«Ознакомление дошкольников с культурой
народов Среднего Поволжья посредством использования
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала.
Дошкольников полезно знакомить с традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Россия – многонациональное государство, в котором проживают представители многих народностей. Несмотря на то, что у каждого народа свой язык, своя история и традиции, все мы единая дружная семья.
Народы России стараются жить дружно, налаживать добрые отношения в сфере культуры, науки, туризма, торговли. Каждый народ соблюдает свои национальные традиции и обычаи, которые бережно передаются из поколения в поколение и являются данью уважения к предкам. О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Поэтому в настоящее время мы проявляем всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Для этого мы используем в своей работе одну из форм ознакомления детей с родным краем организация мини - музеев в детских садах. Создание мини - музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Мини - музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности ребёнка.
Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Большинство, конечно русские, но есть и татары, и чуваши, и мордва. Изучив литературу о народах, их традициях, мы решили организовать в группе мини - музей на тему: «Народы Среднего Поволжья».
Маленький татарин, чуваш, русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. На занятиях мы будем рассказывать детям о народах Среднего Поволжья, читать стихи, сказки, знакомить с различными национальными играми. Например, собирая материал по теме «Праздники и обряды», мы изучаем праздник всех русских - Масленица. Татары свои народные праздники называют бэйрэм. Первый бэйрэм "весеннее торжество" для татар связано с ледоходом. Русские сжигают чучело Масленицы, а татары на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому. В наше время праздник ледохода у татар утратил былую популярность. Зато вновь становится повсеместным и любимым весенний праздник татар - Сабантуй. Это очень красивый, добрый и мудрый праздник. Он включает в себя различные обряды и игры. По своей сути он напоминает праздник Пасха у русских. У народов Чувашии праздник проводов зимы называется Саварни. В завершение этого праздника чуваши также сжигают чучело - чучело «старухи Саварни».
Отдельным разделом идет знакомство с народным словом. Здесь обсуждаются с детьми смысл русских народных пословиц, татарских, чувашских, мордовских. Русские говорят: «Попытка не пытка, а у татар эта поговорка звучит в переводе на русский язык: «Чем остаться лежащим на земле, лучше попробовать выстрелить».
Русская поговорка: «Дерево живёт корнями, а человек друзьями», у чувашей звучит как: « Птица крыльями сильна, а человек дружбой».
В работе с детьми мы будем использовать разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально - творческие игры, игры по сюжету литературных произведений, дидактические игры музейного содержания.
Примерные темы мини – музея:
«Народы Поволжья»,
«Костюмы народов Поволжья»,
«Русская изба»,
«Любимые сказки народов Поволжья»,
«Народные промыслы народов Поволжья»
«Праздники и обряды народов Поволжья»,
Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Культура и традиции народов Поволжья живы, пока их чтут и берегут.
Анна Захарова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья»
Актуальность
Конституция Российской Федерации гласит :
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов , чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ» , можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Поволжье является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности , сочетающей в себе системные знания в области различных культур , стремление и готовность к межкультурному диалогу . Дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе. Дети должны иметь представления о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту .
Цель проекта : способствовать накоплению знаний о традициях и культуре народов Поволжья .
Задачи :
Сформировать у детей представления о народах , живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва) ;
Формировать представления о духовной культуре : фольклор, обычаи, народные праздники , игры;
Обогащать представления о материальной культуре : предметы народного быта , народный костюм , игрушка, музыкальные инструменты;
Формирование у детей толерантное , доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
Освоить народные игры Поволжья ;
Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям , традициям , фольклору и национальным костюмам народов Поволжья ;
Активизировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме.
Основные направления работы :
Работа с родителями.
Диагностика.
Мероприятия :
Анкета (Ноябрь 1неделя)
Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям » (Ноябрь 2 неделя) ;
Поиск информационного материала, используя энциклопедии, интернет, библиотеки (Ноябрь 3 неделя – декабрь 1 неделя) ;
Семинар «Диво – дивное, чудо – чудное. Приобщение ребенка к истокам родной культуры » (Декабрь 2 неделя) ;
Участвуют в мастер-классах по изготовлению национальной куклы (Декабрь 3 неделя) ;
Участвуют в досугах (Январь 3 неделя) ;
Экскурсия «В музей вместе с ребенком» (Январь 4 неделя) ;
Папка – передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня» (Январь 3 неделя) ;
Конкурс творческих семейных работ на тему «Богатство наций» (Февраль 1 неделя) ;
Папка – передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы» (Февраль 2 неделя) ;
Создают фото-газету (Март 2 неделя) ;
Участвуют в досугах (Март 1 неделя) ;
Работа с детьми.
1. Беседа о народах Поволжья ;
2. НОД «Какие народы живут в России » ?
3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья .
4. Ознакомление со сказками народов Поволжья .
