Черный квадрат малевича в плохом качестве. Раскрыта тайна картины Малевича «Черный квадрат

Казимир Малевич за всю историю своей творческой деятельности прошел несколько этапов, в разное время акцентируя внимание на различных аспектах искусства. Видение художника постепенно менялось, результатом этих перемен становились полотна, наиболее всего отражающие сущность каждого периода. Однако, несмотря на это разнообразие работ художника, самой известной картиной Малевича стало полотно «Черный квадрат».

Картина представляет собой небольшой холст, ширина и длина которого составляют 79,5 сантиметров. Фон выполнен белым цветом, в центре изображен большой квадрат черного цвета. Несмотря на кажущуюся простоту создания этой картины, Малевич утверждал, что работал над ней в течение нескольких месяцев. Картина была написана в 1915 году и в это же время была продемонстрирована публике.

Выставка под названием «Ноль-десять» состоялась в Санкт-Петербурге в декабре 1915 года. Малевич представил там цикл картин «Супрематизм живописи». Само название выставки имело особое значение, связанное с новой концепцией, разработанной Малевичем. Новая идея состояла в стремлении к нулю, а в дальнейшем – в выходе за его пределы. В этом смысле особое значение имела картина «Черный квадрат». Большое значение этого полотна подчеркивало его расположение на выставке: работа находилась там, где традиционно располагаются иконы в домах, в месте, которое называют «красный угол».

К «Черному квадрату» Малевич пришел не сразу. Предвестники этой работы появлялись уже в период работы над оперой «Победа над солнцем», декорации которой Малевич оформлял вместе с единомышленниками. Одна из декораций тогда была задумана как черный квадрат вместо солнца. Такой ход должен был выразить идею торжества активного творчества человека над природой.

«Черный квадрат» был лишь одной из базовых супрематических картин. Среди них были также полотна «Белый квадрат на белом», «Красный квадрат. Живописный реализм крестьянки в двух измерениях».

Реакция критики на скандальную картину была неоднозначной. Однако сразу появились отзывы, которые утверждали, что «Черный квадрат» — современная альтернатива традиционным иконам, свидетельствующая о поиске новой религии, о некотором хаосе современности. Сам художник утверждал, что «Черный квадрат» — символ завершения искусства, его вершины и в то же время конца. Действительно, картина изображает загадочную бездну, которая как бы затягивает зрителя и оставляет безграничный простор для фантазий.

Картины Казимира Малевича —

Картина «Чёрный супрематический квадрат», находящаяся в Третьяковской галерее с 1929 года, висела вверх ногами. Лишь спустя 86 лет искусствоведам удалось это выяснить. /сайт/

Неоднозначная картина Каземира Малевича «Чёрный квадрат» вот уже 100 лет является предметом спора искусствоведов. Теперь она оказалась ещё и в центре скандала.

Исследование и открытие

Сотрудники музея проводили исследование картины с помощью рентгеновских лучей и микроскопического анализа и выяснили, что под изображением квадрата есть два других рисунка.

Пока исследователи не могут определить, что нарисовано на первых двух картинах. Также остаётся неясным, почему художник писал свои изображения поверх друг друга. Искусствоведы полагают, что у него могло не быть холста. По другой версии, художник создавал чёрный квадрат на основе предыдущей композиции, постепенно переделывая её.

При исследовании картины учёных ждало ещё одно открытие. Оказывается, на картине имелась надпись. Она оказалась стёртой, но с помощью микроскопа удалось разглядеть часть букв. Искусствоведы также уверены, что почерк на картине без сомнений принадлежит Малевичу.

Надпись гласит «Битва негров ночью». «Битва» читается идеально, в слове «негров» можно разобрать две буквы в середине, от «ночью» ясно читается только «ю».

К чему приводит неоднозначное искусство

При расшифровке надписи экспертов ждала ещё одна сенсация - всё это время «Чёрный квадрат» висел вверх ногами. Об этом говорит расположение надписи.

Загадочная надпись – это отсылка к самой известной картине француза Альфонса Алле, которая называлась «Битва негров в пещере глубокой ночью». Также француз написал абсолютно белую картину «Малокровные девицы, идущие к первому причастию в снежной буре» и красную «Апоплексические кардиналы, собирающие помидоры на берегу Красного моря». Ранее искусствоведы не связывали напрямую Малевича и Алле.

Всего Малевичем написано четыре «Чёрных квадрата» - подлинник и три повторения. Подлинник висит в почётном центре супрематического зала в Третьяковской галерее. При этом сотрудники музея отметили, что искусство XX века посещается очень плохо. Около 4 500 человек в день приходят в это здание посмотреть совсем на другого художника - Валентина Серова.

