Искусство как вид человеческой. Основные виды искусства

Термину «искусство» специалисты дают разные определения, поскольку в одно понятие, одну фразу невозможно вместить весь тот огромный смысл, который несет в себе это слово. Оно выполняет массу полезных для человечества функций. Искусство формирует духовные ценности и воспитывает понимание прекрасного.

Что такое искусство

Повторимся, существует несколько определений понятия «искусство». В первую очередь это высокий уровень мастерства человека в какой-либо сфере деятельности. Если объяснять детальнее, то его можно назвать умением творческого воспроизведения реальности с помощью эстетических художественных образов, объектов, действий. Главные виды искусства - это духовная культура общества.

Предмет искусства - это совокупность отношений мира и человека. Форма существования - художественное произведение, средством проявления которого может выступать слово, звук, цвет, объем. Основная цель искусства - это самовыражение творца с помощью его произведения, которое создано, чтобы вызывать у созерцателя эмоции, переживания, эстетическое наслаждение.

Различные виды искусства, таблица классификации которых показывает их разделение на типы, вместо строгих однозначных понятий используют воображение и иллюзорность. В жизни человека оно выступает средством общения, обогащения знаниями, воспитания ценностей, а также источником эстетических радостей.

Основные функции искусства

Виды искусства (таблица их представлена ниже) существуют в мире для выполнения определенных общественных функций:

  1. Эстетическая. Воспроизведение действительности по законам красоты. Влияние на формирование эстетического вкуса, возможность проживать и чувствовать эмоции. Умение отличать возвышенное и стандартное, прекрасное и безобразное.
  2. Социальная. Идейное влияние на общество, преобразование социальной реальности.
  3. Компенсаторная. Решение психологических проблем, Восстановление душевного спокойствия и равновесия. Отстранение от серой реальности и повседневности путем компенсации недостатка гармонии и красоты.
  4. Гедонистическая. Способность приносить положительные эмоции через созерцание прекрасного.
  5. Познавательная. Изучение и познание действительности с помощью которые являются источниками информации о процессах общественности.
  6. Прогностическая. Возможность прогнозировать и предугадывать будущее.
  7. Воспитательная. Влияние на формирование личности и нравственное становление человека.

Классификация видов искусства

Искусство не имеет единой формы воплощения. В связи с этим его классифицируют по разным критериям на жанры, роды, виды, подвиды. Не существует одной общепринятой системы, поэтому искусство делят на группы по определенным факторам.

Динамика - один из критериев, по которым классифицируют виды искусства. Таблица, размещенная в этой статье, показывает, как разделяются типы творчества по этой схеме. Итак, по динамике искусство делится на:

Временное (динамическое);

Пространственное (пластическое);

Пространственно-временное (синтетическое).

В соответствии с выражаемыми эмоциями и вызываемыми чувствами оно делится на жанры: комедия, трагедия, драма и т. д.

Виды искусства определяются и по используемым материалам:

Традиционные - краски, глина, металл, гипс, дерево, гранит, холст;

Современные - электротехника, компьютеры;

Основная система классификации выделяет основных 5 видов искусства, каждый из которых дополнительно имеет несколько подвидов:

Прикладные (трудовые);

Изобразительные;

Зрелищные (игровые);

Звуковые;

Словесные.

Для наглядного примера вашему вниманию предоставлена сводная таблица, в которой собраны все основные виды искусства.

Временные

Звуковые

Словесные

Литература

Пространственно-временные

Зрелищные

Хореография

Телевидение

Прикладные

Декоративно-прикладное

Архитектура

Пространственные

Изобразительные

Фотография

Живопись

Скульптура

Литература

Материальный носитель литературного вида искусства - это слово, с помощью которого создаются художественные образы и письменные тексты. В ней может отражаться эпическое повествование об определенных событиях, лирическое раскрытие внутреннего мира и переживание автора, драматическое воспроизведение происходивших действий.

Литература подразделяется на:

Историческую;

Научную;

Учебную;

Художественную.

Справочную.

Жанры произведений определяются по роду, форме, содержанию.

