Как развивать слух виды слуха. Музыкальный слух - направления и методы его развития

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.

Музыкальное обучение, особенно для взрослых, может оказаться сложным, если у человека недостаточно развитый музыкальный слух. Именно поэтому большинство педагогов-музыкантов не рекомендуют игнорировать занятия по сольфеджио, главная задача которых – развить музыкальный слух во всех направлениях.

Что же на самом деле означает понятие «музыкальный слух»? Во-первых, нужно определиться, какой именно слух вам необходимо развивать. Если вы учитесь играть, вам необходим гармонический слух, то есть умение слышать гармонию, лад – мажор или минор, окраску звука. Если вы занимаетесь вокалом, ваша цель – развить мелодический слух, который поможет вам легко запоминать мелодию, состоящую из отдельных интервалов.

Правда, это задачи локальные, в жизни музыкантам приходится быть специалистами широкого профиля – и петь, и играть на нескольких инструментах, и учить этому других (игре на инструменте через пение и, наоборот, пению через игру на инструменте). Поэтому большинство методистов, которые говорят о том, как развить музыкальный слух, сходятся на мнении о том, что развиваться должны и мелодический, и гармонический слух одновременно.

Бывает и так, что человек слышит и различает , даже замечает ошибки у других певцов, а сам не может спеть чисто и правильно. Это происходит потому, что слух (в данном случае мелодический) есть, но нет координации между ним и голосом. В таком случае помогут регулярные вокальные упражнения, помогающие установить связь между голосом и слухом.

От чего зависит чистота пения?

Бывает, что человек будто бы поёт чисто и по нотам, а когда начинает петь в микрофон, откуда ни возьмись, берутся ошибки и неверные ноты. В чем же дело? Оказывается, петь просто по нотам – это еще не все. Чтобы петь чисто, необходимо учитывать некоторые другие параметры. Вот они:

  1. Вокальная позиция (или вокальный зевок, или певческий зевок) – это положение неба при пении. Если оно недостаточно поднято, создается ощущение, что человек поет нечисто или, точнее сказать, «занижает». Для того, чтобы устранить этот дефект, полезно перед занятиями вокалом несколько минут позевать. Если вам трудно это сделать, поднимите язык вертикально и толкайте небо вверх, пока не зевнете.
  2. Направление звука. У каждого человека есть свой неповторимый тембр голоса. Про то, какие типы голосов бывают, читайте в статье « ». Но звук (или окраску своего голоса) можно изменять в зависимости от содержания песни. К примеру, колыбельную никто не будет петь темным и строгим звуком. Чтобы такая песня звучала лучше, ее нужно петь звуком светлым, нежным.
  3. Движение мелодии вниз. Есть еще одна особенность в музыке: когда мелодия движется вниз, ее нужно петь так, как будто ее направление – абсолютно противоположное. Для примера возьмем известную песню «Маленькой елочке». Спойте строку из этой песни «…холодно зимой…». Мелодия движется вниз. Интонация падает, в этом месте возможна фальшь. А теперь попробуйте спеть эту же строчку, при этом выполняя плавное движение рукой снизу вверх. Изменилась окраска звука? Он стал светлее, а интонация чище.
  4. Эмоциональная настройка – ещё один немаловажный фактор. Поэтому необходимо периодически петь для зрителей. Хотя бы для своих домашних. Боязнь сцены постепенно уйдет.

Что мешает развитию слуха и чистого пения?

Есть некоторые вещи, которые могут отрицательно повлиять на развитие слуха. Нельзя играть на расстроенном инструменте, одновременно заниматься вдвоём в одном кабинете. Такая музыка, как тяжелый рок и рэп, вряд ли поможет вам развить слух, так как она не содержит выразительной мелодии, гармония чаще всего примитивная.

