Учим простые ритмические движения. Открытое занятие «Музыкально-ритмические движения» по предмету «Ритмическая мозаика

Задачи и содержание обучения

Обучение музыкально-ритмическим движениям семилетних детей направлено на закрепление полученных знаний и является известным итогом работы, проведенной в предыдущих возрастных группах. Следует отметить одну особенность. Если при обучении пению устанавливаются преемственные связи между детским садом и школой, то в освоении ритмики дело обстоит по-иному.
Ритмика в школе (в силу различных обстоятельств) занимает незначительное место, проводится недостаточно систематически Поэтому трудно говорить о преемственных дошкольных и школьных линиях в обучении. Однако следует оценить вклад ритмики в развитие эстетических, умственных способностей, нравственно-волевых качеств, которые необходимы для занятий в школе. Рассмотрим это.
Занятия ритмикой прекрасно развивают творческое воображение детей. Они перевоплощаются в образы различных персонажей, вступают в контакты, действуют под музыку; выполнение творческих заданий в реальной обстановке активизирует их замысел, стимулирует на поиски выразительных движений. Взаимоотношения, переживания героев сюжетных игр обогащают ребят нравственно. Помимо этого, нужно проявить и организаторские способности — уметь быстро, ловко рассчитать свои движения по отношению к товарищам. Важна и своевременная реакция на определенные сигналы, главным образом музыкальные. Упражнения для освоения тех или иных элементов танца, гимнастических движений, перестроений приучают детей к систематическим трудовым усилиям. В процессе занятий ритмикой развивается музыкально-слуховое восприятие: дети должны постоянно вслушиваться в музыку, чтобы правильно выразить свои музыкальные впечатления, пользуясь образными, изящными движениями. По существу ритмика — одно из средств подведения ребенка к пониманию выразительности музыкального языка.
Программа обучения детей 6—7 лет строится на тех же основах, что и в предыдущей группе, подчеркивая главное требование — формирование выразительного и непринужденного движения в соответствии с характером музыкальных образов. У детей развивают целостное восприятие музыки, которое, однако, предполагает ознакомление их с особенностями и средствами музыкального звучания.
Продолжается работа над выразительным, четким исполнением танцев, хороводов, навыками творческих действий, активности, самостоятельности.
В программе обозначены и усложнения в требованиях.
Детей учат более активной реакции на музыку — стремлению эмоционально, образно передать в движениях сюжет игры, действия персонажей. Ребята не просто прыгают, «как зайчики», переступают медленно и тяжело, «как медведи». Они должны передать характер действующего лица, его качества (смелость, трусливость, задор, спокойствие и т. д.), а также развитие событий, конфликтные или дружеские общения действующих героев.
Детей знакомят с более сложными произведениями имеющими многообразные музыкальные оттенки (усиление, ослабление ускорение, замедление), более высокое и низкое звучание в пределах лишь одного регистра, достаточно развитую метроритмическую основу.
Выполняя музыкальные задания, ребята учатся дифференцировать характер движений: во время ходьбы — передавать торжественное, подъемное настроение праздничного шествия, спокойную плавную поступь русских хороводов; в поскоках — двигаться легко, изящно, «полетно», широко.
Значительно расширяется объем движений, особенно танцевальных и гимнастических.
В процессе обучения приобретаются опыт, некоторые знания. Дети понимают, что означают термины «музыкальная игра», «хоровод», «танец», «шаг польки», «переменный шаг» и др.
Особенно обогащается творческая деятельность. Программа предусматривает самостоятельное инсценирование детьми игровых песен, интересные изображения музыкальных характеристик героев в играх, без подражания своим товарищам, а иногда придумывание несложных композиций танцев.
Объем программных умений и навыков следующий: учить детей выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука), регистрами (выше, ниже, в пределах одного регистра), ускорять и замедлять движение, отмечать движениями метр, метрическую пульсацию, акценты, несложный ритмический рисунок, изменять движение в соответствии с музыкальными фразами, самостоятельно начинать двигаться после вступления.
В соответствии с характером музыки выполнять общие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, бегать легко, стремительно и широко, ритмично скакать с ноги на ногу, меняя характер движения (легко и сильно), двигаться с предметами и без них (плавно и энергично), ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах, выразительно передавать различные игровые образы (трусливый заяц, хитрая лиса) и танцевальные движения: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, плавные движения рук, хлопки в различном ритме; исполнять выразительно, непринужденно пляски, состоящие из этих движений, понимать термины «шаг польки», «переменный шаг», «галоп».
Воспитывать творческие способности ребят: самостоятельно инсценировать игровые песни, придумывать новые варианты образного движения в играх, комбинировать элементы танцевальных движений, составлять несложные композиции плясок.

Музыкально-ритмический репертуар

Музыка в играх, хороводах, плясках занимает ведущее место. Содержание произведений, его музыкальные средства, построение — основной побудитель выразительных движений ребенка. Отсюда
главное требование к музыке — высокая художественность, идейная направленность. Наряду с этим произведения должны быть динамичны, удобны, стройны по форме, доставлять детям радость, помогать совершенствовать их движения. В практике обучения движениям используется вокальная и инструментальная музыка — авторская оригинальная и народная.
В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений. Широко представлена, например, русская народная музыка, разнообразная по своему характеру: напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель», «Прялица» и др.), легкая, подвижная («Земелюшка-чернозем», «Как на тоненький ледок», «Заинька» и др.), задорная, плясовая («Ах, вы, сени», «Я на горку шла» и др.). Помимо этого, используются народные мелодии: украинские, белорусские, литовские, карельские, венгерские, чешские и др.
Особое значение в воспитании приобретает детская музыка советских композиторов. Создан новый жанр музыкально-педагогической литературы по ритмике. Композиторами Ан. Александровым, С. Разореновым, Е. Тиличеевой и другими написаны разнообразные марши: торжественно-праздничные, энергичные, спокойные, раскрывающие возможности этого жанра. Изящные польки, плавные, нежные вальсы, написанные Д. Кабалевским, Ю. Чичковым, В. Агафонниковым, отличаются большими художественными достоинствами.
Многие произведения способствуют пониманию общественных событий, позволяют детям перевоплощаться в «космонавтов» (игра «Космонавты» на музыку Е. Тиличеевой), в «метростроевцев» (игра «Метро» на музыку Т. Ломовой), в «колхозников» (игра «Собирайся, народ, в хоровод» на музыку В. Агафонникова) и т. д.
Музыка для детских танцев, игр, упражнений, созданная композиторами при активной помощи педагогов, приобретает педагогическую направленность и становится активным средством музыкально-ритмического развития ребенка.
Некоторые произведения написаны в форме сюиты, в которой общим настроением объединяется несколько законченных частей (пьес) различного характера, темпа, динамики. В названной выше игре «Космонавты» переданы разнообразные действия героев: работа строителей, полет космонавтов, их торжественная встреча, образно выраженная в музыке.
Музыкально-игровое, танцевальное творчеств» детей предполагает их самостоятельную импровизацию в играх, сочинениях композиций хороводов, плясок.
Для развития этих способностей композитор Е. Тиличеева в содружестве с автором дайной главы создала ряд песен и пьес, которые интересны по содержанию, имеют своеобразный музыкально-литературный сценарий, связь с жизненными ситуациями. В каждом из этих произведений разработана и решается своя творческая задача. В одном из таких примеров — песне «Выйду за ворота» — «рыбак» идет к озеру, закидывает сеть, ловит рыбу, варит уху. Каждый ребенок исполняет это по-своему.
Часто повествуется о различных взаимоотношениях между персонажами. В одних случаях герои действуют рядом, не вступая в прямые отношения между собой. Это легко отметить в песне «Котик и козлик»: интонация подчеркивает мягкие, вкрадчивые движения котика и резкие, угловатые — козлика. В более сложных произведениях персонажи вступают в определенные взаимоотношения: конфликтные (между зайчиком и охотниками в песне «Вышел зайчик погулять»), дружественные (в песне «Помогите», «У меня сестренок семь»).

