Символика музыкальных инструментов. Сафон К

20

Живопись 27.12.2015

Дорогие мои читатели, в предновогодние дни так много суеты. И если вам захочется чуть отдохнуть от таких вот забот, я приглашаю вас за настроением. Настроение будет душевным, надеюсь, что именно таким. Мы с вами посмотрим удивительные, глубокие, чувственные работы художницы Анжелики Привалихиной, которые я выбрала для оформления и обложки нашего зимнего выпуска журнала Ароматы счастья «Душа зимы».

Начну немного предистории. Возможно, вам это будет тоже интересно. Знаете, с чего начинается у меня каждый раз работа над журналом? С его идеи и образа. И они появляются вместе с атмосферой от картин художников. Через них приходят мысли и настроение для слова редактора, и собирается в целом журнал. Поиск этот складывается по-разному. Иногда сразу приходи все. А иногда ищу-ищу, и как я говорю: «Вот что-то не то…»

И в этот раз я пересмотрела огромное количество картин художников на зимнюю тему. Много прекрасных работ, но вот в журнале их не видела. И вдруг совершенно случайно я увидела работы Анжелики Привалихиной. И сразу сказала: «Вот именно то, что я искала». И как же мне повезло, что я нашла Анжелику, и она дала согласие и выразила огромную радость, что ее работы будут представлены в нашем журнале.

И вот после такого лирического вступления приглашаю вас насладиться чувственностью вместе с картинами художницы. И опять я хочу особой атмосферы. Посмотрим мы их под музыку. Если кого-то это отвлекает, просто не ставьте ее. Звучит . Композиция Winter emotions. Ее же я взяла и для озвучивания слова редактора.

Художница Анжелика Привалихина. Мир особых чувств

Вот с этой картины, которая называется «Рапсодия», началось мое знакомство с художницей. Именно в ней я увидела то, что созвучно мне по настроению и состоянию души, и поняла, что эти работы будут в нашем журнале.

Душа как птица с клетки рвется –
Стремится к свету, к небесам…
Душа как песня в счастье льется;
Грустит душа, коль в грусти сам.
Открой же клетку – дай свободу!
Почувствуй счастья полноту!
Познай своей души природу!
Любви постигни красоту!
И мир откроется иначе
Спадет былая пелена
И станет ясною задача
Зачем Земля нам создана…

Ирина Артлис

Рапсодия

Вот что говорит сама художница о своем творчестве: «Меня не трогает красота… Мне интересен не просто сюжет, красивый образ или форма, меня трогает душа, внутренний трепет, особые чувства, которые я переношу на холст через краски. Перед тем как увидеть образ героя, задуманного сюжета, я стараюсь увидеть его внутреннее содержание, его духовную сторону, созерцать его глазами, чувствовать его сердцем. Как бы происходит внутренний диалог, особые отношения между героем и автором. Что такое натюрморт? Это мои желания. Мне хочется небо и моря, я пишу сосуды и ракушки, мне хочется тепла и любви, пишу цветы… Современников пока не пишу, может, потому что я сама живу в современном мире и знаю все потребности души и бытия человека сегодняшнего дня, но люди прошлых веков для меня интересны.

Цветы…, розы… — это моё благодарение всем почитателям моего творчества. Спасибо!» — Анжелика Привалихина

Немного о самой Анжелике. Еще в детстве, переехав вместе с родителями из Тульской области в Сибирь, она часами просиживала у окна, зарисовывая в дневник то, что видела на улице. Но не только и не столько факты отражались на ее рисунках. Скорее, они показывали оттенки настроения самой девушки, ее родителей и других людей. Такое умение чувствовать и видеть все привело Анжелику сначала в школу для одаренных детей в области искусства, затем — в художественном училище.

Ее авторский курс обучения искусству для начальной школы был опубликован как монография и используется как основа для художественного обучения в начальных школах Сибири. Сейчас Анжелика Привалихина живет в Санкт-Петербурге.

Она имеет множество наград в области искусства, участвует в выставках в России и за рубежом. Многие ее работы украшают собой музеи, а также частные коллекции по всему миру.

Чем же так берет за душу творчество этой чудесной художницы? Наверное, в первую очередь изображением красоты мира, пропущенной через сердце и душу и изложенным на полотнах. Впрочем, сейчас Вы сами все увидите…Продолжим знакомство с творчеством художницы.

В прозрачных пространствах Эфира,
Над сумраком дольнего мира,
Над шумом забытой метели,
Два светлые духа летели.
Они от земли удалялись,
И звездам чуть слышно смеялись,
И с Неба они увидали
За далями новые дали.
И стихли они понемногу,
Стремясь к неизменному Богу,
И слышали новое эхо
Иного чуть слышного смеха.
С Земли их никто не приметил,
Но сумрак вечерний был светел,
В тот час как они над Землею
Летели, покрытые мглою.
С Земли их никто не увидел,
Но доброго злой не обидел,
В тот час как они увидали
За далями новые дали.


