Непрограммные произведения примеры. Программная музыка

Для понимания того, что именно из компьютерных разработок и в каком объеме охраняется авторско-правовым законодательством, необходимо проанализировать понятие " программа для ЭВМ".

  • то, что непосредственно создано разработчиком и существует в символьном ("литеральном") представлении до исполнения программы;
  • то, что порождается в ходе функционирования программы – это так называемые "нелитеральные" (non- literal ) элементы.

Из законодательного определения, приведенного в ст. 1261 ГК РФ, следует, что в российском законодательстве термином охватывается три группы объектов: 1) объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств; 2) подготовительные материалы; 3) порождаемые программой аудиовизуальные отображения. Общее требование к этим трем группам объектов – объективная форма представления (отображения), то есть возможность фиксации на каком-либо материальном носителе.

По внешнему выражению литеральные элементы программы (первая и вторая группы объектов) могут существовать:

  • в машиночитаемой форме – это собственно исполняемый код и некоторые промежуточные формы существования набора команд и данных (псевдо-код, объектный код и т.п.);
  • в форме, доступной для понимания человеком, в виде исходного текста или подготовительных материалов (блок-схем и т.п.), при этом для признания их охраноспособными не важно, на каком носителе закреплен текст (на диске, на бумаге).

К нелитеральным элементам – порождаемым программой аудиовизуальным отображениям – относятся, в частности, отдельные изображения, звуковое сопровождение, видеоряды – все то, что проявляется в процессе исполнения программы. Общее требование к таким элементам для признания их охраноспособными – оригинальность, то есть такой объект должен быть результатом творческой деятельности разработчика.

Важно понимать, что каждый из трех элементов, которые охватываются определением программы для ЭВМ, охраняется сам по себе. Как следствие, например, несанкционированное копирование только лишь листинга программного модуля или скриншотов игры уже составляет состав правонарушения, независимо от того, копируются ли соответствующие исполняемые файлы.

Многие привыкли к тому, что кинофильм сейчас можно просмотреть на ноутбуке, а запись концерта, скажем, прослушать через звуковую карту компьютера. По большому счету, можно было бы признать программой практически любое произведение , выраженное в цифровой форме, ведь это всегда наборы кодов или сигналов, которые заставляют некое техническое устройство функционировать определенным образом, например, воспроизводить звук или изображение. Однако отличия имеются, и смешивать программы с другими произведениями не стоит.

Программа – это всегда набор данных и команд, предназначенных для функционирования компьютерных устройств. Вне памяти компьютеров программы, как таковые, ни к какому результату приводить не могут.

Иные произведения, выраженные в цифровой форме, наоборот, могут "жить" своей самостоятельной, не зависимой от компьютерного устройства жизнью: литературное произведение может быть распечатано, надиктовано в виде фонограммы; музыкальная фонограмма может быть изготовлена в цифровой форме (например, в формате mp3 или vorbis) или иными способами механической записи (например, на виниловой пластинке) – сущность фонограммы от этого не изменяется, поскольку на носителе записана лишь звуковая информация , а не команды, реализующие в соответствии с замыслом разработчика определенный алгоритм .

Авторским правом также может охраняться оригинальное название программного продукта. Забегая вперед, следует отметить, что название программы может охраняться и законодательством о товарных знаках , если соответствующее обозначение прошло процедуру регистрации.

В силу прямого указания ст. 1350 ГК РФ программы для ЭВМ, а также решения, заключающиеся только в представлении информации определенным образом, не признаются патентоспособными изобретениями. Вместе с тем не исключена возможность патентования устройств или способов, технический результат применения которых определяется главным образом программами, управляющими работой универсальных компьютерных устройств.

Классификация программ

Программы, применявшиеся в первых вычислительных машинах на заре компьютерной эры, решали различные задачи, связанные с преобразованием вводимой информации – от расчетов баллистических траекторий полетов снарядов до перебора миллионов комбинаций шифротекста с целью его расшифровки. Ввод определенной информации (например, с помощью перфокарт) позволял добиваться требуемого результата работы программируемых устройств, например станков. Проще говоря, ЭВМ была не чем иным как машиной по переработке вводимой информации, а программа являлась одним из элементов машины, определяющим алгоритм такой переработки.

