Модернизм в дизайне: характеристика основных стилей (абстракционизм, конструктивизм, функционализм, арт-деко, сюрреализм) (дизайн в ПР и рекламе). От модерна к конструктивизму

Конструктивизм как направление в художественной культуре с особенной отчетливостью заявил о себе в 20 -30-е гг. XX в. Он выдвинул на передний план конструктивно-техническую сторону творчества, сделав одной из главных задач конструирование материальной среды, окружающей человека. Преобразование действительности осуществлялось путем использования новой техники для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных конструкций. Согласно конструктивистским идеям, были воздвигнуты инженером Э. Фрейсине складчатые железобетонные своды ангара в Орли под Парижем.

Рационализм стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным потребностям общества, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития. Он выдвигает требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществлялись Ле Корбюзье во Франции и школой «Баухауз» в Германии.

Ле Корбюзье (1887- 1965) считается одним из наиболее влиятельных архитекторов XX в. Этот французский зодчий был не только практиком, но и теоретиком архитектуры. Ле Корбюзье был в числе создателей таких современных течений в архитектуре, как рационализм и функционализм. Он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. На современное зодчество, безусловно, оказали влияние пять его принципов: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально протяженные окна и свободная компоновка фасада. По проектам Ле Корбюзье было построено множество зданий в Европе и Азии, в том числе здание Центросоюза в Москве на Мясницкой улице (1955 г). Он также создавал и большие городские ансамбли, например Чандигарх в Индии (1951 - 1956).

Функционализм требовал строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям). Это архитектурное направление складывается практически одновременно в Германии и Нидерландах. В. Гропиус возводит в Германии здание завода Фагуса. Его фасад представляет собой сплошную стеклянную стену, обеспечивающую освещенность интерьеров. Для функционализма характерны новые принципы архитектурной практики, такие, как типизация и индустриализация строительства, создание малометражных («минимальных») квартир. Появляются новые приемы и нормы планировки не только зданий, но и целых жилых комплексов: стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице и др. В городах стали «зонировать» территории, выделяя особые пространства для каждой функции: деловой центр, «спальный район» и т. п. Примером функционально-рационалистического подхода к архитектуре могут служить небоскребы.

В противовес этой во многом обездушенной индустриальной архитектуре возникают утопические направления, в частности дезурбанизм. Англичанином Э. Хоуардом была разработана концепция города-сада, пропагандирующего здоровый образ жизни , но практическое приложение этой концепции дало ничтожные результаты, несмотря на все усилия Ассоциации городов-садов, охватывающей Англию, Францию, Россию.

Оппозицию авангардизму в изобразительном искусстве и в архитектуре представляли национальная романтика и неоклассицизм. В то же время ряд черт и неоклассицизма, и национальной романтики отвечали канонам модерна (например, преобладание вымысла автора над впечатлениями от натуры или присущие национальной романтике узорно-орнаментальная композиция и плоскостно-графическая манера, не предполагавшие передачу световоздушной среды).


8755 03.05.2019 7 мин.

Авангардистское искусство, зародившееся в начале прошлого столетия, получило огромный размах во всех европейских странах. Одним из его уникальных направлений стал возникший в советской России конструктивизм. Это направление было полностью подчинено потребностям народа, подкреплённым новыми возможностями машинного производства.

История становления стиля

Стиль конструктивизм возник в начале прошлого столетия в рамках искусства. Родиной его являлась советская Россия, однако, распространение оно получило и в ряде других стран.

Единого мнения касательно причин его возникновения нет. Принято считать, что конструктивизм начал своё развитие ещё в недрах . Основные черты и признаки его окончательно сформировались к первой половине 1930-х годов. Данное направление открывало не просто новые формы выражения авангардистского искусства, оно отражало новые социальные преобразования общества (особенно ярко это проявлялось в СССР), готовило искусство к применению новых методов и материалов.

Окончательное становление конструктивизма стало возможным не столько благодаря скорому упадку , сколько небывалому научному развитию.

Сильнее всего эти изменения затронули бытовую сферу. Переход к индустриальному производству позволил создавать новые предметы быта – граммофоны, радио, пишущие машинки и электроприборы, не совместимые с классической предметной эстетикой.