Методы и приемы

В работе с детьми этого возраста методические приемы многообразны и варьируются в зависимости от следующего:
наличия различных видов деятельности — музыкальные игры, хороводы, танцы, упражнения;
особенностей содержания и построения игры, танца, упражнения и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала;
последовательности усвоения одного и того же навыка в ходе разучивания разных игр, упражнений и т. д.;
последовательности разучивания отдельных игр, плясок и т. д.; развития способностей детей в процессе усвоения ими программного репертуара.
Рассмотрим эти положения подробнее.
Методические приемы (в связи с различными видами деятельности) в известной степени определяются наличием или отсутствием сюжетности, подсказанной литературным текстом песни или названием программной пьесы. Сюжет намечает игровые действия. Поэтому последовательность исполнения музыки и рассказа о содержании игры, хоровода можно варьировать.
Такие методические приемы целесообразны при разучивании сравнительно несложных по движениям и последовательности игр. Если имеет место развернутое действие, то рассказ распределяется на отдельные эпизоды, каждый из которых сопровождается музыкальной иллюстрацией.
Разучивание танцев также требует предварительного прослушивания музыки, пояснения и показа отдельных сложных элементов. Если танец имеет двухчастную форму (запев, припев), то объяснение может быть целостным по всей композиции или отдельно по частям. Более сложная музыкальная форма (например, несколько вариаций) с разнообразным построением движений требует раздельных пояснении и показа (по частям). Методы разучивания упражнений те же, что и в предыдущей группе.
Методические приемы варьируются в зависимости от содержания игр и объема программных умений. Вначале необходим предварительный анализ игры, чтобы выяснить, какие навыки нужны для ее исполнения.
Например, игра «Бери флажок» в сопровождении венгерской народной мелодии в обработке Е. Туманян строится так: дети стоят в четырех шеренгах (квадрат), с началом звучания музыкальной фразы в центр поочередно выходят ребята, стоящие в шеренгах первыми (их четверо), затем они пляшут, используя знакомые движения, и с окончанием музыки каждый стремится первым взять флажок (в центре круга). Музыка предполагает своевременное начало движений после музыкального вступления, поочередные движения каждого ребенка в соответствии с музыкальными фразами, резкую смену характера марша (первая часть) и плясовой (вторая часть), точное движение на заключительный аккорд.
Двигательные навыки для детей этого возраста несложны. Учитывая эти особенности, педагог выбирает методические приемы. Наиболее сложными являются точный акцент на последнем аккорде и индивидуальное вступление по фразам. Здесь нужна известная тренировка, которую можно провести в виде самостоятельного упражнения. Анализ игры позволяет выделить задания, которые ставятся перед детьми для усвоения именно этой игры. В других хороводах, играх ставятся новые задания, требующие соответствующих методических приемов.
Методические приемы должны быть направлены на то, чтобы планомерно систематически развивать детские умения и способности, осваивая репертуар. Допустим, педагог обучает навыку восприятия построения музыкального произведения, его формы, музыкальных фраз, вступления, заключения. Внимание детей постоянно привлекается к повторности и контрастности построения, отмечается, что музыка не всегда одинакова, как бы меняется. Детям заранее, очень лаконично напоминают о предстоящем изменении движения, например: «Сейчас круг» (во время перестроения из колонн в общий круг), «Воротики» и т. д.
Эти приемы носят промежуточный, подсобный характер. Главное, чтобы дети сами прислушивались к музыке, чувствовали повторность и контрастность отдельных музыкальных построении, отмечали их движениями. Каждое произведение помогает решать свою задачу. Многие хороводы, песни (особенно русские народные) состоят из запева и припева («На горе-то калина», «Как на тоненький ледок», «Земелюшка-чернозем»). Это двухчастная форма, которая характерна для многих произведений, и ребята ее хорошо чувствуют. «Игра с мячами» на музыку А. Петрова имеет трехчастную форму, и педагог, привлекая внимание детей к тому, что первая и третья части схожи между собой, разрабатывает соответствующую методику.
Приемы видоизменяются в зависимости от этапа разучивания материала. Первый этап — целостное восприятие музыки. Ребенок должен почувствовать ее общий характер, настроение. Следующий этап — разучивание, наиболее длительный (несколько занятий). Здесь могут быть применены упражнения для усвоения более сложных элементов, выразительного исполнения. Целесообразны индивидуальные задания детям с учетом их возможностей, оценка качества исполнения и т. д. Заключительный этапповторение разучиваемого произведения, чтобы добиться непринужденного и самостоятельного исполнения у ребят.
Методические приемы варьируются в зависимости от тех качеств, способностей, которые педагог стремится развить у ребенка. Музыкально-ритмическая деятельность должна быть исполнительской и творческой.
Приемы развития исполнительских умений иногда предполагают действия детей в строго зафиксированной последовательности. В этих случаях применяются показ, точные инструкции. Хорошо выучив движения, ребенок хочет и может выполнить их непринужденно, самостоятельно.
Детское творчество

