Семейные группы в романе война и мир. Роль семьи в жизни героев

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Зарегистрирован в м/о

код №_____________

от______ ______201___ г.

Методист: Куропаткина Т.Ю.

__________________

Методическая разработка урока

Разработала :

Кузнецова Ирина Юрьевна,

преподаватель русского языка и литературы

г. Новокузнецк, 2017 г.

I Тема урока: "Роль семьи в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Тип урока: урок усвоение знаний на основе имеющихся; урок применения знаний, умений и навыков на практике; урок-конференция.

Методы урока:

1. Методы устного изложения знаний и активизация. 2. Методы закрепление изученного материала. 3. Методы самостоятельной работы. 4. Методы работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков. 5. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

II Цели и задачи урока:

Цель урока: на примере семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н. Толстого.

1 . Обучающие: ввести учащихся в историческую эпоху в России начала ХIХ века; погрузить в атмосферу романа А. Н. Толстого; познакомить с главными персонажами; учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей; закреплять навыки анализа эпизода, определять его роль в произведении;

2. Развивающие: развивать умения сравнивать, сопоставлять полученные данные, вести учебный диалог, отстаивать свое суждение на основе прочитанного; развивать умения характеризовать героев через их речь и портретную деталь;

3. Воспитывающие: воспитывать уважение к чужому мнению, к художественному слову Толстого; прививать навыки взаимопомощи в выполнении учебных задач; показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с её святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».

Оборудование, наглядность, раздаточный материал, оформление доски:

  • проекционное оборудование, компьютер;

    презентация к уроку;

    таблицы, схемы.

"Роль семьи в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Ход урока

    1. Оргмомент.

      Вступительное слово учителя:

Цель : на примере семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н. Толстого.
Задачи:
1. Знать текст романа «Война и мир», толстовский идеал патриархальной семьи.
2. Уметь сопоставлять материал и делать выводы, пересказывать материал близко к тексту.
3. Воспитать в студентах чувство уважения к семейным ценностям.
Оборудование: записи на доске, портрет писателя, мультимедийный материал.

Ход урока.

1. Оргмомент. (5 мин)
2. Слово учителя.(7 мин.)
«Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой).
Проблема : Какая семья, по Толстому, может стать основой общества, воспитать нравственное отношение к жизни?