Способы и упражнения для развития слуха

Существуют множество эффективных упражнений для развития слуха. Вот всего лишь некоторые из них:

  1. Пение гамм. Играем на инструменте до – ре – ми – фа – соль – ля – си – до и поем. Затем без инструмента. Затем сверху вниз. Снова без инструмента. Сверяем последний звук. Если попали – очень хорошо, если нет – тренируемся дальше.
  2. Пение интервалов . Самый простой вариант – интервалы на основе той же самой гаммы до-мажора (см. предыдущее упр.). Играем и поем: до-ре, до-ми, до-фа и т.д. Затем без инструмента. Затем то же самое сверху вниз.
  3. «Эхо». Если вы не умеете играть, развивать слух можно, как в детском саду. Включите на телефоне вашу любимую песню. Слушаем одну строчку. Нажимам на «паузу», повторяем. И так всю песню. Телефон, кстати, может быть отличным помощником: на него можно записать интервалы, гаммы (или попросить, чтобы вам сыграли, если вы сами не умеете), а потом слушать в течение дня.
  4. Изучение нотной грамоты . Музыкальный слух – это мысли, интеллектуальный процесс, поэтому получение даже самых элементарных знаний о музыке само по себе автоматически способствует развитию слуха. В помощь вам – !
  5. Изучение классической музыки. Если вы думаете, как развить свой музыкальный слух, то не забывайте, что наиболее способствует развитию слуха классическая музыка благодаря выразительной мелодии, богатой гармонии и звучанию оркестра. Так что, активнее начинайте изучать именно это искусство!

ЭТО ЕЩЁ НЕ ВСЁ!

Вы очень хотите петь, но не спите ночами от того, что не знаете, как развить музыкальный слух? Теперь вы знаете, как получить то, о чём вы думали этими ночами! Впридачу получите хороший видео-урок по вокалу от Елизаветы Боковой – она рассказывает о “трёх китах” вокала, основах основ!

Основы музыкальной психологии Федорович Елена Наримановна

2.3. Музыкальный слух, его виды

2.3. Музыкальный слух, его виды

Музыка – искусство звука, и в структуре музыкальных способностей важнейшее место принадлежит музыкальному слуху. Слуховые ощущения являются ведущими для музыкальной деятельности, поскольку звуки, существующие объективно, т. е. независимо от человека, превращаются в музыку в результате их обработки слуховым органом. Именно поэтому первые исследования научной музыкальной психологии были посвящены музыкальному слуху (Г. Гельмгольц, К. Штумпф, Э. Курт, Г. Сишор, К. Ревеш и др.)

В настоящее время существуют разные классификации видов музыкального слуха. Нам ближе классификация В. В. Медушевского, который в основу структуры слуха ставит перцептивный и интонационный слух. Вместе с тем, принципиальной разницы между классификациями нет, поэтому мы будем дополнять характеристику перцептивного и интонационного слуха в соответствии со взглядами других ученых.

Перцептивным называется слух, направленный на распознавание структуры . В него входят:

1. Звуковысотный слух

2. Мелодический

3. Гармонический

4. Темброво-динамический

5. Полифонический

6. Фактурный

7. Интервальный

Данные виды слуха представляют собой разновидности слуховых ощущений . Они находятся во взаимодействии, но каждый обладает присущими ему особенностями и отвечает за определенный участок структуры музыкальной ткани, подлежащей распознаванию.

Звуковысотный слух занимает ведущее место среди видов перцептивного музыкального слуха. Он проявляется наиболее ярко, и зачастую степень его развитости принимают за уровень музыкального слуха вообще, что неверно. Эта роль звуковысотного слуха объясняется тем, что из таких видов слуховых раздражителей, как высота, длительность, громкость, тембр наиболее сильным является высотный раздражитель. Изменение звука по высоте слышно сильнее, чем изменение других его характеристик.

Б. М. Теплов, отмечая важную роль звуковысотного слуха в музыкальной деятельности, полагал, что термин «музыкальный слух» имеет два значения. В широкое значение он включал все виды музыкального слуха, а музыкальным слухом в узком смысле считал звуковысотный слух, так как звуковысотное движение является основным носителем смысла в музыке .

