Духовно культурная система общества. Духовная культура: определение, структура, разновидности

Духовная культура - это определенная система мировоззренческих идей, знаний, взглядов, которые присущи конкретному этносу, культурно-историческому обществу людей (народу, нации) или даже в целом человечеству. Человек как индивид не ограничивает себя только внешним чувственным опытом, не отводит ему первостепенное преимущественное значение. Он признает все же руководящим и основным опыт духовный, благодаря ему, он любит, верит, живет и оценивает вещи и все происходящее. Духовная культура возникла и развивается благодаря этом внутренним переживаниям и опыту человека, который определяет цель и смысл.

История возникновения термина

Впервые данное понятие ввел историк и философ Вильгельм фон Гумбольдт. В своих трудах он описывал идею о том, что всемирная история - это результат влияния духовной силы, которая лежит за пределами человеческого сознания и познания. Эта сила проявляет себя через личные усилия и творческие способности отдельно взятых индивидов. Именно плоды их деятельности и были названы фон Гумбольдтом таким термином, как духовная культура.

Патриотизм и понятие культуры

Данное понятие тесно связанно с патриотизмом. Каждый народ обязан принимать и признавать свою историческую и природную данность, прорабатывать ее в творческом национальном акте. Если же какой то народ не принимает эту свою естественную обязанность, то в конечном итоге его ждет духовная деградация, разложение. Как следствие, исчезновение такого важного аспекта, как духовная культура, и уход с исторической арены. Каждый народ стремится к одухотворению самого себя. У каждого из них процесс постижения и развития такой стези, как духовная культура, индивидуален и неповторим. Именно такие отличия и особенности выявляют характерные для каждого народа черты, и именно они дают возможность говорить о национальной культуре и патриотизме.

Элементы духовной культуры

Невозможно говорить о таком сложном понятии без перечисления основных составляющих элементов. Основой любой культуры является, скорее, не сохранение или развитие традиций, а деятельность. В контексте разговора о таком понятии, как духовная культура, можно упомянуть такие виды деятельности, как интеллектуальная, эстетическая, творческая, религиозная, правовая, нравственная, познавательная, художественная.

Разновидности культур

Нельзя не упомянуть о классификации довольно-таки абстрактных и индивидуальных понятий. Различать их можно в зависимости от носителей. Выделяют национальную (синтез разноклассовых культур) и мировую (как синтез национальных) культуры. Также можно говорить о так называемых субкультурах, выделяемых в соответствии с более конкретными носителями. В основном обозначают культуры классовые, городские, сельские, молодежные, семейные, индивидуальные, народные. Еще одним важнейшим понятием, раскрывающим термин духовная культура, является деление на материальную и художественную стороны жизни. Однако они настолько сильно переплетены в современном обществе при настоящих условиях жизненных реалий, что фактически невозможно определить их четкие рамки и грани.

Понятие о культуре. Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - определенный способ организации и развития жизни и деятельности людей, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений человека к природе, обществу, между людьми и к самому себе. В понятии «культура» определяется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и определенное качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах истории, в рамках определенных эпох, общественно-экономических формаций, этнических и национальных общностей . Культура характеризует также особенности общественного и личностного сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, художественная культура, политическая культура и др.). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы или всего общества в целом.

Понятие «культура» было в центре исследований на всех этапах истории человеческой мысли, хотя само слово вошло в обиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII в., более или менее сходные представления существовали на ранних этапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайской мысли, дхарма в индийской, дике в греческой). Изначально понятие культура подразумевало целенаправленное воздействие человека на природу (обработка земли и пр.), а также воспитание и обучение самого человека. Эллины видели в «пайдейе», т.е. в «воспитанности», основное отличие от «некультурных» варваров. В позднеримскую эпоху позитивно оценивался городской уклад социальной жизни (близко к понятию «цивилизация»). Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В Возрождение культура представляется как соответствие гуманистическому идеалу человека, позднее - идеалу просветителей.

Цель культуры представлялась с позиции эвдемонистической концепции сделать всех людей счастливыми, натуралистическая концепция считает культурными тех людей, которые живут в согласии со своими естественными природными потребностями. В эпоху Просвещения критикуется культура и цивилизация (Руссо), которая противопоставляет испорченности и моральной развращенности «культурных» наций простоту и чистоту нравов народов, находившихся на патриархальном уровне развития.