Позже, с развитием технологий хранения больших объемов информации в цифровом виде, программы стали дополняться базами данных; и уже с базами данных программные продукты из инструмента обработки информации превратились для человека в источник нового знания. Появились экспертные системы, обучающие программы, программы для контроля знаний, тестирования.

Появление мультимедийных технологий и широкое распространение персональных домашних компьютеров с начала 90-х годов прошлого столетия способствовало появлению нового относительно самостоятельного класса программ, носящих уже не инструментальный, а развлекательный характер. Эти программы вызывают эмоциональные и эстетические переживания, то есть по своему воздействию схожи, скорее, с традиционными произведениями искусства. Веб-сайты – тоже особого рода программы, а популярные Интернет -порталы, как правило, включают в себя и объемные базы данных , и наборы аудио- и видео- произведений.

И наконец, на рубеже двухтысячных одновременно с повсеместным распространением беспроводных персональных устройств стали развиваться мобильные приложения и веб-службы, функциональность и полезность которых предопределяется, прежде всего, активностью и многочисленностью пользователей, устанавливающих между собой связи и объединяющихся в сеть для каких-либо общеполезных целей 1Речь идет о феномене "WEB 2.0", определение которому попытался дать Тим О’Рейли. См. Tim O"Reilly. What Is Web 2.0. Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software // http://oreilly.com. .

Сегодня, с точки зрения человека, взаимодействующего с различными компьютерными устройствами, можно выделить как минимум четыре функциональные составляющие, приписываемые программному обеспечению:

  • программа как инструментальное средство обработки информации и решения других прикладных задач пользователя;
  • программа как источник нового знания (познавательной и справочной информации);
  • программа как произведение, способное оказывать эмоциональное воздействие и обладающее эстетическими качествами;
  • программа как инструмент эффективной коммуникации между людьми и сообществами.

Выделение функциональных составляющих носит весьма условный характер, тем не менее, позволяет продемонстрировать разноплановость современных программных продуктов. Не стоит сводить программы только к инструментальным системам, своего рода "цифровым средствам производства". Наоборот, совершенствование техники и телекоммуникационных каналов приводит к более тесной интеграции программ с иными произведениями: музыкой и фотографией, литературными и визуальными работами. Программы превращаются в комплексные составные объекты авторского права .

Мировая практика свидетельствует о том, что в абсолютных показателях количество инсталлируемых экземпляров так называемых продуктов домашнего назначения сейчас существенно превышает число инсталлируемых копий программ делового назначения. Деление программ по основному типу пользователей (домашние и деловые программы) в значительной степени предопределяет, как будет показано ниже, формы их распространения.

Важно разделять программное обеспечение на заказные и тиражные программы.

Заказное программное обеспечение (в англоязычной литературе – " custom software ", " bespoke software ") – исторически более ранний класс ПО . Собственно говоря, во времена больших ЭВМ в 60 70-х годах прошлого века системные программы поставлялись исключительно производителями оборудования вместе с самим оборудованием, а прикладное ПО писалось под конкретные задачи коллективами штатных программистов или сторонними организациями по подрядным договорам в соответствии с техническим заданием. Сторонние коллективы программистов предлагали клиенту в этом случае не готовый программный продукт , а свои услуги по написанию, настройке и сопровождению программного обеспечения. Такие прикладные программы были приспособлены под нужды конкретной организации (только организация тогда могла позволить себе иметь ЭВМ) и в неизменном виде для других пользователей были малоинтересны.

