Бурый оттенок. Последний вздох жако. Паука, замышляющего преступление

Бурый цвет - это оттенок известного коричневого тона. Зачастую люди используют такое понятие, в случае если трудно объяснить, какой оттенок они видят на данный момент. При этом не всегда цвета имеют хотя бы «родственные связи». Наиболее однородные оттенки представлены в словосочетаниях «бурый медведь» и «бурый железняк». В обоих случаях предусматривается примерно одинаковый цвет.

Мало кому неизвестно выражение «серо-буро-малиновый». Оно используется в случае необходимости указать на неопределенный или смешанный тон.

Буро-красный цвет

Данный оттенок может появиться при слиянии коричневого и красного тонов. Однако лучше всего брать темные варианты, тогда он будет достаточно выделяющимся. В литературе этот цвет описывали как слияние земли, крови и огня. Именно в их союзе рождается интересный и величественный буро-красный. В старые времена купцы часто использовали его в элементах одежды, в особенности хорошо он смотрелся с золотом.

Но у этого оттенка есть и отрицательные стороны. Например, у людей, которые жили при Советском Союзе, он может ассоциироваться с коммунистической партией. Красно-коричневыми называли фашистов, которые следовали данному направлению во власти. Они отличались слишком высоким уровнем патриотизма и радикальности. С психологической точки зрения этот оттенок ненасытен. Он воздействует на человека так, что у того даже не возникает желания остановиться на достигнутом. Но правильно ли это? Чувство меры еще никому не помешало.

Бурый цвет и его влияние на психику

Ученые не один раз доказывали, что теплые варианты коричневого положительно влияют на человека в течение дня. Однако бурый - его темная сторона. Его предпочитают люди закрытые, скромные, боящиеся завести новые знакомства. Выбор данного оттенка лежит глубоко в подсознании. Тем, кто одевается в одежду бурых тонов, трудно заводить новые знакомства, вести активный образ жизни, сложно довериться посторонним людям. Вариант выбора бурого хорошо подойдет деловым людям и предпринимателям, которые не желают полностью раскрываться на работе.

Символизм

Бурый цвет не всегда имеет положительную энергетику. Примером может быть военная форма нацистов. Поэтому в символизме цвет представляет авторитет, непоколебимую власть.

Рассматривая положительную сторону оттенка, можно сказать, что долгое время он ассоциировался с почвой. Конечно же, бурый цвет олицетворяет плодородие. Из-за того, что богиней урожая была девушка, можно сказать, что этот тон имеет женские черты. В некоторых странах данный цвет был оттенком, улучшающим семейную жизнь, нивелирующим конфликты. Часто можно было встретить статуэтки, алтари, которые окрашены в бурый.

Здоровье

Бурый цвет имеет способность успокаивать человека. Благодаря ему можно укрепить свою нервную систему, став менее раздражительным и эмоциональным. Если необходимо снизить эмоции, уменьшить гнев, сбавить волнение, то стоит добавить в интерьер или в одежду элементы этого цвета.

Принимая во внимание физиологию человека, можно оценить благотворное влияние темно-коричневого тона. Он способен понизить давление, улучшить работу нервной системы и слегка замедлить обмен веществ.

Интерьер

Немного выше упоминалось, что бурый цвет является символом семьи. Соответственно, такой оттенок подойдет для оформления любой комнаты, за исключением спальни. В ней лучше вообще не использовать тона из семейства коричневых. При желании можно добавить пару элементов бурого оттенка в сочетании с красным. В таком случае все негативные воздействия будут сведены к нулю. Гостиная и кухня - идеальные места для применения описываемого цвета.

Цвет и Свет

У художников названий цветов другие. Этот список ничего не объясняет и скорее путает, чем помогает разобраться в сложных градациях цвета. Для живописца цвет травы может быть коричневым. Но забавно иметь такую ссылку, чтобы определить хоть какую-то систему координат для пришельцев. Например, как вам - "Геморроидальный" - модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человек. Или - "Паука, замышляющего преступление" - тот же темно-серый цвет, что и маренго. По другим источникам черный с краснотой.

Определения

Авантюрин
[от авантюрин ‘минерал, разновидность кварца, желтоватого, буровато-красного или зеленого цвета, пронизанный блестками мельчайших включений слюды’; открыт случайно (per aventura) в 1750 г. < фр. aventurine < aventure ‘приключение’] – серебристо-черный, черный с металлическим блеском.

Аделаида, аделаидин

[от Аделаида (др.-герм. ‘благородный’ + ‘состояние, положение’) имени героини одноименной песни Бетховена на стихи Ф. Матиссона] красный оттенок синего или лилового цвета, близкий к пурпурному; название было чрезвычайно модным в середине XIX в. В оригинале текста Матиссона речь идет о пурпурном цвете (purpur), с которым связывается грустное, меланхолическое настроение. “Одет он был в старенький, изорванный сюртук цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлонида” (И. Тургенев. Контора). Цвет дозволенного в Японии.

