Исследовательский проект по дисциплине регионоведение "особенности мордовского орнамента". Мордовский орнамент занятие

Время: 2 часа

Оборудование:

Для учителя – презентация, эскизы узоров вышивки, образцы вышивок.

Для учащихся – рабочая тетрадь

Тип: комбинированный

Цели и задачи:

1. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту народного творчества.

2. Ознакомление с композицией мордовской вышивки: орнаментальные мотивы, цветовая гамма, расположение узоров в костюме. Знакомство с особенностями эрзянской вышивки.

3. Развитие культуры взаимоотношений, интереса и любви к национальным корням.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Слайд 1

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Я хочу начать наш урок строками мордовского поэта Петра Гайни.

Мой край родной – мордовская земля!

Тебе слагаю песни я свои.

Люблю твои раздольные поля,

Суры и Мокши чистые струи,

Люблю твоих нарядов простоту,

Твои обряды, звучный твой язык,

Твоих сказаний смелую мечту,

Которой с детства я внимать привык.

2. Сообщение темы, целей и содержания урока.

Тема занятия звучит так: «Мордовские узоры». Сегодня вы познакомитесь с составляющими элементами мордовских узоров, с их названиями и научитесь расшифровывать их значение. Слайд 2

3. Изучение нового материала.

Как развивалось художественное творчество мордовского народа. Мордовские узоры пополнялись и видоизменялись благодаря общению мордовского народа с соседними народами. Со временем образовалась знаковая система присущая только мордовскому орнаменту, мордовской вышивке.

Мордовские узоры которыми украшали одежду тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Существуют следующие виды орнаментов :

1. Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)

2. Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)

3. З ооморфный (изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)

4. Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)

В мордовской вышивке преобладающими мотивами являются геометрические, но встречаются еще и две категории мотивов: изображения птиц и деревьев. Основными среди мордовских узоров являются: ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звёзды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры. Сейчас мы поближе познакомимся с некоторыми из них.

Мордовские узоры.

1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия. Слайды 3-6

2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа. Слайды7-9

3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, т. е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) - убить человека или животное. Слайды 10-12

4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью. Слайды 13-17

5) S -овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова. Слайды 18-20

Вы уже знаете о том, что мордовскими узорами украшали в основном одежду. И узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.

Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Исходное положение - стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руки опираются о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.

Исходное положение - стоя. Поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

Исходное положение - стоя, поднять левую (прямую) ногу. Выполнить круговые движения стопой.

Ученики заполняют таблицу.

Таблица. Мордовские узоры.

Название узора

Изображение узора

Символика

Боги

изобилие, плодородия

Норов-ава

Ведь-ава и Ведь-атя

Восьмиконечная звезда

Солнце и огонь

Тол-ава и Тол-атя,

Чиава или Шиава

Роговидные узоры

деревья и трава

Вирь-ава и Вирь-атя

S-овидные фигуры

птицы и конские голова

Волцы-Пас

Стоит также затронуть виды симметрии мордовской вышивки:

a) Сетка.

b) Бордюр.

c) Розетка. Слайды 22-27

Все эти виды включают в себя большое количество узоров и их разновидностей.

Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение.

1) Белый цвет . Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.

2) Красный цвет . Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.

3) Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.

4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.

5) Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.

Просмотр слайдов с комментариями учителя. Слайды28-31

4. Закрепление пройденного материала.

Ученики выполняют индивидуальные задания по листочкам (см. приложение).

5. Подведение итогов.

Что такое орнамент?

Какие виды симметрии вы знаете?

Какие цвета используют при создании мордовских узоров?

Какие мордовские узоры вы знаете?

Сегодня на уроке вы познакомились с простыми мордовскими узорами и сложными орнаментами. Вы узнали о символике мордовских узоров и символике цветов, которые используют в вышивке.

6. Домашнее задание.

Выставление оценок.

Оксана Артамонова

Мордовский орнамент «Розетка» с использованием элемента

«квадрат с продленными сторонами» на керамической тарелке с использованием техники точечная роспись.

Художественное творчество мордовского народа формировалось с учетом традиций финно-угорского мира и взаимодействия с культурами соседних народов. Наиболее ярко оно проявилось в орнаментике народного мордовского костюма, бытовых и ритуальных предметах, зодчестве.

Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только мордовскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Весь орнамент состоит из зигзагов, кругов, волнистых линий, розеток, квадратов, ромбов.

Круг в мордовской этнознаковой символике используется как символ солнца, луны, колеса, кольца. Он олицетворял собой силу, которая дарила жизнь всему сущему.

Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало.

Зигзаг – считается символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.

Цвета в мордовских узорах (орнаментах) носят символическое значение

1) Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.

2) Красный цвет. Является одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.

3) Черный цвет. Его восприятие является негативным либо нейтральным.

4) Желтый цвет. Символизирует зрелость, полезность, ценность.

Мы живём в Мордовии. Должны знать ценности своего народа. Самый благодатный путь – возрождение забытых национальных ценностей. Не показное сувенирное, а каждодневное погружение (обращение) к истокам даст положительный результат и поможет проникнуться искусством мордвы.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента: «Башкирский национальный орнамент» Тема: Башкирский национальный орнамент Программное содержание: - познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций рыбок (пресноводных). Беседа о местах обитания рыб (озеро, река, море). сделать заготовки.