Третий «квадрат» находится также в Третьяковской галерее. Второй выставлен в Русском музее, четвёртый - в Эрмитаже. Успех этой примитивной и неоригинальной работы окутан тайной. Однако вот уже 100 лет картина является популярной и обсуждаемой и оценивается в $ 20 миллионов.

Начало ХХ века, Франция. Первая мировая война. Научно-технический прогресс. В такое радикальное время появляется авангардизм – совокупность течений, которые меняют суть искусства кардинально, производят в ней революцию, параллельно покушаясь на полную смену традиций в обществе. Cвоей кульминации авангард достигает в России через абстракционизм.

Абстракционизм – это авангардное течение, наиболее неоднозначное среди остальных. Анри Матисс , французский художник и скульптор, как-то произнес фразу, которая стала ключом к понимаю импрессионизма и авангарда вкупе: «Точность – это еще не правда» .

Если объяснить абстракционизм кратко, то это живопись без распознаваемых образов. Он бывает цветовым и геометрическим и стремится к определённой идее – освобождение цвета и формы от предметной обоснованности, мотивировки. Достаточно посмотреть вокруг и понять, что абстракция везде. Чистое голубое небо. Мы же смотрим наверх и видим лишь цвет. Закат. Блики и тени – это цвет и геометрия. Море. Лес. Даже обои, стол. Все это абстракция.

Классические художники, вроде Ильи Репина и Ивана Шишкина , цвет и геометрию притягивали к миру вещей, изображали их в предметах, объектах. Абстрактная живопись создаётся уже по другому принципу, по принципу гармонизации цвета и формы как они есть.

Все началось с Василия Кандинского и Казимира Малевича , о них мы сегодня и поговорим.

В 1910 году Кандинский нарисовал картину « Казаки» . До абстракционизма остается пол шага.

Позже Кандинский решает, на примере этого сюжетного мотива, окончательно оторваться от образности и рисует картину « Импровизация 26» . Он не только убирает образ казаков, дома, радуги, но и снимает ярлык с картины – теперь это не казаки, это просто импровизация. Подсказки, кто и что может находиться на картине, нет.

Название теперь размыто, размыты и категории. Почему же так происходит? Потому что название обычно мешает понять картину, наталкивает на поиск образов, ассоциаций. А художник-абстракционист пытается от образности уйти. Надо увидеть только цвет.

Кандинский написал брошюру «О духовном в искусстве» , прочитав которую, абстракционизм, как явление, станет более понятным.

Малевич абстракционизм называл по-своему – супрематизм (с лат. supremus – « наивысший» ). До знаменитого «Черного квадрата» он шел путем минимизации объектов на своих картинах.

79,5 см на 79,5 см — абсолютный квадрат. Картина Малевича – это икона авангарда.

Самая большая ошибка в общении с этой картиной – мы смотрим на неё глазами, которыми смотрим на картины Уильяма Тёрнера или Теодора Жерико (прим. художники эпохи романтизма). « Чёрный квадрат» – это не картина, это манифест, заключенный в форму чёрного квадрата. Здесь восхищение должен вызывать поступок художника – то, что он назвал это картиной в 1915 году. Ведь он нарисовал абсолютно ничего. Главное ни цвет, ни краски, ни рисунок, а идея – распад традиционного искусства. « Чёрный квадрат» отрезвил умы художников и перезагрузил искусство.

Кстати, в музыке тоже есть своеобразный «Черный квадрат» – это знаменитая пьеса 20 века, которая была написана Джоном Кейджем и названа «4:33». Он выходил на сцену, объявлял произведение, садился и ровно 4 минуты 33 секунды молчал. Многие считают, что это гимн тишине, но это не так. «4:33» – это естественный звук окружающего мира, звук в чистом виде, поскольку в зале тишина постоянно прерывалась шуршанием и покашливанием, каким-то скрипом, да даже дыханием. Кейдж таким образом говорил людям, что звук не должен складываться в мелодию.

Искусство абстракционизма воспринимать достаточно сложно, поскольку очень часто можно услышать восклицания из серии: «Я тоже могу нарисовать просто черный квадрат!». Да, могут, но в то время Малевич сделал огромный и смелый шаг вперед, назвав свой злосчастный «Черный квадрат» картиной. Это был прорыв, до него никто так не делал. В «Черном квадрате» не стоит искать глубокого философского смысла. Это просто «не картина», которая с ног на голову перевернула мир искусства, произвела революцию и повела за собой новое поколение художников.

January 25th, 2014

Marek Raczkowski.

Это конечно же все знают, но я соберу пожалуй все в одном месте. Вполне возможно вы откроете для себя что то новое в этой теме.

В 1882 (за 33 года до «Черного квадрата» Малевича) году на выставке «Exposition des Arts Incohérents» в Париже поэт Пол Било представил картину «Combat de nègres dans un tunnel» («Битва негров в туннеле»). Правда это был не квадрат, а прямоугольник.

