Урок "Литература и её роль в духовной жизни человека". Значение духовной литературы в жизни человека

Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes

С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.


За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым. Значение духовной литературы в жизни человека

(Доклад руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Ярославской митрополии протоиерея Павла Рахлина на секции «Роль духовной литературы Ярославского края в формировании духовно-нравственной культуры личности»)
Не хлебом единым будет жить человек,

но всяким словом Божиим.

(Евангелие от Луки; 4,4)

Значение книги в жизни каждого человека и всего общества в целом невозможно переоценить. Книга как источник знаний и опыта может серьёзно повлиять на мировоззрение человека, порождая глубокие чувства в душе человеческой и побуждая его к серьёзным размышлениям.

Но сила и влияние книги гораздо сильнее, чем это может показаться на первый взгляд. Любая книга – это не просто пассивный набор информации, но прежде всего определенный взгляд на действительность, принадлежащий автору книги: он формирует в своем уме некие представления о мире, знания, умения и, передавая эти знания и умения, делится своими мыслями, своим опытом с другими. И если учесть, что содержание книги, входя в резонанс с мыслью читателя, влияет не только на его разум, но и на душу, то значение православной книги как духовной литературы в современном мире играет особую роль в культурной и духовно-нравственной жизни общества.

Мостиком к духовной литературе, безусловно, может стать классическая, и в первую очередь русская, литература. Здесь уместно вспомнить о том, что Православие и вообще христианство сыграло в становлении русской литературы одну из главных, если не основную роль.

Крещение Древней Руси дало русскому народу и письменность, и литературу (словесность). Это историческое совпадение определило исключительное значение и высокий авторитет русской литературы в духовной жизни народа и государства. Составленный византийскими монахами – святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием - кириллический алфавит быстро распространился по всей территории восточных славян. Но святые Кирилл и Мефодий дали России не только письменный язык, но и перевели на церковно-славянский язык книги, необходимые для богослужения: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Эти книги сыграли большую роль в воспитании характера русского человека.

Вследствие данных исторических событий вся русская классическая литература напитана светом высоких истин Православия. Она является хранительницей и выразительницей христианских ценностей и христианского взгляда на мир. В произведениях великих русских писателей и поэтов перед читателем часто ставятся вопросы, ответить на которые может только религия. Будучи искусством, обладая мощнейшей силой эмоционального воздействия, литература при постановке этих вопросов обращается не только к уму, но и к сердцу читателя. Для многих людей актуальность богословских вопросов стала очевидной благодаря русской классической литературе.

Однако для того, чтобы человек мог понять правду о самом себе, ему необходимо чтение именно духовной литературы – и прежде всего Святого Евангелия и святоотеческих трудов. Именно в этих книгах, по вдохновенному признанию православного духовного писателя и философа Н.Е. Пестова «как в драгоценном сосуде, более всего собрана истина. Кто хочет освящения своей души, очищения сердца и просвещения ума, тот должен прильнуть жадными устами к этому сосуду, чтобы постоянно питать себя истиною» (Н.Е. Пестов, «Современная практика православного благочестия», том второй).

По словам одного из величайших святых подвижников XIX века епископа Феофана Затворника «Без чтения душно и душа голодает» . Ему же принадлежит замечание: «Ничем не можешь ты обрести и купить Царствия Небесного, будущих радостей и вечного покоя, как только этою вещью. Это – читание наедине и слушание со вниманием и усердием слова Божия, писаний отеческих и других душеполезных книг. Никому нельзя спастись, если он не будет читать или слушать святые душеспасительные писания. Как птица без крыльев не может взлететь на высоту, так ум без святых книг не может домыслиться, как спастись» (Завет святителя Феофана Затворника о чтении писаний отеческих и других душеполезных (святых) книг).

Духовные книги - это лучшие друзья человека, его руководители, воспитатели и наставники. Их необходимо читать, перечитывать, изучать. В таких книгах нам открывается бесценный опыт святых - носителей Святого Духа Божия, героев духа, совести и стойкости.