Адрианопольский

ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены. У Даля адрианопольский [по названию турецкого г. Адрианополь, где процветало искусство производства красок] – ярко-красный, краска из марены.

Адский, адского пламени, адского огня

[калька с франц. flame d’enfer] лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами.

Алебастровый, алавастровый

(устар.) [от алебастр ‘плотная мелкозернистая разновидность гипса белого цвета, применяемая для строительства и различных поделок’ < греч. < Alabastron – название города в Египте] бледно-желтый с матовым оттенком, матово-белый. Чаще о цвете лица, кожи человека.

Ализариновый

цвет красных ализариновых чернил.

Альмандиновый

[от альмандин ‘драгоценный камень из группы гранатов’ < верхн.нем. Almandin < по названию горы Алабанда в Малой Азии] темно-красный с фиолетовым оттенком, темно-вишневый.

Акажу

[от фр. acajou < яз. тупи-гуарани acaju ‘тропическое дерево семейства сумаховых, т.н. «красное дерево»’] цвет красного дерева.

Амарантовый

цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения “амарант” красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый, малиновый.

Аметистовая ночь, аметистовый

[от аместист ‘полудрагоценный камень, прозрачная разновидность кварца’ < нем. Amethyst, фр. am?thyste < греч. < ‘не’ + ‘опьяняю’; название связано с древним поверьем, согласно которому этот камень притягивает винные пары и таким образом предохраняет его обладателя от сильного опьянения] – темный фиолетово-синий, насыщенный искрасна-синий, фиолетово-красный с синевой, вишнево-лиловый.

Амиантовый

цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. аще всего о цвете неба.

Антрацитовый

[от антрацит ‘лучший сорт каменного угля’ < греч. ‘уголь’] насыщенно-черный, с сильным блеском.


Арлекин, арлекиновый

[от Арлекин имени персонажа итальянского национального театра (так называемой commedia dell’arte), остроумного слуги-шута, характерной принадлежность которого является костюм, сшитый из кусочков материи всевозможных цветов < ит. arleccino] пестрый, разноцветный. В нач. XIX в. арлекином называли также модную ткань из разноцветных треугольников, а также играющий всеми цветами драгоценный камень, благородный опал. Ныне часто употребляется при характеристике окраса животных. Арлекиновый окрас, при котором цветные пятна разбросаны отдельными участками по голове, холке, спине и крестцу кошки…

Аспидный

цвет сланца-аспида, употреблявшегося в прошлом для изготовления учебных досок: черно-серый.

Афалина

[от афалина ‘млекопитающее семейства дельфинов отряда китов’] – серебристый зелено-голубой.

Багор

густо-красный с синеватым оттенком, темно-красный с синеватым или лиловым оттенком. Варианты названия: багр, багрец, багрецовый, багровый, багрянец, багрянистый, багряный.

Багрецовый

цвет багреца: яркий багровый.

Багрянистый

устаревшая форма слова багряный.

Базарного огня

определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.

Бакан, бакановый, баканный

ярко-красная краска из кошенили, используемая в живописи [< тюрк. и араб. bakkam] красная краска, ярко-красный, багряный.

Барканский

[от баркан ‘плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа’ <итал. barracano < араб.-перс. barrakan] – один из оттенков красной гаммы. Упоминается как цветообозначение в 30-е-40-е гг. XIX в.

Бедра испуганной нимфы

оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет “бедра нимфы”. Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался “бедром испуганной нимфы”, а солдатский “ляжкой испуганной Машки”.

Берилловый
по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня, зеленовато-голубой.

Берлинская лазурь, берлинская синь
[по названию краски, получаемой при действии солей окиси железа на желтую крове-щелочную соль] интенсивно-синий. Также Прусская синь.

Бизон

темно-оранжевый.

Биллиардного сукна, биллиардной покрышки

ядовито-зелёный.

Бисквитный

[от бисквит – фарфор, не покрытый глазурью, но дважды обожженный < фр. biscuit < bis ‘дважды’ cuit ‘печеный’]

белый с сероватым или зеленоватым оттенком.

Бискр

цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.

Бисмарк

[от Бисмарк – фамилии рейхсканцлера Германской империи в 1871-1890 гг.] серовато-желтый или коричневый.

Бисмарк-фуриозо

коричневый с красный отливом.

Бисной

арх. седой, серебристый, белый.

Бистровый

[от бистр прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем; употреблялась европейскими художниками 15-18 вв. для рисования пером и кистью, после уступила место сепии и туши < фр. bistre < ниж.-герм. biester ‘темный’] густой коричневый, бурый.

Бланжевый, или планшевый

(от фр. blanc белый), желтовато-белый, белый с кремовым оттенком, телесный.

