Бурый цвет - это оттенок известного коричневого тона. Зачастую люди используют такое понятие, в случае если трудно объяснить, какой оттенок они видят на данный момент. При этом не всегда цвета имеют хотя бы «родственные связи». Наиболее однородные оттенки представлены в словосочетаниях «бурый медведь» и «бурый железняк». В обоих случаях предусматривается примерно одинаковый цвет.
Мало кому неизвестно выражение «серо-буро-малиновый». Оно используется в случае необходимости указать на неопределенный или смешанный тон.
Буро-красный цвет
Данный оттенок может появиться при слиянии коричневого и красного тонов. Однако лучше всего брать темные варианты, тогда он будет достаточно выделяющимся. В литературе этот цвет описывали как слияние земли, крови и огня. Именно в их союзе рождается интересный и величественный буро-красный. В старые времена купцы часто использовали его в элементах одежды, в особенности хорошо он смотрелся с золотом.
Но у этого оттенка есть и отрицательные стороны. Например, у людей, которые жили при Советском Союзе, он может ассоциироваться с коммунистической партией. Красно-коричневыми называли фашистов, которые следовали данному направлению во власти. Они отличались слишком высоким уровнем патриотизма и радикальности. С психологической точки зрения этот оттенок ненасытен. Он воздействует на человека так, что у того даже не возникает желания остановиться на достигнутом. Но правильно ли это? Чувство меры еще никому не помешало.
Бурый цвет и его влияние на психику
Ученые не один раз доказывали, что теплые варианты коричневого положительно влияют на человека в течение дня. Однако бурый - его темная сторона. Его предпочитают люди закрытые, скромные, боящиеся завести новые знакомства. Выбор данного оттенка лежит глубоко в подсознании. Тем, кто одевается в одежду бурых тонов, трудно заводить новые знакомства, вести активный образ жизни, сложно довериться посторонним людям. Вариант выбора бурого хорошо подойдет деловым людям и предпринимателям, которые не желают полностью раскрываться на работе.
Символизм
Бурый цвет не всегда имеет положительную энергетику. Примером может быть военная форма нацистов. Поэтому в символизме цвет представляет авторитет, непоколебимую власть.
Рассматривая положительную сторону оттенка, можно сказать, что долгое время он ассоциировался с почвой. Конечно же, бурый цвет олицетворяет плодородие. Из-за того, что богиней урожая была девушка, можно сказать, что этот тон имеет женские черты. В некоторых странах данный цвет был оттенком, улучшающим семейную жизнь, нивелирующим конфликты. Часто можно было встретить статуэтки, алтари, которые окрашены в бурый.
Здоровье
Бурый цвет имеет способность успокаивать человека. Благодаря ему можно укрепить свою нервную систему, став менее раздражительным и эмоциональным. Если необходимо снизить эмоции, уменьшить гнев, сбавить волнение, то стоит добавить в интерьер или в одежду элементы этого цвета.
Принимая во внимание физиологию человека, можно оценить благотворное влияние темно-коричневого тона. Он способен понизить давление, улучшить работу нервной системы и слегка замедлить обмен веществ.
Интерьер
Немного выше упоминалось, что бурый цвет является символом семьи. Соответственно, такой оттенок подойдет для оформления любой комнаты, за исключением спальни. В ней лучше вообще не использовать тона из семейства коричневых. При желании можно добавить пару элементов бурого оттенка в сочетании с красным. В таком случае все негативные воздействия будут сведены к нулю. Гостиная и кухня - идеальные места для применения описываемого цвета.
Цвет и Свет
У художников названий цветов другие. Этот список ничего не объясняет и скорее путает, чем помогает разобраться в сложных градациях цвета. Для живописца цвет травы может быть коричневым. Но забавно иметь такую ссылку, чтобы определить хоть какую-то систему координат для пришельцев. Например, как вам - "Геморроидальный" - модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человек. Или - "Паука, замышляющего преступление" - тот же темно-серый цвет, что и маренго. По другим источникам черный с краснотой.
Определения
Авантюрин
[от авантюрин ‘минерал, разновидность кварца, желтоватого, буровато-красного или зеленого цвета, пронизанный блестками мельчайших включений слюды’; открыт случайно (per aventura) в 1750 г. < фр. aventurine < aventure ‘приключение’] – серебристо-черный, черный с металлическим блеском.
