Вопрос "что такое натурализм" - один из самых сложных в науке, так как довольно часто данное направление путают с реализмом вообще и искусством фотографии в частности. Поэтому необходимо четко представлять себе различия между этими двумя течениями и четко их разграничивать, ведь от этого зависит понимание особенностей развития культуры второй половины 19 века. В первую очередь следует помнить об обстоятельствах и предпосылках возникновения новых представлений о задачах художника, писателя и режиссера.
Условия появления
Понимание того, что такое натурализм, невозможно без учета общественной ситуации второй половины указанного столетия. В рассматриваемое время произошли принципиальные изменения в науке, которые сильно повлияли на творческую интеллигенцию Европы и Америки. В это время господствующим направлением был позитивизм, который предполагал изучение природы и общества не на основе отвлеченных умственных построений, а с помощью конкретных фактов. Поэтому многие ученые отказались от теоретических исследований и перешли к детальному анализу конкретных явлений. Этот принцип был быстро подхвачен рядом деятелей культуры, в частности, его активно развивал в своих произведениях известный писатель Э. Золя. Согласно новой концепции, художник отныне должен был изображать действительность такой, какая она есть, без прикрас и условностей, следуя правилам чистой, позитивной, экспериментальной науки.
Тематика
Изучение проблемы «Что такое натурализм» следует продолжить анализом новых идей, которые стали проводить представители нового направления. Они стали описывать и объяснять психологию и характер человека особенностями его физиологии, расовой принадлежности, а также внешними условиями существования. Раскрытие его сложной противоречивой натуры, нравственных исканий перестало интересовать приверженцев нового течения. Гораздо больше их интересовали человеческие патологии, социальные конфликты, грубая борьба за выживание. На некоторое время указанные идеи заняли ведущее место в живописи и литературе. Отличительной чертой натурализма является удовлетворенность жизнью и нежеланием что-либо менять. Если романтизм ищет решение проблем в бегстве от реальности, реализм предлагает более или менее конкретные меры для улучшения человеческого общежития, то новый жанр останавливается на том, что изображает, в чем заключается его недостаток. Тем не менее авторы-натуралисты проводят мысль о том, что при всем своем несовершенстве мир все-таки более или менее устойчив, и поэтому все в нем заслуживает внимания, даже самые неприглядные детали.
Особенности
Чтобы лучше понять, что такое натурализм, нужно помнить условия того времени, в которое он возник. уже не интересовали творческую интеллигенцию, которая искала новые формы выражения своих мыслей. Революции, социальные потрясения, войны, отличавшиеся особенной жестокостью, которыми ознаменовалась вторая половина 19 столетия, не могли не сказаться на Представители нового течения отказались от всяких условностей, часто стали изображать грубые сцены из жизни. Характерной чертой направления стала деэстетизация искусства. Художники и писатели описывали и воспроизводили отрицательные стороны человеческого существования, считая, что таким образом демонстрируют объективную реальность. К сожалению, данная тенденция часто приводила к появлению произведений, которых трудно отнести к сфере искусства, так как они отличались особенной грубостью и неприглядностью сюжета и форм. Большое значение придавалось изображению человека в вещественном мире. Художники обращали внимание на его внешний облик, а писатели - на физиологию и инстинкты.
Идейная основа
Новое течение в искусстве и культуре возникло не на пустом месте. У него была своя философия, которая вдохновляла его сторонников. Показателен тот факт, что первые ее проявления относятся еще к античным временам, когда некоторые мыслители объясняли все явления действительности, в том числе и саму личность человека, окружающей его природой (Эпикур, представители стоицизма). В новое время данная идеология получила свое развитие в труде ряда философов и авторов просветительской литературы. Они указывали на то, что суть натурализма сводится к выведению всего происходящего из конкретных фактов природы. Некоторые авторы даже пытались рассматривать этические понятия сквозь призму борьбы человека за существование. Эти мыслители обращали внимание на природные инстинкты, борьбу людей за выживание.