Музыка

Существует и способное передавать эмоции в слышимой форме искусство - музыка. Она представляет собой воплощение художественных образов, идей, эмоциональных переживаний с помощью организованных особым образом тишины и звука. Это фиксирующееся воспроизведением и нотной записью искусство. Музыка, в зависимости от функций, делится на религиозную, военную, танцевальную, театральную. По исполнению она бывает: инструментальная, электронная, вокальная, хоровая, камерная. Основные музыкальные жанры и направления такие:

Эстрадная;

Альтернативная;

Внеевропейская;

Этническая;

Популярная;

Классическая;

Авангардная.

Прикладные (трудовые) искусства

Прикладные виды искусства (таблица называет их еще пространственными) включают в себя архитектуру и

Архитектура помогает формировать пространственную среду. С ее помощью выполняется проектирование и строительство различных сооружений. Она помогает сделать необходимые людям здания соответствующими их духовным потребностям.

Архитектура тесно связана с развитием техники и технологий, поэтому с ее помощью можно судить о научных достижениях и художественных особенностях разных эпох. Среди наиболее известных исторических стилей строений можно выделить барокко, модерн, классицизм, ренессанс, готику. В зависимости от предназначения сооружений архитектуру делят на общественную, промышленную, жилую, садово-парковую, и т. д.

Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, направленную на создание предметов, которые одновременно удовлетворяют художественно-эстетические и бытовые потребности людей. Декоративно-прикладное искусство в некоторой мере обладает национальным и этническим характером. Среди основных его видов можно назвать: вязание, вышивание, кружевоплетение, пирографию, оригами, квиллинг, керамику, ковроткачество, художественную роспись и обработку разных материалов, и т.д. Изделия выполняются с применением различных материалов и технологий.

Изобразительные искусства

Фотография, скульптура, живопись, графика как вид искусства, использующий изображение, наглядно показывают действительность в осязаемых зрением художественных формах.

Живопись - это цветное отображение реальности на плоскости. Это один из старейших видов искусства. В зависимости от тематики картины, существуют такие исторический, батальный, мифологический, анималистический, натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой.

Графика как вид искусства представляет собой создание рисунка линией на листе либо с помощью резца на твердом материале с последующим оттиском на бумагу. Данный вид творчества в зависимости от способа нанесения рисунка делится на подвиды: гравюра, экслибрис, плакат, ксилография, литография, линогравюра, офорт, эстамп. Также есть книжная промышленная и компьютерная графика.

Фотография - это искусство документальной фиксации зрительного образа, которая выполняется при помощи технического средства. Имеет практически те же жанры, что и живопись.

Скульптура - создание объемного трехмерного С помощь этого искусства сотворяются рельефные и круглые изображения. По размерам подразделяется на станковую, монументальную, декоративную.

Зрелищные (игровые) искусства

Зрелищные виды искусства направлены не только на но и на развлечение людей. Как раз человек и является основным объектом, с помощью которого зрелищное искусство доносится зрителю. Оно имеет несколько направленностей.

Хореография - искусство танца. Представляет собой построение образов при помощи пластических движений. Танцы делятся на бальные, ритуальные, народные, современные. Хореографическое искусство балета построено на музыкально-танцевальных образах, в основе которых лежит определенный сюжет.

Кино - это синтез некоторых видов искусств - театра, танца, литературы, Имеет много жанров (комедия, драма, триллер, боевик, мелодрама) и подвидов (документальное, художественное, сериал).

Цирк - демонстрация развлекательных представлений. Включает в себя клоунаду, акробатику, репризу, пантомиму, фокусы, и т. д.

Театр, как и кино, заключается в объединении нескольких видов творчества - музыки, литературы, вокала, изобразительного искусства, хореографии. Бывает драматическим, оперным, кукольным, балетным.

Эстрада - искусство малых форм, имеющее популярно-развлекательную направленность. Включает в себя хореографию, вокал, разговорный жанр и другие.

Человечество сотворяет и изучает искусство веками. Оно является величайшим духовным и культурным достоянием общества, играет огромную роль в его развитии и совершенствовании.