Аделаида, аделаидин
[от Аделаида (др.-герм. ‘благородный’ + ‘состояние, положение’) имени героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Матиссона] красный оттенок синего или лилового цвета, близкий к пурпурному; название было чрезвычайно модным в середине XIX в. В оригинале текста Матиссона речь идет о пурпурном цвете (purpur), с которым связывается грустное, меланхолическое настроение. “Одет он был в старенький, изорванный сюртук цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлонида” (И. Тургенев. Контора). Цвет дозволенного в Японии.
Адрианопольский
ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены. У Даля адрианопольский [по названию турецкого г. Адрианополь, где процветало искусство производства красок] – ярко-красный, краска из марены.
Адский, адского пламени, адского огня
[калька с франц. flame d’enfer] лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.
Алебастровый, алавастровый
(устар.) [от алебастр ‘плотная мелкозернистая разновидность гипса белого цвета, применяемая для строительства и различных поделок’ < греч. < Alabastron – название города в Египте] бледно-желтый с матовым оттенком, матово-белый. Чаще о цвете лица, кожи человека.
Ализариновый
цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый
[от альмандин ‘драгоценный камень из группы гранатов’ < верхн.нем. Almandin < по названию горы Алабанда в Малой Азии] темно-красный с фиолетовым оттенком, темно-вишневый.
Акажу
[от фр. acajou < яз. тупи-гуарани acaju ‘тропическое дерево семейства сумаховых, т.н. «красное дерево»’] цвет красного дерева.
Амарантовый
цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения “амарант” красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый, малиновый.
Аметистовая ночь, аметистовый
[от аместист ‘полудрагоценный камень, прозрачная разновидность кварца’ < нем. Amethyst, фр. am?thyste < греч. < ‘не’ + ‘опьяняю’; название связано с древним поверьем, согласно которому этот камень притягивает винные пары и таким образом предохраняет его обладателя от сильного опьянения] – темный фиолетово-синий, насыщенный искрасна-синий, фиолетово-красный с синевой, вишнево-лиловый.
Амиантовый
цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего о цвете неба.
Антрацитовый
[от антрацит ‘лучший сорт каменного угля’ < греч. ‘уголь’] насыщенно-черный, с сильным блеском.
Арлекин, арлекиновый
[от Арлекин имени персонажа итальянского национального театра (так называемой commedia dell’arte), остроумного слуги-шута, характерной принадлежность которого является костюм, сшитый из кусочков материи всевозможных цветов < ит. arleccino] пестрый, разноцветный. В нач. XIX в. арлекином называли также модную ткань из разноцветных треугольников, а также играющий всеми цветами драгоценный камень, благородный опал. Ныне часто употребляется при характеристике окраса животных. Арлекиновый окрас, при котором цветные пятна разбросаны отдельными участками по голове, холке, спине и крестцу кошки…
Аспидный
цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок: черно-серый.
Афалина
[от афалина ‘млекопитающее семейства дельфинов отряда китов’] – серебристый зелено-голубой.
Багор
густо-красный с синеватым оттенком, темно-красный с синеватым или лиловым оттенком. Варианты названия: багр, багрец, багрецовый, багровый, багрянец, багрянистый, багряный.
Багрецовый
цвет багреца: яркий багровый.
Багрянистый
устаревшая форма слова багряный.
Базарного огня
определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Бакан, бакановый, баканный
ярко-красная краска из кошенили, используемая в живописи [< тюрк. и араб. bakkam] красная краска, ярко-красный, багряный.
Барканский
[от баркан ‘плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа’ <итал. barracano < араб.-перс. barrakan] – один из оттенков красной гаммы. Упоминается как цветообозначение в 30-е-40-е гг. XIX в.
Бедра испуганной нимфы
оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет “бедра нимфы”. Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался “бедром испуганной нимфы”, а солдатский “ляжкой испуганной Машки”.
Берилловый
по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня, зеленовато-голубой.
Берлинская лазурь, берлинская синь
[по названию краски, получаемой при действии солей окиси железа на желтую крове-щелочную соль] интенсивно-синий. Также Прусская синь.
Бизон
темно-оранжевый.
Биллиардного сукна, биллиардной покрышки
ядовито-зелёный.
Бисквитный
[от бисквит – фарфор, не покрытый глазурью, но дважды обожженный < фр. biscuit < bis ‘дважды’ cuit ‘печеный’]
белый с сероватым или зеленоватым оттенком.
Бискр
цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк
[от Бисмарк – фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг.] серовато-желтый или коричневый.
