Бетховен увертюра эгмонт главная партия скрипки. Разработка "описание увертюры бетховена "эгмонт"

Инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой (опера, балет, оперетта, драма), к вокально-инструментальному произведению типа кантаты и оратории или к серии инструментальных пьес типа сюиты, в 20 в. - также к кинофильмам. Особая разновидность У. - конц. пьеса с нек-рыми чертами театр. прототипа. Два осн. типа У. - пьеса, имеющая вступит. функцию, и самостоят. произв. с определ. образными и композиц. свойствами - взаимодействуют в процессе развития жанра (начиная с 19 в.). Общей особенностью является в той или иной степени выраженная театр. природа У., "соединение наиболее характерных черт замысла в наиболее ярком их виде" (

Egmont-Ouvertüre, Op. 84 Увертюра к трагедии Гёте

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, струнные.

История создания

В 1809 году Бетховен получает от дирекции Венского придворного театра заказ на написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над ней с конца 1809 до весны 1810 года, по его собственным словам, «исключительно из любви к поэту».

Бетховен высоко ценил творчество Гёте, с которым неоднократно встречался. Он писал песни на его стихи как в ранний («Сурок»), так и в центральный период своего творчества («Песня Миньоны», «Песня о блохе» и др). Музыка к «Эгмонту» состоит из увертюры, созданной последней, и девяти номеров. Впервые она прозвучала 15 июня 1810 года, когда трагедия Гёте была исполнена в четвертый раз в Венском придворном театре.

Иоганн Вольфганг Гёте (1749-1832) - величайший немецкий поэт, писатель, драматург, юрист, ученый, театральный и политический деятель - с 1775 года занимал пост первого министра Веймарского герцогства. Именно в этом году он начал работу над трагедией «Эгмонт», которую завершил 12 лет спустя.

Герой ее, Эгмонт, граф Ламораль, принц Гаврский (1522-1568) - один из первых вельмож Фландрии и Брабанта - происходил из древнего рода, известного еще в эпоху Крестовых походов. Его родина в XVI веке находилась под властью Испании, от которой стремилась освободиться, выступая одновременно и против католицизма. Эгмонт с 16 лет был придворным испанских королей, участвовал во многих походах и даже сопровождал Филиппа II в Англию, когда тот сватался к Марии Тюдор. Любимец солдат и народа и в то же время верноподданный католик, Эгмонт в 1565 году был направлен к испанскому королю с требованием уничтожить инквизицию. В следующем году он вновь принес присягу на верность испанской короне, хотя нидерландские патриоты, его соратники по оппозиции Филиппу II принц Вильгельм Оранский и граф Горн, отказавшиеся присягнуть, предостерегали его от вероломства короля и даже предлагали покинуть родину. Однако Эгмонт, доверчивый и простодушный, встретил нового наместника Нидерландов, кровавого герцога Альбу при его въезде в Брюссель, часто бывал в его доме, а 9 сентября 1567 года был арестован по приказу герцога и заключен в Гентскую цитадель. В ней Эгмонт провел 9 месяцев. Ему было предъявлено 90 пунктов обвинения, которые он блистательно опроверг. Несмотря на это, Эгмонт был приговорен к смерти и 5 июля 1568 года казнен в Брюсселе. Все его имущество было конфисковано королем, так что вдова и 11 детей остались нищими.

У Гёте Эгмонт молод, холост и влюблен. Его возлюбленная, простая девушка Клерхен, мечтает сражаться вместе с ним. Она же зовет к восстанию, чтобы освободить героя, и, не в силах пережить смерть любимого, кончает с собой. Призывом к борьбе за свободу, верой в победу народа, несмотря на все страдания и жертвы, наполнен заключительный монолог Эгмонта в темнице перед казнью.

Как и другие увертюры, «Эгмонт» быстро занял место на концертной эстраде, где стал одним из популярнейших симфонических сочинений Бетховена. В этой увертюре наиболее полно и сжато воплощены типичные идейные и стилевые черты творчества композитора: героика борьбы за свободу, требующей напряжения всех сил и тяжких жертв; яркость, броскость тематизма и ясность формы, обращенной к самому широкому кругу слушателей.