В непосредственном развитии конструктивизма можно выделить два периода:

  • Неутилитарный , где конструктивизм сводился к выявлению реальной структуры предметов и вещей и закреплению её в плоских или объёмных формах. Данное направление получило развитие у западных мастеров и проявлялось зачастую в изобразительном искусстве и скульптуре.
  • Прикладной – это подчёркнуто практичный конструктивизм, направленный на создание максимально функциональных и нужных предметов и вещей. Он полностью подчинён процессу воплощения коммунистических идей и присущ в основном советским странам.

Что касается термина конструктивизм, то впервые он был применён в одноимённой книге А.М. Гана.

Черты стиля

Основные черты конструктивизма проявлялись в новой эстетике вещи.

Главные теоретические принципы данного направления изложены в трудах венского архитектора и публициста Адольфа Лооса, а именно:

  • Отказ от вычурных украшений и художественных излишеств. Он стал основной идеей направления. Касалось это как архитектуры, так и художественно-промышленной практики.
  • Отказ от орнаментов и прочих декоративных элементов. Особенно ярко это проявляется в архитектуре. Дома в стиле конструктивизм представлялись как «единая форма», не требующая никаких украшений и декора, же ампира.
  • Замысловатые формы предметов теряют актуальность. Им на смену приходят более рациональные образы.
  • Основным критерием эстетической ценности вещи становится её целесообразность и возможности практического применения. Стремление к максимальной рациональности форм подкреплялось возможностями машинного производства и подразумевало полный отказ от ручной художественной отделки.
  • Развитие художественной промышленности.
  • Основное внимание уделялось не красоте предмета, а его функциональному назначению. Считалось, что формы и украшения вещей, присущих ремесленным поделкам, не уместны в век машинного производства.

Архитектура

Конструктивистское направление получило широкое применение в советской архитектуре 20-30-х годов прошлого столетия.

Бурное развитие промышленности, транспорта и рост городов не соответствовали классической городской планировке с узкими улицами и вычурными зданиями. В этой связи конструктивизм, направленный на максимальную эффективность и , позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения и поддержания санитарные условия проживания.

Создающиеся в этот период жилые комплексы были ориентированы на потребности средне- и низкооплачиваемой категории граждан и состояли из экономичных типовых квартир.

Советский конструктивизм предполагал разработку не просто конкретного здания или сооружения, разрабатывались универсальные кварталы, улицы и принципы их сочетания. Последние включали и городские транспортные магистрали.

Конструктивизм в архитектуре зачастую проявлялся в использовании достаточно простых формальных элементов, полностью лишённых какого-либо декора и украшений. Все части здания соединялись в соответствии с планом организации внутреннего пространства, а форма их определялась непосредственно назначением помещений.

Ещё во время доминирования конструктивизма и других модернистских течений в советской архитектуре работали зодчие, опиравшиеся на архитектурные традиции античности и .

Полагалось также, что архитектор обязан был продумать не только общую концепцию постройки, но и размещение вывесок, часов, шахт лифтов и громкоговорителей, которые также полагались частью архитектурного образа.

Советские конструктивисты, ставшие прародителями стиля, направляли свои усилия на решение двух задач – проектирование образцового социалистического города и создание многоквартирных домов-коммун для рабочих.

Причём, в ведение архитекторов стали входить не только жилые постройки, но и универмаги, рабочие клубы, типографии, санатории, заводы, фабрики, электростанции и прочее.

В истории русского конструктивизма особое значение имеет город Екатеринбург. В период бурного строительства первых советских пятилеток, конструктивизм был признан официальным архитектурным стилем страны. По счастливому стечению обстоятельств в этот период в Екатеринбурге практиковала целая группа талантливых архитекторов. Последние, благодаря тотальной застройке города, получили возможность воплотить в жизнь даже самые непредсказуемые идеи. Так Екатеринбург обзавёлся 140 уникальными постройками. Такой концентрацией архитектурных памятников не может похвастаться ни один другой город мира.