Бисмарк-фуриозо
коричневый с красный отливом.
Бисной
арх. седой, серебристый, белый.
Бистровый
[от бистр прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем; употреблялась европейскими художниками 15-18 вв. для рисования пером и кистью, после уступила место сепии и туши < фр. bistre < ниж.-герм. biester ‘темный’] густой коричневый, бурый.
Бланжевый, или планшевый
(от фр. blanc белый), желтовато-белый, белый с кремовым оттенком, телесный.
Бле-раймондовый, бле-реймон
[от франц. bleu ‘синий’ + мужское имя Raymond (Раймон(д))] – оттенок синего цвета.
Блокитный
(польск.) ярко-синий, сине-голубой. У Даля голубой, васильковый.
Блондовый
[фр. blonde ‘золотистая, рыжеватая, русая, белокурая’] светлый, с золотисто-желтоватым отливом. Чаще о цвете волос. Прилагательное блондовый в XVIII – XIX вв. нередко употреблялось и в ином значении: блондами называли кружево из шелка-сырца первоначально золотистого, а затем также и белого либо черного цвета.
Болкатый
черный, темный.
Бордосского вина (бордо, бордовый)
красно-фиолетовый, темно-красный с лиловым оттенком.
Бороды Абдель-Кадера
[от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абд-эль-Кадир алжирский полководец, оратор и поэт (1807-1883), в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов] белый, отливающий в серый. он же Бороды Абдель-Керима [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абдул-Керим-паша турецкий генерал (1811-1885), участник русско-турецких военных конфликтов].
Бронзовой брони
зеленый с фиолетовым оттенком.
Броный
[ср. бронь, брунь, брона ‘спелый колос’, бронеть ‘зреть’ < возможно, др.-инд. Bradhnas ‘рыжеватый, буланый’] беловатый, бело-серый.
Брощаный
багряный, пурпурный.
Бристольский голубой
ярко-голубой.
Брусничный
[от названия ягоды брусники] один из оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. Однако долгое время это слово в русском языке означало зеленый (по цвету листа брусники). Цвет под этим названием входил в описание знамени Ивана Грозного.
Брусьяный, брусвяный
красный, багряный, цвета брусники.
Брэнсолитеровый
[от франц. brun solitaire ‘единственный (в своем роде) коричневый или смуглый’; другое значение solitaire ‘драгоценный камень’] – оттенок коричневого.
Буланый
[от тюрк. bulan ‘олень, лось’]
желтоватый, разных оттенков, особенно светлых; иногда при темном хвосте и гриве и с такой же полоской на хребте.
Бурматный
[возможно, от польск. brunatny ‘коричневый, бурый’ < ср.-в.-н. brunat ‘темная ткань’, ср.-нем. braun ‘коричневый’]
темно-серый, как бы подернутый пылью.
Бурнастый, брунастый
то же, что бурый, красновато-коричневый.
Бусый
[возможно, от др.-тюрк. boz ‘серый, тёмный’] темный голубовато-серый; иногда о неопределенной окраске. У Даля (сиб). темно-голубо-серый, избура-серый, буро-дымчатый, буро-пепельный; о шерсти, темно-бурый с синевою, сизо-бурый (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). Татарский глет зеленовато-бусый / Соседствует с венецианской бусой (М. Волошин).
Бычьей крови
черный с красноватым отливом.
Вайдовый
темно-синий, синь. Вайда использовалась вместо индиго. В дальнейшем, в связи с развитием синтетического производства индиго, возделывание В. почти прекратилось.
Валюта
серо-зеленый, цвета доллара.
Венге
[от венге ‘твердолиственная порода деревьев, произрастающих в тропических джунглях Западной Африки’. Древесина венге отличается разнообразием цветовых оттенков: от золотистого до темно-коричневого с черными прожилками] темный красновато-коричневый с черными прожилками.
Вердепешевый
[от фр. vert-de-pеche ‘зелень персика’]
желтоватый или розоватый оттенок зеленого цвета, аналогичный цвету незрелого персика. Более всего такие названия были популярны в первой половине XIX в.
Вердепомовый
[от фр. vert-de-pomme ‘зелень яблока’] светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри
зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вердрагоновый
[франц. vert dragon ‘зеленый драгунский’; зеленый цвет драгунской униформы; возможно другое понимание: dragon ‘дракон’]
оттенок темно-зелёного.
Вермильон, вермильоновый
[франц. vermillion ‘ярко-красный, алый; румянец’] ярко-алый с оранжевым оттенком.