Есть немало игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность самим действовать творчески. Педагог, направляя деятельность детей,
применяет творческие задания в постепенном усложнении. Вначале дети импровизируют действия отдельных персонажей (однотипные характерные движения), затем они выполняют роли нескольких персонажей, определяют их характерные черты. С этой целью созданы специальные музыкально-литературные сценарии, песни, пьесы, которые с увлечением исполняются детьми.
В танцах также имеют место творческие задания. Начиная с простых импровизаций, различных переплясов, дети могут придумать любое движение, прослушав незнакомую пьесу. Ребята получают и коллективные задания: советуются, придумывают композицию танца. Опыт показывает, что для решения этих задач лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Это помогает ребятам в их творческих начинаниях, они активизируются, проявляют инициативу, самостоятельность.
В конце года, подводя итоги обучения, педагог предлагает детям следующие задания:
выразительно передать характерную особенность персонажа, прослушав незнакомое произведение по выбору педагога («Пограничник в дозоре», «Дровосек колет дрова», «Шагающая кукла», «Хитрая лиса» и др.);
исполнить парный танец красиво, правильно, изящно. Каждая пара детей танцует отдельно, их исполнение оценивает весь коллектив, уточняет педагог;
придумать (сочинить) пляску, танец по задуманному плану. Дети становятся парами и договариваются о том, что и как будут исполнять;
импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца. Педагог вызывает двоих ребят, которые, стараясь «переплясать» друг друга, придумывают движения;
придумать свой вариант импровизации движений при инсценировании незнакомой песни, которую исполняет педагог.
Музыкально-ритмическая деятельность детей 6—7 лет включав музыкальные игры, хороводы, танцы и упражнения и должна быть не только исполнительской, но и творческой, т. е. дети должны уметь самостоятельно импровизировать в играх, составлять несложные композиции хороводов, плясок.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каково значение музыкально-ритмических движений для общего музыкального развития ребенка?
2. В чем выражается взаимосвязь музыки и движения?
3. Перечислите задачи музыкально-ритмического движения.
4. Дайте характеристику основных групп музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения.
5. Покажите на конкретном примере, в чем проявляются основные особенности различных музыкально-ритмических движений (физкультурных, хореографических, образно-драматургических) и их связь с музыкой.
6. Охарактеризуйте разницу программных требований ритмики в различных возрастных группах детского сада.
7. Проанализируйте схему развития музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения и докажите их усложнение в зависимости от возраста детей.
8. Каковы характерные особенности музыкально-ритмических движений в играх, инсценировках, танцах, хороводах, сюжетных и несюжетных музыкальных играх, упражнениях?
9. Укажите особенности методики разучивания игр, танцев, хороводов.
10. Покажите последовательность разучивания плясок, сюжетных, несюжетных игр.
11 Как осуществляется индивидуальный подход к детям при разучивании игр, плясок?
12. В чем проявляются особенности методических приемов обучения музыкально-ритмическим движениям детей младших и старших групп детского сада?
13. Разработайте методику разучивания какой-либо пляски, игры, хоровода для детей дошкольного возраста.
14. Проанализируйте музыкальное произведение в грамзаписи (предложенное преподавателем) и определите характер и вид движений (игра, пляска)
15. На примере народной песни составьте композицию движения для хоровода.
16. Наметьте методику разучивания движений с пением в различных группах детского сада.
17 Используя грамзапись, разучите с детьми какую-либо игру, хоровод.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

Требования к подбору музыкально-ритмических композиций:

Важно подбирать такие ритмические композиции, которые позволяли бы решать одновременно много разных задач. Например, яркая, художественная музыка, под которую двигаются дети, развивает вкус, музыкальные способности, воспитывает эстетические потребности; быстрая смена разнообразных двигательных упражнений тренирует внимание, подвижность нервных процессов, координацию движений. Музыкальный образ и характер исполнения движений развивают фантазию и творческое воображение. Композиционные перестроения развивают умение ориентироваться в пространстве. Включение в упражнение задания на импровизацию стимулирует творческие способности детей. Таким образом, в процессе исполнения одной композиции у детей развиваются разнообразные умения и способности.

Важно подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Известно, что детям нравится исполнять то, что получается, а если материал слишком сложный, то он, как правило, ими отвергается.

Образные упражнения составляют основу музыкально-ритмических композиций, сюжетных игр и позволяют в движениях выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений. Такой вид упражнений позволяет развить у детей творческое воображение, фантазию, выразительную пластику, способность к импровизации в движениях.

Особенностью упражнений-композиций является их спортивная направленность. Такие упражнения способствуют освоению ребенком большого объема разнообразных движений, развивают чувство ритма, координацию, точность движений, память, произвольное внимание и быстроту реакции. Рекомендуется их включать в музыкально-ритмические, физкультурные занятия, спортивные праздники и досуги.

Игры-инсценировки являются разновидностью основного вида музыкально- ритмической деятельности - игры. Такие игры направлены на развитие у детей фантазии, творческого воображения, способности к импровизации. Дети стараются передать в движении различные игровые образы через характер музыки, учатся вовремя менять движения. При проведении таких игр педагог использует элементы костюмов, шапочки, маски.

В играх-композициях требуется установка на игровые образы, где происходит обыгрывание какой-то конкретной ситуации, предложенной детям. Игры-композиции способствуют развитию способности детей к импровизации, творческому воображению.

Не менее интересными и познавательными для детей являются пластические этюды , которые можно исполнять с атрибутами (ленточки, мячи). Этот вид музыкально-ритмической деятельности, с одной стороны, требует четкого, правильного выполнения движений, которые имеют в основном спортивную направленность («езда на велосипеде», полуобороты туловища направо и налево, взмахи руками и др.) и способствуют развитию у детей координации движений, гибкости и пластичности. С другой стороны, направлен на реализацию ребенком собственного понимания музыки.

Требования к подбору музыки:

Основные принципы отбора репертуара:

художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов;

моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

соответствие движений характеру, образам музыки;

разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения).

С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

небольшой по объему (2-3 минуты);

разнообразной по темпу (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями).

разнообразной по форме (вариации, рондо, 3-х частная);

Музыкальный материал:

1. Основные движения.

«Спокойный шаг» Т.Ломова (спокойная ходьба).

