«По святым местам Будды. Священные места

Находится в 110 км от Горакхпура в Уттар-Прадеше, ближайшая ж/д станция Наугарх (35 км). Когда-то Капилавасту был столицей клана Сакья, и одной из первых республик. Именно в изобильных, процветающих окрестностях Капилавасту принц Сиддхарт (Гаутам Будда) провёл свой детство. Здесь он видел боль, страдания, болезни и смерть. И, наконец, он увидел излучающего свет счастливого садху, и тогда Будда решил отречься от всех мирских богатств и наслаждений, чтобы искать правду и ступить на путь спасения.
Капилавасту представляет большой интерес для буддийских паломников, там есть несколько Ступ. В ходе археологических раскопок были обнаружены каменные шкатулки, где хранились реликвии, принадлежащие Будде.

Бодхгайа

Бодхгайа (штат Бихар) признана самым важным центром буддийских паломников, это место, где Шакьямуни (Гаутама Будда) обратился к медитации, подвигнутый на это многочисленными страданиями человечества. Огромное дерево Бодхи (пипал), которое мы можем видеть и сегодня, выросло из дерева Бодхи, под которым Принц Сиддхартх медитировал и достиг Нирваны. Там также есть Чаукрамана, Дорожка из драгоценных камней, где, глубоко задумавшись, прогуливался Будда. Великолепный храм Маха Бодхи архитектурное слияние различных культур, например традиции династии Гупта. На стенах храма Будда высечен из камня в различных позах, и в святая святых огромная статуя Будды, касающегося земли, что имеет мифологическое значение в буддийском учении. В храме сохранились надписи, которые свидетельствуют о визитах паломников из Шри Ланки, Китая, Мьянмы в 7 и 10 веке. Хиеун Тсанг, китайский путешественник, также посещал храм в 7 веке.
Другие достопримечательности
Рядом с храмом Махабодхи расположен Монастырь Шайвов, где находится 4 храма, окружённые пышной растительностью. В этих храмах есть несколько самадхи, неподалёку - кельи монахов.
Недалеко от монастыря Шайвов расположен храм Джаганнатх, который посвящён Господу Шиве. Там есть статуя божества, высеченная из блестящего чёрного камня.
И в заключение, экскурсия в Археологический музей Бодхгайи. Здесь собрана коллекция буддийских скульптур с 1 века до н.э. по 11 век н.э.
Бодхгайя расположена в 245км от Варанси и в 178 км от Патны через Раджгир и Наланду.

Экскурсии
Гайа:
святое место для индусов. Находится в 12км от Бодхгайи, между Претшилой и холмами Рамшила, омывается рекой Пхалгу. В Гайе множество буддийских храмов. Когда Будда принимал суровую аскезу, он ослаб, утомился и был голоден. Он остановился отдохнуть под деревом, и ему предложила еду осуждённая женщина, которую звали Суджата. Ко всеобщему удивлению Будда принял её пищу. Легенда гласит, что после того, как Будда поел, проявленное им сочувствие превратилось в божественный свет и он осознал Высшую Правду: ни полное потворство своим желаниям, ни их постоянное подавление не требуется в жизни. Необходимо придерживаться середины. Суджата Стхан или храм Даргешвари построен как напоминание об этом событии.
Вблизи Бодхгайи есть несколько интересных для туристов мест, таких как храм Сурьи в Део, 20км от Гайи, храм Солнечного Бога в Умайя, храм Кончишвар Махадев в Кончи, пещеры Барабар в 40км, буддийские пещеры 3 века до н.э. в Сасараме, в 123 км.

Сарнатх

Сарнатх находится примерно в 10км от Варнаси, это священное место, которое выбрал более, чем 2500 лет назад Будда чтобы прочитать свою первую, после достижения Нирваны, проповедь. Пять учеников, которые следовали за Буддой, были удивлены, увидев его пылким, разгорячённым. Будда сумел убедить их, прочитав первую проповедь, сейчас это называют Дхарамачакра Правартан. Это положило начало традиции Сангхи, популяризации учения Будды по всему миру.
Будда Гаутама с пятью учениками образовали первую Сангху, вместе с Яшой из Варанаси и 54 его друзьями.
Начало знаменитой мантры «Буддам Шаранам Гачхами» обязано своим происхождением Сарнатху.
Каждый буддийский паломник, посетив Бодхгайю, стремится побывать в Сарнатхе.
Дхамекх Ступа имеет особое значение, потому что она символизирует «место священного Будды», где он объявил о своей религии. Она около 34 м высотой, а вместе с фундаментом 42м. Кроме этого, в Сарнатхе есть развалины ступы Дхармаджаджика и храма Мулгандхакути, который, согласно описаниям, был около 61м высотой. Будда любил отдыхать и медитировать там.
Император Ашока (273-232 г до н.э.) обратился в буддизм и также посещал Сарнатх. Блестящая каменная колонна, называемая Колонной Ашоки, напоминает о его визите и кладёт начало буддийской Сангхе в этом месте. Капитель в виде льва на вершине колонны теперь национальная эмблема Индии.
Ступа Чаукханди в период Гупта (4-6 в до н.э.) была храмом с террасой. В 1588г Говардхан, сын Раджи Тодармала, построил восьмиугольную башню в память о визите Хумаюна, отца Акбара. Позднее Говардхан стал правителем под покровительством Акбара.