Цели и задачи занятия: развивать у детей эстетическое восприятие природы; научить передавать изображение цветов, используя технику пластилинографии;.

Мастер-класс «Оформление осенней берёзы с использованием техники квиллинг» Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития.

Здравствуйте! У меня готова следующая тарелочка. На этот раз захотелось попробовать изобразить маки. Для работы потребовалось следующее:.

ООД по изодеятельности «Зимний пейзаж» с использованием нетрадиционной техники рисования Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная. Тема: Сказочный зимний лес. Тип: интегрированное.

В мордовской народной вышивке преобладает геометрические орнамент и еще две категории орнаментальных мотивов: изображения птиц и деревьев. Меньшее распространение получили изображения птиц, но не рассмотреть пути и закономерности их появления в рукоделии нельзя, поскольку в других видах декоративно-прикладного искусства мордовского народа птички встречаются в большом ассортименте. Практически во всех могильниках мордвы 1 тыс. нашей эры встречаются уникальные привески с подвесками в виде лапок водоплавающих птиц и небольшие подвесочки-уточки. Весьма своеобразным украшением женщин в 8-11 вв. была так называемая бляха "с дверцей". Сама "дверца" (крышечка) изображала туловище и голову птицы, а орнамент по полю бляхи - крылья и хвост.

Рис. 27. Украшения в виде уточек и лапок водоплавающих птиц.

В нашем распоряжении имеются четыре изображения семейства пернатых в орнаменте вышивки, исполненные с достаточной реалистичностью. Выбрано несколько геометрических орнаментальных мотивов, аналогичные изображения которых у других народов трактуются исследователями как изображения птиц. На одной из вышивок уточки изображены плывущими одна за другой в виде бордюра, на трех других - изображения птиц парные, стоящие по сторонам дерева и обращенные головами друг к другу. Подобные геральдические композиции из птиц с деревом распространены в искусстве чувашей, марийцев, башкир, обских угров. Позаимствованные из восточного искусства геральдические изображения птиц и дерева обрели у народов Поволжья иную трактовку, произошли значительные изменения в форме.

Известные изображения птиц в мордовской вышивке трудно связать с каким-либо определенным видом птицы. Замечено, что в двух случаях они изображены с крыльями, изображения ног имеются только в одном случае. В вышивке панара бордюр образован из геральдических композиций, в промежутках между этими композициями из птиц и дерева включены антропоморфные фигуры, занимающие место дерева. В вышивке покая из коллекции ГМЭ изображения птиц, предстоящих у дерева, являются основными в нагрудных вышивках, отходящих от наплечных розеток. Оба изображения птиц и дерева подчеркнуты горизонтальным элементом, на концах которого видны тоже птицы или конские головы. Контаминация образов птиц и коня - явление, присущее декоративно-прикладному искусству мордвы. Достаточно вспомнить огромное количество ажурных привесок, найденных в могильниках мордвы, у которых щитки имели изображения конских голов, а внизу на цепочках подвешивались лапчатые подвески. Геометрические орнаменты, приведенные в качестве изображений птиц в мордовском орнаменте, мало напоминают изображения птиц, S-образные фигуры, прямые кресты с тюльпанообразными концами. Но в искусстве обских угров, марийцев и башкир процесс замены реалистических изображений птиц на более абстрактные геометрические фигуры показан этнографами убедительно. Но лишь в двух модификациях геометрические мотивы можно связать с геральдической композицией птиц, предстоящих у дерева (S-образные мотивы и прямой крест с тюльпановицными концами). В других случаях изображения птиц направлены головами в стороны от предполагаемого дерева и скорее похожи на конские головы, распространенных в древнем декоративном искусстве мордовского народа.

Другая категория мотивов (имитация деревьев) представлена в мордовском орнаменте полнее. Деревья в геральдических композициях попадается столько раз, сколько имеется изображений птиц. Во всех остальных случаях символы деревьев составляют бордюр или трехчастную композицию с выделением центрального дерева. Материалы орнамента дают возможность проследить процесс замены в вышивке реалистических изображений деревьев в геометрические мотивы: исчезают корни, появляется ромб на вершине, ветви превращаются в зигзагообразные и рогообразные элементы. Если согласиться, что вертикальная прямая с отходящими от нее симметрично рогообразными элементами - мотив дерева, то мы имеем чрезвычайно широкую популяризацию в мордовской вышивке орнаментальных мотивов, в основе которых лежит символика дерева. На некоторых вышивках среди изображений деревьев встречаются антропоморфные фигуры. Похожие присутствуют в мордовском орнаменте, но отсутствие исходных форм и переходных к геометризированным антропоморфным узорам не позволяет утверждать с достаточной степенью уверенности о наличии в мордовском орнаменте развитого класса антропоморфных мотивов.

Рис. 28. Схемы простейших сетчатых орнаментов и построение бордюров.