Французскому журналисту, писателю и эксцентричному юмористу Альфонсу Алле идея так понравилась, что он развил её в 1893 году, назвав свой черный прямоугольник «Combat de nègres dans une cave, pendant la nuit» («Битва негров в пещере глубокой ночью»). Картина была впервые выставлена на выставке «Отвязанного искусства» в Галерее Вивьен.

Выглядел этот шедевр следующим образом:

Дальше больше. И белый, и красный квадрат тоже были впервые изображены Алле Альфонсом. «Белый квадрат» назывался «Первое причастие бесчувственных девушек в снегу» (выполнен также в 1883 году). Выглядел этот шедевр вот так:

Спустя полгода, следующая картина Альфонса Алле была воспринята как своего рода «колористический взрыв». Прямоугольный пейзаж «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» представлял собой ярко-красную одноцветную картину без малейших признаков изображения (1894 год).

Картины Алле Альфонса были восприняты как чистой воды стеб и эпатаж – собственно только на эту мысль и наводят нас их названия. Видимо поэтому мы так мало знаем об этом художнике.

Таким образом, за двадцать лет до супрематических откровений Казимира Малевича маститый художник Альфонс Алле стал «неизвестным автором» первых абстрактных картин. Также Альфонс Алле прославился тем, что почти за семьдесят лет неожиданно предвосхитил известную минималистическую музыкальную пьесу «4′33″» Джона Кейджа, представляющую собой четыре с половиной «минуты молчания». Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он, выставляя свои ошеломляюще новаторские работы, нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем.

Кто же он? Альфо́нс Алле́ (20 октября 1854, Онфлёр (департамент Кальвадос) - 28 октября 1905, Париж) - французский журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист, известный своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками, на четверть века предвосхитившими известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов.

Альфонс Алле практически всю свою жизнь был эксцентричным писателем, эксцентричным художником и эксцентричным человеком. Он был эксцентричен не только в своих афоризмах, сказках, стихах или картинах, но и в повседневном поведении.

Наскоро закончив обучение и получив к семнадцати годам звание бакалавра, Альфонс Алле (в качестве ассистента или стажёра) поступил в аптеку собственного отца.

Отец Альфонса с большой гордостью наметил для него карьеру великого химика или фармацевта. Будущее покажет: Альфонс Алле с блеском оправдал надежды своего аптечного отца. Он стал более чем химиком и глубже чем фармацевтом. Однако даже и самое начало его деятельности в семейной аптеке уже оказалось весьма многообещающим. В качестве дебюта Альфонс провёл несколько смелых опытов по воздействию на пациентов высококачественного плацебо своей оригинальной рецептуры, синтезировал оригинальные поддельные лекарства, а также «собственноручно» поставил несколько необычайно интересных диагнозов. О своих первых маленьких аптечных триумфах он с удовольствием расскажет немного позднее, в своей сказке: «Высоты дарвинизма».

«…У меня кое-что нашлось и для дамы, жестоко страдавшей желудком:

Дама: - Я не знаю, что со мной, сначала еда поднимается наверх, а потом опускается вниз…

Альфонс: - Прошу прощения, мадам, вы случайно не проглотили лифт?»

(Альфонс Алле, «Обхохотался!»)

Увидев самые первые успехи своего сына в области фармацевтики, отец с удовольствием отослал его из Онфлёра в Париж, где и прошёл остаток жизни Альфонса Алле.

Отец направил его стажироваться в аптеку одного своего близкого знакомого. По более близком рассмотрении, спустя несколько лет эта аптека оказалась привилегированным масонским кабаре «Чёрная кошка», где Альфонс Алле с большим успехом продолжал составлять свои рецепты и залечивать недужных. Этим уважаемым делом он занимался практически до конца своей жизни. Его дружба с Шарлем Кро (знаменитым изобретателем фонографа) должна была бы вернуть его к научным исследованиям, но этим планам снова не суждено было сбыться. Фундаментальные научные работы Альфонса Алле представляют собой вклад в науку, хотя сегодня они значительно менее известны, чем он сам. Альфонс Алле успел опубликовать свои серьёзнейшие исследования по цветной фотографии, а также пространную работу по синтезу каучука (и вытягиванию резины). Кроме того, он получил патент на собственный рецепт приготовления лиофилизированного кофе.

В возрасте 41 года Альфонс Алле женился на Маргарит Алле, в 1895 году.

