Из истории музейного дела. Крупнейшие музеи мира

Занятие в объединении «Память»

«Музеи мира»

«В музее оживают яркие мгновения

Из жизни предыдущих поколений»

Цель: - сформировать у учащихся представление о музеях мира;

- создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи: – расширить знания школьников об истории музеях мира;

Формировать умение получать информацию из различных источников;

Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны; патриотические чувства и нравственные качества личности.

Воспитывать любовь и уважение к истории своей малой Родины и всей страны.

Форма проведения: виртуальная и реальная экскурсия по музеям

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Музеи мира», «Музеи древности», стихи о музеях, словарь В. Даля и энциклопедический словарь, видео ролик.

Ход занятия.

Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть.

Сегодня мы подвести итоги за год, и конечно узнаем что-то новое, познакомимся с музеями разных стран, совершив виртуальную экскурсию, которую вы подготовили.

Я пригласила к нам в гости самого главного заведующего всеми архивами, знакомьтесь – Архивариус.

- Ребята, скажите, что такое музей?

(ответы учащихся : места, где хранятся предметы старины)

Юля, тебе было задание найти определения в интернете определение музея.

(Юля зачитывает)

Музей – это храм, в котором бережно собираются и сохраняются памятники материальной и духовной культуры, созданные на разных исторических этапах развития общества. Бесценные коллекции живописи, предметов интерьера и быта, скульптуры, собрания монет, книг, памятников естественной истории – это многовековое наследие, ценность которого только будет расти из года в год, и богатство, которое принадлежит всему человечеству.

А какие бывают музеи?

(ответы учащихся : музеи бывают краеведческие, художественные)

Андрею было задание найти в словаре, какие бывают музеи.

(зачитывает с. 327)

Архивариус, а что вы можете нам сказать по этому поводу? Может наши сведения требуют уточнения?

Архивариус:

Ребята сказали всё верно, я лишь немного уточню:

« Музей это научно – исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение, показ и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Виды музеев : естественно - научные, краеведческие, мемориальные, художественные и другие.

Уважаемый Архивариус, спасибо вам за помощь.

Итак, ребята, давайте обобщим сказанное (1 слайд)

Ребята, ежегодно 18 мая люди отмечают профессиональный праздник работников всех музеев мира, в том числе и экскурсоводов, которые проводят огромную просветительскую и педагогическую работу. Так что я всех вас поздравляю с этим праздником, который был 2 дня назад.

И сегодня мы посвящаем наше мероприятие тем хранителям народной памяти, которые любят и чтят историю родного края.

Информацию об этом празднике нам нашли Эля и Ева.

Какова же история этого праздника?

(зачитывает Эля)

История Международного Дня музеев

Международный День музеев ежегодно отмечают 18 мая. История праздника тесно связана с созданием в 1946 году Международного Совета музеев, который поставил главной целью оказывать всестороннюю поддержку деятельности музеев.

К работе Совета сразу же присоединились представители более чем 115 стран, в том числе и СССР. Именно по инициативе Советского Союза в 1977 году был учреждён новый профессиональный праздник – Всемирный День музейных работников . В первый раз торжества прошли в 1978 году. В наше время праздник широко отмечается уже в 150 странах мира. Ведь почти в любом государстве есть немало музеев, которые составляют его национальное достояние.

В этот день музеи открывают свои двери для всех желающих, совершенно бесплатно и с радостью показывая свои выставочные залы, новые экспонаты,

рассказывают, просвещают. К празднику приурочены открытия новых выставок, фестивалей, в музеях организуются тематические лекции, экскурсии, научные чтения, специальные занятия с детьми, проходят музейно-театральные представления.

В конце 90-х гг. появилась традиция в рамках праздника проводить специальную культурную акцию «Ночь музеев», в эту ночь многие музеи закрываются очень поздно либо работают всю ночь. Вход в музеи бесплатный.

Спасибо, а теперь расскажите нам о традициях этого праздника.

(зачитывает Ева)

Традиции Международного Дня музеев

В честь праздника в музеях и галереях мира устраивают тематические экспозиции, выставки с участием молодых художников, проводят специальные мероприятия для специалистов и широкой общественности, экскурсии для детей школьного и дошкольного возраста. В праздничный день во многих галереях проходят научно-популярные лекции и конференции, посвященные вопросам развития музеев.

С развитием интернет технологий шедевры мирового искусства становятся доступными все более широкому кругу людей. Теперь посмотреть лучшие мировые коллекции можно в виртуальных музеях, популярность которых растет день ото дня. Такая виртуальная экскурсия есть и у нас о нашем Зале Боевой Славы.

Спасибо девочки, мы много узнали об этом празднике.

Каждый музей по – своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям запечатлённые мгновения прошлого.

Обычно музейные экспонаты выставляются на всеобщее обозрение, а те, что не вписываются в экспозицию, находятся в хранилищах.

Интересно, а как же все начиналось?

Архивариус:

Ребята,

Без прошлого, будущее не создать,
Каждый гражданин это должен знать,
Нас привлекает история всегда,
В музеи мы приходим, как в прошлые века.

О музеях древности нам подготовили Диана и Алёна

Первые попытки коллекционирования осуществлялись в храмах Древней Греции, когда возводились специальные храмы для складывания даров. Эти храмы назывались «сокровищницами».

