом Нестеровым и другими. Репин изобразил начинающего художника среди певчих в картине «Крестный ход в Курской губернии», Нестеров написал с него этюд к картине «Юность Преподобного Сергия», Врубель создал выразительный графический образ молодого Васнецова. Большое влияние на формирование живописного почерка молодого художника оказали советы Поленова, который, как позднее вспоминал сам Аполлинарий Васнецов, «рекомендовал брать ярче и красочнее».
Испытав на раннем этапе творчества влияние Шишкина, учившего точности в передаче формы, Поленова, уроки которого значительно высветлили колорит его работ, Куинджи, который обратил его внимание на передачу в картине пространства, Аполлинарий Васнецов не стал эпигоном, подражателем этих больших мастеров пейзажа. Он смог создать свой почерк, выработать свой язык. Уже ряд этюдов 1880-х годов («Ахтырка вблизи Абрамцева», 1880; «Берег залива. Териоки», 1881; «Лесная тропинка», 1885; «Молодая рожь», «Летний день», «Облака. Этюд», все - 1880-е) показывают, как шло развитие начинающего живописца.
Первым свидетельством преодоления ученического уровня и признания молодого художника стало приобретение Павлом Третьяковым с IX выставки Товарищества передвижных художественных выставок картины «Серенький день» (1883). Образ природы решен здесь в лирическом ключе. Мягкая гамма сближенных зеленовато-серых тонов хорошо передает световоздушную среду, глубину пейзажного пространства и состояние пасмурного дождливого дня на берегу Финского залива (этюды к картине писались в Териоках). Мотив одинокого дерева, мимо которого вьется тропинка с фигурой одинокого путника, как нельзя лучше подчеркивает настроение сосредоточенной тишины и присутствия человека. Прием «приглашения» зрителя в пространство картины часто встречается в работах русских пейзажистов этого времени (Федор Васильев, «Оттепель», 1871; Алексей Саврасов, «Проселок», 1873; Исаак Левитан, «Осенний день. Сокольники», 1878). Аполлинарий Васнецов смог придать этому мотиву, при всей его скромности, черты особой поэтической задушевности.
Постепенно в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они проявились в картине «Родина», написанной в 1886 году. В изображении обычного вида русской природы с полями, домиками крестьян и сельской церквушкой живописец сумел выразить сложную идею времени. Он показал одновременно и убогость, и значительность жизни крестьян на этих просторах. Интересно, что созданный Васнецовым образ повлиял на творчество пейзажиста-передвижника Николая Дубовского, написавшего много позже, в 1905 году, свою «Родину». Дальнейшее развитие эпического начала можно обнаружить у Аполлинария Васнецова в картине «Сумерки» (1889). Недаром сам он считал ее лучшей работой 1880-х годов. В письме киевскому меценату И.Н.Терещенко, который приобрел это произведение в свою коллекцию, он писал: «Сумерки» считаю все-таки лучшей картиной из всего, что я сделал до сих пор».
...Наступают сумерки. Мягкие холмы спокойно уходят в даль за край горизонта, откуда, сгущаясь, медленно подступает темнота. Кое-где разбросаны редкие деревья, и только одно из них - старый могучий дуб - мощно возвышается на среднем плане, четко вырисовываясь своим силуэтом на фоне темнеющего, но еще светлого неба. Фигура сидящего на переднем плане путника видна со спины. Поза его полна раздумья. Взгляд направлен в глубину, и зритель чувствует, как оттуда, издалека надвигается ночь. Уже замерцали вдали первые робкие огоньки, но на переднем плане еще светло. Художника интересует здесь передача не мгновенного, а более длительного во времени состояния природы. В картине передано не только сегодняшнее время - зритель ощущает вместе дыхание столетий, которые пронеслись над этим дубом. Спокойные, величавые формы природы и человек в ней наводят нас на глубокие философские размышления о жизни. Картина утверждает красоту, величие и вечность природы. Это умение показать в современном виде историческое прошлое, выразить это прошлое в настоящем будет

свойственно эпическим пейзажам Аполлинария Васнецова. Нельзя не увидеть в этом прямого влияния историзма, который сформировался в творчестве его старшего брата, Виктора Васнецова. Тот всячески поддерживал Аполлинария. Яркое тому свидетельство содержит письмо от 29 сентября 1890 года из Киева, где Виктор Васнецов в это время заканчивал роспись Владимирского собора. Он сообщал младшему брату, что был вместе с Третьяковым у Терещенко и «...видели, между прочим, твой пейзаж «Сумерки» - он очень хвалил его... так что мы в грязь лицом не ударили. Я лично нахожу, что это самая твоя настроенная вещь. Работай - не трусь...» Далее Виктор Михайлович писал брату, что коллеги-художники ставят работы Аполлинария чрезвычайно высоко: «То-то, вот, а ты нюнишь... Ты меня извини, но я должен тебе сказать откровенно - ты во многом похож на меня. Работай усердно - затее твоей я сочувствую. Если недостача в деньгах будет - не смущайся, пиши, поднатужусь малую толику - пришлю непременно».

