(англ. Vladimir Dubossarsky , р. 1964) - современный российский художник. С 1994 года работает в арт-дуэте совместно с Александром Виноградовым .
Биография, творчество
Владимир Дубосарский родился в Москве 8 января 1964 года. В 1980-84 учился в Московском художественном училище памяти 1905 года, в 1988-91 в Московском государственном художественном институте имени В. И. Сурикова. В 1994 году вступил в Московский союз художников.
В 1991-93 гг. работы Дубосарского выставлялись в Галереи в Тpехпpудном переулке. В тех же годах Дубосарский принимает участие в ряде перфомансов (например, "Вся Москва", совместно с А. Тер-Оганьяном и А. Горматюком, 1992). В 1994 году начал работать в соавторстве с Александром Виноградовым. В настоящее время работы художников находятся в собраниях крупнейших музеев мира (Государственной Третьяковкой галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Московского музея современного искусства, Центра Жоржа Помпиду (Париж), Музея современного искусства (Авиньон), Музея изобразительных искусств (Хьюстон) и др.). В интервью для M24.ru от 27 августа 2015 Дубосарский сказал: "коллективное творчество – это достаточно распространенное явление, потому что современное искусство в отличие от классического является проектным. То есть, если раньше были только, к примеру, Кукрыниксы, то сейчас много творческих групп, где индивидуальность и стиль художника подчиняются определенным параметрам. И в этом смысле наше дело было концептуальным: параметры придумывались совместно с самого начала, какие-то идеи пришли в процессе работы. Поэтому нам легко было договариваться, и эго было не индивидуальным, а коллективным".
Творчество дуэта Дубосарский-Виноградов отличает использование традиционных для живописи форм в рамках актуального искусства. Художники работают на грани китча и концептуализма , они пишут картины большого формата, которые на первый взгляд кажутся продолжением традиции советского реализма, но при этом обладают концептуальным посылом. В интервью Милене Орловой для проекта М. Гельмана "Динамические пары" Дубосарский так прокомментировал первоначальный замысел: "Это сразу было задумано как проект, поставленный в определенные рамки. С одной стороны - это как бы русский, отечественный проект, внутри которого - язык русской живописи, а с другой стороны - западные стратегии. У нас любую бумажку, любую технологию надо объяснять. Картина - это можно объяснить. Мы взяли язык реализма, понятный всем. Противопоставили себя концептуализму, который был в силе (когда в 1994 году мы только начинали), где все было очень умное. В концептуализме подтекст был важнее, чем текст. У нас наоборот - контекст не важен, важнее, чтобы текст был сразу понятен. В противоположность радикалистам - Осмоловскому, Бренеру, Кулику (именно они были звездами в 1993), наше искусство тоже как бы агрессивно, но агрессивно внутри картины. Оно все время говорит - я не жизнь, а искусство, ограниченное определенными рамками. Внутри - как бы позитивные ценности (райские женщины, фрукты, цветы, животные, книги), добрые. А агрессивность картин была в том, что они были большие и их было много. Если бы нас было человек десять, мы забили бы их объемами".
В 2002 году Владимир Дубосарский стал инициатором и идейным руководителем фестиваля «Арт-Клязьма». В 2007 году дуэт Дубосарский-Виноградов был удостоен премии в области современного искусства «Соратник». В 2013 в Московском музее современного искусства Владимир Дубосарский представил перформанс «Хроники 13», в рамках которого на протяжении 14 дней создавал свои произведения в залах музея. В 2014 году состоялась персональная выставка Дубосарского «Дом художника» на берегу Клязьминского водохранилища в месте проведения фестиваля «Арт-Клязьма».
В сентябре 2018 года Владимир Дубосарский организовал перформанс в Удмуртском Республиканском Музее изобразительных искусств (Ижевск). В рамках фестиваля «Ижевск.Да» художник в присутствии публики писал картину Аркадия Пластова «Вести из Кореи».
Работают вместе с 1994. Участники Венецианской биеннале (2003, павильон России), Цетинской биеннале (1997) и др. Произведения в собраниях ГТГ, ГРМ, Центра Жоржа Помпиду, Париж, МАК, Вена, и др.