В Древнегреческих сокровищницах и пирамидах Древнего Египта собирались огромные коллекции. Они то и считаются прообразом современных музеев.

С древних времен у людей наблюдалась потребность в собирательстве.

Мы подготовили небольшую презентацию о «Музеях древности»

Презентация «Музеи древности»

В Европе первым учреждением музейного типа стала «кунсткамера». Немного позже – стали появляться такие понятия, как галереи, «кабинеты», «музеи».

Спасибо большое.

В истории формирования российских музеев большую роль сыграл Петр I и Екатерина II. Они стояли у истоков создания уникальнейших коллекций, которые впоследствии стали музеями национального значения – Эрмитаж и Кунсткамера в Санкт-Петербурге.

Архивариус: Ребята,

Всегда народ реликвии берег,

Сокровища от глаз чужих стерег

В церквях, соборах и монастырях,

А сам о них знал только на словах.

Но Петр Первый строго повелел,

Чтоб русский люд сокровища узрел,

И в Петербурге был открыт музей

На обозренье всех простых людей.

Тот век сменился не одним уж веком,

Но все, что создавалось человеком,

Хранят теперь в музеях всей страны

Ценители древнейшей старины.

Они сосредоточенны и строги,

В лабораториях, архивах, словно боги,

А с публикой приветливы, умны,

Нам открывая тайны старины.

В конце XVII – начале XVIII веков многие европейские коллекции становятся доступными для посещений, ярче всего это наблюдалось в Германии, Италии, Франции.

О знаменитых музеях мира виртуальную экскурсию нам готовили Ксения и Кристина.

Мы подготовили презентацию о «Музеях мира»

(показ) Презентация «Музеи мира»

Спасибо девочки, да, эти музеи известны на весь мир. Но почти в каждом населенном пункте любой страны есть и свой краеведческий музей, в котором хранятся раритетные предметы, связанные с его историей и этапами развития.

И у нас есть такое место, это историко-краеведческий уголок, или «Зал Боевой славы», в котором будет храниться история наших предков, история хутора, история Весёловского района, история нашей страны.

Архивариус:

Музей и память….

Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Экскурсовод спокойный, умный, строгий,

Увидеть вас здесь снова будет рад.

Помимо экспозиций старины

Музей свою историю имеет,

Поведать вам ее не пожалеет,

Историю ведь знать мы все должны.

А сейчас от виртуальных экскурсий перейдём к экскурсии реальной.

Уважаемый Архивариус, вот несколько слов о том, как появились здесь эти экспонаты.

В 1963 году в Казачинской школе был организован отряд следопытов, который собирал материал о погибших воинах, под руководством учителя истории Черкасовой Л.И. А в 1972 году был создан Казачинский историко – краеведческий музей «Боевой Славы». В здании школы он просуществовал 43 года, после закрытия школы эти ценные музейные экспонаты обрели свой новый уютный дом в нашем доме культуры.

Архивариус: Спасибо Елена Викторовна.

Сюда идут, чтоб научиться

Искусством души согревать,

Чтоб не разрушились традиции

Добро культуры воспевать.

И так, в этом зале находятся 4 экспозиции по темам:

- «История нашего хутора»

Герой октябрьской революции «Е.П. Огнев»

Герои гражданской войны «Б.М. Думенко»

Раздел о «ВОВ»

У каждого есть на земле самый дорогой сердцу уголок. Большой ли это город или крошечный поселок, село, станица, или хуторок, затерянный меж степных холмов, богата ли здесь природа или скудна – неважно. Но, если здесь впервые мы ощутили солнечный мир, познали первые радости и первые невзгоды, если здесь промчалось наше безмятежное, а быть может, и трудное детство, отшумела юность, здесь мы сделали первые шаги в большую жизнь, здесь наш дом, родные, близкие, друзья - для нас этот уголок самый родной. И так же верно, что любовь к родной стороне определяет любовь к Родине в целом! Но, не зная прошлого нашей Родины, мы не сможем оценить правильно настоящего.

Хутор – Казачий, а раньше он назывался Казачий Хомутец - самый старый на Маныче.

П ервые упоминания о нашем хуторе встречаются в архивных документах ещё за 1699 год - значит хутору уже 317 лет.

А сейчас давайте окунёмся в историю родного нашему сердцу Донского края, ну и конечно вспомним героев, что защищали нашу землю.

((стих. и ролик о Дон. крае))
(Макаренко Алёна)

А теперь послушаем наших экскурсоводов.

(рассказ ребят экскурсоводов)

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины! Вечное почтение и вечная память всем, кто выжил в те страшные годы!

Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.

(Федя)

Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.

Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.

Мы будем достойными потомками того великого поколения. Мы благодарны им за эту победу, за наши мирные жизни, Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа.

(После экскурсии девочки читают стихи)

(Диана)
В нашем зале часто посетители –
Каждый найдёт для себя что-то важное –
Школьники, гости и просто родители,
Всё объясним и покажем здесь каждому.

(Ева)

Память хранится здесь о героях,
Тех, что в Великой войне победили.
Их ордена и трофеи напомнят
Подвиги, что в честь страны совершили.

(Настя)
Выставки, конкурсы и конференции,
Олимпиады и разные слёты,
Думаем, будет вне конкуренции
Вся проведённая нами работа.

