Культурные растения: примеры, классификация и области применения. Типы, виды и формы культуры

Человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. И одним из определяющих признаков этого является многообразие культуры.

Определение термина

И ее виды - это сложное и многогранное понятие, охватывающее все сферы деятельности человека. Пожалуй, нет больше слова, у которого существовало бы такое количество определений. А на самом деле, что мы имеем в виду под понятием «культура»? Формы культуры - что они собой представляют и сколько их существует?

Прежде всего это развитие человеческого общества в совокупности и понимание им прекрасного. Это все материальные и духовные достижения цивилизации. И с этой точки зрения все, что было и будет сделано человеком - это культура. Формы культуры именно поэтому так сложно четко разграничить и определить. Первые орудия труда - это достижение человечества, но и простое женское рукоделие в таком случае - тоже.

Кроме того, культура - это определенный уровень развития цивилизации. Поэтому данный термин используется в истории для обозначения исторических периодов: античная, средневековая, современная культура.

В понятии обычного человека это - искусство, театры и музеи, литература. Людей, вещи и даже общество в целом привыкли оценивать с точки зрения идеального состояния: высокая культура исполнения. Поэтому и определений слова «культура» так много.

Три подхода в определении термина

Антропологический - это признание ценности культуры каждой страны и народа. Это широкий подход, в рамках которого дано самое большое число определений рассматриваемого нами понятия.

Философский - его задача состоит не только в описании культурных явлений, но и в том, чтобы проникнуть в их суть, дать им объяснение.

Социологический - это изучение культуры как одного из главных факторов образования и развития общества.

История возникновения термина

Культура возникла задолго до того, как появился термин, ее обозначающий. Впервые это слово встречается в Древнем Риме, в письменных источниках I-II веков до нашей эры. Это был труд о земледелии. Принадлежал он Марку Порцию который в своем трактате писал не только о способах обработки земли, но и о том, как тщательно нужно выбирать участок для земледелия, чтобы он вызывал приятные эмоции и нравился своему хозяину, иначе не будет хорошей культуры. Здесь это слово звучало на латинском языке в значении «возделывать что-либо».

В дальнейшем этот термин у римлян получил еще несколько значений: воспитание, развитие, поклонение.

В Европе периода XVII-XVIII веков слово «культура» впервые было применено в трудах историка Пуфендорфа. Интересно, что человеком культурным он называл того, кто был воспитан, в противовес необразованным личностям.

Общеупотребительным этот термин сделал немецкий филолог Иоганн Кристоф Аделунг. Им было написано эссе, в котором он дал свое объяснение. Под культурой он понимал деятельность по самовоспитанию отдельного человека и народов.

Нужно отметить, что каждое столетие добавляло в определение слова свою лепту, и процесс этот, скорее всего, еще не закончен.

Две концепции культуры

Как было уже сказано выше, человеческая цивилизация достигла высокой ступени развития. На всем протяжении существования общества происходило непрерывное формирование культуры. Она существует в истории и не может рассматриваться вне исторических рамок. Есть две концепции культуры:

1. Это единый процесс развития, одинаково затрагивающий все страны.

2. Каждая населенная человеком область имеет свой неповторимый путь развития.

Первая концепция предполагает единый путь развития культуры у всех народов. Те же, кто не подпадает под определенные рамки, являются «дикими» и «отсталыми». Такой подход к пониманию культуры существовал до XX века.

Вторая концепция отметает понятие отсталости культуры некоторых народов и говорит об их неповторимости и своеобразном пути развития.

История культуры: периодизация и этапы становления

Традиционно выделяют шесть периодов ее формирования и развития:

1. Первобытная. Формы и разновидности культуры этого времени пребывали еще в зачаточном виде. Только начинают зарождаться правила и нормы, появляется мифология и искусство (наскальные рисунки, скульптуры).

2. Культура Древнего мира, которая включает культуру Античности и Древнего Востока.

3. Культура Средних веков.

4. Культура Ренессанса, или Возрождения. Она по временным рамкам относится к периоду Средневековья, но по своим масштабам и влиянию на следующие поколения выделяется в отдельный период.

5. Культура Нового времени.

6. Современная культура. Начинается в конце XIX века и существует по текущее время.

Науки и методы изучения

Формы и разновидности культуры настолько разнообразны, что их изучением занимается несколько наук. Основные из них - культурология, философия и а также культурные исследования.

Культурология - современная наука, изучающая закономерности развития культуры. Основные методы, применяемы при изучении: исторический и логический. Первый направлен на понимание того, как возникла та или иная культура, какие этапы она прошла в своем развитии и во что в результате превратилась. Второй, логический метод, позволяет сравнить, сопоставить ту или иную культуру с другими.

Основные формы культуры: общая характеристика

Вопрос типологии - один из самых сложных в культурологии. Он до сих пор является предметом споров ученых. Виды и формы культуры слишком разнообразны, чтобы можно было четко разграничить их друг от друга и выделить в определенные типы. Поэтому существует большое количество разных вариантов типологии культуры. Типология позволяет систематизировать рассматриваемые объекты по каким-либо их общим признакам.

Самым простым и понятным является разделение на три формы культуры: материальную, духовную и физическую.

Материальная культура - это все то, что сделано руками человека для удовлетворения своих потребностей. К ней относятся предметы производства и ремесел, различные сооружения, орудия труда. Вещественные объекты материальной культуры называют артефактами.

Этот вид имеет сложную структуру, состоящую из нескольких направлений:

1. Сельское хозяйство. Оно обеспечивает выживание человека.

2. Сооружения и здания.

3. Инструменты, которые обеспечивают физический и умственный труд человека.

4. Транспорт и связь (почта, радио, телефон, компьютерные сети).

5. Технологии.

В XX столетии - как продолжение материальной - стали выделять еще экономическую.

Духовная культура. Ее объектами являются мораль, идеология, религия, искусство, философия, литература, фольклор, воспитание. То есть все то, что является продуктом сферы сознания. Она связана не с вещественными объектами, а с интеллектом, чувствами и эмоциями.

Нужно отметить, что эти два вида не всегда возможно четко разграничить. Например, искусство дизайна или великие памятники архитектуры одинаково относятся как к материальной, так и к духовной культуре.

Формы духовной культуры весьма разнообразны и включают в себя религию, мифологию, искусство, философию.

Религия - это особый вид отношения человека к себе и к миру, вера в существование высших сил, поклонение им. Самые важные понятия в религии - это добро и зло, вера, нравственность.

Мифология - это народные сказания в виде эпосов, сказок и мифов. Они существовали на разных стадиях развития у любого общества и народа.

Искусство - способ познания действительности. Вообще, как и культуры, очень широко и многогранно.

Философия - один из способов познания мира, изучение законов его развития.

Духовная культура имеет свои особенности. Она наиболее чутко реагирует на социальные воздействия, и ее продукты ценны сами по себе, даже без воплощения их в материальную форму.