Перед человеком, изучающим духовную литературу и применяющим ее истины в своей личной жизни, открывается как бы третье измерение мира. Он начинает смотреть на окружающий его мир с точки зрения добра и зла и таким образом видит другую, до этого смутно различаемую сторону жизни. Все яснее становится понимание причин поступков – как своих собственных, так и других людей - и влияние их последствий на жизнь человека и на его окружение. Поэтому хорошая духовная библиотека во все времена являлась наиболее ценным на земле сокровищем, на приобретение которого думающие люди не жалели ни средств, ни времени.

Сегодня духовная литература доступна для любого, желающего обратиться к ней. Нет препятствий к тому, чтобы воспринять бесценное сокровище благодатного духовного опыта святых Православной Церкви.

Однако следует помнить, что одним только чтением духовной литературы невозможно совершение чуда полного преображения человеческой души, поскольку чтением духовных книг без применения почерпнутого из них в жизни создается самообман, что духовное возрастание началось. Духовная жизнь подменяется воображением, «поскольку знание об истине - это не то, что знание истины» .

В завершение вновь приведем слова Н.Е. Пестова, написанные им о сокровище истины, содержащемся в духовных книгах:

«Истина - благая и радостная - есть пища души, без нее душа умирает. Душе нужны мысли бодрящие, согревающие, возвышающие и окрыляющие ее.

Благо тем, кто умеет постоянно питать себя ими. С ними легко жить, с ними легко преодолевать все искушения, приражения тоски, уныния, лености и нерадения.

Вместе с тем глубоко воспринятая истина не может оставаться бездейственной: она заставляет не только иначе думать, но и иначе жить».

Термин "духовная литература" имеет несколько толкований. Во-первых, это может быть целый ряд книг, призванных побуждать человека к размышлениям о смысле жизни. А в более узком понимании - это труды святых подвижников, в которых они описывают свой жизненный путь. Давайте разберемся, какие книги можно считать духовными.

Духовно-нравственная литература: определение и ее задачи

Основным критерием духовной литературы можно считать ее соответствие евангельскому духу. Это означает, что все книги подобной тематики должны в первую очередь отражать суть библейских принципов. Духовная литература поднимает извечную проблему бытия, дает ответ на многие философские и религиозные вопросы, а также развивает нравственные качества в характере своего читателя. Помимо всего прочего, подобное чтиво очень часто описывает жизнь святых людей, пророков и всегда проповедует основы той или иной религии. Если говорить простым языком, то духовные книги - это пища для нашей души.

Главной задачей духовных книг является пробуждать в человеке все душевные качества, развивать и, наконец, сподвигать человека к исполнению религиозных законов. Ведь почти в каждой религии существует свод заветов, которым должен следовать верующий человек.

Особенности нравственной литературы

Пожалуй, отличительной особенностью духовной литературы можно назвать религиозную наклонность ее книг, в которых поднимаются философские вопросы. Духовная литература, как правило, предстает больше в то есть лирика практически отсутствует. В этот жанр входят притчи, различные исторические хроники, описания жизни святых пророков, проповеди и труды, посвященные устройству загробного мира и о том, какая судьба ждет каждого человека после смерти.

Книги духовной литературы можно условно разделить на несколько групп:

  • каноническая литература (священные книги, Библия, Коран и др);
  • богослужебная (Псалтырь, Слово и др);
  • богословская литература (теологические трактаты);
  • учебная религиозная (православный толковый молитвослов);
  • религиозно-публицистическая (проповеди святых отцов, поучения старцев и т. п.);
  • религиозно-популярная (рассказы, повести и даже сказки с поучительным смыслом).

В последнее время появляется все большее количество книг, посвященных вопросам воспитания детей. Подобная литература дает советы и наставления родителям о том, как правильно растить детей, в какой обстановке их воспитывать, чтобы они выросли хорошими людьми.

Самые популярные книги на духовную тематику

Помимо религиозных духовных книг, духовная литература представлена в других жанровых композициях. Эти книги не только меняют взгляд на многие вещи, но также знакомят читателя с такими добродетелями, как любовь, доброта,

Духовно-художественная литература - именно так можно определить те произведения великих русских писателей, в которых через главных героев и их автор передает незыблемые христианские ценности. Существует ряд произведений русской классики, которые должен прочитать каждый человек, независимо от своих религиозных убеждений. Вот самые известные: "Война и мир" Л. Н. Толстого, многие рассказы А. П. Чехова, "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова, из зарубежной литературы - романы Эрнеста Хэмингуэя ("По ком звонит колокол", "Старик и море"), а также Данте ("Божественная Комедия"), Эрих Мария Ремарк и др.