(Ксюша)

Наследие наших предков мы усердно охраняем,
Историю села мы отлично знаете,
Каждый экспонат прошлого частица,
Давно минувших дней пожелтевшая страница.

(Кристина)

История, с нашей помощью оживает каждый день,
Часто рассказывать одно и тоже нам не лень,
Посетители нас слушают внимательно всегда,
Информацию о прошлом мы получаем сполна.

(Алёна)

В музеях хранится вещественно память,

Которую можно тихонько потрогать,

Слегка прикоснуться к ушедшим эпохам,

Былого величия мизерным крохам.

Ночами экскурсии водит здесь время,

Стуча очень тихо, пред прошлым робея.

Проходят годы, меняются поколения, юные ребята-экскурсоводы становятся взрослыми. Как показал опыт прошлых лет, по окончании школы, бывшие экскурсоводы поступают в военные училища (Акубаев Искандер), педагогические вузы (как Я и 2 моих одноклассницы,) Да, ребята, я тоже была экскурсоводом в Казачинской школе.

Музеи - это наша история, это те места, где хранятся самые ценные вещи, когда-либо изобретенные и созданные человеком. Поэтому музеи должны быть ближе к обществу и полностью для него открытыми.

Ребята готовили стихи о музеи, давайте их послушаем.

Скажу я вам, в музее
Всегда бывать я рад!
Открывши рот, глазею
На каждый экспонат.
Здесь дух неуловимый -
Дыханье старины,
Истории невинной
Стоим напротив мы.

Мы по залам ходим-бродим,
Что-то ценное находим,
Нам здесь много неизвестно,
Оттого и интересно.

Чтобы вещи, не старея,
Ни один лежали год,
Выставляют их в музеях
И глядит на них народ.

В тишине музейных залов
(Помнить все о том должны)
Выставляется немало
Ценных фактов старины.

Культуры и истории наследие, -

Все то, чем человечество гордится,

Все лучшее за многие столетия

В тиши музеев бережно хранится,

Здесь люди обретают вдохновение

И получают много впечатлений,

Здесь оживают яркие мгновения

Из жизни предыдущих поколений.

Я пожелать хочу в наш век стремительный

Музеям не сдавать своих позиций,

Пусть в залах будет много посетителей

И новых интересных экспозиций!

Музеи – это наша жизнь, история, наше наследие и воспоминания...наша память….

Ребята, я думаю, что вы со мной согласитесь, что музей учат нас быть добрее и справедливее. А быть такими нам помогут “ Золотые правила ”.

Я хочу, что бы вы не только повторили их за мной, но вдумались и пропустили через душу.

Вот они:

  1. Береги своё достоинство.
    2. Береги достоинство другого!
    3.Весь мир – музей.
    4. Не будь вандалом!
    5. Почитай своих предков!
    6. Познай самого себя!
    7. Умей прощать!
    8. Передай добро по кругу!
    9. Культура даёт человеку счастье.
    10. Будь носителем культуры!

Архивариус :

Спасибо большое за приглашение посетить ваше занятие, все вместе мы сохраним память о прошлом для наших потомков.

Спасибо вам ребята за подготовку и работу на занятии.



Оглавление
    Введение………………………………………………………… …….…..3
    2.1. Возникновение музеев…………………………………………….....5
2.2. Профильные группы музеев…………………………………………7
    Исторические музеи………………………………………………………9
    Военно-исторические музеи……………………………………………….12
    Истории религии музеи…………………………………………......... ........15
    Историко-бытовые музеи……………………………………..……………18
    Археологические музеи…………………………………………………….21
    Этнографические музеи…………………………………………………….23
    Общеисторические музеи………………………………………..…………26
Заключение…………………………………………………… …………...27
Список использованных источников………………………………..…...28

1. Введение
В настоящее время разветвленную сеть учреждений культуры можно характеризовать по территориальному признаку. Территориальный признак учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края, республики. Профсоюзная сеть претерпевает кардинальные изменения в связи с переходом на рыночные отношения. Многие предприятия отказываются содержать Дворцы культуры, и им приходится менять профиль работы.
В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы - это клубы, дома культуры, Дома творческой интеллигенции, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы.
Дальнейшая демократизация общества вызвала к жизни большое число самодеятельных объединений, фондов, союзов, центров, ассоциаций в сфере культуры и искусства.
Изучение практики работы данных объединений, опыта взаимодействия государственных, профсоюзных и общественных структур является важнейшим условием функционирования деятельности учреждений культуры.

Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно- просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой.

Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие.

Музеи составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты порой пользуются мировой известностью.

Пока в тяжелом положении находятся народные музеи. Собранные в них экспонаты рассказывают о славной истории предприятий, трудовой и боевой славе производственных коллективов, многих поколений замечательных тружеников. Большой популярностью пользуются и народные картинные галереи. Следует назвать и существующие планетарии, являющиеся научно-просветительными учреждениями, ведущими большую работу по распространению основ астрономии, физики, географии.

Целью данной работы является описание исторических музеев на территории Российской Федерации. Объектом является музей в целом, а предметом – исторический тип музея.
Задачи, поставленные в работе:
    История возникновения музеев как таковых, и в том числе исторических;
    Описание групп исторических музеев.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости знаний о том, что такое исторические музеи как особый тип музея.