«Марша» М.Раухвергер

«Ходим бодрым и спокойным шагом» М.Робер

«Шагают девочки и мальчики» В.Золотарев

«Марш» Т.Ломова

«Побегаем» литовская народная мелодия

«Легкий бег» Т.Ломова

«Бег легкий и стремительный» Ф.Шуберт

«На лошадке» Т.Ломова

«Лошадка» А.Потоловский

«Веселые ножки» русская народная мелодия

«Пружинки и поднимания на полупальцы» русская народная мелодия

«Пружинки и прыжки» русская народная мелодия

«Побегаем, попрыгаем» С.Соснин

«Подпрыгивай легко» английская народная мелодия

«Мячики» Л.Шитте

«Поскачем» Т.Ломова (легкий поскок).

«Как звучит музыка?» французская народная мелодия

«Кто лучше скачет?» Т.Ломова (поскок и выбрасывание ног)

«Шаг с высоким подъемом ног и поскоки» Т.Ломова

«Мальчики и девочки» английская народная мелодия (высокий шаг и легкие поскоки)

«Лошадки» Т.Ломова (высокий шаг и галоп)

«Кружки и цепочки» С.Затеплинский (стремительные поскоки и пружинящий шаг)

«Качание рук» польская народная мелодия

«Легкие и тяжелые руки» венгерская народная мелодия

«Качание рук и мельница» Т.Ломова (маховые движения рук).

2. Способы движений.

«На прогулке» Т. Ломова (неторопливая ходьба)

«Птички летают» Л.Банникова (легкий бег)

«Воробушки» А.Серов (прыжки и легкий бег)

«Не потеряй пушинку» М.Иоранский (легкая, плавная ходьба)

«Будьте решительны и осторожны» Ж.Люлли

«Змейка» В.Щербачев

«Бесконечная сказка» В.А.Моцарт (ходьба на полупальцах)

«Шагают петрушки» французская народная мелодия (высокий и тихий шаг)

«На лыжах» А.Моффат

«Цирковые лошадки» М.Красев (высокий бег)

«Скачут лошадки» чешская народная мелодия (галоп)

«Всадники» В.Витлин (галоп)

«Дождик» Н.Любарский

«После дождя» венгерская народная мелодия (осторожный шаг и сильные прыжки)

«Прыжки через воображаемые препятствия» венг. н. м. (бег с остановками)

«Ветерок и ветер» Л.В.Бетховен (качание рук)

«Игра с водой» французская народная мелодия

«Большие крылья» армянская народная мелодия

«Собираем камешки» Л.Банникова

«Игра с воображаемым мячом» С.Майкапар

«Качели» В.Ребиков

«Веселые мячики» М.Сатуллина (прыжки и легкий бег)

«Заводим волчки» Л.Шитте (легкий поскок)

«Ау» Л.Банникова (игра в лесу).

«Качание рук с лентами польская народная мелодия

«Легкий бег с лентами» Т.Ломова

«Ходьба на носках с передачей предмета» А.Буальде

«Передача мяча» моравская народная мелодия

«Игра с мячом» шотландская народная мелодия

«Подбрасывать мяч низко и высоко» А.Капетис

«Игра с мячом по одному и парами» Ф.Шуберт

«Упражнение с цветами» Ан.Александров (качание рук и легкий бег с цветами)

«Снежинки» Дюни (с лентой)

Плясовые движения, ориентировка в пространстве.

«Спокойная ходьба» Т.Ломова

«Под яблонькой зеленою» (топающий шаг на всей ступне)

«Ходила младешенька» хороводный шаг

«Ходьба пружинящим шагом» Т.Ломова

«Ходила младешенька» выставление ноги на пятку и носок.

«Выставление ноги на пятку с полуприседанием»

«Попляшем» русская народная мелодия

«Попляшем и потопаем» А.Гольденвейзер

«Петушок расплясался» русская народная мелодия

«Шаг с притопом» русская народная мелодия

«Как у наших у ворот» (тройной шаг)

«Ой, утушка луговая» (полоскать платочки)

«Я рассею свое горе» (пляска с платочками)

«Передача платочка» Т.Ломова

«Кто лучше пляшет» А.Гречанинов

«Ах, ты береза» (каждая пара пляшет по-своему)

«Хоровод Возле речки, возле моста» русская народная мелодия

«Игра Плетень» русская народная мелодия

«Заплетися плетень» (змейка с воротцами)

«Выворачивание круга» (притопывающий шаг и легкий бег) венгерская н.м.

«Пляши веселей» (выбрасывание ног)

«Вертушки» украинская народная мелодия

«Веселые ладошки» старинная полька

«Выставление ноги на пятку» эстонская народная мелодия

«Отойди и подойди» чешская народная мелодия

«Хлоп-хлоп-хлоп» эстонская народная мелодия

«Аннушка» чешская народная мелодия

«Парная пляска» чешская народная мелодия

«Дружные тройки» И.Штраус

«Веселые дети» литовская народная мелодия

«Хлопки» Ю.Слонов

«Хочу-не хочу» карельская народная мелодия

«Полька ручеек» латвийская народная мелодия

«Приставной шаг в строну» немецкая народная мелодия

«Танцуем галопом» французская народная мелодия

«Круговой галоп» венгерская народная мелодия

«Смени пару» украинская народная мелодия.

Музыкальные игры.

Игра «Заводные игрушки» Т.Ломова

Игра «Найди свой инструмент» латвийская народная мелодия

Игра «Не выпустим» Т.Ломовой

Игра «Найди себе пару» латвийская народная мелодия

«Игра с бубнами» польская народная мелодия

«Игра с погремушками» А.Майкапар

«Игра с колокольчиками» Ю.Рожавская

Игра «Чей кружок быстрее соберется» русская народная мелодия

Игра «Будь ловким» Н.Ладухин

Игра «Ловишка» И.Гайдн

Игра «Кто первый возьмет платок» литовская народная мелодия


Ирина Иванова
Конспект музыкального занятия по развитию музыкально-ритмических движений в подготовительной группе

Цель : формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Обучающие задачи :

Побуждать внимательность, слушать классическую музыку , обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус .

Формировать певческие умения, навыки, умение играть на детских музыкальных инструментах .

Способствовать умению петь выразительно, без напряжения.

Формировать умение выполнять движения в соответствии с разнообразным характером музыки , способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений .

Развивающие задачи :

Развивать способности по восприятию музыки , т. е уметь чувствовать её настроение и характер, понимать содержание.

Развивать специальные музыкальные способности : музыкальный слух (мелодический, гармонический, тембровый, чувство ритма.

Развивать познавательный интерес к музыкальному искусству звуков .

