Какие музыкальные инструменты входят в народный оркестр. Особенности инструментовки для оркестра русских народных инструментов

Цели урока :

  • познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
  • учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием, делать посильный разбор произведения;
  • формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
  • побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
  • воспитывать чувство единения, любовь к музыке.

Оборудование :

  1. Изображение инструментов симфонического оркестра (с обратной стороны доски)
  2. Мультимедийное оборудование
  3. Музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, домра, шумовые.
  4. Словарь эмоциональных терминов.
  5. Подарок на каждого «чудо – остров».
  6. Гр. записи:
  • Приветствие.
  • «Светит месяц», р.н.п.;
  • «Калинка», р.н.п.;
  • «Во поле берёза стояла», р.н.п.;

Ход урока

I. Организационный момент .

1. Музыкальное приветствие.

2. Слово учителя.

Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!

ІІ Основная часть урока .

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.

А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?

Заглянем туда?

Давайте заглянем.

Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?

2. Работа с загадками.

Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.

Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?

Давайте попробуем:

В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь, баян )

А это что за инструмент? Угадаете?

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
(Б алалайка, домра )

Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку:

Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете.
(Дудочка, рожок, жалейка )

Несколько слов об этих инструментах.

Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся?

Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра.

Несколько слов о народном оркестре.

Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?

Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?

Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.

3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».

4. Беседа по прослушанному.

Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали?

Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?

Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?

Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?

Итак, слушаем загадку:

Слушаем следующую загадку:

Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки )

Несколько слов об этом инструменте.

Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим?

Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещётки, и маракасы, и колокольчики.

Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка».

5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка».

6. Беседа.

Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?

А каким стало ваше настроение?

Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.

Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.

- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?

Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.

Наши девочки для праздника готовили хоровод под музыку р.н.п. «Во поле берёза стояла». Давайте попросим их, чтобы они показали нам своё выступление, а мы с вами подпоём им и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?

Итак, приготовились.

7. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Во поле берёза стояла».

8. Беседа.

- Ну как, понравилось вам?

Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?

Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.

Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр.

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

ІІІ. Итог урока .

Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

Что вам запомнилось больше всего?

(Отметить детей.)

Весь урок мы пели и плясали,
И от счастия кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!

На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!

Инструментовка (оркестровка) - это изложение музыкального произведения для исполнения оркестром, воплощение музыкальных образов средствами выразительности оркестровых инструментов.

Она представляет собой изложение музыкального произведения для определенного состава оркестра - симфонического, духового, народных инструментов, оркестра баянистов или различных ансамблей. Это творческий процесс, поскольку замысел сочинения, его идейно-эмоциональное содержание определяет выбор инструментов, чередование их тембров, характер сопоставления отдельных групп оркестра и т.д. .

Один из наиболее популярных национальных оркестров - русский народный оркестр - отмечен особой неповторимостью и своеобразием. Искусство игры на народных инструментах - сольное, ансамблевое или оркестровое, - приобщает широкую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора.

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития рассказывает о том, как изменился его состав, возникли оркестровые группы, совершенствовалась партитура.Ему предшествовали имевшие большую известность однородные инструментальные ансамбли. Это были, прежде всего, знаменитые «хоры»владимирских рожечников. В русском народном инструментарии деревянный рожок получил широкое распространение. Название «владимирский рожок»утвердилось по одной из локальных разновидностей инструмента, наиболее широко распространенного в быту (пастушеский рожок) и в концертной практике (ансамбли рожечников). Наибольшую известность получил «Хор рожечников» Николая Кондратьева, неоднократно выступавший в Петербурге, Москве и других городах России. В 1884 г. выступления ансамбля с большим успехом прошли на Всемирной выставке в Париже.

Первый из оркестров русских народных инструментов был создан знаменитым балалаечником Василием Андреевым еще в конце XIX века.Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент - балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем. В 80-х годах XIX века богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра.

Оркестр русских народных инструментов, именуемый как «Кружок любителей игры на балалайке», начал свое существование с идеи Андреева реконструировать популярный народный инструмент. На основе распространенных народных образцов он создал новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени. Причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.

Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов В. Андреева. По его чертежам мастер Ф.С. Пасербской изготовил семь балалаек различных размеров, обнимающих весь используемый диапазон музыкальных звуков (от миконтроктавыдо ля-си третьей октавы). Так родился первый ансамбль балалаек, который и явился основой Великорусского оркестра.

Кружок Андреева начал усиленно работать над созданием репертуара, но вскоре выяснилось, что звучание входящих в ансамбль семи балалаек различного размера и строя не создает должной стройности, яркости, ровности аккорда. После ряда экспериментов Андреев остановился на следующем составе инструментов, не меняя число участников ансамбля (семь человек): балалайка пикало (вторая октава), балалайка прима (первая октава), балалайка альт (малая октава), и балалайка бас (большая октава). В дальнейшем он ввел пятый аккомпанирующий инструмент - балалайку контрабас (контроктава).

Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. Выдающийся русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель А.Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки - в особенности. Честь и хвала Вам, Василий Васильевич» .Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 г., и эту дату принято считать днем рождения оркестра русских народных инструментов.

Прошло несколько лет. У ансамбля появилось много подражателей, подтвердивших своей деятельностью важность дела, начатого Андреевым. Но сам Василий Васильевич не считал его завершенным. Он шел дальше,прекрасно понимая, что в полной мере передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. На этом этапе уже требовалось введение новых инструментов с различными тембрами, новыми техническими и выразительными возможностями. С этой целью Андреев привлек к сотрудничеству музыкантов-профессионалов, знающих специфику русских народных инструментов - Н.П. Фомина, В.Т. Насонова, Ф.А. Нимана.

В середине 90-х годов Андреев на основе старинного русского скоморошьего инструмента домры, найденной в Вятской губернии, создал чертежи нового инструмента, и талантливый мастер С.И. Налимов изготовил по ним первые оркестровые домры - малую домру, домру альт и домру бас. В это же время профессор Петербургской консерватории Н.П. Фомин перевел все инструменты ансамбля Андреева - теперь уже оркестра - на единый квартовый строй, создал образец унифицированной партитуры и, будучи прекрасным инструментатором, сделал для оркестра несколько обработок народных песен, ставших в своем роде классическими . Коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.

В течение ряда лет он пополнялся новыми инструментами. По совету товарищей Андреев ввел в его состав старинный народный инструмент гусли, который был усовершенствован Н.П. Фоминым. Клавишные гусли значительно обогатили звуковую палитру оркестра. Затем появились и первые духовые инструменты - свирели и жалейки. Большой интерес к оркестру проявил выдающийся русский композитор - основатель «могучей кучки» - М. Балакирев. По его рекомендации в состав оркестра был введен ударный инструмент бубен. Весьма ценными были и его советы в области репертуара.

Двадцать лет прошло со дня первого публичного выступления ансамбля балалаек Андреева до той поры, когда он превратился в самобытный русский народный оркестр. Долгое время существовало упрощенное, неверное представление об этих годах становления коллектива. Многие музыкальные критики того времени обращали внимание на внешнюю сторону этого процесса: просто, мол, в коллективе постепенно прибавлялись инструменты, он разрастался количественно - и все. Процесс становления оркестра был сложный, серьезный и противоречивый. Появление каждого нового инструмента вызывалось необходимостью, которую подсказывала исполнительская практика, и являлось результатом длительных поисков. Так же постепенно был создан единый строй инструментов, единая партитура. Доказательством целесообразности этого преобразования служит то, что строй инструментов русского народного оркестра сохранился неизменный до наших дней.

К числу исполнительских традиций оркестра, дошедших до наших дней, следует отнести искусство аккомпанемента. С этим оркестром выступали многие выдающиеся певцы - Ф. Шаляпин, Е. Катульская и др. В своих воспоминаниях они отмечали, какой гибкостью, богатством нюансов отличалось сопровождение оркестра, какую свободу вокальной партии давало тремолирующее, нежное звучание домр, балалаек, как хорошо сливался с ним голос в любых диапазонах, при любых динамических оттенках .