Представители немецкой классической философии искали выход из этой ситуации в сфере «духа», в сфере морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания. Культура представляется как область духовной свободы человека.

В конце XIX - начале XX вв. универсализм сложившихся эволюционных представлений о культуре был подвергнут критике с позиций неокантиазма (М. Вебер, Риккерт). Культуру стали представлять как определенную систему ценностей и идей, которые различаются ролью в жизни и организации общества того или иного типа. Позднее подобный взгляд оформился в теорию «культурных кругов» (Л. Фробениус, Ф. Гребнер), распространенную до начала 20-х гг. XX в. В теории единой линейной эволюции культура подверглась критике с позиций философии жизни, и ей была противопоставлена концепция «локальных цивилизаций» - замкнутых и самодостаточных, неповторимых культурных организмов, проходящих сходные этапы роста, созревания и гибели (Шпенглер). Для этой концепции характерно противопоставление культуры и цивилизации, которая рассматривается как последний этап развития определенного общества. В определенных концепциях критика культуры доводилась до полного ее отрицания; выдвигалась идея «природной антикультурности» человека, а любая культура трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ницше).

Духовная культура личности и ее значение в общественной жизни. «Дух» считается философской категорией, означающей духовную, а не материальную первичность. Вопрос о первичности и вторичности, о соотношении духа и материи есть основной вопрос философии. Основной вид, процесс духовной деятельности - духовно-производительная деятельность, т.е. производство индивидуального и общественного сознания, производство идей, знаний, теорий, художественных образов и других духовных ценностей в их конкретно-историческом содержании и формах. Если целью материальной деятельности является производство материальных благ, то духовной - производство духовных ценностей, призванных удовлетворять духовные потребности и интересы людей, общества, вместе они образуют производство в целом, законы развития которого имеют всеобщее значение. Вполне правомерна точка зрения К. Маркса, что мораль, право, религия и другие виды духовной деятельности «суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону» .

Следует отметить, что определенными особенностями обладают отдельные виды духовной деятельности: научная, художественная, религиозная, нравственная и др. Е1о необходимо иметь в виду, что духовное производство - это «живая летопись чувств и переживаний человеческих существ» .

Духовная культура личности (конкретной души) не может существовать вне совокупности других «душ», и эта совокупность «душ» организуется в некоторую единую духовную формацию - духовную культуру данного народа, нации, общества, государства или целой эпохи.

Духовное производство в разнообразных видах человеческой деятельности обладает определенной качественной спецификой, которая объясняется причинами объективного и субъективного характера. В разных видах человеческой деятельности не одинаковая степень обусловленности духовного материальным. Производство нравственных представлений, идей, принципов, норм, идеалов, художественных образов и вкусов, а тем более философских идей намного больше отделено от материального, чем производство каких-либо математических или экономических конструкций.

История сохраняет «вечные» сюжеты, которые характерны для всех народов, изображающие трагедию вражды, злости, драму любви, верность, ревность, жадность и т.п. отношения, настроения, действия. Несомненно, что огромная сила традиций в духовной жизни людей имеет свои социальные причины. Главная из них заключается в том, что сознание людей в конечном счете отражает их общественное бытие, а духовная деятельность вплетена в деятельность материальную, составляя ее необходимое свойство или сторону. Поэтому любая человеческая потребность, интерес, цель, средства достижения цели, метод, который используется, действие и результат представляет собой единство материального и духовного в этой детерминационной структуре деятельности человека.

Таким образом, любой духовный образ, идея как общее, проникая в сознание определенного человека, социальной группы, общества (как материального образования), становится определенностью этого человека, группы, общества, характерной чертой, свойством и в деятельности получает свое иное бытие.

Культура народная, массовая и элитарная. Совершенно очевидно, что культура - явление общечеловеческое. Выделяя народную культуру можно определить ее так: традиционная культура, включающая культурные уровни разных эпох от древности до настоящего времени, субъектом которой является народ, - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности.

Своеобразие этой культуры заключается в том, что она бесписьменная, именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

Вполне закономерно, что каждое новое поколение людей делает свой вклад в духовную жизнь и деятельность общества, добавляет новые ценности к ценностям, которые выработаны предшественниками, хотя, как правило, обычно молодое поколение с присущим ему максимализмом представляет дело так, будто бы оно создает свою духовность заново, на чистом месте, отрицая все старое. Но действительно оно лишь добавляет, а то просто облекает в новую форму старые истины и образы «новое - это хорошо забытое старое».