2. Возникновение музеев
Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся, когда и как они появились, кто их придумал и как они устроены. Истинное предназначение музеев - дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Недаром музей (от греч. museion - "храм муз") называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний.
История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.
Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве.
Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями.
В XV веке музеи возникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.
Первые музеи в России появились в эпоху Петра I (1696-1725). Император основал знаменитую "Кунсткамеру" в Петербурге. Ее отличие обозначилось сразу - ориентация на западную культуру.
Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.
В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.
Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.
Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др.
Каждый экспонат музея имеет свою "легенду", которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления.

2.2. Профильные группы музеев
Классификация по профилю отражает связь музеев с определенной отраслью научного знания, производственной деятельности, видом искусства. Профиль музея определяет состав коллекций, тематику экспозиций, содержание научных исследований и оказывает влияние на все направления музейной деятельности. Все музеи разделяются на профильные группы, внутри которых можно выделить более узкую специализацию - вплоть до музеев одного объекта.
Комплексные музеи - многочисленная и постоянно растущая группа, к которой относятся большинство краеведческих музеев , ансамблевых и средовых музеев , музеев-заповедников , экомузеев . Эти музеи совмещают признаки двух и более профилей (историко-литературные, архитектурно-художественные), а иногда и профильных групп. Так, сельскохозяйственные музеи могут рассматриваться как в группе производственных, так и естественнонаучных музеев. Музеи, совмещающие более 2-х профилей, принято определять как комплексные.
Профильные группы музеев:

Гуманитарные профильные группы
1. Художественные музеи :

    Музеи изобразительного искусства
    Музеи декоративно-прикладного искусства
    Музеи народного искусства
    Художественно-промышленные музеи
    Музеи современного искусства
2. Исторические музеи :
    Общеисторические музеи
    Военно-исторические музеи
    Истории религии музеи

    Историко-бытовые музеи
    Археологические музеи
    Этнографические музеи
3. Литературные музеи :
    Искусствоведческие музеи
    Театральные музеи
    Музыкальные музеи
    Музеи кино
4. Архитектурные музеи
5. Педагогические музеи:
    Музеи наглядных пособий
6. Естественнонаучные музеи:
    Антропологическое музеи
    Биологические музеи
    Ботанические (в т.ч. Ботанические сады)
    Геологические музеи
    Зоологические (в т.ч. Зоопарки, террариумы, экзотариумы и т.п.)
    Минералогические музеи
    Океанариумы
    Палеонтологические музеи
    Почвоведения музеи
7. Сельскохозяйственные музеи
8. Научно-технические музеи
9. Политехнические музеи
Отраслевые музеи:
1. Промышленные музеи
2. Сельскохозяйственные музеи
3. Музеи транспорта
4. Музеи связи
5. Музеи строительства
6. Авиации и космонавтики музеи
7. Военной техники музеи
Комплексные музеи:
1. Краеведческие музеи
2. Музеи-заповедники
3. Экомузеи

3. Исторические музеи
Профильная группа музеев, документирующих историю развития общества. Внутри этой группы, являющейся одной из самых крупных в музейной сети России, выделяют: общеисторические (истории страны, города, учреждения), археологические музеи, этнографические музеи, военно-исторические музеи, историко-бытовые музеи, историко-революционные музеи, музеи истории религии , историко-мемориальные (см. мемориальные музеи ). Большинство музеев естественнонаучной истории и музеев истории науки и культуры также можно отнести к историческим музеям. Все краеведческие музеи имеют исторические отделы и хранят памятники истории. Каждая из названных групп имеет свою специфику в характере экспозиций (см. экспозиционная деятельность в музее ) и составе фондовых коллекций (см. виды коллекций ).
Государственный исторический музей в Москве
В фондах общеисторических и краеведческих музеев хранятся археологические, нумизматические, этнографические коллекции, а также коллекции редких книг, предметов быта (мебель, часы, посуда), оружия, произведения изобразительного искусства, вещевые, фото- и документальные материалы по истории края, личные фонды.
Экспозиция государственного исторического музея
Для исторических музеев характерны долговременные экспозиции, а также различные формы выставочной работы. Значительная группа исторических музеев располагается в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, многие имеют филиалы.
История.
Появление исторических музеев в Европе музееведы относят к 16-17 вв. В России первые собственно исторические музеи появились в начале 19 в. - археологические музеи в Николаеве, Феодосии, Одессе, Керчи. Но уже в 17-18 вв. коллекции памятников истории формировались в частных и монастырских собраниях. Нумизматические, а затем и археологические коллекции входили в собрание первого российского музея Кунсткамеры (с 1714 г.) и Эрмитажа (с 1764 г.)
Массовое создание исторических музеев приходится на 2-ю половину 19 в., что связано с развитием исторической науки и осознанием значения коллекций памятников истории как источников для научных исследований. Выдающимся событием в культурной и общественной жизни России стало основание в 1872 г. национального музея исторического профиля - Императорского Российского Исторического музея им. Александра III (ГИМ в Москве). Его экспозиция, открывшаяся в 1883 г., составленная по единому плану и опиравшаяся на понимание общего хода исторического развития как закономерного процесса, стала новым словом в истории мирового музейного дела. И сегодня Исторический музей в Москве остается крупнейшим музеем страны, в фондах которого хранятся около 5 млн. памятников истории и культуры.
После 1917 г. отдельные группы исторических музеев (церковно-археологические, полковые) были закрыты по идеологическим соображениям. Одновременно сложилась большая группа историко-бытовых музеев. Впервые возникли музеи современной истории: историко-революционные, истории Красной Армии. Значительную роль в сохранении и пропаганде памятников истории стали играть краеведческие музеи.
Музей Великой Отечественной войны в Казани
В 1960-80-е гг. сеть исторических музеев значительно расширилась за счет музеев, посвященных истории советского общества: героизму народа в годы Великой Отечественной войны; музеев истории городов, истории крупнейших строек. С середины 1960-х гг. повсеместно в исторических и краеведческих музеях создавались отделы истории советского общества, а в 1980-е гг. предпринимались попытки создания отделов или постоянно действующих выставок "развитого социализма". В связи с широко отмечаемым в 1975 г. 150-летним юбилеем движения декабристов возникла целая группа историко-мемориальных музеев декабристов.
В 1990-е гг. шел процесс повсеместного сворачивания постоянных исторических экспозиций, устаревших физически и переставших удовлетворять посетителей своим содержанием. Музеи активизировали выставочную работу, декларировали полную деидеологизацию музейной интерпретации истории, старались делать акцент на популяризации богатейшего культурного наследия России. В связи с изменением состава посетителей и ослаблением туристических потоков в экспозиционной работе произошла переориентация на интересы местного населения. Десятки историко-революционных музеев были закрыты или перепрофилированы.
На рубеже 20-21 столетий вновь стали предприниматься попытки создания постоянных обобщающих экспозиций, рассказывающих об истории города или края с древнейших времен и до настоящего времени (Красноярский краевой краеведческий музей, 2002; Национальный музей Республики Татарстан, 2005). Возникла группа новых музеев истории городов. Рост национального самосознания вызвал повышенный интерес к этнической истории народов, населяющих Россию, к народному искусству, традиционным промыслам, мифологии. Экспозиции многих региональных музеев в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке имеют сегодня обновленные и яркие этнографические разделы. В отдаленных регионах Севера и Сибири возникли новые этнографические музеи и музеи-заповедники с задачами, близкими к задачам экомузеев .