Он умер в одной из комнат отеля «Британия», где Альфонс Алле провёл много свободного времени. Накануне врач строжайшим образом прописал ему шесть месяцев не вставать в постели, только тогда выздоровление представлялось возможным. В противном случае - смерть. «Забавные люди, эти врачи! Они серьёзно думают, что смерть страшнее, чем шесть месяцев в постели»! Едва только врач скрылся за дверью, Альфонс Алле быстро собрался и провёл вечер в ресторане, а другу, который провожал его обратно до гостиницы, он рассказал свой последний анекдот:

«Имейте в виду, завтра я буду уже труп! Вы найдёте, что это остроумно, но я уже не буду смеяться вместе с вами. Теперь вы останетесь смеяться - без меня. Итак, завтра я буду мёртв!» В полном соответствии со своей последней весёлой шуткой, он скончался на следующий день, 28 октября 1905 года.

Альфонс Алле был похоронен на парижском кладбище Сент-Уан. Спустя 39 лет, в апреле 1944 года его могила была стёрта с лица земли и исчезла без малейшего остатка под дружественными бомбами французской освободительной армии Шарля де Голля. В 2005 году воображаемые останки Альфонса Алле торжественно (с большой помпой) были перенесены на «вершину» холма Монмартр.

После Второй мировой войны во Франции была организована и до сих пор активно действует политическая Ассоциация Абсолютных Апологетов Альфонса Алле (сокращённо «A.A.A.A.A.») Эта сплочённая группа фанатично настроенных людей представляет собой общественный орган, в котором выше всех прочих прелестей жизни ценят юмор Альфонса. ААААА, кроме всего прочего, имеет свой юридический адрес, банковский счёт и штаб-квартиру в «Самом Маленьком Музее Альфонса Алле» на Верхней улице города Онфлёр (Кальвадос, Нормандия, Аптека).

Каждую субботу ближе к вечеру музей Альфонса открыт для свободного посещения всех желающих. К услугам посетителей лабораторные опыты «а-ля Алле», химические дегустации «а-ля Алле», диагнозы «а-ля Алле», недорогие (но очень эффективные) желудочные таблетки «пур Алле» и даже прямой разговор по старинному телефону «Алло, Алле». Все указанные услуги можно получить за какие-то полчаса в сумрачных кулисах онфлёрской аптеки, где родился Альфонс Алле. Это чрезвычайно тесное помещение также было объявлено самым маленьким музеем в мире, не исключая также и самый маленький в мире музей «аутентическая комната» Альфонса Алле в Париже, и самый маленький музей «Шкаф Эрика Сати» в министерстве культуры Франции. Эти три самых маленьких музея в мире соперничают за звание, кто меньше. Бессменным экскурсоводом Алле долгие годы является некий человек, Жан-Ив Лорио, постоянно имеющий при себе официальный документ, подтверждающий, что он является незаконной реинкарнацией великого юмориста Альфонса Алле.

Альфонс Алле порвал с аптеками и начал регулярно публиковаться очень давно, это было, кажется, в 1880-82 году. Первый неосторожный рассказ Альфонса положил начало его 25-летней писательской жизни. Ни в чём он не терпел порядка и прямо заявлял «Даже и не надейтесь, я - непорядочный». Писал в кафе, урывками, над книгами почти не работал, и выглядело это примерно так: «Не говорите глупостей…, чтобы я сидел, не отрывая задницы, и корпел над книгой? - это же невозможно смешно! Нет, лучше я всё-таки её оторву!»

В основном его литературное творчество состоит из рассказов и сказок, которые он писал в среднем по две-три штуки в неделю. Имея «тяжкую обязанность» вести смехотворную колонку, а иногда даже целую колонну в журнале или газете, ему и поневоле приходилось чуть ли не через день «смеяться за деньги». За свою жизнь он сменил семь газет, некоторые имел по очереди, а три - одновременно.

Таким образом, прежде всего живой эксцентрик, потом немного журналист и редактор, и только в последнюю очередь писатель, Алле работал вечно в спешке, писал десятки своих «сказок», сотни рассказов и тысячи статей на левой коленке, впопыхах и чаще всего - за столиком (или под столиком) в кафе. Потому многое из его работ утеряно, ещё большее утеряло ценность, но более всего - так и осталось на кончике языка - ненаписанным.

Альфонс Алле никогда не останавливался на чём-то одном. Он желал написать сразу всё, охватить всё, преуспеть во всём, но ни в чём конкретно. Даже чисто литературные жанры у него вечно путаются, рассыпаются и подменяют один другого. Под видом статей он писал рассказы, под названием сказок - он описывал своих знакомых, вместо стихов писал каламбуры, говорил «басни» - но имел в виду чёрный юмор, и даже научные изобретения в его руках приобретали жестокий вид сатиры на человеческую науку и человеческую природу…

Кроме занятий литературой «под столиком в кафе», Альфонс Алле имел в своей жизни ещё немало важных для общества обязанностей.