Константин Бальмонт

Ноктюрн ангелов

О чем поют эти ангелы? Какая музыка льется с тонких струн души? Об этом знает только Бог… А еще наши сердца. Которые умеют слушать по-настоящему…

А вот как вдохновилась работами художницы ведущая нашей рубрики Аня Кутявина.

Здесь ангелы играют для души…
На скрипке, саксофоне и кларнете.
Впитав все сны о прошлогоднем лете,
И слезы, прозвеневшие в тиши…

Здесь ангелы играют обо мне.
О том, как важно жить, любить и верить,
И все же отыскать к сердечку двери,
Чтоб там мечтать о главном – о весне…

Здесь ангелы играют обо всем,
Что ранит, греет, трогает, цепляет,
О том, что мое сердце согревает,
О том, что дарит смысл день за днем…

И вот, под вечным небосводом лет
Струятся те божественные звуки,
Как будто чьи-то бережные руки
Меня качают и хранят от бед…

Белые розы и лимон.

Бывает тишина волшебной…

Ты тихо поешь колыбельную песню опять
И стала красивой,как прежде.Глаза потеплели.
Луна колыбель освещает.Ты глаз оторвать
Не можешь от этой залитой луной колыбели. 


Ты тихо поешь колыбельную песню опять.
Я счастлив: и вновь понимаю,как вечно все это.
Я знаю: ребенку-расти,этой песне-звучать.
Я знаю,что вечно сияние лунного света. 



Лицо материнское будет красивым всегда,
Любовь материнская будет полна бескорыстья,
Как будет прохладной далеких вершин высота,
Как будут весною зелеными травы и листья.


Кайсын Кулиев

Радость моя

Счастье быть матерью – не просто радость, переполняющая сердце. Это огромный мир, который открывается с первым вздохом твоего младенца. Мир, который не просто велик и красив, но еще и божественно щедр к нам каждый день, час и миг. Хотя бы потому, что можно прямо сейчас прижать к сердцу родного и близкого человечка…

Вы слышите, как пахнет тишиной?
Смотрите, до чего же запах вкусный!
В его движениях такой покой искусный,
В его улыбке столько милой грусти,
Что хочется ей вторить немотой.
Вы видите, как пахнет тишиной?
Прислушайтесь к беззвучия оттенкам…
На языке покоя сам покой
С безмолвия для вас снимает пенки, –
Теперь вы знаете, как пахнет тишиной…

Терентiй Травнiкъ

Мелодия тишины

Интересно, а как звучит ваша тишина? Какой у нее вкус, запах, цвет? Как же важно знать ответы на эти вопросы…

Красная ленточка

Уж на исходе день рабочий,
И на исходе суета,
Сегодня я устала очень,
И знаю, что и ты устал.

Давай-ка выдохнем усталость
И полной грудью вновь вдохнем,
И все сегодня, что осталось,
Наполним светом и теплом.

Расправим, будто крылья, плечи
И на край света улетим,
И пусть чудесный этот вечер
Исполнит все, что захотим.

Планида Наталья

Теплый вечер

После дождя

Дорогие мои читатели, я искренне желаю всем нам теплых дней и вечеров, наполненных любовью и нежностью близких и родных. Улыбок, солнца и света, которыми с нами так щедро поделилась художница Анжелика Привалихина. Искренне благодарю ее за такой прекрасный подарок, за наше знакомство и общение…и не устаю благодарить судьбу, что она дарит мне вот такие удивительные знакомства и встречи.

Сайт художницы Анжелики Привалихиной

И напоследок, приглашаю вас посмотреть видеоматериал с картинами художницы.

Дорогие мои читатели, вот такой атмосферой пронизан наш зимний выпуск журнала «Ароматы счастья», который я назвала «Душа зимы». В нем много полезного и душевного для всей семьи. И много музыки. Если вы еще не читали его, не знакомы всем, подпишитесь на него и журнал бесплатно придет вам на почту. Мне так хочется, чтобы как можно больше людей узнали о нашем журнале, наполнялись духовно и душевно. Зима, душа и крылья бабочки… пусть они коснутся сердца каждого из вас.

получить журнал бесплатно

Наши бесплатные подарки для вас

наши подарки для вас

Счастья вам, дорогие мои, прекрасного предновогоднего настроения и душевного тепла!

