Какие функции выполняют прилагательные? Список, примеры употребления в речи. Роль прилагательных в речи Прилагательных в речи

Что было бы, если бы в языке не было прилагательных? Попробуйте описать свои впечатления от интересной поездки, рассказать, что нового вы увидели и узнали, не используя при этом ни одного прилагательного! Скорее всего, у вас ничего не получится, а если и сумеете это сделать, то рассказ будет очень скучным, неинтересным, а речь – бедная, невыразительная. Поэтому можно сделать вывод, что прилагательные в речи выполняют эстетическую функцию.

Действительно, как писатель может обойтись без прилагательных, описывая пейзаж, портрет, внутреннее состояние героя. Вспомните строки А.С. Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье.

В каждой строчке здесь есть прилагательное. А характеристика Татьяны состоит почти из одних прилагательных:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

Многие тропы также основаны на прилагательных: эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.

А если нужно просто сообщить информацию, можно ли в этом случае обойтись без прилагательных? Ведь необходимую информацию можно передавать с помощь существительных, которые называют то, о чем пойдет речь, и глаголов, которые сообщают о действиях названных предметов. Но и здесь не всегда возможно обойтись без прилагательных, ведь, для того чтобы определить, о каких именно предметах или объектах идет речь, необходимо именно прилагательное. Например, вы говорите кому-то: «Мне срочно нужна книга». В ответ вы обязательно услышите вопрос: «Какая?» То есть, чтобы получить нужную книгу, вы должны определить, какая именно книга вам нужна. А прилагательные, как известно, и служат для этого. Значит, прилагательные выполняют не только эстетическую функцию, но и информативную.

Однако есть своя, особая, специфика в использовании различных грамматических форм прилагательных.

Использование полной и краткой форм прилагательного в роли сказуемого. Если признак, который обозначается прилагательным, является постоянным свойством предмета, то используется полная форма прилагательного (ночь темная, мать добрая, девочка красивая).

Если признак обозначает непостоянное свойство или состояние, которым предмет характеризуется в данный момент, то используется краткая форма: Он был утомлен.

Однако в ряде случаев, особенно в научных определениях, описаниях, формулировках для обозначения постоянного признака используется и краткая форма прилагательного: Прямая линия бесконечна.

Краткая форма прилагательного звучит в контексте более категорично, чем полная, и краткие прилагательные носят более книжный характер, чем полные.

Варианты форм кратких прилагательных связаны с выбором форм на -ен или -енен в кратких прилагательных, образованных от полных форм с неударяемым -енный.

До последнего времени в выборе этих форм наблюдались колебания (искусствен искусственен, торжествен – торжественен и т.п.). В настоящее время более употребительна «усеченная» форма на -ен, которая закрепилась во всех книжных функциональных стилях: безукоризнен, беспочвен, бессмыслен.

У некоторых прилагательных в краткой форме появляется беглый гласный (светел, кисел), у большинства же кратких форм его нет (добр, кругл, смугл).

Возможные ошибки в употреблении кратких и полных форм прилагательных связаны с употреблением их в одном предложении.

Однородные прилагательные в одном предложении должны употребляться либо в краткой, либо в полной форме. Нельзя сказать: Юноша был высокий, красив и хорошо воспитан.

Правильные варианты: Юноша был высок, красив и хорошо воспитан; либо: Юноша был высоким, красивым и хорошо воспитанным.

Следует обратить внимание на ударение в кратких формах прилагательных при изменении их по родам: зЕлен, зеленА, зЕлено, зЕлены.

Варианты форм степеней сравнения имен прилагательных. Сложная форма сравнительной степени употребляется в основном в книжных стилях: научном и официально-деловом (Решение этой задачи более оригинальное).

Простая форма сравнительной степени более свойственна разговорной речи (Он умнее и способнее меня).

Простая форма превосходной степени прилагательного, напротив, носит книжный характер (величайшие преобразования, строжайшие меры предосторожности), а сложная свойственна всем стилям речи (самые известные горожане, самые любимые фильмы).

При образовании подобных наречий возникают книжный и просторечный варианты. Форма наречия более, менее, ранее, далее свойственна книжной речи, форма больше, меньше, раньше, дальше – разговорной.

Формы больше и меньше в современном русском языке, как правило, обозначают количество, объем (формы более, менее в этом значении почти не употребляются).