Физическая культура - это творческий тип деятельности, который выражается в телесной форме и призван удовлетворить первичные потребности человека. В ее состав входят: культура физического развития (все, что связано с укреплением здоровья, вплоть до профессионального спорта), рекреационная (восстановление и поддержание здоровья) и сексуальная.

Кроме того, по типологии культура также делится на традиционную, индустриальную и постиндустриальную.

Формы культуры

Учитывая сложность и многогранность рассматриваемого термина, также принято делить культуру на следующие формы:

1. Мировая культура - совокупность всех лучших достижений человечества за всю историю своего существования.

2. Национальная - синтез материальных и духовных ценностей, норм поведения и верований нации. Как правило, она создается не всем обществом, а его самой образованной частью - писателями, поэтами, учеными, художниками. Следует различать национальную и этническую культуры. Это различные виды, хотя на первый взгляд они очень похожи.

3. Этническая - всегда строго локализована в определенных географических рамках. Она однородна по своей структуре и охватывает обычно сферу бытовой культуры.

4. Доминантная - традиции, обычаи, ценности, которые разделяет лишь часть общества, но она является самой большой или имеет инструменты воздействия на остальную часть.

5. Субкультура - традиции, нормы, правила поведения какой-нибудь отдельной социальной группы. Видов её очень много: хиппи, панки, эмо, представители готики, мажоры, хакеры, байкеры и прочие. Иногда какой-нибудь вид становится противоположностью доминантной культуры.

6. Элитарная (высокая) - создается профессионалами самостоятельно, либо по заказу привилегированных слоев общества. Ее видами, в свою очередь, являются изобразительное искусство, литература, классическая музыка.

7. Массовая форма культуры - ее можно назвать противоположностью элитарной. Создается в больших масштабах для широкого круга населения. Основные ее задачи - развлечение и получение прибыли. Это одна из самых молодых форм культуры, которая обязана своим появлением бурному развитию в XX веке средств массовой коммуникации. Они делятся на следующие виды:

СМИ - телевидение, газеты, радио. Они распространяют информацию, имеют сильное влияние на общество и ориентированы на разные группы людей.

Средства коммуникации - к ним относится интернет, сотовая и телефонная связь.

В последнее время отдельными исследователями предлагается выделить еще один вид массовой культуры - компьютерную. Компьютеры и планшеты практически заменили многим пользователям книги, телевидение и газеты. С их помощью можно мгновенно получить любую информацию. По своему воздействию этот вид культуры догоняет средства массовой информации, а с дальнейшим распространением компьютеров в скором времени может и опередить их.

8. Экранная - один из видов массовой культуры. Получил свое название по способу демонстрации на экране. К ней относятся кинофильмы, компьютерные игры, телесериалы, игровые приставки.

9. Народная форма культуры (фольклор) - в отличие от элитарной, она создается анонимами-непрофессионалами. Ее также можно назвать любительской. Это народное творчество, которое рождается из трудовой и бытовой жизни. Передаваясь из поколения в поколение, народная культура постоянно обогащалась.

Особенности культуры разных стран и эпох

Каждая страна, этническая группа или нация обладают своей особой культурой. Иногда различия могут быть незаметными, но чаще всего они сразу бросаются в глаза. Европеец практически не увидит разницы между культурой таких народов, как инки и майя. Не особо отличается в его глазах искусство Древнего Китая и Японии. Но он легко отличит культуру какой-нибудь европейской страны от азиатской.

В качестве примера можно привести наследие Древнего Китая. Какие особенности оно имеет? Это строгая иерархичность общества, соблюдение ритуалов, отсутствие единой религии.

Функции

Нет нужды доказывать, что культура играет одну из важных ролей в жизни отдельного человека и общества в целом. Она выполняет следующие функции:

1. Познавательная. Культура, обобщая опыт предыдущих поколений, накапливает ценные сведения об окружающем мире, что помогает человеку в его познавательной деятельности. Отдельное общество будет интеллектуальным настолько, насколько глубоко оно изучает и применяет опыт и знания, содержащиеся в генофонде.

2. Нормативная (регулирующая): табу, нормы, правила, мораль призваны регулировать личную и общественную жизнь человека.

3. Образовательная (воспитательная) - именно культура делает человека личностью. Находясь в социуме, мы осваиваем знания, правила и нормы, язык, традиции - как своей социальной общности, так и общемировые. От того, насколько много человек усвоит из культурных знаний, будет зависеть, кем он, в конце концов, станет. Все это достигается длительным процессом воспитания и образования.

4. Адаптивная - помогает человеку приспособиться к окружающей среде.

Отечественная культура

Российская Федерация — многонациональная страна. Ее развитие происходило под влиянием национальных культур. Уникальность России заключается в том необыкновенном многообразии традиций, верований, моральных норм, правил, обычаев, эстетических вкусов, которое связано со спецификой культурного наследия разных народов.

Русская культура является доминантной на территории Российской федерации. Что вполне понятно, ведь русские составляют этническое большинство среди других народов страны.

Во всех существующих типологиях нашу культуру всегда рассматривают отдельно. Отечественные и западные культурологи единодушно считают, что русская культура - явление особенное. Ее нельзя отнести ни к одному из известных типов. Она не относится ни к западной, ни к восточной, находясь где-то посередине. Такое пограничное, двойственное положение и привело к формированию внутренней противоречивости русской культуры и национального характера.

Да и формировалась она совсем иначе, нежели на Востоке или Западе. Огромное влияние на ее развитие оказали борьба с набегами кочевников, принятие христианства (в то время как на Западе большую власть приобрел католицизм), монгольское иго, объединение разоренных и ослабленных княжеств в единое русское государство.

При этом русская культура никогда не развивалась как целостное явление. Ей всегда был присущ дуализм. В ней постоянно присутствует два противоположных начала: языческое и христианское, азиатское и европейское. Такая же двойственность присуща и характеру русского человека. С одной стороны, это смирение и сострадание, с другой - жесткость.

Важной особенностью русской культуры было то, что возникла она на многоэтнической основе. Ядро будущего русского народа, восточные славяне, в процессе расселения столкнулись с тюркскими и финно-угорскими племенами, частично ассимилировав их и впитав элементы культуры этих народов.

Этапы развития русской культуры

1. Древний период.

Говоря о развитии культуры России, стоит отметить, что в самом начале большое влияние на нее оказала славянская культура. Славяне, до их разделения на три группы, проживали в Центральной и Восточной Европе. Селились они у рек и ручьев, в безопасном месте, например, в глухом бору. Основными занятиями было земледелие, рыболовство и различные ремесла. Славяне были язычниками и поклонялись богам, духам природы и предков. В найденных на месте раскопок предметах быта, украшениях и оружии прослеживается влияние скифских племен и античной культуры.

2. Культура Киевской Руси.