Семья – одна из важнейших тем в русской литературе 60-70-х годов 19 столетия. Семейную хронику пишет Салтыков-Щедрин, судьбу случайного семейства оценивает Ф.М.Достоевский, и у Толстого – «мысль семейная.
Таким образом цель нашего урока: на примере сравнения семей Ростовых, Болконских и Курагиных выявить идеал семьи в понимании Л.Н.Толстого.
Мир семьи – важнейшая «составляющая» романа. Толстой прослеживает судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда.
На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с семейными гнездами главных героев: Ростовыми, Курагиными, Болконскими. Семейная идея находит свое наивысшее воплощение в укладе жизни, общей атмосфере, в отношениях между близкими людьми этих семейств.
Вы, я надеюсь, прочитав страницы романа, побывали в гостях у этих семей. И нам предстоит сегодня разобраться, какая семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей».
Эпиграфом к уроку возьмём слова В.Зеньковского: «Семейная жизнь имеет в себе три стороны: биологическую, социальную и духовную. Если устроена какая-либо одна сторона, а другие стороны либо прямо отсутствуют, либо находятся в запущенности, то кризис семьи неизбежен».
Итак, остановимся на семье графа Ростова.
Фильм (5 мин) Выступление 1 группы.
Граф Ростов (выступление студента 5 мин.): Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно– мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста.
Графиня Ростова (выступление студента 5 мин.): Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу.
Наташа: (выступление студента 5 мин.) А можно я тоже скажу. У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведую ей все свои тайны и волнения.
(выступление студента 7 мин) Мир Ростовых - это тот мир, нормы которого Толстым утверждаются за их простоту и естественность, чистоту и сердечность; вызывает восхищение и патриотизм «ростовской породы».
Хозяйка дома, графиня Наталья Ростова - глава семьи, жена и мать 12 детей. Отмечаем сцену приема гостей - «поздравителей» - графом Ильей Ростовым, который всем без исключения, «как выше, так и ниже его стоявшим людям» говорил: «Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих именинниц». Граф говорит с гостями чаще по-русски, «иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке». Условности светского такта, светские новости - все это наблюдается в разговорах с гостями. Эти детали говорят о том, что Ростовы - люди своего времени и своего класса и несут на себе его черты. И в эту светскую обстановку, как «луч солнца», врывается молодое поколение. Даже шутки у Ростовых носят чистый, трогательно-наивный характер.
Слово учителя: Итак, в семье Ростовых простота и радушие, естественность поведения, сердечность, взаимная любовь в семье, благородство и чуткость, близость в языке и обычаях к народу и вместе с тем соблюдение ими светского образа жизни и светских условностей, за которыми, правда, не стоят расчет и корысть. Так в сюжетной линии семейства Ростовых Толстой отражает "жизнь и деятельность поместного дворянства». Перед нами предстали разнообразные психологические типы: добродушный, хлебосольный бездельник граф Ростов, нежно любящая своих детей графиня, рассудительная Вера, обаятельная Наташа; искренний Николай. В отличие от салона Шерер в доме Ростовых царит атмосфера веселья, радости, счастья, искренней заботы о судьбе Родины.
Л.Н.Толстой стоит у истоков народной философии и придерживается народной точки зрения на семью – с ее патриархальным укладом, авторитетом родителей, их заботой о детях. Духовную общность всех членов семьи автор обозначает одним словом – Ростовы, а близость матери и дочери подчеркивает одним именем – Наталья. Мать – синоним мира семьи у Толстого, тот природный камертон, по которому будут проверять свою жизнь дети Ростовых: Наташа, Николай, Петя. Их объединит важное качество, заложенное в семье родителями: искренность, естественность, простота. Открытость души, радушие – их главное свойство. Отсюда, из дома, эта способность Ростовых притягивать к себе людей, талант понять чужую душу, умение переживать, сочувствовать. И все это на грани самоотречения. Ростовы не умеют чувствовать «слегка», «наполовину», они всецело отдаются чувству, завладевшему их душой.
Толстому важно было через судьбу Наташи Ростовой показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…
Как часто употребляет Толстой слова «семья», «семейство» для обозначения дома Ростовых! Каким теплым светом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго всем слова! За этим словом – мир, согласие, любовь.
Назовите и запиши те основные черты семьи Ростовых.(3 мин)
Вид записи в тетради:
Ростовы: любовь, доверие, искренность, открытость, нравственный стержень, умение прощать, жизнь сердца.
Теперь охарактеризуем семью Болконских.
Выступление 2 группы.
Фильм (5 мин)
Николай Андреевич Болконский: (выступление студента 5 мин) У меня твёрдо устоявшиеся взгляды на семью. Я прошел суровую военную школу и считаю, что есть два источника людских пороков: праздность и суеверие, и только две добродетели: деятельность и ум. Я всегда сам занимался воспитанием дочери, чтобы развить эти добродетели, давал уроки алгебры и геометрии. Главное условие жизни – порядок. Не отрицаю, бываю резок иногда, чересчур требователен, иной раз возбуждаю к себе страх, почтительность, а как иначе. Я честно служил родине и не потерпел бы измены. А если бы это был мой сын, мне, старику, вдвойне было бы больно. Я передал своим детям патриотизм и гордость.
Княжна Марья: (выступление студента 5 мин.) Я, конечно, робею перед отцом и немного побаиваюсь его. Живу, в основном, рассудком. Свои чувства никогда не показываю. Правда, говорят, что мои глаза предательски выдают волнение или любовь. Особенно заметно это было после знакомства с Николаем. На мой взгляд, роднит с Ростовыми нас общее чувство любви к родине. В минуту опасности мы готовы пожертвовать всем. Мы с Николаем будем воспитывать в своих детях гордость, мужество, твердость духа, а еще доброту и любовь. Я буду к ним требовательна, как мой отец был требователен ко мне.
Князь Андрей(выступление студента 5 мин): Я старался не подвести отца. Он сумел воспитать во мне высокое понятие чести и долга. Когда-то мечтал о личной славе, но так ее и не добился. В Шенграбенском сражении я на многое взглянул другими глазами. Особенно меня оскорбило поведение нашего командования по отношении к настоящему герою сражения капитану Тушину. После Аустерлица пересмотрел свое миропонимание, во многом разочаровался. Наташа “вдохнула” в меня жизнь, но, к сожалению, так и не удалось стать ее мужем. Если бы у нас сложилась семья, я бы в своих детях воспитал доброту, честность, порядочность, любовь к родине.
(выступление студента 5 мин) Отличительные черты Болконских – духовность, ум, независимость, благородство, высокие представления о чести, долге. Старый князь, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич Болконский неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы. С каким «внешним спокойствием и внутренней злобой» он дает согласие на брак Андрея с Наташей. И год для испытания чувств Андрея и Наташи – это тоже попытка максимально оградить от случайностей и бед чувство сына: «Был сын, которого жалко отдавать девчонке». Невозможность разлучиться с княжной Марьей толкает его на отчаянные поступки, злобные, желчные: при женихе скажет дочери: «…уродовать себя нечего – и так дурна». Сватовством Курагиных он был оскорблен «за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, к дочери, которую он любил больше себя».
Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств.
Чем похожи дом Болконских и дом Ростовых? Прежде всего чувством семьи, духовным родством близких людей, патриархальным укладом, гостеприимством. Обе семьи отличаются огромной заботой родителей о детях. Детей Ростовы и Болконские любят больше, чем себя: Ростова – старшая не переносит смерти мужа и младшего Пети; старик Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.
Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, так же, как и у Ростовых, большая близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми. На этом основании обе семьи одинаково противопоставлены высшему обществу.
Слово учителя : Существуют и различия между этими семьями. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи: и старого князя, и княжны Марьи, и ее брата, которые склонны к умственной деятельности. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.
Назовите и запишите основные черты семьи Болконских:
высокая духовность, гордость, мужество честь, долг, деятельность, ум, сила духа, любовь естественная, скрытая под маской холодности.
Обратимся к семье Курагиных. Выступление 3 группы.
По ролям диалог князя Василия и Анны Павловны Шерер. (5 мин)
Князь Василий(выступление студента 3 мин): У меня нет и шишки родительской любви, да она мне и ни к чему. Думаю, все это лишнее. Главное - материальное благополучие, положение в свете. Разве я не старался сделать своих детей счастливыми? Элен выдал замуж за самого богатого жениха Москвы графа Пьера Безухова, Ипполита пристроил в дипломатический корпус, Анатоля чуть было не женил на княжне Марье. Для достижения целей все средства хороши.
Элен: (выступление студента 3 мин) Мне совсем не понятны ваши высокие слова о любви, чести, доброте. Мы с Анатолем и Ипполитом всегда жили в сое удовольствие. Важно удовлетворить свои желания и потребности, пусть даже за счет других. Что же мне терзаться угрызениями совести, если удалость изменить этому тюфяку с Долоховым? Я всегда и во всем права.
(выступление студента 5 мин) Внешняя красота Курагиных заменяет собой духовную. В этой семье присутствуют многие человеческие пороки. Элен высмеивает желание Пьера иметь детей. Дети, в ее понимании, обуза, мешающая жить. По мнению Толстого, самое страшное для женщины – отсутствие детей. Предназначение женщины – стать хорошей матерью, женой.
Слово учителя : Собственно, Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это целые жизненные уклады, каждый из которых со своей стороны овеян своей поэзией.
Простое и такое глубокое для автора «Войны и мира» семейное счастье, то самое, которое знают Ростовы и Болконские, оно им естественно и привычно, – это семейное, «мирное» счастье не будет дано семейству Курагиных, где царит атмосфера всеобщего расчета и бездуховности. Они лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно есть – инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма. Такая семейная связь не есть положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание.
Делать служебную карьеру, «делать» им выгодное замужество или женитьбу – так понимает свой родительский долг князь Василий Курагин. Каковы при этом его дети по существу – его мало интересует. Их надо «пристроить». Безнравственность, допускаемая в семье Курагиных, становится нормой их жизни. Об этом говорит поведение Анатоля, отношение Элен с братом, о которых с ужасом вспоминает Пьер, поведение самой Элен. В этом доме нет места искренности и порядочности. Вы заметили, в романе даже нет описания дома Курагиных, потому что семейные узы этих людей выражены слабо, каждый из них живет обособленно, учитывая прежде всего свои интересы.
О ложной семье Курагиных очень точно сказал Пьер: «О, подлая, бессердечная порода!»
Василь Курагин - отец троих детей, но все его мечты сводятся к одному: пристроить их повыгоднее, сбыть с рук. Позор сватовства все Курагины переносят легко. Анатоль, нечаянно встретившийся в день сватовства Марье, держит в объятиях Бурьен. Элен спокойно и с застывшей улыбкой красавицы снисходительно относилась к затее родных и близких выдать ее замуж за Пьера. Он, Анатоль, лишь слегка раздосадован неудачной попыткой увезти Наташу. Только единожды изменит им их «выдержка»: Элен закричит от страха быть убитой Пьером, а ее брат заплачет, как женщина, потеряв ногу. Их спокойствие - от равнодушия ко всем, кроме себя: у Анатоля «была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». Их душевную черствость, подлость заклеймит честнейший и деликатнейший Пьер, поэтому и прозвучит обвинение из его уст, как выстрел: «Где вы, там разврат, зло».
Они чужды толстовской этике. Эгоисты замкнуты только на себе. Пустоцветы. От них ничего не родится, ибо в семье надо уметь отдавать другим тепло души и заботу. Они же умеют только брать: «Я не дура, чтобы рожать детей» (Элен), «Надо брать девушку, пока она еще цветок в бутоне» (Анатоль).
Черты семьи Курагиных: отсутствие родительской любви, материальное благополучие,желание удовлетворить свои потребности за счет других, отсутствие духовной красоты.
3.Подведение итогов (7 мин).
Только тем, кто жаждет единения, Толстой дарует в финале своей эпопеи обретение семьи и мир. В эпилоге перед нами предстаёт счастливая семья Наташи и Пьера. Наташа своей любовью к мужу создаёт ту удивительную атмосферу, которая вдохновляет и поддерживает его, и Пьер счастлив, любуясь чистотой её чувств, той чудесной интуицией, с которой она проникает в его душу. Понимая друг друга без слов, по выражению глаз, жесту, они готовы вместе идти до конца по дороге жизни, сохраняя возникшую между ними внутреннюю, душевную связь и гармонию.
Л.Н. Толстой в романе показывает свой идеал женщины и семьи. Этот идеал дан в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской и образах их семей. Любимые герои Толстого хотят жить честно. В семейных отношениях герои хранят такие нравственные ценности, как простота, естественность, благородное чувство собственного достоинства, преклонение перед материнством, любовь и уважение. Именно эти нравственные ценности в минуту общенациональной опасности спасают Россию. Семья и женщина- хранительница семейного очага- всегда были нравственными основами общества.
Со времени появления романа Л. Н. Толстого прошло много лет, но главные ценности семьи: любовь, доверие, взаимопонимание, честь, порядочность, патриотизм – остаются главными нравственными ценностями. Рождественский сказал: “Все начинается с любви”. Достоевский сказал: “Человек родится не для счастья и заслуживает его страданием”.
Каждая современная семья – это большой сложный мир, в котором свои традиции, отношения и привычки, даже свой взгляд на воспитание детей. Говорят, что дети – эхо своих родителей. Однако чтобы это эхо звучало не только в силу естественной привязанности, но и главным образом в силу убежденности, необходимо, чтобы в доме, в семейном кругу укреплялись обычаи, порядки, правила жизни, переступить которые нельзя не из страха перед наказаниями, а из уважения к устоям семьи, к ее традициям.
Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.
4. Домашнее задание. (3 мин)
Написать мини-сочинение на тему «Моя будущая семья».