Веселая вдова
оттенок розового. Название было популярным в XVIII в.
Виардо
[искаженное фр. vert d’eau ‘зелень воды’] – светло-зелёный, цвет морской волны. Есть вариант водяная зелень.
Винный
желтовато-красный.
Влюбленной жабы
зеленовато-серый.
Вороний глаз
Воронова крыла
черный с синеватым отливом.
Вохра, вохряной
то же, что охра.
Вощаный, восковой
цвет воска, от желто-серого, медового до янтарно-желтого.
Выдровый
цвет меха выдры, грязновато-зеленый.
Гавана или гавана-браун
темно-коричневый, шоколадный и более светлый, каштановый или слегка лиловый, напоминает цвет гаванских сигар.
Гаити
или синий и красный цвета флага Гаити, что символизирует союз черных и мулатов.
Гагатовый
чёрный янтарь, с ярким смолистым блеском, цвет гагата чёрный или коричнево-чёрный.
Гелиотроповый
1) цвета гелиотропа (кровавый камень, кровавая яшма, кровавик), минерал, разновидность халцедона; темно-зеленый халцедон с ярко- или темно-красными («кровавыми») пятнами и полосами. 2) цветок гелиотропа, садовое душистое растение с темно-лиловыми цветками. 3) искусств. органич. краска для окрашив. хлопчатобум. тканей в красно-фиолетовый цвет.
Геморроидальный
модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человека, в словаре Ушакова серо-желтый, измождённый. Также параличный.
Гиацинтовый
цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Голова негра
с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубец, горная синь, английская горная синь
ярко-синяя краска.
Голубиной шейки
оттенок серого.
Гороховый
цвета вареного серого гороха, желто-серый, дико-желтоватый.
Гортензия
нежно-розовый.
Гридеперливый
жемчужный оттенок серого. В начале века его называли и писали только по-французски.
Гуляфный
астрах. роза, розан; шиповник. Гуляфная вода, розановая, перегнанная на лепестках розы, шиповника.
Гусиного помета (мердуа)
желто-зеленый с коричневым отливом.
Двуличневый
с преливом, отливом, с игрой, разноцветный, как бы двух цветов с одной стороны.
Дети Эдуарда
оттенок розового. Картина Делароша “Дети Эдуарда IV” <1830-1831, Париж, Лувр>, принесшая ему большую популярность, в моду даже вошла прическа “под детей Эдуарда”).
Джало санто
желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький
светло-серый. естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске
Драконьей зелени
очень темный зелёный. “Так я впервые увидел драконье стекло. Я уверен, что ничего подобного ему никогда не существовало. Сначала вы видите только зеленоватую мерцающую прозрачность, как в море, когда плывешь в спокойный летний день под водой и смотришь вверх… По краям всплески алого и золотого, сияние изумруда, сверкание серебра и блеск слоновой кости. А в основании топазовый диск, обрамленный красным пламенем, искрящимся маленькими желтыми язычками”. (АБРАХАМ МЕРРИТ “СКВОЗЬ ДРАКОНЬЕ СТЕКЛО”)
Д раконий крови
это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины Павла I.
Дроковый
ярко-желтый, цвет краски из красильного цветка дрока.
Дымный, дымчатый
с виду или цветом похожий на дым; серый, дикий, мышастый, голубой, темной воды.
Жандарм
оттенок голубого. Бытовало даже выражение “голубые штаны”, которым обозначали служащих жандармского управления.
Жаркий (он же горячий)
оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Жженого кофе
сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба
сложный оттенок коричневого.
Жиразол
молочный с радужным отливом, жиразол
старое название благородного опала.
Жирафовый
желто-коричневый.
Жирафьего брюха или брюха жирафа
сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».
Жонкилевый
золотисто-желтый, жонкиль
один из видов рода нарцисса.
Зекрый
светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.
Изабелловый
бледно-соломенный, грязноватый соломенно-розовый. По имени испанской королевы Изабеллы, давшей в 1604г. обет: три года не менять рубашки.
Индиго
темно-синяя краска. Добывается из сока тропического растение семейства бобовых.
Инкарнатный
(от лат. ‘сarneus’ мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.
Испуганной мыши
нежно-серый цвет.
Иудина дерева
ярко-розовый, как цветки Иудина дерева.
Какао-шуа
(франц. ‘сacao-сhoix’ отбороное какао). Это ликер темно-коричневого цвета.