5. Экскурсия в школьный краеведческий музей.
6. Знакомство с народными промыслами – занятия по изодеятельности.
7. Оформление национального уголка в группе.
8. Национальные праздники (мини-фестиваль) .
9. Конкурсы детского творчества «Мы рисуем сказку» .
10. Мир национального орнамента.
11. Разучивание стихов, песен, закличек.
12. Знакомство с подвижными играми народов Поволжья .
13. Традиционное чаепитие .
14. Спортивно – фольклорный праздник «Зимние забавы» .
15. Оформление стенгазеты «Национальные костюмы народов Поволжья .
Принципы, лежащие в основе педагогического проекта :
Систематичность;
Наглядность;
Учет возрастных особенностей .
Партнеры педагогического проекта :
Школьный музей;
Родители;
Библиотека.
Средства диагностики.
Анкетирование родителей.
1. Что такое народные традиции ? Что можно к ним отнести?
2. Актуально ли в наше время тема «Знакомство с традициями и культурой народов Поволжья »?
3. Какие народные праздники , обряды, обычаи, игры Вы знаете?
4. Какие существуют традиции в Вашей семье ?
5. Как Вы приобщаете своего ребенка к народной культуре ?
6. Обучаете ли Вы своего ребенка родному языку?
7. Есть ли в Вашей семейной библиотеке художественные произведения, энциклопедии о культуре и традициях народов Поволжья ?
8. Читаете ли Вы детям сказки народов разных национальностей?
9. Играете ли Вы дома в народные игры ?
10. Ваши предложения по организации работы с детьми в детском саду.
Круглый стол с родителями.
Беседы с детьми.
Наблюдение.
Перспективы дальнейшего развития проекта .
Оформление фотоальбома.
Оформление виртуальной экскурсии в музей.
Национальный театр.
Список использованных источников :
Примерная комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Программа О. Л. Князевой, И. М. Маханевой «Приобщение детей к стокам народной культуры » .
Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» О. В. Дыбина – Ульяновск Издатель Качалин А. В. 2014, 210 стр.
Конституция Российской Федерации.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».
Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.
Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.
Какие задачи ставит педагог для достижении цели:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.
Слесаренко Лариса Владимировна
Должность:
музыкальный руководитель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад № 20 "Алиса"
Населённый пункт:
г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала:
статья
Тема:
"Музыкальные игры народов Поволжья, как форма ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной"
Дата публикации:
01.04.2018
Раздел:
дошкольное образование
Музыкальные игры народов Поволжья, как форма
ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной
Справедливо
известное
изречение:
приглядитесь, как и во что играют его дети.
Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в
соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и
другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы
для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом,
включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,
целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том,
что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные,
трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому
ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики,
человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста
непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки,
народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские,
чуваши, татары, башкиры, мордва. Каждый из этих народов отличается не только
языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они
часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх
используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют
художественную
прелесть,
эстетическое
значение
составляют
ценнейший
неоспоримый игровой фольклор.
Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми.
Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке
представлены
популярные
мордовские,
татарские
чувашские
доступные детям разного возраста. Дети с удовольствием играли в русские народные
игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную
игру «Круговой», чувашскую игру «Хищник в море». В процессе игровой деятельности
дети проявили свою ловкость, сообразительность, смекалку.
Цели:
1. Приобщение детей к культуре народов Поволжья
Расширить знания детей о народах Поволжья.
Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского,
удмуртского
чувашского
музыкальным
сопровождением,
музыкальными хороводами).
Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам
других национальностей.
Задачи:
Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.
Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.
Организация
проведение
народных
подвижных
воспитателями
дошкольного учреждения.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг
от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-
лебеди», «У медведя во бору», «Кошки – мышки» и т.д.)? Когда они возникли?
Вероятно, они созданы народом так же, как песни,
сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и
называются – народными.
Народная игра – игра, реализующаяся на
принципах
добровольности,
популярная и
распространенная
исторический
момент развития общества и отражающего его
особенности, претерпевающая изменения под
различными влияниями: социально-политическим,
экономическим, национальным. Народная игра,
являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения
детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект
воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в
современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к
прошлому является весьма своевременным.
«Заря-заряница»-русская народная игра
Целый ряд детских игр основан на соединении
песни с движением. Это игры хороводные. В
подобных играх действие осуществляется в ритме,
словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о
чем поется в песне. Песня тесно связана с народной
Народная педагогика прекрасно определила
последовательность игр от младенческих лет до
зрелости.
«Карусели»-мордовская игра
В то же время, народные игры очень гибки в
возрастном отношении. Например, в
«Жмурки», «Карусели» охотно играют дети
младшего, старшего дошкольного и школьного
возраста. В народных играх много юмора,
шуток, соревновательного задора; движения
точны и образны.