Бле-раймондовый, бле-реймон

[от франц. bleu ‘синий’ + мужское имя Raymond (Раймон(д))] – оттенок синего цвета.

Блокитный

(польск.) ярко-синий, сине-голубой. У Даля голубой, васильковый.


Блондовый

[фр. blonde ‘золотистая, рыжеватая, русая, белокурая’] светлый, с золотисто-желтоватым отливом. Чаще о цвете волос. Прилагательное блондовый в XVIII – XIX вв. нередко употреблялось и в ином значении: блондами называли кружево из шелка-сырца первоначально золотистого, а затем также и белого либо черного цвета.

Болкатый

черный, темный.

Бордосского вина (бордо, бордовый)

красно-фиолетовый, темно-красный с лиловым оттенком.

Бороды Абдель-Кадера

[от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абд-эль-Кадир алжирский полководец, оратор и поэт (1807-1883), в 1832-1847 гг. возглавлял восстание арабов против французских колонизаторов] белый, отливающий в серый. он же Бороды Абдель-Керима [от имени популярной в сер. XIX в. исторической личности: Абдул-Керим-паша турецкий генерал (1811-1885), участник русско-турецких военных конфликтов].

Бронзовой брони

зеленый с фиолетовым оттенком.

Броный

[ср. бронь, брунь, брона ‘спелый колос’, бронеть ‘зреть’ < возможно, др.-инд. Bradhnas ‘рыжеватый, буланый’] беловатый, бело-серый.

Брощаный

багряный, пурпурный.

Бристольский голубой

ярко-голубой.

Брусничный

[от названия ягоды брусники] один из оттенков красного: цвет спелых ягод брусники, светло-красный, густо-розовый. Однако долгое время это слово в русском языке означало зеленый (по цвету листа брусники). Цвет под этим названием входил в описание знамени Ивана Грозного.

Брусьяный, брусвяный

красный, багряный, цвета брусники.

Брэнсолитеровый

[от франц. brun solitaire ‘единственный (в своем роде) коричневый или смуглый’; другое значение solitaire ‘драгоценный камень’] – оттенок коричневого.

Буланый

[от тюрк. bulan ‘олень, лось’]

желтоватый, разных оттенков, особенно светлых; иногда при темном хвосте и гриве и с такой же полоской на хребте.

Бурматный

[возможно, от польск. brunatny ‘коричневый, бурый’ < ср.-в.-н. brunat ‘темная ткань’, ср.-нем. braun ‘коричневый’]

темно-серый, как бы подернутый пылью.

Бурнастый, брунастый

то же, что бурый, красновато-коричневый.

Бусый

[возможно, от др.-тюрк. boz ‘серый, тёмный’] темный голубовато-серый; иногда о неопределенной окраске. У Даля (сиб). темно-голубо-серый, избура-серый, буро-дымчатый, буро-пепельный; о шерсти, темно-бурый с синевою, сизо-бурый (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка). Татарский глет зеленовато-бусый / Соседствует с венецианской бусой (М. Волошин).

Бычьей крови

черный с красноватым отливом.

Вайдовый

темно-синий, синь. Вайда использовалась вместо индиго. В дальнейшем, в связи с развитием синтетического производства индиго, возделывание В. почти прекратилось.

Валюта

серо-зеленый, цвета доллара.

Венге

[от венге ‘твердолиственная порода деревьев, произрастающих в тропических джунглях Западной Африки’. Древесина венге отличается разнообразием цветовых оттенков: от золотистого до темно-коричневого с черными прожилками] темный красновато-коричневый с черными прожилками.

Вердепешевый

[от фр. vert-de-pеche ‘зелень персика’]

желтоватый или розоватый оттенок зеленого цвета, аналогичный цвету незрелого персика. Более всего такие названия были популярны в первой половине XIX в.

Вердепомовый

[от фр. vert-de-pomme ‘зелень яблока’] светло-зелёный, цвет незрелых яблок.

Вердигри

зелено-серый, от франц. vert-de-gris.

Вердрагоновый

[франц. vert dragon ‘зеленый драгунский’; зеленый цвет драгунской униформы; возможно другое понимание: dragon ‘дракон’]

оттенок темно-зелёного.

Вермильон, вермильоновый

[франц. vermillion ‘ярко-красный, алый; румянец’] ярко-алый с оранжевым оттенком.

Веселая вдова

оттенок розового. Название было популярным в XVIII в.

Виардо

[искаженное фр. vert d’eau ‘зелень воды’] – светло-зелёный, цвет морской волны. Есть вариант водяная зелень.

Винный

желтовато-красный.

Влюбленной жабы

зеленовато-серый.

Вороний глаз

Воронова крыла

черный с синеватым отливом.

Вохра, вохряной

то же, что охра.

