Музеи мира методическая разработка по истории на тему. Лучшие музеи россии Известных на весь мир музеев

Уникальную возможность путешествия во времени и пространстве предоставляют музеи, где собраны экспонаты различных национальных культур, созданных руками как современных мастеров, так и знаменитых предков. Тема статьи - самые известные и великие музеи мира, в которых следует побывать.

Общий обзор

Какие критерии взяты за основу?

  • Один из важнейших - посещаемость. Лидером является французский Лувр, чей рекорд приближается к 10 миллионам человек. На втором месте - Британский музей (около 8 млн). Метрополитен-музей (США) и Музей Ватикана занимают соответственно третью и четвёртую строчку рейтинга. Каждый из них превысил порог посещаемости в 6 млн.
  • Занимаемая площадь. Лидером здесь снова является Лувр, хотя официально ему отводится третья позиция (160 тыс. кв. метров). Формально его опережает, например, художественный музей Японии (Токио), но выставочная площадь Лувра - самая внушительная (58 тыс. кв. метров).
  • Величайшие музеи мира определяются по количеству экспонатов и их исторической ценности.
  • Ещё одним критерием является выбор путешественников. Ежегодно проводится конкурс Traveller"s Choice, имеющий номинацию «Музеи мира». В 2016-м рейтинг возглавил Метрополитен-музей, а в десятку вошли Чикагский Институт Искусств, Эрмитаж (третья позиция) и совсем молодой Музей 11 сентября (США), открытый в 2013-м. Его экспозиции посвящены трагическим событиям в Нью-Йорке.

Величайшие Лувр (Франция)

Прежде чем стать музеем, Лувр являлся крепостью, а затем резиденцией королей Франции. Его экспозиции были представлены публике в 1793-м, во времена Великой буржуазной революции. Уникальная коллекция формировалась королём Франциском I и постоянно пополнялась. В его сокровищницах сегодня более 300 тысяч экспонатов, 35 тысяч из которых одновременно выставлены для посетителей: от египетских и финикийских древностей до современных скульптур и ювелирных изделий.

Наиболее ценные художественные произведения - это статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, Делакруа и великого Рембрандта. Любители искусства приезжают, чтобы увидеть шедевр выдающегося мастера Возрождения Леонарда да Винчи - «Мону Лизу». В 1911 году полотно было украдено итальянцем Перуджи, но через 27 месяцев возвращено после длительных переговоров с Италией. Все величайшие музеи мира обеспечивают сохранность картин. «Мона Лиза» - единственный экспонат, не застрахованный государством, ибо считается бесценным.

Сегодня музей, расположенный на улице Риволи в центре Парижа, включает Старый и Новый Лувр. В 1989-м американец Йонг Мин Пей реализовал проект по объединению Лувра в единый комплекс. Был построен специальный вход в виде стеклянной пирамиды, позволивший втрое увеличить количество посетителей.

Британский музей (Лондон)

Дата его основания (1753-й) впечатляет. Начало коллекции положено врачом Хансом Слоаном - собирателем древних рукописей, книг, растений и медалей. Сегодня это крупнейшее историко-археологическое хранилище Великобритании, где собрано около 13 млн экспонатов. Они размещены в 100 галереях по территориально-хронологическому признаку. Жемчужины экспозиции - это мраморы Парфенона, приписываемые греческому скульптору Фидию, позволивший расшифровать древнеегипетские иероглифы, кусок бороды Большого сфинкса из Гизы. Величайшие музеи мира сформировали богатые коллекции за счёт ограбления колониальных стран.

В XIX веке старое строение снесли, и на его месте архитектор Роберт Смайк построил уникальное здание в неоклассическом стиле. Расположенное в районе Блумсбери, в XX веке оно подверглось перепланировке (проект Фостера), приобретя современный вид. Особенностью музея является создание на его базе в 1972 году отдельной структуры - Британской библиотеки.