Конструктивизм, как один из направлений, получило распространение не только в рамках СССР, но и ряде других государств.

Так ярким примером конструктивной архитектуры стала возведённая на Всемирной парижской выставке Эйфелева башня.

Эйфелева башня, Париж

Особенности интерьера

Интерьер домов в стилях конструктивизм и полностью соответствовали основным чертам направления и включали следующие особенности:

  • чётко выраженный каркас и компактные формы;
  • отсутствие каких-либо загадок и тайн – каждый предмет выполнял исключительно возложенные на него функции.

Конструктивизм предполагал создание просторных габаритных помещений, применение стен и перегородок было сведено к минимуму. Иногда для зонирования комнат использовали передвижные ширмы. В декоре отсутствовали всякие изыски – орнаменты, лепные украшения. Основными цветами выступали: белый, чёрный, серый, металлический, красный и жёлтый. Хоть конструктивизм и отрицал декор, однако, допускалось создание небольших акцентов за счёт применения ярких покрытий ил освещения. Стены и потолок зачастую отделывались однотонной штукатуркой или краской. В качестве напольного покрытия паркетная доска. Что касается мебели, то основными требованиями к ней были удобство и функциональность. Такая мебель зачастую имела ярко выраженный каркас и правильные геометрические очертания.

Скульптура

В рамках развития конструктивистского направления немалое развитие получила и скульптура. В начале 20-х годов советскими конструктивистами был сформирован Институт художественной культуры (ИНХУК), объединяющий скульпторов, архитекторов, художников и искусствоведов. Конструктивистская скульптура исходила из концепции построения форм, основанной ан выражении внутренних структурных связей между геометрическими элементами композиции и сочетания различным фактурных материалов. Так вместо изображения привычных человеческих персонажей, мастера использовали замысловатые геометрические конструкции. Целью демонстрации последних было поразить зрителей, сформировать переход от изображения к конструкции.

Особую роль в становлении конструктивистской скульптуры играет деятельность Н. Габо и Н. Певзнера.

Габо известен своими экспериментами в пространственной пластике (головы плоскостей), Певзнер же прославился создание беспредметных кубических композиций. Целью данных работ было выявление формы и фактуры предметов. Позднее Габо был сформирован «Реалистичный манифест», отражавший сформировавшуюся в те годы концепцию формообразования, и вмещал следующие положения:

  • действительность – высшая красота;
  • отрицание цвета, глубина композиции достигалась за счёт фактур и тона;
  • отрицание начертательного характера линий, они воспринимались как направление скрытых в композиции сил;
  • отрицание объёма, мерой пространства признавалась глубина;
  • отрицание массы в скульптуре. Считалось, что объём можно сконструировать из плоскостей.
  • отрицание статических композиции.

Конструктивизм и функционализм.

Конструктиви́зм - советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 - нач. 1930 годов.Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов - ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма - фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура». [источник не указан 639 дней ]

В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма Как писал В. В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм…»

Как же возникло это принципиально новое направление?

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Б.Арватов писал, что «…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.Рождение термина

Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась - «Конструктивизм».А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура - мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной .Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов - братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).Впервые архитекторы - конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.О строительстве Дворца Труда. 1922 год.Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным - для строительства предназначался крохотный участок земли - 6x6 м на Страстной площади.Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений). Если вы противник излишней роскоши и цените умеренность и удобство во всем - этот стиль для вас. Функционализм был заложен в 20-30г. немецкой школой дизайна Баухаус. Полное отрицание излишней декоративности.

Функционализм - стилевое направление определившее лицо архитектуры и интерьера нашего времени. Конструктивно целесообразное ставится на первое место.

Индивидуальному противостоит стандартизация. Функционализму свойственны простые, мобильные, многофункциональные формы: кресло-кровать, диван-кровать, уголок, столик на роликах.

Идея непрерывного пространства, состоящего из перетекающих одно в другое помещений, минимальное количество обстановки, система встроенных шкафов и стеллажей, мобильная и трансформируемая мебель.