Понятие «искусство» известно каждому. Оно окружает нас на протяжении всей жизни. Искусство играет большую роль в развитии человечества. Оно появилось еще задолго до создания письменности. Из нашей статьи вы можете узнать о роли и задачах.

Что такое искусство? Общая информация

Понятие «искусство» достаточно многогранно. Обычно под ним подразумевают отрасль человеческой деятельности, которая может удовлетворить одну духовную потребность, а именно любовь к прекрасному. Искусство - это особая форма общественного сознания. Именно оно представляет собой художественное отражение человеческой жизни. Благодаря ему можно выяснить, как жили люди в то иной временной промежуток.

Самым первым автором, который раскрыл понятие «искусство», был Шарль Батё. Он создал целый трактат, в котором классифицировал данную отрасль человеческой деятельности. Его книга «Изящные искусства, сведенные к одному принципу» была опубликована в 1746 году. Шарль Батё считает, что их можно определить по нескольким критериям. Автор уверен, что искусство приносит удовольствие, а также оно имеет духовный, а не телесный характер.

Понятие «искусство» включает в себя живопись, музыку, поэзию, архитектуру и многое другое, с чем мы сталкиваемся ежедневно. Любой вид художественной деятельности отличается определенными положительными качествами. Каждая сфера искусства имеет особый способ воспроизведения действительности и художественные задачи. Все виды художественной деятельности подразделяются на роды и жанры.
Обычно искусство делят на три группы:

Существуют разнообразные виды искусства:

  • пространственное, в котором благодаря построению раскрывается видимый образ (скульптура, архитектура);
  • временное, в котором значение приобретает развертывающаяся в реальном времени композиция (поэзия, музыка);
  • пространственно-временное - зрелищное искусство (цирковое представление, кино, хореография).

Графика

Искусство графики - это вид, который включает в себя рисунок и печатную графику изображений (гравюра, минотопия и другое). Ее выразительные средства - контур, штрих, фон и пятно. Известно, что это наиболее популярный вид изобразительного искусства. По своему содержанию и форме графика имеет много общего с живописью.

Гравюра - это вид графики, в котором рисунок является печатным оттиском. Наносят его специальным гравером. Гравюра может быть изображена на металле, дереве и линолеуме.

Еще один популярный вид графики - особый способ плоской печати, при которой печатной формой служит поверхность камня. Данный вид изобретен в 1798 году. Изображение на камень наносят с помощью специальной туши или карандаша.

Искусство графики - самое древнее из всех существующих. Первые изображения существуют со времен неолита и бронзового века. Наши предки выцарапывали рисунок на стенах пещер и скалах. Спустя некоторое время изображения наносились на оружие и предметы быта. После того как появилась письменность, графика использовалась при оформлении писем, книг и грамот.

Способы копирования рисунков на протяжении многих лет были неизвестны. Именно поэтому все изображения создавались в единственном экземпляре. Не секрет, что сегодня такие графические рисунки востребованы у коллекционеров.

В середине 20-го столетия специалисты начали разрабатывать технику черно-белой графики. Было создано более 20 вариантов графической фактуры. Были изданы обучающие пособия. Сегодня графика занимает ведущее место в искусстве.

Бэнто

Бэнто - это необычное искусство для детей и взрослых. Не секрет, что многие родители не знают, как приучить свое чадо к здоровому питанию. Сегодня на прилавках магазинов присутствует большой выбор вредной и даже опасной пищи. На помощь может прийти новый вид искусства - бэнто. Появилось оно в Китае. Таким термином китайцы называют еду, которую они запаковывают в специальные коробочки и берут с собой на учебу или работу. Бэнто - это произведение искусства, которое можно съесть. Талантливые домохозяйки и повара создают из еды фигурки и небольшие картины. Главное отличие такой еды - это сбалансированность и наличие большого количества витаминов. Китайцы создают съедобное произведение искусства только из полезной пищи.

Бэнто - это искусство для детей и взрослых, благодаря которому ребенок с удовольствием будет употреблять полезные продукты. У нас оно еще не так популярно, но уже известно несколько мастеров, которые освоили данную технику.