-ее (смелее, скорее, позднее) употребляется в книжной речи (в официальной и научной литературе).

Форма сравнительной степени на -ей (смелей, скорей) более свойственна разговорной и стихотворной речи. Форма на -ей звучит более энергично и кратко, поэтому для показа решительных действий, особенно в команде, употребляют эту форму: например, действовать смелей, бежать быстрей.

К наиболее распространенным ошибкам в употреблении форм степеней сравнения прилагательных относятся

ü соединение в одной конструкции простой и сложной превосходных степеней прилагательного: самый увлекательнейший фильм, самый прекраснейший город. Следует написать: самый интересный (или интереснейший) фильм, самый прекрасный (или прекраснейший) город;

ü смешивание сложной формы превосходной степени с местоимением «самый» (абсолютная превосходная степень) и с наречиями «наиболее» и «наименее» (относительная превосходная степень): наиболее оригинальное решение (следует: самое оригинальное решение).

Варианты форм притяжательных прилагательных. Притяжательные прилагательные на -ов (-ев), -ин (-ын) употребляются только в разговорном и художественном стилях, например: Ми-шиного компьютера, маминого пирога и т.п. Формы на -ина (Мишина компьютера, мамина пирога) устарели и в настоящее время не употребляются.

Вопросы и задания

Предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное. Эта часть речи неотделима от другой самостоятельной части речи – имени существительного.

Именем прилагательным называют самостоятельную часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы «какой?», «чей?» и в предложении чаще всего несет функцию определения. Прилагательные дополняют, точно описывают, имя существительное. Без них тяжело понять смысл речи.

Таким образом, прилагательное уточняет предмет: белый снег, красочный узор, алый . При помощи этой части речи легко описать важное событие: красочный сон, веселый праздник, счастливый случай. Прилагательное может верно показать состояние: лето, теплый чай, радостное настроение. Оно помогает описать форму: круглый торт, квадратный стол, фигурный узор. А также размер и цвет: длинный ковер, короткая юбка, тесные джинсы, голубое небо, синее море, красный цветок.

Прилагательным обозначают назначение предмета: спальная комната, рыболовный крючок. Но эта часть речи может указывать и на принадлежность предмета: мамино платье, папина куртка. В этом случае прилагательное отвечает на вопрос «чей?». Вот сколько разных функций у имени прилагательного!

Представьте, что будет, если из языка убрать эту часть речи. Речь превратится в перечисление действий и предметов. Вы бы не поняли и половины того, что хочет сказать собеседник. Ведь если нет прилагательных, то невозможно передать, что чашка горячая, а день морозный. Не стало бы и поэтической речи, в которой чувства часто передаются посредством прилагательных.

Источники:

  • Зачем нужны прилагательные

Прилагательное в переводе с латинского (nomen adiectivum) буквально обозначает примыкающее, прилегающее. Оно всегда примыкает к слову, указывает на отличительные свойства и позволяет выделить предмет из ряда ему подобных.

Прилагательное – часть речи, которая обозначает признаки предметов («громоздкий багаж»), состояний («тягостная жара»), событий (« вечеринка»), форм и положений («круглый», «вертикальный»), назначений («рыбацкий», «школьный») и многих других явлений окружающего мира. Без прилагательных язык был бы серым, скучным и однообразным.

Все прилагательные по значению делятся на лексико-грамматические разряды и бывают качественными, относительными и притяжательными.

Качественные прилагательные показывают свойства самого предмета вне его отношения к другим предметам, которое способно проявляться с разной степенью интенсивности. Это могут быть физические или химические, интеллектуальные, психические и другие характеристики: «яркий», «большой», « », «белый», «плохой», «темпераментный», «усталый».

Качественные прилагательные имеют степень сравнения. Начальная или форма называется положительная степень.

Для сопоставления двух предметов используется сравнительная степень: «светлее», «добрее», «проще», «более хлесткий», «менее шумный».

При помощи качественных прилагательных можно:
1) образовать наречия на –о, -е: «легкий» – «легко», «певучий» – «певуче»;
2) образовывать абстрактные существительные с суффиксами –ость, -от-, -изн- и с нулевой фиксацией: «смелый» – «смелость», «крутой» – «крутизна», «синий» – «синь»;
3) образовывать уменьшительно-ласкательные слова с ярко выраженной оценкой: «добрый» – «добренький», «белый» – «беловатый», «деловой» – «деловитый».
4) качественные прилагательные сочетаются с меры : «немного скользкий», «едва заметный»;
5) приставочно-суффиксальным способом от них можно образовать наречия: «новый» – «по-новому», «собачий» – «по-собачьи», «русский» – «по-русски».

