Слесаренко Лариса Владимировна
Должность:
музыкальный руководитель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад № 20 "Алиса"
Населённый пункт:
г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала:
статья
Тема:
"Музыкальные игры народов Поволжья, как форма ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной"
Дата публикации:
01.04.2018
Раздел:
дошкольное образование
Музыкальные игры народов Поволжья, как форма
ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной
Справедливо
известное
изречение:
приглядитесь, как и во что играют его дети.
Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в
соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и
другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы
для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом,
включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,
целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том,
что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные,
трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому
ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики,
человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста
непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки,
народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские,
чуваши, татары, башкиры, мордва. Каждый из этих народов отличается не только
языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они
часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх
используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют
художественную
прелесть,
эстетическое
значение
составляют
ценнейший
неоспоримый игровой фольклор.
Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми.
Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке
представлены
популярные
мордовские,
татарские
чувашские
доступные детям разного возраста. Дети с удовольствием играли в русские народные
игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную
игру «Круговой», чувашскую игру «Хищник в море». В процессе игровой деятельности
дети проявили свою ловкость, сообразительность, смекалку.
Цели:
1. Приобщение детей к культуре народов Поволжья
Расширить знания детей о народах Поволжья.
Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского,
удмуртского
чувашского
музыкальным
сопровождением,
музыкальными хороводами).
Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам
других национальностей.
Задачи:
Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.
Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.
Организация
проведение
народных
подвижных
воспитателями
дошкольного учреждения.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг
от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-
лебеди», «У медведя во бору», «Кошки – мышки» и т.д.)? Когда они возникли?
Вероятно, они созданы народом так же, как песни,
сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и
называются – народными.
Народная игра – игра, реализующаяся на
принципах
добровольности,
популярная и
распространенная
исторический
момент развития общества и отражающего его
особенности, претерпевающая изменения под
различными влияниями: социально-политическим,
экономическим, национальным. Народная игра,
являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения
детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект
воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в
современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к
прошлому является весьма своевременным.
«Заря-заряница»-русская народная игра
Целый ряд детских игр основан на соединении
песни с движением. Это игры хороводные. В
подобных играх действие осуществляется в ритме,
словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о
чем поется в песне. Песня тесно связана с народной
Народная педагогика прекрасно определила
последовательность игр от младенческих лет до
зрелости.
«Карусели»-мордовская игра
В то же время, народные игры очень гибки в
возрастном отношении. Например, в
«Жмурки», «Карусели» охотно играют дети
младшего, старшего дошкольного и школьного
возраста. В народных играх много юмора,
шуток, соревновательного задора; движения
точны и образны.
«Хищник в море»- чувашская игра
Они сохраняют
художественную
прелесть, эстетическое значение и составляют
ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные
подвижные игры влияют на воспитание воли,
нравственных чувств, развитие сообразительности,
быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через
игру воспитывается чувство ответственности перед
коллективом, умение действовать в команде. Вместе с
тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры
привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение
народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в
поколение.
«Узнай меня»- чувашская народная игра
В народных
играх много юмора, шуток,
соревновательного
задора; движения точны и
образны, часто
сопровождаются
неожиданными
веселыми моментами,
заманчивыми и
любимыми детьми
считалками,
жеребьевками, потешками.
Они сохраняют свою
художественную прелесть,
эстетическое значение
и составляют ценнейший,
неоспоримый игровой
фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь
дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение
обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на
детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых
действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать
следующие задачи:
Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный
календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и
хранить народные традиции.
Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих
способностей.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста
нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,
доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.
Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и
поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят,
конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым и
развиваем интерес к людям разных национальностей.
Вероника Гришина
Статья «Ознакомление дошкольников с социокультурными ценностями народов Поволжья»
Развитие общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками посредством ознакомления с социокультуными ценностями народов Поволжья .
Воспитатель МБДОУ детский сад №166 г. о. Самара
Вероника Константиновна Гришина.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья , где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа . Взрослея, он сам становится представителем своего народа , хранителем и продолжателем традиций.
В концепции модернизации российского образования большое значение придается региональному компоненту содержания образования, более полному использованию нравственного потенциала искусства, народной культуры , как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности ребенка.