Камелопардовый
желтовато-коричневый.
Кардинал на соломе
Сочетание желтого и красного. Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную “Калиостро” или “Ожерелье Королевы”(259). Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то ее называли также шляпой “кардинала на соломе “ и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что его преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа кроме того украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бёмэра и Бессанжа.
Кармазинный, кармезинный
(франц. cramoisi) ярко-алый, багряный; из ярко-алого сукна кармазина.
Карминный
ярко-красный.
Кармелитовый, капуциновый
чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: “кармелитовый”, “капуциновый” и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок “жженого хлеба” или “жженого кофе” и “лесных каштанов”.
Касторовый
темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный
красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды, часто применительно к автомобилям.
КашУ или катеху
красно-коричневый, бурый, табачный. Получают из древесины акации катеху (Acacia catechu) семейства мимозовых, родом из Индии и Шри-Ланка (Цейлона). Вывариванием измельченной древесины получают экстракт, упариваемый в твёрдую красно-коричневую массу. КашУ дает с глиноземом
желтый цвет, с солями железа - оливковый, с медн. и хромов.- коричневый и черный.
Иногда кашу обозначает два абсолютно разных цвета: синий или ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Кипенный, кипенно-белый
белый, как кипень, белоснежный, цвет белой пены от кипения.
Колумбиновый
(от франц. ‘colombin’ голубь) голубиный, сизый.
Коричный
от “корица” то же, что коричневый.
Королевский голубой
калька с англ. royal blue, ярко-голубой.
Кошенилевый
от краски кошениль, добываемой из насекомых, багрецовый, червцовый, ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый
алый, мареновый, ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Краска
красный цвет, краснота, краснина.
Кумачовый
иногда знач. красный, алый, по цвету кумача.
Купоросный
пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый
ярко-синий, густо-синий, от названия растения куб (оно же индиго).
Куропаткины глаза
обозначен в периодике как светло-красный.
Лабрадоровый
цветa лабрадора, камня породы полевого шпата, с радужным отливом, от мельчайших трещин в нем. Сам лабрадор бесцветен, белого или серого цвета, образует сложные двойники, часто с красивой иризацией света сине-зелёных и золотистых оттенков
Лавальер
кожаный оттенок коричневого желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
Лани (от названия животного)
желтовато-коричневый.
Лесных каштанов
темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный
нежно-белый, белизной, нежностью напоминающий лилею, т. е. лилию Лилейное чело. Лилейная грудь.
Лондонского дыма
тёмно-серый.
Лорд Байрон или байронов
[от имени англ. поэта Дж. Байрона] рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого, близкий к темно-каштановому.
Лосинный
грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке
светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный
красно-розовый.
Маджента
с итал. ярко-красный, фуксин, с англ. пурпурный, между красным и фиолетовым. Цвет от смешения красного и синего света, суженный диапазон из пурпурного сектора. Похож на цветок фуксии. Возможно, название возникло после битвы около г. Magenta (сев.Италия) в 1859г.
Майский жук
цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом
Маков цвет [чаще всего о лице]
цвет красного мака: румяный, пунцовый.
Маренго
серый с вкраплениями черного. Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер
светло-серый.
Марин, марина
цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Маркизы Помпадур
оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь
Массака
темно-красный с синим отливом. Хорошо известен в первой половине XIX века. Встречается в “Войне и мире”, правда, там он «масака»: “На графине должно было быть масака бархатное платье”.
Медвежий, медвежьего ушка
Милори
темно-голубой, синий, Берлинской лазури
розовато-лиловый. Мовеин (фр. Mauveine анилиновый пурпур) первый синтетический краситель, полученный в 1856 году.
Мордоре, мардоре
цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.
Московского пожара
похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый
травянисто-зеленый.
Нагой
телесный.
Накаратовый
оттенок красного, “жаркий”, алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем)
темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах».
Нанковый (нанка, нанкинной)
цвет грубой хлопчато-бумажной ткани, в свое время привозимой из Нанкина: грязно-желтый.
Нефритовый
насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Облакотный
цвета облака.
Оброщеный
багряный.
Орлецовый
красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый
молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Орельдурсовый
рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.
Осиновый
зеленый с сероватым оттенком.
Офитовый
цвета офита, зеленоватого мрамора.
Павлиний
синевато-лиловый.