410руб.

Описание

Реферат по роману "Война и мир" ...

1) Семьи в романе - эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

2) Основная часть:

А) Традиции семьи Ростовых;
б) Воспитание в семье Болконских;
в) Особенности жизни Курагиных.

3) Заключение.

4) Литература.

Введение

Семьи в романе - эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души, и в то же время в романе «Война и мир» введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда определяет взгляды и даже судьбы героев. Любому человеку даёт начало жизни и склад характера именно семья, воспитание, традиции и родные люди. Поэтому из всех основных образов романа Л. Н. Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено отношение автора к идеалу домашнего очага, - это Болконские, Ростовы и Курагины. В то же время Болконские и Ростовы - это не просто семьи, это целый жизненный уклад, основанный на русских традициях.
Основы семьи по Толстому строятся на любви, труде, красоте. Когда они рушатс я, семья становится несчастливой, распадается. И все же, главное, что хотел сказать Лев Николаевич о внутренней жизни семьи, связано с теплом, уютом, поэзией настоящего дома, где все тебе дороги, и ты дорог всем, где тебя ждут. Чем ближе люди к естественной жизни, тем прочнее внутрисемейные связи, тем больше счастья и радости в жизни каждого члена семьи. Именно эту точку зрения выказывает Толстой на страницах своего романа.
Для Л.Н.Толстова большую роль играют эти семьи в этом романе. Он показал читателю, какими разными могут быть дворянские семьи, какой разный у них быт, традиции и воспитание. Семья дает начало каждому, закладывая разные знания, умения и взгляды на всё окружающее. Именно родители в каждой семье воспитали детей, и дети переняли многое от них. Например, благородная и добрая Наташа, похожая этим на своего отца, развязная и хитрая Элен, тоже похожая на своего отца Василия Курагина и князь Андрей Болконский, перенявший у своего отца строгий и отчуждённый характер. Это всё Л.Н.Толстой показал в своём романе «Война и мир».
Все три семьи очень различаются, начиная от воспитания до привычек и образа жизни. Доброта и беззаботность семьи Ростовых, прямые, гордые Болконские и совсем не похожая на эти две семьи, “подлая” порода Курагиных, которых с трудом можно назвать семьей - все это можно увидеть на страницах "Войны и мира". Об этом далее будет описано более подробно.