Раджхир

Раджхир значит «Королевский Дворец», он находится в 12км южнее Патны. Это место имеет огромное значение для последователей Буддизма. Холм Гридхакута был местом, откуда Будда произнёс большинство своих проповедей. Здесь впервые его учения были записаны учениками. Канатная дорога довозит туристов туда, где японцы построили прекрасную Ступу.
Множество исторических и археологических достопримечательностей находятся вблизи Раджхира. Тюрьма Бимбисара напоминает о царе Маурьев Бимбисаре, который был буддистом и решил провести свои последние дни именно в этом месте. Отсюда он видел Будду, поднимающегося на холм Грихакута для медитации.
Форт Аджаташастру ещё одно место, привлекающее туристов. Скульптура, которая изображает Паринирвану, или «великую приостановку» - ещё один памятник искусства и истории. Она представляет собой Будду, лежащего на правом боку с правой рукой на голове.
Другие место в Раджхире, заслуживающие внимания - Саптдхара, горячие источники, обладающие силой исцеления; Венуван вихара, резиденция, построенная царем Бимбисаром для Будды; манговая роща Дживака, резиденция пылкого последователя Будды Дживаки, который был хирургом; искусственное озеро Каранда, где купался Будда.
Патна находится в 102км от этого места, в 34км отсюда - Гайя.

Каушамби

54 км от Аллахабада. Будда посещал Каушамби в 6-ой и 9-ый годы после просветления. Он произнёс здесь несколько проповедей. Сегодня можно увидеть руины колонны Ашакан, старый форт и монастырь Гхоситарам. Археолдогические раскопки в этом месте помогли обнаружить большое количество скульптур, фигур, монет. Всё это можно увидеть в музее Аллахабада.

Кушинагар

Кушинагар находится в 55км от Горакхпура. Именно здесь закончил свою жизнь Татхагата. Этому событию посвящён храм Махапаринирвана, стоящий в зарослях рощи, он служит напоминанием об утрате.
Огромная статуя Лежащего Будды была найдена в 1876 г в храме. Она была привезена из Матхуры монахом Харибалом.
Весь Кушинагар, с момента Махапаранирваны Будды, превратился в достопримечательность, там есть несколько ступ, включая уникальную ступу - Мукутбандхана. Китайские путешественники, которые в разное время посещали Кушинагар, описывали это место, их записи позднее стали руководством к раскопкам.
Достопримечательности Кушинагара делятся на три категории - храм Махапаринирвана, в центре которого статуя Лежащего Будды; усыпальница Мата Кунвар, где образ Будды сделан из голубого аспидного сланца; ступа Рамбхар, которая предположительно является местом, где Будду кремировали его пепел разделили на 8 равных частей. Кроме этого, можно посмотреть Китайский храм, буддийский и Тибетский храмы.

Сравасти

Расположен в 134 км от Лакхнау и в 29 км от Балрампура. Сравасти был столицей древнего королевства Кошала, Сады Джетвана были удостоены чести стать пристанищем Будды на 24 сезона дождей.
Существует предание о том, что город был основан древним царем Сравастом. Там есть древние ступы, прекрасные монастыри и несколько храмов. Говорят, что Будда сотворил здесь несколько чудес.
В этом месте также есть знаменитое дерево Ананд Бодхи, которое было посажено последователем Будды Анандом.

Вайшали

Считается, что Вайшали был первой в мире республикой. В Колхве Будда произнес свою последнюю проповедь, в которой Он рассказал о Своем приблежающемся уходе. Позднее император Ашока воздвиг огромную колонну в память о месте, где Будда прочитал последнюю проповедь. Вайшали также был центром второго буддийского церковного собора, проведенного спустя сто лет после Паринирваны Будды для того, чтобы обсудить десять положений Винайя.
В ходе археологических раскопок было обнаружено древнее здание парламента Раджа Вишал Ка Гарх.
В Вайшали жил известный танцор и куртизан Амрапали, который предложил Будде орхидею и был настолько поражен его учением, что решил стать монахом.
Раскопки в Вайшали окрыли миру Ступу Будды 1 (4 в. до н.э.) и Ступу Будды 2, построенную из кирпича и содержащая пепел Будды. Другие исторические достопримечательности Вайшали: храм Чатурмукхи Махадева с лингамом, на котором высечены четыре лика Господа Шивы; храм Бхаван Пакхар, где несколько индуистких божеств собраны в одном месте, где им всем поклоняются; искусственное озеро для коронации, где цари Личхави совершали омовение перед коронацией; Музей Вайшали, где есть небольшая коллекция работ местных ремесленников. Также стоит посетить Кундупур, находящейся в 4 км отсюда. Это место, где родился Господь Махавира (6 в. до н.э.), который провел здесь 22 года.