В частности, он был членом правления клуба почётных гидропатов, а также одним из основных участников, принятых в руководящие органы масонского кабаре «Чёрный кот». Именно там, в Галерее Вивьен, во время выставок «Отвязанного искусства» он впервые экспонировал свои знаменитые монохромные картины.

Пожалуй, единственное отличие Альфонса Алле от его последователей заключалось в том, что он, выставляя свои ошеломляюще новаторские работы, нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем. Именно это, пожалуй, и обусловило отсутствие профессионального признания его вклада в историю искусства. Своими работами в области живописи Альфонс Алле очень точно пояснил старый как мир тезис: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее - как ты это подаёшь».

В 1897 году он сочинил и «привёл в исполнение» «Траурный марш для похорон великого глухого», который, впрочем, не содержал ни одной ноты. Только тишину, в знак уважения к смерти и понимания того важного принципа, что большие скорби - немы. Они не терпят ни суеты, ни звуков. Само собой, что партитура этого марша представляла собой пустую страницу нотной бумаги.

«Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».

«…С деньгами даже бедность переносится легче, не правда ли?»

«Труднее всего пережить - конец месяца, особенно последние тридцать дней».

«Пока мы соображаем, как бы получше убить время, время методично убивает нас».

«Отъехать - это совсем немного умереть. Но умереть - это очень сильно отъехать!»

«…Как говорила вдова человека, умершего после консилиума трёх лучших врачей Парижа: «Но что же он мог сделать один, больной, против троих - здоровых?»

«…Нужно быть терпимее к человеку, всё же, не будем забывать о том, в какую примитивную эпоху он был сотворён».

(Альфонс Алле, «Штучки»)

А что же квадрат Малевича?

Казимир Малевич написал свой «Чёрный квадрат» в 1915 году. Это полотно размером 79,5 на 79,5 сантиметров, на котором изображён чёрный квадрат на белом фоне, написанный тонкой кисточкой. По утверждению художника, он писал её несколько месяцев.

Черный квадрат 1915 г. Малевич,

Справка:

Казимир Северинович Малевич родился (11) 23 февраля 1878 года близ Киева. Однако есть и другие сведения о месте и времени его рождения. Родители Малевича были поляками по происхождению. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного украинского промышленника Терещенко (по другим данным отцом Малевича был белорусский этнограф и фольклорист). Мать была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем в семье.

Рисовать начал учиться самостоятельно, после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок. В возрасте 17 лет некоторое время провёл в Киевской художественной школе. В 1896 году семья Малевичей обосновалась в Курске. Там Казимир работал мелким чиновником, но бросил службу ради карьеры художника. Первые работы Малевича написаны в стиле импрессионизма. Позже художник стал одним из активных участников футуристических выставок.

Нам жизнь К.Малевича кажется невероятно насыщенной, полной контрастов, взлетов и падений. Но по мнению самого мастера она не была слишком долгой и насыщенной событиями, как он мечтал. Долгое время Малевич мечтал посетить Париж, но ему так и не удалось это сделать. Он побывал за границей лишь в Варшаве и Берлине. Малевич не знал иностранных зыков, о чем на протяжении всей своей жизни очень жалел. Он не выезжал дальше Житомира. Ему не удалось испытать множество эстетических и житейских радостей, доступных его более обеспеченным и образованным коллегам.

«На бульваре», 1903 г.

«Цветочница», 1903 г.

«Точильщик» 1912г.

Малевич самостоятельно прошел весь путь от скромного самоучки до всемирно известного художника, он принимал участие в двух революциях, сочинял футуристические стихи, реформировал театр, выступал на скандальных диспутах, увлекался теософией и астрономией, преподавал, писал философские труды, сидел в тюрьме, был директором солидного института и безработным… Пунин писал, что Малевич принадлежал к тем людям, которые были «заряженны динамитом». Не каждый из знаменитых художников мог так поляризовать общественное мнение. Малевич всегда был окружен преданными друзьями и страстными соперниками, у критиков он вызывал самую грубую брань, «ученики его боготворили, как Наполеона армия». Даже в наше время можно встретить людей, которые имеют резко противоположное отношение и к наследию Малевича, и к его личным человеческим качествам.

Всем смыслом жизни Малевича было искусство. Свойственную его характеру взрывную энергию Малевич привнес в свое творчество. Его эволюция живописца действительно похожа на серию взрывов и катастроф. Они были не особо стихийные, исследователи говорили, что это был «»испытательный полигон», на котором искусство живописи проверяло и оттачивало свои новые возможности». По этому можно определить направления в истории искусств начала XX века. Малевич был выдающимся художником, которые внес свою лепту в развитие искусства того времени.

«Квадрат» Малевича был написан к выставке, проходившей в огромном зале. По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем совершались неоднократно. Однако ученые и критики посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб.