Смотрите также

20 комментариев

    4APK
    06 Мар 2016 в 3:53

    Ответить

    orenkomp.ru
    07 Фев 2016 в 18:29

    Ответить

    Ответить

    Ответить

    Ответить

Музыка и музыкальные инструменты.
Безграничен их мир, бесчисленными нитями связан он с нашей душой. Множество ассоциаций рождают сами инструменты, заставляющие звучать радостную или грустную, мятежную или умиротворенную музыку.
Речь в этой статье пойдет о том символическом значении музыкальных инструментов, которое они приобрели еще в давние времена, и это придавало определенные "обертоны" многим картинам европейских художников средневековья, Возрождения и более позднего времени.
С незапамятных времен считалось, что любовь и музыка неразделимы. И музыкальные инструменты на протяжении столетий прочно ассоциировались с любовью, причем определенные инструменты - с различными ее проявлениями. Средневековая астрология учит, что все музыканты - "дети Венеры". Во множестве любовных сцен у художников Возрождения музыкальные инструменты играют важную роль. Ярчайший пример - цикл картин Тициана (подлинников и современных художнику копий), в целом именуемый "Венера с музыкантом". Датируются эти картины 1550-1585 годами. Среди них и "Венера с лютнистом", и "Венера с органистом". Музыкальные инструменты непременно сопровождают богиню в сценах, изображающих ее с Марсом. Здесь они такой же ее атрибут, как оружие и доспехи для ее партнера. Любовные "обертоны" отчетливо "прослушиваются" на картине Караваджо "Амур-победитель", где родословная Амура - сына Марса (бога войны) и Венеры (богини любви) символизируется воинскими доспехами, с одной стороны, и скрипкой, лютней и раскрытой нотной тетрадью - с другой.
Из античности в европейскую культуру перешло четкое разделение струнных и духовых инструментов, основывавшееся на различии тех смыслов и символических значений, которыми наделялись эти инструменты. Наиболее откровенно это различие - и даже, можно сказать, антагонизм - проявилось в древнегреческих мифах о состязании Аполлона с его незадачливыми конкурентами-музыкантами. Один миф, довольно юмористический, получил распространение в живописи как "Суд Мидаса", второй - глубоко трагический, известен как "Состязание Аполлона с Марсием". Обычно эти два мифа смешивают, не обращая внимания на тонкие различия. Мельком я упомянул об этом в статье "Прекрасный союз"; сейчас повод остановиться на этом подробнее (обстоятельный разговор о различии этих сюжетов и музыкальной подоплеке этих мифов пойдет, я надеюсь, в одной из следующих статей - "Первый музыкальный турнир: литературные свидетельства и художественные иллюстрации").
Итак, в первом мифе фигурирует бог Пан с непременным своим атрибутом - флейтой (флейта Пана, или сиринкс). Комизм этой истории в том, что пострадавшим в результате состязания Аполлона-кифареда с Паном-флейтистом оказался сторонний наблюдатель - царь Мидас, не согласившийся с вердиктом Тмола, отдавшего первенство Аполлону. У царя Мидаса выросли ослиные уши. Овидий в "Метаморфозах" так повествует об этом:
Тмол порешил, чтоб Пан не равнял своей дудки с кифарой.
Суд священной горы и решенье одобрены были
Всеми. И только один порицал, называя сужденье
Несправедливым, - Мидас, и Делиец терпеть не изволил,
Чтоб человеческий вид сохранили дурацкие уши:
Вытянул их в длину, наполнил белеющей шерстью,
Твердо стоять не велел и дал им способность движенья.
Прочее - как у людей. Лишь одной опорочен он частью.
Так был украшен Мидас ушами осла-тихохода.
(Перевод С. Шервинского)

Примечательно, что Мидас оказался наделенным ушами именно осла: это животное считалось особенно невосприимчивым к музыке. Вот почему так забавно выглядит "подпевание" осла ансамблю ангелов (трое из них с музыкальными инструментами, а еще двое - поют; кажется, третьего голоса действительно не хватает) в трогательной сцене "Рождество" (ок. 1470) итальянского художника XV века Пьеро делла Франческа. Осла, поющего по нотам - один из символов глупости, - изобразил на своей гравюре "Осел в школе" Питер Брейгель Старший.
Во втором мифе события развиваются гораздо более драматично. Марсий, этот уже почти человек, признанный богами побежденным, понес тяжкое наказание - с него содрали кожу и повесили ее в гроте в Келенах, где она трепетала всякий раз при звуках авлоса, на котором некогда играл Марсий, и оставалась неподвижной, когда звучала лира или кифара Аполлона. Овидий излагает эту историю более кратко:

Другой о Сатире припомнил, который,
Cыном Латоны в игре побежден на Палладиной флейте,
Был им наказан. "За что с меня ты меня же сдираешь?" -
Молвит. "Эх, правда, - кричит, - не стоило с флейтою знаться!"
Так он взвывал, но уж с рук и с плеч его содрана кожа...