Музеи Ватикана - единый комплекс

Принято считать, что комплекс занимает самую значительную территорию. Впечатление складывается за счёт высокой плотности экспонатов на единицу площади. Весь Ватикан размещается всего на половине квадратного километра, при этом фонд музея - это 50 тысяч картин, скульптур и ювелирных изделий. Все величайшие музеи мира (фото представлены в статье) имеют неповторимые особенности.

Главная святыня этого - Сикстинская капелла, где с XV века происходит Расписанная фресками великого Микеланджело, она является венцом творения рук человеческих. Для попадания туда необходимо пройти десятки музейных залов, наслаждаясь великолепием католических храмов, гробниц и живописных полотен Рафаэля и других художников.

Маленькое государство само можно рассматривать как единый музей архитектурных памятников, строительство которых началось в XIV веке.

Метрополитен-музей (США)

Нью-Йоркский музей занимает первую строчку среди лауреатов Traveller"s Choice, хотя основан в более поздний период - в 1870-м. Он начинался с частных коллекций, подаренных государству и выставленных в помещении школы танца. На рубеже веков архитектором Хайдом был построен главный корпус, а чуть позже - боковые крылья Метрополитен-музея, представляющего ряд разновременных построек. Они соединены лестницами и переходами, храня 3 млн произведений искусства. Здесь собрана крупнейшая коллекция создан Институт костюма.

Не все величайшие музеи мира, описание которых даны в статье, могут похвастаться проведением широкомасштабных мероприятий, каковым является ежегодный благотворительный бал Met Gala с участием мировых звёзд. В 2016-м Институт костюма отметил своё 70-летие.

Национальный музей Прадо

Живопись великих испанцев представлена в Мадриде. Национальный музей основан в 1785-м и собрал масштабные коллекции полотен Гойи, Веласкеса, Сурбарана и Эль Греко. Есть здесь и произведения великих итальянских и фламандских мастеров, образцы старинных монет, драгоценностей и фарфора. С 1819-го музей размещается в нынешнем здании, выполненном в стиле классицизма (архитектор Вильянуэва), и открыт для посетителей. На площади в 58 тыс. кв. метров выставлено 1300 работ, а остальные (более 20 тысяч) хранятся в запасниках.

Величайшие музеи мира часто имеют филиалы. Современное искусство Прадо представлено во дворце Вильяэрмоса. Особенностью испанского музея является сдержанная элегантность зданий в отличие от Лувра и Эрмитажа, на котором остановимся чуть ниже.

Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Название переводится с французского, как уединённое место, но сегодня оно одно из самых посещаемых в мире. Основанный Екатериной в конце XVIII века, музей имеет звание лучшего по итогам 2014 года. При Николае I коллекция стала столь масштабной, что двери Императорского дворца распахнулись для публики. Сегодня 3 миллиона произведений искусства радуют глаз посетителей, рассказывая историю со времён каменного века. Особый интерес вызывают Бриллиантовая и Золотая кладовые Эрмитажа, куда требуется дополнительный билет.

Великие русские музеи расположены в строениях, имеющих культурно-историческое значение для страны. Эрмитаж состоит из пяти зданий, раскинувшихся на берегу Невы (Дворцовая набережная). Роскошный Зимний дворец в стиле барокко архитектора Б. Растрелли - украшение Санкт-Петербурга и величайший исторический памятник.

Э рмитаж - лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова .

Эрмитаж

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин. Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня - это шедевры Рембрандта и Рафаэля , Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи .

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин. В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад - творение Виктора Васнецова . Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи - «Русалки» Ивана Крамского , написанная под впечатлением от произведений Гоголя. А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» - дипломная работа Александра Иванова , которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Оружейная палата

Сокровищница московских князей и русских царей.

Хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I . Среди 4 000 экспонатов - единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы - оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413 . Место прикола - город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 - единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Русский музей

Крупнейшее в мире собрание русского искусства - Русский музей , созданный по императорскому указу в конце ХIХ века. Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат - Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин . Украсил корону ярко-красный кристалл - шпинель. Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II. Один из самых статусных экспонатов - бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, - самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Самый европейский в России - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал - то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город. Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА

КАФЕДРА ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МИРА

033000.62 Культурология.

Управление социокультурной деятельностью

Владивосток

Издательство ВГУЭС

Учебная программа по дисциплине «История музеев мира» составлена в соответствии с требованиями ООП: 033000.62 «Культурология» на базе ФГОС ВПО. Предназначена для студентов специальности 033000 «Культурология» очной формы обучения.

Составитель: , канд. искусствоведения, доцент кафедры дизайна и искусств ИСТД ВГУЭС

Утверждена на заседании кафедры 05.06.2014 г., протокол

Ó Издательство

Владивостокского государственного

университета экономики и сервиса, 2014

ВВЕДЕНИЕ

Курс «История музеев мира» посвящен изучению основных периодов формирования музея как социокультурного института, роли музеев в современном обществе.

1. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель курса – дать студентам необходимый объем знаний по истории становления музея как специфического социокультурного института в широких хронологических рам-ках, ознакомить их с многообразием форм работы в ходе развития музея как социального института, продемонстрировать связи музея с различными научными дисциплинами, яв-лениями культуры, эстетическими представлениями и социальными запросами, харак-терными для той или иной исторической эпохи. В соответствии с указанной целью оп-ределены следующие задачи курса:

1. Изучение мотиваций предмузейного собирательства и этапов эволюции музея как специфического социокультурного института.

2. Рассмотрение эволюции представлений о назначении музея и его функциях в различные исторические эпохи.

3. Выявление способов организации музея и представления информации в музеях различных эпох, их связи с современной им культурой.

4. Рассмотрение становления динамики основных направлений музейной деятельности (хранительской, просветительской, воспитательной и др.).

5. Ознакомление с особенностями деятельности современных музеев и новейших музейных центров разных стран мира как реакции на конкретную социокультурную ситуацию.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Курс «История музеев мира» является дисциплиной общепрофессиональной подготовки федерального комплекса (в соответствии с ФГОС ВПО) и осваивается студентами в течение шестого семестра обучения. Курс учитывает материалы других учебных дисциплин: «История мировой культуры», «Основы музееведения».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины

Таблица 3.1. Формируемые компетенции

Коды компетенций

Знания, Умения, Владение

Общекультурные

ОК-1 владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

истории религий мира в контексте культуры

Владения:

методами сбора и анализа вторичной информации

Общекультурные

ОК-6 стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации

анализировать и воспринимать информацию из источников различного типа, работать над коллективным проектом

Профессиональные

ПК-8 готовностью к проектной работе в разных сферах социокультурной деятельности, участию в разработке инновационными проектами

Основ истории, литературы и искусства

Основы музейного дела

Профессиональные

ПК-11 способностью представлять освоенное знание, системные взаимосвязи внутри и между дисциплинами в контексте профессиональной культуры; готов к участию в экспертно-консультационной работе

магистральных направлений развития культуры и искусства стран и регионов мира

Профессиональные

ПК-15 готовностью к реализации направлений государственной культурной политики, связанной с сохранением и освоением художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия

Основных направлений государственной культурной политики РФ в области сохранения и освоения природного и культурного наследия
- проблем сохранения памятников культуры и искусства в музейной сфере

Применять современные теории и инструментарий культурологии в сфере сохранения художественно-культурного, культурно-исторического и природного наследия
- определять и решать задачи, связанные с сохранением и освоением культурного и природного наследия

Профессиональные

ПК-18 готовностью к участию в реализации форм культурно-досуговой деятельности

разрабатывать культурно-досуговые программы и участвовать в их реализации

4. Структура и содержание учебной дисциплины

Таблица 4.1. Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет:

Сокращенное название ООП

Форма обучения

Трудоемкость

Аттестация

часов (всего/ауд.)