В интерьере преобладают чистые и лаконичные формы, большая роль отводится текстурам и фактурам отделочных материалов. Функционализм сформировал ряд норм, вошедших в понятие под названием - Евростандарт.Философия стиля - "форма определяется функцией". Дом - это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности. Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные и законченные формы.

Обивочные материалы идеально облегают наполнитель, балансируя на грани между мягкостью и упругостью. Оклеив стены обоями светлого цвета, вы получите ощущение свободы и незагруженности пространства. На окнах, конечно же, аккуратные жалюзи, но возможны и шторы. А вот на пол лучше постелить ковер с пестрым узором, чтобы меньше была заметна пыль.

В современных интерьерах стена-перегородка может быть заменена на функциональный короб, куда выезжает дверь, разделяющая интимную и общественную зоны. Цветовая гамма чрезвычайно разнообразна и подразумевает изысканные сочетания цветов.

Функциональный стиль интерьера обнажает стены и конструкции мебели, очищает их от всяких украшений, и так же точно он обнажает и очищает от наслоений "технологию" жизни семьи в доме. Усилия художника в системе эклектики или модерна были направлены на оформление "надстроечной" части жизни, ее так сказать "цветов".

Функционализм же в первую очередь заботится о "корнях" жизни - о достаточности жизненного пространства, о воздухе, свете и солнце, об удобной и рациональной планировке, об эргономичном оборудовании, физической и психической гигиене.

Ле Корбюзье пишет: "Жилище - это возможность свободно двигаться, стоять, лежать; наслаждаться прохладой или теплом; отдыхать, погружаться в раздумье; возможность испытывать или вызывать присутствие среды: солнце - хозяин всего живого, движение воздушных струй, чарующее глаз и несущее душевное равновесие, зрелище трав, цветов, деревьев, неба, пространства.

Жилище - это возможность иметь семью, составляющую звено вечной цепи жизни; это пространство, необходимое для семейных радостей.Проблема жилища - первая из всех проблем. Жилище - это ключ ко всему".

Естественно, колорит Функционального стиля интерьера в корне противоположен колориту стилей XIX в. Прежде всего, он светлеет Появляются белые стены, легкая мебель, не отбрасывающая тени, большие светлые окна.

"В период потрясений, когда смешались все понятия, многие свыклись с темным фоном наших интерьеров,- пишет Корбюзье.- Но творения нашей эпохи, столь дерзкой, опасной, столь воинственной и побеждающей, казалось бы, ждут от нас, чтобы мы научились жить и мыслить на светлом фоне белых стен".

В этой статье мы рассмотрим, что отличает модернизм от реализма. Чтобы отметить различия, ознакомимся с двумя направлениями отдельно.

Модернизм. Его характеристика

Модернизм - это направление, появившееся в искусстве в конце XIX - начале XX века. Оно характеризуется новыми, нетрадиционными началами, изменением художественных форм, схематичностью и отвлеченностью стиля. Это направление лидировало в первой половине XX века.

В разных сферах проявил себя по-разному. В изобразительном он был похож на раннюю ступень авангардизма. Художники-модернисты создавали оригинальные произведения, которые отражали особый взгляд, внутреннюю свободу авторов, вносили в работы новые средства и даже эпатировали публику.

В русской литературе это направление заменило классический роман. Основными течениями были символизм, акмеизм, футуризм. Они имели свои особенности и отличались друг от друга. Все это можно заметить при ознакомлении с поэзией первой половины XX века.

Реализм. Его характеристика

Что отличает модернизм от реализма, так это объективность второго. В нем отображаются правдивая действительность, типичные, важные стороны жизни, конкретизируются приметы и особенности. Затрагиваются темы личности и общества. В литературе для этого могут использоваться различные мифы, символы, притчи.

Направление появилось в эпоху Просвещения, в XVIII веке. Оно имеет несколько разновидностей. Бывает просветительским, критическим и социалистическим.

В изобразительном искусстве картины, созданные в этом направлении, изображают повседневную жизнь людей. Среди русских художников-реалистов можно выделить И. Репина, В. Сурикова и В. Серова.

Что отличает модернизм от реализма?

Каждое направление имеет свои особенности, порой некоторые имеют общие черты и свойства. Однако это не касается рассматриваемых нами течений: они абсолютно противоположны.