В отличие от американского психолога К. Сишора, утверждавшего, что слух в основном имеет характер природного задатка, Б. М. Теплов доказал, что звуковысотный слух в значительной мере поддается развитию. К примеру, из практики музыкального образования хорошо известно, что самый тонкий звуковысотный слух (различение 1/16, 1/32 и менее тона) характерен для обучающихся игре на скрипке; медленнее этот вид слуха развивается у пианистов. Это обусловлено особенностями инструментов: необходимостью нахождения звука в первом случае и закрепленным темперированным строем во втором.

Мелодический слух обеспечивает целостное восприятие мелодии. Он основывается на звуковысотном в его проявлении по отношению к движению одноголосной мелодии. В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство (Б. М. Теплов), представляющее собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, взаимное тяготение. Одним из его наиболее простых проявлений служит чувство тоники – стремление заканчивать на ней мелодию и воспринимать все остальные звуки лада как незавершенные.

Другой основой мелодического слуха являются музыкально-слуховые представления (см. далее «внутренний слух»), так как мелодический слух предполагает предслышание, позволяющее воспринимать мелодию в целом.

Иногда в мелодическом слухе выделяют интервальный слух – способность по мере движения мелодии анализировать интервалы.

Мелодический слух хорошо развивается у певцов, струнников, духовиков и гораздо хуже – у пианистов. Одним из характерных для пианистов недостатков является исполнение «по одной ноте», при котором играющий все вроде бы делает правильно, а мелодия распадается на отдельные звуки. Это происходит от недостаточного развития (или задействования) мелодического слуха. В пении же, к примеру, такое исполнение невозможно, так как при голосовом звукоизвлечении один звук естественным образом переходит в другой.

Гармонический слух , напротив, интенсивно развивается у пианистов (баянистов, аккордеонистов) и более медленно – у представителей музыкальных специальностей, имеющих дело преимущественно с одноголосной мелодией. Это слух, ориентированный на созвучия (аккорды). Он возникает на основе звуковысотного слуха и ладового чувства и позволяет не только одновременно услышать вертикаль, но и осмыслить составляющие ее звуки как принадлежащие к определенным функциям.

Темброво-динамический слух иногда подразделяют на составляющие его тембральный , направленный на распознавание тембра, т. е. качества звука, и динамический , определяющий изменения его силы. Однако на практике тембр тесно связан с динамикой: он может меняться в зависимости от изменения силы. К примеру, звук, тембр которого можно условно определить как «серебристый», не останется таковым при большом крещендо, приводящем к фортиссимо. Поэтому данные виды слуха чаще определяют как один – темброво-динамический. От его развитости во многом зависит профессионализм музыканта, его способность передавать тонкие звуковые градации. Непрофессиональному любителю музыки развитый темброво-динамический слух позволяет насладиться красочностью звучания – например, оркестрового.

Из всех видов музыкального слуха именно в темброво-динамическом наиболее ярко проявляются механизмы синестезии. Синестезией называют такое взаимодействие ощущений, при котором под влиянием раздражения одного анализатора возникают ощущения, характерные для другого анализатора.

В музыке наиболее частым проявлением синестезии является то, при котором раздражение слухового анализатора вызывает зрительное ощущение. Это может проявляться в зрительных образах, а иногда имеет форму так называемого цветного слуха. Человек, обладающий таким слухом, слышит музыкальные тональности в определенном цвете. Такой слух имели Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, М. К. Чюрленис.

Полифонический и фактурный слух, как и гармонический, связаны со слышанием многоголосных структур. Разница между ними заключается в том, что гармонический слух позволяет одновременно слышать звуки, составляющие вертикаль; полифонический – распознавать движение голосов по горизонтали, а фактурный – различать фактурные слои, которые обычно содержат как вертикальные созвучия, так и движение горизонтальных линий.