Начало этого периода связано с принятием христианства на Руси. Материальная культура, существовавшая до этого, мало изменилась. Но огромные изменения произошли в сфере духовности. Благодаря православию, получили толчок к развитию такие виды искусства, как живопись, архитектура, музыка, литература. Культура этого периода имела следующие особенности: сильное влияние религии, культ богатыря - защитника Руси, разобщенность и замкнутость русских княжеств, интеграция в европейское культурное пространство. В это время развиваются ремесла, фольклор, появляются первые былины, возникает единая письменность, открываются первые школы.

3. Культура XIII-XVII веков, которая делится на два периода: культура Московской Руси и Российской империи.

Во времена Московской Руси страна стала сильно отставать от западных государств вследствие монгольского ига. В то время, как в Европе появлялись первые мануфактуры, России пришлось заниматься восстановлением ремесел.

Начало Российской империи (петровская эпоха, или период «русского Просвещения») характеризуется переходом от древнего наследия к культуре Нового времени.

4. Советская культура.

XX век был временем больших потрясений для всего мира, но больше всего глобальные изменения коснулись Российской империи. Революция, смена государственного строя, образование СССР... Культура, формы культуры России были изменены самым сильным образом. Основные особенности этого периода: появление новой, социалистической культуры, многообразие ее форм. В эти годы творили такие замечательные личности, как Маяковский, Блок, Зощенко, Булгаков, Шолохов, Горький.

Что касается культуры современной России, то после тяжелого переходного периода в результате распада СССР она начинает свое постепенное возрождение. Во многом этому способствует государственная политика. Разрабатываются и внедряются в жизнь различные проекты. Например, федеральная программа «Культура России», которая действует с 2012 по 2018 год. Она помогает реализовать многие творческие некоммерческие проекты, предоставляя субсидии ее авторам.

Современная культура России - это множество национальных культур, которые находятся в постоянном взаимодействии. Постепенно она все дальше уходит от традиционной культуры, и ее образ все более ассоциируется с космическим веком и экологическими идеями человечества. Для современного человека становится характерным быть недовольным своим нынешним положением и образом жизни. Он ищет выход в движении «зеленых», становится поклонником натурального питания или активно начинает заниматься йогой. Все это ростки новой, альтернативной культуры, которая приходит на смену той, что существовала в переходный период развития России.

Технические растения – это растения, используемые в производстве. Однако не стоит думать, что технические культуры растений выращивают лишь для того, чтобы удовлетворить потребности человека в пище, одежде и так далее. Многие технические культурные растения служат и для услады глаз – взять хотя бы подсолнечник, который многие флористы используют для создания прекрасных композиций. Ниже приведены примеры технических культурных растений с фотографиями и краткими характеристиками.

Какие бывают технические растения: лен

Список технических растений, крайне важных в современной жизни, начнем со льна. Одежда из льна очень популярна. Уже 10 000 лет из стеблей этого растения получают волокно, прядут нити, ткут ткани. Жмых льна идет на корм коровам, а мякина - свиньям. Скорее всего, родиной льна являются горные районы Китая, Индии и Средиземноморья. На территорию России лен попал из Азии. Сегодня он возделывается в умеренном поясе всей Евразии, Северной Америки и Северной Африки.

Лен – яркий пример технического растения, к этому роду относятся более 100 видов, но самым распространенным является лен обыкновенный, или прядильный.

Говоря о том, какие культурные растения называют техническими, нельзя не отметить, что лен используется не только в хозяйстве. Один из его видов - лен крупноцветковый с изящными красными цветами - высаживают в садах как декоративное растение.

Сегодня разводят два подвида обыкновенного льна: долгунец - для пряжи и кудряш - для семян. А долгунец еще известен как лен посевной, моченец, ильнец, ильняк, люченец и сланец.

Прежде чем отправить собранный лен на фабрику, его необходимо высушить. Это делают прямо на поле.

Посмотрите на фото этого технического растения — у льна пятимерный цветок (т. е. имеет 5 лепестков и 5 тычинок). Кроме того, есть еще 5 недоразвитых зубчиков, которые расположены напротив лепестков.

Льняные платья раньше были частью национального костюма у многих народов, в том числе у русского, белорусского и украинского. Сегодня лен ценится особенно высоко, ведь синтетические ткани не могут его заменить.

Льняное семя имеет целебные свойства: оно помогает при воспалениях. Из семян также делают масло, которое употребляется в пищу. Но чаще всего из льняного масла делают лаки и краски, а также используют его для изготовления непромокаемых тканей.

Лен - это не единственное растение, из которого делают пряжу. Есть еще и джут, растущий в тропиках, а также в Индии, Бангладеше и Мьянме. Из него изготавливают не только канаты, но и ковры, упаковки и пакеты, которые гораздо лучше и долговечнее пластиковых.

Какие культурные растения называют техническими культурами: хлопок

Для названия такого технического растения, как хлопок, во всем мире используется слово cotton. Хлопок, а точнее хлопчатобумажные изделия, знаком всем. До второй половины XIX в. вместо слова «хлопок» применяли термин «хлопчатая бумага» - отсюда и распространились такие понятия, как хлопчатобумажная ткань, хлопчатобумажная промышленность. Волокно, которое идет на производство ткани, добывают из плодов хлопчатника. Говоря о том, какое растение является технической культурой, хлопок вспоминают чаще всего — он настолько важен, что его даже называют белым золотом.

Хлопок зацветает примерно через 10-12 недель после посева семян. На нем появляются цветки белого или желтого цвета. Со временем они меняют окраску и становятся розовыми или фиолетовыми.

Хлопчатник - основная прядильная культура нашей страны.

Хлопчатник выращивают во всем мире. Известно несколько видов этого растения. Самые распространенные - хлопчатник обыкновенный и хлопчатник травянистый. Есть еще хлопчатник барбадосский и древовидный, но они культивируются в гораздо меньших объемах. Хлопок выращивают в теплых краях - в Закавказье, Средней Азии, Индии, Америке, а также во многих других регионах.

Хлопчатник - это род семейства, относящегося к мальвовым. Плодом хлопчатника является коробочка с семенами, которые покрыты белым пушком. Этот пушок и есть хлопок. Существует два вида хлопковых волосков: длинные и пушистые или короткие и ворсистые.

Хлопок-сырец отправляют на хлопкоочистительный завод, где сначала отделяют волокна от семян, а затем длинные волокна от коротких. Волокна, достигающие 20-55 мм, идут на изготовление ткани. Из коротких волокон делают вату. Кроме того, волокна хлопка используют для производства взрывчатых веществ, искусственного волокна, пленок, лаков и пластмасс.