Относительные прилагательные обозначают свойства предмета по его соотнесенности к другому предмету или действию: «замок» – «дверь» – «дверной», «матрац» – «надуть» – «надувной».

Многие относительные прилагательные могут приобретать качественное значение, синонимичное другим качественным прилагательным: «железная дверь» – «железная воля» (сильная), «шелковый шарф» – «шелковый характер» (покладистый).

При помощи притяжательных прилагательных можно определить принадлежность предмета: «папин сотрудник», «воронье гнездо», «человеческий детеныш».

Переосмысление старых значений приводит к многозначности притяжательных прилагательных, и они активно пополняют ряды качественных и относительных прилагательных: «волчья нора» (принадлежность) – «волчья шуба» (из волка) – «волчий аппетит» (хороший, о человеке).

Особую роль прилагательные играют в художественной литературе, где могут быть особым выразительным средством – эпитетом – и, подчеркивая признак предмета или впечатление о нем, придавать выражению эмоциональность и образность.

Видео по теме

Источники:

  • Русская грамматика. Имя прилагательное

Имя прилагательное является частью речи, которая играет немалую роль в образовании словосочетаний и предложений, а также служит средством наиболее точного выражения мысли и описания характеристик того или иного предмета или действия.

Вам понадобится

  • Учебник по грамматике русского языка

Инструкция

Не путайте имена прилагательные с другими частями речи. Процесс эволюции русского языка привел к тому, что некоторые имена прилагательные стали существительными. Например, такие слова, как прачечная, ванная, булочная раньше относились к разряду прилагательных. В то же время существует ряд слов, которые, в зависимости от контекста, могут выступать в роли обеих частей речи. Например, глухой, знакомый и т.п. Неправильное определение части речи и ее роли в предложении может стать причиной совершения ошибок в правописании.

Правильно изменяйте имена прилагательные. Примечательно, что способность склоняться по падежам, изменяться по родам и числам присуща прилагательным далеко не всех языков мира. Например, в английском языке прилагательные могут лишь образовывать степени сравнения. В русском языке род, число и падеж прилагательного определяется существительным, к которому оно относится. Например, в словосочетании «акустическая гитара» прилагательное «акустическая» стоит в Именительном падеже, имеет женский род и единственное число. В процессе склонения словосочетания по падежам получаются следующие словоформы: «акустической гитары», «акустической гитаре», «акустическую гитару», «акустической гитарой», «акустической гитаре». Обратите внимание на то, что прилагательное отвечает на те же вопросы, что и существительное («кого?», «кому?», «кого?», «кем?», «о ком?»).

Правильно пишите «не» с прилагательными. Правописание «не» с частями речи в русском языке является одним из самых сложных для понимания. Прилагательные не стали исключением, поскольку четкого правила « » или «всегда слитно» не существует, и необходимо разобраться в нюансах и обращать внимание на контекст. Слитно частица «не» пишется с прилагательными в тех случаях, когда, во-первых, без «не» слово не употребляется («небрежный», «неуклюжий»), во-вторых, слово можно заменить синонимом без «не» («неженатый» – «холостой»).

Также слитно «не» пишется при употреблении прилагательного со словами, выражающими степень и меру («весьма неуютная комната»). Раздельное написание будет при употреблении частицы с относительными именами прилагательными в отрицательном смысле («ложка не серебряная»), с отрицательными местоимениями и наречиями («отнюдь не великий», «никому не интересный»), при наличии противопоставления («не большой, а маленький»).

Правильно пишите в прилагательных «н» и «нн». Для этого запомните правила: «–ан», «-ян», «-ин» пишется «н» (« , пряный»), за исключением слов «оловянный, деревянный, стеклянный»; в суффиксах «–онн», «-енн» пишется «нн» («восторженный, оконный»), за исключением слова «ветреный».

Введение

Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень скудной. Нас волнует вопрос, как можно сделать ее более интересной, образной, впечатляющей?

Попробуйте рассказать о русской зиме человеку, живущему в другой стране. Мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».