Группы И сторических музеев:

    Военно-исторические музеи
    Истории религии музеи
    Историко-революционные музеи
    Историко-бытовые музеи
    Археологические музеи
    Этнографические музеи
    Общеисторические музеи.
Описанием этих групп займемся чуть ниже.
3.1. Военно-исторические музеи

Военно-исторические музеи - группа музеев исторического профиля. Собрания военно-исторических музеев отражают военную историю страны, развитие военного искусства, историю отдельных родов войск и видов вооружений. В состав собраний входят коллекции оружия, военной техники и приборов, форм одежды, знамен, медалей, фото-, кино-документов, карт, комплексы личных вещей и документов.
Многие музейные собрания начинались как хранилища оружия, предметов военной утвари, арсеналы. С сер. XVI в. военные трофеи и образцы русского оружия поступали в Оружейную палату Московского Кремля, с 1584 г. известно хранилище образцов вооружения Арсенал в Москве; они одновременно являлись мастерскими и были тесно связаны с производством.
По указу Петра в 1709 г. при Адмиралтействе были основаны Модель-камера для хранения материалов по кораблестроению (в 1805 г. Модель-камера была преобразована в Морской музей), а также Цейхгауз Петропавловской крепости (1703), Арсенал в Петербурге (1711-1712). Образцы и историю отечественного оружия представлял основанный в 1775 г. Достопамятный зал Петербургского Арсенала (в 1868 г. преобразован в Артиллерийский музей). В 1783 г. Московский Арсенал был превращен в музей-хранилище старинного оружия и военно-исторических реликвий. На фоне подъема национального самосознания после войны 1812 г. созданы военно-исторические музеи: Военно-исторический музей при Главном военно-инженерном училище (1819), Военная галерея Зимнего дворца (1826), Арсенал в Царском Селе (основан Николаем I в 1832 г. на основе личных коллекций; с 1852 г. доступен для обозрения). Серьезное развитие получили военно-исторические музеи во 2-ой пол. XIX столетия: основаны Военно-инженерный музей в Петербурге (к.1860-х), Кавказский военно-исторический музей в Тифлисе (1888), музей А.В. Суворова в Петербурге (1898), Бородинский музей (1903), морские музеи в городах русской боевой славы Николаеве, Севастополе, Кронштадте. Появились первые музеи в воинских частях (полковые музеи). В 1900-е гг. открыта Выставка Отечественной войны 1812 года на ст. Бородино, мемориальная Кутузовская изба в Филях.
В советское время были созданы новые военно-исторические музеи: Музей Красной Армии в Москве, 1919, Центральный дом авиации им. М.В. Фрунзе в Москве, 1927, Музей обороны Царицына, 1937. Создаются мемориальные музеи (В.И. Чапаева дом-музей в г. Пугачев Саратовской обл., 1939; Музей Первой Конной Армии в Белгородской обл., 1939).
В годы Великой Отечественной войны музеи страны понесли значительный урон, однако с 1942 г. начали создаваться новые музеи, посвященные событиям войны. Среди них мемориальный музей лётчика Н.Ф. Гастелло в Муроме, Музей обороны Ленинграда, Военно-медицинский музей и др., "по горячим следам" комплектовались ценные коллекции.
Значительно выросло количество военно-исторических музеев в 1950-60-е гг. Были основаны Центральный музей Вооруженных сил в Москве, Музей Отечественной войны 1812 г. в Тарутино, Музей тихоокеанского флота во Владивостоке, Музей-выставка Военно-воздушных сил в Монино , а также мемориальные комплексы, связанные с войной: "Героям Сталинградской битвы" , Музей и мемориал в честь героев Курской битвы, Куликово поле ; созданы диорама "Штурм Сапун-горы" в Севастополе и панорама "Бородинская битва", музей Г.К. Жукова в с. Жуково Калужской обл. В 1995 г. был открыт один из крупнейших военно-исторических музеев страны - Центральный Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве.
В настоящее время количество военно-исторических музеев ведомственного подчинения Министерства обороны РФ составляет ок. 300. Кроме центральных музеев существуют музеи в военных округах, частях, флотах. Крупные и ценные комплексы по военной истории России хранятся в краеведческих музеях страны; они отражают как историю страны в целом, так и региональные события, персоналии. Комплектование военно-исторических коллекций достаточно интенсивно продолжается в настоящее время, в рамках военно-исторической тематики разрабатываются новые темы отечественной истории. Военно-исторические музеи ведут научно-исследовательскую работу, широкую научно-просветительную деятельность, направленную на формирование чувства патриотизма, интереса к героической истории своей страны.
СПИСОК ВОЕННО- ИСТОРИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ
1. Артиллерии, инженерных войск и войск связи военно-исторический музей в г. Петербург
2. Битвы за Днепр музей в г. Лоев Гомельской обл. (Республика Беларусь)
3. Белорусский Государственный музей истории Великой Отечественной войны в г. Минск (Республика Беларусь)
4. "Блиндаж", музей в г. Калининград Калининградской обл.
5. Боевого содружества белорусских, русских, латышских и литовских партизан в годы Великой Отечественной войны музей в пос. Расоны Витебской обл. (Республика Беларусь)
6. Боевой славы музей в г. Астрахань
7. Боевой славы музей в г. Коломна Московской обл.
8. "Бородинская битва", музей-панорама в г. Москва
9. Бородинский военно-исторический музей-заповедник в Можайском р-не Московской обл.
10. "Брестская крепость-герой", мемориальный комплекс в г. Брест (Республика Беларусь)