Палевый
бледно-желтый, тускложелтый, розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille “солома”. У Даля соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Парижская синь
ярко-синий.
Парижский голубой
cветло-голубой.
Парижской грязи
грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье “Картины Парижа”.
Парнасской розы
оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление
тот же темно-серый цвет, что и маренго. По другим источникам черный с краснотой.
Пелесый
темный, бурый.
Перванш
серовато-голубой, бледно-голубой с сиреневым оттенком.
Перловый
(от франц. perle, перл, жемчуг) жемчужный, белый, с сизым отливом.
Померанцевый
ранжевый, рудо-желтый, жаркой. У Даля померанец
дерево и плод горький апельсин.
Порфирный
пурпурный, багряный; (от греч. porphyreos - пурпурный) название происходит от своеобразной красной породы с белыми крупными вкрапленниками ортоклаза (античный П.), широко применявшейся для украшений и скульптур в Древнем Риме. Пурпуровая краска в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне. С древних времён сохранилось почтительное внимание к лицам, которые могут позволить себе приобретать дорогие продукты - в том числе ценные красители: пурпур, лазурит, позже - кармин… Поэтому, в частности, пурпур и порфир - древние символы власти, признаки царственности их обладателя. Пурпуровая краска добывалась из сока известного рода раковин или улиток, которых находили в Средиземном море, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубовых деревьев (кошениль).
Последний вздох жако
желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Плавый
светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Празеленый
иссиня-зеленоватый.
Праземный
цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прюнелевый
оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Пукетовый
(от испорченного “букет”), расписанный цветами. У Островского: “Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский”.
Пунцовый
ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пьяная вишня
коричневый с красноватым оттенком.
Пюсовый
бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от французского puce “блоха”. Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Также есть ссылки на оттенки “блошной”, “блошиный”; “блошиного брюшка”, цвет “блохи в родильной горячке”, “блохи, упавшей в обморок”, “блошиной спинки”, “влюблённой блохи”, “мечтательной блохи”...). В 1775 году, однажды летом, Мария-Антуанетта появилась в платье из темной шелковой тафты. “Это цвет блохи!”,
воскликнул король. И слово и моду, конечно, подхватили, и весь двор оделся в “цвет блохи”. Париж и провинция, натурально, спешили ему подражать.
Ранжевый
то же, что оранжевый.
Резвая пастушка
оттенок розового.
Рвота императрицы
оттенок коричневого.
Рдяный
красный, алый.
Редрый
бурый, рыжий, красноватый.
Ржавчинный
ржавый, рыжий.
Розовый пепел
нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Рудожелтый
оранжевый, рыжий.
Рудый
желтый с красноватым оттенком.
Сажной
цвета сажи: черный.
Савоярский
цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Семги
оттенок розового.
Сепия (он же китайская тушь)
коричневый, краска, добываемая из чернил каракатицы.
Селадоновый
серовато-зеленый.
Сизый
цвет голубя, после просто синий.
Силковый
голубой, васильковый.
Сине-алый
темно-фиолетовый.
Синетный
церковное слово, означающее “сплошь синий”.
Синявый
с синим отливом.
Скарлатный
ярко-красный, от англ. scarlet.
Смарагдовый
цвет смарагда (устаревшее название изумруда).
Смурый
коричневый оттенок серого, грязно-серый, темного, мешанного цвета, избура-черно-серый, темносерый, темнобурый. Так крестьяне называли темно-серый цвет. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из нее получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти
иногда с коричневатым оттенком.
Солдатский
цвета серого сукна солдатской шинели царской армии.
Соловый
серо-желтый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино
ярко-красный. Этот оттенок стал особенно популярным после 1859 года, назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.
Сомо, сому (сомон)
от франц. saumon лосось, семга: светлый розово-желтый, телесный, розовато-желтый. Встречается в “Войне и мире”.
Спаржевый
цвет спаржи: оливковый.
Старой розы
грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый
ярко-красный.
Сургучный
коричневый, цвет почтового сургуча.
Сюрприз дофина.
Он же цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними “оскандалился”.
Танго
оранжевый с коричневым оттенком. Название по одноименному танцу. Впервые был использован в 1897 году в музыкальном спектакле “Креольское правосудие”.
Таусинный
синий, от слова “павлин”. Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний, согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый
коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Турмалиновый
темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
Фернамбук
изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука
красный сандал, красильное дерево Caesalpina, бразильское дерево, и желтая краска, из него выделанная. Фернамбуковая бумажка, окрашенная им, буреет от щелочей, и потому ею пытают жидкости на щелочь.