Тиражные программы (в англоязычной литературе – " canned software ", " packaged software ", " standard software ") представляют собой системные, прикладные или развлекательные программные продукты, потребительские свойства которых позволяют удовлетворять потребности широкого круга пользователей. Такие программы с конца 70-х годов начали поставляться в виде стандартизованных готовых к непосредственной эксплуатации пользователями пакетов. В наши дни дистрибутивы с такими программами обычно тиражируются достаточно большими количествами (отсюда и название) на носителях и попадают на прилавки магазинов или распространяются через Интернет . Возможности по изменению или наращиванию функциональности в таких программных пакетах либо отсутствуют, либо предоставлены пользователю в незначительной степени (настройка интерфейса, подключение внешних компонентов и т.п.).

Данное деление также весьма условно, поскольку на практике можно встретить множество комбинированных вариантов поставок. Например, существует гибко настраиваемое тиражное ПО , которое позволяет взыскательному пользователю в случае необходимости произвести тонкую настройку типового прикладного решения под свои нужды, в том числе нарастить необходимую функциональность. С точки зрения клиента, заключающего комплексный договор на поставку и внедрение автоматизированных систем, зачастую нелегко понять, где кончается поставка тиражных программных компонентов и начинаются услуги самого поставщика по написанию или настройке поставляемого ПО . Заказные разработки могут писаться на основе и с использованием какой-то определенной технологической платформы , представляющей собой тиражный продукт.

Но с позиций юридической квалификации отношений между заказчиком и поставщиком небесполезно все же разделять эти два класса ПО : важное различие между тиражным и заказным ПО состоит в степени участия заказчика в процессе разработки программы, в возможности влиять на качество и функциональные характеристики ПО .

«Программное обеспечение компьютера 10 класс» - Инструментарий программирования. Прикладное ПО. Главной частью системного программного обеспечения является операционная система (ОС). ОС выводит на экран приглашение в какой-то определенной форме. Интерактивный режим. Разработка современного ПО требует очень высокой квалификации от программистов. Подразделение.

«Программное обеспечение 8 класс» - Оперативная память. Системный диск. Системы программирования – системы для разработки программ на конкретном языке программирования. Программное обеспечение компьютера. Программное обеспечение (ПО) –все многообразие программ, используемых на современном компьютере. Дистрибутив. Установка и загрузка операционной системы.

«Программные средства» - Стандарты управления жизненным циклом, качеством и интерфейсами систем и программных средств. Методологические основы. Сопровождаемость представляется: удобством для анализа; изменяемостью; стабильностью; тестируемостью. Верификация требований - верификация требований к проекту системы; - верификация требований к функциям и характеристикам крупного комплекса программ; - верификация требований к архитектуре крупного комплекса программ; - верификация требований к функциональным компонентам крупного комплекса программ; - трассировка требований к компонентам комплекса программ; - сравнительный анализ приоритетов требований и допустимых рисков комплекса программ; обеспечение баланса требований к крупному комплексу программ с учетом доступных ресурсов.

«Разработка программного обеспечения» - Эффективность. Распределение функций. Результаты. Разделы. Описывают. Система безопасности? ХР-экстремум. Распределение ресурсов для документирования. Внешние требования. ИВЦ. Непрерывная интеграция. Описание СПП. Программная архитектура. Интервьюирование. Стандартные структуры программной архитектуры.

«Классификация программного обеспечения» - Что такое информационно - поисковая система? Программное обеспечение - неотъемлемая часть ЭВМ. 2. Классификация программного обеспечения. 2.1. Операционные системы. Что такое автоматизированные системы научных исследований (АСНИ) ? Информатика. Архивы программ Где начинающему юзеру (пользователю) взять нужные программы?

«Программное обеспечение урок» - Антивирусные программы (Антивирус Касперского, DrWeb). Интегрированные среды разработки приложений (Visual Basic, Delpfi). Прикладное программное обеспечение. Логические, стратегические игры. Операционные системы Файловые менеджеры Антивирусные программы Архиваторы. Выводы. Отладчики. Тренажеры (babytype) Тесты Электронные учебники.

ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА . Как вы думаете, чем отличается фортепианный концерт

Чайковского от его же симфонической фантазии "Франческа да Римини"?