Мало просто назвать окружающие нас предметы, нужно суметь отличить их друг от друга. Сделать это можно по различным признакам: форме, цвету, весу, вкусу, запаху и т.д. И первые помощники людям в этом деле прилагательные. Это они бесконечно отвечают на вопросы: какой? какая? какие? Это благодаря прилагательным утро становится солнечным и добрым, мама – веселой, красивой и любимой, суп – вкусным и аппетитным, книжка – интересной, увлекательной, задачка – легкой, а ты – умным.

Мы знаем, что имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Оно обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют - создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст.

Мы поставили перед собой проблему: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные?

Наша цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном по трем параметрам:

  1. Частота употребления прилагательных;
  2. Значение, в котором они употребляются;
  3. Роль прилагательных в речи.

Для достижения поставленной цели мы изучили печатные издания (художественную литературу, учебники, словари, газеты) и интернет-ресурсы.

Глава I. Имя прилагательное как часть речи

  1. Прилагательное – самостоятельная часть речи

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какие», «какое», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым (Приложение 1, Приложение 2).

Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки:

  • Сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» (очень большой, слишком красивый, чрезвычайно умный).
  • Из качественных прилагательных возможно образовать: сложное прилагательное путем повтора (вкусный-вкусный, большой-большой), однокоренное прилагательное с приставкой не- (неглупый, некрасивый).
  • Имеют антоним (глупый - умный), а иногда и гипероним (большой – огромный).

Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умную, вкусную) и краткую (умен, вкусен). Полная форма склоняется по числам, родам и падежам. Краткая форма не склоняется. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная – обычно как определение.

Существуют три степени сравнения качественных прилагательных: положительная (красивый), сравнительная (красивее) и превосходная (красивейший).

Положительная степень обозначает, что предмет (группа предметов) обладает неким признаком (красивый дом). Сравнительная степень обозначает, что признак у одного предмета (предметов) выражен сильнее, чем у другого предмета (предметов) (лев больше, чем волк). Превосходная степень обозначает, что предмет (набор предметов) обладает неким признаком в большей степени, чем все остальные предметы той же группы (сильнейший футболист в нашей команде, лучший хирург в стране).

Относительные прилагательные обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный) и т.д. Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото – болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный. Прилагательные также могут образовываться путем словосложение двух основ: бледно-розовый, трехлетний.

Глава II. Роль имени прилагательного в речи

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.

Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

  1. Художественный стиль

Литературно-художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Прилагательные делают художественный текст красивее, образнее, как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.

Обратимся к отрывку из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

…- Постой,

Отвечает ветер буйный ,

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной ,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места.

В том гробу твоя невеста…

Здесь автор использует имена прилагательные, как в прямом (высокая гора, глубокая нора, гроб хрустальный, пустое место), так и в переносном (ветер буйный, за речкой тихоструйной, во тьме печальной) смысле, делая текст образным, живописным и ярким. С помощью прилагательных (буйный, могуч) автор уподобляет ветер живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием ветер.

Примеры прилагательных в художественных текстах, их роль и функции мы отобразили в таблице:

Художественное произведение

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Прилагательные помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Здесь уже присутствуют не просто прилагательные, а художественное образное определение – эпитеты.

И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

Прилагательные создают образ зимнего леса, рисуют картину природы, которую легко себе представить. Характеризуют признаки зимнего леса, ярко, красочно описывают предметы, создают образную богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

…У лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса – там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Проанализировав фрагменты из нескольких произведений А.С. Пушкина и произведения И.С. Соколова-Микитова, мы пришли к следующим выводам:

  1. Роль прилагательных в художественном стиле трудно переоценить. Так в отрывках из произведений А.С. Пушкина прилагательные составили 31-34 %;
  2. В художественном стиле прилагательные в основном используются в переносном значении, являются эпитетами, служат для создания метафор, т.е. являются средством создания художественного образа.
  1. Публицистический стиль

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Прилагательные в этом случае в большинстве своем напоминают прилагательные художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

Для анализа мы обратились к статьям и информационным заметкам газеты «Магнитогорский металл»:

Статьи и заметки

Характеристика, функции, роль прилагательных

«В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня – один из важнейших государственных институтов. От того, как организована ее работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счете, уровень жизни россиян…»

Качественные прилагательные используются в превосходной степени.

«Вчера над южными районами Челябинской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами».

Прилагательные уточняют место событий, характеризуют последствия событий.