На каждом этапе развития человеческой общности характерен свой тип духовной культуры как исторической целостности. Правомерно заметить, что народной культуре не свойственен разрыв в развитии, уничтожении старого, отказ от культурного наследия и традиций, потому что каждый новый этап развития с объективной необходимостью, но в то же время избирательно наследует культурные ценности предшествующего этапа.

Для определенных обществ (государств) антагонистического характера характерна неравномерность культурноисторического процесса, усиления культурного расслоения общества, что порождает сложные социальные проблемы, поскольку культурное развитие одной части общества происходит за счет другой. Все это отражается и на самой культуре, например, ее деление на так называемую высокую (элитарную) и массовую культуру.

Массовая культура - это то, что приспособлено к вкусам широких масс людей, которая технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных информационных технологий.

Появление и развитие этой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на общество. В средствах массовой коммуникации, как правило, выделяют три элемента: средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т.д.), которые тиражируют информацию, оказывают постоянное воздействие на аудиторию и ориентированы на конкретные группы людей; средства массового воздействия (реклама, мода, кино и др.) не постоянно воздействуют на аудиторию, они больше ориентированы на усредненного потребителя; технические средства коммуникации (телефон, Интернет и пр.) определяют возможность непосредственного общения конкретного человека с человеком и служат для передачи информации личного характера.

В последнее время в контексте развития средств коммуникации говорят о новой разновидности культуры - компьютерной. Если прежде основным источником информации являлась книжная страница, то в настоящее время - монитор. Современный компьютер позволяет мгновенно получать информацию по сети, дополнять текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что создает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в сети (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст, т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

Анализируя действительность сегодняшнего дня, следует выделить следующие элементы массовой культуры: информационную индустрию - прессу, теле- и радионовости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события самым простым понятным языком. Исторически массовая культура первоначально формировалась в сфере информационной индустрии, так называемой, «желтой прессе» XIX - начала XX вв. Нельзя оставить без внимания высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением. Это индустрия досуга: фильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыку и т.д.; система формирования массового потребления, в основе которой находятся реклама и мода. Потребление представляется в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека. Мифология тиражируется от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Элитарная культура. Рассматривая понятие и содержание элитарной культуры, можно определить ее как культуру привилегированных групп общества, которая характерна принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающую в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Уровень элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью так называемой элиты. Художественная теория считает элитой представителей интеллектуальной среды, деятелей культуры и науки, искусства, религии. Следовательно, элитарная культура связана с частью общества, как бы наиболее способной к духовной деятельности или обладающей властными возможностями в силу своего социального положения. Именно эта часть общества в большей части обеспечивает общественный прогресс и развитие культуры. Однако возможны исторические периоды, когда под маской элиты прячется «псевдоэлита», что более всего характерно для сферы политики (политическая псевдоэлита) . В истории практически всех народов были такие периоды (инквизиция, фашизм, коммунистический радикализм, исламский радикализм т.п.).

Популярная культура выступает в оппозиции элитарной культуре и представляется как область культуры, приемлемой и понятной большинству населения в любую историческую эпоху. Унифицированность и тривиальность элитарной культуры противопоставляется некой оригинальности и индивидуальности в поисках новых художественных решений; простоте и доступности - закрытость и зашифрованность культурных символов; минимуму изобразительных средств - самый широкий спектр средств выразительности и т.д. Но основное отличие элитарной культуры от популярной представляется в том, что истинно творческой является именно элитарная культура: именно она создает новые культурные формы и определяет пути развития культуры.