В прозе
Натурализм в литературе ставит объектом изображения человеческий характер в связи с описанием бытовых и материальных условий существования. Писатели были склонны объяснять поведение личности ее наследственностью и физиологическими особенностями. Отличительной чертой творчества ряда авторов стало подражание научным методам, что, к сожалению, вело к обеднению и возможностей. Еще одним недостатком этого жанра стало отсутствие идейности и критическое отношение к любого рода идеологиям в любых проявлениях, что, как известно, составляло костяк романтизма и реализма.
Натурализм в литературе связан в первую очередь с именем французского автора Золя. Главной темой его творчества стало изображение разладившегося мещанского быта. Он акцентировал внимание на бытовой стороне существования своих героев. Однако в его произведениях, несмотря на видимую грубость образов и сюжетов, присутствует своя философия, которая и выделяет этого писателя среди коллег по цеху.
Примеры в литературе
Представители натурализма внесли значительный вклад в развитие мировой литературы. Ги де Мопассан был виднейшим представителем этого течения. Он был мастером короткой прозы и создателем целого цикла известных новелл. Показателен тот факт, что этот писатель отвергал чистый натурализм, но в то же время сам стремился добиться чуть ли не документальной точности в изображении событий. Он отказался от анализа психологии человека и ограничился лишь перечислением фактов из жизни героев. В то же время он отличался чрезвычайно восприимчивостью ко всему окружающему, что отразилось в его произведениях, за счет чего последние приобрели всеевропейскую известность.
В живописи
В 1870 годах в изобразительном искусстве оформился натурализм. Фото стало как бы некоторым образцом для художников, которые добивались наиболее достоверной картины. При этом они старались максимально абстрагироваться от изображаемого предмета, пытались избежать передачи эмоций, что, разумеется, не всегда получалось. Пейзажисты и портретисты пытались максимально объективно донести до зрителя то или иное явление без прикрас и эстетических условностей. Одним из видных представителей живописи нового направления был французский художник
Его принято считать родоначальником импрессионизма, который быстро вытеснил рассматриваемое направление в культуре, однако начинал он с того, что с фотографической точностью воспроизводил изображаемый объект. Одна из самых его известных картин, на которой изображена работница бара, поражает своей конкретикой и детальностью.
Это было именно то, к чему стремился натурализм. Фото стало для его приверженцев настоящим эталоном работы.
Другие представители
Одним из недостатков рассматриваемого направления было отсутствие художественно-идейных обобщений. Сюжеты не подвергались философскому осмыслению, а также критической оценке и обработке, что было характерно для реализма. Однако новое течение имело ряд достоинств: достоверное воспроизведение действительности, точная передача деталей и подробностей.
Помимо указанного художника, в данном стиле работал Э. Дега. Его картины проникнуты простотой и гармонией, которая выгодно отличает полотна автора от работ тех, кто предпочитал изображать грубые сцены из простой жизни. Дега предпочитал работать пастелью, чем заметно выделялся среди своих современников. Черты натурализма особенно ярко проявились в творчестве А. Лотрека.
В кинематографе
Натурализм 19 века повлиял на создание фильмов. Уже первые режиссеры только зародившегося кинематографа стали применять его приемы в своей практике. Одной из первой таких картин стала экранизация романа Золя «Человек-зверь». В современных кинолентах можно довольно часто встретить элементы данного стиля, особенно в боевиках и фильмах ужаса. В качестве примера можно привести кино «Бойцовский клуб», в котором очень много сцен насилия и жестокости. Последние премьеры показывают, что это направление до сих пор интересует режиссеров.
Например, совсем недавно вышедший на экраны военный фильм «По соображениям совести», изобилующий жестокими сценами. Итак, рассматриваемое течение сильно повлияло на мировой кинематограф.
Сравнение с предыдущим направлением
Вопрос о том, в чем суть отличия натурализма от реализма, как правило, вызывает серьезные затруднения у школьников, поскольку оба течения на первый взгляд имеют много общего. Их цель - воспроизвести явления жизни с объективной достоверностью и точностью. Приверженцы направлений стремились дать правдивую картину окружающей действительности, но добивались своей цели разными способами. Реалисты искали в изображаемом предмете типичные черты, которые они осмысливали, обобщали и представляли в индивидуальных образах. Натуралисты же изначально задавались целью копировать наблюдаемое явление и намеренно отказывались от философии. Пожалуй, именно в этом заключается принципиальное отличие натурализма от реализма.