Главенствующим в мордовской вышивке являются геометрический орнамент, по характеру и многосложности среди которых выделяется более двадцати групп. Основными являются зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми- и шестиугольников; многие орнаментальные мотивы состоят из нескольких элементов различных групп. Не все исходные варианты разнородных групп узоров равнозначны в формировании богатства орнамента мордовской вышивки: одни дают 3-10 вариаций узоров, другие десятки вариантов. Зигзаг дает мало вариантов узоров, но его применение заставляет признавать зигзаг основным орнаментальным мотивом рукоделия. Особая категория - мелкие окаймляющие узоры, созданные декоративными швами и фактически применяющиеся во всех вышивках. Среди них ряды параллельных прямых (вертикальных и наклонных), мелкая сетка, Г-образные и рогообразные, рогообразные с крестиками на концах, крестики, квадраты, ромбы с продленными сторонами, ромбы на уголках зигзагов, вильчатые узоры, крючки, спирали. Швы, заполняющие фигуры на эрзянских панарах и покаях, также дают большую коллекцию подобных узоров. Среди них появляются и новые: кресты и ромбы, у которых стороны выполнены мелкими треугольниками, ромбы со вписанными квадратами и, наоборот, квадраты и ромбы с диагоналями и соединенными серединами сторон, ромбы с одной диагональю, восьмиконечные розетки, решетчатые ромбы, спирали.

Планирование орнамента на одежде и головных уборах мордвы не является произвольным. В зависимости от формы и размерности орнаментируемой площади выбиралась композиция орнамента, величина фигур. Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как сетка, бордюр и розетка.

Сетка, особенно косая, как вид симметрии, широко представлена в вышивках. Прямая встречается в вышивке пулагаев, но реже. Сетчатый орнамент превалирует в декоре головных уборов и более поздних пулагаев. У головных уборов сетчатый орнамент служит для декора лобной части, тыльной стороны и лопасти. Косая сетка имеет ромбическую ячейку, прямая - квадратную. В орнаменте мордовской вышивки встречается несколько типов косых сеток. Простейшие из них широко распространены в оформлении лобных и тыльных сторон эрэянских головных уборов и представляют собой или косую сетку с заполнением ячейки-ромба концентрическими фигурами, или орнаментальные мотивы располагаются в каждой ячейке на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. В сетках этого типа применяются и контуры вокруг фигур, но интервалы между фигурами не меняются. В ряде случаев в узлах сеток ютятся дополнительные орнаментальные мотивы. В случаях, когда они имеют более крупные размеры, нежели основной узор, общий вид декора меняется, его основа делается менее заметной, на первый план выступает негатив узора. Сочетание нескольких элементов в начинке ячеек сетки, оконтуривание отдельных орнаментальных мотивов или их частей дает до 4-5 вариантов узоров при одинаковом графике сетки. На этом примере очевидно сохранение традиций и мастерство вышивальщицы, ее стремление выразить свою индивидуальность.

Рис. 29. Схемы простейших розеток из сетки и орнамента из ромбов (вверху) и схемы построения орнаментов из сеток и ромбов (внизу).

Видоизменения сеток начинают выглядеть значительно сложнее, если узор захватывает всю площадь ячейки. Особую сложность приобретают сетки, у которых основные орнаментальные мотивы построены на основе ромба с продленными сторонами по горизонтали или вертикали, или во все стороны; на основе ромба с тремя отростками на каждой стороне; на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами. Выполнение орнамента в таких сетках делается с соблюдением равенства линий узора и фона. Негативные фигуры повторяют контуры позитивных фигур или получаются новые орнаментальные мотивы. Многообразие редакций узоров, что усиливает художественные достоинства вышивки, достигается расположением основных орнаментальных мотивов в каждой ячейке-ромбе наклонной сетки или размещением основного мотива лишь в ромбах-ячейках, примыкающих друг к другу только по горизонтали и вертикали. Второй способ более продуктивен, поскольку появляется возможность вводить в орнамент добавочные позитивные узоры, увеличивается вариативность негативных узоров. Идентичность линий фона и узора позволяет строить сетку из узоров, которые далеки от исходных вариантов, так как для построения их использовались позитивные и негативные узоры. Большая продуктивность второго способа объясняется возможностью приумножения альтернатив узоров за счет сближения ромбов по горизонтали, или по вертикали, или по горизонтали и вертикали вместе. Целый ряд негативных узоров, полученных в сетках из ромбов с продленными сторонами или с тремя стеблями на каждой стороне, стал использоваться самостоятельно в качестве основных (позитивных) узоров. Среди них часто встречается мотив прямого креста, построенного из пяти ромбов, с рогообразными мотивами на четырех конечных ромбах. Нередко применяется мотив ромба с продленными сторонами-гребешками.

Исходной версией для получения оригинальной группы узоров стала сетка, построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами. Полученные с ее помощью негативные Т-образные узоры уже сами создают сетки, в которых выполняют уже роль орнаментальных мотивов.

Весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр, применявшийся в вышивке подавляющего большинства частей одежды и головных уборов, подчеркивая их контуры, приумножая значение горизонтальных или вертикальных плоскостей. Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, зигзаги, ромбы, косые кресты) со сплошь вышитым фоном и заключенные между двумя горизонтальными (или вертикальными) параллельными прямыми применялись для отделки лопастей сорокообразных головных уборов, наплечных вышивок панаров, шва спереди на эрзянских панарах. Увеличение вариантов бордюров такого рода происходило за счет ниток разного цвета, удвоения или утроения контуров, введение дополнительных элементов в пробелы между фигурами.

Министерство образования Республики Мордовия

Региональный учебный округ

Лямбирский муниципальный район

МОУ «Большеелховская СОШ»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ

ГЕОМЕТРИЯ МОРДОВСКИХ УЗОРОВ В ВЫШИВКЕ

Рузаев Кирилл Витальевич

8 класс

с. Большая Елховка

Введение……………………………………………………………………………………………5

Глава 1. Симметрия – основополагающий принцип устройства мира………………………...6

Глава 2 .Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа………………………………………………….11

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки……………………………………..13

Глава3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы………………………...17

Заключение……………………………………………………………………………………….19

Терминологический словарь……………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………………………….21

1. Введение

Изучая математику, мы открываем все новое и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

Гармония (от греч. harmonia) означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обусловливающие внутреннюю и внешнюю форму предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Последние две характеристики относятся, прежде всего к математике. Ведь математика - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях. Поистине:

Во всем царит гармонии закон,

И в мире все суть ритм, аккорд и тон.

Дж. Драйден

На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство мордовского народа. История мордвы нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение в шитье бисером, художественной обработке дерева, в узорном ткачестве, аппликации. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.

Актуальность исследования обусловлена рассмотрением состава орнаментального мотива композиции в мордовских узорах с точки зрения математики.

Цель работы - исследовать геометрические узоры в орнаменте мордовскойвышивки

Задачи:

1.Выявить, виды симметрии в орнаментальных формах мордовских узоров

2. Охарактеризовать композиционные особенности узоров

3. Рассмотреть расположение орнамента на костюмах мордвы

Объект исследования: вышивка на костюмах мордвы

Предмет исследования: геометрия узоров в вышивке

Глава 1 . Симметрия – основополагающий принцип устройства мира

Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает «такая же мера».

Симметрия принадлежит к числу широко и повсеместно распространенных явлений. Ее всеобщность служит эффективным инструментом познания природы. Симметрия в природе – следствие необходимости сохранять устойчивость. За видимой симметрией внешних форм лежит невидимая внутренняя симметрия построения, пространственного расположения элементов, гарантирующего равновесие. Можно сказать, что симметрия – это проявление стремления материи к надежности и прочности. Действительно, симметричные формы наиболее устойчивы к разному роду воздействиям, поскольку они обеспечивают повторяемость удачных форм.

Однако природа была бы слаба и бездарна, если бы все время только дублировала саму себя. Даже для повторения своих созданий она выбирает различные пути, что особенно наглядно прослеживается в разных видах симметрии.

Симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разным операциям – поворотам, отражениям, переносам.

Будем называть симметрией фигуры любое преобразование, переводящее фигуру в себя, т.е. обеспечивающее ее самосовмещение.

Вначале перечислим знакомые виды симметрии. К ним относятся три вида: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия) и симметрия относительно плоскости.

Симметрия относительно точки (центральная симметрия ):

Симметрия относительно прямой (осевая симметрия ):

Симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия) – называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка переходит в симметричную

ей относительно плоскости точку

Каждый человек имеет хотя бы интуитивное представление о симметрии. Разве во всем в жизни симметрия?

Действительно, достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, что это так: рыбы и птицы, животные и насекомые, обезьяна и человек, цветы и листья, грибы и водоросли – во всем в жизни симметрия! Что такое симметрия?

Греческое слово συμμετριά означат совместная мера, соразмерность. Первоначальное понятие о геометрической симметрии как о соразмерности частей целого, как о гармонии пропорций целого с течением времени приобрело универсальный смысл и было осознано как всеобщая идея инвариантности (т. е. неизменности) относительно преобразований.

Итак, геометрический объект считается симметричным, если с ним можно сделать что-то такое, после чего он останется неизменным. Например, пятиконечная звезда, будучи

повернута на 72=(360: 5), займет первоначальное положение

Симметрия, воспринимаемая человеком как закономерность структуры, как внешнее проявление внутреннего порядка, обладает эстетической ценностью, воспринимается как красота.

В искусстве орнамента используются такие типы геометрической симметрии, как

бордюр, розетки, сетки.

БОРДЮР – это периодически повторяющийся рисунок.

Бордюр представляют собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал (шаг симметрии).

Любой бордюр может быть совмещён сам с собой параллельным переносом. При рисовании бордюров кроме параллельного переноса используется симметрия относительно прямой, и центральная симметрия.