Правомерно выделить следующие отличительные черты популярной культуры: ярко выраженная национальная специфика, тогда как традиционная народная культура преимущественно этноцентрична, а массовая культура, вне сомнения, космополитична. Видимо, поэтому с помощью популярной культуры можно эффективно формировать государственную и национально-культурную идентичность. Представляется правомерной точка зрения, что в современных условиях только на ее основе может сложиться действенное идейное политическое единство наций, имеющих сложную полиэтническую структуру; усиление взаимосвязи и взаимодействия всех видов и жанров культурного творчества - народного (фольклорного), самодеятельного и профессионального искусства, идеологизированных институциональных форм и тех видов, которые непосредственно связаны с бытовыми, повседневными сторонами жизни; ведущая роль наглядных, изобразительных жанров, в то время как в традиционной культуре имеют преимущество устные жанры, а в классической - литературные, печатные; неразрывное соединение со средствами массовой коммуникации, хотя использование технических каналов для трансляции произведений неизбежно приводит к обеднению их содержания, так как техническая передача ограничивает возможности импровизации и новых интерпретаций; условность понятия авторства. Оно не отрицается, но не имеет самодовлеющего значения, так как для массовой публики безразлично авторство. Правомерно сделать вывод, что популярная культура интерактивна, она создается параллельно с процессом распространения и потребления (интерпретации). Этим она больше напоминает народное творчество. Более явно эта черта видна в сети «Интернет»; наличие черт традиционных праздников, народных гуляний, ритуалов, карнавала, проявляющееся в том, что культурные события распределяются во времени неравномерно, организуются в определенные тематические циклы и приурочиваются к знаковым событиям, которые тщательно планируются.

Массовая культура определяется как совокупность общемировых потребительских элементов культуры, которые производятся в больших объемах промышленным способом, культура повседневной жизни, предоставленная большей части общества по различным каналам, включая средства массовой информации и коммуникации, с которыми она тесно связана. В содержание массовой культуры включается продукция современного промышленного производства, кино, телевидение, книги, газеты и журналы, спорт, туризм и т.д. Потребление этой продукции - массовое или аудитория, которая воспринимает данную культуру. Как правило, это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевидения и кино.

Не лишне заметить, что массовая культура является фундаментом мировой культуры, стирает и устраняет национальные границы. Дело в том, что произведения массовой культуры основываются на универсальных психологических (психофизиологических) характеристиках и механизмах восприятия, которые работают независимо от уровня образования и степени подготовленности аудитории. Напротив, образование для нее даже вредно, поскольку явно мешает непосредственному эмоциональному восприятию, на которое нацелена массовая культура. Правомерно сформулировать основные характеристики массовой культуры: ориентированность на гомогенную аудиторию: опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное: эскапизм (бегство от действительности); быстродоступность и быстрозабываемость; традиционность и консерватизм; оперирование средней языковой семиотической нормой; занимательность.

На основе анализа современной действительности можно выделить три основных уровня массовой культуры.

Во-первых, это так называемая кич-культура, которая представляется как массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Если первые проявления кича получили широкое распространение лишь в прикладном искусстве, то по мере развития кич стал захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. Можно выделить следующие характеристики кича: упрощенная подача проблематики; опора на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентация на обывателя, жизнь которого представляется скучно и однообразно. У кича нет вопросов, он содержит только заранее подготовленные ответы, клише, не вызывает духовных исканий, психологического дискомфорта. В настоящее время в индустриально развитых странах преобладает именно кич-культура.

Во-вторых, мид-культура как разновидность массовой культуры, которая обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включает в себя основные черты массовой культуры. По отношению к кичу данная форма массовой культуры считается более высокой. Правомерно отметить, что она задает тон и на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

В-третьих, арт-культура, под которой понимается массовая культура. Она не лишена определенного художественного содержания и эстетического выражения. Считается, что это наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанный на самую образованную часть общества. Целью является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Представляется правомерной точка зрения, что в последнее время массовая культура все более ориентируется на мид- культуру, т.е. культуру среднего уровня, в рамках которой экранизируются классические литературные произведения, вводится мода на образцы подлинно художественного творчества, популярную науку, классическую музыку. Следовательно, общий уровень современной массовой культуры возрастает. Такой вывод можно сделать, если сравнить произведения, которые были созданы в начале XX в. и в его конце. Можно также заметить тенденцию к этизации этой культуры, что ведет к некоторому подъему ее морального уровня.

В действительности массовая культура представляет собой более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, потребностями и интересами. Она представляет собой определенный способ существования современной культуры, и в таком качестве она пересекается с популярной культурой.

Следует отметить еще одну разновидность массовой культуры - экранную культуру, которая является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера изменило мировосприятия человека.

Как представляется, экранная культура - это культура, основным носителем текстов которой является не, как прежде, письменность, а экран, монитор. Таким образом, экранная культура это логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница - это зрительно воспринимаемая и озвученная книжная страница.