Вощаный, восковой

цвет воска, от желто-серого, медового до янтарно-желтого.

Выдровый

цвет меха выдры, грязновато-зеленый.

Гавана или гавана-браун

темно-коричневый, шоколадный и более светлый, каштановый или слегка лиловый, напоминает цвет гаванских сигар.

Гаити

или синий и красный цвета флага Гаити, что символизирует союз черных и мулатов.

Гагатовый

чёрный янтарь, с ярким смолистым блеском, цвет гагата чёрный или коричнево-чёрный.

Гелиотроповый

1) цвета гелиотропа (кровавый камень, кровавая яшма, кровавик), минерал, разновидность халцедона; темно-зеленый халцедон с ярко- или темно-красными («кровавыми») пятнами и полосами. 2) цветок гелиотропа, садовое душистое растение с темно-лиловыми цветками. 3) искусств. органич. краска для окрашив. хлопчатобум. тканей в красно-фиолетовый цвет.

Геморроидальный

модное слово начала ХХ в.: красный цвет лица нездорового человека, в словаре Ушакова серо-желтый, измождённый. Также параличный.

Гиацинтовый

цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.

Голова негра

с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

Голубец, горная синь, английская горная синь

ярко-синяя краска.

Голубиной шейки

оттенок серого.

Гороховый

цвета вареного серого гороха, желто-серый, дико-желтоватый.

Гортензия

нежно-розовый.

Гридеперливый

жемчужный оттенок серого. В начале века его называли и писали только по-французски.

Гуляфный

астрах. роза, розан; шиповник. Гуляфная вода, розановая, перегнанная на лепестках розы, шиповника.

Гусиного помета (мердуа)

желто-зеленый с коричневым отливом.

Двуличневый

с преливом, отливом, с игрой, разноцветный, как бы двух цветов с одной стороны.


Дети Эдуарда

оттенок розового. Картина Делароша “Дети Эдуарда IV” <1830-1831, Париж, Лувр>, принесшая ему большую популярность, в моду даже вошла прическа “под детей Эдуарда”).

Джало санто

желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.

Дикий, дикенький

светло-серый. естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске

Драконьей зелени

очень темный зелёный. “Так я впервые увидел драконье стекло. Я уверен, что ничего подобного ему никогда не существовало. Сначала вы видите только зеленоватую мерцающую прозрачность, как в море, когда плывешь в спокойный летний день под водой и смотришь вверх… По краям всплески алого и золотого, сияние изумруда, сверкание серебра и блеск слоновой кости. А в основании топазовый диск, обрамленный красным пламенем, искрящимся маленькими желтыми язычками”. (АБРАХАМ МЕРРИТ “СКВОЗЬ ДРАКОНЬЕ СТЕКЛО”)

Д раконий крови

это был оригинальный цвет Михайловского Замка, цвет перчаток любимой фрейлины Павла I.

Дроковый

ярко-желтый, цвет краски из красильного цветка дрока.

Дымный, дымчатый

с виду или цветом похожий на дым; серый, дикий, мышастый, голубой, темной воды.

Жандарм

оттенок голубого. Бытовало даже выражение “голубые штаны”, которым обозначали служащих жандармского управления.

Жаркий (он же горячий)

оранжевый, насыщенно-оранжевый.

Жженого кофе

сложный оттенок коричневого.

Жженого хлеба

сложный оттенок коричневого.

Жиразол

молочный с радужным отливом, жиразол

старое название благородного опала.

Жирафовый

желто-коричневый.

Жирафьего брюха или брюха жирафа

сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».

Жонкилевый

золотисто-желтый, жонкиль

один из видов рода нарцисса.

Зекрый

светло-синий, сизый. Голубоглазый. Зекры (голубые) очи.

Изабелловый

бледно-соломенный, грязноватый соломенно-розовый. По имени испанской королевы Изабеллы, давшей в 1604г. обет: три года не менять рубашки.

Индиго

темно-синяя краска. Добывается из сока тропического растение семейства бобовых.

Инкарнатный

(от лат. ‘сarneus’ мясной) цвет сырой говядины, пунцовый, малиновый.

Испуганной мыши

нежно-серый цвет.

Иудина дерева

ярко-розовый, как цветки Иудина дерева.


Какао-шуа

(франц. ‘сacao-сhoix’ отбороное какао). Это ликер темно-коричневого цвета.

Камелопардовый

желтовато-коричневый.


Кардинал на соломе

Сочетание желтого и красного. Когда кардинал де Роган был арестован и заключен в Бастилию, то парижские модистки в насмешку над королевой придумали дамскую шляпу, прозванную “Калиостро” или “Ожерелье Королевы”(259). Так как она делалась из соломы цветов герба кардинала, то ее называли также шляпой “кардинала на соломе “ и, чтобы разжалобить публику, распространяли слух, что его преосвященству приходится спать в тюрьме на соломе. Шляпа кроме того украшалась ожерельем, напоминавшим знаменитое ожерелье Бёмэра и Бессанжа.