Фактурный слух не всегда выделяют в самостоятельный вид музыкального перцептивного слуха, но в практике обучения пианистов и дирижеров проблема различия фактурных пластов актуальна, поэтому этот вид слуха целесообразно все-таки отделять от гармонического и полифонического. Все виды слуха, связанные с многоголосием, естественным образом и относительно легко развиваются у исполнителей на клавишных инструментах и дирижеров и значительно труднее – у вокалистов, струнников, духовиков.

Интервальный слух – способность слышать, различать и осмысливать интервалы – формируется в процессе музыкального обучения и может рассматриваться как элемент мелодического слуха.

Вторая крупная разновидность музыкального слуха, в отличие от перцептивного, – интонационный слух, который направлен на распознавание смысла . Как указывает В. В. Медушевский, постижение музыки имеет две стороны: аналитическую и интонационно-смысловую. В соответствии с этим музыкальный слух, который первым обрабатывает поступающую в мозг музыкальную информацию, имеет перцептивно-аналитическую и интонационно-смысловую составляющие. Они тесно связаны и должны действовать одновременно. «В конкретном звучании музыки аналитическая организация всегда встроена в смысловую, – пишет В. В. Медушевский. – …Тайна слуха гениального музыканта… – не только в равномерной развитости сторон, но и в их тесном сотрудничестве» .

Интонационный слух является древнейшим и целостным, его истоки находятся в глубинах бессознательного. Музыка и речь как ведущие коммуникативные системы развивались в тесном взаимодействии с интонационным слухом. Интонационный слух – функция правого полушария мозга, он направлен на распознавание эмоционального содержания, передачу и понимание основных базовых эмоций: радости, грусти, гнева, страха. Этот вид слуха является основой музыкального восприятия и музыкального творчества. В то же время ему присуще свойство универсальности: им обладает каждый человек, он обнаруживается уже в младенческом возрасте у детей.

Согласно исследованиям Д. К. Кирнарской, отличительные особенности интонационного слуха состоят в следующем: интонационный слух направлен на выявление смысла музыки; включает телесно-двигательные реакции человека через ассоциации с движением, жестами, пантомимой; приводит в действие речевой аппарат человека через «подпевание» и проговаривание звуков (речевое интонирование); ведет к возникновению пространственных и цветовых ассоциаций, создает зримый, осязаемый и бесконечно разнообразный мир человеческих эмоций .

Следует отметить также способность интонационного слуха к мгновенному «схватыванию» музыкального смысла, музыкального синтаксиса в сочетании со структурно-аналитическим подходом к пониманию музыкальных закономерностей.

Интонационный слух тесно связан с речевым. Его суть состоит в параллельной дифференциации смыслового и звукового планов. В речи интонация может не совпадать с вербальным смыслом и даже ему противоречить, и для того чтобы понять собеседника, мы одновременно обрабатываем смысл словесный и интонационный. Подобно этому мы слышим в музыке звуковую сторону (высоту, тембр, созвучия и т. д.) и интонационный смысл.

Интонационная сторона слуха должна быть ведущей. Однако в практике музыкального образования это положение постоянно нарушается, и происходит это или от непонимания сущности интонационного слуха, или от его недооценки. Большинство изучаемых музыкальных дисциплин, в особенности сольфеджио и гармония, направлены на развитие перцептивного слуха. Этот же слух постоянно активизируется и на занятиях музыкальным инструментом, в особенности фортепиано.

В результате формируются музыканты, имеющие развитый перцептивный слух и малоразвитый интонационный; исполнение таких музыкантов при любом, даже самом высоком техническом уровне, будет иметь различные негативные характеристики: от «бессмысленного» до «бездушного», «неэмоционального». Обратным примером – развитого интонационного слуха при возможном слабом развитии перцептивного – может служить сценическая речь и пение драматических актеров. Из биографии Андрея Миронова известно, что у него был неважный звуковысотный слух. Не обладал он и певческим голосом. При этом его концерты, на которых он пел , собирали аудиторию, сопоставимую с аудиторией самых выдающихся певцов. Разгадка этого явления – в великолепном интонационном слухе выдающихся артистов и умении на этой основе передавать тончайшие оттенки смысла прозаического и поэтического текста и мелодии.