Нельзя не отметить и такое социальное явление, как субкультура (англ, sub - под и culture - культура), т.е. подкультура, под которой понимается определенная культура того или иного общества, которая отличается от большинства некоторыми признаками: поведением, взглядами, мнениями, внешностью, языком, системой ценностей и т.д. Это понятие в основном используется в антропологии, культурологии и социологии. Как правило, субкультуры формируются на демографической, географической, национальной, профессиональной и других основах. Например, субкультуры молодежных группировок: готы, панки, растаманы и т.п. носителей субкультуры. С точки зрения культурологии субкультура представляет собой объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее.

Своеобразие субкультуры заключается в том, что она, как правило, отличается от основной культуры языком, манерой поведения, атрибутикой, одеждой и т.д. В основе субкультуры находятся музыкальные жанры и стили, образ жизни, определенные политические взгляды. Определенные субкультуры могут носить экстремальный характер и демонстрировать протест против общества или конкретных общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Более развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

См.: Харичкин И.К. Политическая элита и ее роль в обеспечении национальной безопасности России. М. : МВИ, 1999.

Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной культуры» восходит к историко-философским идеям немецкого философа, лингвиста и государственного деятеля Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия - не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это - научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.

Интегрирующие формы духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени - искусство.

Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура - идеи, замыслы художника - может воплощаться в материальных вещах - книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом - от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.

Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге - культурного развития любого общества.

Знания, ценности и проекты как формы духовной культуры. Знания представляют собой продукт познавательной деятельности человека, фиксирующий полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры. Но получение знаний в религии, искусстве, обыденной жизни и т.д. не является первоочередной задачей. Здесь знания всегда связаны с определенной системой ценностей, которую они обосновывают и защищают: кроме того, они носят образный характер. Только наука как специальная сфера духовного производства имеет своей целью получение объективных знаний об окружающем мире. Возникла она в античности, когда появилась потребность в обобщенных знаниях об окружающем мире.

Ценности - идеалы, к достижению которых стремится человек и общество, а также предметы и их свойства, удовлетворяющие определенные человеческие потребности. Они связаны с постоянной оценкой всех предметов и явлений, окружающих человека, которую он производит по принципу хорошо-плохо, добро-зло, и возникли еще в рамках первобытной культуры. В сохранении и передаче ценностей следующим поколениям особую роль играли мифы, благодаря которым ценности становились неотъемлемой частью обрядов и ритуалов, а через них человек становился частью общества. Вследствие распада мифа с развитием цивилизации ценностные ориентации стали закрепляться в религии, философии, искусстве, морали и праве.

Проекты - планы будущих человеческих действий. Их создание связано с сущностью человека, его способностью производить сознательные целенаправленные действия по преобразованию окружающего мира, что невозможно без предварительно составленного плана. В этом реализуются творческая способность человека, его возможность свободного преобразования реальности: вначале - в собственном сознании, затем - на практике. Этим человек отличается от животных, которые способны действовать лишь с теми предметами и явлениями, которые существуют к настоящем и важны для них к данное время. Только человек обладает свободой, для него нет ничего недоступного и невозможного (по крайней мере, в фантазии).



В первобытные времена эта способность закреплялась на уровне мифа. Сегодня проективная деятельность существует как специализированная и разделяется в соответствии с тем, проекты каких объектов должны быть созданы - природных, социальных или человеческих. В связи с этим выделяют проектирование:

техническое (инженерное), неразрывно связанное с научно-техническим прогрессом, занимающим все более важное место в культуре. Его результатом является мир материальных вещей, создающих тело современной цивилизации;

социальное по созданию моделей общественных явлений - новых форм государственного устройства, политических и правовых систем, способов управления производством, школьного образования и т.п.;

педагогическое по созданию моделей человека, идеальных образов детей и учеников, которые формируются родителями и учителями.

Знания, ценности и проекты составляют фундамент духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности и прежде всего необходимость обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формировались существующие сегодня разновидности духовной культуры - нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Следовательно, духовная культура является многослойным образованием.

При этом духовная культура неразрывно связана с материальной. Любые предметы или явления материальной культуры в своей основе имеют проект, воплощают определенные знания и становятся ценностями, удовлетворяя человеческие потребности. Иными словами, материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, которые являются частью духовной культуры, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Под словом «культура» понимают воспитание, развитие и образование людей. Ее считают результатом жизнедеятельности общества. Культура является целостным системным объектом, состоящим из отдельных важных частей. Ее разделяют на духовную и материальную.