Одежду из хлопка шили давно, а рабочие плотные штаны изготавливали даже из конопли. Их делали в основном из парусины, так как парусники уступили место пароходам, и оставалось много лишней ткани. Но считают, что джинсы появились к 1853 г. Тогда американский портной Леви Стросс стал шить для ковбоев, фермеров и золотоискателей рабочую одежду из хлопка, используя заклепки на швах для карманов, чтобы сделать их прочнее. Он покрасил их самой дешевой синей краской. Первые джинсы стоили 1 доллар 46 центов. А в XX в. они завоевали весь мир, став одеждой, доступной для каждого.

Вырастить хлопок не так уж и просто. На протяжении многих веков его убирали, да и сейчас убирают вручную. Это очень тяжелый труд - под жарким солнцем нужно собрать все коробочки с белым пухом, из которого потом, к примеру, сошьют твои джинсы. В наши дни на многих хлопковых полях работают хлопкоуборочные комбайны.

В Средние века европейцы знали, что хлопок собирают с растения, но мало кто его видел. Многие считали, что на этом чудесном растении вырастают животные наподобие ягнят, с которых состригают шерсть.

Пример технического культурного растения: подсолнечник

Список технических культурных растений, употребляемых в пищу и служащих для составления цветочных композиций, возглавляет подсолнечник. Благодаря своей красоте и яркости он по праву считается солнечным растением. Какие ещё технические растения так радуют глаз? С утра подсолнечник раскрывает свои соцветия-корзинки навстречу солнцу, да и сам похож на солнышко. Отсюда и пошло название этого технического культурного растения – подсолнечник означает «под солнцем». А пришло это растение к нам из Америки. Индейские племена считали его символом дневного светила и выращивали его уже в 3000 г. до н. э., в основном ради муки. В Европу подсолнечник привезли вскоре после первых путешествий Колумба, примерно в 1500 г. Однако долгие годы он считался декоративным растением и только в XIX в. стал важной сельскохозяйственной культурой.

Подсолнечник относится к обширному роду, включающему более ста видов. Самый известный из них - подсолнечник масличный, или подсолнечник однолетний. Это растение устойчиво к засухе и любит свет. Именно его сегодня выращивают во всем мире для производства подсолнечного масла. Однако это растение может давать и мед, и резину, точнее млечный сок-латекс, из которого и делают резину. Сегодня ученые вывели для производства резины специальные сорта. Из лузги подсолнечника делают топливные брикеты.

Соцветием подсолнечника является корзинка с наружными бесплодными цветками, дающими красивые лепестки, и внутренними, которые дают плоды-семянки. Эти плоды расположены по спирали и создают эффектную сердцевину. Сегодня выведено множество декоративных сортов с оранжевыми, кремовыми, розовыми, красными лепестками.

Подсолнечник масличный тоже бывает декоративным, но ради красоты разводят и другие виды этого растения.

Есть сведения, что ацтеки еще до открытия Америки европейцами добывали масло из подсолнечника.

В Англии в 1716 г. был оформлен патент на производство подсолнечного масла, но дальше этого дело не пошло. И только в 1829 г. в России крепостной крестьянин графа Шереметева Даниил Семенович Бокарёв из Алексеевки сумел получить подсолнечное масло и вместе с купцом Папушиным организовал первый в мире маслодельный завод. Подсолнечное масло стали называть «постное», потому что его можно было употреблять во время Великого поста. Очень быстро это производство распространилось по всей России, в Западной Европе и Америке. А в Алексеевке Белгородской области Бокарёву даже воздвигли памятник.

Топинамбур или земляная груша

Топинамбур, или земляная груша, - это тоже подсолнечник, но многолетний и немного другого вида, чем растение, из которого добывают масло. Свое научное название - подсолнечник клубненосный - он получил потому, что на его корнях формируются клубни, обладающие полезными свойствами. Соцветия топинамбура немного похожи на подсолнечник масличный, только главным в топинамбуре являются не семечки, а клубни, немного похожие на грушу.

Какое растение является технической культурой: масляное дерево

Продолжая разговор о том, какие бывают технические растения, нельязя не вспомнить о маслине или оливе - одном из самых древних культурных растений в мире. Причем в диком виде это вечнозеленое субтропическое дерево не встречается. Родом оно из Средиземноморья, а разводится ради оливкового масла, которое получают из его плодов. На русском языке и для дерева, и для плода существует два названия - маслины и оливки. Собственно говоря, латинское название «олеа», от которого произошло слово «олива», и означает «масло». Поэтому оливковое масло буквально толкуется как «масло масляное».

Плод оливы - костянка, и зелеными бывают не только незрелые оливки. Некоторые сорта сохраняют зеленый цвет, даже зрелые и съедобные.

Темные оливки называют «маслины», но на самом деле и те, и другие - плоды одного и того же дерева. Просто созревая, эти плоды меняют цвет.

Оливковые рощи украшают южные страны уже тысячи лет. До сих пор точно неизвестно, где истинная родина этих деревьев. Но один из мифов повествует, что оливу подарила грекам богиня Афина, которая оспаривала у Посейдона власть над Аттикой - областью, где ныне находится город Афины. Посейдон же подарил людям новый источник воды. Но дар Афины сочли более важным. И сегодня оливковая ветвь служит символом мира, ведь она является источником благополучия для множества людей.

В России оливками называют зеленые плоды масличного дерева, а маслинами - черные. Обычно зеленые плоды консервируют, а из черных делают масло. А консервированные черные маслины часто могут оказаться зелеными оливками, которые обработали так, что они потемнели.

Древнегреческий поэт Гомер, живший около VIII в. до н. э., упоминает в своей поэме «Одиссея» оливковое масло и описывает обычай умащать им тело.

Но он называет этот обычай восточным, а значит, в те далекие времена привычная для Греции олива была еще чужеродной.

Какие ещё бывают технические растения: гевея

Что сегодня может быть привычнее резины? Она встречается везде - от шин и различных прокладок в механизмах до мячей и ластиков, и, конечно же, цветных резинок, скрепляющих волосы. Но так было не всегда.

Говоря о том, какие растения называют техническими культурами, не все вспомнят гевею. А ведь когда была открыта Америка, конкистадоры привезли оттуда мячи из плотной древесной смолы - очень упругие и прыгучие. Но только в 1738 г. французский путешественник Ш. Кондамин обнаружил в Амазонской селъве удивительное дерево - гевею, выделяющую белую смолу, точнее млечный сок, который индейцы назвали «каучу» - «слезы млечного дерева». Они делали из каучу непромокаемые ткани, обувь, сосуды для воды, детские игрушки. Европейцы же, чаще видевшие уже застывший сок, дали ему название «резина» (от латинского - «смола»).

Бразилия много лет берегла источник своего богатства, и за попытку вывезти из страны семена гевеи здесь полагалась смертная казнь. Однако в 1876 г. британский разведчик Генри Уикхем сумел вывезти 70 000 семян на корабле «Амазонас». И вскоре плантации гевеи появились во всей Юго-Восточной Азии. Сегодня в Бразилии производится лишь небольшая доля натурального каучука.

