Портрет доры маар пабло. Описание картины Пабло Пикассо «Дора Маар с кошкой

Агнешка Стржевски родилась от ненависти своей матери к одиночеству.
Агнешка считала, что эта причина для рождения ничем не хуже, чем другие.
Из ненависти к сидению дома Агнешка долго гуляла одна вечерами. Иногда мужчины пытались познакомиться с ней, но она только презрительно фыркала и шла дальше, заканчивая прогулку у молочного магазина.
Да, она изредка спала с мужчинами. С теми, которые ненавидели супружескую верность или воздержание. Чаще всего это случалось весной. Делала она это исключительно из ненависти к одиноким ночам.
Жизнь ее протекала незамысловато – она ела из ненависти к голоду, одевалась из ненависти к холоду, пила абсент из ненависти к отсутствию чувства легкого опьянения.
Агнешка ненавидела свое имя, реальность и аксиомы. Ах да, и зеркала.
В доме напротив, в комнате с широкими подоконниками и большим камином, жил чиновник почтового ведомства в отставке. Скучный господин, целыми днями раскладывающий пасьянсы. Но Агнешка считала его пиратом, отошедшим от дел, но проводившим много времени, разглядывая старинные карты с крестиками сокровищ. Мы ведь знаем, как она относилась к реальности. Часто она грезила о нем, а потом ненавидела себя за смятую постель и испарину. Но все равно мечтала однажды забраться к нему на колени под толстый и теплый клетчатый плед.
Она могла бы так же грезить о племяннике пирата, но тот никогда не расставался с собакой.
Вместо зеркал в ее доме были аквариумы с рыбами. По утрам она долго смотрелась в них, чтобы понять какая она сегодня. Иногда ее глаза – пара черных скалярий или юркие суматранские барбусы – расплывались по разным углам, и тогда осторожным щелчком по стеклу она собирала их вместе. Рот – иногда хищные цихлиды, изредка – дискусы, в грустные дни – бледные макроподы, случалось, что - медовые или целующиеся гурами. Морщинки – стайка тетр или неонов. А улыбалась она редко, поэтому – цветной арованой.
Ненавидя аксиомы, Агнешка часто сидела на крыше, а иногда и ходила по самому краю карниза, наблюдая, как взлетают стайки испуганных воробьев. А потом переговариваются по-птичьи, настороженно оглядываясь.
Фиолетовые лоснящиеся баклажаны, нежнозеленые кабачки, лук-порей и авокадо никогда не появлялись на ее столе. Агнешка ненавидела овощи.

Когда она увидела картины Пикассо, то подумала, что этот человек мог бы нарисовать ее портрет. Ведь он ненавидел реальность так же, как и она.
А Пикассо улыбнулся и подумал, что он мог бы нарисовать ее портрет, потому что она ненавидит реальность так же, как и он. И нарисовал.
«А как он будет называться?» - спросила Агнешка, когда портрет был готов.
«Портрет Доры Маар» - ответил Пабло.
«Доры Маар... - восхитилась Агнешка. – Чудесно! Просто чудесно! И эта шляпка...»
«Портрет Доры Маар с кошкой,» - уточнил маэстро.
«С кошкой... С кошкой?..» – не веря в свое счастье, восторженно выдохнула Агнешка. «Пабло, вы гений,» - прошептала она и зажмурила от удовольствия все свои глаза.

Из цикла «Мои любимые обманщики»

В 1936 году судьба преподнесла Пикассо еще один любовный сюрприз, сведя его в кафе «Две Кубышки» с неуравновешенной представительницей парижской богемы Дорой Маар. На ней были черные перчатки, расшитые розовыми цветами и она играла в опасную игру, стуча острием ножа между расставленными пальцами. В тот вечер она допустила ошибку и поранилась. Пикассо выпросил испачканные кровью перчатки и сохранил их на всю жизнь. Пабло заговорил с прекрасной незнакомкой на испанском, она ответила и бурный непредсказуемый, как любимая Пикассо коррида, начался.