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой .
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Виды духовной культуры

Первыми видами духовного развития человека, являются религиозные верования, традиции и обычаи, нормы поведения, сформировавшиеся в течение многих лет. Духовная культа включает в себя результаты интеллектуальной или духовной деятельности человека. Если ориентироваться на социальную составляющую, то можно выделить массовую и элитарную культуру. Есть классификация, основанная на том, что культура воспринимается, как форма общественного сознания, так существует:

  • политическая;
  • нравственная;
  • эстетическая;
  • религиозная;
  • философская и другие культуры.

Сферы духовной культуры

Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.

  1. Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
  2. Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
  3. Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
  4. Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
  5. Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
  6. Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать .
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

Духовная культура общества

«В мире есть только два владыки - меч и дух. И в конце концов дух всегда одерживает победу над мечом.»

Наполеон Бонапарт

Культурная деятельность общества во всех ее проявлениях и формах социальных объединений от микро до макросоциальных общностей делится на две основные сферы: 1.материальную (связанную с воспроизводством физического существования человека) и духовную (связанную с воспроизводством общественного сознания). Соответственно этим двум формам культурной деятельности различают духовную и материальную культуру.

Структура духовной культуры общества

Духовная культура - это форма деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Для характеристики духовной культуры общества необходимо проанализировать ее структуру. Различают субстратную структуру и видовую структуру духовной культуры.

Рассмотрим субстратную структуру духовной культуры общества. Она включает в себя в качестве основных элементов ценности, нормы и языки культуры.

Ценности относятся к одним из основных элементов культуры. На уровне обыденного сознания понятие ценности связано с оцениванием продуктов результатов человеческой деятельности с позиций добра и зла, справедливости и несправедливости, истинного и ложного знания, красоты и безобразия. Под ценностью понимается общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая служит эталоном и идеалом, не подвергается сомнению и имеет приоритетное значение в жизни людей. Американский социолог Т. Парсонс отмечал, что ценность - это представление о желательном, влияющее на выбор поведенческой альтернативы.

Система ценностей придает обществу упорядоченность и предсказуемость. Культурная жизнь вне ценностей невозможна, именно через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. Предметы культуры, лишенные ценностной компоненты, превращаются просто в физические объекты. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит фундаментом всякой культуры.

Ценности можно разделить на

- предметные , имеющие своего носителя (природные богатства, научные истины, культурное наследие прошлого, художественные произведения, предметы религиозного поклонения и т.д.);

- ценности сознания (общественные установки, представления о нравственности, прекрасном и безобразном, о смысле жизни, справедливости и т.д.)

В зависимости от доминирования тех или иных ценностей, П. Сорокин выделяет следующие типы социокультурных суперсистем: идеациональный, чувственный, идеалистический. В различных культурах существуют собственные специфические ценности. Так, к фундаментальным ценностям в соответствии с традицией православия относятся социальная справедливость, сочувствие и сострадание к обиженным, готовность к самопожертвованию во имя высокой цели, патриотизм. Важные ценности западной культуры - свобода и права личности, персональный успех, трудовая деятельность и образование.

Ценности находят свое выражение в артефактах культуры: мифологии, письменности, религиозных догмах, объектах искусства и т.д. Иногда ценности определенной культуры, заключены в объектах, которые сами по себе не имеют какой-либо цены. Так, во многих традиционных культурах ценность представляют разные природные объекты («чуринги» камни, куски дерева), в которых якобы заключены зародыши будущих жизней.

Однако есть универсальные общечеловеческие культурные ценности, нашедшие отражение во всех культурах, разделяемые всеми людьми, независимо от их национальной принадлежности, вероисповедания, социального положения. Они формируются в результате осмысления многовекового опыта общественного развития и объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей. Ценности духовной культуры в большей мере более универсальны по своей сути, нежели ценности материальные.

Существуя в пространственно-временном континууме, они, в отличие от материальных, не привязаны к конкретике повседневности и не могут быть выражены посредством денежного эквивалента. Фундаментальным основанием любой культуры являются позитивные ценности, выраженные такими понятиями как любовь, вера, знание, наука, семья, брак, почитание предков и т.д. Так, нет культуры, в которой бы позитивно оценивалось убийство, предательство, ложь, воровство, сексуальное насилие.