Существует еще одно качественное различие видов музыкального слуха, не вписывающееся ни в структуру «перцептивный – интонационный», ни во внутреннюю структуру перцептивного слуха. Своеобразные качества музыкального слуха отражает деление на абсолютный и относительный . Это деление обычно относят к звуковысотному слуху, поскольку в нем качество абсолютности наиболее ярко выражено; но это вряд ли верно. Человек с абсолютным звуковысотным слухом всегда имеет и очень ярко выраженный (или быстро формирующийся?) темброво-динамический слух, мелодический, гармонический и т. д. Дело в том, что в этих видах перцептивного слуха нет механизма точного измерения абсолютности и ее критериев, а в звуковысотном есть: это способность мгновенно определять абсолютную высоту любого звука вне его соотношения с другими звуками или внутренним звуковым эталоном.

Ребенок с абсолютным слухом слышит высоту настолько точно, что может оказаться в уязвимой по сравнению с остальными детьми ситуации, если неправильно настроен инструмент. Все дети поверят учителю, сообщившему, что диктант будет играться в такой-то тональности, а ребенок с абсолютным слухом попадет в ситуацию несовпадения названной тональности и того, что звучит реально, и не сможет написать этот диктант. Известен также случай с четырехлетним Морисом Равелем: убедившись, что клавиша фа-диез (черная) отвечает звуком фа («белым»), ребенок закричал, что клавишу нужно покрасить белой краской.

Абсолютный слух нельзя развить: он представляет собой генетически предопределенный задаток. При этом попытки развить относительный слух до абсолютного не прекращаются, и приводят, казалось бы, к отличным результатам: учащиеся начинают безошибочно называть высоту любых звуков. Такой слух называют почти абсолютным (Б. М. Теплов применяет термин «псевдоабсолютный»); он служит его обладателю практически так же, как абсолютный, но качественная разница все равно остается.

Человек с почти абсолютным слухом приучает себя к звучанию внутреннего эталона (чаще всего это «до», «ля» или «соль» первой октавы), запоминает его и всегда «носит» в себе. При необходимости определить высоту звука он быстро соотносит его со своим эталоном, определяет интервал и называет звук. Выдать его может некоторое промедление из-за внутренней работы, а также случающиеся иногда ошибки на тон или полтона.

Человек с абсолютным слухом слышимый им звук ни с чем не сверяет и называет сразу; он не может его перепутать с находящимся рядом звуком подобно тому, как здоровый человек не перепутает разные цвета. Он никогда не совершит ошибку на полтона, потому что тональности, отстоящие на полтона, по качеству звучания очень далеки одна от другой.

Но обладатель абсолютного слуха может совершить ошибку, которой не допустит человек даже со средним относительным слухом – он может перепутать максимально далеко отстоящие «до» и «соль» («фа»). Они далеко отстоят друг от друга только по расстоянию на звукоряде, а качественно (и по квинтовому кругу) они гораздо более близки, чем, к примеру, «до» и «ре-бемоль». Еще К. Штумпф писал о «квинтовом сходстве» звуков.

Феномен абсолютного слуха пока мало изучен – вероятно, потому, что имеющих его всего 7 % среди музыкантов-профессионалов (по данным Б. М. Теплова), а музыканты не склонны к анализу своих ощущений. В то же время глубоко изучить этот феномен без активного участия самих его обладателей вряд ли возможно.

Абсолютный слух является чрезвычайно удобным инструментом для музыканта-профессионала, однако его наличие для успешной музыкальной деятельности на любом уровне, включая высший, совершенно необязательно. Среди музыкальных гениев примерно равное количество имевших абсолютный и отличный относительный слух. Не имели абсолютного слуха Р. Шуман, Р. Вагнер, Э. Григ, П. Чайковский и другие гениальные композиторы.