Интересным претворением этого сюжета является диптих итальянского художника Джованни Пальмы (1544-1628), внучатого племянника знаменитого Пальмы Веккио [Старшего]) "Аполлон и Марсий". Правая его часть изображает казнь Mapсия. Оба инструмента - лира да браччо и флейта - лежат на земле. О них необходимо сказать несколько слов. Несмотря на то, что со времен Рафаэля подлинные античные лиры и кифары были известны художникам и часто воспроизводились (Рафаэль изучал форму античных инструментов по древнеримским саркофагам), и сам Рафаэль, и многие другие художники давали в руки Аполлону современный им струнный инструмент - виолу да браччо, предшественницу скрипки. Объясняется это тем, что, во-первых, в то время виола да браччо считалась самым благородным инструментом (именно по виоле да браччо, которую держит в руках юноша в крестьянском костюме на картине Беллини "Празднество богов", мы узнаем, что это переодетый Аполлон), во-вторых, другое название - лира да браччо - делало ее в глазах людей того времени полноправным заменителем античной лиры.
Пояснений требует и инструмент Марсия. На этой картине художник смешал - сознательно или случайно? - оба мифа. С одной стороны, Аполлон сдирает кожу со своего конкурента, следовательно, соперник Аполлона - Марсий; с другой - мы видим здесь инструмент побежденного: флейту Пана. В таком случае это Пан. А ведь флейта Пана и авлос, на котором в действительности играл мифический Марсий, - это два совершенно разных инструмента. Тот же Овидий рассказывает в "Метаморфозах"), как нимфа Сиринга, спасаясь от преследования влюбившегося в нее Пана, превратилась в тростник. Опечаленный Пан срезал его, сделал несколько трубок разной длины и скрепил их воском. Этот инструмент Пан назвал сирингой (или сиринксом; вспомните пьесу Дебюсси для флейты соло, которая так и называется - "Сиринкс"). Он действительно был инструментом флейтового семейства. Авлос же, инструмент Mapсия, принадлежал к семейству язычковых и являлся прототипом современного гобоя. В отличие от сиринкса он обладал резким, пронзительным звуком.
Таким образом, можно констатировать, что для древних греков авлос был инструментом страсти, инстинктов; он символизировал дионисииское начало, в то время как лира - начало алоллоническое.
Итак, античная лира заменялась европейскими художниками на современную им лиру да браччо. Подобная замена происходила и с инструментом Марсия. Нередко художники вместо малознакомого авлоса давали ему в руки хорошо известную им волынку. Это был типичный инструмент народной европейской культуры, хотя на волынке, по свидетельству Светония, играл римский император Нерон (в античную эпоху), а на изящном мюзете (французская разновидность волынки) - чуть ли не весь французский двор. И тем не менее сельские, пасторальные и пастушеские "обертоны" в символическом звучании волынки сопровождают всю историю западноевропейской живописи. Во множестве картин на сюжет "Поклонения пастухов" пастухи изображены именно с волынкой. В Италии испокон веков существует традиция играть во время Рождества перед образами Богоматери и младенца на всевозможных дудках, в том числе на волынках.
Дудки, флейты, жалейки - все они отчетливо указывают на пастушескую тему. Юпитер поручает Меркурию убить стража Аргуса, который охранял Ио, превращенную Герой в корову. Меркурий расположил к себе Аргуса, усыпив его игрой на сиринксе, а когда тот уснул, убил его. Знал ли Рубенс, автор знаменитой картины на этот сюжет, первоисточник - рассказ из первой книги "Метаморфоз" Овидия? Тут возникает сомнение, потому что именно в этот рассказ Овидий включил историю о том, как был создан сиринкс, и даже его, что называется, техническое описание. Рубенс же дает в руки Меркурию коническую флейту, не имеющую ничего общего с сиринксом. Но как бы то ни было, коническая флейта тоже была пастушеским инструментом.
Другой пастух - гигант Полифем - тоже играл на сиринксе. Вот как описано это в "Метаморфозах" Овидия:

Взял он перстами свирель, из сотни скрепленную дудок,
И услыхали его деревенские посвисты горы,
И услыхали ручь

(Перевод С. Шервинского)
Обратившись к другим музыкальным инструментам, мы обнаружим их связь с определенными персонажами мифологии или Священного писания. Через эту связь они приобретали свое символическое значение. Такова, например, арфа. В сознании европейцев средневековья и Возрождения она прочно ассоциировалась с библейским царем Давидом, легендарным автором псалмов. На картинах его часто изображали играющим на этом инструменте, покуда он пас скот (в юности Давид был пастухом). Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, приручавшим животных своей игрой на лире. Но чаще Давида можно видеть музицирующим на арфе перед страдавшим меланхолией Саулом: "И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него" (1-я книга Царств, 16: 22 - 23).
Замечательно композиционное решение неизвестного богемского художника XVII века, украсившего своей картиной корпус старинного клавесина: инструмент этот, построенный вертикально (он называется клавицитериум), напоминает арфу, и царь Давид изображен играющим на нем.
Зная о таком употреблении арфы, не должны ли мы по-особому "читать" портрет английского короля Генриха VIII, где он изображен играющим на арфе, и видеть в этом монархе как бы нового Давида?
Высокое предназначение арфы подтверждается и Новым Заветом. В Апокалипсисе (Откровение святого Иоанна Богослова) старцы, восседающие вокруг алтаря с агнцем, поют, аккомпанируя себе на арфах (в русском переводе Библии арфа повсюду именуется гуслями): "И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь..." (Откровение святого Иоанна Богослова, 5: 8-9).