Развивать музыкальную память , развивать двигательные качества : точность, координацию движений , пластичность, умение ориентироваться в пространстве, формировать правильную осанку.

Развивать творческие способности, потребности самовыражения в движении под музыку .

Развивать эмоциональную сферу , внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь к народной, классической и современной музыке , воспитывать инициативу и творческие способности у детей.

Воспитывать культурные навыки.

Музыкальный материал :

Слушание : «Фея Осени» С. С Прокофьева.

Пение : Упражнение «Пчелка» , распевка «Андрей-воробей» р. н. п., «Несмеяна-Осень» Н. Куликовой, «Кто сказал, что осень - грустная пора?» О. Девочкиной, «Простая песенка» В. Дементьева.

Музыкально-ритмические движения : «Полька» Д. Кабалевского, «Мыши и кот» Т. Ломовой, «Медведь» В. Ребикова, «Заинька» р. н. м., «Полька» А. Арскоса, «На горе-то калина» р. н. м.

Наглядный материал : карточки (моделирование, сундучок, пчелка, портрет композитора, игрушки самоделки, музыкальные инструменты (гитара, музыкальные треугольники ) .

Литературный материал : произведения В. Усачёва.

Словарная работа : беседа об осени, о повадках животных, рассматривание иллюстраций, картин, использование речевых игр, прослушивание музыкальных произведений об осени.

Ход занятия:

Под музыку «Полька» Д. Кабалевского дети заходят в зал.

Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости . Давайте с ними поздороваемся. Дети исполняют приветствие «Здравствуйте» .

Музыкальный руководитель : Ребята, мы с вами сейчас поиграем. Давайте представим что мы лесные зверюшки и будем двигаться в соответствии с характером музыки , изображая пугливую мышку, неуклюжего медведя, хитрую лисичку и трусливого зайчика. Сначала наши звери пойдут по такой тропинке

Дети : Змейкой.

Музыкальный руководитель : А потом как? (показ карточки с графическим изображением)

Дети : По кругу.

Музыкальный руководитель : Не забывайте, что медведь косолапый, а зайчик- прыгает мягко и легко. Слушайте музыку , она вам подскажет кто идёт по лесной тропинке.

Дети выполняют упражнение «По лесной тропинке» .

Музыкальный руководитель : Мне очень понравилось как вы передали образ мышки, косолапого медведя, хитрой лисы и зайчика.

Музыкальный руководитель : Ребята, сейчас мы повторим наш любимый танец" Полька Кремена".На 1 часть польки будем двигаться легко на носочках,хлопки во второй части будем выполнять точнее. Что измениться во второй фигуре? Правильно. Измениться направление движения . Как же мы будем двигаться в 1-ой части третьей фигуры? Правильно. Будем выполнять бег с захлестом. А в четвертой фигуре изменяем направление движения и бежим как лошадки , высоко поднимая колени.

Дети исполняют танец "Полька Кремена"А. Арскоса.

Давайте представим, что мы легкие, осенние листочки, качающиеся на ветру.

Выполняют упражнение «Листочки» .

Музыкальный руководитель : Покрутились листочки на веточках и тихо слетели на землю, удобно устроившись на мягкой, лесной полянке. /дети садятся на ковёр/

Музыкальный руководитель :

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной

Как прекрасно слышать звук,

Шум дождя и сердца стук.

А. Усачёв.

Наш мир наполнен различными звуками. Они бывают звонкие и глухие, шуршащие и даже скрипящие. Одни звуки резкие, другие- мелодичные, переливающиеся. Музыка может изображать журчание ручейка, порывы ветра, шум моря, пение птиц. Музыка может быть нежной , а может быть бурной, мощной, волнующей.

Сегодня я вам предлагаю послушать музыку Сергея Сергеевича Прокофьева из балета «Золушка» , а называется это произведение «Фея Осени» . Эта музыка очень яркая , наполнена различными звуками. Послушайте внимательно произведение, а потом мне скажите, какие вы услышите звуки, что они изображают.

/дети слушают произведение «Фея Осени» С. С. Прокофьева. /

Музыкальный руководитель :

Что вы услышали в этом произведении?

Дети : Предполагаемые ответы детей.

Музыкальный руководитель : Правильно, слышны порывы ветра, которые подхватывают осенние листья и уносят их вдаль, музыка порывистая , волнующая. К концу произведения музыка затихает , природа успокаивается.

А сейчас «листочки» полетели на стульчики. Вас ждёт сюрприз.

Музыкальный руководитель : Смотрите, какой красивы й сундучок. Что же в нём? Посмотрим. (музыкальный руководитель достает из сундучка пчёлку)

Ой, да это пчёлка. Как она жужжит?

Дети : Произносят звукоподражание «Ж-Ж-Ж»

Музыкальный руководитель : Сейчас соберем пчелок в улья и погудим с закрытым ртом. (Дети делают вдох ртом, быстро ударяют указательными пальцами по крыльям носа,пропуская воздух через нос.) упражнение повторяется 2-3 раза.

Музыкальный руководитель : Попросим у пчелки меду.

Дети исполняют попевку «Пчелка» .

Музыкальный руководитель :»Дала пчелка меду, дети поели (активная работа ртом,облизнули губки (облизывают) .До чего же сладкий медок. А теперь споем песенку пчелки.

Дети исполняют песенку пчелка.

Любительница сладкого нектара спрячется от нас в сундучок.

Музыкальный руководитель достает из сундучка игрушку-птичку.

Да это воробей, а зовут его…

Дети : Андрей!

Музыкальный руководитель : Споем распевку «Андрей-воробей» и прохлопаем ее ритм

Дети исполняют распевку.

Музыкальный руководитель : Кто же еще спрятался в сундучке?

Да это музыкальные человечки . Это- Мажор (показывает игрушку в красном костюме,а это- Минор (показывает игрушку в синем костюме) .

Какие мелодии любит слушать Мажор?

Дети : веселые,задорные, бодрые, радостные…

А какие мелодии любит слушать Минор?

Дети : грустные, печальные…

Музыкальный руководитель :Отгадайте музыкальную загадку . Вспомните название песни? (играет мелодию из песни) .

Ответы детей.

Музыкальный руководитель : Для какого музыкального человечка мы ее исполним?

Дети : Для Минора.

Музыкальный руководитель : Правильно, для Минора. Сначала мы споем мелодию с закрытым ртом (исполняют без музыкального сопровождения ) .

А теперь споем песню со словами, напевно, ласково, нежно, ясно пропевая слова и их окончания.