Особой формой музыкального слуха является внутренний слух , или музыкально-слуховые представления. Он не должен перечисляться в ряду видов музыкального слуха, так как во внутренней форме могут существовать все виды. Внутренним слухом называется способность слышать звуки, их сочетания, мелодии и т. п. до целых музыкальных произведений вне их реального звучания, в сознании. Внутренний музыкальный слух имеет ту же психическую природу, что и внутренний монолог (мысль), визуальные представления (зрительные фантазии). Музыкально-слуховые представления могут выполнять функцию предслышания , а могут существовать относительно самостоятельно. В первом случае они обеспечивают реализацию формулы «вижу – слышу – играю», настоятельно рекомендуемой обучающимся музыке всеми крупными музыкантами – исполнителями и педагогами.

«Вижу» относится к нотному тексту, «слышу» означает музыкально-слуховые представления на основе текста, «играю» – реализацию этих представлений в звучании. Процесс обучения во многом теряет смысл, когда последовательность меняется на «вижу – играю – слышу», поскольку в этом случае услышано будет уже реальное звучание, на которое нельзя воздействовать, оно уже совершилось. Если же «слышу» происходит во внутренней форме, то это звучание может корректироваться еще до перевода в реальную.

Самостоятельное существование музыкально-слуховых представлений может быть произвольным и непроизвольным. Всем знакомо непроизвольное и даже назойливое внутреннее звучание какой-либо навязчивой мелодии. Музыканты могут вызывать внутренне-слуховые представления произвольно, что связано с процессами восприятия, мышления, запоминания, подготовки к концертному выступлению.

В любом случае во внутренней форме прозвучит только то, что соответствует общим слуховым возможностям и музыкальному опыту данного человека. Музыкант с абсолютным или отличным относительным слухом, с равномерно развитыми его видами внутренне услышит музыкальную ткань в нужной тональности, полно, объемно и т. д. , а человек с малоразвитым слухом услышит «внутри себя» смутные музыкальные контуры. В то же время музыкант с отличным «внешним» слухом может иметь слаборазвитый внутренний в том случае, если не уделяет его развитию специального внимания. Внутренний музыкальный слух, таким образом, является формой внешнего, но такой формой, которую необходимо развивать, поскольку музыкально-слуховые представления предваряют и сопровождают все музыкально-познавательные процессы.

Говоря о музыкальном слухе, в том числе внутреннем, необходимо отметить разницу между музыкальным и так называемым физиологическим слухом, то есть способностью слышать звуки вообще, которой наделен любой здоровый человек. Острота физиологического слуха зависит от состояния здоровья человека (слухового органа и всей нервной системы), а также рода занятий, в процессе которых слух может понижаться (например, под воздействием шума) или, напротив, обостряться (если профессия предполагает острый слух – например, охота). Музыкальный слух является дополнением к физиологическому. Но тесной связи между музыкальным и физиологическим слухом нет. Человек может обладать острым физиологическим слухом и очень слабым музыкальным; известны обратные случаи (глухота Бетховена имела физиологический характер, а редчайший музыкальный слух у него был сохранен, полностью переместившись во внутреннюю форму). В большинстве случаев музыканты имеют также хороший физиологический слух, так как постоянное вслушивание обостряет и его. Но с возрастными и болезненными изменениями острота физиологического слуха может понижаться, что не влечет за собой снижения качества музыкального слуха.

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Виды образовательных маршрутов Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном

Из книги Ребенок и уход за ним. От рождения до 3 лет автора Соколов Андрей Львович

Зрение и слух Дети рождаются на свет с несколько не таким зрением, как у взрослых. Их зрение по своим характеристикам ближе к зрению пожилых людей, то есть вдаль они видят более или менее хорошо, а близкие предметы расплываются и оказываются вне фокуса. Это называется

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Из книги Развитие речи для малышей в рассказах и веселых картинках автора Новиковская Ольга Андреевна

Учимся слушать и слышать (развиваем фонематический слух) Обучение дошкольника правильному произношению звуков родного языка - очень важная задача. Для её решения необходимо не только обучать ребёнка чёткому произношению звуков, но и развивать внимание:

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Как учиться и не болеть автора Макеев А. В.