Это были несколько важных мест, которые непосредственно связаны с жизнью Будды. Стечением времени буддизм распространялся по всей Индии и за ее пределами, поэтому расширялась география и священных буддийских мест. Дальше мы расскажем о некоторых важных местах в каждой части Индии, начиная с востока, где влиянием буддизма был охвачен целый регион.

Восточная Индия

Наланда

Наланда расположена в 90 км южнее Патны, его название дословно означает «место, дарующее лотосы». Тут один из самых древних университетов в мире, который достиг своего расцвета между 5 и 12 в. н.э. И Господь Будда, и Господь Махавира посещали это место. Император Ашока построил Вихару, император Харшвардхан приказал создать медную статую Будды в 26 м высотой. В 1951 году в Наланде был открыт Международный центр изучения буддизма, в 2-х км отсюда находится буддийский институт Нава Наланда Вихар.

Орисса

Недавние археологические раскопки открыли новое место буддийского туризма - Ориссу. Холм Дхаули на берегу реки Дайа находится недалеко от основной дороги из Бхубанешвара в Пури и Конарк. Калинга Неппон-Будда Сангха установил Шанти Ступу и построил монастырь Саддхарма Вихар. Лолитагири - одно из первых буддийских комплексов 1 в. н.э. имеет огромный монастырь из кирпича, несколько Ступ. В Ратнагири раскопки подтвердили установление буддийского центра в первой половине 6-го века н.э. В Удаигири был обнаружен комплекс из кирпичного монастыря и нескольких буддийских скульптур.

Сикким

Сикким расположен в западных Гималаях, вдоль границ с Бхутаном (на западе), Тибетом (на севере), Непалом (на востоке) и Западным Бенгалом (на юге). В столице, Гангтоке есть много мест, которые стоит посмотреть, особенно Исследовательский институт тибетологии, мировой центр изучения буддийской философии и религии, там большая коллекция статуй и более 200 буддийских икон. В 24 км расположен монастырь Румтек, который является одним из мировых памятников архитектуры. В 3 км от Гангтока расположен монастырь Энчей, построенный 200 лет назад, где был благословлен великим учителем Лама Друптаб Карпа.

Таванг

Недалеко от Бомдила в Аруначал-Прадеше раскинулась прекрасная область Таванг, в центре которой расположен монастырь Таванг. Монастырь выходит на долину и окружён горами. Около 500 лам живут в 65 строениях. Местные называют монастырь Гомпа и верят, что ему 400 лет.

Северная Индия

Ладакх

Известный как «королевство отшельников», Ладакх привлекает снежными вершинами, спокойными озёрами, мистической культурой. Как и в Тибете, там существуют крепкие буддийские традиции, что подтверждают и цифры: отношение монахов к обычным людям 1:8. Там есть 13 основных Гомпа (монастырей), среди которых выделяется Хемис, монастырь монастырей. Это наиболее важный монастырь в Ладакхе, он находится под покровительством королевской семьи. Во дворе монастыря расположены 2 храма. В июне проводится знаменитый фестиваль Хемис, кторый посещает множество туристов.
Алчи, небольшая деревня в 70км от Леха в Джамму и Кашмире, известна как жемчужина среди религиозных достопримечательностей Ладакха. Раньше этот монастырь находился под руководством монахов Ликхира, ближайшего функционирующего монастыря. Он известен как Чос-кор (религиозный анклав) и состоит из 5 храмов, где находится богатейшая в Ду-Кханге коллекция изображений и 3 легендарно известных Сам-Тсеков.

Санкиса

Санкиса расположена в центральном Уттар-Прадеше, в 47км от Фарукабада. Считается, что Будда, вместе с Брахмой и Девраджем Индрой спустился именно в этом месте, где позднее построили храм Будды. Тут также есть храм, посвящённый Бисари Деви, огромный Шива Линга. В месяц Шравана (июль-август) тут проводится большая ярмарка.
Ближайший аэропорт - Агра и оттуда на поезде до Пакхмы (12км от Санкиса).

Табо

Монастырь, основанный в 996 г. н.э. по инициативе великого учителя Ринченсанг По, также известный как Махагуру Ратнабхадра. В июне-июле 1996 г. Табо отметил тысячелетие своего существования. Табо часто называют «Аджанта Гималаев».
Монастырь Табо находится на высоте 3050 м, это комплекс, где расположены 9 храмов, 23 чортенов, обители монахов. Общая площадь комплекса - 6300 кв.м. К тому же, там есть несколько пещер, которые использовались как пристанище для монахов.