Конечно, вы скажете, что в концерте солирует фортепиано, а в фантазии его

нет вовсе. Может быть, вы уже знаете, что концерт -- произведение

многочастное, как говорят музыканты -- циклическое, а в фантазии всего одна

часть. Но сейчас нас интересует не это.

Вы слушаете фортепианный или скрипичный концерт, симфонию Моцарта или

сонату Бетховена. Наслаждаясь прекрасной музыкой, вы можете следить за ее

развитием, за тем, как сменяют одна другую разные музыкальные темы, как они

изменяются, разрабатываются. А можете и воспроизводить в своем воображении

какие-то картины, образы, которые вызывает звучащая музыка. При этом ваши

фантазии наверняка будут отличаться от того, что представляет себе другой

человек, слушающий музыку вместе с вами. Конечно, не бывает так, чтобы вам

в звуках музыки почудился шум битвы, а кому-то другому -- ласковая

колыбельная. Но бурная, грозная музыка может вызвать ассоциации и с

разгулом стихии, и с бурей чувств в душе человека, и с грозным гулом

сражения...

А во "Франческе да Римини" Чайковский самим названием указал точно, что

именно рисует его музыка: один из эпизодов "Божественной комедии" Данте.

В этом эпизоде рассказывается, как среди адских вихрей, в преисподней,

мечутся души грешников. Данте, который спустился в ад, сопровождаемый тенью

древнеримского поэта Вергилия, встречает среди этих несомых вихрем душ

прекрасную Франческу, которая рассказывает ему печальную историю своей

несчастной любви. Музыка крайних разделов фантазии Чайковского рисует

адские вихри, средний раздел произведения -- горестный рассказ Франчески.

Существует много музыкальных произведений, в которых композитор в той или

иной форме разъясняет слушателям их содержание. Так, свою первую симфонию

Чайковский назвал "Зимние грезы". Первой ее части он предпослал заголовок

"Грезы зимней дорогой", а второй -- "Угрюмый край, туманный край".

Берлиоз, кроме подзаголовка "Эпизод из жизни артиста", который он дал

своей Фантастической симфонии, еще очень подробно изложил содержание каждой

из ее пяти частей. Это изложение по характеру напоминает романтическую

И "Франческа да Римини", и симфония "Зимние грезы" Чайковского, и

Фантастическая симфония Берлиоза -- примеры так называемой программной

музыки. Вы, наверное, уже поняли, что программной музыкой называется такая

инструментальная музыка, в основе которой лежит "программа", то есть

какой-то совершенно конкретный сюжет или образ.

Программы бывают различными по своему типу. Иногда композитор подробно

пересказывает содержание каждого эпизода своего произведения. Так,

например, сделал Римский-Корсаков в своей симфонической картине "Садко"

или Лядов в "Кикиморе". Бывает, что, обращаясь к широко известным

литературным произведениям, композитор считает достаточным лишь указать

этот литературный

1. Виды программной музыки

Музыкальный язык очень хорошо умеет передавать чувства и настроения. Но он не умеет рисовать картины и рассказывать истории. Как же так? Ведь мы уже знаем много музыкальных картин, музыкальных сказок. Но обратите внимание: для того чтобы «нарисовать» что-нибудь с помощью музыки или «рассказать» о чём-нибудь, композиторы прибегают к помощи обычного, словесного языка. Это может быть всего одно слово в названии пьесы, например «Утро». Но это слово направляет нашу фантазию. Мы можем услышать в музыке настроение покоя, чувство радости, мелодию, похожую на наигрыш пастушьего рожка, а название подскажет нам, что это картина утра.

Вспомните сюиту Слонимского «Принцесса, не умевшая плакать» . Там у каждой части есть не только название, но и более подробное пояснение в виде отрывка из сказки.

Все названия и словесные пояснения к музыкальным произведениям называются программой . А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой .

Программные музыкальные произведения могут быть самыми разнообразными. Можно попытаться выделить два основных типа программности — картинную и сюжетную .