Фрагмент работы для ознакомления

Она выступает в роли советчицы, а не наставницы. Читатель узнает, что в их семье не кичились графским родом, понимали нужды простого человека, не держали его в черном теле. Показательна в этом смысле сцена, когда доезжачий на охоте обругал графа Илью Андреевича за то, что тот прозевал волка. Барин не обиделся, не наказал своего холопа, находя его горячность естественной в момент азарта. Вывод: Ростовы – патриархальная семья. Л. Н. Толстой показывает своеобразный вид дворянской семьи, одобряя их традиции, воспитание и внутренний уклад. Писатель показывает читателю, какими добрыми, щедрыми и дружелюбными могут быть богатые люди. Через эту семью читатель может видеть, что можно радоваться жизни и шутить, несмотря ни на что, и что все люди равны, несмотря на социальное положение. Ростовы- помещичья семья, но со всеми своими крестьянами относится очень ласково и дружелюбно. Писатель донёс до читателя характер добрых и очень хороших людей в лице этой семьи.Воспитание в семье Болконских. Л.Н.Толстой в своём романе «Война и Мир» представляет читателю очень разные дворянские семьи, одной из которых являются Болконские. Автор показывает пример строгого воспитания и скромности в этой семье. Главой семейства является князь Николай Андреевич Болконский, у которого есть дочь и сын-княжна Марья и князь Андрей. Матери у них рано не стало. Основное воспитание было в руках отца. Николай Андреевич всегда был идеалом для своих детей, и они выросли в обстановке совсем не такой, как у Ростовых - ни шуток, ни смеха, ни веселья. Отец общался с ними как с взрослыми, не голубил и не лелеял. В первый раз мы видим семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой. Уже с этого момента становится практически все понятно про эту семью, про всех её членов. Каждый в семье Болконских чем-то по-своему особенный. Князь Николай - строгий отец, княжна Марья - покорная дочь, Лиза - боязливая невестка, и князь Андрей - независимый сын. Воспитываясь в одной семье Николаем Болконским брат и сестра -это совершенно разные люди. Княжна Марья Болконская - ранимая, послушная, покорная девушка, и князь Андрей Болконский -волевой, смелый и решительный человек. Княжна Марья переняла больше мужских черт характера, ведь Николай Андреевич воспитывал наравне с сыном. Марья Николаевна не похожа на других светских женщин. Она заключает в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от времени, окружения и моды. Княжна Марья не появлялась на балах и в гостиной А. П. Шерер, потому что отец ее считал все это глупостью, бесполезной потерей времени. Вместо балов и торжеств, княжна Марья занималась математическими науками с отцом: «... чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу...» .Она не красива, но и не дурна. У нее одна-единственная подруга - Жюли, да и та лишь по переписке. Княжна Марья как бы живет в своем собственном мирке, одинокая и почти никем не понятая. Она живет лишь отцом и братом, воспитывает сына князя Андрея Николушку, личной жизни у неё нет. И только после смерти отца она начинает жить своей жизнью. В конце романа судьба сводит её с Николаем Ростовым и княжна Марья вдыхает новый и свежий глоток жизни и радости. Не просто так автор показывает сложную жизнь девушки, после которой она получает заслуженное счастье. Андрей Николаевич Болконский - сын старого князя, очень похож с ним по характеру. Тот же набор качеств военного человека: твердость, смелость, решительность; та же холодность и отчужденность в его поступках и мыслях. Он умен, смел, глубоко порядочен, безукоризненно честен и горд. Его гордость обусловлена не только воспитанием, социальным происхождением, но является также его отличительной чертой. Из-за этих его черт страдает жена князя Андрея - маленькая княжна Лиза. Но хоть он её и не любит и относится с каким-то безразличием, он не бросает её. Еще одной чертой, которую Андрей Николаевич унаследовал от отца, является замкнутость, закрытость от людей, отгороженность от происходящего во внешнем мире. У него есть лучший друг-Пьер, с которым он иногда делится своими мыслями, но это происходит не всегда. И в Бородинском сражении князь Андрей ведёт себя очень холодно со своим другом. С отцом Андрей Николаевич немногословен, впрочем, как и с другими людьми своего круга, но отца своего он уважает и прислушивается к нему. Казалось бы, Наташа-тот ангел, который спасет князя Андрея, одарив любовью, но и тут у князя Андрея не складывается. Андрей Болконский вообще не рассказывает кому-либо о своем прошлом или будущем, он живет настоящим. Живет внутренней жизнью. Во многом это всё благодаря отцу и его воспитанию. Обратимся к образу князя Николая Андреевича. Он был военным, именно поэтому в его воспитании лежит подчинение, строгость, точность и жесткость. Он никуда не выезжает и живёт в Лысых Горах, потому что его имение было для него настоящей империей, а он был императором: «С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек». Но, несмотря на такое отношения князя к остальным, был такой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал, и которого князь уважал, несмотря на простое происхождение. Николай Андреевич держал всегда в строгости всех и всё, но больше всего дочь Марью, а она была покорна и до конца чтила и слушалась его. Отец учил Марью грамоте и математике, но это было не свойственно девушкам того времени. Старый князь постоянно занимается физическим и умственным трудом: « Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались.... » Князь Николай Болконский - очень стойкий и патриотичный человек. Даже когда французы наступали, он не бросился бежать, а был готов стоять за свою родину, за своё имение, и уже был готов к этому, пока его не сломила смерть «Он велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их…»; «…и объявил домашним, что он остаётся в Лысых Горах». Нельзя сказать, что Николай Андреевич Болконский очень холодный и жестокий человек, ведь в конце, перед своей смертью он плачет и просит простить свою дочь за всё плохое:«-Спасибо тебе…дочь, дружок…за всё , за всё…прости…спасибо…прости…спасибо!..- И слёзы текли из его глаз». Старший Болконский не является тираном, просто он требователен не только к себе, но и ко всем окружающим. Хоть Николай Андреевич очень строгий- это является не только плохой, но и хорошей его стороной. Он дал своим детям своеобразное воспитание, вырастив умную и послушную дочь и волевого добивающегося всего сына. Отец научил своих детей справляться с трудностями и преодолевать всё. Вывод: Семья Болконских отличается от семьи Ростовых. Здесь царит разум, а не эмоции. Болконские не проявляют открыто своих чувств, но они близкие по духу люди. Они истинные патриоты, любовь к Родине и собственная жизнь для них очень важны. Л.Н.Толстой с симпатией относится к этой семье. Читатель видит три поколения семьи: князь Николай Андреевич, его дети Андрей и Марья, внук Николинька. Лучшие душевные качества и черты характера передаются в этой семье из поколения в поколение. Старый князь -человек чести и долга. В детях он воспитал высокие качества хорошего человека. Князь Андрей и княжна Марья не должны обижаться на своего отца, а должны говорить лишь «Спасибо» за такое воспитание. Семья Болконских – наиболее занимательна в романе, поскольку всегда интересно читать про людей столь сильно различающихся, но, тем не менее, живущих в одной семье.Особенности жизни Курагиных.Курагины – своеобразная и не на кого не похожая семья. Члены этой семьи отличаются своей хитростью и наглостью. Это дворянская семья, которая во всём и во всех ищет собственную выгоду. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные черты этого семейства. Главой семейства является князь Василий Курагин. Этот человек не похож ни на Николая Болконского, ни на графа Ростова. В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся. Вот особенность князя Василия говорить: «говорил всегда лениво, как актёр говорил слова старой пьесы». На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений. Князь Василий знал, что влияние в свете - капитал, который надо беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко употреблял это влияние. Но, вместе с тем, он иногда испытывал угрызения совести. Излюбленный прием Толстого - противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление. Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя выражаются они скорее в стремлении "пристроить" своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей: « И зачем родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я бы не в чем не могла упрекнуть вас». На что князь отвечает: «Я ваш…и вам одним могу признаться. Мои дети – обуза моего существования». Князь вынудил Пьера жениться на Элен, и это только из корытных целей. Все Курагины скорее являются отрицательными героями в романе «Война и мир».Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.Элен, дочь Василия Курагина - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости.

Список литературы

Литература.

 Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983, I том.

 Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983, II том.

 Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983,III том.

 Л.Н.Толстой «Война и мир»-М,»Художественная литература» 1983, IV том.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Семьи в романе «Война и мир»

В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» перед читателем разворачивается хроника участия России в военных действиях 1805 года в Австрии и войны 1812 года. Но это не просто перечисление хронологии событий, Толстой рассказывает о войне с точки зрения изменений, происходящих в жизни людей.

В основном это дворянские семьи, чьи сыновья принимали участие в этих войнах. Цели их участия в военных действиях были у каждого свои, и проявлялись они в соответствии с тем, какие семьи их взрастили и воспитали. Семьи были разные, и характеристики семей в романе «Война и мир» помогают понять смысл многих поступков героев романа.

Через весь роман проходит жизнь двух основных семей: Ростовых и Болконских. Но, глубокое понимание и осознание поступков и действий членов этих семей было бы невозможно, если бы не другие герои романа:

  • Пьер Безухов с родственницами, ухаживающими за его умирающим отцом;
  • Семья Друбецких (мать Анна Михайловна и сын Борис);
  • Семейство Курагиных (князь Василий, его сыновья Ипполит и Анатоль, дочь Элен);
  • Семья Долоховых: Федор и его мать.