Центральная Индия

Санчи

Санчи - это холм, окружённый ступами, монастырями, храмами и колоннами (3в до н.э.-12в н.э.). Санчи издавна является местом поклонения буддистов, здесь нашли свой скульптурное выражение многие легенды.
В архитектурных композициях Санчи нет прямого изображения Будды, он представлен через символы (это традиция раннего буддизма). Лотос символизирует рождение Будды, дерево - просвещение, колесо - его первую проповедь, ступа - нирвану или избавление.
С 13 в по 1818 г Санчи был забыт, стоял в руинах, пока его вновь не открыл миру генерал Тейлор, офицер британских войск.
Некоторые важные памятники в Санчи:
Великая Ступа №1
Высота - 16,4 м, диаметр - 36,5 м. Одно из самых древних каменных строений в Индии. Ступа была построена по приказу императора Ашоки, затем перестроена в 2-3 в. до н. э. Последним дополнением стали 4 ворот или Торан, украшенных высеченными изображениями. Первыми были сооружены ворота на Южном входе, затем на Северном, Западном и Восточном.
Южные ворота построены в честь рождения Гаутамы. Изображения на Северных воротах иллюстрируют чудо, произошедшее с Буддой и описанное в историях Джатака. На Западных воротах изображён принц Гаутама, покидающий дворец отца, отрекающийся от мирского в поисках просветления. На внутренней части правой колонны изображён сон Майи, матери Будды. Восточные ворота символизируют 7 инкарнаций Будды, 4 представлены деревьями и 3 - ступами; Будда, произносящий первую проповедь.
Ступа №2 датируется 2в до н.э. Она расположена на холме и окружена каменной балюстрадой.
Ступа №3 расположена на северо-западе от Великой Ступы, тут хранятся мощи Сарипутры и Махамогалана, двоих наиболее известных последователей Будды. Купол украшен короной в знак особого религиозного значения места. В ступе есть только один вход. Ступа была построена примерно в 150-140 г до н.э.
с четырьмя головами льва, высеченными в 3в до н.э. расположена недалеко от Южных Ворот Великой Ступы. Уникальность этого монумента в бриллиантовом напылении.
Храм Гупта (4в н.э.) Сейчас он разрушен. Храм является одной из самых ранних архитектурных построек Индии.
Храм 18 , расположенный напротив Южных Ворот Великой Ступы (7в н.э.), он напоминает зал чаитья пещер Карла в Махараштре.
Монастырь и храм 45 , построенные примерно в 7-11в, отражают более развитый стиль архитектуры.
Великая Чаша , высеченная из цельного камня, содержит еду, которая была распространена между монахами Санчи.
Археологическая экспозиция музея Индии представлена на входе в монумент.

Западная Индия

Пещеры Карла

2 в до н.э. Пещеры расположены в 11 км от Лонавала. Прекрасный зал чаитья считается самым большим. Отличительные черты пещер: колонны, большие окна и крыша со сводом. Всего интерьер украшен 37 колоннами, на 30 из них изображены преуспевающие мужчины и женщины, которые едут на лошадях и слонах, чтобы поклониться Будде. Крыша поддерживается деревянными подпорками. Только здесь можно увидеть работу из дерева, которой более 2000 лет. В конце холла расположена ступа, над которой высится зонт - символ королевской власти.

Пещеры Аджанта

Комплекс состоит из 30 пещер, включая и незаконченные, которые датируются с 200г до н.э. до 250г н.э. Эти пещеры расположены в 104 км от Аурангабада и в 52 км от ж/д станции Джалгаон. Пещеры отрезаны от вулканической лавы Деканского плоскогорья лесами холмов Сахьядри. Они были обнаружены в 1819 г. Джоном Смитом. Аджанта - это уникальная комбинация архитектуры, скульптуры и живописи. 2 основных типа буддийской архитектуры представлены в Аджанте: зал чаитья (пещеры №9, 10, 19, 26, 29) и вихара или монастырь (остальные 25 пещер). Пещеры можно также разделить согласно периоду возникновения. Период Хинаяны включает 2 зала чаитья (пещеры №9, 10) и 4 вихары (пещеры №8, 12,13, 15А). К периоду Махаяна относятся 3 зала чаитьи (пещеры №19, 26, 29) и 11 вихар (пещеры № 1, 2, 4, 6, 7, 11, 15, 17, 20-24).
Пещера 1 один из самых прекрасных монастырей, здесь восхитительно расписана внутренняя часть. На стенах изображено чудо Сравасти, сцены из сказаний Джатаки, такие как Шиби Джатака, Шамкхпала Джатака, Махаджанка Джатака.
Пещера 2 повторяет основную схему пещеры 1. роспись на потолке изображает геометрический орнамент, образы сидящего Будды, рождение Будды, сон Майи, матери Будды.
Пещеры 4, 6 представляют собой вихары или монастыри, очень интересные объекты архитектуры.
Пещеры 9, 10,12 ,15А - залы чаитья периода Хинаяна. Пещера 10 (2 в до н.э.) была найдена одной из первых, она поражает воображение. Там есть как ранние, так и более поздние художественные работы. В пещере 15 А уцелела только фронтальная стена. Пещеры 14, 15, 16 - вихары, периода Махаяны. Пещера 14 задумывалась как масштабное строение, но так не была закончена. Веранда пещеры 15 почти обрушилась. На входе расположена ступа. Образ Будды можно увидеть на стенах зала. Пещера 16 - один из прекраснейших монастырей Аджанты. На одной из стен изображёно обращение Нанды, кузена Будды. Другая картина - чудо Сравасти, процессия слонов, первая медитация Гаутама, сцены из Хасти Джатака и Маха Уммагга Джатака. В пещере 17 вихара сохранила множество восхитительных изображений на стенах, включая панель Индры, летящего через облака, Будда, подчиняющий себе разъярённого слона, которого послал его кузен, сцены из сказаний Джатаки.
Пещера 19 - вырезанная в скале чаитья.
Пещера 20 - небольшой монастырь, где нет ни одной колонны. Пещеры 21-24 представляют собой поздние образцы ансамбля Аджанты. Все они на разных стадиях завершения. Пещера 26 - зал чаитья, больше, чем пещера 19, но сделанная по той же схеме.