Влияние искусства на сознание и жизнь ребенка. Как объяснить ребенку современные произведения художественной деятельности?

Искусство играет важную роль в жизни ребенка и развитии его личности. Сегодня абсолютно каждый человек должен иметь хотя бы базовые познания о той или иной сфере деятельности. Общество стремительно развивается, и поэтому каждая личность должна быть многогранной. Многие современные родители стараются как можно раньше привить своему чаду любовь к искусству. Для этого разработано немалое количество методик воспитания, которые можно использовать с первых месяцев жизни ребенка.

Понятие о видах искусства ребенок получает еще в школе. Обычно родители, преподаватели и воспитатели уделяют много внимания письму, чтению, счету и другим предметам, за которые отвечает левое полушарие мозга. Для развития правого понадобится заниматься музыкой, танцами и другими видами искусств. Важно развивать оба полушария мозга, для того чтобы в дальнейшем стать полностью сформировавшейся личностью.

Благодаря осваиванию искусства у ребенка:

  • формируется личность;
  • повышается уровень интеллектуального потенциала;
  • формируются нравственные ориентиры;
  • развивается способность творческого мышления;
  • появляется уверенность в себе и повышается самооценка;
  • развивается память и внимание;
  • расширяется кругозор.

Для того чтобы познакомить ребенка с искусством, важно в первую очередь организовать зону, в которой будут храниться все материалы, необходимые для творческой деятельности. Понадобится иметь дома несколько книг об искусстве. С раннего детства ребенку необходимо читать их. Важно обсуждать все изученное. Для знакомства с искусством понадобится хотя бы раз в месяц посещать с ребенком музеи, галереи, театры и выставки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать рисунки, аппликации и поделки, созданные руками детей. Благодаря им можно увидеть творческий рост ребенка. Важно также как можно раньше записать его в тематический кружок, занятия в котором будут ему по душе.

Некоторые произведения современного искусства вызывают недоумение со стороны не только детей, но и взрослых. Нередко тот или иной ребенок не понимает архитектуру, которая была спроектирована модернистами. Важно объяснить школьнику, что любое произведение искусства - важный этап в развитии человечества.

Множество вопросов у детей вызывают абстрактные картины. Существует немалое количество специальных изданий, благодаря которым родители могут показать ребенку, как тяжело создать подобное художественное произведение. Одно из них - «Сам себе Кандинский».

Нередко детей интересует, можно ли сравнить современное и первобытное искусство. Это и многое другое вы можете выяснить в нашей статье.

Изобразительное искусство. История его развития в России

Известно большое количество разнообразных видов искусств. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества. Что такое изобразительное искусство, знает почти каждый. С ним знакомят детей еще в раннем возрасте.

Это вид художественной деятельности, благодаря которому мастер может с помощью специальных средств может воспроизвести окружающий мир. Его история в России делится на два периода, границу которых обозначили Петровские реформы. В была тесно связана с иконопочитанием. Иконы имели свой своеобразный художественный стиль. Цель таких произведений искусств - показать молитвенную собранность и умиротворенность в общении с Богом. Именно это объясняет наличие в иконах присутствие некоторых художественных средств. Со временем мастера освоили открываются школы иконописания. Наиболее известной работой считается «Троица» А. Рублева. Иконы 15-16-го веков отличаются гармонией красок.

В 17-м веке популярны были иконы «фряжского письма». Они характеризуются элементами западноевропейской живописи, а именно масляными красками, подобием светотеневой моделировки, точнымизображением людей и природы. Интерес к иконе как к произведению искусства возникает только в 19-м веке.

Древнерусская скульптура существовала в виде резьбы по камню и дереву. Наиболее часто мастера изображали образы святых. Особое внимание уделяли лику. В 18-19-м веках востребованы были скульпторы и живописцы из других стран. Спустя некоторое время стали популярными отечественные мастера.

В 18-м веке наиболее популярным становится Он характеризуется строгостью рисунка, условностью колорита и использованием сюжетов из Библии и мифологии. Так, постепенно зарождалось национальное искусство.