Фисташковый
грязновато-зеленый.
Фрез, фрезовый
[от франц. ‘fraise’ земляника] цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка розовый с сиреневым оттенком.
Фуксии
насыщенный розовый.
Хаки
сложный серовато-коричневато-зеленоватый цвет. Обычно форменная. Название от англ. khaki, восходящего к инд. от перс. hak земля, пыль.
Хризолитовый
цвет драгоценного камня хризолита: желтовато-зеленый.
Хризопразовый
цвет полудрагоценного камня хризопраза: сочно-зеленый.
Циан
также сине-зелёный, ядовито-синий, цвет морской волны.
Цининный
Цинковый
цвета цинка, синевато-белый.
Червонный
красный, алый, ярко-красный.
Червленый, червчатый
смесь багряного с синим, ярко-малиновый, багряный и багровый, цвета червца, ярко-малиновый. Червец
насекомое Coccus, дающее червцовую краску.
Чермной
рыжий, искрасна-рыжий или червленый, багровый, темно-красный; мутного красного цвета..
Чернильный
цвет фиолетовых чернил.
Чесучовый
цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Шампань
прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамуб
[от франц. ‘chamoi’ верблюд] светлый рыже-коричневый.
Шанжан
цвет с переливающимися оттенками. Шанжан - пестротканая ткань с контрастной фактурой. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан».
Шарлах или шерлак
ярко-красный, от названия краски, цвет и краска яркий багрец, червлень.
Шартрез
жёлто-зелёный.
Шмальтовый
голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Экрю
цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый, кремовый.
Электрик
цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.
Электрон
ярко-голубой с прозеленью.
Юбагрый (убагрый)
багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый, юфтяной, юхотный
кожаный оттенок коричневого желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Ярь-медянка, медянка
яркая зеленая краска, получаемая путем окисления меди.
Яхонтовый
красный, фиолетовый или темно-голубой.
ссылка
http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2789952&keywordid=1038264
Коричневый цвет сам то себе — новый, раньше в русском языке было для этого цвета слово БУРЫЙ. Но стали связи с другими странами налаживаться, и кора коричного дерева дало модное слово КОРИЧНЕВЫЙ. И как-то так постепенно-постепенно бурый был вытеснен. Сейчас его применяют только по отношению к природным объектам: бурый медведь, бурая земля.
1). Основной цвет – БУРЫЙ (буроватый, бурнастый, бурматный) и БЕЖ (бежевый).
БУРЫЙ — серовато-коричневый или серовато-рыжий цвет. О масти, шерсти: чёрный с коричневатым отливом.
БУРНАСТЫЙ - то же, что и бурый
Бурматный — темно-палевый
Цвет беж (фр. beige) - светло-коричневый, с кремовым (желтоватым) или сероватым оттенком, вариант цвета шерсти. В последние десятилетия все чаще используется лексически неточное выражение - «бежевый цвет» — светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком цвет
2). Цвета, образованные от растений – КОРИЧНЕВЫЙ (бархатисто-коричневый) и другие: цвет сухих водорослей, акажу, венге, цвет дерева (в том числе – цвет старого дерева, орехового дерева
АКАЖУ — (от франц. аcajou «цвет красного дерева») — темный красно-коричневый
ВЕНГЕ — цвет венге появился в Италии, у нас действительно популярным он стал совсем недавно. У нас обычно венге – это древесина цвета темного шоколада с черными прожилками, цвет «венге» выглядит как очень темный шоколад, почти черный.
3). Коричневые цвета, взятые на кухне — продукты питания и посуда: цвет непромытой гречки и кофейной гущи, горчично-коричневый и божоле. Цвет пивной бутылки.
БОЖОЛЕ — шоколадно-фиолетовый цвет, в нем присутствует немного синевы, но, опять же на грани с пурпурным (не фиолетовый или сливовый)
4).Цвета, чье происхождение связано с животными, а также с их отходами. Верблюжий цвет и цвет старого верблюда, цвет брюха жирафа и белечье-коричневый, блошиный цвет (а также цвет обычной блохи, блохи мечтательной и блохи в обмороке). Цвет коровьего дерьма и гусиного помета (причем цвет помета гусей имеет собственное название – МЕРДУА).