Гевея относится к семейству молочайных. У большинства таких растений при надрезе выделяется белый как молоко сок (латекс). У этого вечнозеленого дерева ростом до 20-30 м в латексе содержится примерно 40-50% каучука. Чтобы получить натуральный каучук, кору гевеи надрезают и в специальные емкости собирают латекс - млечный сок.

Добытый из латекса каучук не сразу превращается в привычную резину. Его обрабатывают кислотами, чтобы он свернулся, потом промывают водой. Затем из него раскатывают листы, которые сушат и коптят, чтобы уберечь каучук от вредных бактерий и окисления. Поэтому на каучуковых плантациях можно видеть такие резиновые «простыни».

Экипажи с металлическими колесами были очень неудобными, и пассажиров в них здорово трясло. Однако появление бесшумных шин вызвало недовольство, ведь теперь приближение тихого экипажа можно было и не услышать. В Америке резиновые шины сначала даже запретили, а в России московские власти приказали, чтобы экипажи на резиновом ходу, обрызгивающие грязью неосторожных прохожих, имели специальные номера, «дабы обиженные шинниками обыватели могли заметить своих обидчиков, чтобы привлечь их к законной ответственности».

1. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

1.1 Черты культуры

2. АГЕНТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

3. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

4. ВИДЫ КУЛЬТУР

4.1 Доминирующая культура

4.2 Субкультура и контркультура

4.3 Сельская культура

4.4 Городская культура

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

Культура (от лат. culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в проектах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества.

Структура культуры представлена в двух основных частях: культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая - в движении. К культурной статике относится внутреннее строение культуры - совокупность оазисных элементов или черт и формы культуры - конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

К динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, сохраняется, с ней происходит множество метаморфоз. Базисными единицами культуры выступают элементы или черты культуры. Они бывают двух видов - материальными и нематериальными. Материальные памятники культуры более долговечны, они хранят больший объем информации, чем нематериальные. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней - только по материальным.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека. Их называют артефактами (паровая машина, книга, храм, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое). Артефакты отличаются тем, что они имеют определенное символическое значение, выполняют предусмотренную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они - тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

1.1 Черты культуры

Базисные единицы культурной статики называют элементами или чертами культуры. Черты культуры делятся на универсальные, общие и специфические.

Универсальные черты культуры присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ. Прежде всего гго социобиологические черты, в частности, длительный период детства, постоянный (а не сезонный) характер репродуктивной функции и сложно устроенный мозг, присущая всем людям потребность длительного и заботливого воспитания потомства и привязанность детей к родителям. К социальным универсалиям можно отнести коллективную жизнь, распределение пищи и построение семьи.

Общие черты культуры присущи целому ряду обществ и народов, поэтому их еще называют региональными. Существует несколько причин регионального сходства. Первая заключается в том, что некоторые народы общаются и обмениваются между собой культурными достижениями более активно, чем с другими народами. Вторая причина - общие этнические предки. Третья причина сходства объясняется одинаковыми, но независимыми друг от друга культурными изобретениями, сделанными одновременно у разных народов.

Специфические черты культуры часто называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. В одних культурах считается, что пышными должны быть похороны, а не именины людей. В других культурах думают иначе. Различие в подходе к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить культурными факторами.

Наряду с этими чертами культуры существуют еще девять фундаментальных, присущих всем культурам, а именно: речь (язык); материальные черты; искусство; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война. Их можно назвать универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры. Иначе паттерны называют культурными темами. Например, одни культуры построены вокруг таких тем, как равенство и социальная справедливость, другие - индивидуальная ответственность и денежный успех, третьи - военная доблесть и охота и т.п.

Культурный комплекс - совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально связанных с ним. В качестве примера можно привести спортивную игру хоккей.

С ним связаны стадион, болельщики, спортивная одежда, шайба, билеты и многое другое. Культурным комплексом могут быть галереи и музеи, выставочные залы, частные собрания картин и антикварных предметов, художественные стили и направления, научные теории и школы, религиозные учения и т.д.

В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. А так как культурный комплекс представляет собой функционально взаимосвязанную совокупность элементов культуры, то, следовательно, и он может быть пространственным и временным.

Под пространственным культурным комплексом в данном случае понимается культурный ареал, а под временным - культурное наследие.

Культурный ареал - географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и теми же либо сходными чертами или разделяющих доминирующую культурную ориентацию. (Например, многоженство - отличительный признак стран Востока, исповедующих ислам.) К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры или национальные культуры.

2. АГЕНТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

К агентам культуры относятся большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды.

Малые социальные группы подразделяются на:

- добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие создателей культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению культурных ценностей;

- специализированные объединения и кружки;

- круг поклонников отдельных видов искусства, например музыкальной группы;

- культурные срезы, представляющие собой неопределенное множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуры в целом, либо ее отдельных видов и направлений;

- семьи, в которых происходит первичная социализация человека.

Большие социальные группы подразделяются на:

- этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями, культурой, особенностями быта, единством территории и языка;

- профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений (в частности, этнографы, филологи, философы, критики, реставраторы, архитекторы, цензоры, музыковеды);

- непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре (например, поклонники, зрители, читатели);

- аудитории (зрительская, читательская).

Необходимо отметить, что особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики - люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на нескаг ко групп:

Создатели художественных произведений: композиторы, художники, писатели, поэты;

Меценаты, спонсоры, то есть инвесторы культуры;

Распространители культурных ценностей: издатели, лектор, дикторы;

Потребители культурных ценностей: публика, аудитория;

Цензоры: литературные редакторы, главные редакторы, литературные цензоры, следящие за соблюдением правил;

Организаторы: министр культуры, мэр города.

К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности, школы и пузы, академии наук, министерства культуры и образования, лицеи, галереи, библиотеки, театры, учебно-воспитательные комплексы, стадионы и др.

3. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУР

Отраслями культуры называют такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые включает относительно замкнутая область в составе целого.

Типами культуры считаются такие совокупности норм, правь и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.

Любую национальную или этническую группу относят к культурным типам. Ими являются не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.

Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они также не являются составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура называются формам культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.

Видами культуры называются такие совокупности правил и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры относятся:

а) доминирующая (общенациональная) культура, субкультура и

контркультура;

б) сельская и городская культура;

в) обыденная и специализированная культура.

Существуют следующие отрасли культуры:

Экономическая культура. Она включает в свой состав культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не выполняют обязательств, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда продавцы некорректны, говорят о низкой культуре потребления.

Слово «культура» находится в списке наиболее употребляемых в современном языке. Но этот факт свидетельствует не об изученности данного понятия, а о многозначности скрывающихся за ним значений, употребляемых как в повседневной жизни, так и в научных определениях.