Эти семьи – как воплощение разных нравственных ориентиров и настроений, проявлявшихся в обществе того времени.

Приводя описание семей в романе «Война и мир», Лев Николаевич Толстой, наводит читателя на размышления о роли семьи в жизни каждого человека. Во всех ситуациях, описанных в романе, действия каждого персонажа связаны с наследственными особенностями не только внешности, но и черт характера, присущих конкретному семейству.

Семья Ростовых

Впервые читатель встречает семью Ростовых, занятой подготовкой к приему гостей. С первых же строк перед читателем предстает большая дружная семья, где все любят друг друга и окружающих. Они открыты и эмоциональны, когда им грустно – они плачут, когда весело – смеются, не всегда задумываясь над тем, какое впечатление они производят на окружающих.

Все дети этого доброго семейства, выросшие в любви и уважении со стороны родителей, ожидают, что и окружающие будут относиться к ним так же. Честные и прямые, они редко скрывают свое отношение к происходящему.

Семья Болконских

Семейство же Болконских – совсем другое. Суровый воин, старый князь Николай во всем следует определенному распорядку, и требует этого от своих близких. Эмоции по его понятию показывать нельзя, это проявление слабости. Такие же сдержанные в проявлении своих чувств и его дети – Андрей и Мария.

Безуховы

Старый граф Кирилл Безухов умирает в самом начале повествования, оставляя своему незаконнорожденному сыну графский титул и состояние.
Пьер Безухов, на первый взгляд одиночкой стоящий в стороне от семейных кланов, на самом деле тоже член семьи графа Безухова.

Хоть Пьер и незаконный, но любимый сын старого умирающего графа, бывшего красавца и любимца женщин. Благородство графского рода постепенно проявляется в характере Пьера. Если в начале романа мы видим молодого гуляку-парня, то в конце это серьезный и думающий мужчина.

Друбецкие

Семейство Друбецких, вдову Анну Михайловну и ее сына Бориса можно охарактеризовать, как людей, во всем ищущих и находящих свою выгоду. Анна Михайловна ради любви к единственному сыну готова пойти на унижения не только перед князем Курагиным, но и перед кем угодно. Борис, с кажущейся снисходительностью наблюдающий за действиями матери, на самом деле тоже просчитывает каждый свой шаг, и практически ничего не делает без выгоды для себя.

Курагины

В романе «Война и мир» описание семьи Курагиных можно сделать из изображения различных действий членов этой семьи.

Сначала князь Василий пытается выкрасть завещание графа Безухова, после, практически обманом, его дочь Элен выходит замуж за Пьера и издевается над его добротой и наивностью.

Не лучше и Анатоль, пытавшийся соблазнить Наташу Ростову.

Да и Ипполит предстает в романе в виде крайне неприятного странного мужчины, у которого «лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо».

Лживые, расчетливые, низкие люди, несущие разрушение в жизни тех, кто с ними сталкивается по ходу романа.

Долоховы

Федор, бесшабашный и мстительный офицер и безоглядно любящая и боготворящая его мать, хоть и появляются на страницах романа всего несколько раз, играют серьезную роль в судьбах основных героев.

Заключение

Описание событий, происходящих в семьях героев романа, характеристика семей, данная автором, все это, по сути, показывает истоки патриотизма российской армии, причины ее побед и поражений в войне.

Метаморфозы, происходящие с героями романа по ходу повествования, дают четкое представление того, что происходит в душах и умах людей, живущих в России в тот период.

Тест по произведению

Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”, которая выражалась в раздумьях о типах семей. Писатель считал, что семья основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе." По мнению Толстого, семья – это почва для формирования человеческой души. И в то же время каждая семья – это целый мир, особый, ни на что не похожий, исполненный сложных взаимоотношений. Атмосфера родового гнезда определяет характеры, судьбы и взгляды героев произведения.

1.Каков толстовский идеал семь и? Это патриархальная семья, с ее святой добротою, с заботой младших и старших друг о друге, с умением больше отдавать, чем брать, со взаимоотношениями, построенными на добре и правде. По мнению Толстого, семью делает семьей постоянная работа души всех членов семьи.

2. Все семьи разные, но духовную общность людей писатель обозначает словом «порода» .Мать –синоним мира у Толстого,ее духовный камертон. Главное, без чего не может быть настоящей семьи-это искренность. Толстой считает: «Нет красоты там, где нет правды».

3.В романе мы видим семьи Ростовых и Болконских.

А).Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом.Любовь связывает всех членов семьи . Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Б).Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества "ростовской породы". Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям. Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В). В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем . Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость. На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Г).Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому "присягал". Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками - лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность . Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. "Твоя дорога- дорога чести",- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата . Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа.

Д). Это очень разные семьи, но в них, как и в любых замечательных семьях, много общего.И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим - гибелью Пети.

4. Именно на примере этих семей Толстой рисует свой семейный идеал. Для любимых героев Толстого характерны:

-постоянная работа души;

-естественность;

-бережное отношение к родным;

-патриархальный жизненный уклад;

-гостеприимство;

-ощущение того, что именно дом, семья- опора в тяжелые минуты жизни;

-«детскость души»;

- близость к народу.

Именно по этим качествам мы узнаем идеальные, с точки зрения писателя, семьи.

5.В эпилоге романа показано еще две семьи, удивительным образом соединившие любимые семьи Толстого. Это семья Безуховых (Пьер и Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношениях с самыми близкими людьми.