Медленное вступление вводит в основное содержание развертывающейся драмы, рисуя картину угнетения и страданий порабощенного народа. Противостоят друг другу тяжелые мерные аккорды струнных в ритме испанской сарабанды и жалобные вздохи, переходящие от гобоя к кларнету, от фаготов к скрипкам. Постепенно у скрипок и деревянных духовых инструментов зарождается новая тема. Ее утверждает мужественный голос виолончелей. Скорбная, с мотивом вздоха, она становится все более активной, волевой, настойчивой. Но ее развитие прерывается вторжением торжествующей сарабанды, вновь порождающей жалобы и стоны. Начинаются столкновения, напряженная борьба. Ее волны приносят уже известные темы. В перекличке духовых и струнных инструментов побеждает сарабанда. Резко обрывается возглас скрипок и наступает тишина. Герой погиб. В траурные тона окрашены приглушенные аккорды деревянных духовых. Кажется, все кончено... Но внезапно характер музыки резко меняется. Нарастает радостное ожидание - словно издалека постепенно приближается праздничная толпа. Блеск медных инструментов и впервые вступающей флейты-пикколо ассоциируется со звучанием военного оркестра. Это «Победная симфония», которая завершает не только увертюру, но и всю трагедию.

Увертюра Л.Бетховена «Эгмонт». Работа по музыке ученицы 7 Г класса, Букреевой Виктории

Я бы хотела рассказать по подробнее о увертюре Бетховена «Эгмонт». Ее автор - Лю́двиг ван Бетхо́вен (16 декабря 1770 - 26 марта 1827) - немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».Бетховен - ключевая фигура западной классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

В 1809 году Бетховен получает от дирекции Венского придворного театра заказ на написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над ней с конца 1809 до весны 1810 года, по его собственным словам, «исключительно из любви к поэту».

Бетховен высоко ценил творчество Гёте, с которым неоднократно встречался. Он писал песни на его стихи как в ранний («Сурок»), так и в центральный период своего творчества («Песня Миньоны», «Песня о блохе» и др). Музыка к «Эгмонту» состоит из увертюры, созданной последней, и девяти номеров. Впервые она прозвучала 15 июня 1810 года, когда трагедия Гёте была исполнена в четвертый раз в Венском придворном театре.

Из десяти бетховенских увертюр лишь некоторые, наиболее типичные для мышления Бетховена-симфониста, вошли в репертуар симфонических оркестров. Такие увертюры, как «Кориолан», «Леонора № 3» и «Эгмонт» до сих пор остаются лучшими произведениями этого жанра.

В трагедии Гете «Эгмонт» многое привлекало Бетховен,а и было ему особенно близким.

Центральная идея всей музыкально-драматической композиции «Эгмонта» - борьба за свободу и радость ее достижения - концентрируются в увертюре.

Глубочайшая по внутреннему замыслу и драматической идее, целеустремленная в своем развитии, превосходно отшлифованная во всех деталях, эта увертюра представляет исключительное явление даже в творчестве Бетховена.

Движение направляющей мысли в увертюре - от мрака - к свету, от страдания - к радости аналогично развитию основной идеи в Пятой и Девятой симфониях.

Монолитность формы в увертюре «Эгмонт» сочетается с ясным ощущением отдельных разделов, которые можно уподобить отдельным актам драмы.

I - Медленное вступление (Sostenuto ma non troppo) - завязка драмы.

II - Быстрая часть (Allegro) -активное драматическое действие, завершающееся трагической кульминацией.

III - Кода (Allegro con brio) - триумф, торжество победы.

Два контрастных музыкальных образа, изложенные в медленном вступлении, воплощают непримиримо враждебные силы. Они - источник драматического развития и тематическая основа увертюры.

Первая тема выражает идею власти, угнетения, испанского владычества. Недаром в этой теме есть сходство с сарабандой (Старинный танец испанского происхождения, обычно скорбного или мрачно-величавого характера. Звучание сарабанды сопровождало наподобие похоронного марша торжественные траурные шествия, погребальные процессии): тяжелая, мрачная поступь аккордов в больших длительностях при медленном темпе (размер 3/2), характерный синкопированный ритм, сурово-сдержанное звучание.

Вторая тема, построенная на имитационном перебрасывании звучащих, как эхо, интонаций вздоха, - выражение народного горя, страдания.

Вторичное проведение тем еще сильнее подчеркивает их контрастность. Правда, следующий эпизод в какой-то степени затушевывает остроту конфликта. Мягкая лирическая мелодия словно парит плавно и свободно. Но глухо доносятся удары баса - это отзвуки темы сарабанды, в них слышится скрытая угроза. И чем ниже спускается мелодия, тем угрюмее становится «стучащий» ритм сарабанды.

Итак, в медленном вступлении происходит показ основных движущих сил, выявляется их конфликт, завязывается узел драмы.

Развитие тем вступления продолжается в Allegro. Из секундовых интонаций второй темы вырастает тема главной партии. Ее широко и энергично проводят виолончели. Страстная и мужественная, она внутри себя таит противоречие: решительность мелодических ходов баса как бы наталкивается на противодействие верхних мелодических голосов с их скорбными интонациями, падающими, слабыми окончаниями.