Красота Доры вдохновляла художника, он писал много ее портретов, но ни на одном из них она не улыбается. Пикассо, поддаваясь очарованию ее огромных печальных глаз, изображал возлюбленную печальной, плачущей или скорбящей. На портретах Доры мы можем видеть и другие любимые художником черты этой женщины: округлые скулы, правильный овал лица, хищные длинные ногти.

В период своих отношений с Дорой Маар Пикассо пережил еще одно сильное потрясение, узнав о бомбардировке Герники, городка в его родной Испании. Его негодование вылилось на холст: в 1937 году появилась знаменитая обличающая нацизм «Герника». Дора, будучи опытным и талантливым фотографом, запечатлела различные этапы работы над этой картиной, подарив нам, тем самым, бесценный исторический материал. Ей же принадлежат и многие фотопортреты Пикассо. И именно благодаря ее влиянию художник начал свои эксперименты по совмещению живописи и гравюры с фотографией.

В начале 40-х годов неврастения Доры стала больше, чем неуравновешенностью. В 1945 году, опасаясь нервного срыва или суицида, Пикассо отправил Дору на лечение в психиатрическую клинику, поставив, таким образом, точку в их отношениях.




Я прошла сквозь волну
И свободна в движении Вглубь.
Внимаю Тайне существования,
Тайне и для меня.

Дора Маар

Частный коллекционер, выплативший в среду 95 миллионов 216 тысяч долларов за известную картину Пабло Пикассо
"Дора Маар с кошкой" на аукционе Sotheby"s в Нью-Йорке, возможно, является российским миллиардером, предполагает
британская газета The Daily Telegraph.

Дора Маар (1909-1997) - дочь пылкого хорвата и утонченной парижанки, прожила долгую и полную событий жизнь.

Рожденная во Франции, она воспитывалась в Аргентине и ко времени встречи с Пикассо, когда ей исполнилось уже 29,
была одной из самых известных в мире женщин-фотографов.

Промозглым январским днем 1936 года, на террасе излюбленного парижской богемой «Cafe Les Deux Magots», их свел
культовый поэт-сюрреалист Поль Элюар, безнадежно влюбленный в Дору, и уверенный, что «Пабло сумеет укротить эту
дикую кошку». Их связь длилась девять лет и всю жизнь. Пабло боготворил и ненавидел ее, пытался забыть в вине и
объятиях очередной любовницы.
Дора терпела его выходки и закатывала истерики, пила и лечилась у психоаналитиков, но до последнего вздоха не
пожелала расстаться ни с одной из картин и папок с эскизами, которые он рисовал с нее...

Много лет спустя Пикассо рассказал, что Дора в тот вечер была в черных перчатках, вышитых розовыми цветами. Она
развлекалась, нанося быстрые удары ножом между расставленными пальцами лежащей на столе левой руки. В какой-то
момент она ошиблась на долю дюйма. Пикассо попросил Дору отдать ему окровавленные перчатки. Он всю жизнь хранил
их в специальной застекленной витрине.

Дора Маар была нервной, неуравновешенной натурой, в творчество Пикассо она вошла как «женщина в слезах».
Вместе с образом Маар Пикассо совершил своеобразное ретроспективное «путешествие» по своему творчеству:
ее изображение предстало во всем многообразии испробованных ранее художником стилей и манер письма.
Однако и сам Пикассо отмечал, что никогда не мог писать ее улыбающейся.

Характернейшая особенность портретов Доры – это огромные, глубокие глаза, плачущие или задумчивые, полные тревоги
или скорби. Также Пикассо любил подчеркивать ее чистый овал лица, мягкие линии скул, тонкие пальцы с острыми
красными ногтями, похожими на капли крови.

С годами Маар становилась более нервной, а Пабло терпеть не мог женских истерик – в их отношениях наметился разрыв.


Пикассо. Женщина на диване. Дора Маар

С весны 1945 года у Доры стали случаться припадки. Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, Пикассо
и их общие друзья отправили Дору в психиатрическую лечебницу Жака Лакана, где помимо психоанализа к ней применялся
обычный в то время метод лечения – электрошок. После выхода Доры из больницы их отношения с Пабло не возобновились.