Ценности являются фундаментальным внутренним регулятором на уровне личности. Человек, не научившийся рассматривать объекты познания с аксиологических позиций, не может быть представлен как личность. Причем ценностные предпочтения индивида не вполне адекватно отражают иерархию ценностей культуры общества или социальной группы.

Так, в советский период социокультурные ценности общества воплощались в таких понятиях-лозунгах как «искусство социалистического реализма», «моральный кодекс строителя коммунизма» и т.д. Ценности же множества отдельных людей концентрировались в понятиях, отражающих более приватную, интимную сторону жизни (любовь, семья, дети, творчество и т.д.)

С изменением общественных условий жизни, социальных отношений, сознания людей, с развитием культуры изменяется система ценностей. Разрушение прежней системы ценностей и формирование новой характеризует кризисный период культуры. Для обозначения ценносто-культурного вакуума французский социолог Э.Дюркгейм ввел понятие «аномия». Так, с разрушением греческого полиса ценностные ориентации общества и личности смещаются в сторону большего индивидуализма. В наше время важное влияние на формирование ценностей той или иной культуры оказывает глобализация. В этой ситуации необходимым условием для выработки путей и вариантов является выявление универсальных ценностей и распознавание их природы.

Важнейшими элементами духовной культуры являются нормы. Нормы – это правила, регулирующие поведение людей, их взаимодействие в процессе общения. Культурные нормы служат образцами поведения, вызванными особенностями жизнедеятельности того или иного общества. Можно выделить следующие типы культурных норм: -привычки ; - манеры ;

-обычаи (традиционно установленный порядок поведения, связанный с определенным способом удовлетворения важнейших жизненных потребностей); -традиции (привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому); -обряд как совокупность действий, установленных обычаем, имеет массовый характер, выражает религиозные представления или бытовые традиции; -церемония (последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию общезначимых событий или дат; -ритуал (сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, имеющих символический смысл); -нравы (особо оберегаемые и высоко чтимые обществом массовые образцы действий, отражающие моральные ценности); -табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет).

Разновидностью норм являются законы.

Итак, культурные нормы – это предписания, требования, ожидания, пожелания поведения, одобряемого в данном обществе.

Совокупность различных норм образует нормативную систему культуры, в которой все элементы должны быть согласованы.

Третьим структурным компонентом духовной культуры общества является языки культуры – система знаков и символов, в которых опредмечивается, выражается определенное культурное содержание. Посредством языка осуществляется сохранение и трансляция духовной культуры, а также культурная коммуникация. Культурные явления не существуют вне языка культуры. Язык – способ существования явлений духовной культуры.

Языки культуры образуетсложную многоуровневую знаковую систему. Знак – это материальный предмет, явление, событие, которое выступает в качестве объективного заменителя другого события, явления, и используется для приобретения, хранения, обработки и передачи культурной информации. Знак является основной формой фиксации и трансляции культурной информации. Благодаря знакам становится возможной коммуникация между людьми, совместное целеполагание.

По характеру отношения означающего к означаемому Ч.С. Пирс выделил три основных вида знаков: 1.иконические (образные) знаки, в которых означающее и означаемое обладают какими-то чертами сходства друг с другом; 2. знаки-индексы , в которых означающее и означаемое тем или иным образом связаны между собой по смежности; чаще всего эта связь носит причинно-следственный и/или указательный характер – так, след указывает на того, кто его оставил, а дым – на огонь, от которого он проистекает; 3.знаки-символы или символические знаки, в которых означающее и означаемое связаны лишь принятым в данном обществе и/или данной культуре условным соглашением.