В ходе наших наблюдений за статьями публицистического стиля мы сделали такие выводы:

  1. Количество прилагательных в публицистических статьях меняется; результаты исследования показали, что в выбранных нами статьях из газеты «Магнитогорский металл» прилагательные составляют 11-19 %;
  2. В публицистическом стиле в равной степени используются прилагательные в прямом и переносном значении;
  3. Прилагательные делают информацию более точной, конкретной, полной и образной.
  1. Научный стиль

Главное назначение научного текста, его лексики – обозначать явления, предметы, называть их и объяснять. Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая и т.д.

Для изучения научного стиля мы обратились к анализу некоторых статей из Толкового словаря русского языка В.И. Даля:

  • Лодка, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами.
  • Опупок м. опупь ж. опупье ср. – округлый холм, пологая и ровная горка; округлая вершина горы; возвышенное место, образующее остров во время разлива. || Шишка, пуговка, выпуклость. У оленя до рогов появляются на лбу опупки. В числе украшений на серебряной посуде бывали опупки.

А также к учебнику русского языка за 5 класс (первая часть):

  • Лингвистическая кладовая

В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра- , па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка, пра матерь, пра внук приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, пра родина ее значение – « первоначальный , древний ».

В ходе анализа нами были сделаны следующие выводы:

  1. В текстах научного стиля прилагательные составляют примерно 5-10 %;
  2. В научном стиле прилагательные, как правило, употребляются в прямом значении, так как предназначены передавать точную информацию;
  3. Прилагательные делают научные сведения более конкретными, точными.
  1. Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, для обмена информацией по бытовым вопросам в непринужденной обстановке. Разговорный стиль речи характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.

Обычная форма разговорного стиля – диалог. Например, вот такой диалог мамы и дочери:

Мама, купи мне это платье.

Но оно такое дорогое !

Ну, мама, оно такое красивое и элегантное .

Нет, оно слишком короткое .

Ну, мама, оно ведь такое строгое , как я хотела!

Ладно, куплю я тебе это черное платье.

Мы видим, что без употребления имен прилагательных девочка не смогла бы уговорить маму купить ей платье.

Еще один диалог из произведения для детей Надежды Купавы «Тигр»:

Вот, мама, скажи, тигр какой?-

Доченька, он полосатый ,

Бывает и добрый , и злой …-

А дочка: - Еще усатый !

И мордочка, как у кота.

Глаза такие большие !

А где от ушей до хвоста

Ему полоски пришили? –

Он, дочка, родился такой.

Папа и мама такие…

Таким образом, для разговорного стиля характерна эмоциональность, образность. Здесь есть большая свобода для выбора эмоциональных слов, в том числе прилагательных. К сожалению, люди в разговорной речи очень часто исключают прилагательные, видимо в целях экономии времени. Но наш пример доказывает, что порой мы не можем без них обойтись.

Заключение

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и непонятна.

Имена прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом различные функции:

  • передача более точной информации,
  • создание художественного образа,
  • обмен информацией по бытовым вопросам.

Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На наш взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

Библиографический список

  1. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель: АСТ, 2006. 349 с.
  2. Интернет-портал https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Пушкин А. С. Стихотворения. М.: Русская книга,1998. 336 с.
  4. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. Ч.1; под ред. А.Д. Шмелева. М.: «Вента-Граф», 2014. 304 с.
  5. Соколов-Микитов И. С. Русский лес. М.: Эксмо, 2014.
  6. Электронные образовательные ресурсы http://festival.1september.ru/ http://znanija.com/

Приложение 1

Приложение 2

Отличительные признаки прилагательного

Грамматические признаки

Имя прилагательное

  1. На какой вопрос отвечает?

Какой? Чей?

Высокий человек, красивая песня

  1. Что обозначает?

Признак предмета

  1. К какому слову в предложении относится?

К имени существительному: чистый воздух

  1. Как изменяется?

По падежам, числам и родам: высокие сосны, острая боль, морской воздух

  1. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?
  1. Определение: Высокие сосны трещали от стужи.
  2. Именная часть сказуемого: Воздух чистый и прозрачный.

Название:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

ФИО руководителя проекта

Коновалова Елена Викторовна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

«МОУ СОШ № 32»

ФИ учащихся

Сличенко Елизавета

Место учебы, класс

Ученица 5 класса «МОУ СОШ №32»

Предметный раздел

Русский язык

Межпредметные связи

Литература, информатика.