Не забывайте о ласковой просьбе

Дети исполняют песню «Несмеяна Осень» Н Куликовой.

Музыкальный руководитель : Молодцы, ребята. Исполнили песню очень проникновенно, с душой. Мне понравилось. А сейчас мы споем песню «Кто сказал, что осень –грустная пора» для обоих человечков, потому что в ней слышны как веселые, так и грустные нотки. А украсим мы песенку звучанием музыкальных треугольников .

(воспитатель раздает музыкальные инструменты , музыкальный руководитель напоминает правило обращения с ними)

Музыкальный руководитель : Играть будем легко, что бы звук получался звонкий.

Дети исполняют песню «Кто сказал,что осень –грустная пора?» . О. Девочкиной.

Музыкальный руководитель : Посмотрим, что еще осталось в сундучке? (вынимает гитару)

Дети : Это гитара.

Музыкальный руководитель : Как вы думаете, чья это гитара?

Дети : Это гитара лягушки.

Музыкальный руководитель : Правильно. А какую песенку любит лягушка?

Дети : Лягушка любит «Простую песенку» .

Музыкальный руководитель : А как вы думаете, для Мажора или для Минора

Прозвучит эта песня?

Дети : Эта песня прозвучит для Мажора.

Музыкальный руководитель : Исполнять эту песню будут девочки-солистки, а вы им будите подпевать припев.

Дети исполняют песню «Простая песенка» В. Дементьева

Музыкальный руководитель : Я думаю и Мажору, и Минору понравилось как вы исполнили песни. Но пришло время им снова спрятаться в сундучок.

Музыкальный руководитель : Послушайте, куда вас зовёт эта мелодия?

Дети : Эта мелодия нас зовёт в хоровод.

Музыкальный руководитель : Как называется хоровод?

Дети : Хоровод называется «На горе-то калина»

Музыкальный руководитель : Поем задорно, широко, не забывайте чётко выполнять притопы и хлопки. Движения выполняйте выразительно.

Дети исполняют хоровод «На горе-то калина»

Музыкальный руководитель : Молодцы, постарались. Движения выполняли выразительно, чётко под музыку , где необходимо плавно. Пели задорно и весело.

Музыкальный руководитель : Песни пели, хоровод водили, что ещё мы позабыли?

Дети : Поиграть!

Музыкальный руководитель : Я предлагаю вам поиграть в игру «Плетень» . (дети встают по квадрату четырьмя шеренгами) Встали красиво. Двигаться будем ровными шеренгами с правой ноги, вытягивая носочек, не отставая и не опережая друг друга. В пляске не забывайте использовать разнообразные плясовые движения , можно танцевать парами, группами и по одному . Давайте вспомним, какие плясовые движения вы знаете ?

Ответы детей.

Дети играют в игру «Плетень»

Воспитатель оценивает качество плясовых движений .

Игра повторяется.

Музыкальный руководитель : Замечательно, ребята, вы показали разнообразные плясовые движения . Двигались ровными шеренгами. Наше занятие подошло к концу . Вам оно понравилось?

Давайте вспомним чем вы сегодня занимались на занятии ?

Ответы детей.

А теперь попрощаемся с нашими гостями и пригласим их ещё к нам в гости.

Под русскую народную мелодию дети выходят из зала.

Музыкальное занятие в подготовительной группе: «Колобок»

Программное содержание:

Учить детей перед упражнениями и плясками принимать исходное положение;

    учить детей самостоятельно начинать движение после вступления;

    учить детей ориентироваться в пространстве;

    закрепить умения выполнять перестроения, чувствовать единство

    и сплочённость всех марширующих;

    учить детей придавать основным движениям (ходьбе, бегу, подскокам) и элементам танца, пляски выразительность, диктуемую музыкой и образами исполняемой игры, пляски;

    развивать умение непринуждённо придавать движениям пружинный, плавный, маховый характер, в зависимости от особенностей музыкального образа;

    закреплять умение самостоятельно создавать музыкально-

ритмический образ на музыку весёлого, энергичного,

игрового характера;

    развивать творческое воображение, наблюдательность, фантазию;

    привлекать детей к сочинению коротких сказок, историй.

Методы и приёмы: беседа, показ упражнений, загадки, подговорки, словесное объяснение, стихи, сюрпризный момент, манок.

Оборудование и материал: Демонстрационное пособие к музыкально- ритмическим движениям, карточки к образным движениям, магнитофон, стол, подставка, платочки, игрушка «Колобок».

Продолжительность занятия: 30 минут.

Пятки вместе, носочки несколько раздвинуты, ноги выпрямлены, но не напряжены. Плечики и шея слегка отведены назад, руки свободно висят вдоль корпуса, голова чуть приподнята.

3.Приветствие детей: «Здравствуйте, ребята!»; Ответ детей: «Здравствуйте!»

Пение по трезвучию

4.Творческое задание: «Волшебные игрушки»

Дети превращаются в сказочных героев

5.М.р.: Сегодня я вас приглашаю отправится в волшебное путешествие. А помогать нашему путешествию будет, послушайте мою загадку:

Дети: Колобок.

Ребята, давайте вместе «испечём колобка»,он нам будет показывать дорогу, чтобы мы не заблудились. Посмотрите какой красивый, румяный колобок у нас получился.

М.р.:Вы готовы?

Дети: Да.

М.р.: Тогда в путь!

«По сусекам он скребён,

На сметане он мешон,

Он от бабушки ушёл,

Он от дедушки ушёл»

(Колобок)

Показ игрушки

Упражнения для рук: «фонарики»-вращение кистями рук, «тарелочки»-скользящие хлопки, ритмичные хлопки, «мягкие ручки».

6. «Марш, бег, марш»

Энергичная ходьба, бег на носочках.

М.р.: Катился колобок и прикатился на большую полянку, где решил немного потанцевать.

7. Музыкальная разминка

Построение круга, разведение рук в стороны «показ большой полянки».

«Часики» - наклон головы в право, в лево, вперёд, назад.

«Весёлые плечики» -поднимание и опускание плечиков поочерёдно и вместе.

«Приглашение»- разведение рук с наклоном корпуса вперёд

«Полочка»-руки перед грудь, сложены друг на друга

«Распашонка»- руки сложены перед грудью, при приседании руки разводятся в стороны покажи «Грибочек» -наклоны туловища и руки в право и влево

«Носочек» -выставление ноги на носок

«Каблучок» -выставление ноги на пяточку

«Пружинка»- плавное полуприседание.