Различия в тематике
Оба направления добиваются правдивости воспроизведения явлений социальной действительности. В этом отношении их можно противопоставить романтизму, который, напротив, уводит читателя в красивый мир мечты и фантазии. Однако приверженцы обоих течений в культуре по-разному видели эту самую реальность. Реалисты при изображении быта делали упор на духовный мир человека, их интересовала борьба личности с мещанским бытом. Они акцентировали внимание на том, как люди в непростых условиях сохраняли духовность. Натуралисты, напротив, интересовались исключительно физиологией и социальными условиями, которые, по их мнению, определяли существование человека. В связи с указанными различиями реализм и натурализм пользуются разными художественно-изобразительными средствами. Те, кто являлся приверженцем первого течения, использовали множество приемов при воссоздании интересующего их объекта, в то время как представители нового направления сами себя ограничивали в языковом плане, избегая метафор, эпитетов, поскольку считали, что они отвлекают читателей от конкретных фактов.
Новые черты
Когда речь заходит о том, что такое критический натурализм, на ум, как правило, приходит аналогия с реализмом. Это направление не только стремилось достоверно изображать действительность, но и критиковать ее недостатки. Авторы часто поднимали острые социальные вопросы, затрагивали актуальные темы современности. При этом они часто высмеивали пороки общества, используя для этого приемы сатиры. То же самое можно сказать и относительно натурализма. Однако если писатели-реалисты пытались осмыслить причины социально-экономических проблем и даже предлагали решения, то авторы, которые ограничивались лишь перечислением недостатков изображаемого предмета, просто констатировали конкретные факты, чего, конечно, оказывалось не всегда достаточно для полного и объективного изображения того или иного сюжета. Следует помнить, что натурализм - направление, которое не претендует на философские осмысления и обобщения. Он лишь с фотографической, почти документальной точностью воспроизводит интересующий его объект. Возможно, именно поэтому данное направление является одним из самых спорных в культуре, которое продержалось не слишком долго.
В отечественном искусстве
В нашей стране прошли те же стадии развития Натурализм, напротив, не получил в России большого распространения. Некоторые авторы объясняют это особенностями русской культуры и менталитета, указывая на патриархальность и высокую степень духовности. Тем не менее некоторые черты рассматриваемого течения все-таки нашли отражение в ряде произведений литературы и некоторых фильмах. Так, книги писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка написаны под явным влиянием этого стиля. Автор изображал жизнь населения Урала, описывая, как пореформенное время привело к изменению общественного сознания, ломке привычных устоев и морали.
Другой прозаик - П. Д. Бобрыкин - был явным подражателем творчества Золя. В одном из своих самых известных произведений он почти с научной точностью воспроизвел детали купеческого быта, жизни дворян, описал их жилье. В советское время натурализм рассматривался как противоположность реализму, поэтому многие критики отрицательно относились к приемам и методам его представителей. По их мнению, авторы делали акцент на темных сторонах человеческого существования, в то время как советская пропаганда культивировала идею о конструктивной деятельности людей при построении коммунизма.
Но, несмотря на негативное отношение к натурализму, рассматриваемое направление нашло отражение в советском кинематографе. Например, картина-эпопея А. Кончаловского «Сибириада» снята под сильным влияние натурализма. Эта лента получила признание на Западе. В этой картине режиссер показал не очень приглядные стороны жизни людей в далекой глухой сибирской деревне на переломе эпохи.