Несколько лет назад продукция творческого дуэта московских художников была повсюду – на обложке диска культовой нью-йоркской группы TalkingHeads, в книге ведущего писателя России Виктора Пелевина, на стендах крупнейших ярмарок мира. В бессчетном количестве расплодились и подражатели. Видимо, реабилитированная Виноградовым и Дубосарским, приблизительная живописная манера сталинской эпохи позволила многим художникам не стесняться негибкости своего художественного образования, полученного у академиков социалистического реализма. «Времена года русской живописи» были выполнены дуэтом к открытию нового варианта экспозиции искусства ХХ века в Третьяковской галерее. Для довольно консервативной институции Виноградов и Дубосарский придумали сдержанную картину. В начале 2000-х они раздели русских классиков - Толстого, Достоевского, Ахматову, Цветаеву - для проекта «Тотальная живопись». «Времена года» не эпатируют, а примиряют, соединяют конфликтующие стили и картины. Здесь Сталин и Ворошилов смотрят вдаль рядом с нищим из полотна Сурикова «Боярыня Морозова», грустный лирик 1960-х показывает «Черный квадрат» Малевича, а фашистский «Сбитый ас» Дейнеки падает в реку с полотен передвижников. Всем шедеврам даны равные возможности. «Времена года» - эффектное переосмысление метода социалистического реализма, построенного на выборе цитат из «правильных», «народных» художников XIX века. Теперь Виноградов и Дубосарский распространили на век двадцатый чувство счастья, даруемое неказистой, но реалистической живописью.
Валентин Дьяконов
Вязова, Екатерина. Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. «Пикассо в Москве» // Художественный журнал, 1994, №5, с. 70
А. Виноградов и В. Дубосарский: беседа с Д. Гутовым // Художественный журнал, 1994, №8
Балашов, Александр. Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. «Торжество» // Художественный журнал, 1996, №12, с. 89-90
Аргентинская Т. Певцы большой халтуры // Playboy. 1996, июль-август
Horst, Rieck. Herr Kohl war begeistert // ELLE, 1996, №8
Backstein, Joseph. Vladimir Dubossarsky & Alexander Vinogradov // Secession, 1997, June 6 - July 13, p. 24-27
Fiks, Yevgeniy. Alexander Vinogradov and Vladimir Dubossarsky. Deitch Projects //Tema celeste. 1998
Агунович, Константин. Владимир Дубосарский и Александр Виноградов. «Христос в Москве» // Афиша. 1999, 14-27 июня, с. 50
Боде, Михаил. Пришествие Христа в Москву // Коммерсант-ВЛАСТЬ. 1999, №24 (325), 22 июня, с. 37
Ромер, Федор. «Христос в Москве»: Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. XL галерея // Итоги. 1999, 29 июня, с. 64
Гольдин, Михаил. XL Галерея: эстетика утонченного радикализма // АртХроника. 2000, №5-6, с. 128-133
Ромер, Федор. «Вдохновение»: Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. XL галерея // Итоги. 2000, 13 июня, с. 63
Агунович, Константин. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Вдохновение» // Афиша. 2000, 5-18 июня, с. 58
Osmolovsky, Anatoly. Russian Inertia. Vladimir Dubossarky & Alexander Vinogradov // Flash Art International. 2000, №210, January-February, p. 84-85
Guidi, Chiara. Dubossarsky e Vinogradov // Juliet, 2001, №103, June, p. 52
Leoni, Chiara. Dubossarsky & Vinogradov // Flash Art. 2001, №227, Aprile-Maggio, p. 130-131
Osmolovsky, Anatoly. Art Is As Simple As Mooing // Umêlec. 2001, №4, p. 54-63
Lewisohn, Cedar. Two White Russians Please // Sleazenation. 2001, August, p. 84-86
Cruz de, Gemma. Two Russians, One Result // Art Review. 2001, September, p. 65
Zappaterra, Yolanda. Vladimir Dubossarsky & Alexander Vinogradov // Time Out London, 2001, September 5-12, p. 54