Википедия сообщает нам, что Черных квадратов у Малевича на самом деле тоже не один, а четыре:

*В настоящее время в России находятся четыре «Чёрных квадрата»: в Москве и Санкт-Петербурге по два «Квадрата»: два в Третьяковской галерее, один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одна из работ принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрёл у Инкомбанка в 2002 году за 1 миллион долларов США (около 28 миллионов рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж.

Черный квадрат 1923 г. Малевич, Википедия

Чёрный квадрат 1929 г. Малевич, Википедия

Черный квадрат 1930 гг. Малевич, Википедия

Есть у Малевича и Красный квадрат и Белый квадрат, и много чего еще. Но всемирную славу завоевал почему-то именно этот, Черный квадрат. Однако мало того, что на картине Малевича нарисован не квадрат (углы не прямые!) так он еще и не совсем черный (по крайней мере, файл с картиной содержит около 18000 цветов),

Умудренные искусствоведы пишут:

Концептуальное содержание «Черного квадрата» заключается прежде всего в том, чтобы вывести сознание зрителя в пространство иного измерения, к той единой супрематической плоскости и экономической и икономической. В этом пространстве иного измерения можно выделить три главных направления – супрематии, экономии и икономии. Сама по себе форма в супрематизме ввиду ее беспредметности ничего не изображает. Наоборот, она уничтожает вещи и обретает смысл как первоэлемент, всецело подчиненный экономическому началу, которое в символическом выражении есть «ноль форм», «черный квадрат».

Опять-таки учитывая, что черное, опредмеченное и выраженное в виде «черного квадрата», неразрывно связанно с белым фоном и без него проявление цвета всегда остается неполным и тусклым. Отсюда выясняется и другая, не менее существенная формула «черного квадрата» как символа: «Черный квадрат» есть выражение единства противоположных цветов. В этой наиболее обобщенной формуле черное и белое могут быть выражены как свет и и несвет, как два атрибута Абсолюта, существующие и нераздельно, и неслиянно. То есть они существуют как одно, одно – благодаря которому одно на другом , а вот . Посмотрите еще на работы Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Картина "Черный квадрат" Казимира Малевича (1879-1935) является одним из самых известных произведений искусства прошлого века. Она была написана в 1915 году и стала поворотным пунктом в развитии русского авангарда. Автор картины считается создателем нового направления в живописи - супрематизма, который стал настоящим вызовом всему, что было раньше в изобразительном искусстве.

Картина, которая привлекает внимание

Несмотря на кажущуюся простоту, картина "Черный квадрат" всегда привлекает к себе большое внимание и занимает особое место в выставочном пространстве. Малевич писал, что супрематизм можно разделить на три этапа, в соответствии с его тремя квадратами - это черный, красный и белый. Наиболее примечательным из трех оказалась картина "Черный квадрат". Она была написана аккуратно, единым черным тоном, без мазков и разводов.

Философия Малевича была основана на всем том, что накопилось в литературе и искусстве того периода, и одновременно шла вразрез с тем, что он пробовал ранее. Результатом этого стало появление новой изобразительной религии, в которой на циферблате была отражена исходная точка - ноль. Была создана целая концепция - от кубизма к супрематизму.

Дерзкий вызов

Картина "Черный квадрат" своей суровой простотой и открытостью вызова в отношении других изобразительных форм вызвала настоящую бурю в мире искусства. Чистота и ясность работы Казимира Малевича стали революционно новым способом восприятия и посеяли смятение в рядах интеллигенции, которая придерживалась традиционного образа мышления. Это была попытка утвердить новый мировой порядок, который ставит перед собой сложные задачи перекодирования мира и начать общение на ранее неизвестном космическом языке. Малевич позже даже назвал себя президентом пространства.

Четкое ощущение пространства

Супрематические картины автора воплощают в себе четкое ощущение пространства. Толстые местные цвета сражаются между собой в состоянии полной пластической гармонии. Белый фон всегда чистый и неразбавленный, а изображенные на нем беспредметные картины исполнены целомудрием и легкостью. Отсутствие тяжелых рам усиливает ощущение легкости и полета в пространстве.

Картина Малевича "Черный квадрат" была ключевым моментом в его живописи и стала предметом бесконечных разговоров и споров. Студенты и единомышленники художника приняли его откровение с восторгом и пониманием, и вскоре сами начали создавать произведения, отражающие подавляющее влияние мастера. Картина Малевича "Черный квадрат" на белом фоне стала символом, основным элементом в системе супрематизма, шагом в новое искусство.

Автор о своем произведении

Малевич говорил, что в 1913 году, в отчаянной попытке освободить искусство от балласта объективности, он укрылся в квадратной форме и показал картину, которая состояла только из черного квадрата на белом холсте. Критики и публика только вздохнули, ведь все, что они любили, утрачивается, они чувствовали себя в пустыне... Перед ними был только черный квадрат на белом фоне!