Многие музыкальные инструменты символизируют муз и являются их непременными атрибутами. Так, для Клио (муза истории) - это труба; для Эвтерпы (музыка, лирическая поэзия) - флейта, часто двойная, иногда также труба или, реже, какой-нибудь другой музыкальный инструмент; для Талии (комедия, пасторальная поэзия) - небольшая виола; для Мельломены (трагедия) - горн; для Терпсихоры (танец и песня) - виола, лира или другой, но непременно струнный инструмент, начиная с XVII века им часто была арфа; для Эрато (лирическая и любовная поэзия) - тамбурин, лира, реже треугольник или виола; для Каллиопы (эпическая поэзия) - труба; для Полигимнии, или Подимнии (героические гимны) - орган-портатив, реже - лютня или другой инструмент.
Итак, все музы, кроме Урании, имеют среди своих символов или атрибутов музыкальные инструменты. Почему? Объясняется это тем, что в античную эпоху стихи самых разных жанров исполнялись нараспев и включали в себя в той или иной степени музыкальный элемент. Потому и музы, покровительствовавшие разным поэтическим жанрам, имели каждая свой инструмент.
С распространением христианства и его священных книг призыв царя Давида, содержащийся в 150-м псалме, стал мощным стимулом для художников:

Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуйя.

Хор ангелов становится непременным участником всех наиболее волнующих сцен христианской истории. И поскольку человек в воображении своем творил небеса по образу земному, он окружил Создателя, правящего как царь, ангелами-слугами, причем расположил их по ранжиру, и эта иерархия символизировалась, помимо прочих атрибутов, музыкальными инструментами.
Особая роль отводилась так называемой тубе, мощно звучащему духовому инструменту очень древнего происхождения (библейская туба не имела ничего общего с современной, используемой в симфонической и духовой музыке, - наша туба появилась лишь в XIX веке. Встречающийся в русских переводах термин "труба" является собирательным и включает в себя библейскую тубу). В эпоху средневековья тубой назывались многие духовые инструменты. Главное, что их объединяло, - способность издавать мощные сигналы. Именно это наделяло их символическим значением. Вот третий стих второго раздела "Dies irae, dies ilia" ("Тот день, день гнева") - заупокойной католической мессы (Requiem):

Tuba mirum spargens sonum
Per sepulcra regionum
Coget omnes ante thronum. (Труба, сея дивный клич
Среди гробниц всех стран,
Всех соберет к трону.)