Всего существует 7 видов бордю ров

обладают только симметрией параллельного переноса относительно некоторой оси

. порстоены не только при помощи параллельного переноса, но и поворотной симметрии

Элементы бордюров

обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относитеьлно горизонтальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной горизонтальной

Элементы бордюров, кроме скользящего отражения обладают зеркальной симметрией

| Элементы бордюров обладают симметрией скользящего отражения относительно оси переноса

Розетки

получаются поворотом фигуры вокруг вертикальной оси симметрии на го 360 : n

(n = 2,3,4, …) т. е обладает поворотной симметрией n –ого порядка

Сетчатые орнаменты

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется - сетчатые орнаменты . Известно, что только два рода фигур - различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты и ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами заполняют плоскость сплошь, без пропусков и наложений, с помощью одних лишь переносов, сохраняя ориентацию. В зависимости от того, какие виды симметрии присущи отдельному бесконечно повторяющемуся в орнаменте элементу, такие орнаменты делятся на 17 групп.

На рисунке показана орнаментальная симметрия, которая строится на одной из пяти возможных плоских решеток , основу которых составляют правильный треугольник, квадрат, прямоугольник,параллелограмм и правильный шестиугольник.

Глава 2.Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа

«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский - какой угодно, национальный или варварский, - он всегда говорящ, видящ, деятелен».

О. Мандельштам

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает украшение

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга, естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны.

Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно - образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник в народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае-мой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).

Виды орнаментов : геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Симметричности узор

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века

И.Н. Смирнов так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы. Из поколения в поколение на протяжении веков на соответствии природного и человеческого формировались народные символы, знаковая фиксация окружающего мира.

В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае-мой поверхности.

Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Исходным вариантом для получения узоров является сетка , построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами.

Другим весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр . Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов мордвы.

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки.Она является композиционным центром наплечных вышивок.Большинство розеток построено на основе ромба.


Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянская и мокшанская вышивка интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент

Это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано

Глава 3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы

Мордовия с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами.

Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали.

Основные цвета- красный, зеленый, желтый.

Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Композиционное расположение вышивок на мокшанских и эрзянских женских рубахах

определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки- «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Особенности рубахи (панар) мордвы - мокши

Характерная черта кроя рубахи (панар)- прямоугольное полотнище. Полотнище холста, перегнутое по утку пополам, составляет перед и спину рубахи. Бока получаются из двух более коротких холстин, пришитых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава, пришитые к центральному полотнищу,расширены треугольными клиньями. Грудной вырез - треугольной формы

В основе узоров геометрического орнамента, лежит ромб. Орнаментальные бордюры окаймляют края подола, рукавов, ворота. Рисунок дерева часто составлял основу бордюров на подолах и обшлагах рубах. Некогда колорит и технические приемы ее были близки к эрзянским. Но время внесло в традиционную вышивку многоцветие. несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из – за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Для орнамента характерен геометрический характер. Орнамент состоит из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т.д.

Особенности рубахи мордвы - эрзи

Рубаха – главный компонент женского костюма. Покрой рубахи туникообразным. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади. Но в целом вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах мордовских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Заключение

В данной работе рассмотрена геометрия узоров, преобладающая в орнаменте мордовской вышивки. В результате проведенного исследования мы видим, что:

1. Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.

2. Преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры: квадраты, ромбы, треугольники, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми- и шестиугольников.

3.Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, сетка, розетка.

4. Основу узоров на рубахе мордвы - мокша составляет геометрический орнамент – ромб.

5. Узор на рубахе - эрзи включает точечные композиции, прямые и ломаные лини.В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Задачи, поставленные в данной работе, являются полностью решенными.

Терминологический словарь

БОРДЮР – периодически повторяющийся рисунок

КВАДРАТ – прямоугольник, у которого все стороны равны

ОРНАМЕНТ - узор, построенный чередованием в определенном порядке

рисунков или линий

ПРЯМОУГОЛЬНИК – параллелограмм, у которого все углы прямые

РОЗЕТКА – это круглый орнамент, встречающееся в вышивках, в резьбе по дереву.

РОМБ – параллелограмм, у которого все стороны равны

СЕТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ - заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными

фигурами

Список литературы

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.

2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991г.

3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство

4..Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во

Фигур. Использованные источники Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах. – М., 2002. ... музыки Чуваткина М.В. Мордовский государственный педагогический институт... оригинальный узор , похожий на узор на... каймы, шну­ры, вышивка и позументы. ...

Богатая и своеобразная материальная и духовная культура мордовского народа формировалась в процессе сложных и разносторонних взаимоотношений его с кочевниками юга и с народами лесной полосы Восточной Европы. При этом определяющее значение с последней четверти 1 тыс. нашей эры имели контакты мордвы с восточнославянскими племенами, а затем - со сформировавшимся иа их основе русским народом.

Мордва, численность которой составляет свыше одного млн. человек является самым крупным из народов финно-угорской языковой семьи и од ним из крупных народов Среднего Поволжья. Коренная этническая территория на западе ограничивалась нижним течением Оки, на севере - Волгой, на востоке захватывала долину Суры, на юге простиралась до верховий Суры и Мокши. В ходе исторического развития мордва широко расселялась за пределами коренной этнической территории. В настоящее время мордва живет вперемежку с русскими и татарами, составляя по переписи 1989 г. около 33% населения республики.