В 1860-1880 годах открываются первые галереи, а отечественные мастера становятся известными во всем мире. Постепенно возникают новые направления. Каждое из них заняло важное место в формировании культурного наследия. В 18-19-м веках человечество не только знало, что такое изобразительное искусство, но и активно его использовало.

Темы, раскрываемые в искусстве

Удивительно, но все темы и проблемы, которые раскрывают мастера в своих художественных произведениях, актуальны на протяжении многих веков. Древние римляне утверждали, что искусство, в отличие от человеческой жизни, вечно. Это неслучайно. Темы в искусстве освещают общественные проблемы, которые нередко встречаются и сегодня. Именно поэтому они составляют огромную ценность для человечества. Мастера нередко раскрывают в своих произведениях тему любви, природы и дружбы.

Со временем меняются направления в искусстве и появляются новые мастера, но темы и образы остаются неизменными. Именно поэтому любое произведение остается актуальным на протяжении многих лет.

Искусство и его роль

Роль искусства в жизни общества неоценима. В его основе лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство формирует духовный вид людей, их чувства, мысли и мировоззрение. Образное воссоздание действительности создает нашу личность. Искусство помогает развиваться и самосовершенствоваться. А также познавать окружающий мир и самого себя.

Искусство - это культурное наследие. Благодаря художественным произведениям можно выяснить, как жили люди в то или иное время. В последнее время особую популярность имеют различные арт-методики. Благодаря искусству можно научиться контролировать себя. Создавая художественный объект, можно забыть о проблемах и избавиться от депрессии.

Искусство и его задачи

Максим Горький считал, что задачи искусства заключаются в нравственной и эстетической оценке всех существенных явлений. Писатель говорил, что благодаря этому можно научиться понимать себя, бороться с пошлостью, уметь понимать людей и находить в них что-либо хорошее. Сегодня известны три функции художественной деятельности. Задачи искусства заключаются в исследовании, публицистике и просвещении. Мастера считают, что функция художественной деятельности - нести прекрасное в души и сердца людей. Николай Васильевич Гоголь утверждал, что задача искусства заключается в изображении действительности.

Современное и первобытное искусство

Многих интересует, На первый взгляд, это невозможно. Однако это не так. Если воспринимать искусство как способ самовыражения личности, то и современное, и первобытное находится в одной плоскости. Сравнивая их, можно понять, как изменилось восприятие человека.

Человеческое мышление стало более абстрактным. Это указывает на активное развитие интеллекта. Со временем человек изменил приоритеты и сегодня воспринимает жизнь не так, как первобытные предки. Раньше мастеров интересовал облик предмета и его формы, а сейчас главную роль в произведениях занимают эмоции. Такое отличие существует с конца 19-го века.

Подводим итоги

Важно с раннего возраста развивать не только левое, но и правое полушарие мозга. Для этого необходимо заниматься искусством. Особенно важно уделять должное внимание творческому развитию ребенка. Настоятельно рекомендуем делать это с первых лет его жизни. Далеко не каждый понимает роль, задачи и виды искусства. Кратко описанная информация в нашей статье позволяет получить базовые знания о различных художественных сферах деятельности.

Исторически сложились устойчивые формы существования и развития искусства - Архитектура, раздел «Художник»|архитектура , декоративно-прикладное искусство , живопись , скульптура , графика , художественная фотография, литература, музыка, хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк, которые и получили название видов искусства. Этим видам искусства соответствуют определенные разновидности художественной деятельности.

Искусство существует и исторически развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многообразием и многогранностью самого реального мира, отображаемого искусством. Каждый из видов искусства, отражая мир в целом, обладает определенными преимуществами в более прямом, ярком и совершенном отображении каких‑то из его сторон, граней, явлений. Виды искусства различаются по способам воспроизведения действительности и художественным задачам, а также по специфическим материальным средствам создания образа. Каждый из них имеет свои особые роды и жанры (внутренние разновидности).