Более всего мы привыкли вести разговор о духовной и материальной культуре. При этом всем становится понятно, что речь идет о театре, религии, музыке, садоводчестве, земледелии и многом другом. Однако понятие культуры вовсе не ограничено только этими областями. О многогранности этого слова и пойдет речь в данной статье.

Определение термина

Понятие культуры включает в себя определенный исторический уровень в развитии общества, а также способностей и сил человека, находящих свое выражение в формах и типах организации жизни. Под этим термином мы понимаем также духовные и материальные ценности, созданные людьми.

Мир культуры, любое его явление и предмет не являются следствием природных сил. Это результат усилий, приложенных человеком. Именно поэтому культура и общество должны рассматриваться в неразрывной связи. Только это позволит понять сущность данного явления.

Основные составляющие

Все виды культуры, существующие в обществе, включают в себя три главных компонента. А именно:

  1. Понятия. Эти элементы, как правило, содержатся в языке, помогая человеку упорядочить и организовать собственный опыт. Каждый из нас воспринимает окружающий мир через вкус, цвет и формы предметов. Однако известно, что в разных культурах действительность организуется по-разному. И в этом плане язык и культура становятся неразделимыми понятиями. Человек изучает слова, которые нужны ему для ориентации в окружающем мире через усвоение, накопление и организацию своего опыта. О том, насколько тесно связаны язык и культура, можно судить по тому факту, что некоторые народы считают, что «кто» - это только человек, а «что» - это не только неодушевленные предметы окружающего мира, но и животные. И здесь стоит задуматься. Ведь люди, оценивающие собак и кошек как вещь, не смогут относиться к ним так же, как те, кто видит в животных братьев своих меньших.
  2. Отношения. Формирование культуры происходит не только через описание тех понятий, которые указывают человеку, из чего состоит мир. В этом процессе участвуют и определенные представления о том, как все предметы связаны между собой во времени, в пространстве, по своему назначению. Так, культура народа той или иной страны отличается собственными взглядами на понятия не только реального, но и сверхъестественного мира.
  3. Ценности. Этот элемент также присущ культуре и представляет собой существующие в обществе убеждения относительно тех целей, к которым необходимо стремиться человеку. В разных культурах ценности различны. И это зависит от социального устройства. Общество само делает выбор того, что для него считается ценностью, а что нет.

Материальная культура

Современная культура представляет собой довольно сложное явление, которое для полноты понятия рассматривается в двух аспектах - статическом и динамическом. Только в таком случае достигается синхронный подход, позволяющий максимально точно изучить данное понятие.

Статика приводит структуру культуры, деля ее на материальную, духовную, художественную и физическую. Рассмотрим каждую из этих категорий подробнее.

И начнем с культуры материальной. Под этим определением понимают ту среду, которая окружает человека. Ежедневно благодаря приложенному труду каждого из нас материальная культура совершенствуется и обновляется. Все это ведет к возникновению нового жизненного уровня, меняющего запросы общества.

Особенности культуры материального характера заключены в том, что ее объектами выступают средства и орудия труда, быт и жилище, то есть все то, что является результатом производственной деятельности человека. При этом выделяют несколько самых важных направлений. Первым из них является сельское хозяйство. Эта сфера включает в себя породы животных и сорта растений, выведенных в результате проведения селекционных работ. Сюда же относится и культивирование почвы. От данных звеньев материальной культуры непосредственно зависит выживание человека, так как от них он получает не только продукты питания, но и сырье, применяемое в промышленном производстве.

Также в структуру материальной культуры входят здания. Это места, предназначенные для жизни людей, в которых реализуются различные формы бытия и разнообразные занятия человека. В область материальной культуры входят и сооружения, призванные улучшать условия быта.

Для обеспечения всего разнообразия видов умственного и физического труда человек использует различные инструменты. Они также являются одним из элементов материальной культуры. При помощи инструментов люди непосредственно воздействуют на обрабатываемые материалы во всех отраслях своей деятельности – в связи, транспорте, промышленности, сельском хозяйстве и т. д.

Частью материальной культуры является транспорт и все имеющиеся пути сообщения. Сюда включают:

  • мосты, дороги, взлетную полосу аэропортов, насыпи;
  • весь транспорт – трубопроводный, водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный гужевой;
  • железнодорожные станции, порты, аэропорты, гавани и т. п., построенные для обеспечения работы ТС.

С участием данной области материальной культуры обеспечивается обмен грузами и людьми между населенными пунктами и областями. Это, в свою очередь, способствует развитию общества.

Еще одной областью материальной культуры является связь. В нее входит почта и телеграф, радио и телефон, компьютерные сети. Связь, подобно транспорту, связывает между собой людей, давая им возможность обмениваться информацией.

Еще одной обязательной составляющей материальной культуры являются навыки и знания. Они представляют собой технологии, которые находят применение в каждой из вышеперечисленных сфер.

Духовная культура

Эта сфера основана на творческом и рациональном типе деятельности. Духовная культура, в отличие от материальной, находит свое выражение в субъективной форме. При этом она удовлетворяет вторичные потребности людей. Элементами духовной культуры являются мораль, духовное общение, искусство (художественное творчество). Одним из ее немаловажным компонентом служит и религия.

Духовная культура – это не что иное, как идеальная сторона материального труда человека. Ведь любая созданная людьми вещь изначально была спроектирована и впоследствии воплотила в себе определенные знания. А будучи призванным удовлетворять те или иные потребности человека, любой продукт становится для нас ценностью. Таким образом, материальная и духовная формы культуры становятся неразрывны друг с другом. Это особенно видно на примере любого из произведений искусства.

В связи с тем, что материальный и духовный виды культуры имеют столь тонкие различия, существуют критерии для точного отнесения того или иного результата деятельности к той или иной сфере. Для этого используется оценка предметов по их непосредственному назначению. Вещь или явление, призванные удовлетворять вторичные потребности людей, относят к культуре духовной. И напротив. Если предметы необходимы для удовлетворения первичных или биологических потребностей человека, то их относят к культуре материальной.

Духовная сфера имеет сложный состав. В нее входят такие виды культуры:

Нравственная, включающая в себя этику, мораль и нравственность;

Религиозная, в составе которой находятся современные учения и культы, этнографическая религиозность, традиционные деноминации и конфессии;

Политическая, представляющая традиционные политические режимы, идеологию и нормы взаимодействия субъектов политики;

Правовая, в составе которой находится законодательство, судопроизводство, законопослушание и исполнительная система;

Педагогическая, рассматриваемая как практика и идеалы воспитания и образования;

Интеллектуальная в виде науки, истории и философии.

Стоит иметь в виду, что учреждения культуры, такие как музеи и библиотеки, концертные залы и суды, кинотеатры и учебные заведения, также относятся к духовному миру.