Что отличает модернизм от реализма? В первую очередь, затрагивание разных тем. В модернизме авторы передают свои чувства, личный взгляд на жизнь. В реализме художники затрагивают важные жизненные темы. На первом месте у них не собственные чувства, а передача типичных ситуаций. Личность неразрывно связана с обществом. В модернизме же художник способен менять мир так, как ему вздумается. Независимо от того, какие общественные явления происходят вокруг.

Если рассматривать изобразительное искусство, то сравнение реализма и модернизма показывает, насколько они отличаются друг от друга. В более раннем направлении художники показывают жизнь, как она есть. В модернизме же не описывается виденное, а выражается взгляд автора. Действительность не копируется, словно фотография. Художники используют новые методы для рисования картин: различные фигуры, символы и прочее.

Вопросы и задания:

1. Объясните, в чём заключались основные различия между реализмом и модернизмом.

Модернизм – направление в искусстве конца XIX – начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Реализм – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

Основные различия между модернизмом и реализмом:

1. Модернизм молодое явление, а реализм был известен еще в античные время.

2. Модернизм имеет множество ответвлений, а реализм нет.

3. Модернизм приукрашает мир, придает ему метафоричности, а реализм рассказывает о том, что есть на самом деле.

2. Каковы причины появления модернизма?

Основной причиной появления модернизма стало ощущение кризиса и распада окружающего мира в среде европейской интеллигенции, предчувствие близких перемен и даже конца существующего порядка вещей. В работах ряда европейских ученых развенчивались рационально-оптимистические представления о европейской истории, вера в бесконечный прогресс и возрастающее благосостояние человечества. Взамен выдвигались идеи культурно-исторического круговорота, неизбежной смены культур. Эти тенденции оказали влияние и на художественную культуру, в которой начался отход от традиций и идеалов прежнего искусства, а также поиск новых художественных форм и средств. Все эти тенденции вылились в появление модернизма.

3. Охарактеризуйте два-три направления в европейской литературе послевоенных десятилетий. Как вы думаете, каким образом влиял собственный жизненный опыт писателей на их идейно-художественные позиции? Приведите примеры.

Литература потерянного поколения.

В послевоенной литературе заметное место заняли писатели «потерянного поколения»: немец Э. М. Ремарк, американец Э.Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон и др. Они участвовали в войне и не могли выбросить из памяти то, что увидели и пережили. Показывая жизнь своих героев на войне, они протестовали против страшного своей обыденностью истребления людей. При этом ставилось под сомнение то, во имя чего велась война.

Литература о борьбе за социальное и национальное освобождение.

Многие деятели европейской культуры увидели в бурных событиях первых десятилетий XX в. осуществление важнейших социальных и политических идей. Их привлекла активная борьба людей против неравенства и несправедливости, за социальное и национальное освобождение. В их числе были французские писатели А. Барбюс и Р.Роллан, немец Г. Манн, американец Т. Драйзер и другие. Их герои отвергали ценности буржуазного общества. Одни из них боролись против этого общества, как герои романа А. Барбюса «Огонь», а другие, как Клайд Гриффит из «Американской трагедии» Т. Драйзера, стремились любой ценой пробиться в нём и погибали, не достигнув своей цели.

4. *Объясните смысл понятия «антиутопия» (вспомните, какие произведения назывались утопиями). В чём, по вашему мнению, заключалось значение произведений, написанных в этом жанре в 20 – 30-е годы XX столетия?

Антиутопия - жанровая разновидность в художественной литературе, описывающая государство, в котором возобладали негативные тенденции развития (в некоторых случаях описывается не отдельное государство, а мир в целом). Антиутопия является полной противоположностью утопии.

Утопия – жанр художественной литературы, близкий к научной фантастике, описывающий модель идеального, с точки зрения автора, общества. В отличие от антиутопии характеризуется верой автора в безупречность модели. Примеры утопий – Т.Мор «Утопия», Т.Кампанелла «Город солнца» и др.