Хрипун, Сергей. Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Наш лучший мир». Detch Projects, Нью-Йорк // АртХроника. 2003, № 2, с.123, 1 стр. обложки
Gambrell, Jamey. From Russia with Pop // Interview. 2003, №5, June, p. 88-89
Kerr, Merrily. Vinogradov&Dubossarsky. Deitch Project // Flash Art. 2003, May-June, №230
Ромер, Федор. Пучина кистей // Еженедельный журнал. 2004, 19-25 июля, с. 54-55
Горленко, Антон. Владимир Дубосарский, художник // Афиша. 2004, 30 августа - 12 сентября, с. 160
Turkina, Olesya. Art Kliazma and Art Strelka. Vinogradov & Dubossarsky See Moscow Art Scene Set Alight // Flash Art. 2004, №238, October, p. 56
Kampianne, Harry. Vladimir Dubossarsky & Alexander Vinogradov. L"art Nemo // Art Actuel. 2004, №30, Janivier-Fevrier, p. 52-53, cover
Zafman, Deborah. Vladimir Dubossarsky & Alexander Vinogradov // ArtPress. 2004, №299, Mars, p. 78-79
Ellis, Patricia. Dubossarsky & Vinogradov // Flash Art International. 2004, №237, July-September, p. 44
Shaw, Francesca D., Garulli, Lavinia. Was Will Europa? For a Europe of Differences // Flash Art International. 2004, №237, July-September, p. 98-107
Горленко, Антон. Квадратные мэтры. Владимир Дубосарский и Александр Виноградов // Афиша. 2005, 10-23 октября, с. 37
2004 ce qu"ils nous ont dit // Art Actuel. 2005, №36, Janivier-Fevrier, p. 27
Politi, Giancarlo. Dictionary of Artists // Flash Art Intermational. 2005, №244, October, p. 97-106
Schmit, Sophie. Moscou Biennale an I // Art Actuel. 2005, №37, Mars-Avril, p. 62-63
Dubosarsky-Vinogradov. Interview par Harry Kampianne // Art Actuel. 2006, №42, Janvier-Fevrier, p. 114-115
Dubossarsky&Vinogradov // Beaux Arts magazine. Marche Bilan, 2006, p. 45
2006 Ce qu"ils nous ont dit // ArtActuel. 2007, №48, Janivier-Fevrier, p. 24-26
Fitzgerald, Nora. Sex, Money, Glamour, Tractors // ARTnews, 2008, №107, January, p. 102-105, cover
Dubossarsky&Vinogradov // Beaux Arts. 2008, Novembre, p. 92-93
В центре современного искусства «Винзавод» проходит ретроспектива произведений творческого дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского
«День мента», 2010
«На пленэре. Картина для школы», 1995
Виноградов и Дубосарский создают картины, опираясь на воспоминания своего советского детства и юности, но подкрепленные гламуром девяностых, который воспринимается сегодня уже и не пошло, а снисходительно и даже доброжелательно. Их первоначальной задачей было вдохнуть в картину (многие критики в тот момент утверждали, что картина как художественная форма уже себя исчерпала и должна уступить место инсталляциям и прочим художественным действам) новое дыхание, используя при этом традиционную манеру позднего соцреализма, но наполнив ее иронией, благодаря чему даже советские штампы воспринимаются скорее с любопытством, чем с раздражением. Но это только в том случае, конечно, если зритель лишен подобострастного отношения к советскому прошлому. Если бы некоторые из знаменитых картин дуэта были созданы не 20 лет назад, а сегодня, то определенно вызвали бы гнев околоцерковной общественности. Однако тогда, когда они создавались, церковь еще не вмешивалась в жизнь государства и уж тем более не претендовала на то, чтобы диктовать писателям, художникам и режиссерам, что и как именно им делать в их профессии. Например, сцены из фильма 30-х годов «Кубанские казаки» под кистью насмешников превращаются в эротическое шоу на гигантском триптихе «Праздник урожая»: усатый комбайнер в фуражке под Григория Мелихова из «Тихого Дона» на обочине колхозного поля занимается любовью с чернобровыми казачками. Получились почти сомовские «Занавешенные картинки» с поправкой на реалии ХХ века. Нарисованная с реалистической четкостью картинка выставлялась на аукционе Sotheby’s за $350 тыс.