Музыкальные «картинки» обычно бывают небольшими миниатюрами, в которых развивается один музыкальный образ: «портрет», «пейзаж» или особая звукоподражательная картина, например шум вьюги или птичье пение.

Музыкальные «сказки» и «рассказы» обычно укладываются в более крупную форму. Там, как правило, несколько музыкальных тем, которые соответствуют разным событиям сюжета, и более разнообразное развитие этих тем. Но, рассказывая интересную историю, можно и «картинку нарисовать». Поэтому в музыкальных произведениях, написанных по мотивам какого-либо сюжета, мы часто можем встретить смешанный (картинно-сюжетный) тип программности.

Иногда, когда композиторы пишут музыку по мотивам литературного произведения, они не «пересказывают» в музыке сюжет, а передают, например, только чувства главных героев. Такую программность можно назвать психологической .

Картинный тип программности ярко представлен в небольшой фортепианной пьесе болгарского композитора «Снежинки».

Andante con moto


В первых двенадцати тактах излагается тема. Тонкая, изящная звукопись рисует картину искрящихся, порхающих снежинок. Пьеса написана в простой трёхчастной форме. Середина развивает эту же тему, не создавая контраста. Чуть уплотняются аккорды, чуть усиливается динамика, исчезают паузы между фразами, но в целом музыкальный образ не изменяется. Точная реприза дополнена маленькой кодой. В начале коды мы как бы чувствуем лёгкий порыв ветра: внезапный четырёхзвучный аккорд в динамике forte. Это небольшая и неожиданная кульминация. И снова переливаются на солнце блестящие снежинки. Музыка затихает.

Пример сюжетной программности вам встречался в пьесе Разорёнова «Два петуха» (см.).

А в уже упоминавшейся сказочной сюите Слонимского программность смешанного типа. С одной стороны, там есть подробно выписанный сюжет. С другой стороны, почти все пьесы представляют собой музыкальные картинки: портрет Принцессы-плаксы, портрет Ведьмы и так далее. Музыкальный сюжет развивается не в отдельных пьесах, а в сопоставлении этих пьес. И не случайно для этого произведения композитор выбрал форму многочастной сюиты.



Цели урока:

  1. Методическая: привлечение интерактивных методов обучения (использование литературных и художественных произведений, сочинений учащихся по изученным музыкальным произведениям) как фактора повышения мотивации и интеллектуальной активности учащихся.
  2. Образовательная: обобщение знаний, полученных при изучении темы «Инструменты симфонического оркестра», объяснение нового материала.
  3. Воспитательная: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Задачи урока:

  1. Продолжить работу по развитию навыков анализа музыкальных произведений.
  2. Обогатить слуховой багаж учащихся произведениями, не изучающимися в курсе музыкальной литературы.
  3. Развивать умение «активно» слушать музыку.

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Методические материалы: раздаточный материал (лото), репродукции картин зарубежных и русских художников, CD компакт-диски, музыкальный центр.

Предполагаемый результат:

  1. Осознание учащимися понятий «программная музыка», «обобщённая и конкретная программность».
  2. Запоминание детьми новых музыкальных произведений.
  3. Запоминание учащимися выразительных средств, которые необходимы композиторам для создания приёмов звукоизобразительности.

Ход урока

I. Повторение.

Наш урок посвящён теме «Программно – изобразительная музыка», и поскольку мы только что закончили изучать тему «Тембры инструментов симфонического оркестра», давайте повторим всё, что вы запомнили.