Данная сфера имеет и еще одну градацию. В нее входят такие области:

  1. Проективная деятельность. Она предлагает чертежи и идеальные модели машин, конструкций, технических сооружений, а также проекты социальных преобразований и новых форм политической системы. Все, что при этом создано, обладает величайшей культурной ценностью. На сегодняшний день проективная деятельность классифицируется в соответствии с создаваемыми ею объектами на инженерно-техническую, социальную и педагогическую.
  2. Совокупность познаний об обществе, природе, человеке и его внутреннем мире. Знания – это важнейший элемент духовной культуры. Причем наиболее полно их представляет научная сфера.
  3. Ценностно-ориентированная деятельность. Это третья область духовной культуры, находящаяся в непосредственной связи со знаниями. Она служит для оценки предметов и явлений, наполняя мир человека значениями и смыслами. Данная сфера подразделяется на такие виды культуры: моральную, художественную и религиозную.
  4. Духовное общение людей. Оно происходит во всех формах, определяемых предметами коммуникаций. Душевный контакт, существующий между партнерами, в процессе которого осуществляется обмен информацией, является величайшей культурной ценностью. Однако подобное общение происходит не только на личностном уровне. Результаты духовной деятельности общества, составляющие его накопленный за долгие годы фонд культуры, находят свое выражение в книгах, речи и произведениях искусства.

Общение людей друг с другом крайне важно для развития культуры и общества. Именно поэтому его стоит рассмотреть немного подробнее.

Общение человека

Понятие культуры речи определяет уровень духовного развития человека. Кроме того, она говорит о ценности духовных достояний общества. Культура речи – это выражение уважения и любви к своему родному языку, непосредственно связанному с традициями и историей страны. Главными элементами данной сферы являются не только грамотность, а также соблюдение общепризнанных норм литературного слова.

Культура речи включает в себя правильное использование и многих других средств языка. Среди них: стилистика и фонетика, лексика и т. д. Так, по-настоящему культурная речь не только правильна, но и богата. А это зависит от лексических познаний человека. Для того чтобы повышать культуру речи, важно постоянно пополнять свой словарный запас, а также читать произведения различных тематических и стилистических направлений. Такая работа позволит изменить направление мыслей, из которых и формируются слова.

Современная культура речи – это понятие весьма обширное. Оно включает в себя не только лингвистические способности человека. Эту сферу невозможно рассматривать без общей культуры личности, имеющей свое собственное психологическое и эстетическое восприятие людей и окружающего мира.

Общение для человека – один из важнейших моментов его жизни. А для создания нормального коммуникативного канала каждому из нас необходимо постоянно поддерживать культуру своей речи. В данном случае она будет заключаться в вежливости и внимательности, а также в умении поддерживать собеседника и любой разговор. Культура речи сделает общение свободным и легким. Ведь она позволит высказать свое мнение, никого при этом не обидев и не задев. В грамотно подобранных, красивых словах содержится мощь посильнее физической силы. Речевая культура и общество находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Ведь в уровне языковой духовной сферы находит отражение образ жизни всего народа.

Художественная культура

Как уже было сказано выше, в каждом из конкретных объектов окружающего мира одновременно присутствуют две сферы – материальная и духовная. Это можно сказать и о художественной культуре, которая основана на творческом, иррациональном типе деятельности человека и удовлетворяет его вторичные потребности. Что же породило данное явление? Способность человека к творчеству и эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира.

Художественная культура является неотъемлемым элементом духовной сферы. Ее основная суть заключается в отображении общества и природы. Для этого используются художественные образы.

Данный вид культуры включает в себя:

  • искусство (групповое и индивидуальное);
  • художественные ценности и произведения;
  • учреждения культуры, обеспечивающие ее распространение, развитие и сохранение (демонстрационные площадки, творческие организации, образовательные учреждения и т. д.);
  • духовную атмосферу, то есть восприятие обществом искусства, государственную политику в этой сфере и т. д.

В узком смысле художественная культура выражена графикой и живописью, литературой и музыкой, архитектурой и танцем, цирком, фотографией и театром. Все это объекты профессионального и бытового искусства. В рамках каждого из них создаются произведения художественного характера – спектакли и фильмы, книги и картины, скульптуры и т. д.

Культура и искусство, являющееся ее составной частью, способствуют передаче людьми своего субъективного видения мира, а также помогают усвоению человеком опыта, накопленного социумом, и правильному восприятию коллективных установок и нравственных ценностей.

Духовная культура и искусство, в котором представлены все ее функции, являются важной частью жизни общества. Так, в художественном творчестве присутствует преобразовательная деятельность человека. Передача информации отражается в культуре в форме потребления человеком произведений искусства. Ценностно-ориентировочная деятельность служит для оценки творений. Искусство открыто и для познавательной деятельности. Последняя проявляется в виде специфического интереса к произведениям.

К художественной относят и такие формы культуры как массовая, элитарная, народная. Сюда же входят эстетическая сторона правовой, экономической, политической деятельности и многое другое.

Мировая и национальная культура

Уровень материального и духовного развития общества имеет еще одну градацию. Его выделяют по его носителю. В связи с этим и существуют такие основные виды культуры как мировая и национальная. Первая из них представляет собой синтез самых лучших достижений народов, проживающих на нашей планете.

Мировая культура разнообразна в пространстве и времени. Она практически неисчерпаема в своих направлениях, каждое из которых поражает богатством форм. На сегодняшний день это понятие включает в себя такие виды культур как буржуазная и социалистическая, развивающихся стран и т. д.

Вершиной уровня мировой цивилизации являются успехи в области науки, разработанные новейшие технологии, свершения в искусстве.

А вот национальная культура является высшей формой развития культуры этнической, которую по достоинству оценивает мировая цивилизация. Сюда входит совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа, а также практикуемые им способы взаимодействия с социальным окружением и природой. Проявления национальной культуры можно отчетливо увидеть в деятельности общества, его духовных ценностях, моральных нормах, особенностях образа жизни и языка, а также в работе государственных и социальных институтов.

Виды культур по принципу распространения

Существует еще одна градация материальных и духовных ценностей. По принципу их распространения выделяются: доминирующая культура, субкультура и контркультура. К первой из них относят совокупность обычаев, верований, традиций и ценностей, которыми руководствуется основная масса членов общества. Но в то же время любая нация включает в себя множество групп национального, демографического, профессионального, социального и другого характера. У каждой из них формируется собственная система правил поведения и ценностей. Подобные малые миры относят к субкультурам. Эта форма может быть молодежной и городской, сельской, профессиональной и т. д.

Субкультура может отличаться от доминирующей манерами поведения, языком или взглядами на жизнь. Но эти две категории никогда не противостоят друг другу.

Если же какой-либо из малых культурных слоев находится в конфликте с теми ценностями, которые доминируют в обществе, то его называют контркультурой.

Градация материальных и духовных ценностей по уровню и истокам

Помимо перечисленных выше выделяют такие формы культуры как элитарная, народная и массовая. Подобная градация характеризует уровень ценностей и их создателя.