В побочной партии вплотную соприкасаются обе темы вступления. В быстром темпе, в укороченных длительностях агрессивность первой становится более явной, в то время как вторая приобретает характер светлый и энергичный.

В целом Allegro охвачено стремительным движением, непрерывно нарастающая динамика скрадывает грани отдельных разделов формы. В результате - экспозиция, разработка, реприза оказываются накрепко слиты.

(Немаловажен при этом тональный план сонатного allegro. Закономерная для разработки тональная неустойчивость не получает в репризе требуемого разрешения и утверждения основной тональности. В репризе побочная партия проходит в Des-dur, который для f-moll как главной тональности является субдоминантой (тональностью VI ступени). Разрешение тонального конфликта, как и всех остальных, сдвинуто в коду)

Трагическая кульминация, очевидно, совпадающая с моментом гибели героя, отнесена в конец репризы.

В кульминационном эпизоде троекратно сопоставляются обе темы. С каждым проведением «испанская» тема звучит все жестче, наступательная сила ее делается все увереннее; чем больше крепнет она, тем бессильнее никнут скорбные интонации второй темы. Внезапно все обрывается, наступает долгое молчание.

По оптимистической идейной концепции Гёте, гибель героя несет народу свободу. В этом смысле идейно-композиционное значение коды увертюры подобно финалу Пятой симфонии. Действительно, завершающая трагедию кода вырастает в грандиозный, величественный апофеоз, подлинный гимн свободы. Блеск оркестрового звучания, ослепительный свет, излучаемый фанфарными темами, мощное утверждение мажорной тоники (F-dur) сообщают заключительному построению увертюры характер триумфальности, праздничного великолепия.

Идейная значительность образов, удивительная собранность и совершенство формы поднимают увертюру к «Эгмонту» на уровень симфоний, от которых она отличается лишь новизной жанра.

Таким образом мы узнали больше о композиторе Людвиге ван Бетховене и о его увертюре «Эгмонт»

Людвиг ван Бетховен «Эгмонт»

Симфоническое творчество Бетховена – это огромный мир, в котором можно найти ответы на поставленные самому себе вопросы, и музыка к драме «Эгмонт» не является исключением. Ведь в ней воплощается столь характерное для композитора стремление к победе, желание пройти все испытания и выстроить собственный путь, ведущий к счастливой свободной жизни. «Эгмонт» Бетховена – это настоящая философия в музыке, смысл которой раскрывается в каждом такте. Каждая интонация произведения словно передает важные сведения о преодолении трудных жизненных моментов.

Узнать все тайны создания, насладиться интересными фактами и постигнуть содержание произведения, можно на нашей странице.

История создания

В 1809 году Бетховен получил интересное предложение от дирекции Придворного театра Вены на создание музыки к постановке драмы Гёте «Эгмонт». Композитор с радостью согласился на выполнение заказа, отказавшись от прибыли в знак уважения к творчеству писателя.

Репетиции спектакля шли одновременно с сочинением музыки. Для исполнения Клерхен была выбрана Антония Адамбергер, имеющая достаточно хорошее образование и острый ум. Когда Бетховен подошел к актрисе, и первым, чем он поинтересовался, умеет ли она петь. С непринужденной улыбкой Антония ответила, что не умеет. Людвиг был в полном недоумении, он спросил, как же тогда она сумеет сыграть эту партию. На что Адамбергер ответила, что споет, как получиться, а если ему не понравиться, то она как-нибудь переживет это. Затем она села за фортепиано, достала ноты знаменитой в то время арии и спокойно пропела композицию. Композитор был в замешательстве, он ничего не сказал, кроме:«Вижу, исполнять песни Вы все-таки можете, пойду и напишу эти песни».


На сочинение музыки к спектаклю ушел практически год. В итоге над увертюрой Бетховен начал работать только перед премьерой. Автор не успел к сроку первой постановки, и лишь на четвертом спектакле прозвучала музыка. К счастью, данный факт не смог стать преградой для популярности увертюры. И на сегодняшний день «Эгмонт» является одним из известнейших произведений Людвига ван Бетховена.