Кармазинный, кармезинный

(франц. cramoisi) ярко-алый, багряный; из ярко-алого сукна кармазина.

Карминный

ярко-красный.

Кармелитовый, капуциновый

чистый оттенок коричневого. Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: “кармелитовый”, “капуциновый” и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок “жженого хлеба” или “жженого кофе” и “лесных каштанов”.

Касторовый

темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.

Кастрюльный

красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды, часто применительно к автомобилям.

КашУ или катеху

красно-коричневый, бурый, табачный. Получают из древесины акации катеху (Acacia catechu) семейства мимозовых, родом из Индии и Шри-Ланка (Цейлона). Вывариванием измельченной древесины получают экстракт, упариваемый в твёрдую красно-коричневую массу. КашУ дает с глиноземом

желтый цвет, с солями железа - оливковый, с медн. и хромов.- коричневый и черный.

Иногда кашу обозначает два абсолютно разных цвета: синий или ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Кипенный, кипенно-белый

белый, как кипень, белоснежный, цвет белой пены от кипения.

Колумбиновый

(от франц. ‘colombin’ голубь) голубиный, сизый.

Коричный

от “корица” то же, что коричневый.

Королевский голубой

калька с англ. royal blue, ярко-голубой.

Кошенилевый

от краски кошениль, добываемой из насекомых, багрецовый, червцовый, ярко-красный, слегка малиновый.

Краплачный, краповый

алый, мареновый, ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.

Краска

красный цвет, краснота, краснина.

Кумачовый

иногда знач. красный, алый, по цвету кумача.

Купоросный

пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.

Кубовый

ярко-синий, густо-синий, от названия растения куб (оно же индиго).

Куропаткины глаза

обозначен в периодике как светло-красный.

Лабрадоровый

цветa лабрадора, камня породы полевого шпата, с радужным отливом, от мельчайших трещин в нем. Сам лабрадор бесцветен, белого или серого цвета, образует сложные двойники, часто с красивой иризацией света сине-зелёных и золотистых оттенков

Лавальер

кожаный оттенок коричневого желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

Лани (от названия животного)

желтовато-коричневый.

Лесных каштанов

темный коричневый с рыжеватым оттенком.

Лилейный

нежно-белый, белизной, нежностью напоминающий лилею, т. е. лилию Лилейное чело. Лилейная грудь.

Лондонского дыма

тёмно-серый.

Лорд Байрон или байронов

[от имени англ. поэта Дж. Байрона] рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого, близкий к темно-каштановому.

Лосинный

грязно-белый, цвета лосин.

Лягушки в обмороке

светлый серо-зеленый.

Магово-гуляфный

красно-розовый.

Маджента

с итал. ярко-красный, фуксин, с англ. пурпурный, между красным и фиолетовым. Цвет от смешения красного и синего света, суженный диапазон из пурпурного сектора. Похож на цветок фуксии. Возможно, название возникло после битвы около г. Magenta (сев.Италия) в 1859г.

Майский жук

цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом

Маков цвет [чаще всего о лице]

цвет красного мака: румяный, пунцовый.

Маренго

серый с вкраплениями черного. Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.

Маренго-клер

светло-серый.

Марин, марина

цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.

Маркизы Помпадур

оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь

Массака

темно-красный с синим отливом. Хорошо известен в первой половине XIX века. Встречается в “Войне и мире”, правда, там он «масака»: “На графине должно было быть масака бархатное платье”.

Медвежий, медвежьего ушка

Милори

темно-голубой, синий, Берлинской лазури

розовато-лиловый. Мовеин (фр. Mauveine анилиновый пурпур) первый синтетический краситель, полученный в 1856 году.

Мордоре, мардоре

цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от французского more dore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в 1-й половине XIX века.

Московского пожара

похож на цвет давленой брусники.

Мурамный, муаровый

травянисто-зеленый.

Нагой

телесный.

Накаратовый

оттенок красного, “жаркий”, алый. От франц. naca-rat.

Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем)

темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах».

Нанковый (нанка, нанкинной)

цвет грубой хлопчато-бумажной ткани, в свое время привозимой из Нанкина: грязно-желтый.

Нефритовый

насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.

Облакотный

цвета облака.

Оброщеный

багряный.

Орлецовый

красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.

Опаловый

молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.

Орельдурсовый

рыжеватый, но довольно темный оттенок коричневого.

Осиновый

зеленый с сероватым оттенком.

Офитовый

цвета офита, зеленоватого мрамора.

Павлиний

синевато-лиловый.

Палевый

бледно-желтый, тускложелтый, розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille “солома”. У Даля соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.

Парижская синь

ярко-синий.

Парижский голубой

cветло-голубой.