А1, А2, ДЗ, ИЗ, КО, ТЭ

Темы лекционных занятий

Раздел 1.

Тема 1. Библиотечно-информационная компетентность (1 ч., ознакомительная лекция)

Использование новых информационных технологий в учебном процессе как обязательный компонент подготовки специалиста, условие мобильности и конкурентоспособности выпускника вуза в сфере его профессиональной деятельности.

Раздел 2.

ТЕМА 1. ПРОТОМУЗЕИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (12 Ч.)

Отношение к вещи в древности. Мотивации предмузейного собирательства. Перво-бытные галереи пещерной живописи и петроглифы как протомузеи эпохи мифологиче-ского мышления.

Исторические ансамбли Древнего Египта. Древние собрания сокровищ и произведе-ний мастеров. Комплекс пирамид Древнего царства в Гизе (близ Каира) – одно из «семи чудес света». Строительство пирамиды Хеопса (Хуфу) XXVIII в. до н. э., ее устройство и убранство. Сведения греческих путешественников о пирамидах. Пирамида фараона Хеф-рена (Хафра) и ее храмовый комплекс, каменный Сфинкс. Архитектурные сооружения Нового царства в Долине Царей. Гробницы, их устройство и убранство. Большой Карнак-ский и Луксорский храмы бога Амона (близ Фивы).

Персеполь – музей «культурного пространства» Древнего Ирана. Основание резиденции при Дарии I (522–486 гг. до н. э.). Архитектурный ансамбль Персеполя: монументальная лестница, ворота-пропилеи, дворцы, частные покои. Убранство дворцов: барель-ефные фризы Ападаны; колоннада тронного зала царя Ксеркса. Судьба Персеполя. Архео-логические раскопки в XX в. под руководством Ф. Крефтера, Э. Херцфельда, Э. Шмидта, сотрудников Иранской археологической службы. Экспонаты музея в Персеполе. Роль ЮНЕСКО в сохранении исторических памятников Ирана.

Мусеи (мусейоны) в античной Греции. Культ Муз. Вотивные дары как первые кол-лекции античного мира. Особенности их демонстрации и хранения. Разновидности мусе-ев, их функции. Служители. Афинские пинакотеки. Характер живописных произведений.

Коллекционирования в эпоху эллинизма. Собрание Аттаидов в Пергаме. Мусейон в Антиохии. Александрия – центр наук и искусств. Создание Мусейона Птолемея I Сотера. Деятельность философа Деметрия Фалерского. Ботанический и зоологические сады, ас-трономическая обсерватория, механические мастерские. Ученые Мусейона (Евклид, Ар-химед, Герон, Герофил и др.). Формирование Александрийской библиотеки, ее первые хранители (Каллимах, Эратосфен). Судьба александрийских манускриптов. Современные планы возрождения библиотеки.

Влияние греческой цивилизации на изменения в системе ценностей Древнего Рима (III–II вв. до н. э.). Триумфальное шествие полководцев Клавдия Марцелла (212 г. до н. э.), Эмилия Павла (167 г. до н. э.) с греческими трофеями. Формирование общественных соб-раний и их размещение. Возведение портика Метелла (Октавии). Экспонаты портика Помпеи. Художественные собрания в храмах Согласия, Мира (форум Веспасиана). Обя-занности смотрителей. Попытки консервации и реставрационные работы. Становление художественной критики. Зарождение частного коллекционирования в Древнем Риме. Филэллины и их противники. Коллекции Корнелия Суллы, Гая Верреса. Формирование художественного рынка. Выставки и аукционы. Деятельность экспертов и консультантов. Расширение диапазона интересов коллекционеров. Феномен загородной резиденции. Раз-работка принципов размещения живописных собраний. Императорские коллекции.