М.р.: И покатился колобок по тропинке дальше, прикатился в весенний лес. А на веточке сидит воробей, колобок решил поиграть с ним.

В Лесу растут большие и маленькие деревья.

Дует ласковый ветерок и качает веточки деревьев.

8.Музыкально- ритмическое упражнение

Слышите,как поют в лесу птицы.

«И запоют, засвищут все подряд».

«Змейка» бег на носочка друг за другом.

«Чик-чирик, на дорожку прыг»

Этюд: «Воробьи»-творчество детей.

«Плавные ручки»- поднимание и опу

скание рук поочерёдно и вместе.

Слушают музыку: «Пение птиц»

(дети сидят на коврике)

Игра на воображение «Хор- птиц», дети делятся на группы («кукушка»- ку-ку, «дятел»- хлопки в ладоши, «воробей»- чик- чик, «ворона»- кар- кар, «сова» -у-у-)

Игра: «Найди свой домик».(платочки)

М.р.: Нам очень понравилось в весеннем лесу, но нужно отправляться дальше. Куда это мы попали, в болото, в самую трясину нужно поскорее выбираться из него.

9. Психогимнастика, логоритмика.

«Волшебные тропинки»-широкий и

узкий шаг

«Кочки»-приставной шаг

Игра: «Тропинка» (тропинка, кочка, ямка, мох)

«Болото»- творчество детей.

М.р.: Ребята, посмотрите на лугу пасётся лошадка. Давайте мы вместе с колобком на неё сядем и поедем дальше.

10. Творческое задание

«Я скачу, скачу, скачу

И копытами стучу»

Этюд: «Лошадка»

(прямой и боковой галоп)

М.р.: Лошадка привезла нас на речку.

11. Музыкально- ритмические упражнения

Этюды: «Полоскание», «Игра с

водой».

12. Образные движения

Бег на носочках по кругу, расши

рение и сужение круга.

«Зимою беленький,

а летом серенький»-(зайчик)

«Везде рыщет, добычу ищет»-(волк)

«Ночью бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос.»

(медведь)

«Хитрая плутовка,

Рыжая головка» (лиса)

М.р.: Лисичка есть колобка не стала, а подружилась с ним.

13. Музыкально- ритмические движения, танцевальные движения.

Построение пар, кружение в парах «лодочка»,танцевальные движения на

выбор детей.

14.М.р.: «Вот и сказочки конец,

А кто показывал тот молодец!» М.р. благодарит детей за совместную

работу.

Девочки делают «пружинку»,

Мальчики «поклон»

Пусть тает снег,

Пусть тает лёд.

Весна цветы ребятам шлёт

Из недр весенних кладовых

Букет подснежников лесных.

М.р. раздает детям «подснежники»

15 Подведение итогов занятия.

Прощаются.

«До свиданья!.» (поют)

Дети под музыку идут в группу


Анна Белянинова

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Любознательный Вундеркинд»

Предмет «Ритмическая мозаика »

Тема : «»

Группа № 16, 1 года обучения

Составитель : педагог дополнительного образования

Белянинова Анна Геннадьевна

Краснодар, 2015 год.

1. Аннотация

2. Открытое занятие «Формирование навыков выразительного движения »

3. Приложение (фото материалы)

4. Опыт реализации

Аннотация :

Данное открытое занятие разработано в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Веселый Вундеркинд» , по предмету «Ритмическая мозаика » , ориентировано на детей возраста 6 лет.

Цель моей работы : развитие детей дошкольного возраста.

Танцевальное движение - это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного , танцевального творчества, развитие музыкальности , умения творчески выразить свое восприятие музыки в движениях являются важными задачами ритмического воспитания . Но из-за недостаточно развитого чувства ритма не все дети могут гармонично сочетать движение с музыкой , выражать ее характер и музыкальный образ . Этим определена актуальность выбора темы моей работы.

Представленные в работе музыкально- ритмический материал , игры и танцы вырабатывают необходимые для гармоничного развития детей умения : владеть своим телом, выражать при помощи пластики жестов, мимики, различные эмоции, скоординировано двигаться, ориентироваться в пространстве. Музыкально- ритмические движения дают возможность освоить простейшие танцевальные движения , научиться двигаться с пением, ритмическим произношением слов .

Данный материал предложен в сюжетно-игровой форме, с использованием сказочных образов, что служит отличной базой для успешного понимания и разучивания ребенком танцевальных движений , и постановок. Дети, попадая в такие условия, проявляют активность, инициативу, находчивость, решительность.

Используя свой опыт работы по развитию музыкально- ритмических движений у дошкольников , на основе особенностей детей представляю модель для разучивания танца.

Тема занятия : «Музыкально- ритмические движения »

Цель : формирование творческих способностей средствами музыкально- ритмических движений .

Задачи :

1. формировать навыки основных танцевальных движений .

2. развить двигательные качества и умения, координацию движений , развитие ритма .

3. развить творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку .

4. обогатить двигательный опыт детей разнообразными видами движений .

Форма занятия :

Предполагаемый результат :

Формируются навыки основных танцевальных движений ,

Улучшаются двигательные качества и умения, координацию движений , развитие ритма ,

Развиваются творческие способности, потребности в самовыражении в движении под музыку ,

Повышено качество исполнения двигательного опыта детей разнообразными видами движений .

5. Дидактические, методические, наглядные пособия :

для учащихся :

Элементы костюмов

для педагога :

фонограммы

Оборудование :

Магнитофон

В данном занятии используются технологии :

Игровые,

Здоровьесберегающие,

Развивающие

Структура занятия :

1. Организационный момент (организованный вход детей в класс и построение в линии, поклон - приветствие) - 3 минуты

2. Разминка на середине : (разогрев всех групп мышц) – 5 минут

3. Прыжки по кругу – 3 минут

4. Основная часть : игроритмика (танцы - игры упражнения на ориентировку в пространстве– 14 минут

5. Заключительная часть : упражнения для восстановления дыхания, работы рук, поклон – 3 минут.

6. Подведение итогов. – 2 минут.

Ход занятия

1. Организационный этап

Дети входят в зал друг за другом и строятся вдоль зеркала лицом к педагогу. Приветствие.

Педагог : Сегодня к нам на занятие пришли гости , они хотят посмотреть, чему вы научились. Давайте с ними поздороваемся (дети встают врассыпную лицом к гостям и делают поклон) .

Ну, а мы с вами отправляемся путешествовать на паровозике! Прошу вас занять места , мы отправляемся в «Сказочную страну» .