Парижской грязи

грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье “Картины Парижа”.

Парнасской розы

оттенок розового с фиолетовым отливом.

Паука, замышляющего преступление

тот же темно-серый цвет, что и маренго. По другим источникам черный с краснотой.

Пелесый

темный, бурый.

Перванш

серовато-голубой, бледно-голубой с сиреневым оттенком.

Перловый

(от франц. perle, перл, жемчуг) жемчужный, белый, с сизым отливом.

Померанцевый

ранжевый, рудо-желтый, жаркой. У Даля померанец

дерево и плод горький апельсин.

Порфирный

пурпурный, багряный; (от греч. porphyreos - пурпурный) название происходит от своеобразной красной породы с белыми крупными вкрапленниками ортоклаза (античный П.), широко применявшейся для украшений и скульптур в Древнем Риме. Пурпуровая краска в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне. С древних времён сохранилось почтительное внимание к лицам, которые могут позволить себе приобретать дорогие продукты - в том числе ценные красители: пурпур, лазурит, позже - кармин… Поэтому, в частности, пурпур и порфир - древние символы власти, признаки царственности их обладателя. Пурпуровая краска добывалась из сока известного рода раковин или улиток, которых находили в Средиземном море, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубовых деревьев (кошениль).

Последний вздох жако

желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.

Плавый

светло-желтый. У Даля изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.

Празеленый

иссиня-зеленоватый.

Праземный

цвета празема, светло-зеленого кварца.

Прюнелевый

оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.

Пукетовый

(от испорченного “букет”), расписанный цветами. У Островского: “Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский”.

Пунцовый

ярко, густо или темно-алый (червчатый).

Пьяная вишня

коричневый с красноватым оттенком.

Пюсовый

бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи от французского puce “блоха”. Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Также есть ссылки на оттенки “блошной”, “блошиный”; “блошиного брюшка”, цвет “блохи в родильной горячке”, “блохи, упавшей в обморок”, “блошиной спинки”, “влюблённой блохи”, “мечтательной блохи”...). В 1775 году, однажды летом, Мария-Антуанетта появилась в платье из темной шелковой тафты. “Это цвет блохи!”,

воскликнул король. И слово и моду, конечно, подхватили, и весь двор оделся в “цвет блохи”. Париж и провинция, натурально, спешили ему подражать.

Ранжевый

то же, что оранжевый.

Резвая пастушка

оттенок розового.

Рвота императрицы

оттенок коричневого.

Рдяный

красный, алый.

Редрый

бурый, рыжий, красноватый.

Ржавчинный

ржавый, рыжий.

Розовый пепел

нежно-серый цвет, отливающий в розовый.

Рудожелтый

оранжевый, рыжий.

Рудый

желтый с красноватым оттенком.

Сажной

цвета сажи: черный.

Савоярский

цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.

Семги

оттенок розового.

Сепия (он же китайская тушь)

коричневый, краска, добываемая из чернил каракатицы.

Селадоновый

серовато-зеленый.

Сизый

цвет голубя, после просто синий.

Силковый

голубой, васильковый.

Сине-алый

темно-фиолетовый.

Синетный

церковное слово, означающее “сплошь синий”.

Синявый

с синим отливом.

Скарлатный

ярко-красный, от англ. scarlet.

Смарагдовый

цвет смарагда (устаревшее название изумруда).

Смурый

коричневый оттенок серого, грязно-серый, темного, мешанного цвета, избура-черно-серый, темносерый, темнобурый. Так крестьяне называли темно-серый цвет. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из нее получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти

иногда с коричневатым оттенком.

Солдатский

цвета серого сукна солдатской шинели царской армии.

Соловый

серо-желтый. По этому цвету назван соловей.

Сольферино

ярко-красный. Этот оттенок стал особенно популярным после 1859 года, назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне.


Сомо, сому (сомон)

от франц. saumon лосось, семга: светлый розово-желтый, телесный, розовато-желтый. Встречается в “Войне и мире”.

Спаржевый

цвет спаржи: оливковый.

Старой розы

грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.

Стризовый

ярко-красный.

Сургучный

коричневый, цвет почтового сургуча.

Сюрприз дофина.

Он же цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними “оскандалился”.

Танго

оранжевый с коричневым оттенком. Название по одноименному танцу. Впервые был использован в 1897 году в музыкальном спектакле “Креольское правосудие”.

Таусинный

синий, от слова “павлин”. Синевато-лиловый. Согласно Далю темносиний, согласно Новому словарю русского языка темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.

Терракотовый

коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.

Турмалиновый

темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.

Фернамбук

изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука

красный сандал, красильное дерево Caesalpina, бразильское дерево, и желтая краска, из него выделанная. Фернамбуковая бумажка, окрашенная им, буреет от щелочей, и потому ею пытают жидкости на щелочь.