Интересные факты:

  • Во время первых недель нападения Наполеона на Австрию, было решено поставить драму Гёте «Эгмонт» на театральных сценах. В качестве композитора выбор пал на Бетховена. Чтобы выразить собственное уважение к творчеству Гёте, композитор отказался от обещанного гонорара, в итоге дирекция театра очень быстро согласилась на великодушие Людвига и не заплатила ему ни цента. Впоследствии Бетховен жаловался своему другу, что дирекция, как всегда, пренебрегла его музыкой, ни разу даже не появившись на спектакле.
  • Главный герой произведения Гёте существовал на самом деле. В отличие от литературного персонажа реальное лицо было не способно на совершение подвигов касающихся защиты Родины, поэтому настоящий Эгмонт с легкостью встал на сторону испанского короля. Он уехал на сторону противника, бросив жену с одиннадцатью детьми. Наказание настигло его в самый неподходящий момент, он был казнен на испанской площади.
  • Момент написания сочинения приходился на войну Австрии с Францией. Тогда армия Наполеона вела активные боевые действия. Все близкие и родные Людвига имели счастье покинуть страну, сменив ее на более безопасные. Бетховен же, имевший небольшие материальные средства, был вынужден остаться в воинствующей Вене. Стоит при этом отметить, что ранее восхищенный личностью Наполеона (до этого композитор посвятил ему «Героическую» симфонию), Людвиг не очень был обрадован происходящими действиями. Предложение его друга из Франции переехать в Париж, где его примут должным образом и представят императору как мастера музыкального ремесла, не впечатлило Бетховена, и он остался в своем небольшом домике в Вене.
  • Гёте уважал Бетховена и они были знакомы лично. Когда писателя спрашивали об отношении к композитору, то Гёте отвечал, что никогда не встречал более экспрессивного и погруженного в музыку творца, но к превеликому сожалению этот человек обладает слишком тяжелым характером.
  • Бетховен был высокообразованным человеком, увлекался современной литературой, и поэтому отлично знал творчество Гёте. Так, еще задолго до написания музыки к данному спектаклю, он сочинил знаменитые песни «Сурок», «Песню о блохе» и «Песню Миньоны» на слова великого писателя.
  • Популярность увертюры была настолько огромна, что произведение публиковалось в печатных изданиях, в переложениях для самых разнообразных составов оркестра или инструментов: от фортепианных клавиров до партитур масштабных оркестровых военных коллективов.
  • Увертюра сочинялась в последнюю очередь. К премьере Бетховен не успел дописать произведение, поэтому она прошла без музыкального сопровождения. Лишь на четвертом показе театрального представления музыка зазвучала в полную силу.
  • Сегодня увертюра «Эгмонт» является отдельно исполняемым симфоническим произведением, но во времена Бетховена она открывала одноименную театральную постановку. Примечательно, что автор сочинил также несколько других менее известных произведений к представлению, а именно четыре антракта для оркестра, песни Клерхен, эпизоды, связанные с трагической смертью главных героев, а также «Победную симфонию». Всего было написано десять номеров, включая увертюру.
  • Работа над произведением осложнялась многими факторами связанными с военными действиями, проводившимися в Австрии. Так, например, из-за постоянных взрывов композитору приходилось постоянно закрывать уши подушками. В те времена он уже начал терять слух и боли от разорвавшихся боеприпасов были невыносимыми.
  • Первая постановка прошла в 1810 году. Это время было знаковым с точки зрения истории Австрии. Захват армией Наполеона Вены, тяжелое положение австрийского народа, унизительный мир – все эти факторы не могли не отразиться в искусстве. Так, все зрители рассматривали театральное представление уже не с художественной точки зрения, а с политической стороны.

Использование музыки в кинофильмах

Концепция «преодоления», явно выраженная в данной композиции, не могла оставить равнодушными современных режиссеров, поэтому музыку можно услышать в следующих кинолентах:

  • Поздний цветок (2016)
  • В поисках совершенного звучания (2016)
  • Весь Бетховен (2015)
  • Космические кадеты (2014)
  • Линкольн (2012)
  • Вкус солнечного света (1999)


Содержательная сторона композиции полностью соответствует драме Гёте. Действие переносит зрителя в XVI век, во времена, когда Нидерланды находились под гнетом католической Испании. Устав от постоянных инквизиций и насилия над собственным народом, нидерландцы решают восстать против испанцев. Эгмонт является главным зачинщиком, желающим освобождения страны. Он молод и влюблен в чудесную девушку по имени Клерхен, которая также желает бороться за будущее собственной страны. Вместе они поднимают народ, Эгмонта посадили в тюрьму, а затем казнили. Клерхен не может пережить это событие и решается на самоубийство. Народ выдерживает все натиски и побеждает испанцев.