Пещеры Канхери

Расположены в 42км от Мумбая, рядом с Боливири, в самом сердце Национального парка Боливири. Всего 109 пещер (1в до н.э. - 9в н.э.). наиболее важная - пещера №3 6-го века. В зале чаитья 34 колонны (зал 28х13 м), окружающие Дагобу или ступу, на которой высечены слоны, поклоняющиеся ступе.
Пещера 11 известна своим залом со статуей Будды, которая наиболее почитается приверженцами буддизма. Пещера 34 напоминает тёмное подземелье, там есть изображения Будды на потолке. В пещере 41, помимо других скульптур, есть фигура одиннадцатиголового Авалокитешвара.

Пещеры Джуннар

177км от Мумбаи по маршруту Мумбаи-Аурангабад. Пещеры можно разделить на 3 группы (2в до н.э. - 3в до н.э.). 5км на восток расположена группа Тулиджа Лена с круглым куполом над чаитья (пещера №3). Вторая группа расположена в 1.5км на юг от города, по направлению к холмам Манмоди. У этой группы хорошо сохранился фасад. Третья группа Ганеш Лена расположена в 4км южнее Джуннара. Наиболее известна вихара Ганеш Лена.

Пещеры Бхаджа

18 пещер 2в до н.э. Самая большая пещера - №12. Наиболее известна скульптура "Танцующая пара". Пещеры расположены в 12 км от Лонавала, чтобы добраться до них, надо взбираться на гору в течение получаса. Путь начинается от станции Малавали на направлении Мумбай - Лонавала - Пуна.

Южная Индия

Нагарджуна Конда

В древние времена называлась Виджаяпури, расположена в 150 км от Хайдарабада в Андхра-Прадеше (3 в до н.э.). Это место названо в честь буддийского святого. Раскопки позволили увидеть Махачаитью. Записи на Брахми свидетельствуют, что останки Будды покоятся в Махачайтьи.

Число приверженцев этого учения растет с каждым годом во всем мире. И конечно, чтобы почувствовать дух буддизма, нужно посетить святые места буддистов, ощутить их энергетику, для чего многие буддисты и отправляются в паломничество по буддийским местам. Такие святые места есть в разных странах: прежде всего в Индии и Тибете, но также и в Китае, в Бурятии.

Святые места буддистов расположены в первую очередь в Индии, эту страну можно назвать главным местом их паломничества. В штате Бодхгайа растет знаменитое дерево Бодхи, под которым медитировал Будда, задаваясь вопросом о том, почему на долю человечества во все времена выпадает так много страданий. Именно в Бихаре(второе название Бодхгайи) Будда достиг Нирваны.

Второе по посещаемости буддийское место в Индии – город Капилаваст, где Будда провел свое детство. Здесь он впервые столкнулся с неприглядными сторонами человеческого существования – болезнями, горем, страданиями, смертью. Встретив в Горакхпуре садху, который выглядел счастливым и светлым, принц Гаутама принял решение об отречении от мира с целью постичь истину и найти путь спасения.

Большое значение для буддистов имеет Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), расположенный южнее Патны. На холме Гридхакута Будда проповедовал свое учение, здесь его ученики стали впервые записывать его проповеди. До ступы, построенной японцами, туристы и паломники могут добраться по канатной дороге. Раджхир буквально окружен разного рода достопримечательностями.

И, конечно же, важнейшее из святых мест для буддистов - это Сарнатх, расположенный недалеко от Варанаси, где Будда прочитал свою первую проповедь.