Рассказ об оркестре русских народных инструментов Андреева будет неполным, если не упомянуть о большом резонансе, который получили выступления этого коллектива. Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах: по образцу этого коллектива стали создавать кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления Андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом - там тоже начали возникать оркестру русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире.

Советское правительство высоко оценило патриотическую деятельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны.

Годы Советской власти ознаменовались бурным развитием исполнительства на русских народных инструментах и, в частности, организацией многочисленных народных ансамблей и оркестров. Этот процесс был связан с государственными задачами культурного строительства и отражал интерес широких масс к музыкальному искусству, чему содействовало открытие новых концертных залов, Дворцов культуры и клубов, музыкальных учебных заведений.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным - от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего - флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русском народном оркестре полностью.

Современный русский народный оркестр, как профессиональный, так и самодеятельный, в большинстве своем имеет один инструментальный состав: семейство 3-х струнных домр, семейство балалаек, баяны клавишные гусли (чаще всего), различные ударные инструменты. Каждый из инструментов оркестра имеет ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности, сильные и слабые стороны. Так же для расширения технических и художественных возможностей, тембрового обогащения в оркестр вводятся инструменты симфонического оркестра, такие как флейта, гобой, кларнет, фагот, трубы; народные духовые (жалейку, брелку, свирель); фортепиано, гитару, литавры, смычковый контрабас и др.

Типовой состав оркестра русских народных инструментов включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей) (таблица 2.1):

Таблица 2.1

Нельзя вводить в состав оркестра неоднородные по тембру инструменты, например, не рекомендуется соединять трёхструнные домры с четырёхструнными домрами или балалайки с мандолинами. Осторожно вводить в состав духовые инструменты симфонического оркестра.

Распределение исполнителей по партиям и их количество зависит от инструментовки произведения. Кроме того, состав оркестра нередко определяется наличием музыкантов, размерами помещения и т.д.

Таким образом, оркестррусских народных инструментов прошел долгий путь развития от зарождения и до профессионального уровня. Процесс становления оркестра был сложный, серьезный и противоречивый.В результате постоянных поисков, отбора, проверки на практике совершенствовались инструменты и вводились все новые группы оркестровых инструментов.Постепенно повышался уровень профессионализма исполнительства, пополнялся репертуар.

Инструменты русского народного оркестра Презентация Федотова Алексея о бучающегося объединения «Солисты» МОУ ДОД «ЦДОД» Заводского района города Саратова Руководитель: Федотов Игорь Юрьевич

Первый оркестр русских народных инструментов О ркестр русских народных инструментов - оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты. Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них. Современные оркестры русских народных инструментов - серьёзные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

Группа балалаек Название «балалайка» происходит от слова «балакать», «пустозвонить ».

Балалайка прима Балалайка секунда

Балалайка альт Балалайка бас

Контрабас

Группа домр Домра – с таринный струнный щипковый инструмент.

Домра пикколо Домра малая

Домра альт Домра бас

Баян Бая́н - русский язычковый кнопочно -пневматический музыкальный инструмент с полным хроматическим звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым (аккордовым) или готово-выборным аккомпанементом на левой. Современная разновидность ручной гармоники.

Гусли Гу́сли (др.-рус. гусли, связанное с гудеть) - различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты.

Гусли клавишные Гусли крылавидные

Группа духовых инструментов П ринцип игры основывается на посылании направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование.

Жалейки Свирель

Группа ударно-шумовых инструментов Звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов.

Музыкальные ложки Рубель

Трещотка Круговая трещотка

Спасибо за внимание

От автора
Первая часть пособия посвящена инструментальному составу русского
народного оркестра; в ней даются описания народных инструментов (домр, балалаек, гуслей, баянов и других видов гармоник, народных духовых и ударных инструментов), а также сведения о составах оркестров и о внешнем виде партитуры.
Автор сердечно благодарит членов кафедры народных инструментов Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, а также товарищей А. Александрова, П. Алексеева, Г. Голанцева, А. Илюхина, П. Куликова, М. Маранцлихта, В. Хватова и других за предоставленные ими сведения и ценные критические замечания, которые немало помогли автору при написании данного пособия.
Г. Тихомиров