Увертюра «Эгмонт» ярко демонстрирует путь от страдания к радости. Данный замысел назван, как концепция преодоления, и характерна для симфонического творчества Бетховена (особенно сочинение перекликается с симфонией №5 , которая была закончена два года назад). Путь формируется на протяжении явно выраженных трех разделов увертюры:

  1. Медленное вступление (Sostenuto ma non troppo) характеризуется двумя контрастными темами: испанцев и нидерландцев. Тема испанцев представляет собой мелодию в ритме сарабанды в тембре низких струнных, она пронизана интонациями страдания. Тема нидерландцев, напротив, подвижная мелодия в тембре деревянно-духовых инструментов.
  2. В сонатном allegro продолжается развитие тем, прозвучавших во вступлении. Тема нидерландцев стала более крепкой и звучной по динамике. Уже в побочной партии вновь произойдет столкновении двух миров, которое приведет к трагической кульминации, выражавшей смерть героя.
  3. Кода (allegro con brio) означает триумф нидерландцев над испанцами, всеобщее ликование народа.

Все знают увертюру «Эгмонт» Бетховена, но мало кто отдает настоящее значение другим музыкальным номерам, которые сделаны не менее профессионально. Так большую роль в спектакле Бетховен отдавал именно антрактам между действиями. Он хотел создать определенную психологическую связь разделов, и достичь подобного эффекта композитору удалось, Бетховен сделал антракт из нескольких музыкальных разделов, обычно первый раздел включал в себя материал из предыдущего акта, а второй раздел создавал настроение для последующего действия. Части контрастны между собой: первый раздел чаще всего был наполнен лирическими интонациями, а второй включал в себя воинственный марш. Так, каждый антракт нес собственную функцию в создании атмосферы сценического действия:

  • Антракт №1. Любовь Бракенбурга и Клерхен на фоне бушующих народных волнений.
  • Антракт №2. Экспозиция величия власти.
  • Антракт №3. Трагическая развязка неравной борьбы.
  • Антракт №4. Марш верховного величия сплетается с молитвой Клерхен о спасении Эгмонта.

Антракт №1 - слушать

Антракт №4 - слушать

Украшением спектакля стали две песни Клерхен, каждая из которых имеет собственный характер:

  • Песня «Гремят барабаны» является примером декламационного напева, подчеркнутого наличием марша. Смена характера музыки достигнута чередованием минорных и мажорных тональностей. Композиция является сквозным номером в I акте.
  • Песня «Радость и горе » сохраняет в себе постоянную смену характера, яркость контрастов. Героиня мечется между мечтами и порывами, поэтому мелодия, то поднимается, то резко падает вниз.

«Гремят барабаны» - слушать

Не менее красочны номера, связанные с заключительными монологами главных героев. Оркестровый эпизод «Смерть Клерхен » не имеет яркого эмоционального всплеска, скорее напоминает медленное угасание человека. «Победная симфония » стала гимном, эффектно завершившим спектакль. В данном эпизоде композитору удалось воплотить не только патриотическую гордость, но и сладкое чувство победы над угнетателем.

«Победная симфония» - слушать

На данный момент времени музыка является самостоятельным произведением, не связанным с драмой Гёте, которую сегодня ставят достаточно редко.

Opus 84 Бетховена представляет собой композицию из нескольких музыкальных номеров, написанных специально для постановки трагедии Гёте «Эгмонт» в Венском Придворном театре. Музыка к спектаклю включает знаменитую увертюру и еще девять пьес для сопрано, чтеца и симфонического оркестра (впрочем, увертюра впервые прозвучала только на четвертом представлении спектакля 15 июня 1810 года). Бетховен работал над этим сочинением с октября 1809 года по июнь 1810.

Ouvertüre Sostenuto, ma non troppo - Allegro

1. Lied: "Die Trommel gerühret" (Clärchen). Vivace

2. Zwischenaktmusik. Andante - Allegro con brio. "Es ist keine falsche Ader an ihm" (Clärchen)

3. Zwischenaktmusik II. Larghetto

4. Lied: "Freudvoll und leidvoll" (Clärchen). Andante con moto - Allegro assai vivace

5. Zwischenaktmusik III. Allegro - Marcia. Vivace "Der König meint" (Regentin)

6. Zwischenaktmusik IV. Poco sostenuto e risoluto - Larghetto - Andante agitato

7. Musik. Clärchens Tod bezeichnend. Larghetto. "Arme Seele!" (Egmont)

8. Melodram: "Süsser Schlaf! Du kommst wie ein reines Glück" (Egmont). Poco sostenuto

Siegessymphonie ("Победная симфония"). Allegro con brio

Berliner Philharmoniker, Claudio Abbado
Cheryl Studer, сопрано
Bruno Ganz, чтец

Темой пьесы Гёте и, соответственно, музыки Бетховена стали исторические события, происходившие во Фландрии 16 века, боровшейся против власти испанской короны, и личность графа Эгмонта, вероломно убитого испанским наместником герцогом Альба в 1568 году. Это был весьма актуальный сюжет для эпохи наполеоновских войн, когда Французская империя, как когда-то Испания, распространила свою власть на большую часть Европы. В музыке к «Эгмонту» Бетховен прославляет жертвующего собой героя, имеющего мужество противостоять притеснениям и приговоренного за это к смерти.