В Тибете буддизм появился примерно около 5 века нашей эры, ассимилировав местные религиозные культы и традиции, тибетский буддизм превратился в мощное религиозное течение. Возникло множество монастырей, которые одновременно являлись университетами, хранилищами знаний и мудрости. Буддийские места в Тибете, посещаемые паломниками в первую очередь, это Лхаса - тибетская столица, где они любуются дворцовым комплексом Потала, здесь же находятся известные монастыри и святые места буддистов. Лхаса в переводе с тибетского значит «Обитель богов». Две священные статуи Будды, с давних времен хранящиеся во дворце Потала, привлекают сюда множество паломников со всего мира. К святым местам буддистов в Тибете относится также храм Джокханг, здесь также хранится древняя священная статуя Будды.

Паломники отмечают, что учение Будды освобождает, а путешествие по святым местам буддизма помогает очистить душу, прикоснувшись к древним святыням, ощутить энергетику, особую духовную атмосферу этих мест.

В Непале находится еще одна известная буддийская реликвия – ступа, построенная в 6 веке, по соседству располагаются тибетские монастыри. Основание ступы символизирует землю, каждая из ступеней является символом определенной стихии.

Много святых буддийских мест находится в Бурятии. В Бурятии буддийские храмы называются дацаны. Главный из них – Иволгинский дацан, расположен недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости, буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает. Тем, кто просит об исцелении от болезней, монахи помогают, применяя древнее тибетское искусство лечения травами, секреты которого хранятся в тайне. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан. По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай, здесь была сооружена первая деревянная постройка, где располагался первый дацан.

Posted on: 15.04.2015 /

Categories: Без рубрики

Путешествие, наполненное глубоким смыслом. Иначе духовные туры и не назовешь. Особо в этом плане «отличился» буддизм. Культура буддизма буквально захлестнула массы, в том числе и российские. Постичь суть буддизма стало сродни заданию на каникулы. А если серьезно, то уж больно заманчивым кажется рецептик счастья по-буддистски. Где его выписывают, любопытствовал .

История буддизма уходит своими корнями в 6 век до нашей эры в Древнюю Индию. Началось все с конкретного человека Сиддхартха Гаутама, который и получил имя Будда Шакьямуни. Для достижения благих результатов в жизни и для очищения ума, Будда советовал своим ученикам запастись терпением, усердием и доверием. Согласно буддизму, если придерживаться правильного образа жизни, можно обрести счастье в этой и последующих жизнях, то есть Нирвану. На первый взгляд идеи буддизма кажутся простыми, нет даже намеков на любое поклонение идолам. Основа философии - знание. Это ведущая тропа к избавлению от страданий. Человек в буддизме - это разновидность сознания с особым положением в мироустройстве. Если эту мысль развить до конца, открывается непривычная для европейского сознания перспектива. Вот! Именно этой перспективой буддизм и привлекает своих последователей. Народы, исповедующие буддизм , живут в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.
В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в , Санкт-Петербурге и в других крупных городах . Растет число последователей буддизма и в странах Европы, . Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран. Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь.

Да простят нас религиоведы за такую лаконичность и упрощенную трактовку истины буддизма . Наша сверхзадача - найти священные места буддизма , где можно всецело в него погрузиться.
Такие святые места есть в разных странах: прежде всего в Индии и Тибете, а также и в Китае, в Бурятии.

Центры буддизма в Индии
В первую очередь постигать основы буддизма едут в Индию. В штате Бодхгайа растет знаменитое дерево Бодхи, под которым медитировал Будда, задаваясь вопросом о том, почему на долю человечества во все времена выпадает так много страданий. Именно в Бихаре он достиг Нирваны. Второе по посещаемости буддийское место в Индии - город Капилаваст, где Будда провел свое детство. Здесь он впервые столкнулся с неприглядными сторонами человеческого существования – болезнями, горем, страданиями, смертью. Встретив в Горакхпуре садху, который выглядел счастливым и светлым, принц Гаутама принял решение об отречении от мира с целью постичь истину и найти путь спасения.
Большое значение для буддистов имеет Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), расположенный южнее Патны. На холме Гридхакута Будда проповедовал свое учение, здесь его ученики стали впервые записывать его проповеди. До ступы, построенной японцами, туристы и паломники могут добраться по канатной дороге. Раджхир буквально окружен разного рода достопримечательностями.
И, конечно же, важнейшее из святых мест для буддистов - это Сарнатх, расположенный недалеко от Варанаси, где Будда прочитал свою первую проповедь.