Пикассо у портрета Доры Маар


Дора Маар и ее портрет Alice B. 1946

Впоследствии она жила довольно замкнуто, тем не менее, оставалась в искусстве – фотографировала, писала,
выставлялась, получила некоторое посмертное признание - о ней написаны несколько книг.

Культура

Создавая свои шедевры, многие художники, наверное и не подозревали, что их труд будет оценен столь высоко – в тысячи и даже миллионы долларов. Большинство великих художников не обогатились, благодаря своему творчеству.

Шедевры дорожают со временем, поэтому покупка картин давно умерших известных художниковхороший способ вложения и приумножения денег.

Ниже вашему вниманию представлен список 10 самых дорогих картин в мире – шедевров, проданных на знаменитых аукционах за поистине впечатляющие суммы.


10.Ирисы, Ван Гог (Irises, Vincent Van Gogh)

Эта картина была написана Винсентом Ван Гогом в 1889 году во Франции, за год до своей смерти. Картина "Ирисы" стала самой дорогой картиной конца 19 века, она была продана за 53900 долларов Алану Бонду (Alan Bond). Ван Гог писал картину, находясь в клинике для душевнобольных. Художник называл "Ирисы" "громоотводом для своей болезни", потому что чувствовал, что творчество помогает ему сдерживать свой недуг. Сам художник не считал картину достойной особого внимания, но его брату удалось разглядеть в ней настоящий шедевр и включить ее в ежегодную выставку Союза Независимых Художников (Societe des Artistes Independents) в сентябре 1889 года.


9. Дора Маар с кошкой, Пабло Пикассо (Dora Maar with Cat, Pablo Picasso)

Дора Маар была любовницей Пабло Пикассо. На картине изображена Дора Маар, сидящая на кресле, а кошка сидит на спинке кресла, у плеча женщины. Связь Пикассо и Доры Маар длилась 10 лет с 1930 по 1940 год, и эта картина стала неприкрашенным, и даже неприглядным изображением любовницы художника. Картина была продана на аукционе Сотбисс (Sotheby’s) в 2006 году за 95200 долларов.


8. Портрет Джозефа Роулина, Ван Гог (Portrait of Joseph Roulin, Vincent Van Gogh)

Портрет Джозефа Роулина входит в серию "Семья Роулинов", он был написан в 1889 году. Джозеф Роулин был одним из ближайших друзей Ван Гога, а Ван Гог любил писать портреты. Художник нарисовал портрет своего друга, который затем был продан за 105 миллионов долларов.


7. Обнаженная, зеленые листья и бюст, Пабло Пикассо (Nude, Green Leaves and Bust, Pablo Picasso)

На этой картине, написанной Пабло Пикассо в 1932 году изображена любовница художника Мария-Тереза Вальтер (Marie-Therese Walter). Картина была продана за 106,5 миллионов долларов. Сейчас она находится в галерее всемирного искусства Тейт Модерн (Tate Modern) в Лондоне. Картина входит в серию портретов любовниц Пабло Пикассо. Однако, Мария-Тереза Вальтер была не просто любовницей художника, но и его музой. Впервые картина была представлена публике в 1961 году в честь 80-го дня рождения Пабло Пикассо.


6. Мальчик с трубкой, Пабло Пикассо (Garcon a la Pipe)

Эта картина была написана Пабло Пикассо в 1905 году, когда художнику было всего лишь 24 года. На картине изображен простой парижский мальчик с венком из цветов на голове и курительной трубкой в руке. Картина была продана на аукционе Сотбис (Sotheby’s) за 123 миллиона долларов.

5. Бал в Мулен де ла Галетт, Пьер Огюст Ренуар (Bal du Moulin de la Galette,Pierre-Auguste Renoir)

Эта картина – одно из лучших изображений бала в Ле Мулен де ла Галетт – одного из любимейших развлечений рабочего класса Парижа в 19 веке. На этом балу нарядно одетые люди танцевали, выпивали и ели галеты. Картина была продана за 135 миллионов долларов.