Коллекционирование в древнем Китае. Погребальный комплекс правителя царства Цзэн (V в. до н. э.) (провинция Хубэй). Собрание музыкальных инструментов. Надписи на стенах колоколов. Гробница Цинь Шихуанди (II в. до н. э.) (провинция Шэньси). Терракотовая ар-мия: статуи воинов колесницы, оружие. Современные археологические исследования и про-блемы консервации.

Особенности исторического сознания в средневековых культурах мира. 3

Буддизм в Южной Азии: монастыри, храмы. Памятники и средневековые комплексы Японии. Реликвии монастырей Хорюдзи и Якусидзи (VII в.). Сокровищница Сесоин мона-стыря Модайдзи (VIII в.) в Наре. Строительство Киото (с VIII в.) Императорский дворец. Золотой и серебряный павильоны. Храм сокровищ Востока и его коллекция японской жи-вописи. Сад камней монаха Соами.

Исторические комплексы о. Шри-Ланка . Скальная крепость Сигирия (V в.). Скульп-тура льва, охраняющего «Врата рая», «Дворец прохлады», «Сад наслаждений». Галерея древней живописи. Сюжеты фресок. Особенности архитектуры храма «Зуба Будды» в Канди. Предание о происхождении священной реликвии. Условия ее хранения. Нацио-нально-религиозный праздник Эсала-Перакера.

Коллекционирование в средневековом Китае. Собрания произведений каллиграфии. Коллекция императора Тай-цзуна (VII в.). Деятельность Академии живописи. Хранение и экспонирование императорских коллекций. Частное коллекционирование живописных свитков и произведений каллиграфии. Трактаты и каталоги для коллекционеров.

Мусульманский мир Средневековья: особенности исторического сознания и эстети-ческого восприятия. Дворцовые собрания династии Аббасидов в Багдаде, Фатемидов в Каире. Развитие искусства каллиграфии. Работы Ибн Муклы. Коллекционирование иллю-стрированных рукописей. Миниатюры Кемаледдина Бехзада. Деятельность книжных мас-терских в Герате, Тебризе, Стамбуле . Демонстрации мусульманских средневековых кол-лекций в современных музеях.

Христианская Европа. Рассеивание художественных собраний античного мира. Мо-настыри и храмы. Церковные сокровищницы соборов г. Монца (Италия), г. Меца (Фран-ция). Христианские реликвии короля Людовика IX Святого (церковь Сен-Шапель, Па-риж). Собрание культовой утвари в монастыре Сен-Дени. Религиозные реликвии и осо-бенности их сохранения. Терновый венец в соборе Норт-Дам (Париж). Капелла Святой крови. «Слезы Христа» в церкви Святой Троицы в Вандоме. Реликвии капеллы Святая Святых в соборе Сан Джованни ин Латерано (Лютеранский собор св. Иоанна, Рим). Ме-мориальные предметы в храмовых собраниях. Традиции показа церковных реликвий.

Светские сокровищницы средневековой Европы. Собрания императора Карла Вели-кого (742–814 гг.) в Ахене (камеи и инталии, одежда, предметы декоративно-прикладного искусства). Сокровища короля Карла V Мудрого (1364–1380 гг.) во дворцах и замках Франции. Формирование родовой сокровищницы московских великих князей (вторая по-ловина XIII в.). Посольские дары русским царям. Основные хранилища и мастерские: Ка-зенный двор, Постельная казна, Конюшенная казна, Оружейная палата. Реликвии («шапка Мономаха», «Филофеевский крест» и др.), памятные предметы.

Рыцарские дворцы и замки в Европе, их собрания. Функции гардеробных. Форми-рование ценностного отношения к вещи.

ТЕМА 2. ЗАРОЖДЕНИЕ МУЗЕЯ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА (10 Ч.)

Движение гуманистов. Расцвет искусства, литературы, гуманитарных наук . Создание научных обществ и академий. Осознание исторических эпох. Интерес к античному наследию. Нумизматические коллекции Ф. Петрарки и А. Полициано. Собрание эпиграфических памят-ников П. Браччолини. Античные коллекции живописца Ф. Скварчоне. Открытие специфиче-ской ценности произведений искусства. Предпосылки возникновения музеев.