Значение
Натурализм в искусстве сыграл большую роль в развитии культуры второй половины 19 - начала 20 века. Стремление писателей и художников отойти от некоторых формальных условностей и правил, соединенное с активным поиском новых форм выражения идей и желанием максимально точно воспроизвести явления окружающей действительности, привело к новым оригинальным решениям в художественном слове и средствах изобразительности. Некоторые представители течения все-таки сохранили некоторую философию в своих произведениях, что в сочетании с убедительным описанием жизни простых людей позволило им создать запоминающиеся произведения в литературе, живописи и кинематографе.
Екатерина Гринько - Июнь 05, 2015
Ампир
Ампир – это императорский стиль (от французского Empire – империя), созданный специально для Наполеона Бонапарта. Ампир – сдержанное, даже немного «холодное» искусство, призванное стать интернациональным и заменить все остальные направления в мировой живописи. Но стиль оказался ненамного удачливее своего покровителя – ни одна из завоеванных стран не приняла новые традиции. Только после того, как Россия-победительница приняла ампир в своей культуре, он распространился в Европе.
Представители : Ш. Лебрен, Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. О. Д. Энгр, Ж. Л. Давид…
Как узнать картину в стиле ампир? Вы видите:
- Торжественные, насыщенные цвета: бордовый, темно-синий, золотой, и множество оттенков.
- Элементы древнеегипетской культуры: сфинксы, колонны, амфоры, военные трофеи.
- Торжественное событие: если битва, то непременно с возвеличиванием победителей, если портрет, то парадный.
Импрессионизм
Импрессионизм – это искусство передачи положительных эмоций. Поэтому, если хотите наполнить день легким позитивом, посмотрите на картину импрессионистов.
Представители: В. Гог, К. Моне, О. Ренуар, Э. Мане, Э. Дега…
Как узнать, что перед вами картина импрессионистов?
- Краски играют и переливаются в солнечных лучах.
- Для передачи теней впервые стал использоваться черный цвет.
- Почти нет четких границ изображения.
- Каждая фигура изображена с помощью множества мазков, различных оттенков.
- Люди беззаботны, счастливы, и почти не эмоциональны.
- Внутренний мир героя неинтересен художнику.
Модерн
Модерн появился в 1880-х годах, и стал совершенно новым направлением в искусстве. Картины, написанные в этом стиле, должны были служить, прежде всего, для украшения помещений. Использовалась орнаментальность, богатая декоративность. Но, в то же время, художники снова стали обращаться к теме личности: внутренний мир героя должен был отражаться на картине. Иллюстрации к мифам и волшебным сказкам чередуются с изображением скорби и социальной несправедливости в реальной жизни.
Представители: П. Гоген, Г. Климт, В. Васнецов, М. Врубель, А. Руссо…
Как узнать, что перед вами картина в стиле модерн?
- Большие площади одного цвета на заднем плане.
- Тщательно прорисованные фигуры, скульптурно точное изображение героев.
- Отсутствуют прямые углы, резкие линии.
- Часто используются сложные растительные орнаменты.
Натурализм
Натурализм – это самое удивительное направление в живописи. У него есть конкуренты… в мире техники. Картины натуралистов внешне очень напоминают современную фотографию. Но на самом деле, изображенное художником событие значительно глубже любого фотоснимка. Дело в том, что человеческий глаз, в отличие от фотоаппарата, не может одновременно воспринимать всю картину: он как бы разбирает ее на кусочки, а затем вновь воссоздает с помощью памяти и воображения. Получается, что в одном изображении собрана информация целого фильма, или коллажа!
Представители : А. Мутте, Ж. Бастьен-Лепаж, Л. Лермит, Д. Р. Найт…
Как узнать, что перед вами картина натуралистов?
- Фотографическая точность деталей.
- Природная плавность цветовых переходов.
- Богатство оттенков.
- Изображены сцены реальной жизни, часто ее негативные стороны.
Примитивизм
Примитивизм – одно из самых неоднозначных направлений живописи. Картины художников-примитивистов настолько просты в технике исполнения, что кажется, будто ребенок нарисует не хуже. На самом деле, чтобы научиться передавать глубину мировосприятия в такой технике, нужно много учиться, иначе видеть окружающий мир, и уметь отсекать все второстепенное. К примитивизму вполне можно отнести известную литературную поговорку: краткость – сестра таланта.