Процесс патриотического воспитания должен строиться как этнокультурная детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур.
На сегодняшний день задачей патриотического воспитания является формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, краю, стране, к культурному наследию своего народа , к природе родного края. Воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам к их родителям, соседям и к другим людям) .
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.
Детский сад посещают различные представители народов Поволжья . Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и т. д. Детский сад – это поликультурный мир. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней пребывания дошкольника в детском саду . На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов , с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.
И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа , доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов . Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа . Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время , поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Так и родилась идея создания проекта «Край ты мой, любимый!» в детском саду № 166 г. о. Самара. На занятиях мы рассказываем детям о народах Поволжья , их быте, культуре, читаем стихи, сказки, знакомим с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. В детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья .
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов , Поволжья . Задачи формирования представлений о народах решаются во всех видах детской деятельности : образовательной, совместно с педагогам, самостоятельной – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, расширяют кругозор. Но в условиях ДОУ возникает ряд трудностей :
Малое обеспечение развивающей среды : отсутствие материала по культурному наследию народов Поволжья .
- недостаточно развитое принятие национальных особенностей со стороны представителей России других национальностей друг друга.
В своей работе по формированию представлений о народах и национальностях Российской Федерации я учитываю возрастные особенности детей дошкольного возраста , а именно, - их эмоциональную чувствительность и восприимчивость. Организую совместную деятельность, с детьми опираясь на традиции народов Поволжья , их богатую фольклорную культуру.
Приобщение детей к традиционной культуре народов Поволжья способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу , жить в согласии с окружающим миром, населенным людьми разной национальности, воспитанию толерантного отношения к окружающим.
Работа ведется по следующим Направлениям :
Приобретение опыта ролевого поведения в народных играх
Фольклорные праздники
Создание коллекционных альбомов
В качестве развивающей среды выступает музей этнокультур народов Поволжья .
Чтобы рассказать детям о фольклоре более доступно и наглядно, полтора года назад в одном из помещений детского сада создали мини-музей, который изначально получил название «Русская изба» . Педагоги и родители охотно включились в эту работу, «по амбарам помели, по сусекам поскребли» и принесли вышитые полотенца и занавески, наволочки лоскутные одеяла, домотканые половички и коврики, чугуны, горшки и ухваты. В избе появились стол, лавки, самовар.
Эту печку мы сделали переносной и часто используем для декорации на праздниках, так же как и заказанный к сказке баннер с изображением Родной природы.
Однако, по ходу сбора материалов пришли к пониманию того, что насущно необходимо ознакомление дошкольника не только с культурой русского народа , но и этнокультурой народов Поволжья . Поэтому наш музей на сегодняшний день получил название в соответствии со своим содержанием «Музей – этнокультур народов Поволжья » .
Народные игры - самодостаточные произведения народного творчества , созданные десятками поколений наших предков, и вобравшие в себя опыт народа . Издревле в них ярко отражались образы людей быт, труд и национальные устои, представления людей о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Различные версии игр встречаются в традициях разных народов . Перекликаются правила игры, изменяются названия, но смысл остается одним и тем же. Различный подбор народных игр объединяется по тематике в фольклорные праздники. Каждый фольклорный праздник несет в себе огромный потенциал и свою особенную колоритную энергетику.
В ходе реализации проекта в нашем саду силами детей, родителей и педагогов собирались коллекционные альбомы этнокультур народов Поволжья . Каждая группа собирала материал по определенной национальности. Так у нас получилось 5 альбомов этнокультур : русских, татар, чувашей, мордвы, башкир.
В эти альбомы вошли материалы, связанные с национальными традициями, бытом и укладом жизни, особенностями праздников, национальными видами игр, национальной кухней.
Альбомы находятся в прямом доступе для детей в музее этнокультур. По мере необходимости воспитатели могут воспользоваться материалом в любых видах деятельности.
Работа по коллекционированию продолжается, каждая группа обустраивает модели национальных изб.
Эффективность и практическая значимость работы по ознакомлению с народным фольклором .
Развитие устойчивого и углубленного интереса к произведениям искусства, обычаям, быту русского народа .
Знакомство с историей народа , с его укладом жизни и народной мудростью .