БЛОШНЫЙ — (как калька от пюсовый - от франц. puce «блоха») красновато-бурый
БЛОХИ МЕЧТАТЕЛЬНОЙ ЦВЕТ (puce reveuse)
БЛОХА В ОБМОРОКЕ (или Блохи, упавшей в обморок) — просто темно-коричневый
БРЮХА ЖИРАФА ЦВЕТ — сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».
ГУСИНОГО ПОМЕТА ЦВЕТ (МЕРДУА) — желто-зеленый с коричневым отливом.
5). Цвета глины и грязи: грязно-бежевый, цвет грязи (в том числе – уличной, парижской и лондонской), цвет глины (сухой или высохшей) и глиняный цвет. Болотный цвет
БОЛОТНЫЙ — коричневато-зелёный цвет
ГРЯЗИ ЛОНДОНСКОЙ ЦВЕТ – тёмно-коричневый.
ГРЯЗИ ПАРИЖСКОЙ ЦВЕТ — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».
6). По названию местности
ГАВАННА — цвет сигары — серый с оттенком коричневого или наоборот
7).Специфичные названия окраски машин: Вавилон,
ВАВИЛОН — цвет машины — металлик серо-бежевый. (от названия древней столицы Месопотамии, знаменитой строительством Вавилонской башни
8). Прочие – голова негра
Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
ван-дик коричневый — краска Вандика Коричневая — коричневая краска,
БРЭНСОЛИТЕРОВЫЙ
Брэнсолитеровый — оттенок коричневого.
БРОНЗОВЫЙ — золотисто-коричневый цвет
БЛОНДОВЫЙ — бледный светло-коричневый с желтым оттенком
БЛАНЖЕВЫЙ — (от фр. blanc — белый) бледный светло-коричневый с розовым оттенком У Даля — тельный, телесный цвет.
БИСТРОВЫЙ — темный красно-коричневый, бурый, цвет бистра
Бистр — коричневая акварельная краска., приготовляемая из сажи, образующейся при сжигании букового дерева, ныне употребляется мало.
БАКЕЛИТОВЫЙ — коричневый цвет, со слабым фиолетовым оттенком.
асфальт Настоящий — коричневая краска, приготовляется из смолы Мертвого моря в Палестине (Bitume de Judee).
АМБРЫ ЦВЕТ
Ивоа была не совсем черной, а цвета амбры, и ее широко расставленные голубые глаза, опушенные длинными черными ресницами, ярко выделялись на смуглой, словно позолоченной солнцем.коже.
Робер Мерль. Остров
Лорд Байрон — темный коричневый с рыжеватым оттенком.
ЛИСТЬЕВ ПАЛЫХ ЦВЕТ
ЛИСТВЫ УВЯДШЕЙ ЦВЕТ.
ЛИСТВЫ ПРЕЛОЙ ЦВЕТ ЛИСТВЫ ПЕРЕПРЕВШЕЙ ЦВЕТ
ЛИСТВЫ ПАЛОЙ ЦВЕТ. ЛИСТВЫ ЖУХЛОЙ ЦВЕТ
ЛИСТВЫ ДУБОВОЙ ОПАВШЕЙ ЦВЕТ
ЛИСИЦЫ ЧЕРНО-БУРОЙ ЦВЕТ
Лани цвет (от названия животного) — желтовато-коричневый.
лазурь берлинская Жженая — краска коричневого цвета,
Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.
КРЫЛА ФАЗАНОВОГО ЦВЕТ
КОРИЧНЕВЫЙ
Названия оттенков — оранжевая и коричневая гамма
темно-коричневый
нуга-коричневый (темный)
кофейный
земляной (зелено-коричневый)
цвет какао, шоколадный
коричневый
гавана (цвет сигары)
каштановый
ореховый
золотисто-коричневый
цвет кофе с молоком
цвет загара
мускатный
цвет шампанского (желто-коричневый, теплый (весенний)
сандаловое дерево
бежевый
карамель (теплый светлый бежево-розоватый)
бронзовый
экрю (цвет старой слоновой кости с бронзовым отливом)
цвет слоновой кости
золотистый
цвет верблюжьей шерсти (светло-коричневый теплый с желтым оттенком)
махагон
сепия
цвет красного дерева (приглушенный темный серовато-красно-коричневый)
терракота (кирпичный) (красно-коричневый)
цвет ржавчины (коричнево-оранжевый)
охра (коричневый с желто-оранжевым оттенком)
абрикосовый
персиковый
апельсин
мандарин
морковный
медный (красноватый)