3.2. Истории религии музеи.
Музеи исторического профиля, собрания которых документируют генезис и развитие религии как сложного социокультурного феномена.
В зависимости от отношения к религии в обществе эти музеи изменяют во времени формы существования (музеи отживающего культа, антирелигиозные музей, музеи истории религии) и принципы экспозиционного показа. История этой музейной группы наиболее репрезентативно по отношению к остальным отражает интерпретацию исходного материала в соответствии с идеологическими установками. В современном обществе отношение к историко-религиозным музеям определяется пониманием религии как мировоззрения и мироощущения, а также соответствующего поведения и специфических действий (культа), основанного на вере в существование Бога (или богов). Крупнейшим и единственным в своем роде музеем, показывающим историю разных религий на протяжении значительного хронологического периода, является Музей истории религии в г. С-Петербург. Зарубежные музеи истории религии отражают историю одной конфессии или определённого периода внутри конфессии: Национальный музей раннего христианства, Рим; Музей истории Реформации, Женева и др. В последние годы наблюдается процесс открытия музеев при храмах, епархиях - на разных уровнях административно- территориальной структуры церковной организации, в которых освещена история православия конкретного региона и в конкретный исторический период (Музей истории Православия на Алтае, Музей при кафедральном соборе в г. Тутаев Ярославской обл. и др). Активный рост количества подобных музеев может привести к воссозданию цельной картины истории православия в России.
Раздел по истории религии в конкретном регионе включен в экспозиции многих краеведческих музеев . Крупнейшие музеи истории русской культуры (Музеи Московского Кремля, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Музей им. Андрея Рублева) включают коллекции по истории православия. Активная выставочная деятельность музеев Московского Кремля, знакомившая посетителей в России и за рубежом с 1960-х годов с древнерусским искусством, поступившим в музей из Патриаршей ризницы, соборов Московского Кремля, закрытых церквей и монастырей, была в определённой степени и одновременным знакомством с историей православия.
История
Первые собрания, отражающие историю христианства, формировались в России в ризницах церквей и монастырей. В 19 в. они сосредоточились в открывшихся при епархиях древлехранилищах и церковно-исторических музеях (см. церковные музеи ). После революции 1917 г. храмы и монастыри, утратившие свою функцию, продолжали существовать как музеи церковного быта. Это была единственно возможная форма сохранения наследия в условиях того времени, для этой же цели обществом "Старый Петербург" был создан Музей отживающего культа (существовал 1923-26 гг). Со второй половины 1920-х годов музеи церковного быта закрываются или перепрофилируются в антирелигиозные музеи для борьбы с "церковной контрреволюцией". Но даже и в такой форме существования музеи, комплектовавшие свои собрания предметами из закрывавшихся церквей и монастырей, спасали от гибели культурные ценности. Количество антирелигиозных музеев возросло с 11 в 1925 г. до 80 в 1933 г. (последняя цифра включает музеи в союзных республиках и антирелигиозные отделения при различных музеях). Из них выделялись два крупных музея: Центральн
и т.д.................