Представители : Нико Пиросманишвили, Генри Дарджер, Никифор Крыницкий, Бунлыа Сулилат…
Как узнать, что перед вами картина примитивистов?
- Достаточно крупное изображение на переднем плане.
- Почти отсутствуют оттенки.
- Фигуры могут быть намеренно искривлены, непропорциональны.
- Двухмерное пространство, отсутствие перспективы.
Авангардизм
Название авангард произошло от французского слова «avant-gardisme» – передовой отряд. Художники-авангардисты сознательно отрицали все достижения прошлых веков, и предлагали создать абсолютно новое искусство, где главным станет получение наслаждения от процесса творчества, а не его результат. Кроме того, возникновение авангардизма стало своеобразным ответом молодых художников на сознательное несоответствие произведений классиков реалиям жизни.
Представители : К. С. Малевич, А. Матисс, В. В. Кандинский, М. З. Шагал…
Как узнать, что перед вами картина авангардистов?
- Простые формы объектов.
- Композиция из геометрических фигур, часто никак не связанных между собой.
- Больше внимания уделяется оттенкам, чем содержанию, поэтому часто вообще невозможно узнать, что хотел изобразить художник.
Минимализм
Минимализм – это попытка художников обратить внимание на детали. Одиноко изображенные предметы, а иногда и разрозненные штрихи, невольно заставляют сконцентрировать на них все мысли, увидеть красоту простых вещей… и узнать что-то новое о себе, ведь каждый человек, глядя на картину минималистов просто вынужден успокоить суетливые мысли, и задуматься о чем-то одном, чаще всего о самом себе.
Представители : Ф. Стелла, Бочнер, К. Малевич, Л. Витт, Б. Ньюман…
Как узнать, что перед вами картина минималистов?
- Если присутствует объект, то он одинок.
- Если объекта нет, то на картине изображен набор линий и/или геометрических фигур.
- Оттенки переданы, но значительно большее внимание уделяется контрасту и резким переходам между цветами.
- Предметы изображены достаточно реалистично.
Пуризм
Пуризм «вырос» из абстракционизма, осудив предшественника за чрезмерную эмоциональность. Пуризм по праву может быть назван математикой в искусстве: так правильно и сдержанно написаны эти произведения. Художники-пуристы восторгались совершенством техники, простотой линий и строгостью механизмов, их видение отразилось в картинах: простые линии, минимум тонов, строгая, часто симметричная композиция.
Представители : Л. Фернан, О. Рутерсварт, Ф. Пикабиа, В. Баумайстер…
Как узнать картину пуристов?
- Все изображенные предметы строго симметричны.
- Линии плавные или прямые, но точно передающие форму предмета.
- Вместо игры оттенков на картине цветовые градации: четкий переход от темного к светлому.
- Двухмерное изображение, отсутствие объемных элементов.
- (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа) , направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США и стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности.
В сфере искусства натурализм разрабатывался прежде всего в творчестве французских писателей – братьев Э. и Ж. Гонкуров и Эмиля Золя, которые считали, что художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, позитивистской правдой. Стремясь рассказать о человеке «все подноготную», натуралисты проявляли особый интерес к биологическим сторонам жизни. Натурализм в литературе и живописи проявляет себя в сознательно откровенном показе физиологических проявлений человека, его патологий, изображении сцен насилия и жестокости, жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Фотографичность, деэстетизация художественной формы становятся ведущими признаками этого направления.
Объектом натурализма (прежде всего в литературе) был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение. Сформировавшийся под воздействием идей позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, прокламировал недоверие ко всякого рода идеологии, что в целом вело к ограничению его художественных возможностей. Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой лучшими представителями натурализма, обусловило и положительные моменты, внесённые ими в развитие художественной культуры. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические разоблачительные тенденции, натурализм способствовал прогрессу общественной мысли и художественного видения. Творчество ведущих писателей, приверженцев натурализма (особенно Э. Золя, Э. и Ж. Гонкуров, Г. Гауптмана), оказало непосредственное влияние на ряд художников последней трети XIX — начала XX вв. (Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена во Франции, К. Менье в Бельгии, М. Либермана, X. Бартельса, К. Кольвиц в Германии, В. Велу в Италии и др.). Однако в истории изобразительного искусства термин «натурализм» связан и с другим рядом явлений, что было обусловлено эволюцией этого понятия, вначале обозначавшего конкретное литературно-художественное направление, но затем перенесённого на более общие и лишь отчасти связанные с ним явления.