Различаются искусства пространственные, или пластические (архитектура, декоративно-прикладное искусство, живопись, графика, художественная фотография), для которых пространственное построение существенно в раскрытии видимого образа; временные (музыка, литература), где преимущественное значение приобретает развертывающаяся во времени композиция; и пространственно-временные (хореография, театр, кино, телевидение, искусство эстрады, цирк), которые называют также синтетическими или зрелищными искусствами. В некоторых видах искусства художественный образ возникает на основе другого, нехудожественного вида деятельности (в архитектуре на основе строительства, в декоративно-прикладном искусстве на основе создания полезных вещей, в художественной фотографии - документальных снимков и т. д.). Некоторые разновидности эстрадного и циркового искусства сочетают в себе элементы искусства и спорта.

Скульптура, живопись, графика и художественная фотография составляют особую группу изобразительных искусств .

Для художественных культур большинства народов мира характерно развитие всех видов искусства, однако есть народы, у которых некоторые виды не получили развития. Исторически различные виды искусства развивались неравномерно, нередко те или другие получали доминирующее значение в художественной культуре какой‑либо страны или эпохи (например, изобразительные искусства в Италии XVI в., музыка в Германии XVIII - XIX вв., литература в Англии XIX в. и т. п.). В процессе исторического развития ни один из видов искусства не исчезает (хотя со временем они изменяются). Появляются и новые виды. Так, художественная фотография возникла только во второй половине XIX в., кино - на рубеже XIX и XX вв., телевидение - в 30‑е гг. XX в.

Общество создает благоприятные возможности для гармоничного развития всех видов искусства. Каждое из искусств по‑своему необходимо и незаменимо, а вся их совокупность направлена на многогранное и всестороннее развитие человека, на совершенствование общественной жизни. Большое значение в художественной практике имеют взаимообогащение и синтез различных видов искусства.

Определив искусство как единое явление, следует иметь в виду, что такое «искусство вообще» является абстракцией, отвлеченностью. На практике существуют различные виды искусства, каждый из которых имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения собственными средствами. Распределение искусств по этим общим признакам называется классификацией искусств. Классификация позволяет глубже понять характер отдельного произведения, относящегося к тому или иному виду.

В первую очередь искусства традиционно делят по способу их «бытования» и восприятия на временные и пространственные . Временные искусства отличаются тем, что произведения разворачиваются и воспринимаются во времени. Произведение искусства в этом случае часто оказывается неотделимым от человека: автора или исполнителя. К временным искусствам относятся искусство слова или поэзия, танец, музыка, кино. К пространственным – живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство, дизайн. Театр занимает промежуточное место – представление располагается в определенном пространстве, но действие разворачивается во времени. Чаще всего, театр называют синтетическим искусством, так как он (так же как и кино) объединяет, синтезирует достижения различных искусств – поэзии, музыки, живописи.

Следует заметить, что в силу разнообразия и сложности видов искусства жесткое разграничение их по определенным признакам оказывается практически невозможным, можно говорить лишь о преобладании тех или иных средств выражения, форм, методов. Так, в пространственно-временную классификацию не до конца вписываются танец, пантомима, театр, кино. Элемент условности присущ и другому принципу разделения искусств, основанному на преобладании изобразительности или выразительности в арсенале художественных средств.

К изобразительным искусствам безоговорочно относят живопись, графику, скульптуру. Одним из ключевых принципов создания образов служит здесь принцип подражания – мимесис . Образы строятся как подобия реальных предметов или явлений, они узнаваемы и рассчитаны на зрительное восприятие. Созданный художником образ как бы отсылает зрителя к своему источнику – прообразу или прототипу . При этом мысленное соотнесение образа и прообраза, искусства и действительности часто влияет на эстетическую оценку произведения изобразительного искусства – глядя на картину, мы невольно «сравниваем» ее с нашими собственными представлениями об изображенных явлениях. Этот момент узнавания, совмещения нашего опыта с художественным образом делает возможным контакт между художником и зрителем. В то же время, привычка видеть в искусстве только знакомое и узнаваемое иногда создает барьер между зрителем и произведением, относящимся к ушедшей эпохе или принадлежащем культуре с отличной от нашей системой ценностей. Для современного изобразительного искусства (начиная с конца ХIХ века) характерен уклон в сторону выразительности. Крайним проявлением этой тенденции является беспредметное искусство , расцвет которого приходится на двадцатые годы прошлого века. Произведения авангардистов этой эпохи по способу создания и применяющейся технике относились к изобразительным искусствам, а по характеру образов и выразительных средств – к выразительным. Можно сказать, что выразительность и всегда присутствовала в живописи, скульптуре, графике, но в двадцатом веке она была «выведена на поверхность».