Тема Урала и Сибири в творчестве Аполлинария Васнецова. Уральские горы

Баллада. Урал, 1897 Тайга на Урале. Синяя гора, 1891 Сибирь, 1894

Северный край, 1899

Четверг, февраля 4, 2016

Аполлинарий Васнецов. «Основание Москвы». Вторая половина 12 века, по приказу Юрия Долгорукого на Боровицком холме в слиянии рек Неглинная и Москва строится деревянная крепость

Аполлинарий Васнецов, изумительный художник, мастер исторической реконструкции, всегда будто находился в тени своего старшего брата Виктора Васнецова, автора знаменитых русских полотен «Богатыри», Аленушка» и прочих.

После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. В этой публикации мы посмотрим самые яркие из них с комментариями.

Смотреть изумительную старую Москву Аполлинария Васнецова —>


Строительство новых стен. 12 век


Двор удельного князя.


Кремль при Иване Калите.

В первой половине 14 века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль. Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву, в результате в Кремле появляются первые каменные соборы


Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.

Скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными.


Кремль при Иване III

В конце 15 века итальянскими зодчими возводится нынешний краснокирпичный Кремль, еще без шатровых завершений и шпилей с деревянными крышами на типично итальянских башнях. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, построен Успенский собор, строится Благовещенский. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье уже проложен наплавной мост.


Кремль в конце 14 века

В 1382 г. к Москве подошли войска Тохтамыша. Два дня москвичи и литовцы отчаянно отбивали атаки, мощные крепостные стены невозможно было взять приступом, тогда Тохтамыш пошел на хитрость и прислал нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семёна Дмитриевича. Князья убедили обороняющихся сдаться при условии, что Тохтамыш не сделает ничего дурного. Ворота города были открыты, но обещания хан не сдержал, город был разграблен, а множество населения перебито.


Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Смутное время закончилось. У власти первый из династии Романовых — Михаил. Кремль масштабно реконструировали.


Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.


Троицкий мост и Кутафья башня

Ныне официальный туристический вход в Кремль и Александровский сад вместо реки.


Книжные лавки на Спасском мосту, 17 век

Мост через Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Вид на Кремль с нынешней Берсеневской набережной. К 1692 г. был построен Всехсвятский мост, прозванный Большим Каменным, действительно большой и каменный с торговыми лавками и проездными воротами. О стоимости строительства моста в народе ходили легенды, до наших дней дожила поговорка «дорогой как каменный мост». Мост дожил в перестроенном виде аж до 1853 года, после чего был разобран и заменен металлическим, но народное название за полтора века прижилось и используется до сих пор.


Всехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.


Вид Кремля и Всехсвятского моста из Замоскворечья.

Замоскворечье тогда было районом стрельцов, защищавших город с юга от набегов крымских татар на оборонительных укреплениях Крымского вала.

Такой Москву принял Петр I

К Кремлю еще примыкает стена Белого города, сквозь дыру в которой протекает Неглинная.


Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век


Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена


Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.


Семиверхая угловая башня Белого города.

Башня стояла примерно на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Её пушки были направлены на Крымский брод. В Смутное время у этой башни был большой бой.


Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

В 17 веке здесь работало около 500 мастеров, в работе использовались водяные колеса на реке. Именно отливали пушки для стрельцов и в 16 веке отлили Царь-пушку. Напоминанием об этом дворе до сих пор служит Пушечная улица за Центральным детским миром.


У Мясницких ворот.

На месте храма Фрола и Лавра сейчас пустырь у театра Et Cetera, справа от несохранившихся ворот сейчас стоит вестибюль м.»Чистые пруды»


Лубяной торг на Трубе.

Трубная площадь, названная по дыре в стене Белого города (дыре) для реки Неглинной. Здесь торговали лубом и готовыми срубами для строительства домов.


Выход боярыни


Медведчики


Вьюжит. Метель. Старая Москва


На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.

Густонаселенный квартал Зарядья. Ныне на этом месте пустырь вдоль Варварки

И снова Зарядье. Васнецов все больше дает волю фантазии. На этих картинах грань между историей и сказаниями начинает размываться. Закончим подборку совсем фантастической картиной:

Вымышленная архитектура, вымышленные персонажи, а вот Кремль за рекой настоящий


Мемориальная доска на доме 6 в Фурманном переулке, где жил и работал Аполлинарий Васнецов