Центры буддизма в Тибете
В Тибете буддизм появился примерно около 5 века нашей эры, ассимилировав местные религиозные культы и традиции. Здесь он принял свою уникальную форму. Тибетский буддизм представляет собой синтез двух основных течений в рамках буддизма: Махаяны и Тантризма. Оба учения направлены на достижение Нирваны. Именно тибетский буддизм превратился в мощное религиозное течение. Возникло множество монастырей, которые одновременно являлись университетами, хранилищами знаний и мудрости. Буддийские места в Тибете, посещаемые паломниками в первую очередь, это Лхаса - тибетская столица, где они любуются дворцовым комплексом Потала, здесь же находятся известные монастыри и святые места буддистов. Лхаса в переводе с тибетского значит «Обитель богов». Две священные статуи Будды, с давних времен хранящиеся во дворце Потала, привлекают сюда множество паломников со всего мира. К святым местам буддистов в Тибете относится также храм Джокханг, здесь также хранится древняя священная статуя Будды.

Центры буддизма в Таиланде
В находятся более 18 тыс. буддийских храмов и монастырей. Из них более 400 - в Городе ангелов - . Самый известный - храм Изумрудного Будды, который располагается на территории королевского дворца. По пути от Бангкока до города Канчанабури находится самый высокий буддийский памятник в мире - Пхре Пахтом Чеди.

Центры буддизма в России
Постигать истины буддизма можно и не выезжая за пределы страны.
Много святых буддийских мест находится в Бурятии. В Бурятии буддийские храмы называются дацаны. Главный из них - Иволгинский дацан, расположен недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости, буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан. По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай, здесь была сооружена первая деревянная постройка, где располагался первый дацан.
Самый северный буддийский храм в мире находится в . Дацан Гунзэчойнэй располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Строительство храма было закончено за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений.
На тоже буддистская святыня имеется. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа Просветления. Катера с экскурсиями с острова Ольхон в сезон отправляются ежедневно.
Без преувеличения важным центром распространения буддизма является . Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах. К тому же энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления. В Горном Алтае недавно открылся центр «Шен Линг», где на путь просвещения ставит настоящий тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Но, к слову, это времяпровождение все-таки относится именно к религии, а не к туризму и путешествиям.

Текст Ольга Иванникова
Фото: flickr.com

Будда Шакьямуни

На территории храмового комплекса Махабодха расположены многочисленные культовые места, связанные с именем и достижениями Будды Шакьямуни.

История перерождения Будды – Джатак, содержит наиболее популярную версию того, где и при каких условиях Благословенный достиг Просветления.

Будда находился в поисках истины в течение 49 дней после Просветления. Каждую неделю происходило какое-нибудь важное событие, последствия которых отражены в одном из семи главных достопримечательностей комплекса. Все объекты идентифицированы при помощи табличек, на которых имеется подробное описание всех событий.

Дерево Бодхи – так в буддизме называется легендарный баньян, который растет на территории штата Бихар в местечке Бодх-Гая (Бодхгая). Под этим деревом, в первую неделю медитаций, тогда еще принц из царственного рода шакьев Сиддхартха Гаутама, расположившись в «позе лотоса» на «Алмазном троне», достигал Просветления (бодхи) и становился Буддой. Считается, что в этой легенде говорится о вполне подлинном дереве, которое принадлежит к реально существующему виду Ficus religiosa.

Живая реликвия, которая сейчас расположена на территории храма, была выращена из семени дерева Шри Маха Бодхи, растущего в городе Анурадхапура на острове Цейлон (сейчас Шри-Ланка). Этимология его названия происходит от оригинального дерева Махабодхи, под которым нашёл Просветление Будда.

История жизни самого дерева очень познавательна. Дело в том, что в настоящее время, в том месте, где Будда достиг Просветления, произрастает четвертый потомок знаменитого баньяна. Но обо все по порядку. В III веке до нашей эры легендарный правитель империи Мауриев Ашока Великий попытался уничтожить священное дерево на ритуальном костре. Но в его замыслы вмешалась сила проведения и помешала осуществиться коварному плану – дерево не загорелось, а начало излучать яркий свет. Пораженный таким ходом событий и уверовав во Всевышнего, Ашока Великий раскаялся и обратился из индуизма в новую для себя религию - буддизм. Он вернул дерево к жизни, отмочив его корни в воде и молоке. Но супруга царя не разделяла его «увлечение» и предприняла свою попытку по устранению предмета спора. Чтобы защитить объект поклонения от своей благоверной, Ашока Великий вынужден был возвести вокруг него каменную стену высотой в три метра.

Храм Драгоценной Прогулки.
Всю третью неделю после Просветления Будда провел в размышлениях «путешествуя» по небольшому пятачку, который был вымощен из кирпича и находился недалеко от священного дерева Бодхи. Согласно легенде, после каждого шага Великого Учителя из земли произрастал лотос (их число соответствует 19) и превращался камень. Изначально, на платформе располагался ряд колонн, которые поддерживали каменный свод. Но через некоторое время он был демонтирован.

Затем, вдоль южной стороны платформы, была возведена одна из первых построек храмового комплекса Махабодхи - Храм Драгоценной Прогулки (Chankramana Chaitya), который символизирует прогулку Будды.