1.3 История возникновения музеев

Художественные музеи - одно из самых замечательных достижений человеческой цивилизации. Они хранят и делают доступными людям уникальные творения человеческого духа.

История возникновения художественных музеев восходит к древности. Слово «музей» происходит от греческого «mouseion», что означает «храм муз». Первый Мусейон был основан в Александрии Птолемеем I приблизительно в 290 году до н.э. и имел статус учебного заведения. В него входили жилые комнаты, столовые помещения, обсерватория, библиотека, ботанический и зоологический сады. Мусейон располагал медицинскими и астрономическими инструментами, чучелами животных, а также статуями и бюстами, которые использовались во время обучения. Работа Мусейона, в отличие от других научных школ, финансировалась государством: учёные и педагоги получали в нём жалование. Главный жрец, первое лицо «храма муз», назначался самим Птолемеем. Мусейон располагал уникальной библиотекой: к I в. до н. э. она насчитывала более 700 000 рукописей. Приблизительно в 270 г. н. э. Мусейон был уничтожен вместе с большей частью Александрийской Библиотеки.

Аналогом художественных музеев в античной Греции были храмы. По традиции в храмах богов и муз располагались статуи, картины и другие произведения искусства, посвящённые этим богам или музам. Античные храмы богато украшались мозаиками и фресками. Позднее, уже в античном Риме, к этому добавились картины и скульптуры, расположенные в городских садах, римских банях и театрах. Доступ в эти места имел любой горожанин: таким образом, художественные произведения ещё в ту пору были доступны самой широкой публике.

Прообразами частных собраний во времена античности были виллы богатых и знатных людей. Вниманию именитых гостей часто представлялись произведения искусства, захваченные во время войн и привезённые хозяевами из победоносных походов. Войны в те годы играли значительную роль в распространении художественных образцов разных стран по всему миру. Так, римский император Адриан распорядился создать копии тех произведений искусства, которые он видел в Греции и Египте. Вилла Адриана, одна из самых роскошных вилл своего времени, богатством и разнообразием украшающих её произведений не уступала многим современным музеям.

В средние века хранителями произведений искусства - ювелирных украшений, статуй, древних манускриптов - были храмы и монастыри. Начиная с VII века, в них также выставлялись для обозрения предметы, захваченные в войнах. В военные годы эти собрания служили для оплаты выкупов: таким образом, состав коллекций постоянно менялся, то пополняясь, то уменьшаясь. Так, сокровища Кафедрального собора Нотр Дам в Реймсе всецело зависели от удачи французской армии в ведении войны.

Систематическое коллекционирование предметов искусства началось в эпоху Возрождения: именно в этот период зарождается современный облик художественного музея, а само слово приобретает современное значение. Одним из крупнейших меценатов и покровителей искусства того времени был правитель Флоренции Лоренцо Медичи, получивший прозвище Лоренцо Великолепный. Поэт-гуманист, он был большим знатоком античной древности, ценителем и собирателем античных гемм и монет. Известно, что он являлся первым покровителем Микеланджело: по заказу Медичи молодой скульптор выполнял копии античных скульптур для его сада около Сан-Марко.

Сами же музеи стали создаваться только в XVI- XVIII веках. Первым, кто определил художественное значение музея, был французский художник Жак Луи Давид. К членам Конвента он обратился с такими словами: «Не заблуждайтесь, граждане! Музей вовсе не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Надо, чтобы музей сделался школой большого значения: преподаватели поведут туда своих юных учеников, отец поведёт туда сына. Молодой человек при виде произведений гения почувствует, к какому виду искусства или науки призывает его природа!»

История создания старейших художественных музеев, таких как Уффици, Прадо, Лувр и др. восходит к XVI веку. При строительстве дворцов стали специально планировать помещения для коллекций картин, скульптур, книг и гравюр. К этому же времени относится появление первых учреждений музейного типа - галерей, «кунсткамер», «кабинетов». Последние отражали интерес к познанию мира, свойственный тому времени. Стремясь сосредоточить в них всё богатство природного мира, дополненное творениями рук человеческих, владельцы «кабинетов» преследовали, как правило, одну цель - удовлетворение собственных познавательных интересов. Наряду с «кабинетами» и «кунсткамерами» в Европе в XVI-XVIIвеках получили большое распространение частные художественные коллекции, которые, как правило, отражали интересы и художественный вкус их владельцев - представителей знати и богатых буржуа. Многие закрытые, частные собрания становятся доступными для обозрения. Так, Франческо I Медичи открыл для публики собственную коллекцию произведений искусства, разместив её в здании, построенном Дж. Вазари в 1584 году (ныне галерея Уффици). В 1739 году последняя представительница династии Медичи Мария Людовика передала коллекцию в государственное владение.

В XVIII веке публичные музеи становятся неотъемлемой частью общественной жизни. В 1750 году в Париже картины в Люксембургском дворце были два дня в неделю разрешены для публичного показа, в первую очередь студентам и деятелям искусства: позднее они были переданы в коллекцию Лувра.