Сочинение было с энтузиазмом встречено и публикой, и критикой, особенно Э.Т.А. Гофманом, а сам Гёте заявил, что Бетховен выразил его намерение "с замечательным гением".

Увертюра «Эгмонт», одно из последних сочинений "среднего" (или "героического") творческого периода, стала одним из самых популярных произведений Бетховена. Стилистически она стоит в одном ряду с увертюрой «Кориолан» и Пятой симфонией , написанной двумя годами ранее.

Увертюра, дирижер Николаус Арнонкур

2-я песня Клерхен, Birgit Nilsson - сопрано, дирижер Otto Klemperer

Как и любая музыка для театра, партитура “Эгмонта” возникла не по инициативе самого Бетховена, а в результате заказа, поступившего летом или осенью 1809 года от директора венских придворных театров Йозефа Хартля фон Луксенштейна. Бетховен работал над музыкой достаточно долго, вплоть до июня 1810 года. В последнюю очередь, как обычно, сочинялась увертюра, и к премьере, состоявшейся 24 мая 1810 года в Бургтеатре, Бетховен не успел ее закончить. Второй спектакль также прошел без музыки. Лишь на третьем представлении пьесы, 15 июня, была исполнена увертюра и прочие номера: четыре оркестровых антракта, две песни Клерхен, оркестровый эпизод “Смерть Клерхен” и финальная мелодрама (сон Эгмонта и его предсмертный монолог).

Музыка к “Эгмонту” быстро завоевала популярность. Уже в декабре 1810 года лейпцигское издательство “Брейткопф и Гертель” выпустило в свет оркестровые голоса увертюры (так что это произведение скоро стало повсеместно играемым); в 1812 году – песни и антракты. Увертюру при жизни Бетховена публиковали в переложениях для самых разных составов, от сугубо камерного, рассчитанного на любительское музицирование (для фортепиано или небольших ансамблей), до самого громогласного (военный оркестр), причем уже в 1812 году на титульном листе одного из изданий клавираусцуга значилось: “знаменитая увертюра” . В 1813 году в лейпцигской “Allgemeine musikalische Zeitung” была напечатана анонимная рецензия (принадлежавшая на самом деле перу Э.Т.А.Гофмана) на издание всей музыки к “Эгмонту” – рецензия, естественно, полная восторгов и похвал. В ней, в частности, говорилось: “Бетховен доказал, что среди множества композиторов он несомненно оказался тем самым, кто всем нутром глубоко прочувствовал это нежное и вместе с тем мощное поэтическое творение: каждый звук, рожденный поэтом, отозвался в его душе словно бы коснувшись одинаково настроенной и согласно вибрирующей струны. Так возникла музыка, которая ныне, подобно блестящей ленте из сияющих звуков, пронизывает собою и связывает целое. Для искусства это произведение является тем большим достижением, что, странным образом, это величайшее гётевское создание, рассчитанное на музыку или непременно подразумевающее музыкальное убранство, пока еще не имело счастья воплотиться в достойной его классической композиции”.

Военно-политическая обстановка в 1809-1810 годах была чревата для Австрии суровыми испытаниями. В середине апреля 1809 года австрийцы начали наступление против наполеоновских войск в Баварии, но довольно скоро успехи сменились поражениями. Наполеон лично возглавил кампанию, и французские войска стали быстро приближаться к Вене. Город, сдача которого виделась практически неминуемой, почти опустел. Император Франц, его семья и двор, а также все знатные или просто мало-мальски богатые люди бежали из Вены, чтобы переждать беду в безопасном отдалении. Эрцгерцог Максимилиан с гарнизоном из 16 000 человек и с небольшим народным ополчением, состоявшим в основном из студентов, интеллигенции и бюргеров, пытались защитить город. 10 мая 1809 года началась короткая, но яростная осада, которая с вечера 11 мая сопровождалась обстрелом из 20 орудий. Горожане укрывались, кто где мог (Бетховен, например, прятался в подвале дома, где жил его брат Карл Каспар, и лежал, обложив больные уши подушками). Днем 12 мая Вена сдалась на милость победителя. Но война еще продолжалась. Лишь 14 октября в венском дворце Шёнбрунн был заключен весьма невыгодный и унизительный для Австрии мир.