Мордва этнически неоднородна и состоит из двух крупных этнических общностей: эрзи и мокши. Выделяются небольшие этнографические группы: мордва-терюхане, мордва-эрзя (шокша) и мордва-каратаи. Названия этих групп связаны с их географическим расселением, а языково-культурные особенности обусловлены влиянием инонационального окружения.

Сложная этническая история мордвы нашла свое отражение и в декоративно-прикладном искусстве. Мордовский народ не только создавал сам, но и творчески осваивал культурные достижения соседних народов, вкладывая свое понимание красоты в создаваемые произведения культуры. Яркое представление о мастерстве древних ювелиров, гончаров, ткачей и резчиков в 1 - начале 2 тыс. нашей эры дают находки бытовых предметов, украшенных орнаментом, различных металлических украшений, бус, вышитых тканей, сделанные во время археологических раскопок.

В 18 - начале 20 вв. древние традиции прикладного искусства мордвы получили свое яркое воплощение в шитье бисером, в изготовлении украшений из бисера, бус, пуговиц, металла и раковин, художественной обработке дерева. Значительное распространение имели узорное ткачество, вязание и аппликация. Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства, сложность орнаментальных форм давно привлекали внимание исследователей. Уже в путевых очерках, описаниях и дневниковых записях, первых обобщающих исследованиях о народах России путешественников и ученых 19 в. имеются свидетельства о широком распространении вышивки, о, ее орнаменте. В трудах практически всех исследователей, изучавших материальную культуру мордовского народа, имеются сведения о вышивке, ее колорите и орнаменте, технике исполнения. Из дореволюционных исследователей несомненная заслуга в изучении мордовской народной вышивки, ее орнамента принадлежит финскому ученому-этнографу А.О. Гейкелю. И поныне его монография дает довольно четкое представление о составе орнаментальных мотивов мордовской народной вышивки 19 века. Предпринятые Гейкелем поиски исходных форм орнаментальных мотивов привели к появлению 63 таблиц рисунков простейших элементов, встречающихся в искусстве многих народов мира. Формалистический подход к изучению орнамента мордвы, поиски "общефинских", "прафинских" орнаментальных мотивов не позволили Гейкелю дать объективную оценку орнаменту мордовской народной вышивки.

В советской этнографической литературе, посвященной материальной и духовной культуре локальных групп мордвы, орнаменту вышивки уделяется уже большее внимание и с иных позиций. Имеется много ценных замечаний по технике вышивания, составу орнаментальных мотивов, их происхождению. Орнамент, рассматривается в качестве исторического источника. Изучая орнамент народов Сибири как исторический источник (в частности орнамент обских угров), С.В. Иванов неоднократно привлекал для сравнительных характеристик многие орнаментальные мотивы мордовской вышивки, рассматривал вопросы их происхождения. Совершенно естественно, что в Трудах Мордовской этнографической экспедиции Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая и ордена "Знак Почета" Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики отведено значительное место, особенно в третьем томе "Народная одежда мордвы". В этой монографии В.Н. Белицер на обширном, научно документированном материале рассматривает расположение и колорит вышивки на будничной и обрядовой одежде, касается состава орнаментальных мотивов и вопросов их происхождения.

Особое место в изучении орнамента мордовской народной вышивки принадлежит Т. А. Крюковой. Уже сама постановка темы исследования ("Мордовское народное изобразительное искусство") предполагала кроме публикации памятников народного творчества обращение именно к орнаменту вышивки как наиболее массовому виду народного творчества. И здесь Крюкова сумела выделить локальные группы мордвы, отличающиеся по колориту вышивки и составу орнаментальных мотивов, отметила зависимость композиции вышивки и орнамента от характера и назначения одежды, обратила внимание на устойчивость традиций в композиции и составе орнаментальных мотивов, рассматривала вопросы развития орнамента в историческом плане. Большим достоинством монографии является публикация значительного количества образцов вышитой одежды и орнамента в черно-белом и цветном исполнении.

В последнее время вопросы состава и композиции мордовского орнамента привлекают все большее внимание исследователей. В статьях В.Н. Мартьянова рассматриваются вопросы происхождения ряда орнаментальных мотивов, композиция и семантика редких в мордовской вышивке сюжетных композиций. Но в целом вопросы происхождения, типового состава орнамента, использования его в качестве исторического источника, анализа в искусствоведческом плане еще ждут своего исследователя.

Рассматривая состав орнаментальных мотивов, композицию и типовой состав орнамента вышивки, мы обращаемся к вышивке только женской одежды. Во, многом это связано с тем, что мужская народная одежда утратила свои самобытные черты (в том числе, вероятно, и вышивку) уже в 17 в. Традиционная женская одежда, напротив, сохраняла на протяжении довольно длительного времени свои многие самобытные черты в покрое основных частей одежды, в расположении и колорите вышивки, в составе ее орнаментальных мотивов.

В декоративный комплекс женского традиционного костюма у локальных групп мордвы В 19 - начале 20 века входили рубахи, сарафаны, штаны, юбки, кофты, платья, передники, безрукавки, курточки, верхняя одежда из холста, сукна и меха, различные типы головных уборов, многочисленные головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные украшения, обувь из лыка и кожи.