Поиграем в лото (детям раздаются карточки с вопросами, называются понятия, учащиеся должны правильно разложить их на карточках) :

  1. Приём игры на струнно-щипковых инструментах путём защипывания струны – (пиццикато).
  2. «Окраска» звука – (тембр).
  3. Высокий детский голос – (дискант).
  4. Ансамбль из пяти исполнителей – (квинтет).
  5. Раздвижной медный духовой инструмент – (тромбон).
  6. Произведение о природе, сельской жизни – (пастораль).
  7. Ансамбль из четырёх исполнителей – (квартет).
  8. Низкий женский голос – (альт).
  9. Запись всех партий оркестровых инструментов – (партитура).
  10. Струнный инструмент, не входящий в состав квартета – (контрабас).
  11. Переложение оркестровой музыки для фортепиано – (клавир).
  12. Одноголосное исполнение – (соло).
  13. Руководитель оркестра – (дирижёр).
  14. Высокий мужской голос – (тенор).
  15. Ансамбль из двух исполнителей – (дуэт).
  16. Высокий женский голос – (сопрано).

А теперь посмотрите на доску и определите, какие инструменты не входят в состав симфонического оркестра. (На доске – репродукции картин Э.Моне «Флейтист», В.Тропинина «Гитарист», Ф.Хальса «Рыбак, играющий на скрипке», Д.Левицкого «Арфистка».) (Приложение 2)

Послушайте стихотворение Якова Халецкого, и перечислите все инструменты, которые в нём встретите, а также группы, к которым они относятся:

О, если б вы знали,
Как нежен фагот,
Какая душа у рояля!
И флейта, влюблено вздыхая,
Поёт –
Быть может, вы тоже слыхали?
Как арфа,
Прислушавшись к звукам рожка,
Ему отвечает охотно,
А скрипки
Гармонией красок дыша,
Собрали волшебные ноты.
Где столько красот,
Необычных подчас,
Ведут свои партии хором.
И снова басит
Ветеран-конрабас
В согласьи с самим дирижёром.
А ноты,
Слетая с натянутых струн,
Вокруг рассыпают улыбки.
И вторят им
Полные радостных дум
Гитары, и трубы, и скрипки!

II. Объяснение нового материала.

Теперь давайте подумаем, что такое программная музыка.

Какое произведение можно назвать программным? (Ответы детей суммируются, делается вывод о том, что все произведения, имеющие названия, заголовки отдельных частей, эпиграфы или развёрнутую литературную программу, называются программными.)

В вокальных, а также музыкально-театральных произведениях программа всегда ясна – в них есть текст. А как же понять, что происходит в инструментальной музыке?

Об этом позаботились композиторы, давая названия своим инструментальным сочинениям, особенно тем, в которых музыка что-то или кого-то изображает.

Умение превратить видимое в слышимое подвластно не каждому композитору. Однако некоторые композиторы обладали уникальным даром. Например, Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову лучше других удавалось изобразить море – людей, изображающих море в искусстве, называют «маринистами». Другой русский композитор – Модест Петрович Мусоргский был мастером изображения в музыке колокольных звонов.

Изумительные картины природы нарисовал в своих произведениях Пётр Ильич Чайковский – например, в фортепианном цикле «Времена года» он изобразил все 12 месяцев, и, кроме того, сопроводил их не только названиями, но и эпиграфами из произведений русских поэтов. Это пример конкретной программности – в которой кроме названия произведения есть ещё уточнение – эпиграф, развёрнутая программа. Обобщённая программность выражена в конкретном ёмком названии произведения.

Сегодня мы будем говорить об изобразительности в симфонической музыке, так как именно в ней особенно ярко проявляется тембровая изобретательность композиторов.

Что легче всего изобразить в музыке? Конечно же, звуки природы.

Мы уже говорили о том, что Н. Римский-Корсаков в своей музыке рисовал удивительные картины морской стихии. На одном из первых уроков, посвящённом теме «Легенды о музыке», мы слушали его произведение, в котором показано море. (Дети называют симфоническую картину «Садко».) Какое море в нём изображалось? (Ответы учащихся суммируются, делается вывод о величавом, суровом и несколько сумрачном настроении этого произведения; делается сравнение с настроением картины И.Айвазовского «Среди волн» (1898 г.).) (Показ картины.)