Значение произведений написанных в жанре антиутопия в 20 – 30-е годы XX столетия (Е.Замятин «Мы», Дж.Оруэлл «1984» и др.) было в том, что в них прослеживалась критика действующей системы, через метафоры и образы передавались насущные и волнующие проблемы западного общества, а также раскрывался возможный ход истории.

Так, ярким примером художественного пророчества явился роман чешского писателя К.Чапека «Война с саламандрами». В нём рассказана фантастическая история о том, как некие земноводные существа, вступив в контакт с людьми, постепенно захватывают всё большее «жизненное пространство», а затем с помощью полученного от людей оружия начинают войну, направленную на уничтожение человечества. Занимательное повествование с элементами блестящей пародии на тогдашнее общество вдруг становилось страшным из-за своего сходства с реальностью. Это впечатлении близких по содержанию к тому, что можно было прочесть в печати тех лет. К. Чапек умер в 1938 г., незадолго до начала Второй мировой войны, в которой осуществилось многое из того, что он предрекал.

5. Покажите, в чём состояло новаторство мексиканской школы монументальной живописи.

Одним из наиболее ярких проявлений новаторства в реалистическом искусстве стала мексиканская школа монументальной живописи, созданная художниками Д. Риверой, X. К. Ороско, Д. А. Сикейросом и другими.

Новаторство мексиканской школы монументальной живописи заключалось в изображения героических событий прошлого на стенах и фасадах. Так на зданиях появились монументальные росписи – фрески, отражавшие события истории и современности. Художники обличали войну, антигуманные стороны буржуазного общества, фашизм. В их работах сочетались эмоциональность, публицистичность и художественная выразительность. Темы, образы, символика фресок были глубоко национальны, мастера этой школы продолжали традиции искусства индейцев Мексики. Вместе с тем они выражали присущие всем людям общечеловеческие чувства сострадания и гнева, потрясения и порыва к свободе. Новой для искусства того времени была и изобретённая художниками техника монументальной росписи.

6. Посмотрите на иллюстрацию на с. 106 и объясните, каким образом художник выразил свою позицию.

На странице размещен фрагмент картины Д.Сикейроса «Портрет буржуазии». В ней четко просматриваются политические взгляды автора, который был сторонником левых идей. На картине изображена буржуазию, которая все разрушает на своем пути. Таким образом Д.Сикейрос выказывал критику в отношении существующего строя.

7. *Сравните произведения модерна и рационализма (конструктивизма). Назовите особенности каждого из стилей.

Модерн – художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX – начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре).

В рационализме и конструктивизме наоборот на первое место ставились простота, соответствие форм и внутренней планировки здания его назначению. Ярким представителем европейского рационализма был французский архитектор Ш. Э. Ле Корбюзье (1887-1965). Именно он сформулировал самый лаконичный манифест нового течения: «Дом – это машина для жилья».

8. Объясните, почему культуру 20 – 30-х годов XX в. называют массовой.

Потому что культура стала быть направленной на массового потребителя. Искусство стало доступным не только элите, но и простому человеку (особенно кино), что привело к его широкому распространению. Положительным в массовой культуре было то, что произведения искусства оказались более доступными для разных слоев и групп населения, становились частью общественной жизни. Издержки, по мнению ценителей искусства, заключались в замене уникальных, высоких образцов серийной, ординарной художественной продукцией.

9. *Наше исследование. Прочтите фрагмент из «Производственного кодекса» Голливуда. Выделите в нём главные идеи. *Как бы вы сформулировали правила («рецепты»), по которым создаются современные фильмы в США, других странах? Обратитесь и к опыту российской кинематографии.

Главной идеей «Производственного кодекса» Голливуда выступает то, что кино должно изображать только светлые стороны жизни человека и воспитывать чувство, что образ жизни США – это единственный и лучший для любого человека.

На сегодняшний день Голливуд по прежнему следует этой идее, в голливудские фильмы в большинстве своем заканчиваются «хэпи-ендом». Если это фильм про войну, что побеждает именно американская армия и т.д. Хочется отметить, что и российской кинематографе режиссеры все чаще обращаются к голливудским рецептам, создавая фильмы для массового зрителя и забывая про свои особенности создания фильмов.