Уровень владения учениками проектной технологией

Начальный уровень

Тема проекта

Проект «Роль имен прилагательных в речи »

Вид проекта

Информационно-исследовательский проект с использованием межпредметных связей; по продолжительности – краткосрочный.

Цель проекта

Цель проекта - научиться употреблять прилагательные в своей речи.

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о прилагательных, изучить их функции в различных стилях языка. Выявить роль прилагательных в различных функциональных стилях речи.

Задачи

Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о прилагательных;

Изучить тексты разных стилей

Выяснить частоту употребления прилагательных и их роль в тексте разных стилей.

Формировать умение правильно использовать их в речи.

Этапы работы (перечень из содержания)

Формирование темы исследования;

Подготовка презентации;

Защита проекта;

Коллективное обсуждение, результаты оценки.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Краткое описание выполненного проекта

Реализуя проектную идею, школьница узнала много о функциональных стилях, употреблении прилагательных в разных стилях речи.

Проанализировала тексты разных стилей.

Усвоила значение понятия «стили речи». А также пришла к выводу, что прилагательные используются во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом

Разные функции. Ученица научилась самостоятельно

находить необходимую информацию, делать ее анализ, обобщать материал, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Участница проекта пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с текстами разных стилей, использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Презентация проекта

Защита проекта проходила в классе. Предполагается представление на школьной научной конференции.

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

Формировать умение правильно использовать в речи прилагательные, работать со справочной литературой, с Интернет ресурсами, составлять презентацию.

Ход выполнения проекта

ПЕРВЫЙ ШАГ: ученица выдвинула проблему: во всех ли функциональных стилях необходимы прилагательные?

ШАГ ВТОРОЙ: - ученица собрала воедино, проанализировала и обобщила имеющуюся в справочной литературе информацию о стилях речи, роли прилагательных.

ТРЕТИЙ ШАГ: - проанализировала тексты разных стилей.

Оформление материала.

Защита проекта.

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом

Методы исследования, наблюдения, логический анализ, метод обобщения.

Приемы работы:

Изучение различных источников;

Работа с документами;

Подбор текстов;

Работа в сети Интернет.

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения

Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Microsoft Word, Internet Explorer, программы для сканирования и обработки изображения, Power Point.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

Оценка работы осуществляется по следующим критериям:

тема проекта раскрыта полностью. Вывод: необходимо постоянно знакомиться с текстами различных стилей. Использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче.

Примеры работ

Примеры ученических работ

Презентация

Рефлексия по итогам работы

Отклики учеников

Работа над проектом заинтересовала пятиклассницу.

Перспективы развития проекта

Провести классные часы об использовании прилагательных в разных стилях речи для учащихся младших классов.

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

Создать подборку текстов региональных писателей для выявления роли прилагательных в разных стилях.


Подписи к слайдам:

Информационно-исследовательский проект «Роль имени прилагательного в речи» Подготовила: Сличенко Елизавета учащаяся 5 класса МОУ СОШ № 32

Актуальность темы

Проблема: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные? Цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном.

Имя прилагательное Прилагательное Краткая и полная формы Окончание Именная часть сказуемого Род Число Падеж Какой? Какая? Какие? Чей? Признак предмета Зависит от существительного Изменяемость Согласованное определение

Роль имени прилагательного Художественный стиль Публицистический стиль Научный стиль Разговорный стиль

Художественный стиль «… - Постой, - Отвечает ветер буйный, - Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста…» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Публицистический стиль «В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня - один из важнейших государственных институтов. От того, как организована её работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счёте, уровень жизни россиян…» Газета «Магнитогорский металл», октябрь 2014 год

Научный стиль ЛОДКА, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка» В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра -, па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, прародина ее значение – « первоначальный, древний ». Учебник «Русский язык» 5 класс, часть первая

Разговорный стиль - Мама, купи мне это платье. -Но оно такое дорогое. -Ну, мама, оно такое красивое и элегантное. -Нет, оно слишком короткое. -Ну, мама, оно ведь такое строгое, как я хотела. -Ладно, куплю я тебе это чёрное платье.

Роль имени прилагательного Художественный стиль – 31-34 %; Публицистический стиль – 11-19 %; Научный стиль – 5-10 %.

Прилагательное

Спасибо за внимание!

Открытый урок в 6 Б классе

«Роль имен прилагательных в речи».