Еще одна картина моря нарисована Н.Римским-Корсаковым в опере «Сказка царе Салтане» – во втором «чуде о 33-х богатырях». Вспомним, как их описывает Пушкин (стихотворение зачитывает один из учащихся) :

Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге.
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

А теперь послушаем это произведение. Что слышно в музыке? Рокот волн, завывание и свист ветра – пассажи струнных и деревянных духовых инструментов. Не правда ли, картина И. Айвазовского «Черное море» (1881 г.) (Приложение 3) подходит по настроению к этой музыкальной картине? Кажется, что сейчас выйдут из бушующих волн могучие витязи. Не случайно это произведение можно назвать «картинкой» – дело в том, что позднее Римский-Кросаков на основе музыке к опере создал симфоническую картину «Три чуда» о трех чудесах Царевны Лебеди. (Показ картины М.Врубеля «Царевна-Лебедь».) (Приложение 4)

А теперь давайте вспомним, как называется произведение о природе спокойного, идиллического характера? (Пастораль.) Изумительные картины природы нарисованы австрийским композитором Людвигом Ван Бетховеном (показ портрета В. Думаняна) в шестой симфонии, которая так и называется – «Пасторальная».

Во 2-й части – «Сцене у ручья» можно услышать остроумное трио кукушки, соловья и перепела. (После прослушивания дети называют инструменты, которые изображают этих птиц – флейта, флейта-пикколо и кларнет.)

Вспомните пьесу «Утро» Эдварда Грига. Частью какого произведения она является? Сходна ли она по настроению со второй частью симфонии Л.Бетховена? Какие приёмы звукоизобразительности использовал Э.Григ? (Голоса птиц изображают деревянные духовые инструменты.)

А можно ли в музыке изобразить шум леса? Немецкий композитор второй половины XIX века Рихард Вагнер в своей опере «Зигфрид» изобразил легкий ветерок, гуляющий в кронах деревьев. Послушайте стихотворение американского поэта Генри Лонгфелло «Солнечный день»:

О. безупречно ясный день!
Меня охватывает лень,
И безраздельно полон я
Одним блаженством бытия!
И вздохи ветра мне слышны,
Чудесной музыки полны.
В ветвях, склонённых до земли,
Деревья струны обрели.

А теперь послушайте музыку Р.Вагнера. Не правда ли, она очень сходна по настроению со стихотворением Лонгфелло? Также можно провести параллель с картиной В.Васнецова «Дубовая Роща в Абрамцево» (Приложение 5), написанной в 1883 году, в тоже время, когда была создана опера Вагнера. Как передано движение листвы? (Пассажами деревянных духовых инструментов.)

А как в музыке изобразить пространство? Впечатление простора, объёмности звучания помогают создать интервалы, звучащие прозрачно, пусто (квинты и октавы). В первой части одиннадцатой симфонии Д. Шостаковича – крупнейшего симфониста XX. (Показ изображения скульптуры В. Думаняна.) Изображено огромное пространство Дворцовой площади. Эта часть так и называется – «Дворцовая площадь». В каких регистрах звучит музыка? (Крайние регистры, тембры засурдиненных струнных и арфы.)

Итак, в этих произведениях основным выразительным средством являлся тембр инструментов. Другие приёмы существуют для изображения движений людей, зверей, птиц. Если изображается движение, какие выразительные средства должны выйти на первый план? (Ответы детей суммируются, делается вывод: ритм и темп.)

Мы уже знакомы с одним симфоническим произведением, где изображено много персонажей – это «Петя и волк» С. Прокофьева. Вспомните, чьи характерные движения изобразил С. Прокофьев? (Птички, Кошки, Утки. Волка. Дедушки и самого Пети.) В каждом герое С. Прокофьев подчеркнул его характерную черту – лёгкость походки Пети (пунктирный ритм), ворчливость дедушки и т. д.

Мы также писали сочинение по произведению М. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов». В какую сюиту входит это произведение? («Картинки с выставки».)

Существует много музыкальных пьес, подражающих жужжанию насекомых. Самая знаменитая среди них – «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова. Как царевич Гвидон тайком попадал в «царство славного Салтана»)? (С помощью Лебеди он превращался то в комара, то в муху, то в шмеля):

Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь обратился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.