В "Реквиеме" Моцарта начало этого раздела возвещается мощным авторитарным соло тенорового тромбона. Мы слушаем его, и перед мысленным взором предстают живописные образы Страшного суда, например, Джотто, где четыре ангела вокруг Христа во славе трубят на все четыре стороны (на "все страны"), или Рогира ван дер Вейдена (здесь опять-таки четыре ангела трубят, дабы воскресить мертвых и взвесить их на весах добродетели и греха, которые держит архангел Михаил), или Ганса Мемлинга, или, наконец, Микеладжело, где это ожидающее всех нас событие предвосхищено с гипнотической силой.
Под мощный глас трубы сошел Господь на гору Синай для разговора с Моисеем и передачи ему десяти заповедей: "На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стране... И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом" (Исход, 19:16,19).
Легендарную роль сыграли семь труб во взятии Иерихона: "Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ [весь вместе] громким [и сильным] голосом; и обрушилась [вся] стена [города] до своего основания, и [весь] народ пошел в город, каждый со своей стороны, и взяли город" (Иисус Навин, 6:19).
Символическое значение имел и другой древний инструмент - псалтериум. Так, в руках ангелов он указывал на Иисуса Христа, а точнее, на его человеческую ипостась. Согласно средневековым представлениям, форма псалтериума как бы имитирует форму тела распятого Христа, а будучи в целом инструментом треугольным, псалтериум символизировал также св. Троицу. С другой стороны, десять - когда изображалось именно такое их число - струн этого инструмента символизировали десять заповедей.
Порой на картинах старых мастеров можно видеть младенца Иисуса, играющего на псалтериуме, как, например, на картине Верхнерейнского мастера "Райский сад" (ок. 1410). В таком случае этот инструмент становится символом божественной природы Спасителя, представшего перед нами в облике человека. Все, вплоть до мельчайших деталей этой картины (мы воспроизводим лишь ее фрагмент - центральный образ), являет нам мир видимый, но при этом олицетворяет собой и мир невидимый, трансцендентный. Подлинный смысл картины проясняется только через раскрытие символических взаимосвязей и внутренних контактов, существующих между персонажами и предметами, изображенными на ней.
Особенно часто мотив музицирующих ангелов встречается на картинах, изображающих Марию с младенцем. Поющие и играющие на музыкальных инструментах ангелы прославляют Мадонну и передают ее скрытую радость - ведь существовавшие каноны не позволяли изображать Марию ликующей; мы видим ее всегда сосредоточенно-умиленной. Музицирование ангелов сопровождает и другие истории, связанные с Марией, - Вознесение и Коронацию. Эти сюжеты давали художникам поистине безграничные возможности для изображения целых оркестров; во всяком случае, здесь мы можем увидеть едва ли не весь инструментарий, бытовавший во времена того или иного мастера.
Из множества сюжетов, связанных с Девой Марией, остановимся на одном, встречающемся сравнительно редко. Он основан на рассказе Иоанна Богослова: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна. и на главе ее венец из двенадцати звезд" (Откровение святого Иоанна Богослова, 12:1).
На этот сюжет написал чудесную картину "Дева Мария с Младенцем" нидерландский художник XV века Гертген тот Синт Янс. И хотя далее Иоанн говорит о том, что Дева беременна и явился дракон, чтобы пожрать младенца, лишь только он родится на свет, художник изобразил Марию уже с новорожденным, соединив тем самым как бы два сюжета: "Богоматерь с Младенцем" и апокалиптический образ "Дева Солнца".
У младенца в руках колокольчики, и он как бы управляет мировой гармонией. Его взгляд устремлен на ангела, в руках которого такие же два колокольчика; ангел этот - весь внимание, он готов передать исходящий от младенца Иисуса импульс многочисленному ангельскому оркестру. Эта картина в точности иллюстрирует концепцию Фомы Аквинского, согласно которой Иисус - творец гармонии сфер. Гармония символизируется на картине Гертгена множеством ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В сущности, здесь полный набор инструментов XV века - лютня, большая свирель, виела (иначе - фидель), необычный плоский колокол, по которому ангел бьет колотушкой, флейта и барабан (как своеобразный единый инструмент, на котором играет один исполнитель; английский композитор елизаветинской эпохи Уильям Бёрд написал пьесу для вёрджинела, которая имитирует звучание этих двух инструментов и так и называется - "Флейта и барабан"), колесная лира, треугольник, всевозможные медные духовые. В правом нижнем углу художник поместил цимбалы, а в остальных углах - все три известных тогда клавишных инструмента: орган, клавикорд и, судя по всему, клавесин с вертикально расположенными струнами - уже известный нам клавицитериум.
Безусловно, художник не ставил себе задачу изобразить ансамбль, встречавшийся в реальной музыкальной практике того времени, - многие из этих инструментов не сочетаются друг с другом. Его целью было создать настроение всеобщего ликования и символически передать самую громкую и богатую звучность.
Итак, нет сомнений в том, что музыкальные инструменты символизируют наиболее возвышенные христианские идеи и образы. Но в ином смысловом контексте они оказывались символами чего-то прямо противоположного. Так, например, а эпоху Возрождения популярным становится один из сюжетов, связанных с Геркулесом. В живописи он называется "Выбор Геркулеса", или "Геркулес на распутье". Сюжет этот, кстати, имеет своего автора (в отличие от других - мифологических - сказаний Геркулесова цикла) - это древнегреческий софист Продик, друг Сократа и Платона.
Перед Геркулесом дилемма: пойти по пути добродетели или порока. В живописи утвердились иконографические типы Добродетели и Порока. Образы эти олицетворялись двумя женскими фигурами, каждая со своими атрибутами. Так вот, музыкальные инструменты были атрибутами Порока. Правда, выбраны лишь вакхические - духовой из семейства язычковых и тамбурин. Это был, так сказать, классический набор, канонизированный Чезаре Рипой в его "Иконологии" (1593), быстро ставшей общепринятым справочником для художников Западной Европы.
Но среди атрибутов Порока порой встречались и другие инструменты, те, что мы видели в руках ангелов на небесных концертах. Вот они на знаменитой картине Иеронимуса Босха "Ад", или, как часто уточняют, "Ад музыкантов", поскольку здесь много музыкальных атрибутов: труба, барабан, треугольник, волынка, альтовый поммер, флейта и, наконец, главные - лютня, арфа и колесная лира. Есть даже изображение нот. Но, Боже, как все это употреблено! Кто только не пытался проникнуть в тайны символики Босха. В трех огромных струнных инструментах усматривали символ св. Троицы. Кстати, числовая символика срабатывает не только в этом наборе инструментов. Тот же символ видится в изображении двадцати одной струны на арфе, что соответствует трем полным октавам. Далее, шесть струн лютни и колесной лиры (у лиры мы судим об этом по числу изображенных колков) и столько же игровых отверстий у поммера говорят о шести днях Творения. И, наконец десять ладов колесной лиры могут толковаться как символ десяти заповедей.
Треугольные предметы на церковной картине эпохи Босха, безусловно, символизировали св. Троицу, и музыкальный инструмент, который так и называется - треугольник, конечно, является и здесь этим символом.
Но дается и другой ответ на вопрос, почему художник поместил все эти инструменты на картине, изображающей ад. Музыка дарует наслаждение, а наслаждение есть тема всего триптиха "Сад земных наслаждений", в котором "Ад музыкантов" является правой створкой. За преходящие плотские радости на этом свете придется терпеть жестокие муки в аду. И муки эти Босх изображает вместе с символами совершенных в жизни грехов - кувшином для вина, игральными картами и доской и конечно же с музыкальными инструментами.
Символизм в культуре средневековья, Возрождения и барокко имел огромное значение (достаточно вспомнить поэзию Данте, насквозь пронизанную символикой). Символическим значением наделялись многие изображавшиеся предметы. Картина, помимо того чтобы дарить радость глазу, стремилась быть посланием. И чтение этого послания требовало понимания языка символов, в том числе знания символики музыкальных инструментов.