Несмотря на то что эти произведения не имеют религиозного контекста, они все же затрагивают важнейшие вопросы бытия: в чем смысл жизни и что происходит с душой человека после смерти?

Роль духовной литературы в жизни современного человека

Не секрет, что в наше время людям как никогда раньше сложно найти свободное время для чего-либо, а особенно для чтения книг. Может быть, именно по причине того, что мало читает или вовсе не открывает книги духовной литературы, люди в мире становятся более эгоистичными - каждый старается получить собственную выгоду, забывая при этом об окружающих.

Однако можно смело утверждать, что духовная литература играет огромную роль в жизни любого человека. Благодаря чтению духовных книг развиваются внутренние душевные качества, пробуждаются лучшие черты человека, такие как, например, доброта, милосердие и любовь. Ведь духовные книги проповедуют Евангельские заветы, а основным законом Библии считается завет о любви к ближнему. "Возлюби ближнего своего, как самого себя", - вот главная заповедь, на которой утверждается весь закон и пророки.

Итак, получается, что побудить на размышления о смысле жизни способна именно такая литература. а также в воспитании моральных ценностей и формировании правильного мировоззрения духовные книги выполняют важнейшие функции.

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Ведение. Литература и её роль в духовной жизни человека Урок 1 Учитель литературы: Муллаянова А Р.

2 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание. Подготовить план и пересказ статьи учебника «О древнерусской литературе». Прочитать «Слово о полку Игореве» (в переводе Н. А. Заболоцкого). Индивидуальные задания. Подготовить сообщения об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова…» с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета (4 человека). Составить лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям «Слова…»: трудных повестей, Боян, растекался мыслию по древу, вещие персты на живые струны воскладал, скрепил ум силою, поострил сердце мужеством, исполнившись ратного ду-ха; шлемом испить из Дона, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна, внук Велеса. Учитель литературы: Муллаянова А Р.

3 слайд

Описание слайда:

Основное содержание урока. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова. Выявление уровня литературного развития учащихся. Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам», эмоциональный отклик и выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов. Планируемые результаты: Личностные: воспитание любви к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, интереса к чтению, уважения к труду, в том числе к труду писателя и читателя. Метапредметные: развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, работать в группе; совершенствование навыков смыслового чтения. Предметные: осознание роли чтения и изучения литературы для развития личности; понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни Учитель литературы: Муллаянова А Р.

4 слайд

Описание слайда:

Шедевры родной литературы. Углубление представлений о литературе как искусстве слова Вступительная беседа: - Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова. - Объясните значение слова шедевр. Шеде́вр (фр. chef-d"œuvre - «высшая работа», «венец труда») - уникальное, непревзойденное творение, высшее достижение искусства, мастерства или чего-либо другого - Что такое шедевры литературы? - Какие шедевры русских писателей и поэтов вы поставили бы на «золотую полку» мировой литературы? Почему? - Вспомните литературные произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература? - Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Чем эти знания важны для человека? - Что полезного даёт современному читателю литература прошлого? - Какие опасности в жизни ждут человека, который мало читал и не думал над книгами? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

5 слайд

Описание слайда:

Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности Групповая работа. Обсуждение высказываний русских писателей и поэтов о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека: Группа 1. Подтвердите или опровергните слова В. В. Розанова (обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…» Прослушайте в исполнении О. Ефремова стихотворение А. С. Пушкина «Поэт». Найдите общее в высказывании В. В. Розанова и стихотворении А. С. Пушкина. Как должен творить современный писатель, чтобы литература стала «единственною и достаточною школою» народа? Группа 2. Подтвердите или опровергните слова М. Горького(обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Как человек, как личность писатель русский… стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». Прослушайте в исполнении О. Анофриева стихотворение Н. А. Некрасова «Русскому писателю». Что общего в высказывании М. Горького и стихотворении Н. А. Некрасова? На какую общественную роль писателя указывает Некрасов? Обладают ли современные писатели таким влиянием на читателей, как во времена Некрасова? Аргументируйте свой ответ. Группа 3. Подтвердите или опровергните слова Д. С. Лихачёва (обратите внимание на помещённый в учебнике «Словарь имён известных литературоведов, писателей, художников, композиторов, актёров, чьи имена встречаются на страницах учебника»): «Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Прослушайте в исполнении А. Прошкина стихотворение Б. Л. Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути…». Докажите, что роль литературы важна и в общественной жизни страны, и в личной жизни человека. Группа 4. Подтвердите или опровергните слова из песни «Целое лето» современного поэта-барда М. Щербакова: «Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское…» В чём метафорический смысл этих слов? Прочитайте выразительно или прослушайте в исполнении А. А. Ахматовой её стихотворение «Мне ни к чему одические рати…». Какие тайны ремесла поэта она приоткрывает? Чем её стихотворение созвучно цитате из песни Щербакова? Как литература может помочь человеку в духовной и нравственной жизни? Как можно отличить настоящую литературу, доступную только духовно богатым людям, от низкопробных стихов? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