Фисташковый

грязновато-зеленый.

Фрез, фрезовый

[от франц. ‘fraise’ земляника] цвет раздавленной земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка розовый с сиреневым оттенком.

Фуксии

насыщенный розовый.

Хаки

сложный серовато-коричневато-зеленоватый цвет. Обычно форменная. Название от англ. khaki, восходящего к инд. от перс. hak земля, пыль.

Хризолитовый

цвет драгоценного камня хризолита: желтовато-зеленый.

Хризопразовый

цвет полудрагоценного камня хризопраза: сочно-зеленый.

Циан

также сине-зелёный, ядовито-синий, цвет морской волны.

Цининный

Цинковый

цвета цинка, синевато-белый.

Червонный

красный, алый, ярко-красный.

Червленый, червчатый

смесь багряного с синим, ярко-малиновый, багряный и багровый, цвета червца, ярко-малиновый. Червец

насекомое Coccus, дающее червцовую краску.

Чермной

рыжий, искрасна-рыжий или червленый, багровый, темно-красный; мутного красного цвета..

Чернильный

цвет фиолетовых чернил.

Чесучовый

цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.

Шампань

прозрачно-желтый, цвета шампанского.

Шамуб

[от франц. ‘chamoi’ верблюд] светлый рыже-коричневый.

Шанжан

цвет с переливающимися оттенками. Шанжан - пестротканая ткань с контраст­ной фактурой. Применяя различно окрашенные нити для основы и утка при выработке гладких тканей, получают эффект переливающегося цвета, т. н. эффект «шанжан».

Шарлах или шерлак

ярко-красный, от названия краски, цвет и краска яркий багрец, червлень.

Шартрез

жёлто-зелёный.

Шмальтовый

голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).

Экрю

цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый, кремовый.

Электрик

цвета морской волны, голубой, синий с серым отливом.

Электрон

ярко-голубой с прозеленью.

Юбагрый (убагрый)

багровый, светло-багряный; светло-синий.

Юфтевый, юфтяной, юхотный

кожаный оттенок коричневого желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.

Ярь-медянка, медянка

яркая зеленая краска, получаемая путем окисления меди.

Яхонтовый

красный, фиолетовый или темно-голубой.


ссылка

http://www.liveinternet.ru/showjournal.php?journalid=2789952&keywordid=1038264

Коричневый цвет сам то себе — новый, раньше в русском языке было для этого цвета слово БУРЫЙ. Но стали связи с другими странами налаживаться, и кора коричного дерева дало модное слово КОРИЧНЕВЫЙ. И как-то так постепенно-постепенно бурый был вытеснен. Сейчас его применяют только по отношению к природным объектам: бурый медведь, бурая земля.

1). Основной цвет – БУРЫЙ (буроватый, бурнастый, бурматный) и БЕЖ (бежевый).

БУРЫЙ — серовато-коричневый или серовато-рыжий цвет. О масти, шерсти: чёрный с коричневатым отливом.

БУРНАСТЫЙ - то же, что и бурый

Бурматный — темно-палевый

Цвет беж (фр. beige) - светло-коричневый, с кремовым (желтоватым) или сероватым оттенком, вариант цвета шерсти. В последние десятилетия все чаще используется лексически неточное выражение - «бежевый цвет» — светло-коричневый с желтоватым или сероватым оттенком цвет

2). Цвета, образованные от растений – КОРИЧНЕВЫЙ (бархатисто-коричневый) и другие: цвет сухих водорослей, акажу, венге, цвет дерева (в том числе – цвет старого дерева, орехового дерева

АКАЖУ — (от франц. аcajou «цвет красного дерева») — темный красно-коричневый

ВЕНГЕ — цвет венге появился в Италии, у нас действительно популярным он стал совсем недавно. У нас обычно венге – это древесина цвета темного шоколада с черными прожилками, цвет «венге» выглядит как очень темный шоколад, почти черный.

3). Коричневые цвета, взятые на кухне — продукты питания и посуда: цвет непромытой гречки и кофейной гущи, горчично-коричневый и божоле. Цвет пивной бутылки.

БОЖОЛЕ — шоколадно-фиолетовый цвет, в нем присутствует немного синевы, но, опять же на грани с пурпурным (не фиолетовый или сливовый)

4).Цвета, чье происхождение связано с животными, а также с их отходами. Верблюжий цвет и цвет старого верблюда, цвет брюха жирафа и белечье-коричневый, блошиный цвет (а также цвет обычной блохи, блохи мечтательной и блохи в обмороке). Цвет коровьего дерьма и гусиного помета (причем цвет помета гусей имеет собственное название – МЕРДУА).