Озеро Мучалинды.

В течение всей шестой недели своих «испытаний» Будда медитировал на берегу озера Мучалинды (Mucalinda Lake). Однажды над водоемом поднялась сильная буря. Волны озера достигали огромных размеров и мешали священному процессу. Тогда Король Нагов - Мучалинда восстал со дна озера, обвился семь раз вокруг тела Будды и накрыл его своим капюшоном, чтобы дождь не капал на святую Голову. По прошествии семи дней и семи ночей буря утихла, и король Нагов вернулся в родную пучину.

Сегодня, берег священного водоема украшает небольшой храм, а в центре озера установлена скульптурная композиция, отображающая борьбу Будды и короля нагов с природной стихией.

Еще в начале XX века основными обитателями водоема были кровожадные аллигаторы, но сегодня здесь проживают огромные прожорливые сомы. Если подойти к озеру и кинуть что-нибудь съедобное в воду, озеро начинает «закипать» - это у рыбин срабатывает природный рефлекс, и они с темного дна устремляются к снадобью.

Буддизм – наиболее древняя из мировых религий. Множество последователей этого учения находят в буддизме ответ на такие жизненно важные вопросы, как: «В чем смысл жизни ?», «Какова ее цель?». Буддизм многим указывает правильный путь, следуя по которому, мирские соблазны уже не имеют над человеком своей власти.

Число приверженцев этого учения растет с каждым годом во всем мире. И конечно, чтобы почувствовать дух буддизма, нужно посетить святые места буддистов, ощутить их энергетику, для чего многие буддисты и отправляются в паломничество по буддийским местам. Такие святые места есть в разных странах: прежде всего в Индии и Тибете, но также и в Китае, в Бурятии.

Святые места буддистов расположены в первую очередь в Индии, эту страну можно назвать главным местом их паломничества. В штате Бодхгайа растет знаменитое дерево Бодхи, под которым медитировал Будда, задаваясь вопросом о том, почему на долю человечества во все времена выпадает так много страданий. Именно в Бихаре(второе название Бодхгайи) Будда достиг Нирваны.

Второе по посещаемости буддийское место в Индии – город Капилаваст, где Будда провел свое детство. Здесь он впервые столкнулся с неприглядными сторонами человеческого существования – болезнями, горем, страданиями, смертью. Встретив в Горакхпуре садху, который выглядел счастливым и светлым, принц Гаутама принял решение об отречении от мира с целью постичь истину и найти путь спасения.

Большое значение для буддистов имеет Королевский дворец (Шанти Ступа Раджхир), расположенный южнее Патны. На холме Гридхакута Будда проповедовал свое учение, здесь его ученики стали впервые записывать его проповеди. До ступы, построенной японцами, туристы и паломники могут добраться по канатной дороге. Раджхир буквально окружен разного рода достопримечательностями.

И, конечно же, важнейшее из святых мест для буддистов - это Сарнатх, расположенный недалеко от Варанаси, где Будда прочитал свою первую проповедь.

В Тибете буддизм появился примерно около 5 века нашей эры, ассимилировав местные религиозные культы и традиции, тибетский буддизм превратился в мощное религиозное течение. Возникло множество монастырей, которые одновременно являлись университетами, хранилищами знаний и мудрости. Буддийские места в Тибете, посещаемые паломниками в первую очередь, это Лхаса - тибетская столица, где они любуются дворцовым комплексом Потала, здесь же находятся известные монастыри и святые места буддистов. Лхаса в переводе с тибетского значит «Обитель богов». Две священные статуи Будды, с давних времен хранящиеся во дворце Потала, привлекают сюда множество паломников со всего мира. К святым местам буддистов в Тибете относится также храм Джокханг, здесь также хранится древняя священная статуя Будды.

Паломники отмечают, что учение Будды освобождает, а путешествие по святым местам буддизма помогает очистить душу, прикоснувшись к древним святыням, ощутить энергетику, особую духовную атмосферу этих мест.

В Непале находится еще одна известная буддийская реликвия – ступа, построенная в 6 веке, по соседству располагаются тибетские монастыри. Основание ступы символизирует землю, каждая из ступеней является символом определенной стихии.

Много святых буддийских мест находится в Бурятии. В Бурятии буддийские храмы называются дацаны. Главный из них – Иволгинский дацан, расположен недалеко от Улан-Удэ. Это храм радости, буддисты считают, что он дарует счастье всем, кто его посещает. Тем, кто просит об исцелении от болезней, монахи помогают, применяя древнее тибетское искусство лечения травами, секреты которого хранятся в тайне. На расстоянии четырех километров от курорта «Нилова пустыня», на горе Холма-Урла, находится Ниловский дацан. По легенде, в древние времена сюда спустился бог Хан Шаргай, здесь была сооружена первая деревянная постройка, где располагался первый дацан.