Выразительными искусствами считаются музыка, танец, архитектура. Образы, создаваемые этими искусствами,не имеют прямых прообразов среди окружающих предметов или явлений, они могут вызывать лишь некоторые ассоциации. Произведения музыки, архитектуры создаются не на основе наблюдения конкретных явлений, а на основе «суммарных» впечатлений от действительности, которое художник черпает из своего внутреннего мира. Можно сказать, что эти искусства тоже создают изображения, но абстрактные. Произведения выражающие, в первую очередь, внутреннее состояние автора при всей их «неясности» подчас оказывают глубокое психологическое воздействие. В первую очередь это относится к музыке – ни одно другое искусство не способно с такой силой действовать на настроение человека, на его чувства. Не случайно во многих культурах музыкальные занятия рассматривались как способ устроения, гармонизации души. Танец так же способен захватывать зрителей, заражать определенным настроением, хотя диапазон воздействия здесь несколько уже. Поэтому он, как правило, нуждается в музыкальном сопровождении. Иное воздействие оказывает зодчество. Архитектурные образы статичны и они в большей степени нуждаются в продолжительном рассматривании, вчувствовании. Однако впечатление от архитектуры оказывается порой более глубоким – длительное пребывание человека в определенной архитектурной среде способно влиять на его внутреннее состояние, создавая психологический настрой.

Поэзия, театр, кино занимают промежуточное положение – выразительность и изобразительность присущи им в равной степени. Такому соединению способствует соединение на сцене или на экране достижений других искусств. Однако синтетичность театра и кино не только в этом. Специфическим средством воздействия здесь выступает игра актера, которая так же соединяет изобразительность (актер изображает, «показывает» персонажа) и выразительность (мимикой, голосом, движениями выражаются различные чувства). Актерская игра является «необходимым минимумом» театрального действия, без которого оно не может состояться.

Несколько сложнее обстоит с поэзией или словесным искусством. Главная особенность поэзии заключена в ее особом материале – слове. Слово обладает многоплановостью воздействия: несет в себе идейное содержание – мысль, создает зримые картины – образы, обладает выразительной «телесностью» – фонемой. В идеале каждое слово поэтического текста (а поэзия является как бы «идеальным образцом» литературы) гармонично сочетает в себе смысл, образ, мелодику.

Краткое рассмотрение видов искусства позволяет оценить разнообразие сферы художественного творчества – музыка и танец, театр и архитектура по-своему раскрывают внутренний мир человека, характеризуют время их создания, культуру той или иной эпохи. Однако при историческом подходе к изучению художественной культуры приоритет, как правило, отдается изобразительным, прикладным искусствам, архитектуре. Причина этого предпочтения заключается, прежде всего, в том, что пространственные произведения способны надолго пережить время своего возникновения. Театральные представления Античности, музыка Древнего Китая известны только по описаниям. О том, как выглядели танцы людей палеолитической эпохи, мы можем догадываться, основываясь на данных этнографии, а памятники изобразительного искусства, хранящие тепло рук наших далеких предков непосредственно предстают перед нашими глазами. Благодаря сохранившимся произведениям архитектуры, живописи, скульптуры мы можем видеть остатки древнейших городов, лица великих людей прошлого, можем представить, чем восхищались и к чему стремились представители ушедших культур.

Существенным является и то, что восприятие пространственных искусств не требует значительных затрат времени, знакомство с памятниками изобразительного искусства позволяет достаточно быстро составить представление о культурном облике эпохи. Современная техника печати и цифровой обработки визуальной информации позволяет увидеть прославленные шедевры живописи с минимальными искажениями цвета. Несколько сложнее ситуация с трехмерными пространственными искусствами – скульптурой и архитектурой. Их полноценное восприятие требует смены точки зрения. Однако и здесь использование нескольких фотографий позволяет составить представление о замысле художника и его воплощении в материале.