Один из знакомых Бетховена вспоминал о том, как, узнав в 1806 году о поражении прусской армии от Наполеона под Йеной, композитор в сердцах сказал: “Жаль, что я не разбираюсь в военном искусстве, как в музыкальном, а то бы я дал ему бой и победил его”. Один из таких боев был, возможно, дан в бетховенской музыке к “Эгмонту” – драме, которая в контексте переживавшихся Бетховеном и его соотечественниками событий прочитывалась как острополитическая и животрепещуще современная.

Бетховен всегда воспринимал творчество Гёте как чрезвычайно близкое своим внутренним устремлениям. И если, судя по некоторым цитатам в письмах Бетховена, он иногда узнавал самого себя в маркизе ди Поза из шиллеровского “Дон Карлоса”, то, как уже говорилось, он вполне мог в какой-то момент отождествить себя с Эгмонтом (возможно, отчасти и потому, что предки Бетховена были родом из Нидерландов). В образе же Клерхен он воспевал свой собственный идеал “Бессмертной возлюбленной” – идеал, ранее воплотившейся в его единственной опере “Фиделио”, называвшейся первоначально “Леонора, или Супружеская любовь”.

Исполнительницей роли Клерхен в венском спектакле 1810 года была двадцатилетняя Антония Адамбергер – весьма незаурядная личность с непростой судьбой. В 1867 году пожилую Антонию посетил известный биограф Бетховена Л. Ноль, записавший с ее слов любопытные воспоминания относительно работы над песнями Клерхен: “На первой читке гётевского “Эгмонта” ей дали роль Клерхен, поскольку другие актрисы были для этого слишком необразованными. Вскоре Бетховен явился к ней по поводу сочинения музыки к песням. Он спросил ее, умеет ли она петь. “Нет”. – “Тогда как же Вы собираетесь играть Клерхен?” – “Как смогу. А если Вы будете шикать на меня из публики, я вынуждена буду это пережить”. Бетховен в изумлении всплеснул руками и весело рассмеялся. Затем она подошла к фортепиано. Там лежали ноты, оставшиеся ей от отца: “Сотворение мира” Гайдна, “Швейцарское семейство” и “Сиротский дом” Вейгля. Бетховен спросил, поет ли она что-нибудь оттуда. Да, насколько она смогла перенять это от своего отца. Потом он увидел арию “Ombra adorata” (“Возлюбленная тень”) из “Ромео” Цингарелли. “А это Вы тоже можете?” – “Да”. – Он сел за инструмент и стал аккомпанировать ей; она спела. Он не высказал ни похвалы, ни порицания, но сказал под конец: “Что ж, петь Вы все-таки можете, я сочиню эти песни”.

Хотя две песни Клерхен меньше известны широкой публике, чем увертюра “Эгмонт”, они тоже весьма примечательны. Как можно убедиться из приведенного рассказа, неумение актрисы петь было весьма относительным, если ей, дочери известного оперного певца, были по силам вокальные партии из популярных тогда зиншпилей, опер и ораторий. Знание же нотной грамоты подразумевалось само собой, ибо входило тогда в систему светского воспитания любой девушки из хорошей семьи. Поэтому песни Клерхен сочинялись безо всяких скидок на непрофессионализм исполнительницы. Они не очень-то легки даже для обученной певицы, поскольку требуют голоса довольно большой силы (чтобы не “утонуть” в звучании оркестра) и диапазона.

Чисто инструментальный эпизод “Смерть Клерхен” выдержан в целомудренно-сострадательном, сдержанно-благоговейном тоне. В этом фрагменте нет ни патетического надлома, ни излишней сентиментельности. На пульсирующую звуковую нить (тоника d-moll, играют две валторны в октаву) нанизываются постепенно сокращающиеся и слабеющие фразы других инструментов. Лампа на сцене, тихо мерцающая и постепенно гаснущая к концу, символизирует уходящую жизнь Клерхен; музыка образует параллельный смысловой ряд, не просто изображая угасание сил героини, но и придавая ему поэтическую красоту, смягчающую безжалостный реализм этого эпизода. По стилю и настроению “смерть Клерхен” напоминает Adagio affettuoso из первого квартета Бетховена ор.18 (1800), в котором, по свидетельству одного из друзей композитора, он хотел изобразить сцену в гробнице из “Ромео и Джульетты” Шекспира.