Малевич сокрушался, что квадрат оказался непонятным и опасным для критиков и публики... Но он этого ожидал: контуры объективного мира исчезали все больше и больше, и так далее, шаг за шагом, пока, наконец, мир и все, что любили и чем жили, потерялось из виду. Но пустыня наполнена духом необъективного ощущения, которое пронизывает все. Блаженное чувство освобождения необъективности привлекло художника обратно в пустыню, где нет ничего реального, кроме чувства... Так чувство стало главным в его жизни.

Черный квадрат - это чувство

Это не просто пустой квадрат, это, по мнению автора, скорее чувство необъективности. Супрематизм является переоткрытием чистого искусства, которое с течением времени стало заметным из-за накопления вещей. Но природа и смысл художественного творчества продолжают быть неправильно понятыми, потому что чувство, в конце концов, всегда и везде является единственным источником всякого творения. Эмоции, которые зажигаются в человеке сильнее, чем сам человек.

Картины Казимира Малевича: "Черный квадрат"

Такие названия, как «Мертвый квадрат» и «Пустота» были даны критиками. Для Малевича, однако, этот квадрат символизирует чувство, а полную пустоту олицетворяет белое поле вокруг фигуры. Автор не концентрируется на конкретном предмете и обращается к чистоте математической геометрии.

Однако "Черный квадрат" не так прост, как кажется. Даже принимая искусство нулевой степени, Малевич делает установку на напряженное восприятие рисунка, который можно прочитать двумя путями, либо это черный квадрат на белом фоне, либо это черная дыра, окруженная белой каймой. Каждый объект имеет статический фасад и внутреннюю динамику. Таково описание картины "Черный квадрат".

Революционный символ и динамический супрематизм

Так что же такое супрематизм? Понятие, созданное Малевичем, в первую очередь отражает превосходство цвета в живописи. Художник взял геометрические фигуры, ограниченную палитру и создал особый акцент на окрашенных формах, существующих на холсте в чистом виде, без сцен, пейзажей и людей.

Картина "Черный квадрат" Малевича (фото можно увидеть в статье) не является первой в новом движении, здесь был выбран совершенно другой вид объекта, нежели раньше. Несмотря на уверения автора в том, что это была первая супрематическая картина, так называемый чистый ноль, чистое начало, современная наука и рентгеновские лучи могут пролить свет на эту темную историю.

История картины "Черный квадрат"

Это было в середине Первой мировой войны, после революции 1905 года, во время продолжающихся беспорядков. Всего несколько лет спустя после написания картины, в 1917 году, вспыхнет большевистское восстание и Великая Октябрьская революция.

Картина "Черный квадрат" (фото далее можно увидеть в статье) появилась в то время, когда русское общество, хотя и было знакомо с кубизмом и футуристическими работами, не сталкивалось с работами, подобными этой. Трудно было представить художественную революцию Малевича отдельно от социальной революции, которая происходила в то время в обществе. Художник не собирался изображать какую-то конкретную и реальную вещь - это был знак Новой эпохи.

На выставке футуристической живописи

Когда Малевич представил свой черный квадрат на выставке футуристической живописи, которая состоялась в Петрограде в декабре 1915 года, он был заинтересован в том, чтобы продемонстрировать супрематизм и свою новую идею. Работа была помещена высоко на стене в углу комнаты, где картина "Черный квадрат" Малевича означала нечто большее, чем просто картину. Это было самое священное место, куда вешали православную икону в традиционном русском доме, люди в Петрограде были не исключением. Малевич хотел придать своей работе особое духовное значение, сделать ее центром экспозиции и важнейшей эмблемой своего нового стиля.

В своей дальнейшей деятельности художник не раз возвращался к фигуративной живописи, многие свои работы он подписывал небольшим черным квадратом. На его похоронах скорбящие держали в руках флаги, украшенные этим символом. Один из флагов был закреплен в супрематическом стиле на гробе покойного. На его памятнике недалеко от утраченного места захоронения изображен черный квадрат.

Черный квадрат стал не только визитной карточкой своего создателя, но и иконой искусства ХХ века.

Странная картина

Прошло более столетия с тех пор, когда была написана работа, но люди до сих пор находят ее немного странной. В чем же смысл картины "Черный квадрат"? Некоторые видят в ней окно в ночь или в загробный мир, другие видят просто черную фигуру на белом холсте. Малевич намеревался навсегда изменить представление о живописи, чтобы представить реальность в более интригующем свете, сделать что-то простое и невзрачное, но одновременно революционное. Легендарная работа, которая положила начало беспредметному искусству, была выставлена впервые 7 декабря 1915 года.