Например, элитарная культура (высокая) является плодом деятельности привилегированной части общества или профессиональных творцов, работавших по ее заказу. Это так называемое чистое искусство, которое опережает по своему восприятию все существующие в обществе художественные продукты.

Народную культуру, в отличие от элитарной, создают анонимные творцы, у которых нет профессиональной подготовки. Именно поэтому данный вид культуры порой называют любительским или коллективным. В данном случае применим и такой термин как фольклор.

В отличие от двух предыдущих видов, массовая культура не является носителем ни духовности народа, ни изысков аристократии. Наибольшее развитие этого направления началось с середины 20 в. Именно в данный период началось проникновение средств массовой информации в большинство стран.

Массовая культура неразрывно связана с рынком. Это искусство для каждого. Именно поэтому оно учитывает запросы и вкусы всего общества. Ценность массовой культуры несравненно ниже, чем элитарной и народной. Она удовлетворяет сиюминутные запросы членов общества, быстро реагируя на каждое событие в жизни народа и отражая его в своих произведениях.

Физическая культура

Это творческий, рациональный тип деятельности человека, выраженный в телесной (субъективной) форме. Основным его направлением является укрепление здоровья с одновременным развитием физических способностей. В состав этой деятельности включают:

  • культуру физического развития от общеоздоравливающих упражнений до профессионального занятия спортом;
  • рекреационную культуру, поддерживающую и восстанавливающую здоровье, в которую входят туризм и медицина.

С давних времен установилась достаточно тесная связь человека с растительным миром. Есть некоторые виды, которые люди высаживают сами, ухаживают за всходами, затем собирают урожай. Но в природе существуют виды, которые развиваются вне зависимости от деятельности человека. Культурные растения, названия которых будут приведены ниже, имеют особое значение для людей. Что же собой представляют виды, входящие в эту категорию? Об этом, а также о том, какие растения относятся к культурным, далее в статье.

Общая информация

Группы культурных растений, список которых будет приведен ниже, выращиваются человеком для получения кормов для сельскохозяйственных животных, пищевых продуктов, промышленного, лекарственного и прочего сырья и для других целей. В соответствии с восьмым изданием Международного номенклатурного кодекса, сегодня признается три категории, по которым осуществляется разделение рассматриваемых представителей флоры. К ним, в частности, относят вид, группу и грекс (для орхидных). Получены они все из диких сортов. При этом применялась селекция, гибридизация либо методы генной инженерии. При поиске диких сортов для выведения культурных растений и последующего их использования, сформировалось учение о центрах происхождения агрокультур. Так, Вавилов, обобщив имевшиеся знания, выделил 7 главных центров. При этом необходимо сказать, что группы культурных растений, в отличие от диких сортов, не имеют естественных зон распространения (ареалов).

Видоизменение диких сортов

В результате селекции дикорастущие культуры стали давать высокие урожаи в новом климате или на новых почвах - в условиях, необычных для них. В итоге, некоторые сорта так изменились, что сейчас сложно определить их предков. Для повышения урожайности агрокультур человек стал применять удобрения. Вместе с этим, проводилась борьба против вредителей при помощи инсектицидов и фунгицидов.

Культурные растения. Примеры. Классификация

Существуют следующе группы культурных растений:


Описание

Группы культурных растений определяются в соответствии с различными признаками. Достаточно широко используется классификация в соответствии с хозяйственным назначением того или иного сорта. Так, существуют группы лекарственных, медоносных, красильных, прядильных, кормовых, пищевых, технических и прочих культурных растений. В качестве разновидности данной классификации (менее удобной и, в связи с этим, редко используемой) может выступать разделение в соответствии с веществами, присутствующими в них. В этом случае различают, например, алкалоидосодержащие, белкосодержащие, жирномаслиничные и прочие. Также нередко используют и смешанную классификацию: вместе с пищевыми, лекарственными, кормовыми, выделяют также масличные, волокнистые, пряно-ароматические группы культурных растений. Однако наиболее логичной и вполне доработанной системой считается классификация в соответствии с отраслевым принципом.

Разделение в соответствии с отраслями земледелия

Специалисты выделяют группы культурных растений по типу сельскохозяйственной деятельности: плодоводству, овощеводству и полеводству. Соответственно, существуют плодовые, овощные и полевые сорта. Вторые, в свою очередь, разделяют на корнеплодные (редис, морковь, свекла), листовые (салат, шпинат, капуста), плодовые (огурец, томат), стеблевые (спаржа, кольраби), луковичные (чеснок, лук). В качестве особой подгруппы во многих случаях рассматриваются вкусовые (пряно-ароматические) культурные растения (петрушка, укроп). Клубнеплоды представляют собой сорта со съедобными клубнями. Среди основных продуктов питания следует назвать картофель (в Европе), маниоку и ямс (в Африке).

Полевые сорта

Эта группа растений включает в себя (хлебные злаки - рожь, пшеницу, зернобобовые - чечевицу, сою, горох, крупяные сорта - просо, гречиху, корнеплоды (турнепс, свеклу), клубнеплоды (картофель), прядильные (коноплю, лен, хлопчатник), масличные (горчицу, арахис, подсолнечник), (люцерну, клевер). В некоторых случаях к полевым относят и бахчевые арбузы, дыни. Но, как правило, удобнее рассматривать их в качестве отдельных культур либо в составе овощных культурных групп. По мнению специалистов, целесообразно также отдельно выделять лекарственные сорта (валериану, наперстянку и прочие), эфиромасличные (лаванду, кориандр), а также специфичные виды (махорку, табак).

Плодовые сорта

К этой группе относятся агрокультуры, которые дают сочные плоды. Их, в свою очередь, разделяют на косточковые (абрикос, слива, вишня), семечковые (айва, груша, (смородина, земляника, малина, клубника). В эту же группу в ряде случаев включают цитрусовые (апельсин, лимон), орехоплодные (фундук, миндаль, грецкий орех). В плодово-ягодных иногда выделяется подгруппа субтропических сортов. К ним, в частности, относят мушмулу, гранат, инжир. Близкими к плодово-ягодным считаются такие культуры, как шиповник, облепиха и прочие витаминоносные.

Злаки

Во всей группе полевых культур злаковые растения считаются наиболее важными. Среди самых популярных видов следует отметить рис, пшеницу, рожь, овес, кукурузу, просо. Эти культуры по разным данным занимают порядка трех четвертей всей пахотной земли планеты. Пшеницу выращивают практически везде: это основной хлеб для человека, который он потребляет каждый день. Часть урожая, кроме того, используется для откорма скота. Не менее важной культурой считается рис. В азиатских государствах он считается главным продуктом питания. При автоматическом сборе, обмолоте, например, пшеницы в комбайне, получают чистое зерно. Совершенствуя агрегаты, человек приспосабливает их для сбора и других культур, например, сои, кукурузы и прочих.