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Глава 3 Музыкальный фольклор в начальной школе Повернуться лицом к кладезю народной мудрости: народной песне, музыке, танцу, устному поэтическому творчеству, обрядовой культуре, декоративно-прикладному искусству – одно из приоритетных направлений современной

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Слух Органы слуха, к которым относятся наружное, среднее и внутреннее ухо, слуховые нервы и слуховые центры, сформированы у детей к рождению полностью. Слух у новорожденного несколько понижен, но не отсутствует, как принято было считать раньше. Сейчас достоверно известно,

Из книги Главная российская книга мамы. Беременность. Роды. Первые годы автора Фадеева Валерия Вячеславовна

Виды анестезии Ингаляция закисью азота С помощью специального аппарата для ингаляции женщина по мере необходимости вдыхает смесь азота с кислородом. В результате этого она впадает в состояние легкой эйфории и легче переносит схватки. ВАЖНО! В результате применения

Из книги Играем по науке. 50 удивительных открытий, которые вы сделаете вместе с ребенком автора Галлахер Шон

Виды плача «Переодень меня!» Малыш громко плачет от боли, так как моча и кал вызывают раздражение и сыпь.Что следует предпринять: При необходимости тщательно вымойте малыша, промокните кожицу пеленкой, смажьте маслом, смените подгузник. Если дело в зуде –

Из книги Конфликтология автора Овсянникова Елена Александровна

Виды детских стульчиков Комплект из стула и стола, похожий на взрослую мебель, но в уменьшенном варианте Он может быть деревянным и пластиковым, однотонным или расписанным «под хохлому». Такой вариант подходит только для ребенка старше 1,5 года. Есть и более

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

22. Музыкальный час Возраст: 5–11 месяцевУровень сложности: среднийОбласть исследований: музыкальное развитиеЭкспериментДля проведения этого эксперимента воспользуйтесь двумя аудиозаписями детского пения: а капелла и с музыкальным сопровождением. Поведение своего

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Из книги Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте автора Семенович Анна Владимировна

Умный слух Не только то, как вы разговариваете со своим ребенком, поможет вам воспитать умницу, но и то, как вы его слушаете. Как мы уже говорили, то, как родители реагируют на знаки, подаваемые им ребенком, оказывает очень сильное влияние на развитие мозга малыша. Что

Из книги автора

Из книги автора

§ 2. Речевое звукоразличение. Фонематический слух 163. «Произнеси правильно». Попросите ребенка четко произносить наиболее часто смешиваемые им звуки и одновременно смотреть на вас и свою артикуляцию в зеркале. Обратите его внимание на различия в положении языка, губ,

Музыкальный слух уникален не только тем, что в отличие от простого слуха является результатом работы мышления и памяти человека. Он, к тому же, представляет собой целую совокупность граней и подвидов, из которых самыми значимыми являются абсолютный, относительный и внутренний музыкальный слух. Но мало кто знает, что к нему также относятся еще восемь категорий.

Абсолютный музыкальный слух

Когда говорят о развитом музыкальном слухе, важном для композиторов, музыкантов и вокалистов, то почему-то думают, что речь идет именно об абсолютном слухе. Однако это не так. Ведь абсолютный музыкальный слух – это идеальная память человека на высоту и тембр услышанных звуков. Человек, обладающий этим видом слуха, имеет его от природы. Для него услышать ноты – это все равно, что любому другому услышать алфавит.

Как показывает практика, наличие абсолютного слуха не гарантирует наличие хороших вокальных данных и предрасположенности к карьере музыканта. А иногда даже вредит, так как человек, обладающий таким талантом, расслабляется и забывает про развитие относительного музыкального слуха.