«Хищник в море»- чувашская игра
Они сохраняют
художественную
прелесть, эстетическое значение и составляют
ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные
подвижные игры влияют на воспитание воли,
нравственных чувств, развитие сообразительности,
быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через
игру воспитывается чувство ответственности перед
коллективом, умение действовать в команде. Вместе с
тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры
привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение
народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в
поколение.
«Узнай меня»- чувашская народная игра
В народных
играх много юмора, шуток,
соревновательного
задора; движения точны и
образны, часто
сопровождаются
неожиданными
веселыми моментами,
заманчивыми и
любимыми детьми
считалками,
жеребьевками, потешками.
Они сохраняют свою
художественную прелесть,
эстетическое значение
и составляют ценнейший,
неоспоримый игровой
фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь
дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение
обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на
детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых
действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать
следующие задачи:
Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный
календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и
хранить народные традиции.
Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих
способностей.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста
нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,
доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.
Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и
поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят,
конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым и
развиваем интерес к людям разных национальностей.
народов Поволжья »
Старший воспитатель МДОУ «Детский сад
комбинированного вида №3 «Звёздочка»
г. Ершова Саратовской области»
Мартышкина О.А.
Одной из основных задачвоспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к родному краю. Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Целью образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях должно стать создание таких условий для образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.
О важности приобщения дошкольника к культуре и традициям своего народа и региона написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Поволжья. А как форму образовательной работы по данной проблеме выбрала проектную деятельность. На данный момент проект находится в стадии реализации.
Проект «Сохраним культуру и традиции народов Поволжья »
«Вне памяти, вне традиций и культуры, нет личности»
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность темы:
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Цель проекта: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи:
Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов Поволжья.
Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
Укрепление образовательного поля «ребенок – семья - учреждение – общество».
Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.
Средствареализации проекта:
Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);
просвещение родителей;
чтение художественных произведений;
экскурсии.
Проект реализуется в 3 этапа:
1этап организационно-подготовительный этап;
2 этап практическая деятельность;
3 этап заключительный.
I этап - организационно-подготовительный этап:
Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
Разработка проекта.
II этап практическая деятельность - реализация проекта
Срок | Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора |
|||
Октябрь | Беседа о народах Поволжья. Просмотр слайдов на тему: Национальные костюмы народов Поволжья». | Д/и « Одень куклу в национальный костюм», «Подбери узор», «Чей головной убор?» | Изготовление из папье-маше женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка» | Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья. Рассказывание русских и татарских сказок. |
Ноябрь | Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. Посещение экспозиций в краеведческом музеи (экскурсия) «Своя избушка - милая подружка» | Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Раскраска «Народные костюмы» Создание книжки-малышки «Национальный костюм» | Праздник «День народного единства» Участие в муниципальном фестивале народностей «В семье единой» |
Декабрь | Совместные посиделки с родителями и детьми: «Мои корни», «Традиции» История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты. | Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды» | Изготовление кукол-берегинь (представителей народов Поволжья | НОД «Музыка народов Поволжья» Развлечения «Сказки народов Поволжья» |
Январь | Чтение сказок народов Поволжья Беседа -семейные обряды | Разучивание подвижных народных игр Театрализация народных сказок | Рисунки детей совместно с родителями на тему: «Орнаменты Саратовской губернии». | Разучивание танцев русского, татарского, казахского. |
Февраль | Беседа «Как появилась кукла» Беседа: Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры». | Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок». Разучивание подвижных народных игр | «Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол | Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут» |
Март | Беседа: Обряды и праздники, связанные с жизнью человека | Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор» | Оформление фото-альбома «Национальные праздники» Украшение мордовского национального пояса бисером | Весенние обрядовые заклички. Развлечение «Масленица» Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка». |
Апрель | Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах | Сюжетно ролевая игра «Магазин посуды». | Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта» «Укрась фартук» орнамент татарского народа. | Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов. Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни». |
Открытый показ НОД «Национальное наследие. Народы Поволжья» | Физкультурный праздник «Фестиваль народных игр» | Создание альбомов семейных традиций | Развлечение «Дружно мы живем в краю нашем родном» |
Мероприятия с родителями дошкольников:
Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.
Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - декабрь.
Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – март.
Консультации для родителей:
- «Как играть в народные игры» (ноябрь)
- «Подвижные игры разных народов» (январь)
III этап - заключительный
Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.
Список литературы
«Русские обряды и традиции. Народная кукла» Котова А.С., СПб.: «Паритет» 2003
Русские народные игры» http://www.laduski.ru
«Твой народный костюм. Традиционная одежда русских крестьян Саратовской губернии конца XIX – начала XX века» А. А. Боровский,2002
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.
Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..
Николаева Э,Ф.,Смолякова Е.В., Кривошеева О.В. Дети земли Поволжской. Учебно-методическое пособие, Тольятти, 2012