Сложность восприятия произведений изобразительного искусства и архитектуры, по сравнению с поэзией, состоит в том, что они пользуются собственным условным языком – языком линии, цвета, объема, понимание которого требует некоторой подготовки. Однако этот «недостаток» визуальных искусств имеет и свою положительную сторону – произведения архитектуры, памятники прикладного искусства, живопись, в отличие от произведений литературы, не нуждаются в переводе, их условный язык интернационален, он, в известной степени, шагает поверх барьеров, сближая эпохи, страны и цивилизации. Доисторическая эпоха или древние культуры, чью письменность не удается прочесть, известны нам благодаря сохранившимся артефактам, из которых наиболее информативными для культуролога являются памятники изобразительного искусства.

При изучении мирового искусства мы так же будем преимущественно опираться на памятники архитектуры, скульптуры, живописи, по возможности и в меру необходимости дополняя их рассмотрение примерами из истории музыки, театра, литературы.

Однако прежде чем обратиться к историческому рассмотрению художественной культуры необходимо ознакомиться со специфическим языком изобразительного искусства, а так же с принятым в нем делением на виды и жанры. В сжатом виде эта информация изложена в нижеприведенной Таблице 1.

Таблица 1

Виды и жанры изобразительного искусства .

ВИДЫ ИСКУССТВА - исторически сложившиеся формы искусства, его основные структурные и классификационные единицы. Виды искусства - , изобразительные искусства , ), и т. д.- относятся к искусству в целом как частное к общему. Видовые особенности, представляя собой специфическое проявление общего, сохраняются на протяжении всей истории искусств, хотя в каждую эпоху, в различных художественных культурах проявляются по-разному.

В решении вопроса об источнике видовых делений в эстетической мысли ясно обозначились две тенденции - объективная и субъективная. Первая видит основной источник многообразия видов в сложности, многосторонности самой действительности, вторая - в особенностях человеческого восприятия, в богатстве человеческой чувственности и духовных способностей.

Признание объективных или субъективных факторов основой существования различных искусств не совпадает с материалистическим или идеалистическим направлением в эстетике. Так, объективную основу деления искусств признавали представитель материализма в эстетике Лессинг и идеалист Гегель, субъективный фактор в качестве основополагающего выдвигался в материалистической эстетике Леонардо да Винчи и в субъективно-идеалистической эстетике Канта.
Потребность преимущественного отражения определенного круга жизненных явлений, их различных сторон и граней, богатство человеческой чувственности, наконец, специфические особенности материала, в котором творит художник, порождают богатство и многообразие выразительно-изобразительных средств, присущих каждому из видов искусств (см. , ).

Каждый вид искусства уникален. Он имеет определенные преимущества перед другими в изображении тех или иных сторон жизни, в выражении оттенков человеческих чувств и вместе с тем отличается известной ограниченностью по сравнению с другими искусствами. Отсюда принципиальная ошибочность и бесплодность противопоставления одних искусств другим развивались неравномерно (см. ).

В современной художественной культуре наряду с тенденцией к синтезу, интеграции различных искусств (см. ) отчетливо проявляется тенденция к сохранению суверенности отдельных видов искусств. Имеет место и процесс возникновения новых искусств, которых не знали художественные системы прошлого (художественная фотография, телевизионное искусство) (см. ). Связь между различными областями художественного творчества служит основанием для различных классификаций. Самая распространенная классификация берет за основу пространственно-временные отношения и делит все искусства на пространственные или статические (изобразительное искусство, ), временные или динамические (литература, музыка) и пространственно-временные (балет, театр, кино).

Классификация искусства может осуществляться и по другим признакам: непосредственное или косвенное изображение явлений действительности, отсюда деление искусств на изобразительные и выразительные или же деление на зрелищные и незрелищные, простые и синтетические. Классификация искусств при всей своей относительности помогает выявлению специфики каждого вида искусства и в то же время способствует их сближению, раскрывает возможные пути синтеза различных областей художественной культуры.