(Дети строятся друг за другом)

Паровозик (педагог) везёт вагончики (детей) преодолевая на своём пути препятствия.

Путешествие сопровождают песенкой "Веселые путешественники" дети идут по кругу и «змейкой»

Педагог : Стоп! Приехали! Первая станция «Ритмическая полянка » Выходите из вагонов. Ребята, посмотрите, как красиво вокруг, какая красивая цветочная полянка. Выберете себе понравившийся цветок, подойдите к нему, и мы сейчас проведем разминку на нашей полянке.

Проводится танцевальная разминка.

Ритмический танец «Антошка» (под песню «Антошка» ).

Вступление. Дети становятся врассыпную, ноги на ширине плеч, руки на поясе, качают головой вправо-влево.

1-й куплет. На счет 1 – небольшой наклон вперед с прямыми вытянутыми вперед руками; на 2 – выпрямиться, руки на поясе. Повторить 5 раз.

Припев. На 1 – наклон туловища вправо; на 2 – выпрямиться; на 3 – наклон влево; на 4 – выпрямиться. Повторять движения до конца припева .

2-й куплет. На 1 – протянуть вперед правую руку; на 2 – поставить ее на пояс; на 3 – протянуть вперед левую руку; на 4 – поставить ее на пояс. Повторить 2 раза.

Проигрыш. Встать прямо, ноги вместе, руки сжаты в кулачки. Выполнять полуприседания, имитируя игру на гармошке.

Припев. Повторить движения припева после 1-го куплета.

3-й куплет. Выполнять «присядку» , выпрямляясь, выставлять на пятку то правую ногу, то левую и разводить руки в стороны.

Припев. Шаг на месте, покачивая головой вправо-влево. В конце – прыжки : ноги в стороны, ноги вместе с хлопками над головой. На последний звук – сесть на пол.

2. Основной этап

Педагог : Ну, что, ребята, нам пора отправляться дальше! Нас ждет «Танцевальная площадка» .

«змейкой»

Педагог : Ребята, мы с вами приехали на удивительную площадку, где мы научимся красиво танцевать.

«Барбарики»

Цель : учить детей ритмично исполнять основные шаги, передвижения сочетая хлопки и притопы.

Игра «Дискотечный марафон»

Цель и задачи : научить детей активности и самостоятельности, коммуникативных способностей.

Дети становятся на любом месте.

Звучит музыка , дети выполняют свободные танцевальные движения .

Остановка музыки дети становятся в статичную фигуру.

Игра повторяется 3 раза

Самые внимательные награждаются аплодисментами.

Разучивание танцевальной композиции «Бабка – Ежка»

Цель и задачи :добиваться эмоциональности и выразительности исполне-ния.

Музыкальное сопровождение : песня «Бабка Ежка» сл. и муз. Т. Морозова

Хореография : Т. Суворова

И. П.: ноги в 6 п., руки свободно опущены

На неведомых дорожках, выпад в пр. сторону пр. р. над бровями – «смотрим вдаль» ,повторить в лев. сторону

Где растёт дремучий лес. поднимаем руки вверх и опускаем

Избушка там на курьих ножках. руки домиком над головой

Да сосны вьются до небес. поднимаем руки вверх и опускаем

Кто в избушечке живёт? держать руку «под козырек» (то правую, то левую)

Песню громкую поёт? удивляются : вправо - влево

Там бабушка Яга приседаем : руки как «Чунга-Чанга»

Костяная нога 4 хлопка по пр. н. – 4 раза

Припев :

Бабка Ёжка, выгляни в окошко показываем Бабку Ежку в окошке

(2 раза) (показать руками окошко)

Не боимся мы тебя руки на пояс, поочередно выставлять на пятку то пр., то л. н. – 4 раза

Тру-ля-ля, тру-ля-ля

Выходи скорей гулять

Будем петь и танцевать


Проигрыш : сложить руки полочкой, поворот вокруг себя в правую сторону, затем в левую сторону.

Ох, и скучно же старушке повторяются движения первого куплета

Жить одной в такой глуши.

Когда вокруг одни лягушки

Да густые камыши.

Вот бы было б хорошо,

Кабы в гости кто пришел

к бабушке Яге –

Костяной ноге.

Припев : повторить движения припева

Педагог : Ребята, какие вы молодцы, как весело нам было на танцевальной площадке, но нам пора возвращаться!

Путешествие сопровождают песней "Веселые путешественники", дети идут по кругу и «змейкой» .

3. Заключительный этап. Подведение итогов занятия .

а. упражнения для восстановления дыхания

б. упражнения для рук

в. игра «Зеркало»

г. поклон

Педагог отмечает работу каждого ребенка.


Анализ опыта реализации :

Занятие было проведено с детьми 6-ти летнего возраста.

Дети закрепили и повторили пройденный материал, показали свое умение работать как индивидуально, так и в группе.

Дети научились согласовывать движения с характером музыки , с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности : ритмичности и выразительности : ритмично и выразительно двигаться,

играть в музыкальные игры , а также повышено качество исполнения танцевальных композиции;

У детей формируется чувство ритма , выражающееся в том, что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность , откликаются на нее и передать ее в движении ; формируются художественно-творческие способности.

У детей появилась уверенность, они стали более общительными, робкие и застенчивые преодолели неуверенность, научились управлять собой, своим поведением, телодвижениями , стали приносить истинную радость. У них повысился интерес к музыкальной деятельности , в частности, к совместному исполнению движений . Дети внимательнее стали слушать музыку , начинать и заканчивать движения в соответствии с продолжительностью ее звучания. Начали увереннее ходить, легко бегать, ритмично двигаться , а также выразительно передавать движения и музыкально – игровой образ .

Именно это занятие поможет ребенку в дальнейшем успешно осваивать другие виды художественно-творческой деятельности, т. к. тяга к творчеству является не врожденным качеством, не природным даром, а результатом воспитания. Эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство развития личности дошкольника.

Использованные источники и литература :

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. - М., 1999.

2. Бочкарева Н. И. Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии . Учебно–методическое пособие. – Кемерово, 1998.

3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика . – Спб., 1997.

4. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2002. – 120с.

5. Коренева Т. Ф. Музыкально- ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч. 1. – 112 с.

6. Коренева Т. Ф. Музыкально- ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2001. – Ч. 2. – 104 с.

7. Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика . Хореография в детском саду. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2066. – 272 с. + вкл.

8. Видео : Методика логоритмики и танцевальные этюды для детей 3-6 лет Л. Богомазова, 2009.