ВВЕДЕНИЕ
Оркестры и ансамбли русских народных инструментов пользуются широкой популярностью среди русского народа. Самодеятельные народные оркестры имеются при многих клубах и домах культуры. В больших городах существуют профессиональные оркестры русских народных инструментов.
Как для самодеятельных коллективов, так и для профессиональных оркестров создается оригинальная литература, делаются переложения различных произведений русской, зарубежной музыки, а также советских композиторов. Однако репертуар народных оркестров все еще недостаточен и создание для них новых произведений и переложений—почетная задача советских музыкантов.
Датой рождения русского народного оркестра можно считать 1888 год, когда впервые выступил «Кружок любителей игры на балалайках» под управлением Василия Васильевича Андреева. Основатель русского народного оркестра В. В. Андреев (1861 — 1918) усовершенствовал народную балалайку и создал целую группу балалаек от примы до контрабаса.

Позднее В. В. Андреев ввел в состав оркестра группу трехструнных
домр (также усовершенствованную им), гусли, свирели, жалейки (брелки), бубны и накры.
В 1908 году Г. П. Любимовым, совместно с С. Ф. Буровым, была сконструирована четырехструнная домра. С этого времени параллельно существуют андреевские трехструнные домры и четырехструнные домры Любимова.

После Великой Октябрьской революции в составы русских народных оркестров все чаще стали вводиться баяны и другие народные инструменты, а также инструменты симфонического оркестра.
В настоящее время в инструментальный состав русского народного оркестра входят домры, балалайки , гусли, баяны и другие виды гармоник, народные духовые и ударные инструменты. Однако не все виды народных инструментов одинаково
широко распространены в составах русских народных оркестров. Некоторые используются в большинстве оркестров, а другие применяются лишь в немногих из них.

  • СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
    • Общие сведения
    • Глава первая. ДОМРЫ
      • Общие сведения
      • Группа трехструнных домр
        • Малая домра
        • икколо домра
        • Меццо-сопрановая домра
        • Альтовая домра
        • Теноровая домра
        • Басовая домра
        • Контрабасовая домра
      • Группа четырехструнных домр
        • Домра прима
        • Домра пикколо
        • Домра альт
        • Домра тенор
        • Домра бас
        • Домра контрабас
    • Глава вторая. БАЛАЛАЙКИ
      • Общие сведения
      • Группа балалаек
        • Балалайка прима
        • Балалайка секунда
        • Балалайка альт
        • Балалайка бас
        • Балалайка контрабас
    • Глава третья. ГУСЛИ
      • Гусли клавишные
      • Гусли щипковые
      • Гусли звончатые
  • ГАРМОНИКИ, БАЯНЫ, ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
    • Глава первая. ГАРМОНИКИ
      • Общие сведения
      • Баян (с готовыми аккордами)
      • Правая клавиатура баяна
      • Левая клавиатура баяна
      • Соотношение правой и левой клавиатуры баяна
      • Выборные баяны
      • Оркестровые гармоники
      • Тембровые гармоники
    • Глава вторая. НАРОДНЫЕ ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
      • Общие сведения
      • Рожки (владимирские)
      • Свирель
      • Жалейка
      • Брелка
      • Кувычки (кугиклы)
    • Глава третья. НАРОДНЫЕ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
      • Накры
      • Ложки деревянные
      • Трещотки
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    • Составы русских народных оркестров
    • Струнный состав
    • Струнный с баянами состав
    • Большой состав

Оркестр - это группа музыкантов, играющих на различных инструментах. Но не следует путать его с ансамблем. В данной статье будет рассказано, какие виды оркестров бывают. И их составы музыкальных инструментов также будут освящены.

Разновидности оркестров

Оркестр отличается от ансамбля тем, что в первом случае одинаковые инструменты объединяются в группы, играющие в унисон, то есть одну общую мелодию. А во втором случае каждый музыкант является солистом - играет свою партию. "Оркестр" - это греческое слово и переводится как «танцевальная площадка». Располагалась она между сценой и зрителями. На этой площадке располагался хор. Потом она стала похожа на современные оркестровые ямы. А со временем там стали располагаться музыканты. И название «оркестр» досталось коллективам исполнителей-инструменталистов.