Музыкальные вставки в монологах Эгмонта пятого акта решены в жанре мелодрамы – разговорной драмы, сопровождаемой музыкой. Смешанный музыкально-драматический жанр мелодрамы испытал кратковременный расцвет во второй половине XVIII – начале XIX веков. У Бетховена в жанре мелодрамы выдержаны не только монологи Эгмонта, но и сцена в подземелье из второго акта оперы “Фиделио” . Мелодрама имела определенное преимущество перед обычным оперным речитативом, в котором, во-первых, время двигалось поневоле гораздо медленнее, чем этого требовал темп сценической речи, а во-вторых, солисту предписывалось раз и навсегда использовать зафиксированные композитором обороты и интонации.

21 августа 1810 года в очередном письме к Гертелю Бетховен говорил о музыке к “Эгмонту”: “Я написал ее только из любви к поэту, и дабы это засвидетельствовать, не стал за нее брать от дирекции театров никакого гонорара. Дирекция пошла мне навстречу и вознаградила меня тем, что по всегдашнему обыкновению обошлась с моею музыкой крайне небрежно. Чего-либо более ничтожного, чем наши великие мира сего, не существует”.

Творчество своего великого старшего современника – Иоганна Вольфганга Гёте – Людвиг ван Бетховен ценил высоко и не раз обращался к нему – от песни «Сурок», написанной им в ранний период творчества, до «Песни Миньоны» и «Песни о блохе», созданных в зрелые годы. К трагедии «Эгмонт» композитор обратился по заказу Венского придворного театра. За эту работу Л.Бетховен взялся, по его словам, «исключительно из любви к поэту», и в доказательство этой любви отказался от гонорара. Композитора – с его любовью к героической тематике – не мог не увлечь сюжет трагедии.

Главный герой произведения И.В.Гёте – Эгмонт, принц Гаврский, политический деятель времен Нидерландской революции. Образ персонажа трагедии несколько отличается от реально существовавшего человека: исторический Эгмонт занимал умеренную позицию в отношении испанского короля и даже присягнул ему на верность – что, впрочем, не спасло его от казни, после которой остались без средств к существованию его вдова и одиннадцать детей. И.В.Гёте создал идеализированный образ молодого борца за свободу своего народа, влюбленного в девушку Клерхен – такую же сильную духом, как и он сам. В финале пьесы герою является аллегорическая фигура Свободы в образе его возлюбленной, предвещая грядущую победу народа Нидерландов над завоевателями-испанцами.

Создавая «Эгмонта», И.В.Гёте предполагал, что спектакль должен быть насыщен музыкой – и Л.Бетховен создал немало номеров: антракты, одновременно подводящие итог предыдущему действию и вводящие в атмосферу следующего, две песни Клерхен, симфонический эпизод «Смерть Клерхен», музыкальные фрагменты, сопровождающие монологи главного героя. Последней была написана увертюра, открывающая спектакль и воплощающая в себе основной конфликт трагедии.

Конфликт обозначен уже во вступлении, состоящем из двух тем. Одна из них связана с образом испанских завоевателей, другая – со страдающим народом Нидерландов. Эти темы противоположны во всем: ритм сарабанды – и песенность без всякого намека на танцевальность, струнные – и деревянные духовые, аккордовый склад – и горизонтальное движение мелодии, неумолимая восходящая поступь – и жалобная интонация секунды… столкновение между такими диаметрально противоположными темами неизбежно.

Из двух элементов вступления рождаются другие темы сонатного аллегро. Главная партия, энергично проводимая виолончелями – это «окрепшая» тема народа, сохранившая секундовую интонацию. В побочной вновь сопоставляются оба элемента, при этом «испанская» тема становится еще более грозной. Эти темы всегда рядом – всегда в непримиримом противостоянии – и на протяжении разработки, и даже в репризе. В кульминации, при троекратном их сопоставлении, элементы сарабанды становятся предельно жесткими, интонации же второй темы истаивают и бессильно никнут, чтобы исчезнуть совершенно – в генеральной паузе (это соответствует сюжету трагедии, где герой погибает). Но завершается увертюра «Победной симфонией», играющей роль коды (этим же фрагментом заканчивался и спектакль в целом). Стремительные пассажи на доминантовой гармонии приводят к триумфальному утверждению фа-мажорной тоники. Блеск этого апофеоза подчеркнут фанфарными интонациями и мощью оркестровой фактуры.

Первое исполнение музыки Л.Бетховена к «Эгмонту» состоялось в июне 1810 г. – когда трагедия И.В.Гёте была представлена в Венском театре в четвертый раз. Впоследствии увертюра «Эгмонт» отделилась от пьесы и начала свою собственную сценическую жизнь. Сегодня пьесу И.В.Гёте крайне редко можно увидеть на сцене, но бетховенская увертюра, порожденная ею, заняла в репертуаре симфонических оркестров не менее достойное место, чем симфонии Л.Бетховена.

Музыкальные Сезоны