Александр МАЙКАПАР


Играющий на варгане ангел, изображенный на одной из колонн. Изображение XV в.

Варга́н — один из древнейших . Под различными названиями распространён у большинства мира.

При игре варган прижимают к зубам или к губам, ротовая полость служит . Изменение рта и дыхания даёт возможность менять инструмента. Кроме того, положение диафрагмы вносит новые оттенки в звучание.

Этот сюжет появляется в западноевропейской живописи сравнительно по-здно — в конце XIV века; картина Мастера Бертрама на так называемом Грабовском алтаре (ок. 1379) является самым ранним известным примером. Такое позднее появление этого сюжета кажется странным, особенно в свете того, что от легенды о пальмовом дереве, укрывшем Марию с Младенцем от солнечного зноя, до отдыха Св. Семейства — один шаг. Объясняется это, по-видимому, тем, что на этот сюжет даже намека нет в канонических Евангелиях.

К концу XV века на картинах с этим сюжетомначинают доминировать Мария сМладенцем,благодаря чему он сближается с образом Мадонны с Младенцем. Иосифу отводится здесь второстепенная роль.

Совершенно уникальное толкование этого сюжета дает .

Караваджо. Бегство в Египет (Отдых на пути в Египет) (1594—1596). Рим. Галерея Дориа-Памфили.


Художник изображает Ангела, играющего на скрипке по нотам, которые держит Иосиф. В нотной книге записан верхний голос мотета фламандского композитора Ноэля Болдуина « Quam pulchra es et quam decora ». Мотет вдохновлен «Песней песней» Соломона, и этот стих переводится: «Как ты прекрасна, как привлекательна [возлюбленная твоею миловидностью]». Внимательно слушающий музыку осел заставляет вспомнить самозабвенно поющего осла на картине Пьеро делла Франческа «Рождество» (ок. 1470; Лондон, Национальная галерея): ирония заключается в том, что осел издревле считается самым немузыкальным животным.

Александр МАЙКАПАР

Крумгорн (или круммгорн, круммхорн) - буквально "кривой рог" - духовой инструмент, возникший примерно в начале 15 века. Он считается предком гобоя и фагота (поэтому я рассказываю об этой ссылке), поскольку в нем используется двойная трость. Главная особенность крумгорна (помимо его изогнутой формы) - это то, что трость заключена в чашу, так что губы исполнителя вообще не касаются трости. Крумгорн был весьма распространен, на нем играли еще во времена "высокого барокко" - во времена "торжества" гобоя и фагота. Он применялся и в более поздней музыке, например, у Ф.Пуленка (хотя это отдельная история, как он там применялся:).

да Форли. "Ангел, играющий на ЛЮТНЕ "

6. Ханс Мемлинг Ангел. Около 1490
Деталь створки
алтаря
Дерево, масло

Э.К.Бёрн-Джонс

Аллилуйя.
Музыкальный ангел 1880

Песня любви. Тут Ангел скорее слушает...

Ангелы посещали людей на протяжении всей истории человечества - как духовных лидеров, так и простых людей. Большинство впечатлений, полученных людьми от встреч с ангелами, не визуальны, но вы могли чувствовать некое святое присутствие рядом с собой или вокруг себя. Иногда ангелы могли общаться с нами посредством мысли, которые казались нам нашими собственными, в минуты медитации или молитвы. Другие люди могли действительно слышать голос ангела или видеть его, как это было в нескольких случаях явлений Матери Марии в 20 веке. Посещение ангелов могли происходить с целью дать нам наставление или просто успокоить в моменты великих испытаний. 5января 1986 г., в одном из журналов, был приведен рассказ о встрече с ангелами в космосе. Шесть советских космонавтов утверждали, что видели группу сияющих ангелов, крылья которых были величиной с гигантские авиалайнеры. Трое космонавтов говорили, что видели этих небесных существ в июле 1985 г., на сто пятьдесят пятый день своего пребывания на борту космической станции Салют-7. Они рассказали, что видели семь гигантских фигур, которые выглядели, как люди, но имели крылья, подобные дымки нимбы и круглые лица, с улыбкой херувимов, как на классическом изображении ангелов. Двенадцать дней спустя трое других советских ученых, включая женщину-космонавта (С.Савицкую), видели как эти фигуры появились опять. «Они улыбались так, - сказала женщина, словно открывали нам какую-то чудесную тайну».

Таки образом даже в открытом космосе, куда бы вы ни направились, вы можете встретить ангелов. Эта история показывает, что они не признают никаких политических систем. Они любят каждого человека, повсюду, и готовы заявит об этом каждому, кто способен их воспринять.