4. Портрет доктора Гоше, Ван Гог (Portrait of Dr. Gachet, Vincent van Gogh)

Во время последних месяцев жизни доктор Гаше был одним из тех людей, кто заботился о душевнобольном художнике. Винсент Ван Гог написал его портрет, находясь в больнице. В 1990 году картина была выставлена на аукцион и продана за 142 миллиона долларов.


3. Портрет Адели Блох-Бауэр I, Густав Климт (Portrait of Adele Bloch- Bauer I, Gustav Klimt)

Эта картина была написана в 1907 году и впервые продана за 87936 долларов, а затем за 148 миллионов долларов в 2006 году. Гюстав Климт писал эту картину 3 года в Вене. Картина была конфискована нацистской Германией во время оккупации Австрии.


2. Женщина III, Виллем де Кунинг (Woman III, Willem de Kooning)

Виллем Кунинг писал картину Женщина III в течение 2 лет с 1951 по 1953 год. Сначала картина хранилась в Тегеранском музее современного искусства. В 1979 году после революции картину начали выставлять. В 1994 картина была продана за 152 миллиона долларов миллионеру Стивену Коэну (Steven Cohen).


1.No. 5, 1948, Джексон Поллок (No. 5, 1948 Jackson Pollock)

Эта картина была написана лидером абстрактного экспрессионизма Джексоном Поллоком и некоторое время принадлежала Самюэлю Ирвингу (Samuel Irving). Затем картина принадлежала Дэвиду Геффену (David Geffen), который продал ее мексиканцу Дэвиду Мартинезу (David Martinez) в 2006 году за рекордную сумму – 155 миллионов долларов!


Дона Маар была любовницей, верной спутницей жизни и подругой Пабло Пикассо. Эта была красивая, загадочная женщина. Причиной того, что она всех полотнах Пикассо Дона изображена крайне жутко, стал период, в который разворачивались отношения этой женщины и великого художника. Мировая Война отразилась на всех сферах жизнедеятельности каждого человека. Не обошло это и творчество испанского мастера кисти. Союз Доны Маар и Пабло Пикассо нельзя называть романтическим, сентиментальным. Правильнее будет говорить, что их отношения были организацией двух умов, интеллектуалов, художников.

Не секрет, что когда два человека с сильным характером сходятся, их отношения являются больше борьбой между двумя неординарными личностями. Возможно, именно в силу этого факта, Пикассо рисовал красавицу Дору очень искаженно, придавая ей острых углов и темных оттенков.

Характерными объектами для Маар на полотнах Пикассо стали шляпки и длинные острые ногти. Шляпка подчеркивала причастность женщины к сюрреалистическому движению. В жизни эти детали внешности были достаточно важны для женщины, возможно, поэтому Пикассо подчеркивал их в своих произведениях.

В портрете «Дора Маар с кошкой» подчеркивается острота ноготков присутствием маленькой черной кошки. Ногти, изображенные на картине, являются символом ногтей необузданных представителей кошачьих. Синие ногти нарисованной Маар являются символом обладания мощью, насилием. Пабло Пикассо не единожды заявлял, что характер Доры Маар он сопоставлял с темпераментом афганской кошки.Художник прибегал к кубическим способам рисования. Таким образом, он переработал красивое, утонченное, овальное личико возлюбленной Доры в неузнаваемую и деформированную карикатуру. Ухо женщины на изображении расположилось под глазом, рот искривился в улыбке. Да и само лицо представлено одновременно с двух сторон: фронтальной и профильной.

За женщиной находится кошка. Ее позиция тоже достаточно неопределенная. С одной стороны, животное достаточно милое и забавное, но окрас кошки подчеркивает устрашающие ноты произведения. Соединение женщины и кошки Пабло Пикассо представлял как комбинацию бесконечной сексуальной агрессии и хитрости, свойственной представительницам прекрасного пола. Определенно, что черная кошка – это символ горячей, огненной личности Доры Маар и самих отношений между двумя художниками. Таким образом, сплетение самых разных эмоций Пикассо вылилось на полотно «Дора Маар с кошкой», которое является гордым достоянием шкатулки мирового творчества на сегодняшний день.