Развитие активного общения детей.
Речевое развитие детей.
Воспитание любви к культуре своего народа .
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества , родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Так как Россия многонациональная страна и наш детский сад посещают дети разных национальностей, хотелось бы в следующем году провести фольклорные праздники народов Поволжья
Составила воспитатель Прохорова О.И.
Жизнь современного дошкольника трудно представить без компьютеров, планшетов, интернета. Можно бесконечно долго рассуждать о том, плохо это или хорошо. А можно использовать ИКТ как средство развития и воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим применение ИКТ в целях социально - личностного, патриотического воспитания детей напримере модуля «Народы Поволжья».
Старая поговорка гласит: « Все новое - хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. Педагоги ДОУ в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующею цель: Формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры, к народным традициям.
У каждой национальности есть свои обычаи, традиции, праздники. Как донести до них смысл этого праздника? В этом нам помогает ИКТ: фото и киноархивы, интернет, компьютерные презентации. Для детей можно создать компьютерные презентаций, которые помогают решить поставленные перед нами задачи.
Слайды № 1 -2
«Города Поволжья»
Слайды № 3-4
«Костюмы народов Поволжья»
Слайды № 5 - 6
«Национальные блюда»
Слайды № 7 - 8
«Национальные музыкальные инструменты»
Слайды № 9-10
При знакомстве дошкольников с народами Поволжья, с их историей родной страны, с памятными местами. И в этом также помогают ИКТ - с их помощью мы знакомим дошкольников с народами, городами, костюмами и т. д. Поволжья не выходя из ДОУ. Подбираем материал доступный по содержанию и качественного исполнения.
Современный ребёнок растёт в эпоху развития и появления новых ИКТ, необходимо использовать все преимущества данных технологий в решении всех поставленных перед нами задач по воспитанию и обучению дошкольников.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86
структурное подразделение Центр дополнительного образования «Радуга»
г.о. Тольятти
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА « Народы Поволжья »
Тольятти - 2011
Народы Поволжья
(Занятие «открытия» нового знания)
Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края. Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий: регулятивные :постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
обработка информации;
извлечение необходимой информации из различных источников;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
осознание ответственности за общее дело;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Ход занятия
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Правильно, ребята. А еще мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться к мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
А за ним - Сто погонь. Загадка для второй группы:
Летом в шубе, зимой - голое.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь воспользуйтесь Интернетом и узнайте, как звучат эти слова на разных языках!
Работа ребят с Интернет-ресурсами. А зависит ли тепло солнца, которым оно нас одаривает от того, как это слово звучит? Ответы детей. Учитель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку и ребусу. Ответы детей. Учитель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова? Ответы детей. Учитель: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края. Давайте посмотрим отрывок из калмыцкой сказки «Медвежьи истории». Просмотр мультфильма. Учитель: Какие выводы можно сделать из этой сказки? А если бы я не сказала, что это калмыцкая сказка, можно было бы ее назвать русской или украинской? Ответы детей. Учитель: А чему учат эти сказки? Ответы детей. (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.) Учитель: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать каждой группе сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно! Дети в группах складывают “пазлы”, получаются два больших сердца. Учитель: Вспомните, пожалуйста, как выглядит наш Самарский край на карте Родины? Ответы детей. Учитель: Правильно, это единственная область на карте, чье очертание напоминает нам сердце. А в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья. Жить в своём доме всегда одномуСкучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей. А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Давайте с вами послушаем татарскую зажигательную плясовую и даже станцуем! Физминутка. Учитель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Король». Правила игры. Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место, а «работники» отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю.
Сговорившись, подходят к «королю».
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны ли вам работники?
Король . Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый.
Итог урока.
Мы вместе, в этом наша сила!». И песню заключительную тоже споем вместе! Под фонограмму все исполняют песню «Песня о дружбе ».
Анна Захарова
Проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традициям и культуре народов Поволжья»
Актуальность
Конституция Российской Федерации гласит :
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов , чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Ссылаясь на «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России», а также на государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ» , можно сказать, что современный период в российской истории и образовании время смены ценностных ориентиров. В 90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку.