« Все люди как реки, у каждого свой исток: родной дом, семья, ее традиции..» - так считал Толстой. Поэтому такое большое значение придавал Толстой вопросу о семье. Именно поэтому «мысль семейная» в романе «война и мир» была важна для него не менее, чем «мысль народная»

2. Тема одиночества как ведущий мотив творчества М.Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося).

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

1.Именно поэтому одиночество - центральная тема его поэзии.

А). Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. Он не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Б). Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

В). Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе . Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно .

В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества . Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей - лицемерами, оклеветавшими его.

Г). В стихотворении “Утес” Лермонтов иносказательно рассказывает о непрочности человеческих отношений . Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Д). Лирический герой - изгнанник не только общества, но и своей родины, при этом его отношение к отчизне двояко: безотчётно любя свою родину, он тем не менее безраздельно одинок в ней. Так, в стихотворении «Тучи» Лермонтов сначала сопоставляет своего лирического героя с тучами («мчитесь вы, будто как я же, изгнанники...»), а потом противопоставляет его им («чужды вам страсти и чужды страданья»). Поэт показывает тучи «вечными странниками» - это вечное странничество нередко несёт в себе оттенок скитальчества, характерной чертой лермонтовского героя становится бесприютность .

Понятие родины связано у Лермонтова прежде всего с понятием народа, труда, с природой («Родина»), однако лирический герой, свободный и гордый человек, не может жить в «стране рабов, стране господ», он не приемлет Россию безропотную, покорную, в которой царят произвол и беззаконие («Прощай, немытая Россия...»).

2. Как воспринимает лирический герой Лермонтова свое одиночество?:

А) В некоторых случаях обреченность на одиночество навевает грустное, печальное настроение. Лирический герой Лермонтова и хотел бы «подать руку» кому-нибудь, кто его поймет и избавит от одиночества, да некому .В таких произведениях, как «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Нет, не тебя так пылко я люблю…» и др., одиночество выступает как вечный удел всех созданий и прежде всего - человека.Э моциональный мотив таких стихотворений - тоска, осознание трагизма жизни.

Б) Однако чаще одиночество воспринимается лирическим героем Лермонтова как знак избранничества . Именно это чувство можно назвать гордым одиночеством . Лирический герой Лермонтова одинок потому, что он выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, вообще в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Он одинок потому, что он - необыкновенный человек, и таким одиночеством действительно можно гордиться. Эта мысль проходит через такие стихотворения, как «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта», «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Парус».

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой выделял и считал более значимой «мысль народную». Наиболее ярко она выражена в тех частях произведения, которые повествуют о войне. В изображении же «мира» преобладает «мысль семейная», также играющая в романе очень важную роль, потому что семья мыслится автором как основа основ. Роман построен как история семей. Члены семьи наследуют черты породы. Семью, по мнению Толстого, следует укреплять, так как через семью человек приобщается к народу.

В центре романа стоят три семьи: Ростовы, Болконские, Курагины. Многие события, описываемые в романе, Толстой показывает именно через историю этих семей.

Патриархальная семья Ростовых вызывает особые симпатии автора. Впервые мы встречаемся с ее членами на именинах графини Ростовой. Первое, что ощущается здесь, - это атмосфера любви и добра. «Любовный воздух» царит в этой семье.

Старшие Ростовы - простые и добрые люди. Они рады каждому, кто войдет в их дом, и не судят о человеке по количеству денег. Их дочь Наташа покоряет своей искренностью, а младший сын Петя - добрый и по-детски наивный мальчик. Здесь родители понимают своих детей, а дети искренне любят родителей, Они вместе переживают беды и радости. Знакомясь с ними, читатель понимает, что именно здесь настоящее счастье. Поэтому и Соне хорошо в доме Ростовых. Хотя она и неродная дочь им, но ее любят, как своих детей.

Даже дворовые люди: Тихон, Прасковья Савишна - являются полноправными членами этой семьи. Они любят и уважают своих господ, живут их проблемами и заботами.

Одна лишь Вера - старшая дочь Ростовых - не вписывается в общую картину. Это холодный и эгоистичный человек. «Что-то графинюшка намудрила», - считает Ростов-отец, говоря о Вере. По всей видимости, на воспитание старшей дочери сказалось влияние княгини Друбецкой, которая раньше была лучшей подругой графини Ростовой. И, действительно, Вера гораздо больше похожа на сына графини Бориса Друбецкого, чем, например, на свою сестру Наташу.

Толстой показывает эту семью не только в радости, но и в горе. Они до последней минуты остаются в Москве, хотя Наполеон наступает на город. Когда же наконец они решаются уехать, то перед ними встает вопрос, как поступить - оставить вещи, несмотря на ценность многих из них, и отдать подводы раненым или уехать, не подумав о других людях. Наташа решает проблему. Она говорит, вернее, кричит с искаженным лицом, что стыдно оставлять раненых врагу. Ни одна даже самая ценная вещь не может равняться жизни человека. Ростовы уезжают без вещей, И мы понимаем, что такое решение естественно для этой семьи. Они просто не смогли бы поступить иначе.

Другой предстает в романе семья Болконских. Толстой показывает три поколения Болконских: стаый князь Николай Андреевич, его дети - князь Анрей и княжна Марья - и внук Николенька. В семье Болконских из поколения в поколение воспитывали такие качества, как чувство долга, патриотизм, благородство.