Виды оркестров:

  • Симфонический.
  • Струнный.
  • Духовой.
  • Джазовый.
  • Эстрадный.
  • Оркестр народных инструментов.
  • Военный.
  • Школьный.

Состав инструментов разных видов оркестра строго определённый. Симфонический состоит из группы струнных, ударных и духовых. Струнные и духовые оркестры состоят из инструментов, соответствующих их названиям. Джазовые могут иметь разный состав. Эстрадный оркестр состоит из духовых, струнных, ударных, клавишных и

Разновидности хоров

Хор - это большой ансамбль, состоящий из певцов. Артистов должно быть не менее 12. В большинстве случаев хоры выступают в сопровождении оркестров. Виды оркестров и хоров отличаются. Существует несколько классификаций. В первую очередь хоры разделяются на виды по своему составу голосов. Это могут быть: женские, мужские, смешанные, детские, а также хоры мальчиков. По манере исполнения различают народные и академические.

А также хоры классифицируются по количеству исполнителей:

  • 12-20 человек - вокально-хоровой ансамбль.
  • 20-50 артистов - камерный хор.
  • 40-70 певцов - средний.
  • 70-120 участников - большой хор.
  • До 1000 артистов - сводный (из нескольких коллективов).

По своему статусу хоры делятся на: учебные, профессиональные, любительские, церковные.

Симфонический оркестр

Не все виды оркестров включают в себя К этой группе относятся: скрипки, виолончели, альты, контрабасы. Один из оркестров, в состав которого входит струнно-смычковое семейство, - симфонический. Он состроит из нескольких разных групп музыкальных инструментов. На сегодняшний день различают два вида симфонических оркестров: малый и большой. Первый из них имеет классический состав: 2 флейты, столько же фаготов, кларнетов, гобоев, труб и валторн, не более 20 струнных, изредка литавры.

Может быть любым по составу. В него может входить 60 и более струнных инструментов, тубы, до 5 тромбонов разных тембров и 5 труб, до 8 валторн, до 5 флейт, а также гобоев, кларнетов и фаготов. Он может включать в себя также такие разновидности из группы духовых, как гобой д"амур, флейта пикколо, контрафагот, английский рожок, саксофоны всех типов. В него может быть включено огромное количество ударных инструментов. Часто в большой симфонический оркестр входят орган, фортепиано, клавесин и арфа.

Духовой оркестр

Практически все виды оркестров имеют в своём составе семейство Эта группа включает в себя две разновидности: медные и деревянные. Некоторые виды оркестров состоят только из духовых и ударных инструментов, например духовые и военные. В первой разновидности основная роль принадлежит корнетам, горнам разных типов, тубам, баритон-эуфониумам. Второстепенные инструменты: тромбоны, трубы, валторны, флейты, саксофоны, кларнеты, гобои, фаготы. Если духовой оркестр большой, то в нём, как правило, все инструменты увеличиваются в количествах. Очень редко могут добавляться арфы и клавишные.

В репертуар духовых оркестров входят:

  • Марши.
  • Бальные европейские танцы.
  • Оперные арии.
  • Симфонии.
  • Концерты.

Духовые оркестры выступают чаще всего на открытых уличных площадках либо сопровождают шествие, так как они звучат очень мощно и ярко.

Оркестр народных инструментов

В их репертуар входят в основном сочинения народного характера. Каков же их инструментальный состав? У каждой нации он свой. Например, в оркестр русских входят: балалайки, гусли, домры, жалейки, свистульки, баяны, трещотки и так далее.

Военный оркестр

Выше уже были перечислены виды оркестров, состоящих из духовых и ударных инструментов. Существует ещё одна разновидность, включающая в себя эти две группы. Это военные оркестры. Они служат для того, чтобы озвучивать торжественные церемонии, а также для участия в концертах. Военные оркестры бывают двух видов. Одни состоят из и медных духовых. Называются они однородными. Второй тип - это смешанные военные оркестры, они, помимо всего прочего, имеют в своём составе группу деревянных духовых.