Где находится картина "Черный квадрат" сегодня? Их было несколько, первая работа (1913 г.) и третья (1923 г.) хранятся в Третьяковской галерее в Москве, а второй (1923 г.) - в Русском музее в Петербурге.

Все тайное становится явным

Почему настолько загадочной является работа, которую написал Казимир Малевич - "Черный квадрат"? Смысл картины для некоторых кажется бесконечно глубоким, а кто-то его вообще там не видит. Оказывается, целых два изображения скрыты под знаменитым шедевром. В ноябре 2015 года стало известно, что не только одна, как считалось ранее, но целых две цветные картины скрываются под черным квадратом.

Ученые расшифровали надпись, которая, как полагают, была оставлена Казимиром Малевичем. Там были такие слова: "Битва негров в темной пещере." Удивительно, но факт, картина с таким названием уже была написана французским художником Альфонсом Аллаисом (1854-1905). Вполне вероятно, что Малевич нарисовал свое творение поверх других изображений, но "Черный квадрат" был, скорее, манифестом, нежели живописью, поэтому все, что с ним связано, выглядит как одна большая и темная тайна.

Казимир Малевич: человек, который освободил живопись

Знаменитый художник был рожден на Украине, но имел польское происхождение. В подростковом возрасте он сам научился рисовать, примеряя на себя методы народного искусства. В 1907 году он переехал на постоянное место жительство в Москву. Изучал реализм, импрессионизм и символизм, постепенно вникая в историю искусства.

Важное значение для его развития имели две коллекции произведений искусства с запада. Работы Моне, Гогена, Сезанна, Матисса и Пикассо еще больше воодушевляли его в погоне за авангардным стилем, особенно его привлекали кубизм и футуризм. Затем последовал период изоляции, который дала ему Первая мировая война. Именно тогда, отрезанный от внешнего раздражения, он смог сделать большой шаг, который вылился в появление нового направления - супрематизма.

Новое понимание эмпирической реальности

Его собственные сочинения имеют сложную теоретическую базу, потому он с такой легкостью использует такой смелый абстрактный язык.

Творчество художника часто связывали с мистикой из-за его литературных интересов. Его книги часто носили философский характер. Он был очарован идеями о четвертом измерении. Однако на его восприятие искусства решающее влияние оказали воззрения российского формалиста Романа Якобсона и поэтические новации Крученых и Хлебникова. Он поделился с этими поэтами своим желанием взорвать обычную логику для того, чтобы прийти к новому пониманию эмпирической реальности.

Он был обязан также и своим коллегам - художникам Наталье Гончаровой и Михаилу Ларионову, которые разожгли в нем страсть к народному искусству и привили интерес к силе икон. Как художник, учитель и революционер, Малевич стремился опрокинуть века живописи, уходящие своими корнями в ренессансные идеалы. Это искусство, как он заявил, было просто эстетическим, в отличии от супрематизма. Утверждается, что автор черного квадрата пошел дальше, чем Пикассо или Матисс.

Казимир Малевич был основателем художественной и философской школы супрематизма. Его идеи о формах и смысле в искусстве представляют собой теоретические основы беспредметного или абстрактного искусства. Малевич работал в различных стилях, но его наиболее важные и известные работы сосредоточены на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники и круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.

"Черный квадрат" - икона русского авангарда

Супрематизм был одним из самых влиятельных направлений в абстрактном искусстве ХХ века. Для него были характерны простые геометрические формы: прямая линия, прямоугольник, круг, квадрат на светлом фоне означали бесконечность пространства. Идеи супрематизма успешно были воплощены в архитектуре, сценографии, графике и промышленном дизайне. В отличие от многих других "...измов", названия для которых были изобретены постфактум искусствоведами, супрематизм обязан своим рождением, существованием, развитием, теоретическим обоснованием, продвижением в массы и даже спекулятивно-космическим перспективам всего одному человеку - Казимиру Севериновичу Малевичу.

Супрематизм — это искусство, которое изо всех сил пытается вырваться из естественных форм в направлении геометрической абстракции. Рождение "Черного квадрата" не было актом рационального сознания или результатом тщательно спланированной стратегии - его появление было неожиданным и мистического даже для самого художника. Как вспоминает один из его учеников, он не мог ни есть, ни спать целую неделю с тех пор, как написал картину.

Такую простую картину смог бы написать и ребенок, хотя детям не хватило бы терпения, чтобы заполнить такую большую площадь одним цветом. Эту работу мог выполнить любой чертежник, но рисовальщики не заинтересованы в простых геометрических формах. Аналогичная картина может быть выполнена душевнобольным, но если бы он и сделал это, то маловероятно, что у него был бы малейший шанс попасть на выставку и оказаться в нужное время и в нужном месте. Именно Малевич стал автором "Черного квадрата", одного из самых знаменитых, таинственных и пугающих произведений искусства в мире.