Для исследования был выбран орнамент вышивки трех групп предметов как наиболее устойчивых и традиционных по покрою и расположению вышивок. В первую группу входят нательные рубахи и распашная одежда, во вторую группу - головные уборы, в третью - поясная одежда и украшения, в которых использовалась вышивка.

Иллюстрируя свои теоретические положения черно-белыми рисунками, мы понимаем условность трактовки многих узоров вышивки. При черно-белом исполнении орнамента не всегда удается передать характерное для мордвы оконтуривание орнаментальных мотивов, заполнение элементов узора разными по цвету нитками, включение контура орнаментального мотива в позитив и негатив узора и т. д. Но В то же время графическое изображение орнамента позволяет более четко определить характерный состав орнаментальных мотивов, выделить исходные элементы орнамента. Применяя при характеристике орнамента такие понятия как "позитив" и "негатив", мы исходим из того, что вышитый красной или черной ниткой узор - это позитивный узор, а невышитый белый фон холста между позитивными контурами узора - это негативный узор.

Вышивка плечевой одежды

Истоки народной вышивки уходят в далекую древность. Можно предположить, что уже в 5-7 вв. вышивка существовала как самостоятельный вид декоративной отделки костюма. У населения, оставившего Армиевский могильник, существовало несколько видов ткани. Один из них, употреблявшийся для изготовления одежды, представлен тканью из шерсти, причем на одном обрывке отчетливо заметен орнамент в виде косых клеток. Нитка, при помощи которой изготовлялся орнамент, в настоящее время имеет более светлый тон». Наличие вышивки зафиксировано и в других археологических памятниках мордвы: в Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения. В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета. Лучшая сохранность тканей в могильниках 12-17 вв. позволяет более определенно говорить о широком распространении вышивки. Так, в Коринском и Сарлейском могильниках найдены вышитые фрагменты рукавов, головных уборов, лент от какого-то нагрудного украшения.

Покрой плечевой одежды

Рис. 1. Женская народная одежда мордвы-мокши. Покрой и расположение вышивок.

Расположение вышивок на плечевой холщовой одежде 19-20 вв. зависело от покроя одежды, ее назначения. У всех групп мордвы рубаха была туникообразной, но выделялись два варианта покроя - мокшанский и эрзянский. У мордвы-мокши в основе рубахи было одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и составляющее перед и спину. При сшивании основного полотнища с боковыми получалось четыре шва: два спереди и два сзади (далеемокшанский покрой). Основу нательной рубахи мордвы-эрзи составляют два полотнища холста, перегнутые на плечах поперек. При сшивании получалось тоже четыре шва, но расположение их было другое: по середине спины и груди и два по бокам (далее эрзянский покрой, рис.2). По своему покрою нательная рубаха мордвы-эрзи (панар, покай) отличается не только от рубахи мордвы-мокши, но и от рубах всех других финно-язычных народов Поволжья и Прикамья, а также чувашей, у которых покрой рубах близок к мокшанскому. Следует обратить внимание еще на одно обстоятельство: у всех народов Поволжья, за исключением мордвы-эрзи, бытовали женские холщовые штаны, доходящие до щиколоток.

Рис. 2. Мужская и женская народная одежда мордвы-эрзи. 1 - мужская нательная рубаха; 2 - женская нательная рубаха; 3 - обрядовая рубаха покай; 4 - женская нательная рубаха мордвы-терюхан; 5 - верхняя распашная одежда из холста руця.

В связи с различным кроем рубах мордвы-мокши и мордвы эрзи наблюдается в настоящее время и довольно четкое различие в расположении вышивок на них. Вышивка на мокшанской рубахе, располагаясь вдоль швов, образовывала две группы параллельных линий спереди и на спине, идущих от плеч и заканчивающихся полурозетками, а на эрзянской - вышивка концентрировалась вдоль шва на груди. В то же время целый ряд фактов позволяет высказать предположение о том, что у предков мордвы-эрзи в далеком прошлом (предположительно - в начале 1 тыс. нашей эры) была распространена наплечная одежда, скроенная по типу мокшанской. Факты эти следующие. На многих эрзянских рубахах сохранились спереди и сзади на подоле рудименты парных вышитых полурозеток, а также продольные полосы вышивок на груди и спине, характерные для мокшанских рубах и соответствующие их крою. Особенно хорошо они прослеживаются на обрядовой одежде мордвы-эрзи - покаях. В селе Алемаеве (Нижегородская область) в конце 19 в. зафиксирован покай, скроенный по типу мокшанской рубахи и с соответствующим расположением вышивок. Очень близок к мокшанскому, возможно, является вариантом мокшанского, покрой нательной рубахи мордвы-терюхан.

Рис. 3. Женская народная одежда мордвы. Покрой и расположение вышивок. 1 - нательная рубаха мордвы-мокши; 2-4 - нательная рубаха мордвы-эрзи.