Организация собраний в эпоху Ренессанса. Понятия: галерея, антикварий , кабинет. Функции студьоло (студиоло). Документальные свидетельства середины XV в. о студиоло герцога Лионелло д’Эсте во дворце Бельфьоре (близ Феррары). Программа Гварино да Верона по ее декорации. Комплекс личных покоев герцога Федериго II да Монтефельтро в Урбино (1476 г.). Портреты, интарсии, консольные столики в интерьере студиоло. Деко-рации «Капеллы Муз».

Художественные коллекции. Роль античных и естественных памятников в коллекциях XVI в. и способы их экспонирования. Кунст - и вундер-камеры как символическое представление универсума. Основные принципы размещения предметов коллекций. Мебель (шкаф-креденца, шкаф-кабинет, полки, столы).

Известные итальянские коллекционеры и их собрания. Аллегорические картины А. Мантеньи, орнаментальные шпалеры в декорации студиоло маркизы Изабеллы Гонзага, урожденной д’Эсте. Новаторские идеи в представлении коллекций в палаццо Дукале (Мантуя). Размещение книг и произведений живописцев-современников в студиоло. Те-матика картин. Скульптурные произведения в «гротто» и в саду. Роль агентов в пополне-нии коллекций. Произведения Рафаэля Санти, фра Барталомео, В. Тициана, В. Беллини в художественной коллекции герцога Альфонсо д ’Эсте. Античная коллекция Доменико Гримани. Организация экспозиции в зале Дворца дожей (Венеция). Публичный статуарий Джованни Гримани в библиотеке собора Сан-Марко (1596 г.). Труд Паоло Джови «Исто-рия нашего времени» (1551–1552 гг.). Собрание портретов выдающихся современников и принципы его размещения на вилле в Комо. «Джовианский музей» как образец для под-ражания коллекционеров.

Коллекции семейства Медичи во Флоренции (XV–XVI вв.). Собрание Козимо Стар-шего во дворце на Виа Ларга. Студиоло Пьетро Медичи. Собирательская деятельность Лоренцо Великолепного. Программа размещения в саду Сан-Марко комплекса статуй. Главный хранитель Джованни Бертольдо. Доступность коллекций для любителей искус-ства и художников. Превращение Флоренции в культурный центр Возрождения. Рассре-доточение коллекций семейства Медичи после переворота 1494 г. Произведения египет-ского, греческого и римского искусства в собрании герцога Казимо I Медичи. Субсидиро-вание археологических раскопок. Студиоло Франческо I Медичи в Палаццо Веккьо. Уча-стие В. Борчини, Дж. Вазари в оформлении помещения. Осуществление в тематике экспо-зиции идеи господства человека над природой. Центральная композиция «Природа вруча-ет Прометею кристалл кварца». Декор стен помещения. Посетители студиоло.

Галерея Уффици во Флоренции. Сооружение здания по проекту Дж. Вазари. Перестройка дворца архитектором Б. Буонталенти. Состав помещений («Галерея статуй», залы, мастерские, «Трибуна»). Воссоздание образа мира в оформлении «Трибуны» и «Темпьетто». Символы и аллегории . Экспонаты «Трибуны» (драгоценности, геммы, медали, природные редкости, па-радное оружие, картины и т. д.). Оценка галереи современниками (Г. Галелей, Ф. Бокки).

Галерея Питти во Флоренции. Строительство дворца (с 1440 г.). Архитектурные осо-бенности здания. Формирование коллекции Луки Питти. Приобретение дворца Элеонорой Толедской. Перестройки дворца (1558–1570 гг.) архитектором Б. Алеманати. Сюжеты роспи-сей дворцовых залов. Собрание итальянской и фламандской живописи XV–XVII вв.: морские пейзажи С. Розы; картины П. Рубенса, А. Ван Дейка; полотна Рафаэля Санти («Мадонна Грандуга», «Видение Иезекиила» и др.), «Портрет Пьетро Арентино» В. Тициана.