Первым музеем нового типа стал Британский музей в Лондоне. Он был открыт в 1753 году, но для его посещения необходимо было письменно зарегистрироваться. Первым большим публичным музеем стал Лувр: он был открыт для широкого посещения в 1793 году. Формирование основных европейских музеев завершилось в XIX веке, когда они стали доступны для широкой публики: Музей истории искусств в Вене, Национальная галерея и Галерея Тейт в Лондоне, Старая и Новая Пинакотеки в Мюнхене и др.

Структура, организация и деятельность современного музея определяется, прежде всего, характером собрания. Основные задачи научной деятельности музеев - изучение и систематизация коллекции - находят отражение в публикации полных каталогов произведений, хранящихся в музее, а также других научных и научно-популярных изданий. Художественные музеи практикуют также выставочную деятельность, обмен показами произведений искусства из своих коллекций в рамках культурного обмена. Просветительская деятельность художественных музеев выражается в проведении экскурсий, лекций, лекториев.

Художественный музей, как комплекс специально оборудованных помещений и научно-вспомогательных отделов, включает в себя экспозиционные залы, запасники (хранилища фондов), выставочные залы, реставрационные мастерские, научную библиотеку и пр. Экспозиция музея строится, как правило, по хронологии и по национальным школам искусства. В некоторых музеях экспозиция строится частично или полностью по отдельным коллекциям, поступившим от владельцев в дар или на временное хранение.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи. К XIX веку сложился тип музейного здания, в котором залы располагались либо анфиладой, либо вокруг 1-2 внутренних двориков. В XX веке при строительстве зданий художественных музеев стали активно применять новые архитектурные решения, позволяющие более органично связывать их со спецификой коллекции, национальными традициями, климатическими условиями. Нередко часть экспозиции (в основном скульптуру) выносят за стены музея, размещая её на открытом воздухе. Общая черта архитектуры современных художественных музеев - гибкость использования внутреннего пространства, возможность трансформации основных помещений.

Э рмитаж - лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова .

Эрмитаж

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин. Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня - это шедевры Рембрандта и Рафаэля , Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи .

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин. В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад - творение Виктора Васнецова . Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи - «Русалки» Ивана Крамского , написанная под впечатлением от произведений Гоголя. А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» - дипломная работа Александра Иванова , которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Оружейная палата

Сокровищница московских князей и русских царей.

Хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I . Среди 4 000 экспонатов - единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы - оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413 . Место прикола - город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 - единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Русский музей

Крупнейшее в мире собрание русского искусства - Русский музей , созданный по императорскому указу в конце ХIХ века. Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат - Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин . Украсил корону ярко-красный кристалл - шпинель. Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II. Один из самых статусных экспонатов - бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, - самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Самый европейский в России - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал - то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город. Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 100 тыс. музеев, и каждый из них по - своему уникален. Однако существуют музеи, побывать в которых мечтает каждый интересующийся историей и культурой человек. Это самые известные музеи мира.

Первое место в плане известности и уникальности специалисты отдают Лувру . Этот музей открылся во Франции, в Париже в 1793 году. До этого крепость, где расположена экспозиция, являлась резиденцией французских королей. В музее представлена огромная коллекция произведений искусства, а также различные исторические и научные экспонаты.

Парижский Лувр

Британский музей находится в столице Великобритании г. Лондон. Заведение первый раз открыло двери для посетителей в 1753 году. Площадь этого музея равна 9 футбольным полям, коллекция представленных здесь экспонатов является одной из крупнейших на планете.


Британский музей

Музей Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art) находится в г. Нью-Йорк, США. Он был открыт в 1872 году группой прогрессивных американцев, и изначально находился по адресу: 5 Авеню, здание 681. Позже музей дважды переезжал, но с 1880 года и по сей день местонахождение его неизменно - это Центральный парк, Пятая авеню. Коллекция Метрополитен музея насчитывает около 3 млн. экспонатов. Это произведения искусства со всего мира.


Музей Метрополитен

Галерея Уффици находится во Флоренции, Италия. Это один из самых известных музеев искусства в мире. Свое название он получил благодаря площади Уффици, на которой находится. В музее широко представлена живопись и скульптура итальянских мастеров, а также работы великих творцов со всего света.


Галерея Уффици

Государственный Эрмитаж - достояние России. Заведение находится в г. Санкт-Петербург и обладает мировой известностью. Коллекцию музея начали собирать еще российские императоры, а свободный доступ в Эрмитаж был открыт только в 1863 году. Экспозиции Эрмитажа насчитывают более 3-х млн. экспонатов. Среди них не только произведения искусства, но и археологические находки, нумизматический материал, драгоценности. Сегодня музей занимает пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Придворный театр и Новый Эрмитаж.


Государственный Эрмитаж. Зимний дворец

Музей Прадо - национальный музей Испании, находится в столице - г. Мадриде. В этом музее собрана огромная коллекция произведений изобразительного искусства европейских школ.


Музей Прадо

Египетский музей в Каире является наследием великой цивилизации. Впервые выставка экспонатов состоялась здесь в 1835 году. Сегодня это крупнейший музей древнеегипетского искусства. Здесь находится более 120 тыс. уникальных экспонатов, возраст которых начинается с доисторических времен.


Египетский музей в Каире

Музей Мадам Тюссо в Лондоне - экспозиция, известная своей уникальностью. Здесь собрано более 400 восковых фигур - в их числе не только исторические личности, но и современные звезды.