Особого рода знаком является символ . От простого знака символ отличает то, что он не подразумевает прямого указания на предмет означивания. Символ в культуре - универсальная категория, раск­рывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, кото­рым служил simbolon (греч.) - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Его означаемое – это отвлеченное значение или целый спектр значений, конвенционально связываемый с тем или иным объектом. Например, рыба в христианстве символизирует Иисуса Христа, голубь – Святой Дух, роза – Бога-Отца. Символ более глубок и сложен по своей внутренней структуре, чем простой знак. Он предполагает бесконечную интерпретацию и многозначность, неисчерпаемость смысла. Концепция символических форм культуры была предложена немецким философом и культурологом Э. Кассирером. По Кассиреру, символ – это ключ к природе человека. Человек взаимодействует с реальностью не «напрямую», а через символическую сеть, которая является продуктом символической функции человеческого духа. По ходу развития человечества символическая сеть культуры становится «тоньше, но прочнее». К символическим формам относятся язык, мифология, философия, религия, наука. Наиболее ярко способность людей к продуцированию символов проявляется в искусстве, где доминирует образ Система знаков, воплощающая определенную культуру, образует язык этой культуры. К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков: - естественные языки, как основное и исторически первич­ное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.); - искусственные языки - это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования; - вторичные языки (вторичные моделирующие системы) - это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естествен­но-языковым уровнем (миф, религия, искусство).

В языке культуры выделяют также культурный код . Код– это совокупность правил или ограничений, обеспечивающих функционирование речевой деятельности естественного языка или какой-либо знаковой системы. Код конвенционален, т.е. разделяется и принимается всеми членами того или иного коммуникативного сообщества. Коды создают своеобразный каркас, благодаря которому знаки получают смысл.

Код культуры – определенный конкретный набор знаков (символов), смыслов (и их комбинаций), а также правил их интерпретации и трансляции, характеризующий культуру определенного конкретного исторического субъекта (типа социальной общности). Для характеристики культурного кода М.К. Петровым была предложена теория социокода. Социокод – это способ аккумуляции, хранения и передачи культурно значимой информации. Петров выделяет в истории человеческой культуры три типа социокода: 1.лично-именной код – знание фрагментируется и фиксируется в отдельных именах. За каждым именем стоит определенная социальная роль. Через именование в процессе инициации передается знание о функции человека в сообществе. Такой тип социокода характерен для примитивных культур; 2.профессионально-именной код – знание фрагментируется по профессиям, основной транслятор профессионального знания – семья. Этот код возникает в традиционных обществах, в которых впервые появляются профессиональные группы; 3.универсально-понятийный код – знание принимает универсальный характер, абстрагируется от конкретных носителей и воплощается в текстах. Такой код формируется в Новое время, благодаря развитию теоретического понятийного мышления. Основным социокультурным институтом трансляции знания становится образование.

Согласно канадскому социологу Г.М. Маклюэну, в основе различий культурных кодов лежит различие в способах и средствах коммуникации. На этой основе он выделяет три типа культуры: 1.дописьменный – господствуют устные способы коммуникации, поэтому главный орган – это ухо (архаические культуры); 2.письменный – господствуют визуальные способы передачи информации (письмо), поэтому главный орган – глаз (начиная с первых письменных цивилизаций и до формирования информационного общества времени); 3.экранный – господствуют электронные способы связи, которые сворачивают пространство и время, превращая мир в «глобальную деревню».

Американский культурный антрополог М. Мид предложила разделять культуры по характеру межпоколенных отношений. Она выделила: 1.постфигуративный тип культур, в которых дети учатся у взрослых; 2.кофигуративный – где дети и взрослые учатся у равных, сверстников: 3.префигуративный – где взрослые могут учиться у своих детей. Через анализ конкретных культур М. Мид показала, что кроме прямой линейной трансляции знания, в истории культуры возможна одновременная и обратная трансляция.

Рассматривая субстратную структуру духовной культуры, многие ученые задаются вопросом, а существуют ли на самом деле так называемые культурные универсалии.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. Перед учеными встает проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии?

Очевидно, существование универсалий не должно вызывать сомнений, поскольку биологически все люди в целом одинаковы и уже в этом смысле часть культур будет идентичной. Например, рассматривая наскальные рисунки человека первобытных людей и сравнивая их с рисунками маленьких детей (примерно в возрасте до пяти лет), мы видим общие черты нарисованного человека: голова, туловище, две ноги, две руки. Так же можно найти общее в пропорциях древнегреческих скульптур и современных: реальность, пропорции здорового человеческого тела. Таким образом, признавая наличие культурных универсалий, мы должны вывести определение культурных универсалий.

Культурные универсалии – такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества.

Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Совместная жизнь приводит к появлению разделения труда, танцев, игр, приветствий и т.п.

Американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 культурных универсалий – общих для всех культур элементов. В их числе – возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т. д.