Поволжье является многонациональным субъектом РФ, то возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности , сочетающей в себе системные знания в области различных культур , стремление и готовность к межкультурному диалогу . Дошкольное воспитание является первым звеном в этой работе. Дети должны иметь представления о культуре , быте, жизни другого народа , доступное их возрасту .
Цель проекта : способствовать накоплению знаний о традициях и культуре народов Поволжья .
Задачи :
Сформировать у детей представления о народах , живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва) ;
Формировать представления о духовной культуре : фольклор, обычаи, народные праздники , игры;
Обогащать представления о материальной культуре : предметы народного быта , народный костюм , игрушка, музыкальные инструменты;
Формирование у детей толерантное , доброжелательное отношение к представителям других национальностей;
Освоить народные игры Поволжья ;
Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям , традициям , фольклору и национальным костюмам народов Поволжья ;
Активизировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме.
Основные направления работы :
Работа с родителями.
Диагностика.
Мероприятия :
Анкета (Ноябрь 1неделя)
Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям » (Ноябрь 2 неделя) ;
Поиск информационного материала, используя энциклопедии, интернет, библиотеки (Ноябрь 3 неделя – декабрь 1 неделя) ;
Семинар «Диво – дивное, чудо – чудное. Приобщение ребенка к истокам родной культуры » (Декабрь 2 неделя) ;
Участвуют в мастер-классах по изготовлению национальной куклы (Декабрь 3 неделя) ;
Участвуют в досугах (Январь 3 неделя) ;
Экскурсия «В музей вместе с ребенком» (Январь 4 неделя) ;
Папка – передвижка о празднике Старого Нового года «Обряды вчера и сегодня» (Январь 3 неделя) ;
Конкурс творческих семейных работ на тему «Богатство наций» (Февраль 1 неделя) ;
Папка – передвижка «Обряды и обычаи в праздник Масленицы» (Февраль 2 неделя) ;
Создают фото-газету (Март 2 неделя) ;
Участвуют в досугах (Март 1 неделя) ;
Работа с детьми.
1. Беседа о народах Поволжья ;
2. НОД «Какие народы живут в России » ?
3. Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья .
4. Ознакомление со сказками народов Поволжья .
5. Экскурсия в школьный краеведческий музей.
6. Знакомство с народными промыслами – занятия по изодеятельности.
7. Оформление национального уголка в группе.
8. Национальные праздники (мини-фестиваль) .
9. Конкурсы детского творчества «Мы рисуем сказку» .
10. Мир национального орнамента.
11. Разучивание стихов, песен, закличек.
12. Знакомство с подвижными играми народов Поволжья .
13. Традиционное чаепитие .
14. Спортивно – фольклорный праздник «Зимние забавы» .
15. Оформление стенгазеты «Национальные костюмы народов Поволжья .
Принципы, лежащие в основе педагогического проекта :
Систематичность;
Наглядность;
Учет возрастных особенностей .
Партнеры педагогического проекта :
Школьный музей;
Родители;
Библиотека.
Средства диагностики.
Анкетирование родителей.
1. Что такое народные традиции ? Что можно к ним отнести?
2. Актуально ли в наше время тема «Знакомство с традициями и культурой народов Поволжья »?
3. Какие народные праздники , обряды, обычаи, игры Вы знаете?
4. Какие существуют традиции в Вашей семье ?
5. Как Вы приобщаете своего ребенка к народной культуре ?
6. Обучаете ли Вы своего ребенка родному языку?
7. Есть ли в Вашей семейной библиотеке художественные произведения, энциклопедии о культуре и традициях народов Поволжья ?
8. Читаете ли Вы детям сказки народов разных национальностей?
9. Играете ли Вы дома в народные игры ?
10. Ваши предложения по организации работы с детьми в детском саду.
Круглый стол с родителями.
Беседы с детьми.
Наблюдение.
Перспективы дальнейшего развития проекта .
Оформление фотоальбома.
Оформление виртуальной экскурсии в музей.
Национальный театр.
Список использованных источников :
Примерная комплексная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Программа О. Л. Князевой, И. М. Маханевой «Приобщение детей к стокам народной культуры » .
Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» О. В. Дыбина – Ульяновск Издатель Качалин А. В. 2014, 210 стр.
Конституция Российской Федерации.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России».