После прослушивания ответьте, пожалуйста, на вопрос: как передается жужжание шмеля? (Хроматическим опеванием устойчивых ступеней в лёгких пассажах, использованием тембров флейты соло и струнных инструментов пиццикато.) В музыке изображает, как он набирает высоту и уносится ввысь

Французский композитор Камиль Сен-Санс написал целую зоологическую фантазию – «Карнавал животных». Послушайте биографическую справку об этом композиторе (зачитывает один из учащихся) для небольшого ансамбля инструментов: 2-х роялей, струнного квинтета, флейты и флейты пикколо, фисгармонии, ксилофона и челесты, По форме – это сюита из 14-ти миниатюр.

В этих пьесах можно узнать кенгуру, кур и петуха слона, танцующего вальс. Мы слушали один номер из этой сюиты («Лебедь»), когда говорили о кантиленной мелодии и писали сочинение. (Зачитывается лучшее сочинение.)

А сейчас мы послушаем вступление – «Королевский марш льва» – царь зверей и поэтому К.Сен-Санс избрал здесь жанр марша. (Исполняют пьесу фортепиано и струнный квинтет.) В произведении использован особый лад – дорийский (минор, в котором повышена VI ступень). Мелодия звучит сначала у струнного квинта (в это время в партии фортепиано звучат пассажи, усиливающие торжественное впечатление), затем у фортепиано.

Особое место занимают в музыке сказочные образы. Какие произведения Эдварда Грига, посвящённые гномам и троллям мы слушали? («В пещере горного короля» и «Шествие гномов».)

А сейчас мы обратимся к симфоническому скерцо французского композитора Поля Дюка «Ученик чародея». (Биографическую справку о композиторе зачитывает один из учеников.) Что такое скерцо? (Это произведение в быстром темпе, с причудливыми образами.)

Симфоническое скерцо «Ученик чародея» написано по балладе Гёте (отрывок из баллады зачитывает один их учащихся) :

Наконец ушёл из дому
Чернокнижник седовласый!
Так за дело! Мне знакомы
Все его слова и пассы.
На него похоже
Буду говорить,
Смело стану тоже чудеса творить!
Ну-ка старая метёлка,
Наготу прикрой ветошкой;
Хлопотунья, балаболка,
Раздвоись – и шаркни ножкой!
С головой – кастрюля, что ты вьёшь круги?
Перестань – и пулей из воды беги!..

Что ж! Метелка покорилась
И, подобно человеку,
Живо сбегала на речку
И в обратный путь пустилась
Глянул: а вода – наполняет враз...
Три больших ушата, чан, ведро, и таз...

Я забыл слова пароля, чтоб водица не текла,
Чтоб вернулась к прежней роли
Обнаглевшая метла!
Перестань! Иль будет худо,
Иль дождешься ты беды! –
А метла все носит с пруда
Ведра, полные воды...

О, спасенье! Мастер входит!
- Половинки. Слейтесь вместе
И, метлою, в угол влезьте!
Это мастера приказ!
Только мастер в старой славе
Для трудов волшебных в праве
Вновь из пекла вызывать вас!»

Каким инструментам можно поручить причудливо-фантастическую тему? (Ёе исполняют три фагота в унисон.) Комически-неуклюжую главную тему произведения сопровождает пиццикато струнных инструментов. (Прослушивание скерцо «Ученик чародея».)

III. Закрепление нового материала.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Что такое программная музыка?
  2. Какие два типа программности вы знаете?
  3. Какие произведения мы сегодня слушали?
  4. Какое произведение вам больше всего запомнилось?
  5. Какие выразительные средства наиболее важны для композиторов, использующих приемы звукоизобразительности?

IV. Домашнее задание.

  1. Найти в произведениях по специальности приемы звукоизобразительности.
  2. Записать по памяти произведения, о которых велась речь на уроке, и их авторов.