Цели урока:

Обучающие:

    Формирование умения определять роль прилагательных в тексте, речи;

    Совершенствование умения работать с художественным образом, изобразительными средствами языка.

Развивающие:

    Развитие эмоционального восприятия слова, художественного текста, мышления, творческого воображения;

    Развитие устной и письменной речи учащихся.

Воспитательные:

    Формирование духовно развитой личности;

    Формирование интереса к родному языку, его богатству, желания пользоваться средствами выразительности, говорить красиво и образно.

Тип: изучение нового материала

Вид: проблемно-исследовательский

Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы, с использованием мультимедийной техники, фронтальной и индивидуальной работы.

Ход урока.

    Организационная часть. Приветствие.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол,

Начинаем разговор.

С каким настроением вы пришли в школу?
- Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.

2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

Мы продолжаем разговор об имени прилагательном.

Давайте вспомним

Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

(что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

Сегодня на уроке мы продолжим исследование объектов русского языка и понаблюдаем, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи.

3 .Запишите тему урока

Роль имен прилагательных в речи

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

В чём смысл этого высказывания?

Запишите его

Есть ли здесь прилагательные?

Назовите их.

Задание. Разберите предложение по членам.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

3. Как вы поняли, сегодня на уроке мы будем говорить о роли имен прилагательных в речи.

Как вы думаете, что нам предстоит делать, чтобы сделать вывод по теме в конце урока?.

Я предлагаю вам для анализа тексты о природе.

Природа обогащает нас духовно, доставляет нам радость своей красотой и является источником творческого вдохновения. Так как мы говорим сегодня о прекрасном, ваша задача: красиво мыслить, отвечать ясно и полно и активно работать.

Сейчас зима, скоро новый год. Но, к сожалению, погода нас не радует, так давайте помечтаем.

О какой зиме вы мечтаете?

4 .А вот как описывал зимнее утро И.А.Бунин

Комплексный анализ текста

Над глубокими свежими снегами огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они над свежим снегом и зеленым бором. (И.А. Бунин)

Задания к тексту:

1.К какому стилю относится этот текст?(Художественному).

2.Тип речи – описание, повествование, рассуждение?

4 . Какие слова нам помогают ярче представить эту картину ?

5. Какие слова выражают отношение автора к увиденному? Какой частью речи они являются?

Безусловно, важную роль в этом тексте играют прилагательные.

5.Давайте обратимся к учебнику и выясним, какие функции Выполняют прилагательные в речи.

Учебник стр._______

Выделительная и изобразительная

Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

Над глубокими снегами, синее небо, яркие краски, над зелёным бором…

А теперь - словосочетания с оценочными прилагательными

Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом. огромное небо

6. Как называются оценочные прилагательные.

Обратитесь к учебнику.

Эпитет – художественное(образное) определение. Это самое красочное, самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. Эпитеты образно характеризуют предмет.

Эпитеты помогают передать авторскую оценку предмета, чувство и настроение, более точно рисуют картину, создают художественный образ.

По меткому выражению критика 19 века Боткина, эпитеты обладают способностью «озарять предметы». Как вы понимаете это выражение?

7.А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

Какие прилагательные уместны в художественном описании?

(то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

Почему?

(ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

Какие эпитеты вы подобрали бы к слову снег?

Составьте предложения с этими словами.

8. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем

9.Продолжим работу

Давайте вспомним стихотворения о природе, временах года А.С.Пушкина

Посмотрим, как меткими, «озаряющими» словами пользовался

А.С. Пушкин..

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит

Какие эпитеты к слову снег употребляет Пушкин в своих произведениях?

Назовите их.

10.Обратимся к тексту. Послушайте его.

Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Чего-то в нём не хватает?!

Описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

Как вы думаете, почему?

Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?..

11.Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

Прочитайте получившееся описание.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

(С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

(Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

Молодцы!

Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

12. Итоги

Над какой темой мы работали на уроке? (Употребление имён прилагательных в речи)

Работая над темой, что нового вы узнали?

Подведём итоги. Вместе сделаем это, продолжив предложения.

Сегодня на уроке я научился…

Ещё я понял, что прилагательные необходимы речи, потому что они…

Мне понравилось сегодня на уроке…

13.Объяснение домашнего задания.

На выбор:

    Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните в них имена прилагательные как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

или

    Написать сочинение-миниатюру на тему «Зимняя сказка», используя эпитеты.