Работать вместе Александр Виноградов и Владимир Дубосарский начали в 1994 году. «Мы с Виноградовым решили создавать картины, которые будут понятны массам. Поэтому взяли за основу язык советской живописи - соцреализм. Именно этот язык адекватно воспринимало большинство жителей нашей страны».
Первым проектом художников стала работа «Пикассо в Москве». Художники вспомнили, что в 1950-х годах в Москве проходила выставка Пикассо, и нарисовали своего рода парадный портрет. Вслед за которым последовала еще серия подобных двухметровых портретов, включая портрет обнаженной Аллы Пугачевой, «купающейся» в «миллионе алых роз». Сначала Пугачева была возмущена, но ей объяснили, что ее таким образом сравнили с древнегреческой богиней Венерой, и она «простила» художников. Сегодня «обнаженная Алла» с мраморным бюстом Филиппа Киркорова на заднем фоне украшает частную коллекцию и пропала из выставочных залов. Следом за Пугачевой пошли и другие картины, выполненные в жанре соц-арта, на которых авторы произвольно соединяли вместе реальных персонажей, помещая их в демонстративно вульгарный попсовый контекст. Например, в проекте «Тотальная живопись» на залитом солнцем берегу Волги в окружении экзотических птиц и животных отдыхают обнаженные Ахматова, Цветаева, Достоевский, Маяковский, Толстой, Гоголь. Художники уверены, что для массового сознания все эти герои и есть русская литература, которую вполне возможно собрать вместе на картинке, почти как в школьном учебнике. Одним из любимых персонажей этого периода становится Арнольд Шварценеггер, которого они изображают в русских ситцевых трусах, окруженным маленькими детьми - почти Ленин на елке. На огромном полотне «Свадьба» (6х4 метра) художники аллегорически изобразили свадьбу Восточной и Западной Германии, которую благословляет Гельмут Коль, а в небе среди ангелов и цветов парит Михаил Горбачев. Для написания натюрмортов изображенных на этой картине использовались аутентичные свадебные аксессуары которые изготовил под заказ магазин аксессуаров для свадьбы Свадебная Мечта.
„
Если бы некоторые из знаменитых картин дуэта были созданы не двадцать лет назад, а сегодня, то вызвали бы гнев околоцерковной общественности
Трудовой заказ
Серию работ художники сделали в рамках иронического проекта «Картины на заказ». Для турагентств они нарисовали «Птицу-тройку» с вампирами (такой, по их мнению, Россия представляется иностранцам). «Завтрак на траве» (отсылка к знаменитому полотну Эдуарда Мане, на ней изображены обнаженными знаменитые французские художники, начиная с Ван Гога, в окружении голых красавиц и тропических животных) приобрел Центр Жоржа Помпиду в Париже: с прицелом на него, скорее всего, картина и писалась. После этого цены на работы Дубосарского и Виноградова решительно пошли вверх. В 2007 году «Ночная тренировка» была продана на аукционе в Лондоне за £132 тыс. В основе замысла была идея тиражирования однотипных сюжетов якобы анонимными художниками. Причем все картины должны были быть написаны в манере позднего соцреализма. Частично это удалось. Правда, не все заказчики оставались довольны. Так, не дошел до адресата портрет бывшего «начальника Чукотки» Романа Абрамовича. Несмотря на то что у ног героя радостно копошились волк и лисица, а от человеческого тепла и доброты вдруг расцвели подснежники, заказчики попросили уменьшить слишком пухлые щеки героя, потом - увеличить количество волос на голове… Портрет вроде бы имениннику так и не достался. Для выставки в Монако художники подготовили проект под названием «На районе» (On the Вlock) - детали повседневной жизни жителей города Химки, где живут живописцы. Получилась вполне современная этнография, например, портрет девушки - участкового милиционера с внешностью голливудской звезды…
Без названия. Из серии «Девять обнаженных», 2005
Художники рисуют до сорока картин в год, цены на них сегодня меньше, чем были когда-то на западных аукционах. По разным причинам многие картины «зависли» в мастерской. Вот они и выставлены на «Винзаводе». Среди них есть отличные пейзажи, заставляющие вспомнить шестидесятые годы, и саркастические работы позднего периода. Рассматривая их, стоит держать в голове контекст, созданный плодовитыми авторами за последние годы, благодаря которому они стали современными классиками.