Порождённые буржуазной культурой идеологические и стилевые тенденции, а также противостоящий реализму художественный метод, выражающиеся во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без её идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора. Черты бескрылого, поверхностного изобразительства, пассивного копирования второстепенных подробностей, проявившиеся уже в 1820-30-х гг. (особенно у французских живописцев П. Делароша, О. Берне), легко сочетались с академической идеализацией, порождая многочисленные разновидности салонного искусства. Подобное искусство — безыдейное, намеренно «приземлявшее» традиционную возвышенность исторического, религиозного и аплегорического жанров, широко распространилось с середины XIX в. (творчество Э. Месонье во Франции, Ф. Уде в Германии и др.) Другая сторона натурализма — пристрастие к достоверно-фактографическому изображению мрачных, теневых явлений жизни, сцен жестокости и насилия, культ агрессивной, варварской силы — отразилась в искусстве фашистского и других реакционных режимов, получила гипертрофированное развитие в некоторых течениях модернизма (особенно у представителей сюрреализма). Преувеличенная достоверность внешних деталей свойственна и некоторым новейшим направлениям буржуазного искусства (например, гиперреализму).
В последней трети девятнадцатого столетия на территории Америки и Европы сложилось новое направление в искусстве и литературе – натурализм. Развиваясь под воздействием позитивистских идей, одними из главных деятелей которого были Спенсер и Конт, натурализм проявился в стремлении к бесстрастному и объективному отображению реальности. Этот стиль в искусстве и литературе выражался в уподоблении художественного познания научному и исходил из представлений об абсолютной зависимости духовной жизни человека от окружавшей его социальной среды, предопределенности судьбы, физиологии и наследственности.
Натуралистичные идеи в искусстве, в первую очередь, нашли отображение в произведениях французских авторов Э. Золя, Ж. и Э. Гонкуров. этих писателей представляют окружающий мир без каких-либо прикрас, запретов и условностей. В их произведениях все события наполнены позитивистской правдой и объективностью. Натуралисты стремились поведать о человеческой натуре все скрытые стороны, проявляя особый интерес к биологической сфере жизни. Это направление в искусстве и литературе утверждало, что весь мир является частью природы, поэтому его можно объяснить природными законами, а не сверхъестественными доводами.
В живописи, как и в литературе, натурализм нашел отображение в откровенной демонстрации всех физиологических особенностей человека и его патологий. Многие мастеров-натуралистов представляют сцены жестокости и насилия, изображавшиеся художниками абсолютно бесстрастно. Главными признаками этого направления стали деэстетизация и фотографичность художественных форм.
Натуралисты в своем творчестве отказывались от анализа и обобщения социальных и экономических проблем общественной жизни, а также были последователями ограниченного творческого метода. При этом данный стиль способствовал введению новых тем в искусство, появлению интереса к изображению так называемого «социального дна». Последователи натурализма использовали новые средства для отображения действительности, что способствовало формированию и становлению в девятнадцатом столетии критического реализма.
При этом в живописи идеи натурализма не смогли оформиться в последовательное и целостное явление. Советские критики, работавшие в период с тридцатых по семидесятые годы, рассматривали натурализм как художественный метод, отличавшийся противоположными к реализму идеями, и характеризовавшийся биологическим и асоциальным подходом к человеку. По их мнению, натуралисты копировали жизнь, не обобщая ее с художественной точки зрения, уделяя большой интерес к ее негативным и темным сторонам. В литературе натуралистические принципы нередко подвергались критике из-за существенного недостатка художественной составляющей.