БЛОШНЫЙ — (как калька от пюсовый - от франц. puce «блоха») красновато-бурый

БЛОХИ МЕЧТАТЕЛЬНОЙ ЦВЕТ (puce reveuse)

БЛОХА В ОБМОРОКЕ (или Блохи, упавшей в обморок) — просто темно-коричневый

БРЮХА ЖИРАФА ЦВЕТ — сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком. Летом 1827 года в парижском Ботаническом саду появилась маленькая жирафа-самка, присланная Мехметом-Али, вице-королем Египта, в дар французскому королю Карлу Х. Самые модные цвета лета 1827 года получили название цвет «жирафьего брюха», цвет «влюбленной жирафы» или цвет «жирафы в изгнании».

ГУСИНОГО ПОМЕТА ЦВЕТ (МЕРДУА) — желто-зеленый с коричневым отливом.

5). Цвета глины и грязи: грязно-бежевый, цвет грязи (в том числе – уличной, парижской и лондонской), цвет глины (сухой или высохшей) и глиняный цвет. Болотный цвет

БОЛОТНЫЙ — коричневато-зелёный цвет

ГРЯЗИ ЛОНДОНСКОЙ ЦВЕТ – тёмно-коричневый.

ГРЯЗИ ПАРИЖСКОЙ ЦВЕТ — грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье «Картины Парижа».

6). По названию местности

ГАВАННА — цвет сигары — серый с оттенком коричневого или наоборот
7).Специфичные названия окраски машин: Вавилон,

ВАВИЛОН — цвет машины — металлик серо-бежевый. (от названия древней столицы Месопотамии, знаменитой строительством Вавилонской башни

8). Прочие – голова негра

Голова негра — с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.

ван-дик коричневый — краска Вандика Коричневая — коричневая краска,

БРЭНСОЛИТЕРОВЫЙ

Брэнсолитеровый — оттенок коричневого.

БРОНЗОВЫЙ — золотисто-коричневый цвет

БЛОНДОВЫЙ — бледный светло-коричневый с желтым оттенком

БЛАНЖЕВЫЙ — (от фр. blanc — белый) бледный светло-коричневый с розовым оттенком У Даля — тельный, телесный цвет.

БИСТРОВЫЙ — темный красно-коричневый, бурый, цвет бистра

Бистр — коричневая акварельная краска., приготовляемая из сажи, образующейся при сжигании букового дерева, ныне употребляется мало.

БАКЕЛИТОВЫЙ — коричневый цвет, со слабым фиолетовым оттенком.

асфальт Настоящий — коричневая краска, приготовляется из смолы Мертвого моря в Палестине (Bitume de Judee).

АМБРЫ ЦВЕТ

Ивоа была не совсем черной, а цвета амбры, и ее широко расставленные голубые глаза, опушенные длинными черными ресницами, ярко выделялись на смуглой, словно позолоченной солнцем.коже.
Робер Мерль. Остров

Лорд Байрон — темный коричневый с рыжеватым оттенком.

ЛИСТЬЕВ ПАЛЫХ ЦВЕТ

ЛИСТВЫ УВЯДШЕЙ ЦВЕТ.

ЛИСТВЫ ПРЕЛОЙ ЦВЕТ ЛИСТВЫ ПЕРЕПРЕВШЕЙ ЦВЕТ

ЛИСТВЫ ПАЛОЙ ЦВЕТ. ЛИСТВЫ ЖУХЛОЙ ЦВЕТ

ЛИСТВЫ ДУБОВОЙ ОПАВШЕЙ ЦВЕТ

ЛИСИЦЫ ЧЕРНО-БУРОЙ ЦВЕТ

Лани цвет (от названия животного) — желтовато-коричневый.

лазурь берлинская Жженая — краска коричневого цвета,

Лавальер — желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду, в отличие от юфтевого, только в середине XIX столетия.

КРЫЛА ФАЗАНОВОГО ЦВЕТ

КОРИЧНЕВЫЙ

Названия оттенков — оранжевая и коричневая гамма

темно-коричневый
нуга-коричневый (темный)
кофейный
земляной (зелено-коричневый)
цвет какао, шоколадный
коричневый
гавана (цвет сигары)
каштановый
ореховый
золотисто-коричневый
цвет кофе с молоком
цвет загара
мускатный
цвет шампанского (желто-коричневый, теплый (весенний)
сандаловое дерево
бежевый
карамель (теплый светлый бежево-розоватый)
бронзовый
экрю (цвет старой слоновой кости с бронзовым отливом)
цвет слоновой кости
золотистый
цвет верблюжьей шерсти (светло-коричневый теплый с желтым оттенком)
махагон
сепия
цвет красного дерева (приглушенный темный серовато-красно-коричневый)
терракота (кирпичный) (красно-коричневый)
цвет ржавчины (коричнево-оранжевый)
охра (коричневый с желто-оранжевым оттенком)
абрикосовый
персиковый
апельсин
мандарин
морковный
медный (красноватый)