Относительный музыкальный слух

Именно этот вид слуха так важен музыкантам и вокалистам. Он, в отличие от абсолютного слуха, проявляется не как особенность памяти человека, а как особенное мышление, которое развивается со временем и которым обладают в той или иной мере все профессиональные музыканты.

Относительный или интервальный музыкальный слух позволяет услышать в произведении или его части звуковые отношения, а не только ноту, и определить их. Единственным недостатком этого вида слуха является именно его относительность, которая выражается лишь в приблизительном определении услышанного звука и высоты его звучания.

«Специализированные» виды музыкального слуха

Если относительный слух – это умение, которое развивается у каждого музыканта, то есть и те грани слуха, которые могут как получить свое постепенное развитие, так никогда и не быть освоенными на должном уровне. С интервальным слухом их роднит то, что их идентификация также относится к процессам мышления. И это еще восемь граней музыкального слуха:

  • ладовый,
  • ритмический,
  • интонационный,
  • гармонический,
  • полифонический,
  • тембральный,
  • фактурный,
  • архитектонический.

Кроме того, многие из них часто являются и самостоятельным талантом. Например, человек, который никогда не учился музыке, но который от природы одарен ритмическим слухом, легко может воспроизвести услышанный ритм.

Эти виды музыкального слуха между собой объединяет то, что часто они нужны для определенной узконаправленной музыкальной деятельности. Так, умение слышать и определять полифонию и ритм очень помогает композиторам. Хотя и в общей музыкальной практике все эти грани слуха также приносят много пользы.

Внутренний музыкальный слух

Посмотреть бегло на лист бумаги, испещренный нотами и напеть «увиденную» музыку может каждый, кто развивал в себе музыкальные таланты и хорошо знаком со звучанием нот. Однако возможности внутреннего музыкально слуха базируются не только на памяти, но и на воображении. Именно благодаря воображению музыкант может «услышать» новые переходы, узнать, как будет звучать та же мелодия, но сыгранная в другом ритме или на другом инструменте, не прибегая при этом к проигрыванию мелодии в живую.

Абсолютный слух.
Способность узнавать по слуху любую ноту (до, ре, ми и т.д.) и воспроизводить ее голосом без предварительной настройки. Это относится и к звукам, исполняемым не только на музыкальных инструментах (сирена, телефонный звонок, стук по металлической трубе и т.д.).
Абсолютный слух - дар природы, но обнаруживается только в результате занятий музыкой - изучения нот и игры на музыкальном инструменте.
Долгое время считалось, что он не поддается развитию, но сейчас известны методики развития абсолютного слуха (см. ссылки ниже).

Относительный слух.
Отличается от абсолютного тем, что для определения или пропевания нот на слух необходима настройка - звук или аккорд, относительно которого мысленно будет выстроен звукоряд.

Мелодический слух.
Способность слышать и понимать строение мелодии (звуковысотность, направление движения и ритмическую организацию), а также воспроизводить ее голосом. На более высоком уровне развития - записывать нотами.
Развивается в процессе обучения музыке.

Гармонический слух .
Способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте.
На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре.
Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

Внутренний слух.
Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом.
Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень.
На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении.
Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио . Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента.
Развивается в процессе обучения музыке.

Предслышание.
Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.

Уровни развития слуха, выражаемого в чистом пении.

1. Клинический - отсутствие такового (5%)
2. Внутренний. Не выражается в пении.
3. Способность "подтягивать" мелодию за другими поющими или под игру мелодии на инструменте.
4. Способность чисто петь только под аккомпанемент, имея под мелодией аккордовую базу и начальный звук мелодии.
5. Способность чисто петь, не имея гармонической и мелодической помощи.
6. Способность чисто петь самостоятельно в двух- и многоголосии.

Как объяснить ребенку, что такое "петь чисто"?

- Спой одинаково, как я играю (пою), чтобы твой голос "спрятался" в моем звуке, слился с ним. При этом твой звук не должен быть слишком тихим или слишком громким.