Общим для всей мордвы является покрой верхней распашной одежды из холста типа халата. Основу составляет одно полотнище холста, перегнутое на плечах поперек и разрезанное спереди (мокшанский покрой).

Кроме того, в могильниках на этой территории встречается височная привеска с бипирамидальным грузиком на одном конце и спиралькой - на другом; часто - западная, иногда - южная ориентировка погребенных; часто встречается обряд погребения женщин на боку, в скорченном положении, с пилокерями (специфическими накосниками). Естественно возникает вопрос о том, где и когда могли произойти события, которые привели к изменениям в покрое нательной рубахи мордвы-эрзи, в декоративном комплексе всего костюма, а следовательно, и к изменениям в расположении вышивок.

Одной из составных и специфических частей декоративного комплекса костюма мордвы-эрзи является набедренник (пулай, пулагай, пулакш и др. названия). Наибольшее число аналогий эрзянскому пулаю из археологических материалов имеется в погребальном инвентаре муромских могильников. Простейшие типы поясных украшений муромы находят свое продолжение в поясных украшениях. Симметричность расположения больших прямоугольных ажурных привесок в более сложных поясных украшениях муромы, их ярусность повторяются и в эрзянских пулаях, особенно из Нижегородской и Самарской областей. Так пулай из на состоит из двух сплошь вышитых кусков холста, укрепленных симметрично на узком тканом пояске. Эта традиция выделения двух вышитых прямоугольников. располагавшихся при одевании пулая симметрично на ягодицах, сохраняется вплоть до начала ХХ века. Основу ряда пулаев составляет кусок холста размером около 15х45 см. Разделен он на три части. По бокам - прямоугольники вышивок размером 15х20 см, середина оставлена невышитой. В пулаях, относящихся к более раннему времени, невышитая середина занимала третью часть (или более) всей ширины пулая. Со временем эта средняя часть сократилась и к началу 20 века превратилась в вертикальную разделительную полосу между вышитыми прямоугольниками. ширина этой полосы колебалась в пределах двух - шести сантиметров, Подобная разделительная полоса между двумя вышитыми прямоугольниками характерна для всех пулаев мордвы-эрзи Нижегородской области. Рудименты разделительной полосы встречаются и на пулаях мордвы-эрзи Самарской области.

Рис. 4. Верхний и средний ряд - схемы поясных украшений мордвы-эрзи. Штриховкой отмечены зоны вышивки. Нижний ряд - Украшение мордвы-эрзи ожа нучка и украшение муромы.

Рис. 6. Композиция и состав орнаментальных мотивов вышивки поясных украшений мордвы-эрзи.

В муромских древностях встречается сложное украшение, состоящее из одного - четырех "коромысел" С колокольчатыми или бутыльчалыми подвесками и пронизей, соединяющих эти "коромысла". Высказывались предположения, что это украшение - привеска для косы, наспинное украшение или специальное поясное. Прямой аналогией специфическому муромскому украшению из "коромысел" является наспинное украшение теньгушевской мордвы-эрзи ожа - ничка. Оно представляет собой надеваемые на плечи и перекрещивающиеся на спине красные шерстяные лямки, к концам которых на уровне пояса пришивались узкие, вытянутые в горизонтальном положении прямоугольные куски бересты или картона, обшитые кумачом, монетами и раковинами. Прямоугольники из бересты (картона) располагались в два-три яруса и соединялись между собой в центре узкой полосой ткани. Приведенные факты позволяют говорить о сходстве поясных украшений муромы и мордвы-эрзи, причем не в отдельных частях, а в построении их в целом. Возможно, следует говорить более определенно: эрзянские пулаи генетически связаны с муромскими поясными украшениями.

Рассматривая одежду русских рязанского Поочья, отмечают сохранившиеся в ней к началу 20 века следы влияния "чудского" населения, проживавшего на этой территории в 1 тыс. нашей эры. Среди этих следов - "эрзянский" шов, встречающийся в вышивках русских бывших Спасского и Михайловского уездов Рязанской губернии, и широко распространенный "мордовский" лапоть. А у русских села Мелихова бывшего Касимовского уезда бытовал своеобразный пояс с бахромой, напоминавший в какой-то мере эрзянский пулай. О древних контактах мордовского населения со славянским в рязанском Поочье свидетельствуют и лингвистические данные. Появление у мордвы-эрэи иного покроя нательной рубахи, отличного от всех других финноязычных народов Поволжья и Прикамья, было связано с длительными этническими контактами мордвы-эрзи и вятичей в рязанском Поочье и позднее с русскими в западной части Волго-Окско-Сурского междуречья. И, возможно, восточные славяне, у которых рубашка шилась из четырех продольных полотнищ холста и которая является общеславянской. могли повлиять на изменение покроя нательной рубахи мордвы-эрзи. В связи С изменением покроя нательной рубахи мордвы-эрзи стала формироваться на протяжении 1 тыс. нашей эры и отличная декоративная отделка. Однако на более древних образцах, особенно на обрядовой одежде (и прежде всего на покаях), сохранились рудименты декоративной отделки, свидетельствующие о некогда существовавшем едином покрое рубахи у мордвы-мокши и мордвы-эрэи.