6 слайд

Описание слайда:

Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам». Прокомментируйте в статье слова В. Г. Белинского. Назовите произведение, которое вы читали, «будучи некоторое время под его исключительным влиянием», и обоснуйте свой выбор. Учитель литературы: Муллаянова А Р.

7 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся I способ. Устная беседа, выявляющая уровень знаний и умений: 1. В чём оптимизм русского фольклора и древнерусской литературы и их значение для современного читателя? 2. Какие вечные вопросы поднимали русские писатели? 3. В каких произведениях отразились гуманистические мыс-ли авторов? Назовите книги, где поставлена проблема защиты человеческой личности. 4. Каков обобщённый облик России в произведениях русских писателей? Как они доказывали, что в жизни нужно сочувствие и сострадание? 5. Каким видели счастье герои литературы? Согласны ли вы с ними? 6. Как литературные пейзажи помогают понять человеческие характеры? 7. Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, негодование и другие эмоции? Приведите примеры. 8. Какова роль антитезы в литературе? Приведите примеры. 9. Какую роль играет в литературном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из изученных произведений. 10. Докажите, что конфликт является основой сюжета драмы Учитель литературы: Муллаянова А Р.

8 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся I I способ. Диагностическая работа: 1. «Петух на высокой готической колокольне блестел бледным золотом; таким же золотом переливались струйки по черному глянцу речки; тоненькие свечки (немец бережлив!) скромно теплились в узких окнах под грифельными кровлями; виноградные лозы таинственно высовывали свои завитые усики из-за каменных оград; что-то пробегало в тени около старинного колодца на трехугольной площади, внезапно раздавался сонливый свисток ночного сторожа, добродушная собака ворчала вполголоса, а воздух так и ластился к лицу, и липы пахли так сладко, что грудь, поневоле, все глубже и глубже дышала, и слово: „Гретхен" - не то восклицание, не то вопрос - так и просилось на уста». Из какого произведения этот отрывок? Назовите его автора, жанр, главных героев. Какой композиционный прием здесь использован? Каково авторское отношение к изображаемому? Аргументируйте свое мнение. 2. Вспомните одно из стихотворений М. Ю. Лермонтова. Какими средствами автор рисует ключевые образы и создает определенное настроение? Приведите примеры. 3. Назовите известные вам виды искусства. Чем сходна с ними и чем отличается от них художественная литература? Учитель литературы: Муллаянова А Р.

9 слайд

Описание слайда:

Выявление уровня литературного развития учащихся III способ. Тестовые задания и письменный ответ на проблемный вопрос: 1. Соотнесите фамилии авторов с названиями произведений и их основными темами. Ответы запишите тремя цифрами: Учитель литературы: Муллаянова А Р. Авторы Произведения Основные темы 1. И. А. Крылов 1. «Недоросль» 1. Тема «маленького человека» 2. Д. И. Фонвизин 2. «Василий Тёркин» 2. Тема патриотизма, аллегорическое сопоставление Кутузова и Наполеона в Отечественной войне 1812 г. 3. А. С. Пушкин 3. «19 октября» 3. Тема подвига русского солдата в Великой Отечественной войне 4. А. Т. Твардовский 4. «Шинель» 4. Тема верности дружбе, возникшей в годы ученичества 5. Н. В. Гоголь 5. «Волк на псарне» 5. Тема обличения невежества помещиков и воспитания дворянина