Из книги Элизабет Клер Профет

«Как ангелы помогают вам осуществлять личные и планетарные перемены»

Мы очень часто гневаемся, но все ли знают о том, что гнев опасен для нашей души?

Когда человек насмехается над принципами и нарушает священные устои жизни, это вызывает у окружающих чувство возмущения, и по праву. Существует такое явление, как праведный гнев, но он скорее, направлен на принцип, а не на личность. Никогда не следует направлять свой гнев на другого человека. Темные тучи гнева закрывают солнце души, будто грозовые тучи заволакивают дневное светило. Посему следует прислушаться к предостережению апостола: «…солнце да не зайдет во гневе вашем». Если вы ослушаетесь этого указания, последствия будут прискорбны.

Когда человек отходит ко сну, затаив неправедный гнев на ближних, его астральная оболочка, известная под названием «К», может выйти из него, заряженная гневом, и направиться к ничего не подозревавшей жертве. Люди даже не осознают этого, а их неуправляемый гнев может принести несчастье ближнему или стать причиной смерти. Пока мы спим, подсознание захватывает власть. Выйдя из - под контроля сознательного, распознающего Христоразума, «К», подобная призраку, отправляется исполнять необузданные желания человека. Проснувшись поутру, он не помнит о поступках своей астральной оболочки, и, тем не менее, несет кармическую ответственность за тот вред, который нанес своему недоброжелателю или невинной жертве.

Итак, прежде чем солнце зайдет и вы отправитесь спать, необходимо примириться с Богом и человеком на всех уровнях сознания.

Как работать с ангелами, чтобы достичь успеха ?

Успех означает, что мы сделали что-то хорошее, что мы чего-то достигли, проделали хорошую работу. Успех в нашем обществе означает, что мы имеем хороший доход, мы преуспеваем, мы счастливы и ведем хорошую жизнь. Успех означает - стать тем, кем мы по-настоящему являемся. Мы можем иметь в мире любой успех, который захотим. В этом нет ничего неправильного - ведь Иисус обещал изобильную жизнь. Но существуют определенные гайки и болты, которые являются основой долговременного успеха и чувства удовлетворения. Часто встречаются успешные люди, которые в шестьдесят пять или восемьдесят пять лет все еще пусты и настолько привязаны к материальным успехам в своей жизни, что даже не приняли успех духовный. Они до сих пор не осознали, что можно преуспеть в духовном плане или что можно потерпеть духовную неудачу.

Следует стремиться к тому, чтобы слушать голос Божий внутри себя и культивировать в себе этот голос. Это голос нашей совести, нашего Высшего Я. Многие люди не слышат голоса Божьего, потому что они уже давно заставили его замолчать. Они не хотят слышать то, что он им говорит, потому что тогда, возможно, им пришлось бы делать что-то такое, чего они не хотят делать. А для некоторых довольно страшно и подумать о том, что можно слышать, как с вами разговаривает Бог.

Есть определенные шаги, которые необходимо предпринять в жизни, а мы не знаем, что это за шаги. У нас есть карма, эта карма нисходит на нас. Обычно это означает, что мы должны заботиться о других людях, отдавать частицу себя в жертвенном служении. Возможно, мы не хотим этого делать. Это может оказаться обузой, это может помешать нашим планам, нашим развлечениям, нашему хорошему времяпрепровождению, нашему новому автомобилю и всему подобному. Таким образом, жизнь представляет собой пирамиду, и мы строим ее основание всякий раз, когда предпринимаем правильный шаг, потому что послушали Бога и последовали его воле.

В действительности успех начинается с того, собираемся ли мы прожить свою жизнь для Бога и Его людей. Или же мы собираемся прожить свою жизнь для самих себя и использовать для себя то, что религия и все способны для нас сделать. Настоящий, долговременный успех распространяется за пределы тех немногих коротких десятилетий, которые мы проживаем в этом теле. Это успех, посредством которого мы увеличиваем кольца на своем древе жизни благодаря качественной жизни, качественному опыту, приобретенными с другими людьми и в Боге. Таким образом, когда мы правы перед богом, то все, к чему мы прикоснемся, будет иметь успех. Когда мы обретаем свою целостность, тогда все к чему мы станем прикасаться, будет иметь успех. Следует предпринять шаги, чтобы изменить самих себя или мир вокруг себя. Чтобы воплотить в жизнь все, что мы хотим необходимо иметь план. А также необходимо упорно трудиться и воспитывать себя так, чтобы иметь в жизни материальные блага, которые нам нужны и которые мы хотим. Но всегда необходимо посвящать их Богу. Приносить Ему десятую часть того, что имеем. Очень важно помнить, что десятая часть всего, что мы имеем, принадлежит Богу. Это как дрожжи! Она снова приумножает все оставшееся. Когда мы отдаем Ему десятую часть, Он каждый раз возвращает нам сто процентов. Это неизменно. Когда мы отдаем десятую часть, то приумножаем свое богатство.

Материал подготовила Юлия

По книги Элизабет Клэр Профет «Ангелы успеха - серафимы»