Если в основе семьи Ростовых лежит чувство, то определяющей линией Болконских является разум. Старый князь Болконский твердо убежден, что на свете есть «только две добродетели - деятельность и ум». Он человек, который всегда следует своим убеждениям. Он сам трудится (то военный устав пишет, то занимается с дочерью изучением точных наук) и требует, чтобы дети также не ленились. В характере князя Анрея сохраняются многие черты натуры его отца. Он тоже пытается найти свой путь в жизни, быть полезным своей стране. Именно желание работать приводит его к деятельности в комиссии Сперанского. Молодой Болконский - патриот, как и его отец. Старый князь, узнав о том, что Наполеон идет на Москву, забывает свои прежние обиды и активно участвует в ополчении. Андрей, утратив веру в свой «Тулон» под небом Аустерлица, дает себе слово не принимать больше участия в военных походах. Но во время войны 1812 года он защищает свою Родину и погибает за нее.

Если в семье Ростовых отношения между детьми и родителями дружеские и доверительные, то у Болонских на первый взгляд дело обстоит иначе. Старый князь тоже искренне любит Андрея и Марью. Он переживает за них. Он замечает, например, что Андрей не любит свою жену Лизу. Сказав об этом сыну, он хоть и сочувствует ему, но тут же напоминает о долге перед женой и семьей. Сам тип отношений у Болконских другой, чем у Ростовых. Князь скрывает свои чувства к детям. Так, например, с Марьей он всегда строг и порой разговаривает с ней грубо. Он корит дочь за неумение решать математические задачи, резко и прямо говорит ей о том, что она некрасива. Княжна Марья страдала от такого отношения со стороны отца, оттого что он старательно прятал свою любовь в ней в глубине своей души. Только перед смертью старый князь понимает, как дорога ему дочь. В последние минуты жизни он ощутил внутреннее родство с ней.

Марья - особенный человек в семье Болконских. Несмотря на суровое воспитание, она не ожесточилась. Она безмерно любит отца, брата и племянника. Более того, она готова жертвовать собой ради них, отдать все, что у нее есть.

Третье поколение Болконских - это сын князя Андрея Николенька. В эпилоге романа мы видим его еще ребенком. Но автор показывает, что он внимательно слушает взрослых, в нем идет какая-то работа мыси. А, значит, и в этом поколении не будут забыты заветы Болконских о деятельном уме.

Совсем другой тип семьи представляет собой семья Курагиных. Они несут одни беды Болконским и Ростовым. Глава семьи - князь Василий - фальшивый и лживый человек. Он живет в атмосфере интриг и сплетен. Одна из основных черт его характера - алчность. Он и дочь свою Элен выдает замуж за Пьера Безухова, потому что тот богат. Самое главное для князя Курагина в жизни - деньги. Ради них он готов и на преступление пойти.

Дети князя Василия ничем не лучше своего отца. Пьер верно замечает, что такая уж у них «подлая порода». Элен, в отличие от княжны Марьи, красива. Но красота ее - это внешний блеск. В Элен нет непосредственности и открытости Наташи.

Элен пуста, корыстна и лжива в душе. Женитьба на ней едва не разбивает жизнь Пьера. Пьер Безухов на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является залогом красоты внутренней и семейного счастья. Горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда «загадочность» Элен обернулся душевной пустотой, глупостью и развратом. Ни о чем не задумываясь, Элен устраивает роман Анатоля и Наташи Ростовой. Анатоль Курагин - брат Элен - становится причиной разрыва между Наташей и Андреем Болконским. Он так же, как и сестра, во всем привык потакать своим прихотями, и потому судьба девушки, которую он собирался увезти из дома, его не волнует.

Семья Курагиных противопоставлена семьям Ростовых и Болконских. На страницах романа мы видим ее деградацию и разрушение. Что же касается Болконских и Ростовых, то их Толстой награждает семейным счастьем. Они пережили немало бед и трудностей, но сумели сохранить то лучшее, что в них было - честность, искренность, доброту. В финале мы видим счастливую семью Наташи и Пьера, построенную любви и уважении друг к другу. Наташа внутренне слилась с Пьером, не оставила в своей дуе «ни одного уголка не открытым для него».

Более того, Толстой объединяет Ростовых и Болонских в одну семью. Семья Николая Ростова и княжны Марьи соединяет в себе лучшие черты этих семейств. Николай Ростов любит свою жену и преклоняется пеед «ее душевностью, перед тем почти недоступным него, возвышенным и нравственным миром, в коором жила его жена». А Марья искренне любит своего мужа, который «никогда не поймет всего того, что она понимает», и от этого она любит его еще больше.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж и иметь детей. Единственный сватавшийся к ней, да и то ради приданого, Анатоль Курагин, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.

Случайная встреча с Ростовым, его благородный поступок пробудили в Марье незнакомое, волнующее чувство. Ее душа угадала в нем «благородную, твердую, самоотверженную душу». Каждая встреча все более открывала им друг друга, связывала их. Неловкая, застенчивая княжна преображалась, становилась грациозной и почти красивой. Николай восхищался открывшейся ему прекрасной душой и чувствовал, что Марья выше его самого и Сонечки, которую, казалось, прежде он любил, но которая так и осталась «пустоцветом». Ее душа не жила, не ошибалась и не страдала и, по мнению Толстого, не «заслужила» семейного счастья.

Эти новые счастливые семьи возникли не случайно. Они есть результат того единения всего русского народа, которое произошло в ходе Отечественной войны 1812 года. 1812 год многое изменил в России, в частности, снял некоторые сословные предрассудки и дал новый уровень человеческих отношений.

У Толстого есть любимые герои и любимые семьи, где, может быть, не всегда царит безмятежное спокойствие, но где люди живут «миром», то есть дружно, сообща, поддерживая друг друга. Только те, кто высок духовно, имеют, по мысли писателя, право на настоящее семейное счастье.