Коллекции папского двора в Риме. Археологические открытия XV в. Внимание пап-ских властей к историко-художественному наследию древнего Рима. Основание Сикстом IV антиквария на Капитолийском холме (1471 г.). Проект Микеланджело Буонарроти по упорядочиванию построек Капитолия в единый ансамбль.

Сооружение архитектором Дж. Дольчи Сикстинской капеллы (1475–1483 гг.). Ее на-значение. Фрески Микеланджело Буонарроти («Потоп», «Сотворение Адама», «Страшный суд»). Реконструкция папских дворцов архитектором Д. Браманте. Создание галерей меж-ду Ватиканским и Бельведерским дворцами.

Собрания древностей папы Юлия II. Скульптуры и скульптурные группы сада-антиквария в дворике Бельведерского дворца. Сюжетные композиции фресок Станцы делла Сеньятура («Диспут», «Афинская школа», «Парнас», «Юстиция»). Собрание манускриптов в библиотеке Ватикана. Строительство собора Св. Петра. Святыни и сокровища собора (мощи, убрус Вероники, железное копье, перстень Фишермана, скульптурные украшения гробниц).

Дворец дожей – памятник державности Венецианской республики. Особенности ар-хитектуры дворца. «Лестница Гигантов» со статуями Марса и Нептуна. «Золотая лестни-ца». Комната-хранилище «Золотой книги Республики». Плафон П. Веронезе «Поклонение 5

волхвов» в помещении библиотеки Св. Марка. «Зал большого совета» и размещение в нем полотна «Слава в раю праведных» Я. Тинторетто. Арсенал. Убранство зала «Совета деся-ти» (роспись П. Веронезе, портреты дожей).

Влияние итальянского искусства на формирование вкусов французского короля Франциска I Валуа. Покровительство Леонардо да Винчи. Приглашение итальянских ху-дожников Р. Фьорентино и Ф. Приматиччо. Разработка и осуществление художественно-декоративной программы в замке Фонтебло. Состав и размещение собраний Франциска I. Предметы искусств в «Зале для ванн». Галерея в Фонтебло: отражение политических ам-биций короля.

Собрания представителей династии Виттельсбахов в Мюнхене . Картины немецких художников в коллекции баварского герцога Вильгельма IV. Деятельность при дворе Альбрехта V по организации коллекций. Строительство Кунсткамеры (1563–1567 гг.). Теория музейного собирательства С. фон Квихельберга и ее воплощение в коллекциях ди-настии Виттельсбахов. Строительство здания Антиквария (проект Дж. да Страд, 1569 г.). Размещение экспонатов. Устройство репрезентативного зала при Максимилиане I.

Коллекции представителей династии Габсбургов. Собрание Фердинанда II (1547–1564 гг.) в замке Амбрас. Содержание коллекций и программа экспозиций. Универсальное содержание коллекций Филиппа II Габсбурга во дворцах Алькасар, Ананхуэс (Испания). Строительство резиденции Эскориал. Размещение художественного собрания. Тематика картин.

Художники, алхимики , астрономы при дворе в Праге. Универсальность коллекций Рудольфа II. Интерес к обработке камней . Размещение собраний (замок Градчаны, дворец Бельведер, Прага). Судьба коллекций.

Существуют следующие подходы к музееведению:

    музееведение - самостоятельная научная дисциплина;

    музееведение - теория и методика музейной работы, т.е. прикладная вспомогательная научная дисциплина;

    музееведение - сумма методических и технических приемов музейной деятельности.

История и историография исследуют теорию появления музеев, их функ­ционирование в различных исторических условиях, музейную политику, фор­мирование музейной сети и организацию музейного дела.

Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предме­тов, разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использова­ния музейных предметов и коллекций.

Прикладное музееведение включает три раздела:

    Научная методика - принципы построения экспозиции, принципы хране­ния музейных фондов, принципы экскурсионной работы и т.д.

    Техника музейной работы.

    Организация музейного дела - менеджмент и маркетинг.

2. История музеев мира

Коллекционирование уходит своими корнями в глубокую древность. На­чиная со II тысячелетия до н. э. в Междуречье писцы собирали литературные и научные тексты, написанные клинописью на глиняных табличках. Так возника­ли библиотеки, крупнейшая из которых принадлежала ассирийскому царю Ашшурбанипалу и насчитывала более 30 тыс. табличек.

Понятие «музей» ввели в культурный обиход древние греки, однако они не употребляли его по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово «мусейон» в буквальном переводе означает «место, посвященное музам». Эти постройки в основном представляли собой портик с жертвенником и часто рас­полагались в рощах, предгорьях, у родников. Нередко мусейоны становились местом проведения творческих состязаний поэтов. В Феспийском мусейоне раз в пять лет проходили общегреческие празднества в честь муз - Мусеи.

Святилища и храмы украшались скульптурами, посвященными богам. Произведения живописи греки хранили в «пинакотеках» (греч. pinax - картины, выполненные восковыми красками на деревянных или терракотовых дощеч­ках). Самая известная пинакотека находилась в Афинском Акрополе.

Античный мир не создал музея в привычном для нас понимании.

В средневековье религиозные и светские сокровищницы являлись храни­лищами не только драгоценностей, но и собраний предметов, обладающих ме­мориальной, исторической и художественной значимостью.

Возникновение музеев относится к эпохе Возрождения (конец XIV, начало XV вв.). В развитии коллекционирования произошли качественные изменения. Владельцы собраний стали демонстрировать свои коллекции сторонним зрите­лям. Наиболее распространенными названиями для таких помещений были «галерея» и «кабинет». В немецком языке в качестве синонима к слову «каби­нет» использовалось слово «камера».

Самым первым письменным упоминанием о применении слова «музей» к коллекции была опись имущества Лоренцо Медичи в 1492 г. Музеем стали на­зывать сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редко­сти» и «диковины». Позже музеем стали называть не только коллекцию, но и помещение, в котором она хранится.

В эпоху Просвещения музей вырастает в учреждение, открытое для широ­кой публики и его определяющим признаком становится не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. Первый английский публичный музей, созданный с научно-образовательными целями, был открыт в 1683 г. в Оксфордском университете и позже получили название Музей Ашмола. Его основу составили коллекции, собранные отцом и сыном Трейдескантами.

Возникновение музеев в России связано с именем Петра I. По его распо­ряжению в 1703 I. при Московском госпитале был создан Анатомический те­атр, где изготавливались анатомические препараты и проводились вскрытия; в 1709 г. появилась Модель-камера, где были собраны материалы, посвященные кораблестроению. Датой основания первого российского музея - Кунсткамеры, принято считать 1714 г. Покупки готовых коллекций, геодезические и карто­графические экспедиции и добровольные пожертвования позволили Петру I за короткий период составить одно из богатейших музейных собраний в Европе.

В ходе XIX в. музей постепенно превращался в неотъемлемую часть жизни человека. В направлениях деятельности музеев проявились новые тенденции: сохранение национальной культуры и искусства, дифференциация - появление научных (профильных) и просветительских музеев.

Во второй половине XX в. активные поиски путей обновления и демокра­тизации традиционного музея способствовали его качественной трансформа­ции. Появились новые, более доступные для восприятия способы подачи му­зейного материала, разрабатывались инновационные программы культурно-образовательной деятельности, стало уделяться внимание особым категориям посетителей - людям с ограниченными возможностями и детям, работа с которыми требует специальных профессиональных навыков

1.3 История возникновения музеев

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев - изучение и систематизация коллекции - находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.